Филиалы вузов это почти 100% поступление!

Что такое колледж, и как в него поступить? | Школа бизнеса

Что такое колледж, и как в него поступить?

На сегодняшний день понятие «колледж» звучит гордо и престижно, а его выпускники не любят, когда учебное заведение путают с техникумом или каким-нибудь училищем. Разница и вправду имеется, но для начала следует выяснить, что же такое колледж, и что ожидает будущих абитуриентов?

Колледж – это средне специальное учебное заведение, предоставляющее всем своим студентам и выпускникам утвержденные методики профессионального образования углубленной и базовой подготовки. Как правило, базовую подготовку можно получить спустя три года обучения в колледже, а углубленную – через четыре года.

Если говорить о поступлении, то стать студентами колледжа могут выпускники все желающие 9 и 11 классов исключительно при наличии аттестата о среднем образовании. Это главный документ из всего перечня требуемой документации, причем учитывается не только его наличие, но и итоговый средний балл обучения в школе.

В большинстве случаев поступить в колледж совсем не сложно, тем более на контрактной основе, но вступительные экзамены сдавать все же придется. Официально по их результатам с учетом среднего балла согласно аттестату о среднем образовании и происходит зачисление абитуриента на первый курс.

Так что успеваемость в школе при поступлении в средне специальное или высшее учебное заведение также имеет колоссальное значение.

Особенности обучения в колледже

Многие учащиеся колледжей испытывают определенный комплекс неполноценности относительно выбранного места обучения.

Однако делать этого ни в коем случае не рекомендуется, поскольку учеба в вузе и колледже по своей структуре практически ничем не отличается, к тому же средне специальное учебное заведение становится своего рода «низким стартом» для получения дальнейшего высшего образования. Однако об этих нюансах немного позже.

Итак, в колледже студенты учатся по семестрам, сдают сессию и также отдыхают на летних и зимних каникулах. Мало того, здесь, как способ обучения, имеют место лекции и семинары, которые в принципе проходят и в стенах высших учебных заведений.

Так что особых различий не так уж много; а единственное, что важно отметить, университет дает более углубленные знания в будущей специальности, колледж, скорее, базовые.

На сегодняшний день в системе образования чаще всего преобладают многопрофильные колледжи, которые включают не только технические, но также гуманитарные, экономические, творческие, юридические, социологические и прочие важные в жизни специальности.

Так что каждый абитуриент может самостоятельно сделать выбор и лично определиться, какая будущая профессия ему ближе по духу и восприятию.

А вот теперь о льготах. Как правило, многие колледжи заключают договора с университетами, что их выпускники могут поступать в вузы на льготных условиях, причем сразу на третий курс.

Например, очень часто выпускные экзамены в колледже становятся вступительными в университет, и это очень выгодно. Согласно статистике, большая часть студентов – бюджетников в вузах появляется как раз после колледжа, то есть у выпускников заметно увеличивается шанс получать в высшем учебном заведении бесплатное образование.

Советуем почитать: Филиалы ВУЗов — это почти 100% поступление!

Именно поэтому многие родители предпочитают забрать свое чадо со школы преимущественно после девятого класса, чтобы тот смог как можно раньше начать углубленное изучение будущей профессии. Даже если с поступлением в вуз не сложится, то средне специальное образование также позволяет найти по выпуску достойную работу с приличным окладом.

Так что не слушайте колкие насмешки бывших одноклассников, поскольку учёба в колледже – это реальная путевка в жизнь. Осталось только поступить и посвятить все свое время учебе и планам на будущее. Порой настроиться на учебный процесс в новом коллективе не так и просто, но стоит постараться!

Как учиться в колледже?

А вот теперь необходимо поговорить о главном: как учиться в колледже так, чтобы потом не было мучительно стыдно за проведенное в стенах данного заведения время. Ответ как всегда прост — на отлично, но как именно достичь такого результата?

Здесь стоит отметить, что в колледже обучаются на платной основе. Если вы предполагаете, что «платникам» преподаватели не относятся столь строго и категорично, то вы ошибаетесь. Учиться придется серьезно и усердно. Не запускайте учебу и  конец семестра не будет превращается в глобальный стресс.

Вот тут придется не только продемонстрировать свою отменную учебу и неумное стремление к знаниям, но и прилежное поведение, участие в общественных мероприятиях и контактный миролюбивый характер.

Задача студента – хорошо учиться и не прогуливать пары. Если усидеть в колледже на парах еще возможно, то многие предметы даже после выпуска остаются за гранью понимания. Но как тогда хорошо учиться?

Как хорошо учиться в колледже?

Чтобы быть примерным и прилежным студентом, вовсе необязательно являться ребенком – вундеркиндом. Немного хитрости, коммуникабельности и активности, и можно считать, что «дело в шляпе». Так как добиться успеха? Способов несколько, а самые реальные среди них подробно описаны ниже:

1. Спорт – дорога в жизнь. В любом колледже обязательно имеется команда по тому или иному виду спорта. Это очень престижно, а ее участникам всегда полагаются «льготы на обучение» – это как негласное правило.

Так вот, если стать членом такой команды, можно считать, что красный диплом уже в кармане; ведь, как известно, именно на спортсменов все надежды, именно они представляют честь колледжа на многочисленных соревнованиях и турнирах.

2. Общественная работа. Активисты найдутся в любом коллективе.

Они первые участвуют во всех соревнованиях, КВН, представлениях, а на праздниках и вовсе становятся объектом всеобщего восхищения, заводилами и главными организаторами.

Таких «любимчиков публики» обожают не только сокурсники и представители противоположного пола, но и даже самые строгие преподаватели. Так что не стоит удивляться, если оценки по тому или иному предмету иногда будут немного завышены.

3. Староста группы. Чаще всего староста группы – всегда отличник. Дело вовсе не в его интеллектуальных способностях, а в том авторитете, который он имеет в глазах всех преподавателей. Ну разве такому ответственному человеку, который контролирует всю группу, поставишь заслуженную тройку?

Конечно, лучше поставить незаслуженную четверку, ну или пятерку авансом, так сказать. Это одна из тех студенческих несправедливостей, которая чаще всего происходит в реальной жизни.

4. Любимчики преподавателей. В группе обязательно имеются те студенты, которых преподаватели любят больше остальных и сознательно завышают оценки. Если понять психологию педагога, то можно и самому стать таким любимчиком; но главное не забывать, что сокурсники вряд ли оценят такое дружелюбие с преподом. Но чего не сделаешь для прилежной учебы и красного диплома по выпуску.

5. Личная инициатива.

Иногда, чтобы отлично учиться и быть на хорошем счету у преподавателей, вовсе необязательно льстить, активничать и пресмыкаться, необходимо просто ответственно подойти к учебе и собственным стремлением к новым знаниям заслужить устойчивый авторитет в глазах педагогов. Это на первый взгляд кажется невозможным, но, как известно: «Стоит только постараться, и все получится»!

