Вечные проблемы студентов

Актуальные проблемы современного студенчества — современные наукоемкие технологии (научный журнал)

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНЧЕСТВА

1Рычков С.Ю. Загирова А.Р. Авторами в декабре 2007 — мае 2008 гг. проведено исследование с целью разработать рекомендации ректорам вузов по решению актуальных проблем студенчества.

Информация была собрана с помощью анкетного опроса студентов одиннадцати вузов города Казани (численность выборки составляет 400 человек, при генеральной совокупности 21153 обучающихся на очных отделениях государственных и негосударственных высших учебных заведений) и экспертного опроса специалистов Министерства по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан.

В ходе исследования выявились основные проблемы студенчества.

Проблемы в сфере отношения к учебе, профессиональной реализации:

  • несоответствие выполняемой после окончания вуза работы полученному образованию;
  • снижение качества образования и вместе с тем конкурентоспособности выпускников вузов на рынке труда.

Рекомендации, направленные на улучшение качества образования через повышение уровня профессиональной реализации студентов, рост информационной обеспеченности учебного процесса:

  1. Запретить совмещение учебы с работой на протяжении всего периода учебы, если это не связано с учебным процессом (практика, стажировки и пр.). Вследствие чего государственные стипендии, пособия и гранты должны покрывать основную часть расходов студентов.
  2. Систематически изучать информационные потребности участников образовательного процесса.
  3. Обеспечить оперативное библиотечно-информационное обеспечение инновационных программ и методов обучения студентов экономико-управленческих специальностей.
  4. В обязательном порядке включать в образовательный процесс вуза дисциплины по изучению информационных ресурсов библиотеки.
  5. Проанализировать обеспеченность компьютерами и доступом в Интернет отдельно по каждому вузу Казани и разработать программу по устранению недостатка в компьютерах.

Проблемы в сфере материального положения студентов:

  • зависимость материального состояния студентов от материального состояния родителей, вследствие чего успешность учебы студента зависит от финансовых возможностей его родителей.

Рекомендации: развить модели и формы вовлечения молодежи в трудовую и экономическую деятельность, направленную на решение вопросов самообеспечения молодежи.

Для достижения этих целей необходимо реализовывать разработанные мероприятия, направленные на:

  • разработку банка данных, реализуемых на территории города, стипендиальных и грантовых программ по поддержке научно-исследовательской деятельности студентов;
  • разработку рекомендаций по выбору тематики курсовых и дипломных работ с учетом потребностей города и спонсоров.
  • введение современных методов кредитования студентов;
  • вовлечение молодежи в деятельность трудовых объединений, студенческих отрядов, молодежных бирж труда и других форм занятости молодежи;
  • на внедрение эффективных программ развития социальной компетентности молодежи, необходимой для продвижения на рынке труда;

Проблемы в сфере социально-политической активности:

  • отсутствие необходимого доступа к информации;
  • отсутствие сформировавшейся транспарентной среды для ее адекватного восприятия как обществом, так и студенчеством.

Рекомендации: обеспечить вовлечение студентов в политическую жизнь общества.

  1. Пропагандировать работу Студенческого Совета вузов как модели общественно-политической жизни студентов.
  2. Сформировать корпоративный имидж вуза, путем мониторинга ожиданий и потребностей студентов (проведение анкетирований, интервью и т. д.).

Проблемы в сфере психологической поддержки студентов:

  • наличие у студентов на всех периодах обучения в вузе проблем психологического характера, вследствие чего снижается успеваемость, происходит отсев из вуза;
  • отсутствие возможностей у студентов получения своевременной помощи у специалистов психологической службы.

Рекомендации: организовать привузовую деятельность службы социально-психологической помощи студентам.

Библиографическая ссылка

Рычков С.Ю., Загирова А.Р. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНЧЕСТВА // Современные наукоемкие технологии. – 2008. – № 7. – С. 82-83;
URL: http://top-technologies.ru/ru/article/view?id=24062 (дата обращения: 22.11.2018).

Источник: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=24062

Каковы проблемы студенческой молодежи?

Каковы проблемы студенческой молодежи? Безусловно, их довольно много, и все они – серьезные социальные преграды на пути реализации студента обществе. Однако каждому молодому человеку обязательно нужно их решать, так как они учат жизни.

Сами по себе проблемы студенческой молодежи чрезвычайно разнообразны, но имеет смысл выделить из них только те, которые касаются большинства. Среди них ограниченная материальная обеспеченность, учебные сложности, общение и романтические искания, безуспешные попытки трудоустройства. Теперь можно рассмотреть каждый из обозначенных тезисов по отдельности.

Недостаток денежных средств

К сожалению, в настоящее время сумма стипендий в большинстве ВУЗов не достигает даже прожиточного минимума. А студентам хочется отдыхать, не отставая от культурной жизни. Кино, клубы, кафе – на все это нужны средства. Пригласить понравившуюся девушку на свидание на стипендию не очень-то и получится. А еще нужно и одежду себе купить, и в течение месяца что-то кушать.

Как студенты этот вопрос решают? Они начинают работать. Кому-то в работе везет больше, кому-то меньше. Например, неплохой вариант заработать без отрыва от учебы – заняться копирайтингом, репетиторством, системным администрированием, продажей косметики и других товаров по каталогам.

Те, кто учится на первых-вторых курсах очных отделений, работать могут практически либо только ночью и не по специальности, либо в свободной половине дня, жертвуя временем, которое следовало бы потратить на самостоятельные занятия. В итоге – хроническая усталость и снижение успеваемости. Замкнутый круг: работая, чтобы оплатить учебу, можно этой самой учебы лишиться вовсе. Отсюда вывод, потерпите! Поживите чуть-чуть поскромнее, главное – не уставайте!

Тяготы учебной деятельности

Как говорится, от сессии до сессии живут студенты весело. Не всегда удается вовремя закрыть долги. Итоги — недопуски к экзаменам либо «завал» сессии. В крайних случаях – отчисление. Не все люди после этого находят в себе силы и желание восстановиться и продолжить учебу.

Что тут сказать? Никого пугать мы не намерены. Надо учиться выкручиваться, а еще следует следить за своим временем.

Распишите свою рабочую неделю таким образом, чтобы у вас регулярно было время позаниматься учебой несколько раз в неделю. Поверьте, так просто легче жить. Не пренебрегайте учебой, она вас развивает.

Старайтесь сдать все экзамены на отлично и хорошо. Тройки лишают вас стипендии, при всей ее скромности она все-таки является приятным материальным бонусом.

Поиск друзей и второй половинки

Одиночество – не лучшее состояние для человека. Вчерашний школьник, попадая в новую среду, частично теряет прежний круг общения и не совсем представляет себе, как найти новых друзей.

А как встретить свою вторую половинку? Неунывающие студенты обращаются к внеучебной деятельности. Постоянные совместные выезды на соревнования и конкурсы могут помочь сблизиться с приглянувшимся человеком.

Все обязательно будет хорошо. Все студенты с этим легко справляются.

