Как выдержать пиковые учебные нагрузки?

Как выдержать пиковые учебные нагрузки?

За годы, проведенные в ВУЗе,вампридется приложить немало усилий, чтобы приобрести необходимые знания и навыки для будущей профессии.

Чтобы продолжать учебу и получать стипендию (если такая возможность имеется), нужно не только вовремя сдавать все текущие задания и курсовые работы, но и следить за своим настроением, не допускать переутомления.

В противном случае, после сегодняшнего успеха на экзамене заставить себя опять с головой погрузиться в работу будет очень сложно.

Можно условно выделить 4 периода учебы, повторяющиеся каждый год, и особенно затратные на усилия и нервы учащихся.

Студенты старших курсов предчувствуют их приближение, вовремя ускоряя продуктивность, а вот первокурсников резкое увеличение нагрузки обычно застает врасплох.

Кто не подготовился должным образом к возросшему объему работы, тот может потерять не только успеваемость, но и здоровье. Что это за периоды, как пройти их с минимальными душевными затратами и максимальной эффективностью – об этом мы и поговорим в статье.

Говорят, что студенту всегда не хватает в подготовке к экзамену одной ночи, и доля правды в этом есть. Большинство людей, а в студенческом возрасте особенно, не слишком беспокоятся о завтрашнем дне. Сегодня все здорово, а о том, что может произойти в будущем, думать не стоит.

На самом деле это не такая уж плохая жизненная позиция, ведь предсказать, какие изменения могут произойти в нашем переменчивом мире, невозможно. Нестабильны сейчас буквально все сферы человеческой деятельности. То, что сегодня приходится старательно изучать, завтра может оказаться устаревшей и никому не нужной информацией.

Но, если вы хотите преуспеть в учебе, без навыков планирования своей работы по времени и трезвой оценки собственных возможностей не обойтись.

Итак, вот четыре сложнейших этапа для каждого студента.

1)      Конец октября – начало ноября

Здесь очень многих подводит отсутствие подходящего учебного настроя. Лето прошло, все вернулись с курортов, а расслабленность и безмятежность, свойственная молодежи на каникулах, осталась. При этом учебная программа обрушивает на учащихся поток знаний и задач, переключиться на которые бывает непросто.

Сложно и высидеть на одном месте целый учебный день, и максимально полно запечатлеть лекции в конспекте, не говоря уже о выполнении практических работ. Кроме того, в это время из-за начала холодов особенно распространены инфекционные болезни.

Поэтому следует избегать перенапряжения, которое ослабляет организм и делает его уязвимым для болезнетворных бактерий.

Если ваше здоровье пошатнулось, наверстать упущенные возможности для сдачи текущих заданий будет сложно. Заранее учитывайте вероятность болезни и подумайте, какие меры вы сможете предпринять в этом случае.

Если вы балансируете на грани риска, сдавая все в последний момент, внезапная простуда станет очень неприятным сюрпризом. В таком случае до начала сессии над вами будут висеть долги. Вряд ли необходимость работать на пределе возможностей все это время может кого-то обрадовать.

В конце статьи вы найдете рекомендации, которые помогут избежать затруднений.

2)      конец декабря – январь

Время зимней сессии отличается не только обилием работы по всем учебным предметам, но и разнообразием задач, стоящих перед студентами.

В этот период учащиеся ВУЗов активно налегают на учебники, экзаменационные билеты и дополнительную литературу.

Сдача сессии и защита аттестационных работ, в том числе и курсовых, требует разного подхода к подготовке, а потому от студентов требуется скорость, гибкость и способность к быстрой адаптации.

Другой сложностью в этот период является общая праздничная обстановка. Все вокруг готовятся к встрече Нового года и зимним каникулам. В это время мобилизоваться и дисциплинировать себя для успешной сдачи сессии непросто. Ну и возможные проблемы со здоровьем в холодную зимнюю пору опять-таки никто не отменял.

Впрочем, многих студентов эти препятствия ни капли не смущают. Они успешно завершают первый семестр и быстро сдают сессию. Дело в том, что большинство учащихся уже втянулось в учебный процесс, а некоторым студентам ожидание праздников только придает силы.

3)      Конец марта – середина апреля

Больше всего это время похоже на первый пик нагрузок, но теперь, вместо недостаточной вовлеченности в учебный процесс, сказывается накопленная студентами за полгода усталость.

Успешное окончание первого семестра и зимние каникулы расслабляют, да и погода больше располагает к прогулкам, чем к сидению на скучных лекциях. И здесь самое время напрячься, сосредоточив на цели все свои усилия.

Чем сильнее желание расслабиться, тем более внимательным нужно быть, чтобы не потерять концентрацию.

К счастью, вместе с проблемой приходит и ее решение. Весна – это пора пробуждения природы и ускорения всех жизненных процессов.

Вместе с цветущими растениями и просыпающимися от зимней спячки животными свой заряд бодрости получают и люди. Солнце и тепло поднимают настроение, а вместе с ним идет в гору и работоспособность.

Так что молодой студенческий организм весной может переносить такие объемы работы, которые в другое время были бы чрезмерными.

Правда, тут есть еще одно обстоятельство, которое нужно учитывать. В этот период особенно активно проводятся различные необязательные студенческие мероприятия: КВН, конференции, спортивные соревнования, интеллектуальные игры. Участвовать во всем этом можно и нужно, чтобы не останавливать развития своей личности.

Занятия спортом особенно полезны, ведь они помогают держать себя в форме, улучшают трудоспособность и укрепляют здоровье. Но нужно знать меру, иначе не получится совместить дополнительные занятия с успешной учебой.

Поэтому участвуйте только в самых интересных и перспективных проектах, не распыляя свои усилия в ненужных направлениях.

4) Конец мая – июнь

Заключительный этап на каждом курсе – самый ответственный и, нередко, самый сложный. Во многом это связано с различными отвлекающими факторами.

Жара на улице куда больше располагает к отдыху на каком-нибудь пляже, чем к сидению над учебниками и конспектами в душной комнате. Если вам не удастся победить собственную лень, уйти с легкой головой на каникулы или практику не получится.

Куда бы вы ни поехали, периодически будут проскакивать мысли об университетских долгах.

Ну, а теперь несколько рекомендаций, которые помогут вам без проблем пройти эти трудовые рубежи.

Первый пиковый период

Совет: Приступайте к работе как можно раньше.

Втягиваться в процесс учебы нужно очень быстро, а еще лучше, если вы настроитесь на рабочий лад уже в конце августа. Это обезопасит вас от проблем, которые могут настать через два месяца. Вот один простенький метод развития дисциплины. Сядьте за стол и просто напишите несколько строк текста.

После продолжительного летнего отдыха это нехитрое занятие потребует от вас некоторой мобилизации. Лекции в сентябре пишутся не так быстро, а из-за этого страдает информативность и разборчивость конспектов. Но зато, если вы вспомните навыки обращаться с ручкой заранее, то сумеете вовремя зафиксировать ключевые моменты темы.

И конечно, сразу же начинайте делать текущие задания, как только они появятся на горизонте.

