Что такое учебная программа в вузе?

​Как выбрать ВУЗ и программу обучения

После окончания школы мало желающих пойти в армию или в профессионально-техническое училище. Большинство выпускников нацелены на получение высшего образования.

Безоглядный выбор ВУЗа только ради получения диплома не приведет в будущем к материальному и моральному удовлетворению от работы, поэтому правильный выбор университета является важным условием для закладки фундамента будущей жизни.

Статистика говорит о том, что количество ВУЗов сегодня вполне может удовлетворить потребности всех выпускников, которые имеют высокие баллы ЕГЭ. Основная масса университетов расположена в больших городах, а также в областных центрах во всех регионах страны. Но количество ВУЗов – это не показатель того, что образование в них гарантированно качественное.

Об условиях выбора учебного заведения

Существуют два жизненно реальных фактора, без которых не стоит начинать выбирать учебное заведение:

  • Результаты ЕГЭ абитуриентов;
  • Финансовая состоятельность семьи.

Обладая информацией о количестве претендентов на место в ВУЗе и стоимости обучения, можно планировать свои шансы на осуществление планов стать студентом.

Если в учебном заведении есть бюджетные места, то финансовые вложения будут необходимы для содержания будущего студента во время учебы: оплата проживания, покупка принадлежностей, одежды, еды.

Параметры осознанного выбора учебного заведения являются условными, но могут сыграть основополагающую роль в жизни абитуриента:

Во всех странах существует база университетов, в которой содержится информация о показателях работы ВУЗа:

  • Материальная база;
  • Качество обучения;
  • Трудоустройство выпускников с указанием заработной платы.

Все показатели в итоге образуют общий рейтинг образовательных учреждений, на основании чего можно остановить свой выбор на ВУЗе с высокой эффективностью. Этот способ выбора основан на конкретных фактах, а не на рекламных акциях, поэтому считается самым надежным и обоснованным.

Мнение о том, что при выборе предпочтение нужно отдавать только государственным учреждениям, давно устарело. За последние годы в системе высшего образования произошли значительные изменения. Коммерческие учебные заведения, согласно статистике, имеют порой более высокий рейтинг, чем государственные.

В частных ВУЗах предлагаются инновационные программы и методики обучения, они имеют лучшее материально-техническое оснащение и высококвалифицированный преподавательский состав.

Причины этого кроются в финансовом обеспечении образовательного процесса. Плата за обучение – весомая статья доходов учреждения, и ВУЗ должен доказать, что деньги студенты платят не зря.

Как результат, коммерческие университеты стремятся организовать учебный процесс на высоком уровне.

Общий стереотип при выборе — чем выше проходной балл, тем лучше ВУЗ — не имеет под собой оснований. Уровень балла зависит от количества претендентов на место. Поэтому, независимо от престижности специальности, на бюджетных местах будет всегда высокий проходной балл. Но не факт, что факультет оснащен по последнему слову науки и техники, созданы оптимально комфортные условия для получе

Источник: http://pinplace.ru/blog/kak-vybrat-vuz-i-programmu-obucenia-34.html

Что такое учебная программа и каковы ее виды

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Катанугина Елена Николаевна,

учитель технологии МОУ Гимназия №1

ЧТО ТАКОЕ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА И КАКОВЫ ЕЕ ВИДЫ

Основой образовательной деятельности в образовательном учреждении является учебная программа – нормативный документ, в котором представлены основные знания, умения и навыки, подлежащие усвоению по учебным предметам и дисциплинам. Она включает перечень тем и их реферативное описание (изложение основных вопросов в заданной последовательности), рекомендации по количеству времени на каждую тему, распределение их по годам обучения.

К учебным программам относятся: «примерная (типовая) учебная программа», «авторская программа» и «рабочая программа учебного курса».

Примерная (типовая) учебная программа (далее – Примерная программа) – документ, который детально раскрывает обязательные (федеральные) компоненты содержания обучения и параметры качества усвоения учебного материала по конкретному предмету базисного учебного плана. Рекомендуется она Министерством образования и науки Российской Федерации и носит рекомендательный характер (письмо Минобрнауки РФ от 07.07.2005 г. «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»).

Примерная программа выполняет две основные функции: информационно-методическую и организационно-планирующую.

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Примерная программа является ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников, может использоваться при тематическом планировании учебного курса, предмета, дисциплины (модуля).

Примерная программа определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, предмета, дисциплины (модуля), за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования.

При этом авторы учебных программ и учебников могут предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым Примерная программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая при этом творческой инициативы учителей, и предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса, предмета, дисциплины (модуля).

Авторская программа – это документ, созданный на основе государственного образовательного стандарта и Примерной программы и имеющий авторскую концепцию построения содержания учебного курса, предмета, дисциплины (модуля).

Авторская программа разрабатывается одним или группой авторов. Для Авторской программы характерны оригинальная концепция и построение содержания.