Безуспешный поиск работы

Вечная проблема молодежи: без опыта работы устроиться в приличное место трудно, но пытаться стоит! Лучше всего искать работу по специальности, хотя и не обязательно.

Сейчас при устройстве на любую должность принято проходить собеседование, на котором работодатель знакомится с кандидатом в сотрудники, а также и потенциальный сотрудник узнает все, что ему нужно. Не нужно стесняться задавать вопросы на собеседовании.

Если вы и не пройдете как кандидат, то получите ценный опыт. А вот вам ценная информация – о чем спрашивать на собеседовании?

Кстати, получить этот самый опыт работы – дело тоже не из легких. Хитрые работодатели неопытным студентам платят суммы, почти равные несчастной стипендии. Бесплатно работать, конечно, не надо ни в коем случае.

Однако некоторые студенты устраиваются работать не по специальности в организации, которые не требуют какой-либо особой подготовки. И, если они делают там блестящую карьеру, то с течением времени диплом становится для них ненужной бумажкой.

Может быть это и нормально.

Вопросы профессиональной реализации — серьезные проблемы студенческой молодежи, которые ставят под сомнение необходимость высшего профессионального образования, его целесообразность и пользу.

Источник: https://life-students.ru/kakovy-problemy-studencheskoj-molodezhi/

Мир и современный студент: проблемы, взгляды, противоречия



Минобрнауки России

ФГОУ СПО «Ивантеевский промышленно-экономический

колледж»

Практические работы

По дисциплине

«Философия»

Тема: Мир и современный студент: проблемы, взгляды, противоречия.

Выполнила студентка 25 группы

Специальность коммерция

Горохова Д.И.

2012

Современный студент.
 

Как часто сегодня можно услышать, что перевелись настоящие студенты – мыслители и революционеры, не боящиеся разрушить существующий порядок вещей. В их среде зарождаются те тенденции, которые в дальнейшем меняют историю (как, например, студенческие бунты в Европе 1960-1970-х годов).

Прошлое предлагает нам взглянуть на «юношей бледных со взором…» то поникшим, то горящим – это явно студенты. Молодые люди в картузах возле дверей пивной, распевающие Gaudeamus igitur, — тоже студенты. Часть комсомольцев, стройотрядовцы – студенты.

 Современный же студент по внешнему виду ничем не отличается от любого другого молодого человека, не получающего высшего образования. Чем живет студент XXI века, что на уме у этого, казалось бы, ничем не примечательного человека?Современный студент совсем не похож на студента советских и ранних постсоветских времен.

 Неужели мы действительно из мыслящей элиты общества превратились в беспечную, аполитичную и совершенно безразличную к окружающей действительности серую массу, тянущую «за собой на дно тех, кто сначала делал попытки стать Студентом, но был затянут в болото серости, ординарности и нежелания делать что-либо»? Да, современные студенты – другие, это не вызывает сомнений, но разве только это может быть основанием, чтобы так нелестно о них отзываться?Чем же студенты XXI века так отличаются от предыдущих поколений? Во-первых, нынешние студенты 1-3-го курсов – люди, рожденные в совсем другом, капиталистическом мире. Им порою чужд дух коллективизма и альтруизма, который уступает место эгоизму. Социологи и психологи, проводящие исследование мотивации общественной активности молодежи, пришли к выводу, что нынешнее поколение прагматично. В первую очередь нынешних активистов интересует удовлетворение потребностей в самореализации, интересном досуге, социальных связях, в проявлении индивидуальности и самостоятельности, им важно решение собственных проблем, признание своих достижений, а уж потом чувство общественного долга и желание быть полезным обществу. Прежде чем взяться за то или иное дело они задаются вопросом: «А что мне за это будет?»Если активность современного студента и направлена на изменение окружающей действительности, то только в соответствии с его собственными потребностями, взглядами и интересами. Звучит не очень благородно, не так ли? Но можно ли однозначно сказать, что это плохо? Еще А. П. Чехов писал: «Если бы каждый человек на уголке своей земли делал всё, что он мог, как прекрасна была бы жизнь на земле». С этим сложно не согласиться. Здесь и проявляется наше воспитание в духе капитализма.Современные студенты отличаются рационализмом и дипломатичностью. Нынешний студент старается не вступать в конфликты с администрацией вуза, города или страны. Не потому что он безразличен к происходящему, а потому что, как говорят студенты: «Бунт – это не рационально и попросту опасно». Проблемы надо решать мирным путем. Принципиальность выпала из числа положительных черт современного молодого человека.Современный студент осознает, что успех в жизни напрямую зависит от того, насколько хорошим специалистом он сможет стать по окончании университета и сможет ли трудоустроиться. Отсюда и небывалый для прошлого интерес студентов ко всякого рода подработкам (желательно по профилю обучения). Сегодня работать начинают с первого курса, дабы увеличить свои шансы не приобрести в итоге статус безработного. Таким образом, у студента появляется еще одна точка приложения умственных и творческих сил – работа. А в условиях нарастающей конкуренции на рынке труда студенты стараются проявлять только те свои таланты, которые могут быть интересны работодателю, не тратя силы «понапрасну».Современный студент перестал воспринимать место своего обучения как единственную возможность творческой самореализации. В настоящее время существует масса возможностей проявить себя как отличного певца, танцора, поэта или музыканта за стенами родного вуза. Возможно, тому виной слабые корпоративные связи внутри студенчества, но сегодня студенту легче показать свои таланты на конкурсе, организованном коммерческой структурой, нежели в кругу однокурсников.

Хорошо это или плохо – вопрос спорный. Ясно одно: современное студенческое братство нельзя характеризовать как серую массу. Мы активны и предприимчивы, просто мир изменился, изменив наши приоритеты. 

Современные проблемы студентов

Рассмотрим некоторые современные проблемы студентов.

Нам всегда грозила и сейчас грозит опасность ставить штамп «здорового» на любое поведение, которое для нас приемлемо и от которого нам становится славненько, и обзывать «невротическим» любое поведение, которое нас смущает, бросает нам вызов или ставит нас перед фактом, что мы волей-неволей должны обеспечить своим практически взрослым детям осмысленный жизненный опыт. Как заметил недавно доктор, декан психологического факультета Университета: «Мои студенты страдают не от надуманных расстройств но классификации Американской психиатрической ассоциации, — они больны разочарованием в идеалах и нуждаются в чем-то таком, во что можно верить, чему можно доверять».

Женщина-психолог из крупного университета на Среднем Западе недавно рассказала мне, что ей бывает очень трудно после бесед со студентами делать выводы, которые хоть как-то понравились университетскому начальству или родителям. Вот что она поведала: «Проблемы начались с первого же дня работы. Ко мне направили молодого человека, который отказался ехать домой на рождественские каникулы, и его родители были в истерике.

Они связались с куратором Джерри и вместе решили, что у него какая-то эмоциональная аберрация.

Чем дольше я беседовала с Джерри, тем больше он мне нравился и тем сильнее я ему сочувствовала, — а он описывал, что будет, когда он приедет домой, как его родители будут вмешиваться во все его планы, как они постараются переустроить его жизнь.