Второй пиковый период

Совет: Рассчитывайте свое время.

Неумение планировать работу и распределять временные затраты – пожалуй, самая распространенная причина неуспеваемости студентов. Легкомысленное отношение к своему времени часто приводит к тому, что первый семестр уже заканчивается, а многие вопросы как были нерешенными, так и остались.

Чтобы такой ситуации не возникало, отложите в сторону свои увлечения до сдачи всех текущих работ. Зато, когда наступит период зимней сессии, вы сможете с легкой душой готовиться к экзаменам, сохраняя позитивный настрой. А спокойствие и дисциплина – залог успешной сдачи любых тестов и защиты курсовых.

Ведь даже выученный наизусть и десять раз повторенный материал может в самый ответственный момент улетучиться из головы, если вы будете слишком нервничать.

Третий пиковый период

Совет: Концентрируйтесь на главном.

Если у вас есть способности в какой-нибудь области, будь то спорт, наука или творчество, предложения об участии в дополнительных студенческих мероприятиях не заставят себя ждать. Особенно много конкурсов и соревнований приходится именно на время третьего пикового периода, то есть на середину весны.

К счастью, вы всегда можете отказаться от тех мероприятий, которые не слишком интересны вам или не несут каких-либо перспектив на будущее. Свободное внимание и усилия потребуются, чтобы преодолеть свою лень и легкомысленный настрой, оставшийся после новогодних праздников. Если садиться за письменный стол совсем неохота, начинайте с самых легких и интересных заданий.

Во время работы всегда делайте перерывы, даже если не чувствуете усталости. Так вы лучше всего сохраните силы.

Четвертый пиковый период

Совет: Сделайте подготовку приятной.

Приближается лето, а с ним и окончательная сдача сессии за курс. Если весной у вас еще было время на мероприятия, не связанные с учебой, то теперь его совсем не осталось.

В этот период накопление багажа знаний и выполнение курсовых становится вашим главным занятием, отнимающим практически все свободное время. Но, если вы следовали предыдущим пунктам и не накопили долгов в течение года, преодолеть этот рубеж будет значительно проще.

Тогда вам не составит труда сосредоточить свои мысли на летнем экзаменационном марафоне.

Но остается еще одна проблема – погода. Готовиться к сдаче экзамена или к защите курсовой в душном общежитии не слишком приятно, вас все время будут одолевать мысли об отдыхе. Поэтому совместите приятное с полезным, прогулявшись со своими учебниками и конспектами куда-нибудь в парк. Не забывайте и о современных технологичных помощниках.

Тот же Ipad прекрасно подходит как для чтения, так и для прослушивания лекций на природе. Главное – не увлекаться другими функциями своих гаджетов и не упускать из внимания свою цель. Кстати, запоминаться информация в такой приятной обстановке будет намного лучше. Неохотно зазубренный текст забудется очень скоро, а прочитанный с удовольствием – останется в памяти.

В общем, приятной вам подготовки и успешной сдачи!  

Источник: http://xn--d1acynfdde.xn--p1ai/443-kak-vyderzhat-pikovye-uchebnye-nagruzki.html

Горячая пора сессий: как выдержать нагрузки и не «завалить» экзамен?, Студенческая жизнь

Кроме подготовки к сдаче зачетов и экзаменов в сессионную пору учащийся погружается в атмосферу всеобщей спешки.

Студенты бегут на пересдачи, преподаватели после майских праздников или перед Новым годом не могут в нормальном режиме дочитать часы дисциплин. В итоге времени мало, а задач очень много.

Как в этой суматохе собраться с силами и хорошо сдать все экзамены? Выход есть, и мы его покажем. Вам же нужно только воспользоваться им!

Сессия – самое напряженное время учебного года, когда многие студенты забывают о том, что такое нормальный сон и отдых. Если вы что-то недоработали раньше или отложили «на потом», забыли доучить, написать или сдать, то в этот час пик все «хвосты» обязательно вылезут наружу (и, по закону подлости, одновременно).

Кроме подготовки к сдаче зачетов и экзаменов в сессионную пору учащийся погружается в атмосферу всеобщей спешки.

Студенты бегут на пересдачи, преподаватели после майских праздников или перед Новым годом не могут в нормальном режиме дочитать часы дисциплин. В итоге времени мало, а задач очень много.

Как в этой суматохе собраться с силами и хорошо сдать все экзамены? Выход есть, и мы его покажем. Вам же нужно только воспользоваться им!

Маленькие советы перед большими экзаменами

При посещении последних занятий по предмету, всегда носите с собой зачетную книжку.

Преподаватель может поставить вам оценку «автоматом» на последней ленте или организовать во время нее зачет.

Если зачетки не будет на руках, придется искать преподавателя в другой день (надеясь, что у него хорошее настроение), а это может стать причиной массы неудобств и непредвиденных ситуаций.

Не стоит забывать о шпаргалках, которые помогают систематизировать учебный материал (если, конечно, вы их готовите собственноручно). Поэтому недооценивать их нельзя. Но будьте готовы к тому, что вас разоблачат во время их использования (лучше всего шпаргалки подготовить, и держать их «за пазухой» для психологического комфорта).

Реально оцените уровень своей подготовки. Если он высокий – идите среди первых. Этим вы покажете преподавателю, что вам не нужно много времени на подготовку.

Кроме того до вас никто не успеет испортить настроение педагогу плохими ответами (что частенько случается). Если же вы не уверены в своих знаниях, то лучше подождите, и отправляйтесь «на казнь» в компании последних студентов.

Как правило, последними остаются учащиеся с низким уровнем подготовки, и на их фоне даже средненький ответ будет выглядеть не так уж плохо.

Не спорьте с преподавателем и не ставьте свои условия (даже если вы в чем-то правы). Пока у вас не стоит хорошая оценка в зачетке – правит балом педагог, а не вы. Все спорные моменты вы сможете выяснить после экзамена.

Если вы получили «3» или «4», но категорически не согласны с оценкой или чувствуете в себе силы получить более высокую отметку, попросите экзаменатора отметить неявку или поставить «2» и, таким образом, разрешить пересдачу экзамена (другие оценки не предусматривают права на пересдачу).

Храните все конспекты, начиная с самого первого занятия, до окончания учебы, поскольку на государственных экзаменах достаточно часто встречаются вопросы, которые вы изучали еще на первом курсе.

Всегда хвалите себя и не говорите о себе плохо (самовнушение на подсознательном уровне позволит вам хорошо усвоить материал и не растеряться на экзамене).

Помните, оценки не самое главное в жизни! И из-за одной-двух троек не нужно «делать трагедии» и корить себя весь следующий год.

Как пережить сессию с наименьшими потерями

Нет ни одного студента, который бы хотя бы раз в жизни не воспользовался популярными среди учащихся способами легкой сдачи экзаменов. Например, чтобы выучить на память ответ на билет, принято в ночь перед испытанием положить лист с ответами под подушку и заснуть на «знаниях».

Читайте также:  Как стать отличником?