Так что каждый студент может выбрать для себя тот действенный способ, который ему особенно близок.

В любом случае придется потрудиться на первых двух курсах, чтобы оставшиеся два показались самым настоящим санаторием.

Не зря же говорят, что «сначала зарабатываешь авторитет, а потом он работает на тебя»! Так что все реально, а при грамотном подходе учеба в колледже станет приятным воспоминаем в жизни.

Вывод: Теперь я надеюсь, многие абитуриенты перестанут стесняться слова «колледж», а, обучаясь в его стенах, продемонстрируют стойкие знания в будущей специальности.

Источник: http://srshb.ru/nauka-i-biblioteka/blog/chto-takoe-kolledzh,-i-kak-v-nego-postupit.html

Качество приема в филиалы вузов: толковых абитуриентов стало меньше

Средние баллы ЕГЭ у абитуриентов, поступивших в филиалы российских вузов, ниже, чем у студентов головных университетов. Филиалы привлекают абитуриентов престижными направлениями подготовки, но часто дают менее качественное образование, чем те вузы, чье имя они носят. Таковы результаты мониторинга, проведенного специалистами НИУ ВШЭ совместно с РИА Новости.

Каждый год в конце осени наступает время традиционного подведения итогов летней приемной кампании в вузы. Специалисты из НИУ ВШЭ совместно с РИА Новости исследовали результаты набора студентов и подготовили мониторинг «Качество приема в филиалы государственных вузов-2012» в рамках проекта «Социальный навигатор».

Филиалы вузов сегодня часто обвиняют в низком качестве подготовки специалистов. Во многих из них негативный отбор абитуриентов происходит уже в момент приема. По данным мониторинга, средние баллы ЕГЭ у абитуриентов, поступивших в филиалы, как правило, на 2-3 ниже, чем у принятых в головные вузы. Это вполне явный сигнал о более слабом уровне требований в филиалах.

Чему учат в дочерних вузах? Вне зависимости от профиля головного университета, самыми популярными направлениями в филиалах в этом году оказались «экономика», «юриспруденция», «менеджмент» и «государственное и муниципальное управление». Хотя бы одну из этих специальностей можно обнаружить практически в каждом филиале.

Стоит отметить, что авторы мониторинга обнаружили в России регионы, в которых филиалов больше, чем головных вузов. Но есть и такие места, где филиалов нет почти совсем. Интересно, что более половины головных вузов держат филиалы в своем же регионе.
 

Возникли в ответ на спрос
 

Филиалы крупных вузов, так же как вузы негосударственные, — это гибкая часть системы высшего образования, которая динамично подстраивается под меняющийся спрос, рассказала РИА Новости директор Центра экономики непрерывного образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) при президенте РФ Татьяна Клячко.

Филиалы возникали и развивались как реакция на два процесса, пояснила эксперт.

Во-первых, в 1970-е годы в стране произошел демографический всплеск, и увеличилось число людей, которые хотели получать высшее образование.

Во-вторых, в 1990-е — начале 2000-х у россиян резко снизилась образовательная мобильность. Люди неохотно стали отправляться на учебу в другие города. Выросла популярность филиалов столичных вузов в провинции.

«Даже сейчас 86% респондентов, которых мы опрашивали, говорят о том, что они хотят получать высшее образование в своем регионе, — пояснила Татьяна Клячко. — Соответственно, создавались филиалы вузов, в том числе хороших и престижных, там, где был контингент, который по каким-то причинам не мог ехать в головной вуз».
 

Выпускников на всех не хватает
 

Сегодня ситуация изменилась. Если образовательная мобильность осталась невысокой, то основная причина существования филиалов — большое количество выпускников средней школы — в последние годы утратила свое значение. Сейчас в России резко сократилось число абитуриентов по демографическим причинам. На филиалы исчез спрос.

«Из школ еще несколько лет назад выходили ежегодно по 1 миллион 300 тысяч — 1 миллион 400 тысяч выпускников. Сейчас выпускаются 700 тысяч. И филиалы должны сокращаться, ужиматься, потому что прежнего спроса уже не будет», — рассуждает директор Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС.

Сегодня, по мнению некоторых экспертов, охват выпускников школы высшим образованием из-за демографических обстоятельств приближается к 100%. Казалось бы, что здесь плохого? Но получение качественного высшего образования требует от студентов значительных усилий, к которым многие выпускники школ не готовы, и такой 100% охват превращается в пресловутую торговлю дипломами.

«Кроме того, если государство будет и дальше сохранять всю сеть вузов и их филиалов в прежнем объеме, то оно погубит среднее и начальное профессиональное образование. Потому что тогда плохие вузы будут принимать тех ребят, которые прежде шли учиться в техникумы и колледжи», — пояснила Татьяна Клячко.
 

Не все филиалы одинаково бесполезны
 

В июле президент Владимир Путин поставил перед Минобрнауки задачу — до конца 2012 года выявить все неэффективные государственные вузы, а до мая 2013 года — разработать и утвердить программу их реорганизации. Спустя две недели глава министерства Дмитрий Ливанов сделал громкое заявление о том, что в ближайшие два-три года число госвузов сократится на 20%, а их филиалов — на 30%.

Низкую эффективность вузов обычно связывают с невысоким качеством подготовки студентов, и в филиалах эта проблема действительно стоит довольно остро. Хотя, строго говоря, здесь нет однозначной зависимости: плохое качество преподавания можно встретить как в филиалах, так и в головных вузах, как в государственных, так и в частных, считают эксперты.

Все дело в том, что вузы открывают свои филиалы для того, чтобы решать разные задачи.

В идеальном случае в филиал ездят преподаватели головного вуза, читают там лекции и проводят семинары. Качество образования в таких филиалах бывает достаточно удовлетворительным и даже высоким. К числу успешно работающих филиалов, согласно рейтингам российских вузов, относятся, например, кампусы НИУ ВШЭ в Перми, Нижнем Новгороде и Санкт-Петербурге.

Читайте также:  Что такое студенчество?

«Преподаватели из Москвы приезжают к нам для того, чтобы проводить мастер-классы и семинары, — рассказала РИА Новости директор Пермского филиала НИУ ВШЭ Галина Володина.

— В первые годы нашего существования эти визиты были гораздо более частыми, мы остро в этом нуждались, каждая лекция для нас была как мастер-класс. А сегодня такой острой необходимости нет.

Мы приглашаем московских преподавателей тогда, когда это необходимо, особенно, если это уникальные профессора».

Стоит отметить, что в успешно работающих филиалах учебная программа не отличается по сложности от головного вуза, и дипломы они выдают одинаковые не только по букве, но и по сути.
 