Он чувствовал, что от общения со слишком тревожными и слишком заботливыми родителями становится ребенком, а они лишают его жизненного опыта, отказываются признать, что он уже взрослый, и отпустить его.

Джерри говорил: «Когда я стану старше и крепче, то смогу отстоять свое право на то, чтобы стать личностью, самим собой, но сейчас я уверен — стоит мне попасть домой, и я снова войду в привычную колею, опять стану ребеночком.

Чем больше я работаю со студентами, тем лучше понимаю, что когда и если они ведут себя, на наш взгляд, странно или эгоистично, это потому, что мы сами не даем им достаточно простора для роста; даже когда они принимают ЛСД, для них это просто переживание, над которым не надзирают взрослые! А если они плохо учатся или уходят из университета, это для них тоже самостоятельный поступок, то, чего у них не могут отнять родители и преподаватели!»

Чем же заняты «мятежники» в кампусах колледжей? Одни находят книгу или предмет, которые их завораживают, и, вместо того чтобы делать домашние задания, месяцы напролет ищут в библиотеках книги того же автора или по тому же предмету. Получив оценку, из которой явствует скорее, чему они не научились, а не чему научились, такие студенты теряют интерес к занятиям. Ищут места, где можно посидеть и поговорить, поделиться с другими своими мыслями и чувствами.

Читайте также:  Как легко сдать сессию?

В каком-то смысле это философы, ищущие несуществующий форум, где можно было бы обсудить основные принципы и ценности их философии. Как описывает таких молодых людей в статье в: «Во дни, когда журналы и кафедры открыты только для статистиков и репортеров, эти дети стали бы новыми».

Современные проблемы студентов. Некоторые молодые люди приходят в колледж с несбыточными надеждами — ведь приемная пора была такой пыткой, а поступление в колледж — такой радостью, что колледж представляется им раем, где сбываются все мечты, а не просто очередной ступенью в образовании. Как сказал один преподаватель колледжа: «Они ожидают, что всем предметам их будут учить!»

Пережить такое разочарование очень трудно. Изучая проблемы отсева из колледжей, мы должны помнить о двух важных пунктах. Во-первых, о нездоровом возбуждении свежеиспеченного студента по поводу поступления в колледж; во-вторых, о том, что нельзя делать никаких общих выводов относительно всех отчисленных.

Все стенают и заламывают руки по поводу того, что из колледжей в последние годы якобы отчисляют все больше студентов; но ведь это не так.

Доктор Лоренс, психолог-клиницист из Службы здравоохранения при Принстонском университете и преподаватель на факультете психологии, рассказал мне, что примерно 30% поступивших в колледж не выпускаются из этого колледжа но тем или иным причинам.

Согласно некоторых исследованиям, около 70% отчислившихся из своего первого колледжа либо немедленно переводятся в другой, либо заканчивают высшее образование позднее.

Процент возвратившихся в альма-матер в разных колледжах разный от примерно 59% вплоть до 95%. В целом примерно 30% отсеявшихся не возвращаются в колледж.

И эта статистика, согласно доктору и другим специалистам, остается практически неизменной уже около 40 лет.

Почему же отсев из колледжей волнует нас все сильнее и сильнее? Несомненно, дело в том, что мы крайне озабочены поступлением в колледж.

Родители и дети на протяжении последних классов школы живут в состоянии безутешной паники по поводу грядущего поступления.

При таких обстоятельствах неудивительно, что колледжи не оправдывают несбыточных надежд, а родители теряются, негодуют и пугаются, когда дети отказываются от вожделенной награды.

Противоречия в развитии современного студента

Благодаря совместному виду деятельности учебе, общем характера труда студенты образуют определенную социально-профессиональную группу, ведущей функцией которой является приобретение соответствующих знаний и умений в области избранной профессии, навыков самостоятельной творческой деятельности.

Успешность же всего указанного зависит от психоэмоционального состояния личности, которая, как уже было отмечено, переживает решающую возрастную кризис взросления.

Становление и развитие юноши сегодня происходят в многосложнейшими условиях, которые часто являются производными от надындивидуальных, надличностное процессов не только экономических и политических, но и собственно психологических или, точнее, психосоциальных.

Актуальной в этом контексте оказывается, скажем, проблема конформизма как типичного механизма адаптации личности к новым условиям. Отметим, что конформных способ адаптации играет важную стабилизирующую роль в процессе трансформации прежней советской человека в гражданина демократического государства.

Этому способствуют и те психотехнологични механизмы влияния, по сути остаются такими, как раньше (меняется лишь их идеологическое наполнение. При этом, однако, качественные сдвиги в гражданской самосознания, в готовности людей к построению новых форм общественной жизни прослеживаются очень слабо.

Для достижения более весомых результатов здесь следует использовать другие механизмы влияния, которые бы стимулировали критичность, инициативность, заинтересованность, активность личности.И в этом смысле большие надежды мы возлагаем на дальнейшее совершенствование и развитие субъектной парадигмы психологической науки и педагогической практики, успешно разрабатывается.