Или, чтобы хорошо сдать экзамен, многие студенты накануне экзамена в полночь высовывают зачетку в окно и призывают к себе «халяву». К сожалению, статистики эффективности таких народных способов нет и в принципе быть не может. Поэтому, рекомендуем рассчитывать только на себя.

Хотя для психологического комфорта, можете попробовать студенческие традиции на практике (ну а вдруг это действительно работает?).

Но есть и реальные действия, которые помогут вам успешно сдать все аттестации и превратить период сессии не в кошмарный сон, а в нормальный рабочий процесс. Прежде всего, для того, чтобы выдержать большие умственные и физические нагрузки старайтесь готовиться к сессии заранее, хотя бы по минимуму, и правильно организовывать свое время.

Самомотивация – ключ к успеху

Каким бы скучным не был предмет и насколько не пугал бы вас объем информации, которую нужно выучить, повторяйте себе, что вы все сможете, и это поможет вам не только спокойно пережить горячую пору сессий, но и в будущем, для профессионального роста и независимости.

Учите правильно!

Никогда не пытайтесь прочитать и выучить все и сразу. Создайте из общей массы информации систему, которая строится только из самых важных кирпичиков. Выучите термины, специфические словосочетания, поймите суть процесса и тогда у вас все получится. Лучше хорошо и четко знать минимум, а не сыпать пустыми словами, без возможности дать определение.

Ни в коем случае не нужно зубрить конспекты «от и до». Мало того, что это неэффективно, так еще и занимает много времени. Самостоятельно проанализируйте информацию, попросите друга или преподавателя объяснить суть процесса и запомните схему и базовое описание без лишних слов.

Учите определения понятий дисциплины

  • Во-первых, их практически всегда спрашивают, и от уровня ответа зависит впечатление преподавателя от вашего выступления.
  • Во-вторых, в определениях зачастую содержится масса полезной информации (особенности, функции, сфера применения чего-либо), а это существенно поможет в подготовке к другим вопросам билета.

Дословно зубрить определения, конечно же, не нужно и в этом, как мы уже упоминали выше, нет смысла. Вы должны выделить логическое «зерно» и самостоятельно понять, что к чему.

Чередуйте отдых и занятия

Понятное дело, студенты всегда спешат и вечно ничего не успевают (особенно в последнюю ночь перед экзаменом). Но поверьте, лучше час поспать, отдохнуть, погулять на свежем воздухе и с новыми силами приступить к учебе, чем часами сидеть в комнате и мучится от головной боли и напряжения.

Материал полезен?

Источник: https://fulledu.ru/articles/848_goryachaya-pora-sessiy-kak-vyderzhat-nagruzki-i-ne.html

Российские школьники не справляются с учебной нагрузкой

По данным физиологов, за последние десять лет число школьников с хронической патологией выросло в полтора раза. Одна из причин, как считают специалисты, — непомерные учебные нагрузки: уже за первый год обучения здоровье ребят ухудшается в три раза.

Кто контролирует количество уроков в расписании? Когда должны начинаться занятия? Сколько часов ребенок может выполнять домашние задания? Об этом корреспондент «РГ» беседует с директором Института содержания и методов обучения РАО, профессором Михаилом Рыжаковым.

Российская газета:  Михаил Викторович, в редакцию пришло письмо от психолога из Санкт-Петербурга, которая рассказала: каждый десятый ее пациент — подросток, который не справляется со школьной программой. К чему такие нагрузки?

Михаил Рыжаков: Все школы страны работают по базисному учебному плану (БУП). Там четко записано: нагрузка в младших классах 22-25 часов в неделю, в основной школе 28-32, в старших классах — 36 часов.

Эти нормативы не меняются годами! Как и количество учебных предметов, обязательных к изучению. Например, в основной школе их 15. Зa весь прошлый век в плане появился только один новый предмет — информатика.

РГ: Подождите! А как же риторика, логика, психология, правоведение, экономика, обществоведение?

Рыжаков: Обществоведение есть в базисном плане. А вот всего остального, что вы перечислили, нет. Правда, еще экономика есть в старшей школе в профильных классах.

РГ: Что, на эти «лишние» занятия можно не ходить?

Рыжаков: Можно не ходить. Но надо понимать еще одну вещь. Допустим, планом предусмотрено 36 часов. 31 час — время, которое отпущено на изучение предметов, обязательных для всех школ России. 3 часа — так называемое время регионов — субъектов Федерации РФ.

Они могут быть потрачены на «краеведение», «историю», «экологию» родного края, одним словом, на любую дисциплину по желанию местных властей. 2 часа — время школы. Она сама решает, как ей распорядиться этими уроками и какой курс читать ученикам.

И вот если это будет риторика или логика, то они для посещения обязательны.

РГ: Интересно получается: нормативы с годами не меняются, а дети головы не поднимают от учебников. В чем тут дело?

Рыжаков: Часто родители и учебное заведение договариваются о проведении дополнительных занятий. Я знаю в Москве школы, где вместо 15 учебных предметов преподавалось 25-26 дисциплин. А ведь все, что сверх нормы, в аттестат не идет. Хотя никаких ограничений на дополнительные занятия нет. Сколько родители захотят и школа предложит — столько и будет.

И все же проблема перегрузки от большого количества уроков далеко не на первом месте. Гораздо больший вред здоровью приносят нерациональная организация труда в школе, неграмотно составленное расписание, нарушение режима дня, питания.

Шестилетки должны спать днем, гулять на свежем воздухе, первоклассники — иметь разгрузочный день в середине недели. Все это правила прекрасные и бесспорные. С организацией учебного процесса сложнее. Она требует высокой педагогической и методической культуры, которой у многих учителей нет.

К примеру, нельзя давать контрольную работу на первом уроке, когда ребенок еще «спит». Но такое — сплошь и рядом. Работоспособность школьника повышается только ко второму уроку. Потом пик — второй, третий, четвертый уроки. Пятый — уже некоторое снижение, а шестой или седьмой — снова обвал.

Грамотный педагог никогда не поставит контрольную работу первым или пятым уроком.

РГ: А вообще сложные предметы — русский язык, математику, физику — можно ставить первыми уроками?

Рыжаков: Нет. Много лет назад мы проводили большое исследование по изучению учебной нагрузки школьников. Выяснилось, что в четверти есть две недели, когда по всем предметам чуть не каждый день идут контрольные работы. Да не по одной, а по две, три.

Это же стресс для ребенка! Понятно, что учителю надо выставлять четвертные оценки, но ведь можно же использовать более разнообразные способы аттестации. Это тоже элемент педагогической культуры, которой выпускникам вузов сегодня особенно не хватает.

Выпускники даже не знают, по каким учебникам им придется учить детей.

РГ: И по каким? Есть нормативы, которые регулируют число учебников по обязательным предметам?

Рыжаков: Нет. Сколько минобрнауки одобрит как соответствующие государственному стандарту, столько их и будет. Учителю не обязательно знать наизусть все учебники, но представление иметь надо.

Перечни учебников постоянно публикуются в вашей газете. В Федеральном перечне на 2008-2009 годы, например, по истории основной школы их 44, по физике — 17, по биологи — 20.

Там разный стиль изложения, логика, последовательность подачи материала, но содержание в принципе одно и то же.