Хочешь заработать? Открой филиал
 

Есть и другой подход. Популярный вуз создает филиал, набирает под свое громкое имя студентов-платников, зарабатывая на них деньги и не очень заботясь при этом о качестве преподавания и дальнейшей судьбе своих выпускников. Именно такое отношение к делу и порождает проблему плохой подготовки специалистов в филиалах.

«Если филиал создается для торговли брендом и для того, чтобы получить деньги на развитие головного вуза — это одна стратегия. Если для того, чтобы поднять качество и «выловить» хороших ребят в регионах — другая. Это объясняет, почему у хороших головных вузов филиалы бывают как хорошими, так и плохими», — подчеркнула Татьяна Клячко.

Большинство филиалов вузов, открывшихся в начале 1990-х гг в регионах по направлениям «экономика» и «менеджмент», создавались именно с целью зарабатывания денег, считает Галина Володина.

Теперь их судьба в руках государства, которое заявило о своих намерениях весьма недвусмысленно. Грядет массовое сокращение числа филиалов. Поднимет ли оно уровень высшего образования в стране? Чтобы узнать ответ на этот вопрос, осталось уже недолго ждать.

1. Методика расчета

2. Описание выборки

3. Укрупненные группы направлений подготовки

Источник: http://ria.ru/ratings_academy/20121108/778372268.html

Источник: https://www.hse.ru/news/1163611/65792413.html

Перехожу на прием. Что нужно знать абитуриентам о новых правилах поступления в вузы..

Почти полмиллиона бюджетных мест получат российские вузы в этом году.

Может ли абитуриент подать документы в приемную комиссию по электронной почте? Дадут ли студенту платного отделения общежитие? В каких вузах есть условия для учебы инвалидов? На эти и другие вопросы читателей о новых правилах приема на “горячей линии” “РГ” отвечает начальник отдела департамента госполитики в сфере общего образования Минобрнауки Елена Ионкина.

Живем в Уфе, сын хочет поступать в московский вуз. Что должно быть в его портфолио, чтобы получить дополнительные баллы?

Елена Ионкина: Вузы будут учитывать спортивные, творческие достижения, участие абитуриентов в различных интеллектуальных конкурсах, олимпиадах. Кроме того, вузы могут добавить баллы за золотой значок ГТО, выставить оценку за итоговое сочинение.

Точно так же, как и в прошлом году, они будут проверять его самостоятельно. Все вузы уже опубликовали правила приема. Вам надо зайти на сайт интересующего вас вуза, чтобы понять, какие конкретно достижения будет учитывать именно это учебное заведение.

В зависимости от профиля программы это могут быть разные индивидуальные достижения.

А можно ли рассчитывать на дополнительные баллы, если есть отличный аттестат, в нем – все пятерки, но нет золотой медали?

Елена Ионкина: В законе записано: учитывается “аттестат с отличием”. Приемная комиссия не смотрит, какие оценки проставлены, есть медаль или нет. Аттестат с отличием – это бланк особой формы, вот он комиссии важен. Родителям и школьникам надо знать об этом.

Спрашивает абитуриент из Новосибирской области: “Будут ли приниматься документы по электронной почте и когда необходимо самому приехать в приемную комиссию?”

Елена Ионкина: Не все вузы принимают документы по электронной почте. Об этом всегда есть информация на официальном сайте приемной комиссии.

Если вуз принимает документы дистанционно, то человек может отправить электронной почтой заявление, фотографии. В принципе даже подлинник документа об образовании могут принести в вуз его родители или доверенные лица.

Понадобится лишь доверенность от нотариуса в простой письменной форме.

Можно отправить документы обычной или экспресс-почтой. Но если вуз проводит дополнительные, профильные или творческие вступительные испытания, то приехать на них придется самому. Хотя порядок приема разрешает проводить вступительные испытания онлайн.

Владимир Садохин из Екатеринбурга: “Будут ли в негосударственных вузах волны зачисления?”

Елена Ионкина: Порядок приема распространяется на все вузы – и государственные, и негосударственные. Прием будет идти двумя волнами. В первую вуз должен зачислить 80 процентов абитуриентов, во вторую – заполняет оставшиеся 20 процентов.

Сможет ли человек быстро забрать документы из вуза, если он вдруг передумал туда поступать? Были случаи, когда приемные комиссии специально затягивали возврат документов, чтобы задержать перспективных абитуриентов.

Елена Ионкина: Теперь на этот счет есть четкие указания: абитуриент пишет заявление о том, что он хочет забрать оригинал документа. Вуз обязан выдать ему подлинник в течение двух часов после этого. Если время работы приемной комиссии к этому моменту истекает, то подлинник вернут на следующий день в первые два часа работы приемной комиссии.

Нина Ивановна из Санкт-Петербурга: “Сын в этом году заканчивает колледж, хочет поступать в университет. Но летом его могут призвать в армию. Можно ли ему подать документы?”

Елена Ионкина: Конечно, он имеет право подать документы в вуз и поступить, но так как процесс обучения во время службы по понятным причинам может быть затруднительным для студента, вуз всегда готов предоставить по желанию студента академический отпуск на период службы.

В прошлом году у нас был такой случай: мальчик был призван в весеннюю кампанию на срочную службу. Родители по доверенности привезли документы в вуз, он поступил и в первый же день учебы получил академический отпуск на период службы.

Такой отпуск вузы предоставляют без всяких проблем.

Звонок от Татьяны из Самары: “Собираюсь поступать в медицинский. Там всегда много мест отдают тем, кто приезжает с направлениями. Сколько мест в этом году отдадут целевикам?”

Елена Ионкина: Количество целевиков вуз теперь определяет сам, исходя из потребностей предприятий и организаций, которые хотят обучать в этом вузе студентов.

У нас вузы, которые работают по плану подготовки кадров для оборонно-промышленного комплекса, там почти 100 процентов – целевой прием. А есть вузы, где таких 5-10 процентов или даже меньше.

По закону 10-процентная квота предусмотрена только для детей-сирот и инвалидов.

Хочу напомнить, без вступительных испытаний могут поступать в вузы победители и призеры Всероссийской олимпиады школьников, члены сборных команд международных олимпиад, некоторые другие категории, но никаких квот для них нет.

Елена Кузнецова, город Торжок: “Сын хочет поступать в Бауманку. На бесплатное отделение он вряд ли пройдет, скорее всего поступит на платное. Положено ли ему общежитие?”

Елена Ионкина: Хочу сразу обратить ваше внимание, что конкурс в Бауманку достаточно высокий на все направления, в том числе на внебюджет. Я бы рекомендовала всегда объективно оценивать свои силы. Если не уверены – можно посмотреть конкурс на эти специальности в других вузах.

У нас сейчас много достойных инженерных вузов, куда можно и нужно поступать. Что касается общежития, то в первую очередь его получают после зачисления бюджетники. Если остались свободные места, их могут отдать и для платных студентов. Но в любом случае все это выяснится только в сентябре, а то и позже.