Понятно, что глобальный социально-экономический кризис, в водовороте которой мы постоянно находимся, углубляет внутренние конфликты, жизненные кризисы как взрослого, так и юной, подрастающего человека, обостряет все ее беды, страдания, противоречия, чрезвычайно усложняет выбор жизненного пути, делая который, индивид кладет на плечи тяжелую ответственность и за свою собственную судьбу, и за судьбу своих близких.Между тем подобные проблемы, прежде всего связаны с жизненными кризисами и личностным выбором, и до сих пор остаются в отечественной науке очень слабо разработанными. Ю. А. Самарина выделил ряд характерных черт и противоречий социально-психологического характера, имеющих место в развитии студенческой молодежи. В этот период молодой человек осуществляет выбор профессии, овладевает им и начинает пробовать себя в других сферах жизни, самостоятельно планирует свою деятельность и поведение, активно отстаивает самостоятельность суждений и действий.В этом возрасте на основе синтеза имеющихся знаний, жизненного опыта, самостоятельных размышлений и действий формируются мировоззрение, этические и эстетические взгляды. Многие из них переходят из сферы теоретических представлений в сферу практических свершений (любовь, брак, создание собственной семьи. Однако, в связи с материальной зависимостью от родителей и необходимостью подчиняться существующему в учебном заведении распорядка, возникает экономическое противоречие между разнообразием желаний и возможностью их осуществления, которое студент иногда пытается решить дополнительным заработком в ущерб своей основной учебной деятельности.Сочетание работы с дневной формой обучения создает еще одно противоречие чрезвычайный дефицит времени, который обозначается или на качестве обучения, или на семейных взаимоотношениях, а в конечном итоге приводит к снижение интенсивности интеллектуального и эмоционального жизни. Когда у студента возникает выборочный интерес к той или иной области знаний и желание углубиться именно в эту отрасль, ресурсы времени оказываются недостаточными.Следующее противоречие заключается в том, хронически не хватает времени на переработку постоянно растущего потока информации. Знаниями же становится только та информация, переработанная и усвоенная человеком. Итак широта информации часто вступает в противоречие с глубиной ее осмысления. Существует еще одна особенность психического развития студентов: если в средней школе обучения и воспитания опережают развитие, то в высшем учебном заведении развитие студентов иногда опережает обучения и особенно воспитание.Отдельно следует остановиться на проблеме адаптации первокурсников к обучению в высших учебных заведениях. езкое изменение многолетнего стереотипа работы, к которому привыкли юноша или девушка (динамического стереотипа, по И. П. Павловым), иногда приводят к нервным срывам и стрессовым ситуациям. Перестройка динамического стереотипа у каждого студента протекает индивидуально и зависит как от типа высшей нервной деятельности, так и от социальных факторов. Среди главных трудностей, с которыми сталкиваются первокурсники, психологи выделяют следующие:Негативные переживания, обусловленные выходом из школьного коллектива;Неопределенная мотивация выбора профессии, недостаточная психологическая готовность к ней;Отсутствие навыков самостоятельной работы;Неумение осуществлять психологическую саморегуляцию поведения и деятельности Усиливающийся отсутствие ежедневного контроля со стороны преподавателей;Поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях, налаживание быта и самообслуживания, особенно при переходе из домашних условий в общежитие.Как видим, указанные трудности не являются одинаковыми по своему происхождению. Некоторые из них носят объективный характер, а другие обусловлены недостатками в довузовской подготовке, а также в воспитании в школе и семье. Но так или иначе, противоречия, которые возникают, имеют значительное влияние на ход кризиса взросления.Поэтому именно на этих противоречиях сосредоточивают сейчас свое внимание специалисты. Так, например, ими занимаются сотрудники лаборатории социальной психологии личности в г.Киеве Первым итогом разработки этих проблем стала коллективная монография, подготовленная под редакцией заведующей лаборатории Т. Титаренко.Титаренко и его сотрудники рассматривают жизненный кризис как необходимый момент самодетерминации развития личности, прерывания постепенности, переход к новому качеству жизни. В такой интерпретации жизненный кризис есть не что иное, как естественно и социально обусловленная возможность и форма реализации заложенного в человеке потенциала личностного развития. Но эта возможность становится действительностью, разумеется, только при условии конструктивного выхода из кризисной ситуации. Конструктивный же выход из кризиса как нормативной, так и ненормативной всегда предполагает личностный выбор, в котором и эксплицируется, оказывается человеческая субъектность как таковая. Это положение одно из важнейших в разрабатываемой психологической теории жизненного кризиса.Не ограничиваясь изучением природы кризисных состояний, научный коллектив лаборатории главное внимание уделяет поисковые путей и средств психологической помощи людям, в этих состояниях находятся. Соответствующие исследования и опыт психологического консультирования свидетельствуют о наличии у каждого человека внутреннего потенциала самоорганизации, конструктивного преодоления кризиса. В отдельных случаях психологическая помощь нужна для того, чтобы активизировать этот потенциал, расчистить обремененные психотравмами, нерешенными ролевыми конфликтами пути самовосстановлению.

Однако такая помощь, пусть и минимальная, крайне необходима, особенно в ненормативных кризисных ситуациях. Иначе эти ситуации могут завершиться очень драматично и даже трагично. В Украине на 100 тысяч жителей приходится 30 самоубийств, и значительную часть их осуществляет молодежь, что, собственно говоря, и неудивительно.

Незрелая, инфантильная личность слишком остро реагирует на травмирующие ситуации, крах детских иллюзий приводит к потере смысла жизни. Поэтому такой необходима превентивная психологическая поддержка в случае угрозы возникновения суицидальных попыток.

Она должна быть направлена на решение проблемы адаптации индивида к социальной среде, на приобретение навыков конструктивного реагирования на жизненные трудности.

Источник: http://turboreferat.ru/philosophy/mir-i-sovremennyj-student-problemy/210497-1050801-page1.html

Вечный студент. вся жизнь за школьной партой

Никто не мог предположить, что из Олечки получится «вечный студент». До школы она росла, как вольная птица, не зная грамоты, не умея читать и писать.

Но почему-то в последние дни лета перед началом учебных занятий в первом классе сердце ее наполнилось особой радостью, словно ожидая каких-то особенных приключений.

Теперь на вопрос взрослых «Ты куда идешь?» она с гордостью отвечала: «Учиться, ведь мне скоро в школу».

Письмо и чтение Оля освоила очень быстро, без каких бы то ни было проблем. А потом каждый новый год приносил очередное открытие – история, английский язык, литература.

vechnyi_student Вечный студент

1 сентября из года в год она с радостью и огромными ожиданиями шла в школу, и эта радость была не от того, что здесь она встретится с друзьями и одноклассниками, а потому, что ее ждали новые интересные знания, новые открытия. Даже запах свежеотпечатанных учебников вызывал особое волнение. А как она зачитывалась книгами!

Не все предметы вызывали у Оли интерес, но и те, которые не нравились, она брала штурмом за счет усидчивости и зубрежки, благо память у нее была хорошая, в том числе и зрительная (что позволяло ей словно видеть страницу с текстом).

Был у нее и азарт – все сделать на отлично, лучше других.

Что и говорить, Оля уверенно шла на золотую медаль и закончила школу с серебряной только по причине подросткового бунта, не пожелав почему-то переписать контрольную по математике, хотя учителя и настаивали на этом.

После окончания школы она хотела заниматься иностранным языком, но конкурс в ВУЗ был такой, что Оля испугалась, посчитав, что не имеет достаточной подготовки для поступления.

Других идей у нее не было, и она, не долго думая, пошла учиться на инженера. На самом деле ей было все равно где учиться — лишь бы учиться.

Будущая работа представлялась чем-то далеким и нереальным, а пять лет удовольствия от учебы предстояли прямо сейчас.

vechnyi_student_1 Вечный студент

Закончив ВУЗ с красным дипломом, работать по специальности Ольга не стала. Она пробовала свои силы в разных профессиях, но главный ее интерес по-прежнему состоял в учебе.

Если работа не предоставляла ей возможности углублять свои знания в данной профессии, она бросала ее. Постепенно она поняла, что ей нравится сам процесс учебы и совсем не обязательно, чтобы он заканчивался каким-то результатом.

Оля поняла, что выражение «вечный студент» — это про нее.

Как-то раз, встретившись со своей одноклассницей, удивленной, что Оля не пошла в иняз и в очередной раз меняет работу, Оля с большой долей самоиронии сказала: «Знаешь, я заметила, что больше люблю учиться, чем работать». На что одноклассница ответила: «Да мы это еще в школе заметили».

Правда, со временем Ольга стала тяготиться таким положением вещей.

Ее потребность к знаниям без разбора, стремление узнать все тонкости дела, постоянное углубление в суть без нужды стали напоминать чересчур растянутый от переедания желудок, когда обжора начинает маяться от избыточного веса и потери былого удовольствия от еды.

