Как заслужить доверие преподавателя?

Как завоевать доверие учеников? Советы начинающим учителям

Как расположить к себе учеников? У каждого опытного учителя найдется свой ответ на этот вопрос. В данной статье мы обобщили наиболее популярные и эффективные рекомендации относительно того, как завоевать доверие школьников.

В поисках доверия: 10 советов начинающему педагогу 

1. Ищите в отношениях золотую середину! Может ли учитель рассчитывать на доверительные отношения с учениками, следуя в работе принципу «все будет так, как я сказал, возражения не принимаются»? Запугать детей таким подходом очень просто, а вот расположить к себе не получится.

Но это совершенно не означает, что нужно во всем идти на поводу у своих воспитанников. Найдите определенный баланс – золотую середину. Выйдите на один уровень общения со школьниками, сохранив при этом нужную дистанцию. Главное, чтобы дети почувствовали, что их педагог – это хороший, приятный, открытый человек, интересная личность.

Именно  таким людям дети доверяют и тянутся к ним.  

2.    Интересуйтесь своими учениками!

Много ли учителей могут рассказать о своих учениках что-то большее, чем фамилия, имя и успеваемость по предмету? (Кстати, чем быстрее вы запомните  новых учеников, тем лучше будете выглядеть в их глазах) Многие ли знают, чем живут их ученики, что любят, а чего терпеть не могут, чем увлекаются, к чему стремятся? Безусловно, эта задача не самая простая, особенно для педагога, имеющего большую нагрузку. Но знать хотя бы несколько индивидуальных особенностей ученика – значит уже обладать неоспоримыми преимуществами.   

К примеру, расскажите ученику, что вы знаете о его достижениях в плавании, и гордитесь им! Поверьте, тот факт, что учителю интересны его личные достижения, не оставит ребенка равнодушным.

А разве сложно в начале урока искренне поинтересоваться, как у ребят дела? Много времени такая беседа не отнимет, а небольшой мостик между педагогом и учениками будет возведен. 

3.

    Будьте открыты с учениками!

Искренность и открытость учителя воспринимается детьми как особая степень доверия. И отвечают они, как правило, тем же. Приведем простой пример.

Многим из нас знакома ситуация, когда с самого утра абсолютно не складывается день.

Почему бы открыто не сказать об этом ученикам? Они оценят вашу откровенность, и вряд ли кому-то придет в голову огорчать любимого учителя своим поведением.

4.    Станьте примером и защитником для учеников!    

Не уставайте лично демонстрировать своим ученикам пример ответственности, доброжелательности, справедливости, человечности, целеустремленности. Всегда выполняйте данные ребятам обещания, доводите начатое дело до конца. Умейте вовремя вступиться за своих учеников, защитить их от обид.

5.    Говорите ученикам правду!

Рассмотрим такой пример. Очень часто школьников интересует, как изученный на уроке материал может пригодиться в дальнейшей жизни.

И учитель начинает старательно доказывать, что без знания этой теоремы или гипотезы в жизни придется очень туго. Дети чувствуют, что это далеко не так, и определенная степень доверия к педагогу утрачивается.

Не лучше ли учителю быть изначально честным со своими воспитанниками?     

6.    Избегайте шаблонов в работе!

Постарайтесь сделать каждый урок необычным и интересным! Чтобы стать любимым учителем, к которому ребята спешат на каждое занятие, нужно признать на помощь сердце, душу и интуицию! Даже такое рутинное дело, как проверка домашнего задания, может стать настоящей изюминкой урока.

7.    Хвалите и поддерживайте учеников!

Не упускайте возможности заслуженно подчеркнуть значимость достижений учеников, не оставляйте незамеченными их успехи,  хвалите за приложенные усилия и старания. Научитесь поддерживать воспитанников и в неудачах. Школьнику важно понять, что любые ошибки являются ценным опытом на пути к достижению поставленной цели.   Однако помните, хвалить детей нужно правильно!

8.    Запаситесь терпением!

Постарайтесь не ругать и не раздражаться на учеников, если они, к примеру, не понимают элементарных, на ваш взгляд, вещей. Делайте свою работу терпеливо! Контролируйте себя, старайтесь не переходить на повышенные тона в разговоре, многим детям непонятны резкие перепады настроения учителя.

Не употребляйте слова, которые могут обидеть ученика, снизить его самооценку. Прислушивайтесь к мнению своих учеников, научитесь договариваться с ними, идти на компромисс. В сложной ситуации поставьте себя на место ребенка, это поможет понять его и найти правильное решение.

9.

    Станьте источником оптимизма!

Вспомните, с чего начинается дружба в известной детской песенке! Не скупитесь на  искреннюю улыбку! Помните о том, что дети очень чувствительны к настроению взрослых.

Постарайтесь обучать предмету легко, заряжайте ребят оптимизмом! Это сделает их более уверенными в своих силах, избавит от ненужных страхов. Заручиться доверием учеников педагогу поможет и отличное чувство юмора.

Ведь дети по натуре – большие весельчаки!

10.    Сохраняйте  доверие!

Завоевав расположение школьников, приложите все усилия, чтобы его сохранить! А для этого бывает достаточно просто уместно пошутить или от души похвалить ребят. Главный же совет, как завоевать и сохранить доверие учеников, заключается в искренней любви и уважении к детям, в желании подарить своим воспитанникам лучшее из того, что в ваших силах! Желаем вам успехов на этом пути!

Источник: http://pedsovet.su/publ/87-1-0-4214

Как заслужить доверие преподавателя

Доверие во все времена являлось одним из самых благородных чувств, испытываемых человеком. От того, каков уровень доверия в обществе в целом, напрямую зависит всеобщая свобода, цивилизованность и развитие. Именно это, вне всякого сомнения, и есть тот самый эталон, к которому следует стремиться людям во всём мире.

Вопрос доверия становится очень важным в сфере обучения, в частности, в институте — своеобразной школе, готовящей людей к вступлению во взрослую жизнь. Отыскать официальный документ, где будет сказано об этом напрямую, невозможно.

Однако в любом ВУЗе студенту в обязательном порядке придётся столкнуться с подобной философией в реальной жизни.

При этом студентам очень важно развивать доверительные отношения, ведь без них им придётся трудно, несмотря на всю прагматичность, которая присутствует в современном мире.

Любому студенту очень важно не просто посещать лекции и сдавать экзамены, но и заслужить доверие преподавателя. Ведь, это одна из очень важных составляющих неписаного кодекса учение «правил студенческой жизни» помимо образовательной программы.