Каждый вуз обязан открыто предоставлять информацию о том, сколько мест в общежитии выделят первокурсникам.

Инна Павловская, Ставрополь: “В каких вузах созданы реальные условия для обучения инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья?”

Елена Ионкина: Год назад у нас появился портал www.wil.ru, где есть самая полная информация об инклюзивном высшем образовании. Сказано, где и какое образование могут получить люди с разными нарушениями.

Можно отсортировать вузы по регионам, образовательным программам, специфике нарушений здоровья студентов. Например, задаем в строке поиска “Центральный федеральный округ”, ищем адаптированные программы. Портал выдает список из 100 государственных и негосударственных вузов.

Это, допустим, Смоленский государственный медуниверситет, Воронежский госуниверситет, МАМИ.

Можно искать вузы другим способом. Задаем в строке поиска “с нарушением зрения”. Получаем список, где помечено, в каких вузах есть адаптивные программы, а в каких – программы с использованием дистанционных технологий.

Адаптивные программы для людей с нарушением зрения есть, к примеру, в Российском государственном социальном университете, Московском педагогическом госуниверситете, Бауманке, Московской государственной академии физической культуры.

Справка “РГ”

Больше всего бюджетных мест получат в 2016 году инженерные специальности – почти 45 процентов, науки об обществе, образование и педагогика, математика и естественные науки – 9 процентов.

“Российская газета” – Федеральный выпуск №6870 (2)

Источник: http://mpgu.su/novosti/perehozhu-abiturientam-postupleniya/

Финансирование вузов будет зависеть от результатов ЕГЭ

Как сообщил министр образования и науки Андрей Фурсенко, качество вузов оценят по результатам ЕГЭ. Изменятся и принципы финансирования, вузы станут получать деньги не в виде сметы, а субсидиями.

Выступая перед ректорами, министр подчеркнул, что финансирование вузов теперь напрямую будет зависеть от результатов ЕГЭ абитуриентов и востребованности выпускников у работодателей.

При этом будет обязательно учитываться, растет ли зарплата преподавателей в вузе и как меняется качество подготовки студентов.

Андрей Фурсенко напомнил, что в стране сложилась непростая демографическая ситуация. И «если бы не мобильность студентов, развитие которой обусловлено введением ЕГЭ, то сегодня даже многие ведущие вузы остались бы без сильных абитуриентов», — подчеркнул министр.

Но весь вопрос в том, с какими баллами по ЕГЭ пришли в вузы вчерашние школьники и какими специалистами они станут?

В некоторые государственные вузы попали абитуриенты с 90 баллами за три экзамена. Получается, что они знают школьные предметы на три с минусом.

По данным экспертов минобрнауки, фактически провалили приемную кампанию Московский государственный текстильный университет им.

Косыгина, Курганский госуниверситет и некоторые другие вузы, где почти не было заявлений от высокобалльников. Но если в вуз не идут сильные абитуриенты, зачем его финансировать из бюджета?

К сожалению, абитуриенты с низкими баллами попали и в инженерные вузы.

По данным исследования ВШЭ, например, средний балл ЕГЭ для поступления в Южно-Российский государственный технический университет — 53,6, в Ивановский государственный химико-технологический университет и Сибирский государственный технологический университет (СибГТУ) — 54,1, Российский государственный геологоразведочный университет имени Серго Орджоникидзе — 55,8. В том, что престиж инженерных специальностей сейчас растет, нет сомнений, но вот знаний, которые дает школа по физике, химии, математике, пока явно недостаточно.

Продолжится работа по сокращению вузовских филиалов. Филиалы, заметим, есть у всех ведущих вузов, в том числе в МГУ, ВШЭ. Но если в одних вузах филиалы занимают первые строки рейтингов, то в других , скажем откровенно, торгуют дипломами.

Минобрнауки планировало сократить в 2009-2010 годах примерно 200 филиалов. Одновременно шло упразднение представительств многих вузов. Сейчас больше всего вузовских филиалов располагается в Южном, Приволжском, и Центральном федеральном округах.

— Вопрос острый — у нас в подведомственных вузах до сих пор остается более тысячи филиалов. Мы часть их закрыли и будем закрывать дальше. Речь не о том, чтобы закрыть каждый десятый филиал. Мы должны смотреть, где есть реальная подготовка, — сказал министр.

По его сведениям, если учитывать результаты ЕГЭ в некоторых филиалах, средний вузовский балл понижается сразу на десять пунктов.

Министр призвал ректоров подумать, нужен ли «набор в филиалы или все-таки сжать сеть», оставив только те, которые дают качественное образование.

Ведь вуз, у которого есть слабые филиалы, при новых подходах к выделению средств ставит себя под удар, финансирование-то коснется не филиалов, а вуза в целом. Допустим, филиал набрал троечников — вуз недосчитается сотен тысяч рублей.

— Реорганизация, сокращение вузов — это не тема для обсуждения, а задача, которую требуется выполнять, — сказал Андрей Фурсенко. И меры будут приняты уже к следующей вступительной кампании.

Заметим, что примерно 100 филиалов вузов, где учится более тысячи человек, дают образование высокого качества, филиалы активно взаимодействуют с работодателями, и выпускники у них нарасхват. Средит успешных, к примеру, Калужский филиал «Бауманки».

Другая серьезная тема — нехватка общежитий. ЕГЭ не только увеличил мобильность абитуриентов, но и привел к тому, что вузы оказались не готовы расселить всех иногородних.

Несмотря на то что в очереди за местом в общежитии сейчас стоят 55 тысяч студентов, более 113 тысяч кв. метров в студенческих общежитиях занимают посторонние люди, а это 10-15 процентов всей площади.

В Москве были случаи, когда вузы сдавали койко-места гастарбайтерам, а комнаты и вестибюли использовались под склады ширпотреба. Как объясняли потом ректоры, они таким способом зарабатывали для вуза деньги.

Бывало, что вузы даже не оформляли договоры с арендаторами, и кому тогда шла прибыль — можно только догадываться.

— Это не дело вуза — заниматься бизнесом. Собственность нужно использовать в уставных целях. Не нужна собственность? Отдайте государству, — отрезал министр.

Читайте также:  Что почитать осенью?

А ее у вузов, особенно у старых, созданных давно, немало. Как сообщила директор департамента инвестиционного развития и федерального имущества минобрнауки Екатерина Толстикова, в некоторых университетах на одного студента приходится более 100 кв. метров недвижимости.

В том числе в общежитиях. При этом более 2 млн кв. метров временного жилья находится на ремонте — нет денег. Возможно, вузам будут выделены дополнительные средства на ремонт зданий.

Кроме того, к 2015 году за счет федеральных средств в строй введут 29 новых общежитий, чтобы обеспечить местами всех иногородних.