Внедрению в практику работы общеобразовательных учреждений Авторской программы предшествует ее экспертиза и апробация.

Рабочая программа – нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий систему организации образовательной деятельности.

Рабочая программа и Примерная программа имеют отличия. Так, Примерная программа определяет базовые знания, умения, навыки и отражает систему ведущих мировоззренческих идей, общие рекомендации методического характера.

Рабочая программа конкретизирует соответствующий образовательный стандарт с учетом необходимых требований к её построению, а также описывает национально-региональный уровень, учитывает возможности методического, информационного, технического обеспечения учебного процесса, уровень подготовки учащихся, отражает специфику обучения в данном образовательном учреждении.

Таким образом, Рабочая программа – это учебная программа, разработанная педагогом на основе Примерной для конкретного образовательного учреждения и определенного класса (группы), имеющая изменения и дополнения в содержании, последовательности изучения тем, количестве часов, использовании организационных форм обучения и т.п.

КАКОВА СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Являясь составной частью образовательной программы образовательного учреждения, Рабочая программа призвана обеспечить гарантии в получении учащимися обязательного минимума образования в соответствии с государственным образовательным стандартом и спецификой местных условий.

Это возможно при полной реализации Рабочей программы, где основным условием является необходимость ее поэтапного (пошагового) описания. Именно поэтому, Рабочая программа по своей структуре и содержанию представляет собой методику собственной реализации с учетом:

  • требований федеральных компонентов государственных образовательных стандартов; обязательного минимума содержания учебных программ; максимального объема учебного материала для учащихся;
  • требований к уровню подготовки выпускников; объема часов учебной нагрузки, определенного учебным планом образовательного учреждения для реализации учебных предметов, модулей, спецкурсов, практикумов, исследовательской и проектной деятельности в каждом классе;
  • познавательных интересов учащихся;
  • целей и задач образовательной программы школы;
  • выбора педагогом необходимого комплекта учебно-методического обеспечения.

Необходимость отражения в Рабочей программе данных аспектов обуславливает определение элементов ее структуры.

К ним относятся:

  • титульный лист;
  • пояснительная записка;
  • требования к уровню подготовки учащихся;
  • учебно-тематический план;
  • содержание программы учебного курса;
  • средства контроля;
  • учебно-методические средства обучения.

Титульный лист содержит:

  • наименование образовательного учреждения;
  • гриф утверждения программы (с указанием даты и номера приказа руководителя образовательного учреждения);
  • название учебного курса, предмета, дисциплины (модуля);
  • Ф.И.О. педагога, разработавшего и реализующего учебный курс,
  • предмет, дисциплину (модуль);
  • класс (параллель), которым изучается учебный курс, предмет, дисциплина (модуль);
  • год составления программы.

В тексте пояснительной записки к Рабочей программе указывается:

  • название, автор и год издания конкретной программы (примерной, авторской), на основе которой разработана Рабочая программа;
  • цели и задачи данной программы обучения в области формирования системы знаний, умений (задачи формулируются в соответствии со стандартом и с учетом данного образовательного учреждения);
  • изменения, внесенные в примерную и авторскую программу, и их обоснование;
  • учебно-методический комплект (учебник, рабочая тетрадь, тетрадь для контрольных работ, атлас, контурная карта и др. согласно перечню учебников, утвержденных приказом Минобрнауки РФ), используемый для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой учреждения (пособия, входящие в учебно-методический комплект, обозначаются с указанием их названия, класса, ФИО автора, издательства, года издания);
  • количество учебных часов, на которое рассчитана Рабочая программа, в т.ч. количество часов для проведения контрольных, лабораторных, практических работ, экскурсий, проектов исследований;
  • особенности, предпочтительные формы организации учебного процесса и их сочетание, а также преобладающие формы текущего контроля знаний, умений, навыков (в соответствии с Положением о текущем контроле учащихся в образовательном учреждении**) и промежуточной аттестации учащихся (в соответствии с Положением о промежуточной аттестации учащихся в образовательном учреждении).

Пояснительная записка должна быть лаконичной.

Элемент структуры Рабочей программы «Требования к уровню подготовки учащихся» представляет собой описание целей-результатов обучения, выраженных в действиях учащихся (операциональных) и реально опознаваемых с помощью какого-либо инструмента (диагностичных).

Данный перечень целей-результатов обучения включает специальные предметные и общие учебные умения и способы деятельности.

Основанием для выделения требований к уровню подготовки учащихся выступает государственный образовательный стандарт общего образования и учебная программа (примерная или авторская), на базе которой разрабатывается Рабочая программа.

Поэтому требования к уровню подготовки учащихся, прописанные в Рабочей программе, должны быть не ниже требований, сформулированных в федеральном компоненте государственного стандарта общего образования и учебной программе, принятой за основу.