Студенты являются подопечными своих преподавателей, что и приводит к построению доверительных отношений. Не редкость, когда сами педагоги проводят среди студентов так называемую «проверку на вшивость», чтобы понять, кто среди них есть кто.

На том моменте, как именно заслужить доверие преподавателя, и стоит остановиться подробнее.

Прежде всего, любому студенту следует уяснить, что преподаватель, несмотря на все свои заслуги в научной сфере вовсе не небожитель, а самый обыкновенный человек, вроде нас с вами.

Преподаватели вполне могут иметь свои слабости, ежедневно сталкиваться с обыденными человеческими трудностями и также не хватать с неба звёзд.

Их даже вполне можно сравнить с теми, кто работает в офисе или на производстве.

Именно поэтому, в следующий раз, когда у вас возникнет соблазн нагрубить своему преподавателю, особенно, если вам кажется, что он неправ, помните следующее. Допустим, на вас повысил голос какой-либо человек, неважно, знакомый или незнакомый. Вероятнее всего, как и 95% людей, вы поделитесь со своими близкими о том, что некий «нехороший человек» испортил ваше настроение на весь день.

Напрасно вы думаете, что данная проблема способна разрешиться подобным образом. В этом случае негатив лишь удваивается, и, что самое неприятное, буквально на абсолютно пустом месте. Вряд ли найдутся те, кому нужны дополнительные проблемы, ведь тех, что требуют неотложного разрешения, и так хватает.

В большинстве случаев, подобным образом будет поступать не только студент, но также и преподаватель, ведь он живой человек. И тем самым только увеличивать негатив в свой адрес.

А ведь преподаватель, скорее всего, намного старше вас по возрасту, поэтому от жизненных невзгод ему отходить куда труднее. Да и кроме неподобающего отношения к себе студентов, у него имеются масса других, гораздо более серьёзных, проблем.

К примеру, зарплата, на которую нужно как-то умудриться прожить.

Из этого следует правило № 1: желая заслужить доверие преподавателя, не нужно портить отношения с ним. Испортив отношения изначально, ни о каком доверии впоследствии и думать не придётся.

Важен и такой момент, что на студента, который старается и неплохо учится, преподаватель со временем обязательно обратит своё внимание. И не исключено, что даже может попросить его выполнить задание, выходящее за рамки учебной программы, к примеру, подготовить научную статью для СНО (Студенческого научного общества).

Подобные объединения существуют в любом нормальном ВУЗе страны. Деятельность их, в первую очередь, направлена на развитие у студентов навыков исследовательской работы.

А то, что преподаватель поручил вам выполнение научной работы, является распоряжением от вышестоящего начальства. Но, в любом случае, отныне студент и преподаватель становятся единой командой.

И для того, чтобы получить желаемый результат, то есть достигнуть победы в научной конференции, они должны работать слаженно.

Однозначно, что в этом случае, предлагая написать научную работу, чтобы затем представить её на научном собрании, преподаватель доверяет вам.

Если вы дали своё согласие, то не имеете права подвести своего преподавателя, так как он возлагает на вас надежды. Отговорки вроде ссылок на постоянную учебную, либо рабочую занятости студентов, не принимаются.

Взявшись за дело, его нужно в обязательном порядке доводить до логического завершения.

Так мы и подошли к правилу № 2: выполнять поставленные преподавателем перед студентом задачи следует качественно и своевременно.

Именно от того, насколько вы справитесь с доверенной вам работой, и будет зависеть во многом дальнейшее отношение преподавателя к вам, как к способному студенту.

Конечно, выполнение дополнительной работы (написание научной статьи для конференции) всегда есть определённый риск, но в данной ситуации он является вполне оправданным.

Если студенту удастся выполнить порученное ему дело так, как надо, и даже сверх ожидания преподавателей, то вам обеспечен долговременный кредит доверия с его стороны. А это, без сомнения, значительно облегчит повседневный учебный процесс.

Существует помимо этих двух основных правил и, так называемое, «надправило». Оно не содержит в себе ничего сверхъестественного. Речь идёт о том, что всегда и везде нужно, прежде всего, оставаться человеком честным и порядочным.

Если говорить условно, то это надправило представляет собой некий синтез из всех, обозначенных ранее и разбавленных рядом прочих рекомендаций.

Студент может быть, на первый взгляд, просто идеальным: не грубить преподавателю, быть исполнительным, но его внешний вид может отталкивать своей неаккуратностью, а поведение — двуличием, лживостью и непорядочностью.

Надеемся, что вы не относитесь к той категории людей, которые, на первый взгляд, всё делают правильно, но в итоге складывается впечатление, что они многого не договаривают.

Такое поведение характерно для тех, кто любит «примазываться» к победам других людей, либо присваивать чужой труд, а затем выдавать его за свой.

Если говорить обобщённо, то речь идёт о самых настоящих плутах, которые живут и действуют только себе во благо.

Знайте, что в деле завоевания доверия преподавателей, такие плутовские способы, в основе которых лежит обман, не пройдут.

Ложь рано или поздно раскроется, а правда обязательно выйдет наружу, и в итоге вам не останется ничего, как испытать горечь поражения, вызванного и многократно усиленного всевозможной нечестностью.

Увидите, рычаг справедливого возмездия заработает против вас как минимум, с удвоенной силой.

Ведь великого закона компенсации, существовавшего в мире во все времена, ещё никто не отменял. Например, в случае лишения слуха, у человека обостряются многие другие органы чувств.

Аналогичный процесс наблюдается и в отношении всех других аспектов жизни. Добившись желаемого доверия нечестным путём, можно во всей красе столкнуться с нарастающей горечью разочарования, да и столкнуться с большими проблемами.

Это же справедливо и для благих дел, которые рано или поздно обернутся сторицей.

Подводя итоги, можно сказать, что студенту вовсе не к чему выдумывать особо мудрёные способы относительно того, как заслужить доверие преподавателя. Существуют два простых правила, о которых говорилось выше: не портить отношения и всегда выполнять, возложенные на вас, обязательства. Ну и, конечно же, третье правило, а точнее, надправило, будет работать безотказно всегда и везде.

Источник: http://xn--d1acynfdde.xn--p1ai/427-kak-zasluzhit-doverie-prepodavatelya.html

Детей надо сначала уважать, а потом любить: истории учителей, которые заслужили доверие учеников

Учителя — о том, почему важно хранить детские секреты, обсуждать с ребятами скользкие темы и давать школьникам больше ответственности.

Читайте также:  Как студенты живут в общаге?

О том, как завоевать доверие ребенка — первоклашки, подростка, молодого взрослого, — написано множество статей. И крайне мало о том, как сохранить его, не пренебречь и не растратить понапрасну.