Справка «РГ»

По результатам рейтинга НИУ — ВШЭ выявилось 45 сильных вузов. Из них медицинских — 16, технических университетов — восемь, нефтегазовых — два, архитектурно-строительных — два, классических — шесть, социально-экономических — 15.

В первых строках ЕГЭ-рейтинга Московский государственный институт международных отношений (МГИМО) — 82 балла, НИУ — ВШЭ — 81, Московский физико-технический институт (МФТИ) — 78, МГУ — 73, Волгоградский государственный медицинский университет — 73, Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики — 72, Дагестанская государственная медицинская академия — 72.

Источник: https://rg.ru/2011/10/04/ege.html

В чем специфика российского негосударственного образования и что его ждет

Где почти нет частных вузов, сколько их в России, какие из них самые лучшие и почему, а также что их ожидает в будущем, разбирался Indicator.Ru.

Что такое «коммерческие» вузы

С 90-х годов в России начали возникать вузы, главное отличие которых от государственных состоит в том, что их финансируют только за счет студентов, благотворительных фондов и спонсоров. Появление коммерческих вузов помогло сделать высшее образование более доступным, особенно в регионах, куда образовательные инновации проникают не так быстро.

С другой стороны, случались прецеденты торговли дипломами таких вузов, из-за чего недобросовестные учреждения теряли лицензию и бросали тень на репутацию других негосударственных институтов. Другая проблема российских коммерческих вузов состоит в том, что их финансирования не хватает на нужды, прописанные в правилах лицензирования.

Например, мало какой частный вуз может позволить себе спортивный зал.

На сегодняшний день в России существует 1022 негосударственных вуза. C 2013 года их количество сократилось практически в 2,5 раза.

Некоторые из них не обладают государственной аккредитацией, то есть не могут выдавать диплом государственного образца.

Тем не менее некоторые абитуриенты все равно поступают в неаккредитованные частные вузы и на выходе сталкиваются с тем, что работодатели не принимают такой диплом.

Как обстоит ситуация за рубежом

На Западе вузы делятся на public и private, и вторая категория, которая фактически обозначает частные вузы, зачастую существенно отличается от аналогичных заведений в России.

На Востоке к частным вузам отношение также лучше, чем в России: после Второй мировой войны коммерческие вузы Японии и Китая смогли принять всех желающих получить высшее образование, а на Ближнем Востоке частные вузы помогают сдерживать отток работоспособного населения на Запад.

В число лидеров мировых рейтингов вузов входят большое число частных вузы. Причина этого в больших расходах на науку и инновации. «Элитные» учебные заведения с высокой стоимостью обучения, например, Стэнфордский и Гарвардский университеты, могут позволить себе такие затраты.

Вузы категорией ниже, где поток абитуриентов довольно велик, также представлены на западном рынке образования. Соотношение числа «привилегированных» вузов к числу «массовых» частных вузов в России существенно меньше.

Комментирует Иван Павлюткин, старший научный сотрудник лаборатории экономико-социологических исследований факультета социологии ВШЭ:

«По сравнению с США, где частных университетов и колледжей больше, чем государственных, хотя в них обучается меньше студентов, для большинства стран Европы частные университеты не имеют большого веса. Поэтому когда мы говорим о популярности частных университетов в зарубежных странах, то таких стран окажется не так много.

Да, известно, что состав «Лиги плюща» — элитные частные университеты, но по охвату студентами они составят около 1% от всех и оплата обучения до половины этих студентов дотируется государством. Это первая и наиболее привлекательная группа вузов, в которую можно добавить еще десяток американских университетов с высокой репутацией.

В остальном частные университеты и колледжи очень разные. Во-первых, это религиозные университеты и колледжи, в основном католические и протестантские. Они составляют значительный охват студентов частных вузов в США и Европе. Например, университет Нотр-Дам в США или университет Святого Сердца в Италии, все это частные католические университеты с большим охватом студентов.

Всего их более 1500, если брать США и страны Европы. Можно видеть значительный рост их количества в странах Африки и Азии в последние 25 лет. В России количество религиозных университетов не превышает количество пальцев на руках. Наиболее известный и крупный по охвату студентами — Свято-Тихоновский университет в Москве.

Вторая большая группа — это нишевые университеты, в основном специализирующиеся в искусстве, гуманитарных науках, дизайне, компьютерных технологиях. Они обычно небольшие по охвату студентами, но известные внутри своих направлений. Третья группа — частные вузы, «играющие» на недорогом и доступном образовании.

В США это в основном коммерческие колледжи (for-profit), хотя большинство частных вузов является некоммерческими организациями. Такие учебные заведения представлены в Восточной Европе, хотя их популярность сегодня падает.

В России рост количества негосударственных вузов происходил в 1990-е годы, когда их число почти сравнялось с государственными вузами, но по охвату студентами они никогда не занимали значительной доли, кроме заочной формы. Российские частные вузы можно условно разделить на три группы. Первая группа — университеты, ориентированные на реализацию определенной миссии.

Они отличаются спецификой научных и образовательных направлений, моделью финансирования и публичной репрезентацией. В таких университетах есть стипендии, полностью покрывающие оплату обучения студента, есть фонды развития, обеспечивающие поддержку научных и социальных проектов, вовлеченность выпускников в жизнь университета.

К ним можно отнести Европейский университет в Санкт-Петербурге, МВШСЭН (Шанинка), ПСТГУ, РЭШ. Их можно отнести к элитным учебным заведениям, и количество студентов в них очень небольшое, но стабильное. Эти вузы представлены в национальных рейтингах на высоких позициях по научной работе, зарплатам выпускников. Вторая группа — «предпринимательские университеты».

Дело не в том, что они зарабатывают на образовании, а в том, что им удалось вклиниться в конкуренцию с государственными вузами и отстоять свое место в поле высшего образования, хотя сегодня они переживают не самые лучше времена. Примерами могут стать РосНОУ, МФЮА, Тольяттинский институт управления, Сибирский университет потребительской кооперации. Всего их не более 40.

Поток студентов в них также небольшой, и сегодня они ориентируются в сторону более гибких программ и онлайн-образования. Третья группа — коммерческие вузы, играющие на низкой стоимости обучения (демпингующие), доступных формах (например, обучение только в субботу), простой схеме обучения.

Эта группа вузов уже подверглась значительному сокращению, как в силу ужесточения политики надзорных органов, так и в силу расширения возможностей для поступления в государственные университеты. Ожидается, что их количество еще больше сократится. Последнее, что важно сказать.

Значительная доля студентов, которые платят за свое обучение большие деньги, делает это в лучших государственных вузах. Других вузов такого же уровня в России пока нет, как и нет больших возможностей для развития частных университетов».