При разработке требований к уровню подготовки учащихся необходимо учитывать особенности их формулирования. А именно, они должны: описываться через действия учащихся; обозначать определенный уровень достижений; быть достижимыми и подлежащими оценке; описываться понятным для учащихся языком. Например, в конце учебного курса учащиеся смогут: различать…, сравнивать…, обосновывать …

Учебнотематический план отражает последовательность изучения разделов и тем программы, показывает распределение учебных часов по разделам и темам, определяет проведение зачетов, контрольных, практических и др. видов работ за счет времени, предусмотренного максимальной учебной нагрузкой. Составляется учебно-тематический план на весь срок обучения (обычно на учебный год).

Учебно-тематический план оформляется в виде таблицы.

Содержание учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) включает реферативное описание каждого раздела согласно нумерации в учебно-тематическом плане. Изложение учебного материала в заданной последовательности предусматривает конкретизацию всех дидактических единиц содержания.

Структурный элемент Рабочей программы «Средства контроля» включает систему контролирующих материалов (тестовых материалов, контрольных работ, вопросов для зачета и др.) для оценки освоения школьниками планируемого содержания, представленного в виде перечня действий учащихся как целей-результатов обучения.

Количество контролирующих материалов определяется учебно-тематическим планом. Так, если учебно-тематический план предусматривает проведение контрольных работ, то и к Рабочей программе прилагается 5 пакетов контрольных работ.

Письменные контролирующие материалы могут включать кодификатор (спектр проверяемых умений), варианты работ, схему анализа работы (прил. 8). Устные – перечень вопросов и заданий.

Учебно-методические средства обучения включают основную и дополнительную учебную литературу (учебники, учебные пособия, сборники упражнений и задач, контрольных заданий, тестов, практических работ и лабораторных практикумов, хрестоматии) справочные пособия (словари, справочники); наглядный материал (альбомы, атласы, карты, таблицы), оборудование и приборы, необходимые для реализации Рабочей программы.

Читайте также:  Что такое студенчество?

Используемый перечень учебно-методических средств обучения может быть классифицирован на три группы: «Литература (основная и дополнительная)», «Дидактический материал», «Оборудование и приборы». Литература оформляется в соответствии с ГОСТом: элементы описания каждого произведения должны приводиться в алфавитном порядке и соответствовать требованиям к библиографическому описанию.

Подводя итог вышесказанному, следует заметить, что создание Рабочей программы представляет собой достаточно сложный процесс.

Основные затруднения связаны, во-первых, с описанием требований к уровню подготовки учащихся через операционально выраженные диагностичные цели-результаты обучения; во-вторых, с необходимостью пересмотра самого содержания, основанного на анализе избыточного и возможного недостающего информационного материала; в-третьих, с разработкой контролирующих материалов, позволяющих получить объективную информацию о сформированности специальных предметных и общих учебных умений обучающихся.

КЕМ РАССМАТРИВАЕТСЯ И УТВЕРЖДАЕТСЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Сроки и порядок рассмотрения Рабочих программ устанавливаются локальным актом образовательного учреждения.

В соответствии с локальным актом образовательного учреждения, порядок рассмотрения Рабочей программы может быть, например, таковым: вначале она рассматривается на заседании методического объединения учителей (результаты рассмотрения заносятся в протокол), затем, при условии её соответствия установленным требованиям, согласуется с заместителем директора по учебно-воспитательной работе и утверждается руководителем образовательного учреждения. После утверждения руководителем образовательного учреждения Рабочая программа становится нормативным документом, реализуемым в данном образовательном учреждении.

КАКОВЫ ЭТАПЫ СОСТАВЛЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Разрабатывая Рабочую программу, практически каждый педагог сталкивается с определенными трудностями, преодолеть которые возможно при поэтапном выполнении этой работы.

Шаг 1. Выбрать программу по учебному курсу, предмету, дисциплине (модулю) (далее – Учебному курсу) и соответствующий ей учебник из перечня, рекомендованного Министерством образования РФ.

Шаг 2. Сравнить цели изучения Учебного курса в выбранной Авторской программе с целями, сформулированными в Примерной программе по учебному курсу базисного учебного плана, а также с целями и задачами образовательной программы школы. Убедиться, что выбранная Авторская программа способствует реализации целей и задач образовательной программы и учебного плана образовательного учреждения.

Шаг 3. Сопоставить требования к уровню подготовки выпускников в выбранной программе с таковыми же требованиями, прописанными в Примерной программе.

Определить знания, умения, навыки, способы деятельности выпускников, не включенные в Авторскую программу.

Выделить знания, умения и навыки, превышающие требования к уровню подготовки выпускников, обозначенные в образовательной программе образовательного учреждения.

Шаг 4. Оформить требования к уровню подготовки выпускников через операционально выраженные диагностичные цели-результаты обучения.

Шаг 5. Выделить и конкретизировать требования к уровню подготовки учащихся из перечня умений, прописанных в требованиях к уровню подготовки выпускников, согласно содержанию Авторской программы.