Между тем доверие, вопреки общему убеждению, не присутствует в отношениях априори: это драгоценный дар со стороны ребенка, и, заслужив его однажды, очень легко вдруг вновь оказаться в его глазах недостойным.

Почему по мере взросления детям все сложнее нам доверять — а может быть, наоборот, легче? Трудно ли совмещать роли строгого наставника и доброго товарища? Могут ли в доверительных отношениях существовать личные границы? Доверие — это дело только двоих или у него бывают и публичные проявления? Должны ли мы хранить тайну? Как быть, если государство ставит нас в ситуацию выбора между сохранением доверия и ответственностью по всей строгости закона?

Сложнее всего дать ответ на эти вопросы учителям, зажатым в бермудском треугольнике строгой субординации «ребенок — родитель — система».

Между столицей и Уралом мы отыскали трех счастливых педагогов, которые еще ни разу не подвели своих подопечных, и спросили, как им это удается.

Антон Гин, учитель начальных классов в частной школе, волонтер терапевтического сообщества «Китеж» (Москва):

Если ребенок выбрал какого-то взрослого своим авторитетом и примером для подражания, то надо этому званию соответствовать.

Некоторые взрослые любят так пошутить: дают ребенку конфету, а это и не конфета вовсе, а пустая обертка. Смеются, а потом удивляются, почему этот ребенок больше не хочет с ними разговаривать или играть. Не стоит обманывать даже в таких мелочах.

Доверие маленького ребенка очень важная вещь и огромная ответственность!

Слышу от некоторых педагогов такую фразу: «Я детей люблю, а они не слушаются!» Да, вы их любите. А уважаете ли?

Помните, что детей нужно в первую очередь уважать, а уже во вторую очередь любить.

Дети — маленькие взрослые. Необходимо с уважением относиться к их словам и личному пространству. Договариваться, а не давить.

Проблемы ребенка можно обсуждать с родителями только в том случае, когда учителю нужна их поддержка. Но не стоит бежать к родителям школьника по любому вопросу. Это может нарушить доверительные отношения между педагогом и школьником.

Иногда дети сами просят не беспокоить по тому или иному вопросу семью — к этим словам надо прислушаться, потому что у ребят могут быть на то причины.

В таком случае я сотрудничаю с ребенком или прошу совета у более опытного педагога.

Конечно, иногда дети обижаются на меня, но они знали и знают, что мне можно доверять. Взрослый в своем поведении должен быть открытым и честным на все сто процентов, но с учетом возрастных и психологических особенностей ребенка.

Если я не знаю ответа на вопрос, правильно будет сказать, что ответ надо посмотреть в книгах, и обязательно дать его на следующем занятии.

Стыдно убегать от вопроса ребенка, а не признаться в незнании, пообещав дать ответ когда-нибудь потом.

Не стыдно признаваться и в неумении: да, я не могу сделать того, что может другой педагог, зато он не может сделать то, что могу я. Но вы действительно должны что-то уметь делать. Быть неординарным!

Мария Калужская, заместитель директора по научно-методической работе гимназии № 210 «Корифей» (Екатеринбург):

Поддержка, оказываемая педагогом ребенку, доверившему ему свои проблемы, может быть разной.

Не всегда уместно «крышевать» ребенка в ситуации травли: он еще сильнее может схлопотать от своих мучителей.

Могут быть и обходные пути: я однажды девочку тринадцати лет — хорошенькую, но диковатую, да еще и с заиканием, которую одноклассники дразнили и прогоняли из компаний, — отвела в салон красоты. Ей сделали модную стрижку и мелирование.

Был конец 90-х — практически никто еще на такие крайности не решался. На следующий день девочка зашла в класс королевой — и злые языки спрятались за зубами.

Я не поддержала жертву травли напрямую, но сделала больше: изменила ее отношение к себе. Мать девочки, кстати, дала мне карт-бланш, потому что доверяла.

В разговоре с родителем учитель не должен выдавать детских секретов.

Ребенок — такой же человек, поэтому его тайны тоже требуют уважительного хранения.

Здесь, наверное, как на исповеди: священник может поделиться тайной прихожанина только в ситуации реальной угрозы жизни, в интересах коллективной безопасности. Остальные случаи — табу. И в моей педагогической истории не было таких ситуаций, когда однажды оказанное доверие рушилось.

Случалось, что один «учитель доверия» сменялся другим, что и понятно: меняются ситуации, потребности, интересы.

Сейчас, когда Маяковского и Бродского объявили чтением «18+», а сигареты на экране стыдливо затуманивают облачком, нужно избегать ханжеских формальностей и просто действовать в интересах ребенка, щадя его психику, но не создавая ложных запретов. Не будем же мы, например, избегать темы однополого секса, когда она просто лежит на поверхности.

Одно дело беспристрастно, со взрослой позиции обсуждать вопрос, и совсем другое — возбуждать интерес и пропагандировать.

Компетентный и чуткий педагог — лучший фильтр для любой информации.

Максим Аникеев, кандидат педагогических наук, директор Китежской средней школы (Калужская область):

Поселение «Китеж» — это сообщество детей и взрослых, которые живут на одной территории. Здесь же находятся столовая, столярная мастерская, ферма, образовательный центр — целый мир.

И ежедневно мы встречаемся все вместе: на уроках, трудовых проектах, в общении за чашкой чая, за работой в мастерских, спортивной игрой.

И я совмещаю много ролей: директор, учитель, наставник, родитель, собеседник, организатор работы.

Для меня важно, чтобы я в первую очередь был человеком, а не социальной ролью, чтобы общение с детьми строилось на живом интересе, удовольствии от умной беседы, детском желании узнать что-то новое или реализовать свои планы с моей помощью, поэтому я хочу быть в первую очередь человеком, который пытается себе и детям объяснить смысл совместной деятельности.

Сильная сторона нашей педагогики — это внимание к содержанию беседы, к тем ценностям, на которых строится наша учеба, игра, развлечение, труд.

В типичных для общества ролях — «старшего товарища», «доброго директора», «злого учителя» — существуют ловушки, которые за типичным поведением прячут настоящие отношения, переживания, возможность заявить о своих чувствах и потребностях.

Общение из роли часто трактуется детьми как ложь или лицемерие, а неформальное общение помогает выстраивать доверие быстрее, сохранить честность и не лицемерить.

А если учитель может действительно уважительно относиться и к детям в своем классе, и к себе, то панибратских отношений при этом не возникает.

Я думаю, что доверительные отношения — это двусторонний процесс, и если они создаются и поддерживаются, то это социальный капитал любой школы или детско-взрослого сообщества. К этому нужно стремиться. И не общаться с детьми с позиции «великого авторитетного мудреца» или «крутого специалиста» — очень сложная психологическая задача.