Успешные частные вузы в России

Существуют стереотипы насчет российской целевой аудитории коммерческих вузов: некоторые считают, что среднестатистический абитуриент частного учебного заведения преследует цель получить «корочку», не тратя при этом много усилий и денег. Тем не менее это заблуждение: в некоторые частные вузы поступить также непросто.

В России успешные коммерческие вузы все-таки существуют.

Помимо региональных учебных заведений, которые занимают свободную от государственных вузов нишу, абитуриентов привлекают те учреждения, которые обеспечивают подготовку по новым специальностям, предлагают уникальные образовательные возможности и уделяют много внимания как научным исследованиям, так и коммерческим разработкам.

Например, Российский новый университет (РосНОУ) добился успеха благодаря разработке 14 запатентованных приборов, а Сибирский университет потребительской кооперации (СибУПК) содействует трудоустройству своих выпускников, в результате чего вуз стал одним из лидеров по показателю трудоустройства выпускников по специальности в первый год после окончания вуза. Российская экономическая школа (РЭШ) также занимает особую нишу за счет сильного преподавательского состава, получившего докторские степени в известных западных университетах, и благодаря тому, что ее выпускники быстро находят работу.

В 2015 году Ассоциация негосударственных вузов России впервые подготовила рейтинг коммерческих учебных заведений, который учитывает долю студентов, поступивших по целевому набору, соотношение преподавателей и аспирантов, число призеров и победителей Всероссийской олимпиады школьников, наличие бизнес-инкубаторов, индекс Хирша и еще 20 показателей.

Среди лучших частных вузов оказались Белгородский университет кооперации, экономики и права, Волгоградский институт бизнеса, Волжский университет имени В.Н. Татищева, Самарская гуманитарная академия, Тольяттинская академия управления и другие вузы.

Впрочем, попадание в топ лучших коммерческих вузов не освобождает от проверок Рособрнадзора. Так, спустя два года Владикавказский институт управления, оказавшийся в группе лучших негосударственных вузов, столкнулся с запретом на прием студентов. Обновлений рейтинга не выходило.

«Думаю, само создание данного рейтинга было важно для легитимации списка частных университетов в первую очередь для государства и проверяющих органов. Часть вузов рейтинга претендовала на участие в государственных заданиях. Возможно, на уровне самой ассоциации необходимость такого сигнализирования отпала.

К тому же их количество и численность студентов в них сокращаются», — рассказал Павлюткин.

Перспективы частных вузов в России

Рособрнадзор проводит регулярные проверки российских частных вузов на предмет качества обучения и инфраструктуры. С начала 2017 года Рособрнадзор запретил ведение образовательной деятельности в следующих российских коммерческих вузах:

Вуз
1 Борисоглебский филиал Института менеджмента, маркетинга и финансов
2 Владимирский институт бизнеса
3 Высшая школа психологии (г. Москва)
4 Дальневосточный институт международных отношений (г. Хабаровск)
5 Институт бизнеса, психологии и управления (г. Химки)
6 Институт правовой экономики (г. Москва)
7 Институт русского театра (г. Москва)
8 Институт технологии и бизнеса (г. Находка)
9 Институт технологии туризма (г. Пушкино)
10 Кисловодский институт экономики и права
11 Курский автодорожный институт
12 Международная академия оценки и консалтинга (г. Москва)
13 Международная гуманитарно-техническая академия (г. Махачкала)
14 Московская академия творчества
15 Московский областной гуманитарный институт
16 Московский экономический институт «Высшая школа «Современное образование»»
17 Приамурский институт агроэкономики и бизнеса (г. Хабаровск)
18 Самарский институт бизнеса и управления
19 Санкт-Петербургский институт гуманитарного образования
20 Сибирская академия права, экономики и управления (г. Иркутск)
21 Современная гуманитарная академия (г. Москва)
22 Уральский финансово-юридический институт (г. Екатеринбург)
23 Филиал Университета Российского инновационного образования в Череповце
24 Филиал Университета российского инновационного образования в Красноярске
25 Экономико-юридический институт (г. Москва)

Кроме того, в 2017 году Рособрнадзор запретил прием студентов еще в 12 российских вузах:

Вуз
1 Астраханский филиал Университета Российского инновационного образования
2 Владикавказский институт управления
3 Волгоградский филиал МФЮА
4 Институт международных социально-гуманитарных связей (г. Москва)
5 Институт права и экономики (г. Липецк)
6 Иркутский государственный аграрный университет имени А.А. Ежевского
7 Нижегородский филиал Университета Российского инновационного образования
8 Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина
9 Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения
10 Сергиево-Посадский гуманитарный институт
11 Славяно-Греко-Латинская Академия (г. Москва)
12 Филиал института социальных и гуманитарных знаний в г. Канаш

После такого запрета, в отличие от приостановки и лишения вуза лицензии, вуз не прекращает свою работу.

В отношении частных вузов решение об отзыве лицензии может меняться, что можно наблюдать на примере Европейского университета в Санкт-Петербурге: с марта 2016 года Рособрнадзор провел несколько проверок университета, из-за которого сначала вузу временно приостановили государственную аккредитацию, затем запретили прием абитуриентов и дважды приостановили действие лицензии. Сегодня вуз пытается обжаловать решение Рособрнадзора в арбитражном суде Москвы, слушания пройдут 26 мая.

Иван Павлюткин считает, что перспективы коммерческих вузов зависят от их статуса: «Полагаю, что у первой группы вузов будущее есть. Возможно, в отдельных нишах и специальностях они смогут конкурировать с ведущими государственными вузами.

Вторая группа вузов также может сохраниться, но это потребует либо определенных усилий по кооперации с государственными ведомствами и университетами, либо предпринимательское усилие по завоеванию определенных групп студентов.

У третьей — вряд ли, поскольку есть общие демографические и институциональные факторы, которые будут способствовать ее сжатию или радикальной переориентации на другие формы образования».

Читайте также:  Типичные ошибки при написании курсовой работы

Источник: http://www.sib-science.info/ru/heis/negosudarstvennye-vuzi-perspektiva-29052017

«Теперь нужно учить историю вашей страны»

Пока российские абитуриенты подают документы в университеты, крымские выпускники уже начали сдавать первые экзамены. «Профиль» спросил поступающих и их родителей из Москвы, Санкт-Петербурга и крымских городов, с какими трудностями они столкнулись и как относятся друг к другу.

У нас в СевНТУ только добавили льготные места, например, а не сократили количество обычных. На тот же менеджмент раньше было по 10 мест, а в этом году аж 25. Кроме того, в СевНТУ даже отдельный конкурс для крымчан тоже сделали.

В приемных комиссиях часто сидят еще студенты, которые толком не знают, каким образом принимать документы. Не так уж нас много, чтобы делать для нас отдельную комиссию, я думаю.