Шаг 6. Сопоставить содержание выбранной Авторской программы с содержанием Примерной программы.

Выделить перечень тем и отдельных вопросов, содержащихся в Примерной программе по учебному курсу базисного учебного плана, но не включенных в Авторскую программу.

Определить разделы, темы, вопросы Авторской программы, которые носят избыточный характер в рамках реализации образовательной программы и учебного плана образовательного учреждения.

Шаг 7. Включить (или исключить) в(из) содержание(я) Рабочей программы разделы, темы, вопросы, которые были выделены в ходе анализа избыточного и недостающего информационного материала двух программ (шаг 6).

Шаг 8. Структурировать содержание учебного материала курса, определив последовательность тем и количество часов на изучение каждой.

Шаг 9. Определить дополнительную справочную и учебную литературу, необходимые наглядные пособия, оборудование и приборы.

Шаг 10. Создать контролирующие материалы: выделить перечень проверяемых умений (кодификатор) согласно этапу обучения и цели контроля; подобрать контролирующие задания, направленные на проверку планируемых умений; составить схему анализа работы в контексте поставленной цели контроля, позволяющую получить объективную информацию для коррекции учебного процесса.

Шаг 11. Составить Рабочую программу: оформить материалы согласно структуре.

Данная последовательность конструирования Рабочей программы не является каким-либо нормативным документом, а выполняет функцию методических рекомендаций. При этом разработчик может оперировать предложенным маршрутом по своему усмотрению или выбрать свой путь. Однако в любом случае результатом работы в данном направлении должна стать полноценная и эффективная Рабочая программа.

Источник: https://gigabaza.ru/doc/67698.html

Программы подготовки к поступлению в университет

Программы подготовки к поступлению в университет:

  • необходимы иностранным студентам для продолжения учебы по любой образовательной программе в российских вузах
  • соответствуют государственным образовательным требованиям к программам, обеспечивающим подготовку иностранных граждан к освоению профессиональных образовательных программ
  • дают возможность студентам изучить русский язык и свободно общаться с носителями языка
  • позволяют углубить, систематизировать и ликвидировать пробелы в своих знаниях по профильным дисциплинам

Программа подготовки в вуз необходима иностранным студентам для продолжения учебы по любой образовательной программе в российских вузах.

Подготовительное отделение для иностранных граждан сертифицировано Министерством образования и науки РФ для реализации программ подготовки в вуз.

Все образовательные программы соответствуют государственным образовательным требованиям к программам, обеспечивающим подготовку иностранных граждан к освоению профессиональных образовательных программ, которые были разработаны при активном участии специалистов ВШ МОП СПбПУ.

Образовательные программы и учебные планы по всем учебным дисциплинам учитывают требования стандартов российской средней школы и первых курсов вузов. Более 50% времени отводится изучению русского языка.

При разработке программ были учтены результаты исследований адаптационных процессов иностранных учащихся.

В зависимости от будущей специализации студента, программа подготовки в вуз разделена на 3 профиля: инженерный профиль, экономический профиль, гуманитарный профиль.

Программы дополнительного образования для иностранных обучающихся

1. «Подготовка к поступлению в вуз – стандарт» (для тех, кто начинает обучение с сентября по ноябрь):

  • Срок обучения – 10 месяцев
  • Общий объем часов – 2376, из них 1116 аудиторных
  • Изучаются дисциплины, в зависимости от профиля:
  • Стоимость обучения – 195 000 руб.

2. «Подготовка к поступлению в вуз – интенсив» (для тех, кто начинает обучение с ноября):

  • Срок обучения – 8 месяцев;
  • Общий объем часов – 2376, из них 1050 аудиторных;
  • Изучаются дисциплины, в зависимости от профиля:
  • Стоимость обучения – 175 000 руб.

3. Подготовка к поступлению в вуз. Русский язык как иностранный. 1-й сертификационный уровень.

Обучение по данной программе дает возможность подготовиться к тестированию на I сертификационный уровень владения русским языком как иностранным и к комплексному экзамену по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства РФ.

  • Срок обучения – 10 месяцев;
  • Общий объем часов – 2376, из них 1014 аудиторных;
  • Изучается русский язык, история, обществознание, литература;
  • Стоимость обучения – 170 000 руб.

Подготовка иностранных граждан осуществляется в группах до 12-14 человек.

Аудиторные занятия проводятся в утренние и дневные часы 5-6 дней в неделю.

Самостоятельная работа студентов обеспечена как библиотечным фондом, так и электронными ресурсами.

Для студентов организуются экскурсии по городу и пригородам, работает служба тьюторов, на территории кампуса действуют: «Русский разговорный клуб», видео-музыкальная студия «Red Brick», кулинарные мастер-классы, литературные вечера, проводятся праздничные и спортивные мероприятия.