Мне важно, чтобы среди моих учеников мой авторитет создавался не как авторитет директора или учителя, а как авторитет человека, который что-то знает или что-то умеет, а где-то ошибается и готов признать ошибки и искать новые решения.

У ребенка есть священное право проверять реальность границ мира взрослых, а у взрослых есть право постоянно пересматривать и утверждать те правила и ценности, которые соответствуют реальности.

Беспокоиться следует тогда, когда не можешь себе и ученикам объяснить, почему необходимо действовать или не действовать именно так.

В нашем сообществе мы стараемся уходить от наказаний и передаем достаточно ответственности детям для того, чтобы они пробовали самостоятельно принимать решения.

Вопросы установления и контроля правил я стараюсь передавать общим выборным органам самоуправления, в которые входят и взрослые, и дети.

Главная задача — довести до сознания людей, что поступок, который нарушил справедливость или гармонию, нуждается в компенсации.

Источник: https://woman.rambler.ru/children/40873286-detey-nado-snachala-uvazhat-a-potom-lyubit-istorii-uchiteley-kotorye-zasluzhili-doverie-uchenikov/

Как восстановить доверие преподавателя?

Вопрос психологу:

Добрый день. У меня возникла проблема в отношениях с моим научным руководителем, у которого я пишу курсовую работу. Попробую максимально коротко описать ситуацию.

Примерно месяц назад деканат факультета, на котором я учусь, занимался организацией творческой встречи с очень известным и уважаемым человеком (я не преувеличиваю). Среди организаторов была в том числе и эта преподавательница.

На встречу я слегка опоздала, поэтому мне пришлось вместе со многими другими студентами стоять в буквальном смысле слова возле дверного проёма, поскольку в маленькой аудитории было, что называется, яблоку негде упасть.

При мне и нескольких других студентах с разных факультетов (это важно) организаторы пытались скорее решить вопрос о том, где взять микрофоны, которые забыли принести, бутылочку воды для гостя и т.п. Сама творческая встреча прошла, на взгляд очень многих студентов, крайне плохо, организовали её, мягко говоря, не на самом высоком уровне.

Этим же вечером под записью о творческой встрече я увидела достаточно вежливый, но едкий комментарий одной из студенток моего факультета (она так и подписалась) о том, что ей не понравилось в организации встречи.

При этом давалась ссылка на разговор, который происходил между организаторами, т.е., по всей видимости, этот человек стоял возле меня и тоже всё слышал, либо кто-то передал ему их слова.

С комментарием я в душе согласилась, но выражать своё мнение не стала, оставила его при себе.

Это была необходимая для понимания сути вопроса «вступительная часть», теперь перейду к изложению собственно проблемы. Я примерно месяц видела, что отношение преподавательницы ко мне изменилось со вполне доброжелательного на холодную, вежливую ненависть.

И долго не могла понять, чем вызвана причина резкого изменения её мнения обо мне как о человеке (отношение к моей работе не поменялось, а может, я просто ещё не успела это заметить). Потом подумала, что, скорее всего, в написании обличительного комментария женщина обвиняет именно меня.

Это было бы логично, поскольку я была, по-видимому, единственной из студенток своего факультета, кто присутствовал при разговоре. Правда, был ещё студент (парень) моего факультета двумя курсами выше, но его я в написании комментария не подозреваю.

Да и вообще не хочется гадать, кто написал отзыв, поскольку мне это не интересно.

Сразу оговорюсь, что преподавательница никогда не высказывала мне причину своей ненависти прямо. То, что я сейчас высказала — мои собственные догадки. Но мне кажется, что они верные, поскольку другие причины вот так сразу меня возненавидеть придумать сложно.

Подскажите, пожалуйста, как можно восстановить доверие научного руководителя. Очень не хотелось бы портить с ней отношения.

В заключение добавлю, что это не первый раз, когда меня несправедливо в чём-то обвиняют или клевещут на меня. Хотя я достаточно тихий и спокойный человек, даже стеснительный. Как вы думаете, с чем может быть связано такое отношение ко мне моего окружения? Заранее спасибо.

Автор вопроса: Рита Возраст: 19

Рита, здравствуйте.

Вы пишете о ненависти к Вам со стороны Вашего преподавателя.

Рита, ненависть – очень сильное по своей эмоциональной окрашенности чувство. Оно выражается во враждебности, отвращении, непринятии, резком негативном отношении к человеку.

Обычно причины возникновения ненависти к человеку – его ужасные поступки, недопустимое, отвратительное поведение, любой другой сильный негатив по отношению к объекту ненависти.

А теперь проанализируйте отношение Вашего преподавателя к Вам. Можно ли назвать его ненавистью? Может ли являться причиной возникновения ненависти по отношению к Вам едкий, но справедливый комментарий к статье об организации встречи? Который, кстати, не Вы писали (!)

Также в Вашем сообщении я не увидела, в чем именно выражалось резкое изменение мнения преподавателя о вас, как о человеке? Вы пишете, что отношение к работе не поменялось, Вас никто напрямую не обвинял в написании обличительного комментария, с Вами вежливы. Те возможные причины, которые Вы описываете – это ваши мысли и догадки.

Почему отношение преподавателя к вам резко поменялось? Причины этого может знать только сам преподаватель. Если его что-то заботит в отношении Вас – он может высказать это Вам прямо. Возможно, причины такого поведения вообще не лежат в профессиональной плоскости и подобное отношение распространяется не только на Вас, но и на других людей.

Рита, обратите, пожалуйста, внимание на себя. Вы почему-то (и уже не в первый раз) берете на себя вину за несовершенные Вами действия. Это не первый случай, когда Вас «несправедливо в чём-то обвиняют или клевещут». Как я поняла из вышеописанной ситуации, вы с готовностью принимаете эти обвинения, сами считаете себя виноватой.

Стоит задуматься, следует ли нести тотальную ответственность за все, что происходит вокруг и считать себя виноватой даже за то, что вы не совершали?

Поведение и поступки других людей – это их личная ответственность. Вы можете отвечать только за свое поведение, свое настроение, за свои слова и поступки. Учитесь видеть и осознавать эти границы, не брать на себя чужую долю ответственности за проблемы.

Рита, желаю Вам успехов в обучении, и учитесь понимать себя. Удачи.

Автор ответа психолог: Федорова Елена Анатольевна

Оцените ответ психолога:

Источник: https://psycabi.net/vopros-psikhologu/rabota-otnosheniya-v-kollektive-trudoustrojstvo-samoopredelenie/8478-kak-vosstanovit-doverie-prepodavatelya

Доверие как фактор профессиональной компетентности педагога

Статья затрагивает проблему доверия в системе психолого-педагогических отношений. Дается теоретический анализ вопроса. Приводятся данные исследования.