Та вроде никакого особого отношения к нам нет. Ну вот мне часто говорят другие абитуриенты крымские: «Ну зачем ты из Севастополя приехала? У вас там есть университет, а вот другое дело мыыы, из села». Бред какой-то, это мое право. Попробовать может каждый.

Вот в МЭСИ дали очень сложную работу по математике, все там вообще в шоке были. Хотя нам говорили, что сделают экзамены именно по украинской программе и более облегченные. Ну да, коррупция сейчас будет на пике, проходной балл могут занижать.

Так как никакой системы толком нет, как ЕГЭ или украинское тестирование, если все завалят работу, то, конечно, будут смотреть по общей картине, скорее. Может нас пожалеют, а может, и нет, уахах.

Тем, у кого есть направление — в первом порядке дадут общежитие, нам сказали.

В этом году 18 000 абитуриентов из Крыма могут поступить на бюджетные места, выделенные в вузах специально для них. Эти учебные заведения сами определяют, какие экзамены сдают крымчане и на какой минимальный балл могут рассчитывать. Условия поступления необязательно совпадают с правилами для остальных абитуриентов.

Минимальный балл для прохождения конкурса в некоторых вузах ниже, чем для поступающих из Москвы или регионов России, а также у выпускников крымских школ есть выбор ― поступать по результатам ЕГЭ или сдавать экзамен в выбранном вузе. Вуз устанавливает проходной балл, как и прежде, в зависимости от того, сколько человек подали документы и как они сдали экзамены.

Вузы сами решают, сколько экзаменов будут сдавать абитуриенты из присоединенного региона.

Предоставляют все эти льготы ведущие вузы страны, например, СпбГУ, МАИ, МГИМО, филиал МГУ в Севастополе. Остальные факультеты МГУ принимают крымчан только с результатами ЕГЭ и внутренних экзаменов.

Туда, где льгот нет, — например, в ВШЭ — крымчане могут поступать на тех же условиях, что и остальные российские выпускники.

В некоторых вузах, где крымчанам дали льготы, они сдают вступительные экзамены отдельно от абитуриентов из других регионов.

В приемных комиссиях МГУ, РГСУ и МАИ сообщили, что пока неизвестно, будут ли у крымчан более низкие проходные баллы, чем у остальных абитуриентов.

В РГГУ сообщили, что крымчанам достаточно сдать внутренние экзамены по русскому языку (собеседование), литературе и профессиональное испытание на факультет журналистики на 36, 32 и 35 баллов из 100 соответственно, а абитуриенты из других регионов должны набрать по каждому предмету около 40 баллов. Поступившие, например, в МГУ и в РГСУ крымчане получат общежитие на тех же условиях, что и другие студенты. А в РГГУ и МАИ на крымчан выделят специальные места и в общежитиях, рассказали в приемных комиссиях вузов.

Источник: https://profile.ru/obsch/item/83847-vse-intervyu-okoncheno-mne-nuzhno-idti-uchit-istoriyu-vashej-strany

«Мониторинг вузов – это вынужденная мера»

Об университетеПресс-центрИнтервью«Мониторинг вузов – это вынужденная мера»

Не так давно Министерство образования и науки России опубликовало результаты мониторинга деятельности государственных вузов и их филиалов.

В число «неэффективных» — всего 136 вузов попали в предварительный «черный список» страны — вошли известные высшие учебные заведения, имеющие свою положительную историю развития и громкие имена выпускников разных лет в своем послужном списке. Мы попросили ректора БГТУ им. В.Г.

Шухова, доктора экономических наук, профессора Сергея Николаевича Глаголева рассказать нашим читателям, по каким критериям прошла оценка вузов, а также высказать свое мнение по поводу сокращения университетов.

— Нужно отметить, что Минобрнауки России оценивали вузы по пяти критериям: средний балл ЕГЭ не должен быть меньше 60 баллов, доходы вуза от научной деятельности на одного преподавателя и научного сотрудника — не менее 50 тысяч рублей в год, общие доходы вуза — не менее одного миллиона рублей на одного представителя профессорско-преподавательского соства, иностранных студентов должно быть не менее 0,7% и на каждого студента должно приходиться 11 квадратных метров аудиторий. Белгородская область выглядит в мониторинге вузов совсем неплохо — только три московских филиала, расположенных на Белгородчине, вошли в список неэффективных. Это филиалы МЭСИ и Московского государственного университета путей сообщения, а также филиал Российского университета дружбы народов.

В любом случае, я думаю, что меры, принятые Министерством образования и науки России по мониторингу эффективности вузов — это вынужденные меры, направленные на то, чтобы проанализировать образовательную, научно-исследовательскую, международную, финансово-экономическую деятельности, инфраструктуру вузов, и в результате повысить качество образования, сделать его более доступным, а работу вузов  — эффективной. Но самое главное, это соответствовать мировому образовательному уровню.

— Насколько достоверны слухи, что в недалеком будущем каждый российский университет будет выдавать свои «фирменные» дипломы.

— Вопрос о переходе к выдаче дипломов собственного образца вместо традиционных дипломов государственного образца очень неоднозначный. Три года назад некоторые крупнейшие вузы страны перешли на эту систему.

Это вузы, за плечами которых более 50 или 100 лет работы и научного опыта, бренд их хорошо известен в России. В то же время есть и новые, недавно образованные или откровенно слабые вузы. И материальная, и учебная базы у них разные. Следовательно, и качество обучения тоже.

Как раз для вторых и третьих выдача собственных дипломов – очень неоднозначный вопрос. В то же время переход на «фирменные» документы подразумевает, что высшие учебные заведения будут иметь собственные образовательные стандарты.

Это даст возможность вузовскому научному сообществу проявить себя и создать уникальное для своего региона образовательное пространство.

— Готово ли руководство БГТУ имени В. Г. Шухова к переходу на выдачу дипломов собственного образца?

— Наш университет давно пользуется высоким авторитетом на образовательном рынке. По номенклатуре специальностей, качеству образования, количеству обучающихся, профессорско-преподавательскому составу, уровню научной работы и материальной базе он является ведущим вузом подобного профиля в России и Европе.

На сегодняшний день специалисты с дипломом БГТУ имени В.Г.Шухова имеют прекрасную возможность найти высокооплачиваемую и престижную работу.

Я уверен, «технолог» от перехода на этот процесс ничего не потеряет, а только приобретет, потому что наш диплом за более чем полувековую историю работы университета уже прошел испытание и зарекомендовал себя как надежный партнер по жизни.

— В числе выпускников Вашего вуза достаточно «громких» фамилий в области строительства и стройиндустрии. По Вашему мнению, показатель востребованности его выпускников на рынке труда должен быть включен  в критерии мониторинга вузов?

— Конечно, это один из самых показательных критериев оценки деятельности. Доволен человек своим дипломом или нет, что он получит в жизни благодаря образованию, для нас это самое главное. На момент окончания университета молодыми специалистами у нас почти 100-процентное трудоустройство. Я считаю, это самая высшая оценка вузу.