Она бы уже хотела получить результат в виде какой-то работы или навыка, который могла бы применить в жизни, но привычка сначала узнать, а потом не сделать настолько стала второй натурой, что она не могла сойти с наезженной колеи. Она всю жизнь готовилась к жизни, которая никак не наступала.

Читайте также:  Что делать в деревне?

Вечный студент. «Золотой» анально-зрительный ребенок

Подобный сценарий характерен для анально-зрительного сочетания векторов. Именно «золотые» анально-зрительные мальчики и девочки очень любят учиться. Они хотят быть лучше всех, стремятся к знаниям и получают золотые медали и красные дипломы.

Стремление к знаниям – очень хорошее и нужное качество для любого человека, однако наиболее преуспевают в этом именно носители анально-зрительной связки векторов.

И если с развитием ее в детстве все сложилось хорошо, и ребенка научили реализовать эту его способность наружу (получил знания – отдал в виде общественно-полезного труда), то проблем здесь не возникает.

Мы получаем очень хорошего профессионала, который постоянно повышает свою квалификацию за счет умения учиться, углублять свои знания по профессии. Но при недостаточном развитии векторов возможен вариант «вечного студента», который учится только ради того, чтобы учиться.

На каком же этапе возникает сбой? Почему так часто встречается ситуация, когда бывшие отличники и медалисты так и не находят себя в жизни?

Анально-зрительные дети очень домашние. У них особая связь с мамой. Она намного сильнее, чем у других детей. Такие детки очень зависят от маминой похвалы.

Если мама недостаточно хвалит их, они могут затаить обиду. Но и перехваливать их нельзя – у них начнут выделяться эндрофины от похвалы, и тогда зависимость от нее станет патологической.

Они «в лепешку расшибутся», лишь бы заслужить мамину похвалу.

vechnyi_student_2 Вечный студент

Попадая в коллектив в школе, они бывают очень застенчивы, с трудом отрываются от маминой юбки. Среди детей идет животное ранжирование, а для анально-зрительных начинается борьба за выживание. Анальный вектор – интровет, не любит идти на контакт. Зрение очень чувствительно, может быть в страхе.

А тут орава детей — «Да они же просто звери!». Единственное, чем анально-зрительные детки могут взять свое, — природные качества усидчивости, хорошей памяти, любви к чтению, способности накапливать и структурировать информацию.

Они хотят быть лучшими, чтобы занять свое место в коллективе и чтобы мама похвалила.

Но если ребенка не научить взаимодействовать с другими детьми, применять полученные знания на практике, то есть выводить вектора наружу, то возникает ситуация потребления в себя. Знаниями нужно делиться. Не отдав, мы не можем принять. Нет сосуда, который можно было бы наполнить. Возникает ощущение неудовлетворенности, «переедания знаниями».

Представьте, что вы владеете чем-то интересным и грандиозным, но никто об этом не знает и не с кем поделиться.

Будете ли вы испытывать от этого большое удовольствие? Думаете, человек испытывает страдания только от нехваток? Очень часто – от невозможности отдать.

Поэтому получая какие-то знания нужно всегда задавать себе вопросы: «Для чего я получаю эти знания? Что я сделал? Что я вывел наружу?»

Иначе получаем инфантильных взрослых, которые всю жизнь прикрываются своей ученостью, вместо того, чтобы взять ответственность за свою жизнь и сделать что-то для людей.

Неразвитая мамочка гордится своим анально-зрительным сыном-профессором, вся жизнь которого сводится к чтению новых книг, получению новых знаний, дипломов и степеней.

Но людям от его начитанности и всезнайства ни тепло, ни холодно.

vechnyi_student_3 Вечный студент

Подобный дар к обучению может быть применен в профессиях, где требуется работа, связанная с поиском, переработкой и передачей информации. Это может быть учитель, методист, библиотекарь, ученый.

Вечный студент. Родной страх опозориться

Еще одним фактором, который может превратить человека с анальным вектором в вечного студента – «родной» страх опозориться. Этот страх связан с его эрогенной зоной.

У анальника в результате стресса может нарушиться процесс эвакуации содержимого кишечника. В начале стрессовой ситуации возможен понос, и человек может потерять контроль над этой функцией организма.

Отсюда и происходит этот страх.

Поэтому анальник стремится избегать стрессовых ситуаций, когда он может показаться недостаточно совершенным, знающим, профессиональным.

Это часто делает его неуверенным, заставляет проверять и перепроверять полученные знания, углубляться в них, стараясь основательным образом подготовиться к любому подвоху. Он часто теряет цель – зачем он это делает.

Ему начинает казаться, что делает он это ради повышения уровня знаний, квалификации, а на самом деле он бессознательно скрывает свой страх, свою неуверенность.

vechnyi_student_4 Вечный студент

Таким образом, такое замечательное свойство, которое дано анально-зрительному человеку, как любовь к учебе, может стать источником страданий, как это произошло у Ольги.

В школе она своей отличной учебой защищалась от сверстников (ее не любили, но уважали). Страх опозориться не дал ей пойти учиться в тот ВУЗ, который она выбрала.

В дальнейшем она рационализировала свое нежелание работать любовью к учебе, стремлением к развитию и недостаточной готовностью к предлагаемым условиям («вот еще немного подучусь и тогда…»).

В итоге – «золотая девочка», а жить не умеет.

Чтобы не разбазаривать по жизни тот величайший потенциал, который нам дает природа, чтобы получать максимальное удовольствие от реализации своих свойств, чтобы понятие «вечный студент» употреблять только в позитивном ключе, надо знать законы, по которым живет психическое. Надо понимать себя и правильно воспитывать наших детей.
Статья написана по материалам тренинга по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Марина Голомолзина

Источник: http://xn—-7sbfghublmqkebkluk6dzkk.xn--p1ai/psiholog-vektor/vechnyj-student-vsya-zhizn-za-shkolnoj-partoj/

Вечные студенты

Вечные студенты

Мы учимся все дольше, утверждают эксперты: к 2060 году продолжительность образования может составить четверть века

Мы — участники и свидетели образовательной революции: если в 1950-е в мире насчитывалось менее миллиарда грамотных людей, то сейчас их 3,5 млрд.

Об этом говорится в докладе научного руководителя Института образования НИУ ВШЭ Исака Фрумина. Глобальные изменения затронули не только среднюю школу: социальной нормой становится высшее образование.

А когда-нибудь таким «пропуском в элиту» будет уже магистратура или аспирантура.

Однако, пожалуй, самые любопытные выводы доклада связаны с продолжительностью обучения в современном мире. Оказывается, этот период постоянно растет и, согласно прогнозам, к 2060 году может составить в России 20 лет (речь идет о среднем и высшем образовании). Для сравнения — в США тот же показатель будет равняться 25 годам.

Ключевая причина — экономическая. Одновременно с ростом продолжительности жизни возникают и более высокие требования к квалификации тех, кто выходит на рынок труда, объяснил «Огоньку» Исак Фрумин.

— Среднее образование слишком короткое, и 16-летний мальчик или девочка просто не способны конкурировать за рабочие места,— говорит он.— Ну и, конечно, современный человек должен постоянно учиться, подстраиваясь под быстрые перемены.