Проблема профессиональной компетентности педагога – одна из главных проблем, с которой сталкивается любой молодой человек на пути приобщения себя к профессии. Еще многое неизвестно, недостаточно уверенности в себе и опыта в решении поставленных задач. Самому студенту не справиться без помощи взрослого наставника – педагога.

В настоящее время образовательный процесс в большей степени напоминает классическую педагогическую модель: идет насаждение стандартных отношений, возражение против оригинальности и творчества со стороны студентов, преподавание ведется методом научения, обеспечивая репродуктивное (копирующее) обучение, исключаются всякие демократические формы и методы получения знаний. Вся оценка профессиональной деятельности преподавателя сводится к стажу его работы и диплому [1]. На наш взгляд, эта серьезная проблема на пути профессионального развития личности и повышения качества образования в целом.

Сегодня идет кардинальная перестройка отечественного высшего образования, где особое внимание уделяется психологической грамотности и профессиональной зрелости педагога.

В новой педагогической формуле подготовки специалиста есть место не только альтернативным подходам к преподаванию, но и особое значение отводится качеству взаимоотношений: «меняются местами учителя и ученики, преподаватели и студенты.

Студент самостоятельно отбирает и оценивает информационные материалы, излагает собственные суждения, делает выводы.

Учебный процесс строится так, чтобы не препятствовать развертыванию образовательных свобод, а, наоборот, инициировать подлинно гуманное и творческое отношение к нему студентов» [1, с. 16].  На смену высокомерия и власти педагога приходит позиция партнерства и сотрудничества.

Читайте также:  Как перестать хотеть спать на парах?

В современной психологической науке имеется достаточно исследований, касающихся профессиональной компетенции педагога. Труд педагога является специфической областью профессиональной деятельности, так как предмет его деятельности – развитие другого человека (А. А. Дергач, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова и др.) [2, с.

6]. Наряду с этим, в психологической литературе еще недостаточно исследований, связанных с выявлением факторов и механизмов, лежащих в основе эффективности профессиональной деятельности педагога. Мы полагаем, что одним из ведущих факторов профессиональной компетенции является доверие студента к личности преподавателя.

Известно, что любая человеческая деятельность построена на доверии.

«Доверие – это сила, которая способна привести к перевороту во всей деятельности, во всех взаимоотношениях людей, в их вере, образовании, целях, которые они перед собой ставят, в их образе жизни и знакомствах, их отношении к собственности, в философских воззрениях» [3, с. 37].

Однако в повседневной жизни доверие становится дефицитом. Сегодня каждый рассчитывает только на себя. В отношениях между людьми отсутствует сплоченность, открытость, честность, справедливость и порядочность.

Изучение доверия связано с именами таких известных зарубежных и отечественных авторов как К. Хорни, Э. Фромм, К. Роджерс, Э. Эриксон, А. Маслоу, В. Франкл, Дж. Роттер, С. Московичи, И. С. Кон, В. П. Зинченко, Т. П. Скрипкина, А. Л. Журавлев, П. Н. Шихирев, В. С. Сафонов и др.

В этих исследованиях доверие рассматривается как направленность, внутреннее организмическое чувство, состояние, ценность, отношение к миру, альтернатива сомнению (скептицизму), элемент общения и коммуникации; как вид общения, социально-организационное поведение, профессионально компетентное поведение.

Особо следует обратить внимание на степень доверия в системе «учитель-ученик». Наличие доверия, а особенно взаимодоверия является необходимым атрибутом учебно-воспитательного процесса. Такое доверие способствует успеху достижения, позволяет быть уверенным в себе и творчески себя реализовывать; эта главная ценность, которая должна сложиться в отношениях между учителем и учеником [4].

С позиции доверия студенты получают возможность открыто выражать свои мысли и чувства, психологически изучать себя и других, понимать и принимать людей такими, какие они есть. Обучаются брать на себя ответственность за то, что происходит с ними и вокруг них, вступать с окружающими людьми в открытые и доверительные отношения [5, с. 172].

В условиях учебного заведения мы должны говорить о доверии в отношениях, которое необходимо создавать и поддерживать, изучать во взаимосвязи с профессионально компетентным поведением, что является основой отношений в системе «студент-преподаватель».

В своей работе мы рассматриваем два основных понятия «компетентность» и «доверие». Компетентность это понятие разноплановое.

С позиции социально-психологического взаимодействия, компетентность означает способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающими людьми в системе межличностных отношений [6].

Такое понимание компетенции на наш взгляд очень важно, так как речь идет о доверии – важном составляющем конструктивности общения.

Затрагивая педагогическую деятельность, компетентность – это владение учителем необходимой суммой знаний, умений и навыков, определяющих сформированность его педагогической деятельности, педагогического общения и личности учителя как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания [7, с. 62].  Чтобы достичь уровня своей компетентности педагогу необходимо получить доверие своих учеников.

Доверие – необходимое условие нормальной социальной коммуникации, обеспечивающее согласие, диалог, понимание, сотрудничество. Где основными составляющими доверия по В. Ю. Столяр являются надежность, достоверность, честность и добросовестность [8].

Доверие между учителем и учеником является важным элементом в структуре коммуникативной компетентности педагога [2]. Именно поэтому заявленная проблема является актуальной в вопросах профессионального становления и развития успешной личности студента.

Цель исследования – определить степень доверия студента к преподавателю. Для этого нами была разработана и проведена анкета, которая включала 25 вопросов. Всего в исследовании приняло участие 107 студентов Сыктывкарского лесного института.

Анализируя результаты исследования, следует остановиться на тех вопросах, которые, на наш взгляд, наиболее важны в изучении доверия в системе «студент-преподаватель»:

1.      Вы обращались в трудные для Вас времена за помощью к преподавателю? Большинство респондентов (65 %) обращались за помощью к своим наставникам, а, следовательно, доверяют им. Однако не стоит забывать, что треть студентов еще не готова обращаться за такой помощью к преподавателю. Причина тому страх, тревога, отсутствие уверенности в понимании и поддержке со стороны педагога.

2.

      Что Вы делаете, если преподаватель в течение 15 минут не пришёл на занятие? В этом вопросе мнения студентов резко разделились: 40% стремятся действовать строго по регламенту (ждут 15 минут), что указывает на менее ответственное отношение к учёбе.