РГ: Как часто учебники переписываются?

Рыжаков: Хорошая книга живет лет 10 и даже больше.

РГ: Учебники проверяются на предмет их восприятия ребенком?

Рыжаков: Они проходят строгую экспертизу нескольких организаций. Среди них главные — РАН и РАО. РАН изучает научную составляющую, мы — педагогическую. Экспертиза работает уже почти три года, РАО забраковала около 15 процентов книг, РАН — еще больше.

РГ: В одном из учебников для первоклашек я прочитала такую задачку: «У Пети было 5 лампочек. Одну он съел, сколько осталось?» Правильный ответ: «Петя лампочки не ест». Это как понимать? Может, ученые новый метод обучения проверяют?

Рыжаков: Это просто глупость. В этой связи хочу процитировать блистательное выражение, прочитанное мною, как ни странно, на заборе в одном из подмосковных поселков: «Глупость человеческая беспредельна, ибо разум его ограничен».

Кстати, министерство включает в Федеральный перечень только учебники. Другая методическая литература экспертизе не подвергается и поступает в школу самотеком. Претензии в этом случае надо предъявлять автору.

Или учителю — за то, что не в состоянии выбрать нормальную учебную литературу.

РГ: Родители бывают недовольны тем, что дети носят в школу тяжелые сумки с книгами, хрестоматиями, другими учебными пособиями. Просчитывается ли вес школьного груза?

Рыжаков: Конечно. Но мы же с вами говорили, что, помимо обязательных предметов, есть масса дополнительных, которые сами же родители и одобрили. Так кому предъявлять претензии? Мне лично кажется, что учебники должны храниться в школе и стоять на парте каждого ученика. Причем чистенькие, новенькие. Может быть, это случится когда-нибудь.

РГ: Как вам кажется, наша пятибалльная система школьных оценок не устарела?

Рыжаков: Нет. Но ее надо менять так, чтобы работала вся шкала, все интервалы, даже между нулем и единицей. На практике это можно сделать только в приказном порядке. В школах Украины и Белоруссии введена 10-12-балльная система: там педагоги с 6 баллов начинают счет. А интервалы с 1 до 6 не работают.

РГ: А как дела обстоят с нагрузкой в школах за рубежом?

Рыжаков: В целом по сравнению с другими странами у нас самый короткий учебный год, самые длинные каникулы, самая короткая продолжительность среднего образования.

В России школьники учатся 11 лет, а во многих странах — 12-13 лет. У нас самые короткие уроки — 45 минут, в других странах они длятся в среднем по 55 минут. В Конго, где я когда-то преподавал географию, — даже 60.

Но зато у нас выше интенсивность обучения.

РГ: Как думаете, что надо сделать для того, чтобы поднять престиж учительского труда?

Рыжаков: Все очень просто: надо больше платить и доказывать делом, что государство заинтересовано в квалифицированных педагогических кадрах. Возьмите нацпроект «Образование». Молодежь воодушевилась.

К нам в институт приезжали 48 участников конкурса «Учитель года»: интересные лица, глаза горят. Вообще учительский контингент меняется.

В ближайшее время подготовке педагогических кадров будет уделяться еще более серьезное внимание и поддержка.

Между тем

В начальной школе 7-8-летние россияне учатся 155 дней в году, американцы — 180 дней, норвежцы, финны, англичане и греки — по 190, японцы — 193, датчане — 200. Больше всех учатся юные индонезийцы — 252 дня в году. Самые большие расходы на образование несет бюджет Швеции, Дании, Австрии и Израиля и Франции.

Источник: https://rg.ru/2008/01/23/akademik.html

Школьные нагрузки: можно ли их выдержать?

Инна КАБЫШ, писатель, преподаватель литературы школы №376:

— Нынче говорят, что большие задания — это проблема детей. Но это еще и проблема взрослых: как заставить выполнить задание и как его задать.

Я раньше не умела собирать рюкзак своему сыну, он отправлялся с множеством сумок, ему было тяжело. Но теперь я с годами научилась. И если по уму дать задание, то все будет нормально. Некоторые учителя создают детям авралы, а надо просто все продумать.

Мы должны по уму давать задание, а родители должны контролировать выполнение. На лето детям принято давать список книг для внеклассного чтения, думаю, список не должен быть гигантским. Все нужно заранее продумать, чтобы у ребенка было время прочитать.

Я дублирую списки для родителей, чтобы контролировали. Чем старше становятся дети, тем меньше нужен учебник.

Я давно поняла эту проблему, поэтому делаю акцент на внеклассное чтение и перемежаю литературную классику с книгами об их ровесниках. Есть книги, которые ребенок не хочет читать, их бы ему прочитать вместе с мамой. Есть книжки, мимо которых не должен проскочить ни один ребенок.

Книги — это духовная пища, и если сравнить с обычной пищей, то человек ведь должен получить определенный набор витаминов, так и с книгами.

Да, детям нужно иногда объяснять, где плакать, а где смеяться, потом, после чтения нескольких книг, они начинают сами это понимать. Я прошу детей написать отзыв о прочитанной книге, нельзя их лишать первого впечатления.

А родителям просто нужно проживать с детьми их школьную жизнь. Что касается больших нагрузок, то чем больше делаешь, тем больше успеваешь.

Марк АНИСКИН, учитель истории и обществознания школы №1415:

— Подготовка к школе начинается задолго до школы. Если родители водят ребенка в театр, на выставки, обсуждают с ним увиденное, развивают его мышление, то, придя в школу, ребенок все понимает. Если он пришел девственный, как то древесное изделие, то даже при минимальных нагрузках ему будет тяжело.

Я видел таких детей, я знаю, откуда они берутся. Любая работа, если она вам по силам, не утомляет, приносит вам только радость и результат. Если родители, детсад, гувернер не подготовили ребенка к работе в школе, к 1-му классу, то некоторые дети не способны воспринять эту ситуацию.

Есть дети, которые с легкостью воспринимают школьную программу, а есть дети, которые не готовы.

Родители еще сами ставят себя в трудную ситуацию. Они хотят, чтобы дети получали много знаний, но для этого не работают, а учеба — это работа. Мы принимаем на работу квалифицированных людей, чтобы они выполняли то, что мы им поручаем. На работе мы получаем деньги, а на учебе дети получают то, что нужно им. Их дело

— позаботиться, чтобы получить от школы максимально, а наше дело

Читайте также:  Как подготовиться к егэ за один год?

— им это максимально дать. Что касается нагрузок, то раз у нас обязательные 9 классов, то вроде бы надо все знания запихнуть в эти 9 классов.

У нас много разных линий учебников, каждый новый автор, который выпускает учебник, придумывает новые параграфы, новые темы, получается, что у нас на 68 часов по программе приходятся 100 с лишним параграфов.

Если добросовестно учить, то надо задавать по 3-4 параграфа, но нормальный учитель как-то это обходит, старается выбрать учебник, выбрать получше.