Однако, как показывают исследования, феномен вечных студентов связан не только с потребностями рынка труда или, скажем, с особенностями современного образования. В последнее время на рост числа людей, которые никак не расстанутся со студенческой скамьей, повлияли экономические трудности.

На это не так давно обратили внимание в Италии: там нестабильность на рынке рабочей силы сильнее всего ударила… по людям с университетскими дипломами. Проблема коснулась 55,9 процента магистров и 83,2 процента бакалавров гуманитарных наук, согласно данным исследовательского института Eurispes.

Как результат — многие студенты предпочли остаться в вузах, лишь бы не пускаться в свободное плавание. Только в начале 2000-х, согласно данным той же организации, 68 процентов итальянских выпускников задержались в университетских стенах, чтобы продолжить обучение.

Схожую ситуацию еще несколько лет назад фиксировали и в США: там вырос средний возраст студентов — до 27 лет, а кое-где — до 35-37. Среди основных причин — отсутствие работы и попытки людей переждать лихие времена в студенческих аудиториях.

Но, пожалуй, самая серьезная проблема с вечными студентами возникла в Греции. По местным законам пока человек учится, он имеет право на множество бесплатных опций — от еды до проживания.

При этом, по данным портала Greek Reporter, в стране больше университетов, чем во многих других европейских государствах, например во Франции, а вот число выпускников — значительно меньше, всего около 10 процентов от общего числа студентов.

В марте этого года греческие власти потребовали от вузов в течение года избавиться от вечных студентов, то есть тех, кто поступил до 2006 года.

Однако экономический кризис, как ни странно, оказал на самих молодых греков прямо противоположное воздействие: многие из них, сидевшие на студенческой скамье годами, сейчас стараются побыстрее закончить учебу… чтобы уехать и работать за рубежом. Можно ли говорить об этом как о тенденции, вопрос пока открытый.

Постоянный автор «Огонька», специалист по контролю качества программ высшего образования Анна Прийдак поясняет: даже после неблагоприятных изменений в экономике ряда европейских стран студенты здесь могут рассчитывать на различные формы финансовой поддержки.

— В Евросоюзе действует единая программа непрерывного образования, на которую с 2007 по 2013 год было потрачено около 7 млрд евро,— говорит Прийдак.— Дополнительно каждая страна заметно субсидирует вузы и выплачивает студентам стипендии, иногда в виде льготных кредитов, чтобы обучение оставалось доступным. Расходы немаленькие — на образование в целом идет от 10 до 15 процентов госбюджета.

Но есть и психологические причины. Как отмечает эксперт, нередко выпускники вузов оказываются ментально не готовы к ответственности, связанной с выходом на полноценную работу.

Стараясь отодвинуть этот новый этап в своей жизни, они выбирают продолжение образования (магистратуру или аспирантуру), объясняя себе и окружающим, что просто хотят лучше подготовиться к жестким требованиям рынка труда.

Здесь феномен вечных студентов смыкается с другим глобальным явлением — появлением так называемого поколения бумеранга. В последнее время эксперты фиксируют: все больше взрослых детей возвращаются под одну крышу к своим родителям из-за финансовых трудностей.

Первыми удивились в США: по данным исследователей из Pew Research Center, резко выросло число «молодых взрослых», обосновавшихся в многопоколенных домохозяйствах. Если в 1980 году их было всего 11 процентов, то в 2010-м этот показатель вырос до 21,6 процента. Похожий тренд зафиксировали и в Италии, Испании, Великобритании…

Собственно, нечто похожее происходит и в образовании, где университет действительно становится для многих вторым домом — там можно спрятаться от трудностей большого мира.

Занятно, что и в Азии сегодня тоже столкнулись с проблемой вечных студентов, но там она обусловлена другими причинами: так, в Южной Корее перфекционизм в учебе стал зашкаливать, а репетиторов в стране, где ценятся только высшие баллы, больше, чем учителей. Дошло до того, что в Сеуле недавно ввели комендантский час: запрет на занятия на всевозможных подготовительных курсах после 10 вечера. Мир вечных студентов для многих стран уже реальность.

***

Не засиживаться!

Время, которое человек учится в вузе, постоянно растет. Именно поэтому в Европе (в частности, в Великобритании) все больше склоняются к платному образованию по примеру США. Там не просто хотят заработать.

Задача: чтобы человек учился ровно столько, сколько ему действительно нужно. Не засиживался в вузе. В США долго учатся лишь немногие. В Европе, напротив, сама система образования способствует появлению многочисленных вечных студентов.

И на это есть несколько причин.

Прежде всего период детства и юности во всем мире увеличился, и это увязано с системой образования. Занятно, что сама категория «молодежь» (уже не дети, но еще не полноценные взрослые, так как не вышли на рынок труда) появилась лишь с широким распространением вузов. Сейчас период молодости длиннее и учеба дольше.

Однако не стоит забывать и о социальной политике. Например, мои коллеги из Норвегии рассказывали, что во время кризиса в стране выросла безработица. Так вот, чтобы сгладить социальный эффект, там просто увеличили число мест в вузах. Это была совершенно сознательная социальная политика.

Что же касается России, то высшее образование у нас и правда становится социальной нормой. Этот процесс начался давно: еще в 2000-е проводили широкомасштабные опросы о доступе к высшему образованию. Тогда выяснилось, что получить его хочет подавляющее большинство детей. И главное, с этим уже ничего не поделаешь.

Рост системы образования, который сам себя разогревает, описан великим социологом Джоном Мейером из Стэнфорда: чем выше уровень образования родителей, тем более образованными они хотят видеть своих детей.

Как удовлетворять этот спрос? На излете советских времен число студентов сдерживали искусственно. Теперь его ничего не сдерживает, и в последние 20 лет мы все время открывали новые вузы.

Однако это наложилось на недостаток квалифицированных преподавательских кадров: в результате вузов много, а качество образования низкое.

Мы, правда, не одиноки, похожая ситуация, например, сложилась в Индии и во многих других странах: огромный спрос на вузы, неудовлетворительное качество обучения, попытки государства взять эту сферу под контроль. И на противоположном берегу — США, где сфера образования саморегулируется.

Мы пока идем по индийскому пути (противоречивой смеси дикого рынка и жесткого госрегулирования), отчего страдает и качество образования, и, что важнее, отношение к нему. А вот проблемы с тем, что у людей, получающих высшее образование, необоснованно растут потребности (что не всегда соответствует их способностям), я не вижу.

От этого не может застраховать ни одна образовательная система в мире. В конце концов, счастливый брак тоже не всегда получается, хотя все о нем мечтают.

Читайте также:  Мой отзыв на книгу келли макгонигал «сила воли»

Даниил Александров, заведующий лабораторией «Социология образования и науки» НИУ ВШЭ (Санкт-Петербург)

***

Идут на рекорд

У каждого из самых знаменитых вечных студентов мира своя причина оставаться в родных университетских стенах

Университет Висконсина в Уайтуотере (США)

Несколько лет назад журналисты отыскали вечного студента в Университете Висконсина в Уайтуотере: некий Джонни Лечнер умудрился проучиться целых 12 лет. Изучал все — от театра до коммуникаций.