41% респондентов старается выяснить причину отсутствия преподавателя на уроке. Следовательно, можно предположить, что такие студенты более ответственны в учёбе, у них имеется тесная связь с преподавателем, возможны доверительные и дружеские взаимоотношения.

3.

      Кроме преподавания, чем еще должен заниматься педагог?  На наш взгляд полученные результаты интересны для анализа: 42% респондентов желают от преподавателя помощи в научной деятельности, 16% считают, что достаточно только консультаций, 31% хотят посещать после учёбы кружки и брать дополнительные занятия и 11% считают, что преподаватель должен только преподавать. Это позволяет нам сделать вывод, что сегодня только обучение не устраивает студентов, они хотят познавать профессию через занятия научной и творческой деятельностью.

4.      Какие, по Вашему мнению, должны быть отношения между студентом и преподавателем в вузе? Этот вопрос очень важен для нас, так как напрямую выявляет, какие отношения должны быть между студентом и преподавателем.

Так, 63% респондентов желают иметь менее формальные и более доверительные отношения с преподавателями, 33% – только деловые отношения (всё строго по регламенту), степень доверия к преподавателю невысокая.

«Развитие чувства доверия у ученика к учителю зависит от качества получаемой заботы, об удовлетворении индивидуальных потребностей и возможностей.

Чувство доверия зависит, не от словесных уверований, оно связано со способностью педагога транслировать ребенку свое чувство узнаваемости его переживаний, смятение души, проблем, стоящих  перед ним, мотивов поведения. На основе доверия выстраивается поле – пространство взаимодействия, общения, в котором ученик находит для себя объект, на который направлены его переживания и каждый в этом деле выступает как партнер по жизненной ситуации» [9, с. 128].

5.      В какой форме Вы отстаиваете свою точку зрения перед преподавателем? Так, 84 % респондентов предпочитают вести диалог с преподавателем, 12 % настойчиво объясняются и 2 % сразу вступают в конфликт. Следует отметить, что большинство студентов вуза предпочитают такую форму общения как конструктивный диалог.

6.      Как часто в институте Вы сталкивались с преподавателем, который некомпетентен? Около 52 % студентов встречали в институте только компетентных преподавателей, а некомпетентных встречали – кто чаще, а кто реже. Настораживает то, что некомпетентные педагоги все еще присутствуют в жизни студентов.

7.      Стоит ли доверять преподавателю на все 100 %? Мнения студентов разделилось: треть считает, что стоит доверять преподавателю, треть предпочитает доверять друзьям и родителям, а треть – не доверяет ни преподавателям, ни друзьям, ни родителям. Можно предположить, что это позиция подозрительности и даже враждебности по отношению к людям, к миру в целом.

8.      Что ценит студент в преподавателе больше всего? Студент ценит больше всего открытость, юмор и уверенность в себе. Также ценит знание предмета в равной степени, как и умение его преподать, а также понимание личности студента, сговорчивость, больше чем внешний вид и дисциплину.

Таким образом, полученные результаты указывают на то, что сегодня отношения между студентом и преподавателем должны быть партнерские, дружеские; большинство студентов доверяют преподавателю и больше всего ценят открытость в общении и уверенность в себе.

Кроме того, студенты указывают на компетентность как важную составляющую доверительных отношений в системе «студент-преподаватель». Однако некомпетентность преподавателя также имеет место быть.

Чтобы повысить степень доверия и компетентности студентами были предложены рекомендации для преподавателей и сотрудников института: вести себя со студентами более открыто и уверенно; принимать их такими, какие они есть; видеть в них личность; вовлекать студентов в научное творчество; стремиться понять и принять их мотивы, цели и установки деятельности; уметь говорить со студентами и прислушиваться к их мнению.

Литература:

1.      Петривняя, И. В. Образование. Психология. Педагогика [Текст]: учеб. пособие / И. В. Петривняя. – Нижний Новгород: НКИ, 1998. – 92 с.

Источник: https://moluch.ru/archive/67/11300/

Доверие преподавателя — залог эффективного обучения

Причем общение с последними предусматривает установление доверительных отношений.

 Некоторые преподаватели специально проверяют студентов «на вшивость», чтобы сразу определить — кто есть кто. Именно поэтому студенту вуза необходимо сразу заслужить доверие преподавателя. Стоит помнить, что преподаватели – это обыкновенные люди, сравни с теми, кто работает на производстве или в офисе.

Эти люди живут такой же жизнью, как и все, поэтому в следующий раз, когда хотите нагрубить своему преподавателю, подумайте над следующим: представьте, что на вас накричал знакомый человек. Вы, конечно, расскажете об этом своим близким. При этом ваша проблема не исчезнет, а только увеличится в размерах.

Зачем это нужно? В повседневной жизни и так много проблем.

Теперь подумайте о преподавателе. Наверняка, он старше вас и переживать это происшествие будет более глубоко. К тому же вы не единственный студент, который может ему нагрубить. Итак, для того, чтобы заслужить доверие преподавателя, необходимо соблюдать следующие правила.

Первое — не портить отношения с преподавателем изначально, иначе ни о каком доверии говорить не придется. Преподаватели любят студентов, которые искренне интересуются их предметом и неплохо учатся. Таким студентам преподаватели дают дополнительные задания. И это вовсе не прихоть преподавателя, а распоряжение сверху.

В каждом современном вузе есть исследовательские сообщества, деятельность которых подразумевает развитие у студентов навыков исследовательской работы.

 Итак, вы зарекомендовали себя как способный и успешный студент. Конечно, преподаватель выберет вас для выступления на конференции, и вы даже сможете претендовать на звание студент года.

Здесь на первый план выходит победа, поэтому студент и преподаватель должны быть единой командой. Только в этом случае, можно получить желаемый результат.

Конечно, тут есть подводные камни. Доверие преподавателя можно легко потерять. Поэтому если выберетесь за какое-то дело, то делайте его качественно и в срок. Отсюда вытекает второе правило – выполняйте все задания преподавателя в срок и на высоком уровне.

От этого будет зависеть дальнейшее доверие к вам преподавателя. Если вы все сделаете так, как требует преподаватель, то получите большой кредит доверия, который облегчит ваш повседневный учебный труд. И, наконец, третье. Для завоевания доверия нужно быть просто честным и порядочным человеком.

Это правило является самым универсальным из них. Вы можете не грубить преподавателю, выполнять все его поручения и быть хорошим студентом, но если вы поступаете нечестно, к примеру, с одногруппниками, то преподаватель это заметит и изменит свое к вам отношение.

Поэтому не стоит добиваться доверия преподавателя путем обмана, любая ложь рано или поздно раскроется.

 В заключение стоит отметить: доверия добивается не тот, кто из кожи вон лезет, а тот, кто заслуживает его честным и упорным трудом.