Проблема перегрузки возникла из-за того, что у нас за последние 15 лет огромному количеству чиновников нечем заняться и они придумывают, чем бы защитить интересы граждан. Например, придумали ЕГЭ, мне кажется, это перегруз, потому что разобраться и вызубрить материал к этому экзамену — огромная нагрузка, мне кажется, что только с помощью зубрежки можно подготовиться к ЕГЭ.

Леонид ЗВАВИЧ, преподаватель математики гимназии №1567, заслуженный учитель России:

— Я не думаю, что такие уж большие задания по математике, да и по другим педметам дают нашим ученикам. Все дело в том, как их делать и что человек умеет. Если человек, читая, не понимает, что читает, то ему будет трудно, он будет плохо считать.

В этом году на ЕГЭ по математике много двоек, были люди, которые не решили такую задачу: сколько пирожков по 17 рублей можно купить на 200 рублей? Или похожую задачу: есть 200 карандашей, коробка содержит 17 карандашей, сколько требуется коробок? Эту задачу не решили 6%. Высший балл — 100 баллов — на ЕГЭ, конечно, можно получить.

В этом году его получил 51 человек из 800 тысяч — это очень мало, в прошлом году — 214. Что касается перегрузок, то тут очень важны технологии обучения. Если мы поставим бревно на козлы и начнем пилить вдвоем, то не будем уставать довольно долго. Но если мы на козлы закрепим пилу и будем бревном водить по ней, то устанем значительно быстрее. У ребенка должен быть еще и интерес.

Например, нужно, чтобы дети видели, как родители сами читают. Учитель должен как-то интересно преподнести список для внеклассного чтения, чтобы хотелось идти к книжному шкафу и доставать эти книжки.

Я задаю детям вопрос, сколько времени они тратят на домашнее задание, очень разные ответы. Вообще неплохо обсуждать с детьми, как они делают домашнее задание. А среди родителей есть те, которые говорят, что задают много, а есть те, которые говорят, что ничего не задают.

Мне кажется, что программа по математике достаточно сбалан-сированна. Окончание школы не очень сбалансированно. Так как если раньше были экзамены по 5-6 предметам и они влияли на оценку, то сейчас оценки выставляются до ЕГЭ.

По разным предметам по-разному.

Родителям нужно относиться к летним заданиям спокойно. Я даю на лето задания для желающих, родителям сообщается, что это кто хочет. Кто выполнит, получает плавающую пятерку и один раз в любой момент может ее выставить.

Источник: http://www.ug.ru/archive/47290

Учебная нагрузка педагогов и основания ее изменения: новый порядок

Приказом Минобрнауки РФ от 22 декабря 2014 г. N 1601 (зарегистрировано в Минюсте РФ 25 февраля 2015 г.

Регистрационный № 36204) (далее — Приказ) установлена  не только продолжительность  рабочего  времени  (нормы   часов педагогической  работы  за  ставку  заработной  платы)     педагогических работников, но и впервые прописан порядок определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре, основания ее изменения, случаи установления   верхнего предела учебной нагрузки педработников в зависимости от должности и (или) специальности с учетом особенностей их труда.

ЦС профсоюза работников народного образования и науки РФ подготовил Комментарий к этому нормативному документу, который входит в Сборник с комментариями «Рабочее время работников образовательных учреждений: общие положения и особенности правового регулирования». Москва, 2015 г. Сборник опубликован в Информационном бюллетене №2 ЦС Профсоюза  (http://www.eseur.ru/ ).

Работа с документом

Настоящий Приказ наряду с статьей  333 РФТК РФ имеет очень важное значение для обеспечения стабильности правового регулирования вопросов,  связанных с рабочим временем педагогических работников,  с распределением их учебной нагрузки, с основаниями ее изменения по инициативе работодателя, со случаями установления верхних пределов учебной нагрузки и др.

Уважаемые педагоги! Советуем внимательно изучить документ. Продолжительность вашего рабочего времени, учебная нагрузка и заработная плата  взаимосвязаны между собой. Знание положений документа и исполнение его будут способствовать минимизации конфликтных ситуаций. Не даром  говорят: «информирован – значит вооружен».

Уважаемые руководители! Советуем привести в соответствие с настоящим Приказом локальные акты организации (коллективный договор, правила внутреннего распорядка и др.).

Напоминаем, что  мы не комментируем документы, а только информируем о них.   По вопросам трудовых правоотношений советуем обращаться в юридический отдел органа управления образованием, которому подчиняется ваше учреждение, либо на сайт Минобрнауки РФ, либо на сайт ЦК Профсоюзов работников образования и науки РФ «Ответы на вопросы».

Обзор документа

Приказом впервые нормативно закреплено, что объем определенной работнику учебной нагрузки обязательно указывается в трудовом договоре, заключаемым педагогическим работником с организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Для каких педагогических работников установлен порядок определения учебной нагрузки

Утвержденный Приказом Порядок определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре (далее – Порядок), и основания ее изменения установлены для:

— учителей и преподавателей, для которых норма часов преподавательской работы составляет 18 часов в неделю за ставку заработной платы;

— педагогов, старших педагогов дополнительного образования;

— тренеров-преподавателей, старших тренеров-преподавателей;

— преподавателей организаций СПО, норма часов учебной (преподавательской) работы за ставку заработной платы которых составляет 720 часов в год;

— педработников, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех   лет;

— лиц, замещающих должности педагогических работников на определенный срок, по совместительству либо выполняющих иную работу наряду с работой, определенной трудовым договором;

— педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу.

Порядок  определения и изменения учебной нагрузки учителей

В частности, для учителей Порядком установлены следующие правила определения и изменения учебной нагрузки.

Объем учебной нагрузки определяется   ежегодно  на   начало учебного  года   и закрепляется локальным нормативным актом организации, принимаемым  с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации  или  иного  представительного   органа работников (при наличии такого представительного органа) организации.

Учебные часы, установленные для обучения детей на дому, включаются в учебную нагрузку учителей на общих основаниях.

Учебная нагрузка, выполненная в порядке замещения временно отсутствующих по болезни и другим причинам учителей и преподавателей, оплачивается дополнительно.

Объем учебной нагрузки, установленный на начало учебного года, не может быть изменен в текущем учебном году, по инициативе  работодателя  в сторону ее снижения за  исключением  случаев, связанных с уменьшением  количества  часов  по  учебным  планам,  учебным   графикам, сокращением количества обучающихся,  занимающихся,  групп,   сокращением количества классов (классов-комплектов).

Учителям, для которых организация является основным местом работы, на следующий учебный год  сохраняется  установленный объем учебной нагрузки и обеспечивается преемственность преподавания учебных  предметов.

Сохранение объема учебной нагрузки и ее преемственность у учителей выпускных классов  обеспечиваются путем предоставления им учебной нагрузки в классах, в которых впервые начинается изучение преподаваемых этими  учителями предметов.

Наступление каникул для обучающихся, в том числе обучающихся на дому, не является основанием для уменьшения учителям учебной нагрузки и заработной платы, в том числе и в случаях, когда заключение медицинской организации, являющееся основанием для организации обучения на дому, действительно только до окончания учебного года.