Студенты, успешно окончившие программу предвузовской подготовки, получают Сертификат установленного университетом образца.

На время обучения в СПбПУ предоставляется возможность проживания в общежитии кампуса университета .

Для поступления на программы довузовской подготовки необходимо заполнить заявление

Вступительные требования: 

  • необходимо предоставить оригинал и копию паспорта
  • документы об образовании
  • возраст не менее 17 лет

Даты начала приема иностранных граждан в СПбПУ: 01.03.2017.

Даты окончания приема:

Источник: https://www.spbstu.ru/international-cooperation/international-educational-programs/international-programs-of-additional-education/training_programs/

Сетевые образовательные программы

Система высшего профессионального образования не стоит на месте, придумывая новые  формы обучения. Одна из таких – сетевая форма получения образования, довольно популярная на Западе и совсем недавно появившаяся у нас в России.

Что значит сетевая форма обучения?

Сетевая форма образования дает возможность студенту одного вуза пользоваться образовательными ресурсами другого: ведущими преподавателями, лабораториями и научными центрами, парком суперсовременного и дорогого оборудования, информационно-библиотечным банком.

В России сетевое обучение стало возможным благодаря союзу федеральных университетов. Осенью 2013 года в Калининграде было подписано соглашение между девятью федеральными вузами о реализации сетевых образовательных программ – был создан так называемый «Клуб девяти». И уже с 2014-2015 учебного года Балтийский федеральный университет им.

Канта одним из первых объявил набор на сетевые образовательные программы. В БФУ им. И. Канта прибыли студенты программы «Реклама и связи с общественностью» из САФУ им. М.В. Ломоносова и СВФУ им. М.К. Аммосова для изучения модуля по геобрендингу.

В качестве преподавателей Балтийский федеральный университет привлек ведущих европейских и российских экспертов в области коммуникации.

Приятно отметить, что первым опытом реальной реализации сетевого взаимодействия федеральных вузов стал проект БФУ им. И. Канта. Его важность заключается в том, что он сможет помочь апробировать организационные механизмы взаимодействия: оформление документов, прием делегаций, интеграцию с вузовским учебным процессом. Когда вместе с ректорами федеральных вузов мы продумывали цели и задачи сетевого взаимодействия, нам очень важным представлялось объединение наших собственных усилий, обмен ресурсами. Но в реальной практике мы пошли еще дальше: наши студенты получили уникальную возможность учиться у практиков и экспертов международного уровня.– Андрей Клемешев, ректор БФУ им. И. Канта

В 2015-2016 учебном году БФУ им. И. Канта по сетевому соглашению объявляет набор на пять программ бакалавриата, а также участвует в четырех сетевых программах подготовки магистров.

Сетевые программы, в которых принимает участие БФУ им. И. Канта

Бакалавриат:
Сеть №1 САФУ — СВФУ — БФУ – «Реклама и связи с общественностью»
Сеть №2 САФУ — БФУ – «Землеустройство и кадастры»
Сеть №3 УрФУ — БФУ – «Туризм»
Сеть №4 СКФУ — ЮФУ — УрФУ — БФУ – «Филология»
Сеть №5 ЮФУ — УрФУ — БФУ – «Психология»

Магистратура:
Сеть №6 САФУ — БФУ – «Лингвистика»
Сеть №7 САФУ — БФУ – «Психолого-педагогическое образование»
Сеть №8 ЮФУ — БФУ – «Туризм»
Сеть №9 САФУ — СКФУ — ЮФУ — БФУ – «Физика»

Сетевые программы особенно привлекательны для студентов, решивших продолжить образование в магистратуре.

Новая форма подготовки магистров предоставляет обучающимся максимум возможностей в освоении уникальных профессиональных компетенций, получение которых, наверно, было бы невозможно в пределах отдельно взятого региона. В рамках сетевой программы студенты смогут не только изучать отдельные дисциплины в других университетах, но и принять участие в научно-исследовательской работе наряду с учёными этих вузов. Помимо того, планируется также совместное руководство научно-исследовательскими и выпускными работами магистрантов.– Ирина Кукса, первый проректор по образовательной деятельности БФУ им. И. Канта

АБИТУРИЕНТ! Поступление на сетевые образовательные программы ничем не отличается от обычного приёма. Дополнительные испытания не предусмотрены. Учебные дисциплины, освоенные в любом из вузов сети, будут засчитаны бакалавру и магистранту, а в дипломе выпускника будет указано, в каком из университетов пройден тот или иной учебный модуль.

Мне кажется, это потрясающая идея – ездить для учёбы в другие университеты. Во-первых, это новые преподаватели, с другим опытом, с другими подходами. Во-вторых, это личный контакт с будущими коллегами по всей России. В-третьих, это прекрасная возможность познакомиться с самой Россией. И сетевое взаимодействие между федеральными университетами позволяет нам всё это увидеть и понять.– Мария Слепцова, студентка СВФУ им. М.К. Аммосова по специальности «Реклама и связи с общественностью», прошла учебный модуль по геобрендингу в БФУ им. И. Канта
Читайте также:  Что такое портфолио студента?