Он даже удостоился особого закона, принятого в этом штате и носящего его имя: согласно этому закону, оплата за учебу для таких, как он, долгожителей вырастает в 2 раза.

При этом сам вечный студент уверял, что не прячется за университетскими стенами от реального мира: просто время еще не пришло. Сегодня он известен как актер и не фигурирует в онлайн-поиске на сайте университета.

Университет Западного Мичигана (США)

Еще один человек, претендовавший на звание самого знаменитого вечного студента, тоже родом из США.

Успеть за Майклом Николсоном из городка Каламазу (штат Мичиган) невозможно: например, в 2009 году в прессе писали, что у него 27 дипломов, а на студенческой скамье он провел последние 50 лет. И вот три года спустя у него было уже 29 дипломов, причем он получал 30-й.

Круг научных интересов Майкла Николсона тоже оказался широк — от уголовного судопроизводства до библиотечного дела. Свою страсть к учебе пожилой студент объяснял просто: она делает жизнь интересней.

Университет Патры (Греция)

Имя этого греческого студента не называется, однако он тоже может претендовать на мировой рекорд. Этот человек прожил в студенческом общежитии Университета Патры в Греции целых 22 года.

Два года назад, когда в стране жестко взялись за вечных студентов, власти с радостью рапортовали, что выселили-таки его.

Занятно, что студент был, что называется, не один такой: многие университетские долгожители также оставались в своих комнатах по многу лет, а кое-кто даже нашел способ на этом заработать — сдавал эти самые комнаты другим учащимся. Естественно, за деньги.

***

Брифинг

Высшее образование в России превратилось в высшее среднее. И точно так же, как положено получить среднее образование, вот уже 100 процентам населения положено получить высшее. А дальше возникает низшее высшее образование, среднее высшее и высшее высшее.

Это процесс идет по всему миру… Для высшего высшего, для элиты, кризиса нет. Более того, они принимают ограничительные меры: например, не более 30 процентов бюджета университета должно поступать от платы за обучение.

Если больше чем 30 процентов, то университет превращается в провайдера (услуг — «О»).

Сергей Зуев, ректор Московской высшей школы социальных и экономических наук

Источник: «Столица FM»

***

Действительно, весьма высокий процентов выпускников наших школ получают высшее образование. Только делается это зачастую ради диплома, а не ради конкретной профессии, в школе определиться с ней, как правило, не помогают.

Во многом виноваты стремительные перемены на рынке труда, но, конечно, не только это. Еще одна важная проблема — у молодых людей сегодня не сформирована способность к постоянной учебе, к образованию через всю жизнь.

Наконец, наше образование, становясь массовым, в то же время оказывается менее доступным: людям приходится совмещать учебу с работой, чтобы позволить его себе.

Владимир Собкин, директор Института социологии образования РАО

Источник: соб. инф.

***

Каждый человек пытается иметь престижную доходную профессию, но когда молодым людям не с чем себя идентифицировать, потому что нет производства, тогда образование становится абстрактным и нужен только диплом…

Сейчас пусть учатся в этих вузах и государство потратит на это деньги, чтобы как-то удержать молодежь.

Получать образование — это всегда полезно, лучше, чем если они пойдут на улицу, потом собьются в кучки скинхедов и начнутся проблемы.

Франц Шереги, социолог

Источник: «Полит.Ру»

***

Источник: https://ru.exrus.eu/Vechnyye-studenty-id535fd6baae2015ef148ca794

Проблемы становления научной мотивации студентов-первокурсников — международный студенческий научный вестник (электронный научный журнал)

1Вопияшина Я.А. 1 Пшеничнова И.В. 11 ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет»Статья содержит анализ результатов изучения проблем в развитии навыков научно-исследовательской деятельности студентов первого курса.

Представлены данные анкетирования студентов, выделены проблемы в развитии научной мотивации: отсутствие интереса к исследовательской деятельности, нехватка опыта исследовательской деятельности, неготовность к большим объемам самостоятельной работы; отсутствие навыков самостоятельной работы с учебной и научно-методической литературой, низкий уровень самоорганизации студентов.

Подчеркиваются возможности современной социокультурной среды университета в развитии научной мотивации студентов, начиная с первого курса: как обязательное выполнение научно-исследовательских работ, так и внеучебное участие в работе научных лабораторий, студенческих научных обществ, конференций и форумов.

Показана роль увлеченности самих преподавателей вузов научно-исследовательской деятельностью, их умения вовлечь в этот процесс студентов.научно-исследовательская деятельность1. Завьялова П.А., Пшеничнова И.В. Проблемы адаптации студентов-иностранцев к условиям обучения в вузе / П.А. Завьялова, И.В. Пшеничнова // Научный поиск. – 2017. – № 2 (24). – С. 3-5.2. Зобнина Т.В.

Исследование профессионального целеполагания у студентов педагогического университета / Т.В. Зобнина // Современные исследования социальных проблем. – 2011. – № 3. – С. 33-36.3. Пшеничнова И.В.

Взаимоотношения с родителями как фактор развития самостоятельности и ответственности подростков // Реализация федеральных государственных образовательных стандартов: опыт, проблемы и пути решения: материалы региональной науч.-практ. конф., 30 марта 2016 г. / Под ред. Е.А. Шмелевой. – Шуя: Издательство Шуйского филиала ИвГУ, 2016. – С. 80-84.4. Пшеничнова И.В.

Модель психолого-педагогического сопровождения адаптации первокурсников к условиям обучения в вузе / И.В. Пшеничнова // Научный поиск. – 2016. – № 4 (22). – С. 3-6.

Современное общество требует от специалистов не просто профессиональных знаний, но умений применять эти знания в конкретных, часто нестандартных ситуациях, находить новые сферы их применения, самостоятельно вырабатывать стратегию деятельности и т.д. К молодому специалисту предъявляются высокие требования: развитость аналитического и творческого мышления, инициативность, самостоятельность. Не случайно акцент в вузовской подготовке все больше смещается в сторону увеличения доли самостоятельной исследовательской работы студента. Это позволяет выпускникам не только квалифицированно ориентироваться в специальных и научных областях знаний, но и учит самостоятельно анализировать и обобщать научные факты и информацию, формировать и защищать свои идеи и предложения.

Научно-исследовательская работа – важная форма учебного процесса под руководством и контролем преподавателя, в ходе которой совершается творческая деятельность по осмыслению и закреплению научных знаний, осваиваются новые навыки познания, приобретается опыт применения знаний в реальных профессиональных ситуациях.

Опыт выполнения научно-исследовательских работ, как индивидуальных, так и коллективных, стимулирует развитие способностей к научному творчеству, самостоятельному поиску способов действия в практической деятельности. Т.В. Зобнина отмечает, что начало профессионального целеполагания происходит на первом курсе [2].