Временное или постоянное изменение (увеличение  или   снижение) объема учебной нагрузки педагогических работников по сравнению с учебной нагрузкой,  оговоренной  в  трудовом  договоре,  допускается    только по соглашению сторон трудового договора, за исключением изменения объема учебной нагрузки педагогических работников в сторону его снижения по причинам,  упомянутых выше. При этом  работодатель обязан уведомить  педагогических  работников  в   письменной форме не позднее, чем за  два  месяца  до  осуществления   предполагаемых изменений.

Определение  учебной  нагрузки   учителей,  находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, осуществляется также, как и работающих педагогов, и  распределяется  на  указанный  период  между   другими педагогическими работниками.

Верхний предел учебной нагрузки учителей Порядком не установлен.

О гарантиях

Согласно Порядку учителям,  которым  не  может  быть   обеспечена учебная  нагрузка  в  объеме,  соответствующем  норме   часов   учебной (преподавательской) работы, установленной за ставку заработной  платы   в неделю, гарантируется выплата ставки заработной платы в полном размере  при   условии догрузки до установленной  нормы  часов  другой  педагогической   работой. К примеру, такие выплаты гарантируются учителям -предметникам    иностранного   языка, музыки,   изобразительного    искусства    и физической культуры,  ведущим соответствующие уроки в 1-4; учителям физической  культуры  организаций, расположенных в сельских населенных пунктах; учителям иностранного  языка  организаций,  расположенных в поселках лесозаготовительных и сплавных предприятий и химлесхозов; учителям русского   языка   в организациях с   родным (нерусским) языком обучения, расположенных в сельских населенных пунктах.

Источник: ГАРАНТ.РУ:

http://www.garant.ru/hotlaw/federal/609999/#ixzz3TbUJ43Xw

Читайте также в блоге

Продолжительность рабочего времени и учебная нагрузка педагогов: новый порядок

Учебная нагрузка педагогов и основания ее изменения: новый порядок

Источник: http://eduinspector.ru/2015/03/13/uchebnaya-nagruzka-pedagogov-i-osnovaniya-ee-izmeneniya-novyj-poryadok/

Учебная нагрузка на детей

Учебная нагрузка на детей4.6 (92%) 10 votes

Одна из проблем нашего времени: что важнее для ребенка — учебная нагрузка или все таки детство?  И как это все совместить.

Учебная нагрузка на школьников общеобразовательных школ  осуществляется на основании Санитарно — эпидемиологических правил и нормативов САНПИН 2.4.2.1178-02 (с изменениями и дополнениями)

В соответствии с вышеприведенными нормативами допустимая недельная нагрузка в часах для школьников составляет:

1 класс – 20 часов при 5-дневной неделе;

2 – 4 классы – 25 часов при 6-дневной неделе и 22 часа при 5-дневной неделе;

5 класс – 31 час при  6- дневной неделе и 28 часов при 5-дневной неделе;

6 класс – 32 часа при 5- дневной неделе и 29 часов при 5-дневной неделе;

7 класс – 34 часа при 6 – дневной неделе и 31 час при 5-дневной неделе;

8 – 9 классы – 35 часов при 6 – дневной неделе и 32 часа при 5-дневной неделе;

10 – 11 классы 36 часов при 6 – дневной неделе и 33 часа при 5-дневной неделе.

При 35-минутной продолжительности уроков во 2 — 4 классах максимально допустимая недельная нагрузка при 6-дневной учебной неделе составляет 27 часов, при 5-дневной учебной неделе — 25 часов.

Продолжительность урока для школьника не должна превышать 45 минут.

Обучение школьников в 1-м классе следует проводить с соблюдением следующих требований:

— учебные занятия проводятся только в первую смену;

— 5-дневная учебная неделя;

— организация облегченного учебного дня в середине учебной недели;

— проведение не более 4-х уроков в день;

— продолжительность уроков — не более 35 минут;

— организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут;

— использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии;

— организация дневного сна, 3-разового питания и прогулки для детей, посещающих группу продленного дня;

— обучение без домашних заданий и балльного оценивания знаний обучающихся;

— дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти.

В оздоровительных целях и для облегчения процесса адаптации детей к требованиям общеобразовательного учреждения в 1-х классах применяется «ступенчатый» метод постепенного наращивания учебной нагрузки для школьника:

— в сентябре, октябре — 3 урока по 35 минут каждый;

— со второй четверти — 4 урока по 35 минут каждый.

Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов, без проведения нулевых уроков.

В образовательных учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях обучение проводится только в первую смену.

В общеобразовательных учреждениях, работающих в несколько смен, обучение 1-х, 5-х, выпускных и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену.

При использовании компьютерной техники на уроках непрерывная длительность занятий непосредственно с видеодисплейным терминалом (ВДТ) и проведение профилактических мероприятий должны соответствовать гигиеническим требованиям, предъявляемым к видеодисплейным терминалам и персональным электронно — вычислительным машинам.  После занятий с ВДТ необходимо проводить гимнастику для глаз, которая выполняется на рабочем месте

На занятиях трудом следует чередовать различные по характеру задания. Не следует на уроке выполнять один вид деятельности на протяжении всего времени самостоятельной работы.

Общая длительность практической работы для обучающихся в 1 — 2 классах — 20 — 25 минут, для обучающихся в 3 — 4 классах — 30 — 35 минут.

Продолжительность непрерывной работы с бумагой, картоном, тканью для первоклассников не более 5 минут, для обучающихся в 2 — 3-х — 5 — 7 минут, для обучающихся в 4-х — 10 минут, а при работе с деревом и проволокой — не более 4 — 5 минут.

Длительность практической работы на уроках труда для школьников  5 — 7 классах не должна превышать 65% времени занятий. Длительность непрерывной работы по основным трудовым операциям для обучающихся в 5-х классах — не более 10 минут, в 6-х — 12 минут, в 7-х — 16 минут.

Часы факультативных, групповых и индивидуальных занятий должны входить в объем максимально допустимой нагрузки.

Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий. Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков.

Между началом факультативных и последним уроком обязательных занятий устраивается перерыв продолжительностью в 45 минут.

В начальных классах сдвоенные уроки не проводятся. Для школьников  5 — 9 классов сдвоенные уроки допускаются для проведения лабораторных, контрольных работ, уроков труда, физкультуры целевого назначения (лыжи, плавание).

 Сдвоенные уроки по основным и профильным предметам для обучающихся в 5 — 9 классах допускаются при условии их проведения следом за уроком физкультуры или динамической паузой продолжительностью не менее 30 минут.

В 10 — 11 классах допускается проведение сдвоенных уроков по основным и профильным предметам.

Читайте также:  13 прелестей студенческой жизни

Продолжительность перемен между уроками должна составлять не менее 10 минут, большой перемены (после 2 или 3 уроков) — 30 минут: вместо одной большой перемены допускается после 2 и 3 уроков устраивать две перемены по 20 минут каждая.

Перемены необходимо проводить при максимальном использовании свежего воздуха, в подвижных играх.