Источник: https://moeobrazovanie.ru/setevye_obrazovatelnye_programmy.html

Разработка образовательных программ

МАКСИМОВ Николай Иванович – первый проректор — проректор по учебной работе Московского государственного текстильного университета им. А.Н. Косыгина, профессор, заведующий кафедрой теоретической механики. Председатель Президиума координационного совета учебно-методических объединений и научно-методических советов Минобразования России, заместитель председателя Совета учебно-методического объединения по образованию в области технологии и проектирования текстильных изделий.

Времени у вузов для разработки своих образовательных программ с каждым днем остается все меньше…

Из уст одного из разработчиков новых ФГОС, человека, имеющего 30-летний педагогический стаж, эти фразы звучат более чем весомо. Однако, дело не в нерасторопности вузов (хотя некая доля правды имеется и в этом), – есть целый комплекс вопросов, которые лежат вне их зоны ответственности…

Об этом, а также других «сопряженных» с этой тематикой проблемах, мы попросили рассказать Николая МАКСИМОВА – профессора, первого проректора-проректора по учебной работе Московского государственного текстильного университета им. А.Н. Косыгина.

– Николай Иванович, на последней коллегии рособразования, состоявшейся в январе этого года и посвященной проблемам и задачам по внедрению уровневой системы в российских вузах, в числе десятка университетов, наиболее активно участвующих в реализации проектов по внедрению уровневой системы, был назван и Московский государственный текстильный университет. Не могли бы вы более детально рассказать о сути и итогах таких проектов в вашем вузе? К каким выводам вы пришли? Какие надежды вузовского коллектива оправдались, а что осталось как задача «на будущее»?

– Судьба распорядилась так, что я был руководителем коллектива, разрабатывающего макет федерального государственного образовательного стандарта в рамках научной программы, докладывал его на коллегии Минобрнауки РФ 1 февраля 2007 года, поэтому параллельно с макетом разрабатывался и проект стандарта по направлению «Технология и проектирование текстильных изделий».

Это позволяло видеть воочию, как может выглядеть то или иное предложение непосредственно в тексте документа. Поэтому коллектив университета над вышеназванным стандартом работал более двух лет, и утвержденная его структура не была новостью для нас.

И мы можем гордиться, что некоторые наши предложения были профессиональным сообществом приняты и стали частью окончательного документа.

Большую роль в разработке структуры примерной основной образовательной программы, методики создания как примерной, так и вузовской образовательной программы, обучении проректоров по учебно-методической работе и разработчиков ООП базовых вузов УМО сыграл научнометодический семинар, который мы проводили совместно с Исследовательским центром проблем качества подготовки специалистов Национального исследовательского технологического университета «МИСиС» (директор центра проф. Н.А. Селезнева). К настоящему времени в рамках вузовской системы качества разработаны требования к нормативной документации (Положение об основной образовательной программе, об учебном плане, о рабочей программе дисциплины, практики, о рейтинговой системе оценки знаний и т.п.).

Несомненной трудностью в решении поставленных задач по переходу на уровневую структуру ВПО является проблема разработки компетентностной модели подготовки выпускника и соответствующей основной образовательной программы.

Если при введении предшествующих вариантов государственных образовательных стандартов можно было учебный план разработать небольшой группой специалистов и начать переход на новую систему, имея такой план всего лишь для двух первых курсов, то в настоящее время – к началу введения в действие ФГОС ВПО – необходимо иметь полную программу на все четыре года обучения. И в разработке образовательной программы должны участвовать все кафедры, практически все преподаватели, ибо только в этом случае можно увидеть целостную картину формирования той или иной компетенции. К сожалению, к этой работе готовы не все преподаватели.

– Вы возглавляете Президиум координационного совета учебно-методических объединений и научнометодических советов Минобразования россии. По вашей оценке, какие еще проблемы требуют своего решения для перехода на уровневое обучение?

– Проблем еще предостаточно.

Наиболее важные: не завершена разработка ФГОС; требует уточнения статус примерных образовательных программ; недостаточно проработаны вопросы перечня профилей подготовки бакалавров; вопросы лицензирования и аккредитации. Если разработка ФГОС ВПО – вопрос времени, то для разрешения других требуется принятие системных решений. Ключевая проблема здесь – профили подготовки бакалавров.

В настоящее время ситуация выглядит следующим образом. Перечень профилей приводится в примерной основной образовательной программе, которую утверждает разработчик образовательного стандарта.

В этот перечень разработчиками включены не только бывшие специальности, отнесенные теперь к данному направлению (приказ Минобрнауки РФ от 25 января 2010 г. № 63), но и новые.

При этом число их немалое, и достаточно часто встречаются совершенно некорректные наименования.