Кроме того, в конце года, когда придет время для написания характеристики на студента, вы не будете переживать за ее качество.  

Источник: http://ru.1std1.com/stati/universitety/doverie-prepodavatelja-zalog-yeffektivno.html

Нет доверия к учителю

Картинка из интернета

Решила затронуть тему, которая особенно последнее время меня очень волнует. Может, кто-то не согласится со мной, может, посчитает, что я сгущаю краски, но почему-то я всё же уверена, что большинство со мной согласятся.

А поговорить я хочу о доверии. Корень «вера», но настолько разные эти два слова – «вера» и «доверие». Мне кажется, что последнее более глубокое и заслуживает большей похвалы.

Когда мы верим, это может быть молчаливо, т.е. без каких-либо особенных действий с нашей стороны. Допустим, попал человек в яму, выбраться не может. Он верит, что рано или поздно отсюда выберется.

Читайте также:  Студенческий билет: всё о студне студента!

А вот если появляется кто-то, предлагающий свою помощь, веру заменяет доверие.

И если он не будет доверять человеку, протянувшему ему руку, то из ямы либо не выберется совсем, либо потратит еще очень долгое время, чтобы это сделать.

К чему веду. Когда родители отдают ребенка в школу, они, надо полагать, доверяют учителю процесс подачи знаний. Оговорюсь сразу: учителя разные бывают, идеализировать не буду. Однако в общем и целом, т.к. родители не присутствуют и не могут присутствовать на уроках, они именно доверяют учителю – человеку, который знает, как нужно учить.

На деле получается совсем другое. Я наблюдала несколько раз, как мои коллеги вынуждены были оправдываться очередному родителю, который пришел, чтобы возмутиться, почему у его ребенка не та отметка, которую ожидала вся семья.

Помнится, одна мама доказывала учителю русского языка и литературы: «Я читала сочинение, мне понравилось; мой муж читал сочинение, ему тоже понравилось, за что «3»?!» Не знаю, каких усилий потребовалось данному учителю, чтобы вкратце рассказать о методике оценивания сочинений, хотя вряд ли это возможно сделать вкратце, ведь методика – одна из сложнейших наук.

Я помню, как долго ее постигала, как зубрила, как вникала в каждое слово. Но как это объяснить человеку, который считает, что отметки ставятся исключительно по настроению, а учитель придирается?

Или другой случай. Тоже с учителем русского языка и литературы. Была задана работа по литературе – по-моему, выразить основную идею текста. Какого – не помню, думаю, это неважно.

Одна родительница долго доказывала учителю, что она придирается, что главное здесь – это и это, потому что сама писала сыну, пардон, они вместе писали (как она сама поправилась).

Учительница, на зависть спокойная и уравновешенная, смогла отстоять свою точку зрения и показать родительнице, в чем же на самом деле является главным в данном тексте. Убедила, слава Богу. Но сколько времени на это потребовалось?

Да и мне на своих уроках нередко приходится слышать, что «мама сказала». Одна мама, офтальмолог по профессии, внушила сыну, что правильно нужно говорить  “Im 9 yearsold”, а не “Im 9”.

Не хочу как-то себя выставлять, но все же скажу: как вы думаете, уважаемые читатели, если я, около 2 лет проработав с иностранцами всего мира (занималась созданием базы нашей компании, поэтому постоянно была на телефонной и скайповой связи), проведя 3 недели в Ирландии на учебе, учу детей в том числе и живому разговорному английскому, я имею право сказать «Вы не правы»?

И по поводу грамматических заданий то же самое. «Мама не уверена, что здесь так надо», хотя в словарь (у моих детей это не только место, где они записывают новые слова, но и все изучаемые правила, т.е. получается настоящий справочник) мы записывали правило и в учебнике оно есть.

Такие случаи окружают нас, учителей, постоянно. То второклассник вдруг расскажет дома, что классный руководитель его чуть ли не бьет, то кто-нибудь уверит родителей, что учитель поставил ему за четверть «2», хотя у него/нее были текущие «четверки»… Список можно продолжать.

Повторяю и буду повторять: да, учителя бывают разные и случаи бывают разные, однако все-таки ложь – это НЕ правда. Зло не имеет ничего хорошего, а ложь – это зло.

И когда слышишь как в свой, так и в адрес своих коллег какую-нибудь очередную клевету, долго пытаешься понять, проанализировать, вспомнить «а вдруг»?, но потом все же осознаешь, что это клевета.

Я неустанно повторяю своим родителям на родительском собрании: «Разговаривайте напрямую с учителем». Ведь в каждом из нас сидит тот, кто хочет спрятаться от своего проступка, убежать, обвинить кого угодно, только лишь бы не самого себя.

Мы в этом смысле не взрослеем, мы остаемся такими же. Однако есть понятие совести, которая должна быть на первом месте. И вдвойне ужасно, когда ложь, т.е. момент потери совести, оборачивается против человека, который вообще ничего плохого нам не сделал.

Как объяснить родителю, что учитель не враг, а тот человек, который может помочь, разъяснить, показать, где ошибки и как двигаться дальше? Ведь на то мы учителя, не так ли? Или я ошибаюсь?

Источник: http://svetlanakirsanova.blogspot.com/2014/06/blog-post_5.html

Детей надо сначала уважать, а потом любить: истории учителей, которые заслужили доверие учеников

Учителя — о том, почему важно хранить детские секреты, обсуждать с ребятами скользкие темы и давать школьникам больше ответственности.

О том, как завоевать доверие ребенка — первоклашки, подростка, молодого взрослого, — написано множество статей. И крайне мало о том, как сохранить его, не пренебречь и не растратить понапрасну.

Между тем доверие, вопреки общему убеждению, не присутствует в отношениях априори: это драгоценный дар со стороны ребенка, и, заслужив его однажды, очень легко вдруг вновь оказаться в его глазах недостойным.

Почему по мере взросления детям все сложнее нам доверять — а может быть, наоборот, легче? Трудно ли совмещать роли строгого наставника и доброго товарища? Могут ли в доверительных отношениях существовать личные границы? Доверие — это дело только двоих или у него бывают и публичные проявления? Должны ли мы хранить тайну? Как быть, если государство ставит нас в ситуацию выбора между сохранением доверия и ответственностью по всей строгости закона?

Сложнее всего дать ответ на эти вопросы учителям, зажатым в бермудском треугольнике строгой субординации «ребенок — родитель — система».

Между столицей и Уралом мы отыскали трех счастливых педагогов, которые еще ни разу не подвели своих подопечных, и спросили, как им это удается.