При проведении ежедневной динамической паузы разрешается удлинять большую перемену до 45 минут, из которых не менее 30 минут отводится на организацию двигательно активных видов деятельности обучающихся на спортплощадке учреждения, в спортивном зале или в оборудованных тренажерами рекреациях.

Домашние задания даются школьникам с учетом возможности их выполнения в следующих пределах: в 1 классе (со второго полугодия) — до 1 ч, во 2-м — до 1,5 ч, в 3 — 4-м — до 2 ч, в 5 — 6-м — до 2,5 ч, в 7 — 8-м — до 3 ч, в 9 — 11-м — до 4 ч.

Источник: http://www.kosopuzy-lawyer.ru/2010/12/uchebnaya-nagruzka-na-detej/

Психофизиологические основы эффективной организации учебного процесса

Педагогический университет «Первое сентября»

Лекция N 3

Учебный план курса

Методики оценки организации учебного процесса и школьных факторов риска

оказателями эффективной организации учебного процесса и в то же время факторами риска являются:

  • рациональность организации процесса;
  • общая учебная нагрузка, чрезмерная нагрузка;
  • внеучебная нагрузка или перегрузки;
  • организация режима дня, учебных и внеучебных занятий.

Рассмотрим, как можно оценить эти показатели и как можно интерпретировать результаты и использовать их в работе руководителей образовательных учреждений, классных руководителей и педагогов.

В наших лекциях мы не останавливаемся на гигиенических параметрах, необходимых для организации учебного процесса. Гигиенические условия организации учебного процесса содержатся в Санитарных правилах и нормах и должны соблюдаться каждым образовательным учреждением.

Соблюдение гигиенических требований к состоянию, содержанию и оснащению школы – очень важный фактор, он оказывает серьезное влияние на функциональное состояние ученика, его работоспособность, здоровье. Даже такая на первый взгляд мелочь, как проветривание помещений на перемене, важна и необходима, т.к.

объем кислорода в классной комнате за урок резко снижается, а углекислый газ накапливается. Занятия в непроветренном помещении ухудшают кровоснабжение мозга, снижают работоспособность, утомление организма в таких условиях возникает быстрее.

Не менее важна хорошая освещенность класса, рабочего места каждого ученика. Недостаточное освещение не только очень быстро вызывает резкое зрительное утомление, но и существенно снижает общую работоспособность. В последние годы мало внимания уделяется подбору школьной мебели, соответствующей росту детей.

Несоблюдение гигиенических норм даже при рациональной организации учебного процесса снижает его эффективность и качество обучения.

Анализ общей учебной нагрузки может проводиться:

  • у каждого ученика – для этого используются анкета № 1, содержащая информацию об общей учебной (школьной и внешкольной) нагрузке, а также данные о продолжительности приготовления уроков и дополнительных домашних заданий.

    Эта же анкета позволяет проанализировать распределение учебной нагрузки в течение недели;

  • в каждом классе – в этом случае мы используем анкету № 1 каждого ученика или расписание занятий в школе, выявляем индивидуальные различия в объеме нагрузки у разных учеников, а также определяем среднюю нагрузку учеников в течение дня и недели;
  • в целом по параллелям (например, в 1, 3, 5, 7, 9, 11-х классах);
  • в целом по начальной, основной, старшей школе.

АНКЕТА № 1

Общая учебная (школьная и внешкольная) нагрузка

Рекомендуется проводить анализ общей учебной нагрузки несколько раз в течение учебного года.

Это позволяет не только понять, как распределяется нагрузка в течение учебной недели, но и как изменяется нагрузка на протяжении учебных четвертей, учебного года, в разных классах и т.п.

Например, для того чтобы получить данные об общей учебной нагрузке в классе и ее особенностях у разных учащихся, можно составить сводную таблицу (см. табл. 1).

Таблица 1

Общая учебная нагрузка учащихся _____ класса
(понедельник)

Средняя суммарная дневная нагрузка определяется делением суммы нагрузки у всех учащихся на количество учащихся (см. табл. 2).

Таблица 2

Общая (суммарная) учебная нагрузка учащихся _____ класса в течение недели

Получив данные о ежедневной учебной нагрузке в течение недели, можно определить недельную учебную нагрузку (в школе и дома).

Данные о недельной учебной нагрузке можно сопоставить с нормативами, регламентированными СанПиНами. Для такого сравнения мы приводим данные максимально допустимой (недельной) нагрузки (сюда следует включать не только уроки, но и дополнительные и факультативные занятия) и время на приготовление домашних заданий.

Сравнивая данные об учебной нагрузке в школе, полученные по каждому ученику, классу (классам), школе с нормативами, можно определить:

  • классы (возраст), количество учащихся, имеющих дневной и недельный объем школьной нагрузки, соответствующий нормативам;
  • выделить те классы (возможно, занимающиеся по разным программам, учебникам, методикам и т.п.), у которых школьная нагрузка превышает допустимые нормативы (важно определить и насколько превышена нагрузка в день, в течение недели и т.п.).

Полученные в ходе такого анализа данные позволяют сравнивать разные виды нагрузок, проследить:

  • как меняется школьная нагрузка от 1-го к 11-му классу;
  • как растет время внеурочной школьной нагрузки (факультативы, дополнительные занятия) от 1-го к 11-му классу, и что происходит в средней и старшей школе;
  • как меняется (и меняется ли?) время приготовления домашних заданий от класса к классу;
  • какие предметы занимают основную часть времени приготовления домашних заданий;
  • каковы различия во времени приготовления домашних заданий у разных учащихся в классе (какие предметы для каких учеников наиболее сложные).

Возможны и другие варианты анализа.

Например, два параллельных класса работают с разными учебниками и программами, количество уроков при этом одинаково, но успевают ли ученики усваивать основной учебный материал в школе или для этого необходимы дополнительные часы занятий дома? Или еще один пример. Начинается изучение иностранного языка или второго иностранного языка, при этом важно понять, насколько увеличивается время домашней работы.

Интересно сравнить учебную нагрузку в школе и дома в разных профильных классах у старшеклассников, оценить, какое влияние оказывает предметное обучение (с разными педагогами) в начальной школе. Приходится ли детям готовить уроки дома, если они остаются на продленке?

В каждой школе сегодня встает вопрос: что целесообразнее – 5- или 6-дневная учебная неделя? Попробуйте проанализировать, как распределяется учебная нагрузка в разных классах при 5- и 6-дневной учебной неделе в вашей школе, и, учитывая все остальные параметры рациональной организации учебного процесса, сделайте свой вывод.

Если проанализировать учебную нагрузку в течение учебного года, можно понять, насколько равномерно она распределена в течение года, как соотносится с изменением функционального состояния детей.

Знание всех аспектов учебной нагрузки в школе и дома необходимо не только руководителю образовательного учреждения для понимания организации учебного процесса, но чрезвычайно важно и для учителя.

Именно учитель при таком анализе получает достаточно полную информацию о каждом ученике, получает ключ к анализу его проблем и трудностей.

Таблица 3

Максимально допустимая недельная учебная нагрузка
(Гигиенические требования к максимальным нагрузкам)

При анализе организации учебного процесса (кроме общего объема учебной нагрузки) можно оценить, учитываются ли при составлении расписания трудность предметов, их чередование в течение дня и недели (более подробно о динамике работоспособности в течение учебного дня, недели, года – в следующих лекциях).