Если с профилями, которые ранее были специальностями, все понятно, ибо вузы имеют соответствующие лицензии и свидетельства об аккредитации, то с новыми профилями много неясностей.

Первая – распространяется ли лицензия, имеющаяся у вуза, и на эти новые профили? Ранее предполагалось, что лицензия будет выдаваться на направление. Если так, то вуз считается имеющим лицензию на все профили.

Но это не оговорено каким-либо документом.

Вторая проблема – аккредитация. Поскольку аккредитуются образовательные программы, то все новые профили являются не аккредитованными со всеми вытекающими отсюда последствиями (прием на первый курс, армейский призыв и т.д.). Опять же, ни один документ разъяснений по данному вопросу не дает.

Теперь проблема обновления перечня профилей. В письме директора Департамента государственной политики в образовании И.М. Реморенко от 13 мая 2010 г.

«О разработке вузами основных образовательных программ» говорится, что новый профиль может быть введен после успешной реализации проекта в рамках инновационной площадки, порядок создания которых определен приказом Минобрнауки от 23 июня 2009 г. № 218.

Таким образом, решение о целесообразности введения нового профиля принимает орган Минобрнауки (совет), а ввести в перечень новый профиль может только разработчик ФГОС и основной образовательной программы. А им может быть учреждение, не относящееся к Минобрнауки.

Получается некий юридический казус. Проблема может быть решена просто в том случае, если перечень профилей подготовки бакалавров будет утверждать Минобрнауки РФ.

– Текстильный университет готовит в основном инженеров. Однако, нужна ли болонская система для инженерной подготовки – вопрос дискутируется до сих пор. Находятся как категорические противники, так и сторонники. Какой точки зрения придерживаетесь вы?

– Противники введения уровневой подготовки есть как в вузовской среде, так и среди работодателей. И одной из причин такой ситуации является слабая информированность тех и других об особенностях уровневой подготовки.

Средства массовой информации очень редко обращаются к этим вопросам. Нужна хорошая серия выступлений в СМИ, где можно было бы представить различные точки зрения, выслушать аргументы за и против.

А так мы варимся в своей профессиональной среде разработчиков.

Противники введения бакалавриата аргументируют свою позицию так: «Но ведь четыре года меньше пяти!».

Но разве только сроком освоения ООП определяется качество? Можно учиться и пять, и шесть лет без особого напряжения, получать заветную оценку не с первого захода, а можно напряженно работать четыре года и получить более прочные знания.

Качество подготовки определяется квалификацией преподавателя, активным участием в учебном процессе самого обучающегося, образовательными технологиями, материально-технической базой учебного процесса.

И, кстати, скептики из образовательных учреждений очень часто меняют свою точку зрения, если их включить в процесс разработки учебного плана и программ дисциплин для образовательных программ подготовки бакалавров. Они начинают понимать идеологию уровневой подготовки, видят, какие возможности получают для разработки своих ООП, и убеждаются в том, что за четыре года подготовить специалиста, востребованного на рынке труда, можно. И даже хорошего!

Работодатели же, сами имеющие высшее образование с пятилетним сроком обучения, не располагая должной информацией, рассуждают по той же схеме («четыре хуже пяти»). С работодателями надо активно сотрудничать, готовить их к восприятию специалистов новой формации.

В самом начале разработки ФГОС ВПО мы пригласили в университет руководителей текстильных предприятий, при регистрации каждому выдали перечень задач по видам деятельности, к решению которых будет подготовлен выпускник вуза, не указав при этом образовательный уровень.

На наш вопрос: «Будет ли востребован на предприятиях выпускник текстильного вуза, который может решать эти задачи?», они единодушно ответили «да». Тогда мы им показали, что это фрагмент образовательного стандарта подготовки бакалавра.

Вопрос таким образом был разрешен!

– В профессионально-педагогическом сообществе сегодня нарастает опасение (на Интернет-форумах приводят и конкретные примеры), что в учебных планах бакалаврских программ в некоторых вузах резко сокращаются часы по ряду предметов, в том числе профилирующих. Якобы, реально бакалаврские программы будут реализовываться все-таки три года, а не четыре… есть мнение, что это приведет к резкому ухудшению качества подготовки. Насколько реально такое положение дел, или это лишь слухи?

– Не исключаю возможности подготовки бакалавров за три года в некоторых образовательных областях, но только не в инженерии. При создании ФГОС ВПО разработчикам была предоставлена возможность указать другой, отличный от нормативного, срок освоения образовательной программы. Но на сокращение нормативного срока никто не пошел.

Чаще встречаются прямо противоположные примеры, когда разработчики как примерных, так и вузовских образовательных программ стремятся вложить в четыре года бакалавриата всю пятилетнюю программу подготовки инженера.