В течение ряда лет БГТУ имени В.Г.Шухова занимает первое место в рейтинге Минобрнауки России среди архитектурно-строительных вузов. Согласно рейтингу работодателей, ВЦИОМ и «Деловой России» по критериям качества подготовки и востребованности выпускников университет входит в список 16 лучшихвузов России.

Ведь не случайно более 60% руководителей предприятий строительной индустрии России в свое время успешно закончили именно «технолог». Наши выпускники востребованы — значит, мы развиваемся, открываем новые направления и профили именно так, как требует время.

В нашем вузе еще создан уникальный проект — электронная система содействия трудоустройству и адаптации молодых специалистов на рынке труда. Она помогает трудоустроиться выпускнику вуза и в последующие годы после окончания университета, мы наблюдаем за их карьерной траекторией, изучаем шкалу заработной платы.

Уже на сегодняшний день в критерии мониторинга вузов вошел и показатель трудоустройства выпускников. Хотя его очень сложно объективно количественно оценить. Но в перспективе эта тенденция имеет право на жизнь.

— Технологический университет уже достаточно долгое время занимает одно из лидерствующих позиций не только в Белгородской области, но и во всей России. Говорить о Программе развития вуза на последующие годы сложно, ведь вопрос простого ответа не подразумевает. Что бы Вы подчеркнули как наиболее актуальное на сегодняшний день?

— Я бы объединил здесь — и развитие инновационной деятельности вуза, и научную работу, и открытие новых направлений, и привлечение молодых преподавателей новой формации, и поддержку молодых ученых.

К слову, сейчас у нас введен новый курс, который называется «Инновационное предпринимательство». В процессе обучения студенты подготовят индивидуальные бизнес-проекты, которые затем будут защищать.

Планируется, что 50% обученных получат финансовую и административную поддержку университета для создания и регистрации малого предприятия, в том числе и инновационного. В этом году «Инновационное предпринимательство» будут изучать около четырехсот пятикурсников.

Всего у нас сейчас запущено семь программ, которые помогают студентам развивать свои творческие и организаторские способности, причем участие студентов в этих программах бесплатное. 

В настоящее время коллектив университета продолжает активно работать над программой стратегического развития вуза. И, как результат, в рейтинге высших учебных заведений России, который составило рейтинговое агентство «Эксперт РА», наш вуз вошел в первую сотню.

 В прошлом году БГТУ имени В.Г.Шухова оказался в числе 22 технических вузов страны, победивших в конкурсе поддержки программ стратегического развития. В общем рейтинге высших учебных заведений наш университет опережает вузы Белгородской области.

По числу президентских стипендий для молодых ученых и аспирантов мы занимаем девятое место среди всех вузов России. Хорошие результаты у нас по количеству президентских и правительственных стипендий для студентов.

Эти высокие показатели являются весомым подтверждением высокого статуса нашего учебного заведения.

— Что Вы имеете ввиду под понятием «преподаватели новой формации»?

— Преподаватель нового типа должен работать на интересы студента, на формирование модели, которая будет представлять будущего специалиста. Талантливый, интересный, творческий, по возрасту он должен быть ближе к студенческой молодежи.

Тут же я уточню, что профессора, которому может уже далеко за шестьдесят, рассказывающего интересно, живо, обладающего не только теоретическим, но и огромным практическим опытом, заменить сложно. Это относится к тем, кто возглавляет научные школы, синтезирует свои знания, идеи, в процессе обучения готовит себе достойную смену.

И таких людей у нас много — это, например, доктора технических наук Виктор Корнеевич Классен, Вячеслав Иванович Павленко, Василий Степанович Богданов, Валерий Станиславович Лесовик, Ия Германовна Лугинина и многие другие.

В то же время хотелось бы отметить, что у нас хорошо развита программа социальной поддержки молодых ученых, аспирантов и докторантов, которые уже стали или еще станут преподавателями новой формации.

С 2010 при непосредственной поддержке Губернатора Белгородской области Евгения Степановича Савченко были выделены для молодых ученых тридцать участков в микрорайоне индивидуальной жилищной застройки Новосадовый-41.  Этот район имеет все необходимые инженерные коммуникации: дороги и водопровод, электричество и газ.

Участки находятся в черте города и включены в схему обслуживания общественным транспортом, возводится здание детского сада, совмещенного с начальной школой, строится торгово-развлекательный комплекс. В рамках этой программы для строительства собственного жилья вуз оказывает финансовую помощь в размере одного миллиона рублей каждому участнику строительства. Университет бесплатно предоставляет транспорт для перевозки строительных материалов, строительную технику. Наш вуз заботится о молодых преподавателях, ведь все сегодня прекрасно понимают, что для активной работы им необходимо создавать комфортные условия жизни.

— Сергей Николаевич, уже известно, что последующие годы — 2013 и 2014 для БГТУ имени В.Г.Шухова — знаковые. Расскажите нашим читателям, какие праздничные даты собирается отметить университет?

— В 2013 году вся «технологическая общественность» отметит 160-летие нашего земляка, «инженера всех времен и народов» Владимира Григорьевича Шухова. В этом же году исполнится ровно 10 лет, как наш университет носит имя этого талантливого и замечательного человека.

Еще при жизни современники называли Владимира Григорьевича «российским Эдисоном» и «первым инженером Российской империи», а в наше время Владимир Григорьевич включен в список ста выдающихся инженеров мира за всю историю цивилизации. Конечно же, такая дата не пройдет для нашего вуза незамеченной.

У нас есть прекрасный музей, в котором наши экскурсоводы могут рассказать о жизни и деятельности великого ученого не только нашим студентам.

Также в 2014 году мы отметим еще одну историческую дату — 60-летие нашего высшего учебного заведения. В XXI век мы шагнули с прекрасными показателями и уверенно занимаем достойное место в мировом образовательном пространстве. На сегодняшний день БГТУ имени В.Г.

Шухова  — современный университетский кампус с хорошо оснащенными учебно-лабораторными корпусами, опытно-производственной базой, научно-технической библиотекой, спортивным комплексом, Студенческим дворцом культуры, общежитиями для студентов и жилыми домами для преподавателей.

Мы гордимся своим вузом, своими выпускниками, постоянно развиваемся в научном и инновационном направлении. И, я думаю, что к этой дате нам будет, что вспомнить и рассказать.

— В заключение нашей встречи хотелось бы поблагодарить за предоставленную возможность общения, и в преддверии подготовки к таким знаковым датам пожелать творческой фантазии всему университетскому коллективу.

Беседовала Елена Ховхун

Если Вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите всё предложение с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter.
Затем укажите, какое слово или цифру нужно исправить.

Источник: http://www.bstu.ru/about/press_center/intervy/intervy%202

Ссылка на основную публикацию