Если ребенок выбрал какого-то взрослого своим авторитетом и примером для подражания, то надо этому званию соответствовать.

Некоторые взрослые любят так пошутить: дают ребенку конфету, а это и не конфета вовсе, а пустая обертка. Смеются, а потом удивляются, почему этот ребенок больше не хочет с ними разговаривать или играть. Не стоит обманывать даже в таких мелочах.

Доверие маленького ребенка очень важная вещь и огромная ответственность!

Слышу от некоторых педагогов такую фразу: «Я детей люблю, а они не слушаются!» Да, вы их любите. А уважаете ли?

Помните, что детей нужно в первую очередь уважать, а уже во вторую очередь любить.

Дети — маленькие взрослые. Необходимо с уважением относиться к их словам и личному пространству. Договариваться, а не давить.

Проблемы ребенка можно обсуждать с родителями только в том случае, когда учителю нужна их поддержка. Но не стоит бежать к родителям школьника по любому вопросу. Это может нарушить доверительные отношения между педагогом и школьником.

Иногда дети сами просят не беспокоить по тому или иному вопросу семью — к этим словам надо прислушаться, потому что у ребят могут быть на то причины.

В таком случае я сотрудничаю с ребенком или прошу совета у более опытного педагога.

Конечно, иногда дети обижаются на меня, но они знали и знают, что мне можно доверять. Взрослый в своем поведении должен быть открытым и честным на все сто процентов, но с учетом возрастных и психологических особенностей ребенка.

Если я не знаю ответа на вопрос, правильно будет сказать, что ответ надо посмотреть в книгах, и обязательно дать его на следующем занятии.

Стыдно убегать от вопроса ребенка, а не признаться в незнании, пообещав дать ответ когда-нибудь потом.

Не стыдно признаваться и в неумении: да, я не могу сделать того, что может другой педагог, зато он не может сделать то, что могу я. Но вы действительно должны что-то уметь делать. Быть неординарным!

Поддержка, оказываемая педагогом ребенку, доверившему ему свои проблемы, может быть разной.

Не всегда уместно «крышевать» ребенка в ситуации травли: он еще сильнее может схлопотать от своих мучителей.

Могут быть и обходные пути: я однажды девочку тринадцати лет — хорошенькую, но диковатую, да еще и с заиканием, которую одноклассники дразнили и прогоняли из компаний, — отвела в салон красоты. Ей сделали модную стрижку и мелирование.

Был конец 90-х — практически никто еще на такие крайности не решался. На следующий день девочка зашла в класс королевой — и злые языки спрятались за зубами.

Я не поддержала жертву травли напрямую, но сделала больше: изменила ее отношение к себе. Мать девочки, кстати, дала мне карт-бланш, потому что доверяла.

В разговоре с родителем учитель не должен выдавать детских секретов.

Ребенок — такой же человек, поэтому его тайны тоже требуют уважительного хранения.

Здесь, наверное, как на исповеди: священник может поделиться тайной прихожанина только в ситуации реальной угрозы жизни, в интересах коллективной безопасности. Остальные случаи — табу. И в моей педагогической истории не было таких ситуаций, когда однажды оказанное доверие рушилось.

Случалось, что один «учитель доверия» сменялся другим, что и понятно: меняются ситуации, потребности, интересы.

Сейчас, когда Маяковского и Бродского объявили чтением «18+», а сигареты на экране стыдливо затуманивают облачком, нужно избегать ханжеских формальностей и просто действовать в интересах ребенка, щадя его психику, но не создавая ложных запретов. Не будем же мы, например, избегать темы однополого секса, когда она просто лежит на поверхности.

Одно дело беспристрастно, со взрослой позиции обсуждать вопрос, и совсем другое — возбуждать интерес и пропагандировать.

Компетентный и чуткий педагог — лучший фильтр для любой информации.

Поселение «Китеж» — это сообщество детей и взрослых, которые живут на одной территории. Здесь же находятся столовая, столярная мастерская, ферма, образовательный центр — целый мир.

И ежедневно мы встречаемся все вместе: на уроках, трудовых проектах, в общении за чашкой чая, за работой в мастерских, спортивной игрой.

И я совмещаю много ролей: директор, учитель, наставник, родитель, собеседник, организатор работы.

Для меня важно, чтобы я в первую очередь был человеком, а не социальной ролью, чтобы общение с детьми строилось на живом интересе, удовольствии от умной беседы, детском желании узнать что-то новое или реализовать свои планы с моей помощью, поэтому я хочу быть в первую очередь человеком, который пытается себе и детям объяснить смысл совместной деятельности.

Сильная сторона нашей педагогики — это внимание к содержанию беседы, к тем ценностям, на которых строится наша учеба, игра, развлечение, труд.

В типичных для общества ролях — «старшего товарища», «доброго директора», «злого учителя» — существуют ловушки, которые за типичным поведением прячут настоящие отношения, переживания, возможность заявить о своих чувствах и потребностях.

Общение из роли часто трактуется детьми как ложь или лицемерие, а неформальное общение помогает выстраивать доверие быстрее, сохранить честность и не лицемерить.

А если учитель может действительно уважительно относиться и к детям в своем классе, и к себе, то панибратских отношений при этом не возникает.

Я думаю, что доверительные отношения — это двусторонний процесс, и если они создаются и поддерживаются, то это социальный капитал любой школы или детско-взрослого сообщества. К этому нужно стремиться. И не общаться с детьми с позиции «великого авторитетного мудреца» или «крутого специалиста» — очень сложная психологическая задача.

Мне важно, чтобы среди моих учеников мой авторитет создавался не как авторитет директора или учителя, а как авторитет человека, который что-то знает или что-то умеет, а где-то ошибается и готов признать ошибки и искать новые решения.

У ребенка есть священное право проверять реальность границ мира взрослых, а у взрослых есть право постоянно пересматривать и утверждать те правила и ценности, которые соответствуют реальности.

Беспокоиться следует тогда, когда не можешь себе и ученикам объяснить, почему необходимо действовать или не действовать именно так.

В нашем сообществе мы стараемся уходить от наказаний и передаем достаточно ответственности детям для того, чтобы они пробовали самостоятельно принимать решения.

Вопросы установления и контроля правил я стараюсь передавать общим выборным органам самоуправления, в которые входят и взрослые, и дети.

Главная задача — довести до сознания людей, что поступок, который нарушил справедливость или гармонию, нуждается в компенсации.

Источник: https://letidor.ru/obrazovanie/detei-nado-snachala-uvazhat-a-potom-lyubit-istorii-uchitelei-kotorye-zasluzhili-doverie-uchenikov.htm

Ссылка на основную публикацию