При анализе расписания оценивается чередование «легких» и «трудных» предметов в течение дня. Однако трудность – это объективное свойство урока, включающее конкретный объем знаний, умений и навыков, а утомляемость – это субъективный индивидуальный показатель, характеризующий функциональную стоимость урока для каждого ученика.

Нет и четких педагогических критериев оценки трудности урока. В то же время специальные гигиенические исследования показали, что степень утомления школьников определяется не каким-либо одним фактором (объем, насыщенность, сложность, использование ТСО, интенсивность, эмоциональность и др.), а их совокупностью и сочетанием.

СанПиНы рекомендуют использовать для оценки трудности таблицы В.И. Агаркова (1986) и И.Г. Сивкова (1975).

Таблица 4

Продолжительность учебных и домашних занятий
(в астрономических часах)

Мы считаем более целесообразным использовать таблицу оценки трудности уроков (по С.М. Громбаху).

При пользовании этой таблицей нужно учесть, что благоприятный результат при высокой трудности урока чтения мы будем иметь, если у нас высокая насыщенность и средняя эмоциональность, а также средняя насыщенность и высокая эмоциональность.

Важно, что на уроках русского языка предпочтительнее высокая эмоциональность (а на практике это менее эмоциональные уроки), а на уроках природоведения, наоборот, предпочтительнее средний уровень эмоциональности.

Таблица 5 убедительно и наглядно показывает, что необходимо рассчитывать все факторы учебного процесса – радость и удивление, смену видов деятельности и объем учебного материала, интенсивность работы и ее длительность. Особенно важна такая оценка при использовании новых программ, методик и технологий обучения.

Таблица 5

Соотношение основных факторов учебного процесса, обеспечивающих благоприятную и неблагоприятную реакции младших школьников на учебную нагрузку

(по С.М. Громбаху, 1988)

Можно сопоставить субъективную оценку трудности предметов (в баллах от 1 до 5), которую дают ученики, и трудность предмета (в баллах от 1 до 5), которая оценивается учителями, а также сопоставить трудность предмета и время, необходимое учащимся для приготовления домашних заданий по этому предмету.

Иногда выявляются очень интересные факты: например, в одной школе при таком анализе обнаружилось, что самым трудным для четвероклассников было рисование, а для восьмиклассников – география. По данным наших исследований в 2000–2004 гг. (60 тыс.

учащихся разных регионов), наибольшее время домашних заданий требуют задания по химии, иностранному языку и литературе (от 48 до 63 мин.). Часто выполнение заданий только по одному предмету у десятиклассников требует 2,0–3,0 часа (особенно это касается учеников профилированных классов, гимназий, т.е.

тех образовательных учреждений, где предъявляются повышенные требования).

Это свидетельствует не только о слишком большом объеме учебных заданий, но и о недостатке времени на закрепление нового материала на уроках, а значит, имеет место скрытая интенсификация учебного процесса (то, что не выполнено на уроке, переносится на домашние задания). Такие данные – не только повод разобраться, что происходит на уроках, но и понять, насколько квалифицирован учитель и адекватны ли его требования.

Таблица 6

Возрастные нормативы сна в сутки
(в астрономических часах)

Однако учебная нагрузка может и должна составлять только часть дня любого ребенка. Дети не должны проводить весь день за партой и письменным столом, забывая об отдыхе, занятиях по интересам, чтении, прогулках.

Анализ режима дня школьников показывает, что большая часть из них практически не бывает на воздухе, недостаточно спит, почти не занимается спортом, а каждый четвертый старшеклассник проводит за компьютером по 4–6 часов в неделю.

Но любые средние данные отражают лишь общую картину, а любой школе, любому руководителю образовательного учреждения, классному руководителю, учителю важно знать и понимать, что происходит в его школе, в его классе.

Для анализа общего режима дня и внеучебных занятий используется анкета № 2.

Для того чтобы провести оценку режима дня, нужно знать нормы рекомендуемой продолжительности сна, прогулок, просмотра TV. Мы приводим эти нормативы в соответствии с СанПиНами.

Таблица 7

Возрастные нормативы продолжительности прогулок на воздухе
(в астрономических часах)

Анализ режима дня и внеучебной нагрузки может проводиться по-разному. Одним из вариантов может быть сопоставление с нормативами. Например, можно сравнить средние данные продолжительности сна за неделю с положенными нормами.

При этом определяются:

  • процент школьников, продолжительность сна которых укладывается в возрастные нормативы;
  • процент школьников, которые недосыпают от 0,5 до 1,0 часа;
  • процент школьников, которые недосыпают более 1 часа;
  • процент школьников, которые недосыпают более 2 часов.

Продолжительность сна – важный показатель рациональной организации режима. Полноценный сон позволяет ребенку снять утомление, восстановиться. Сокращение ночного сна на 1–1,5 часа резко снижает работоспособность. Среди детей, выдерживающих нормативы ночного сна и пребывания на воздухе, меньше болеющих, меньше детей с хроническими заболеваниями и расстройствами нервно-психической сферы.

Анкета № 2 позволяет выявить предпочтения школьников при выборе занятий по интересам, понять, как распределяется время в течение каждого дня. В сочетании с анализом учебной нагрузки это дает общую картину распределения времени на учебу и отдых, показывает, насколько рационально это распределение.

Важно понять, не «съедает» ли учебная нагрузка все свободное время учеников, как распределяется свободное время, когда школьники готовят уроки, не жертвуют ли они отдыхом. Не менее важно знать, как используется свободное время школьников.

В последние годы мы все чаще отмечаем не только учебные, но и внеучебные перегрузки, особенно в начальной школе (становясь старше, дети просто отказываются от большинства дополнительных нагрузок).

Вот совершенно реальный пример: у второклассника – ученика гимназии, кроме 6 уроков в гимназии и 2–3 часов приготовления домашних заданий, три раза в неделю музыкальная школа, два раза плавание, два раза дополнительный английский, два раза теннис.

Нетрудно представить себе, что ребенок практически не бывает на воздухе, а уроки готовит после 8 часов вечера и до 11. Потом долго не засыпает, утром с трудом встает и на уроках не может сосредоточиться. Конечно, внешкольные нагрузки – выбор родителей, но педагогу важно знать, что может отрицательно сказаться на эффективности обучения, что зависит от школы, а о чем нужно разговаривать с родителями.

Об оценке других показателей, характеризующих эффективность организации учебного процесса, мы расскажем в следующих лекциях.

АНКЕТА № 2

Режим дня школьника

ВОПРОСЫ К ЛЕКЦИИ 3

  1. Как определить общую учебную нагрузку школьников?
  2. Как выявить нарушения режима дня?
  3. Тема очередного родительского собрания в вашей школе: «Организация досуга школьников». Как вы думаете, какие данные помогут вам аргументировать свои советы родителям? Как можно получить эти данные?

Источник: http://zdd.1september.ru/article.php?ID=200501905

Ссылка на основную публикацию