Выполняя научно-исследовательскую работу, студент может ощутить свой личностный и профессиональный рост, именно здесь происходит его профессиональная идентификация.

Существует масса возможностей для получения опыта научно-исследовательской деятельности в вузе. Это и обязательное, предусмотренное учебными планами, проведение исследований в рамках курсовых и выпускных квалификационных работ, и подготовка рефератов и докладов к занятиям.

Но более глубокая научная работа, заниматься которой студента не обязывает учебный план, охватывает лишь некоторых.

Научные лаборатории, студенческие научные общества, конференции и форумы, – всё это позволяет студенту включиться в научную работу, найти единомышленников, научиться представлять результаты своих исследований.

Для выявления отношения вчерашних абитуриентов к научно-исследовательской деятельности мы решили провести исследование научной мотивации студентов-первокурсников историко-филологического факультета в Шуйском филиале ИвГУ (44 студента). Студентам была предложена анкета «Что Вам интересно?», включающая в себя ряд вопросов, направленных на выявление привлекательных сторон обучения в ВУЗе, любимых предметов, предпочтений для участия в научном поиске.

Результаты анкетирования получились следующими. Отвечая на вопрос о привлекательных сторонах обучения в ВУЗе, первокурсники отметили, что больше всего их в вузе привлекает общественная работа, общение с друзьями, узнавание нового, сам процесс учения.

Отвечая на вопросы, касающиеся имеющегося опыта участия в научно-исследовательской работе, лишь 13 человек (29,5 %) указали, что получили опыт участия в конференциях, когда учились в школе. Остальные (31 человек) ответили, что мешало отсутствие времени, возможности или не было желания.

Анализ предпочитаемых направлений научного поиска показал, что студенты хотели бы принимать участие в исследовательской деятельности по таким предметам: история, иностранный язык, русский язык и литература (что соответствует профилям подготовки опрашиваемых студентов).

К сожалению, результаты анкетирования не оправдали наших ожиданий. На данный момент студентов мало интересует научная деятельность. Из 44 опрошенных, только 10 человек (22,7 %) хотели бы заниматься научной работой.

Остальных в университете больше всего привлекает общение с друзьями, общественная работа, узнавание нового и сам процесс учения.

Причиной такой сниженной научной мотивации является, по-нашему мнению, несформированность в школе интереса к научной деятельности.

При этом стоит отметить, что в настоящее время в нашей стране проводится большое количество всевозможных научных конкурсов для школьников, есть и журналы, публикующие результаты научного поиска обучающихся («Старт в науке», «Международный школьный научный вестник» и др.). Однако 27 первокурсников отметили, что даже не знали о таких мероприятиях.

Думается, здесь надо отметить и разную степень оснащенности сельских и городских школ (большинство наших респондентов – из сельской местности и малых городов). Кроме этого сейчас из-за введения ФГОСов учащиеся стараются прикладывать больше усилий к учебной деятельности.

Учителям приходится больше работать на достижения целей, обозначенных в стандарте, нежели уделять время внеурочной работе. В ВУЗе же у студентов больше возможностей реализовать свою как учебную, так и внеучебную деятельность.

Возможности для организации научно-исследовательской работы можно найти в рамках преподавания практически любой дисциплины. Так, например, при освоении психологии студенты 1-2 курсов учатся применять анкеты и опросники, проводить психологические наблюдения с последующим анализом полученных фактов. На старших курсах к этим формам присоединяется разработка занятий и уроков, коррекционно-развивающих мероприятий.

Еще одна проблема низкого уровня научной мотивации первокурсников связана с неготовностью к большим объемам самостоятельной работы, отсутствием навыков самостоятельной работы с учебной и научно-методической литературой, низким уровнем самоорганизации студентов.

Студент, занимающийся научным поиском, сам регулирует свою деятельность: он самостоятельно определяет интересующий его круг проблем, способы и сроки выполнения работы, а также, что немаловажно, и то, будет ли выполнена работа вообще.

Такая научно-творческая деятельность способствует не только развитию навыков самоорганизации, но и стимулирует потребности студентов в дальнейшем саморазвитии и творчестве. Однако такое отношение к исследовательской деятельности обычно характерно для студентов старших курсов. Студенты первых-вторых курсов без поддержки преподавателей обойтись не могут.

В предыдущих исследованиях мы подчеркивали значимость таких качеств как самостоятельность, саморегуляция, ответственность в успешности адаптации и преодолении трудностей в обучении [3]. В то же время у первокурсников наименее выражен самоорганизующий тип способности к самоуправлению (по сравнению с самопознающим и самовнушающим типами).

Это говорит об их неумении распределять свои силы и время, грамотно планировать ближайшие и отдаленные дела [1, 4]. Вместе с тем, специфика обучения в вузе (отсутствие поурочного контроля, большой объем самостоятельной работы и пр.) такова, что при отсутствии должного уровня самоорганизации студент будет испытывать трудности как в учебной, так и в научно-исследовательской деятельности.

Увлеченность самих преподавателей вузов научно-исследовательской деятельностью, их умение вовлечь в этот процесс студентов, доброе внимание и поддержка особенно важны для младшекурсников.

Без этого студент не захочет (да и просто не сможет) заниматься «скучной наукой», какой кажется почти любая дисциплина на начальных стадиях её освоения. На первом этапе формирования навыков самостоятельной работы осуществляется в основном внешнее управление, т.е.

самостоятельную и исследовательскую работу организуют и направляют преподаватели, деканат и кураторы. На втором этапе студенты сами осознают необходимость такой работы, а значит, начинают развиваться внутренняя система самоуправления мотивационной сферой и самоорганизация.

Преподаватель уже не столько организует самостоятельную работу, сколько создает условия для ее реализации.

При организации контроля за самостоятельной работой следует четко определять критерии оценки самостоятельной работы.

При организации самостоятельной работы по психологическим дисциплинам в качестве критериев оценки могут выступать: степень самостоятельности студента при выполнении задания (особенно при выполнении коллективных работ); степень сложности задания; уровень творческой активности студента; самоконтроль и самооценка студента хода выполнения задания и его результатов. При использовании любых форм самостоятельной работы следует помнить о том, что ее результативность зависит от степени четкости сформулированных задач, от обеспеченности необходимой информационной базой, от уровня развития самоорганизации студентов. Если преподаватель поддерживает инициативных студентов, то многообразие форм научно-исследовательской работы дает возможность каждому студенту найти занятие по душе, и участие в ней необходимо для личностного и профессионального роста.

Именно поэтому в современной системе образования научно-исследовательская и проектная виды работы студентов приобретают всё большее значение. Модернизация системы высшего образования стимулирует поиск инновационных форм организации и управления научно-исследовательской работой, позволяющих студентам за время обучения найти свой индивидуальный стиль профессиональной деятельности.

Библиографическая ссылка

Вопияшина Я.А., Пшеничнова И.В. ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ НАУЧНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 4-5.;
URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=17476 (дата обращения: 22.11.2018).

Источник: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=17476

Ссылка на основную публикацию