Если в образовательной программе подготовки бакалавра принять продолжительность каникул в 31 неделю (по семь недель на первых трех курсах и 10 недель – на последнем), то возможная общая трудоемкость программы при недельной учебной работе студента (мне не нравится термин «учебная нагрузка») в 54 академических часа составит 9558 часов (включая теоретическое обучение, промежуточную аттестацию, практику, итоговую государственную аттестацию). На теоретическое обучение в пятилетней образовательной программе инженера отводится, как правило, 8262 часа.

Рассчитывая на применение иных образовательных технологий (допустим – рейтинговой системы оценки успехов студентов), можно несколько сократить время на промежуточные аттестации (сессии).

Сокращая продолжительность практик, итоговой государственной аттестации, разработчики ООП пытаются сохранить у бакалавра теоретическую часть пятилетней программы подготовки инженера. Но мне кажется, что это крайний случай.

Основная образовательная программа подготовки бакалавра – это самостоятельная особенная программа, и попытка «втиснуть» в четыре года программу подготовки инженера делает ее не совсем корректной.

– Вот еще одно мнение, утверждающее, что специфика учебных планов такова, что инженеров-магистров сегодня больше ориентируют на научную, а не на практическую деятельность, и это негативно скажется на обеспечении наукоемких отраслей промышленности высококвалифицированными инженерами-практиками. Действительно ли имеется такой «перекос» магистерских программ?

– ФГОС ВПО, устанавливающие требования к образовательным программам подготовки магистров, предоставляют очень широкие возможности вузам разрабатывать свои магистерские программы, ориентируя их на конкретные запросы работодателей, особенности своей научно-педагогической школы – 70 % общей трудоемкости ООП устанавливает вуз самостоятельно. Посмотрите, например, образовательный стандарт по направлению 150700 «Машиностроение», разработчиком которого является МГТУ им. Н.Э. Баумана. Магистр может быть подготовлен к различным видам профессиональной деятельности (производственно-технологической, организационно-управленческой, научно-исследовательской и педагогической, проектно-конструкторской). Так, готовясь к производственно-технологической деятельности, магистр должен быть готов к решению следующих задач:

  • проектирование машин, технологических процессов с использованием АСУ ТП;
  • разработка технических заданий на проектирование и изготовление машин;
  • оценка экономической эффективности технологических процессов;
  • анализ причин брака;
  • разработка мероприятий по комплексному использованию сырья;
  • выбор систем экологической безопасности;
  • обеспечение заданного уровня качества продукции и др. Как видим, здесь представлен широкий спектр сугубо земных задач производственной деятельности.
Читайте также:  Типичные ошибки при написании курсовой работы

Здесь следует обратить внимание на то, что ФГОС ВПО не содержит перечня магистерских программ. Направленность своей образовательной программы устанавливает сам вуз.

– И заключительный вопрос – по вашей оценке, готова ли сегодня в полном объеме методическая база, стандарты для перехода вузов на ФГОС и «болонские рельсы»? И дело теперь – за практической работой вузов?

– К большому сожалению, положительно ответить на этот вопрос не могу. И дело не только в том, что часть ФГОС ВПО находится в стадии разработки. По непонятным причинам на сайте Министерства образования и науки не выставляются стандарты, уже утвержденные и прошедшие регистрацию в Минюсте.

Например, образовательный стандарт подготовки бакалавров по направлению 140100 «Теплоэнергетика и теплотехника» утвержден приказом министра в ноябре 2009 года, зарегистрирован в Минюсте в декабре того же года, а на сайте его нет.

Аналогичная ситуация со стандартом подготовки бакалавров по направлению 230400 «Информационные системы и технологии», он утвержден приказом министра в январе 2010 года, зарегистрирован в Минюсте в феврале. На сайте отсутствует до сих пор.

Это задерживает разработку примерных основных образовательных программ. К тому еще надо добавить неоперативность некоторых разработчиков стандартов, которые на своих сайтах не представили информацию о разработке примерных программ.

Разработаны еще не все примерные программы по традиционным дисциплинам (например, математического и естественнонаучного цикла). А времени у вузов для разработки своих образовательных программ с каждым днем остается все меньше и меньше. Увы, в России еще с советских времен осталась традиция делать все в режиме аврала.

Но аврал и качество несовместимы. Остается надежда на высокую квалификацию профессорскопреподавательского состава высших учебных заведений.

Источник: http://www.akvobr.ru/razrabotka_obrazovatelnyh_programm.html

Организация учебного процесса в ВУЗе

⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 8Следующая ⇒

Образование — специально отобранная и признанная обществом (государством) система элементов объективного опыта человечества, усвоение которой необходимо для успешной деятельности индивида в избранной им сфере. Содержание образования задается учебным планом и соответствующими ему программами учебных дисциплин, оно отражается в учебниках, учебных пособиях и в других средствах обучения.

Образование получают в рамках различных форм обучения.Формы обучения в вузе — это организационные особенности обучения. Основные формы обучения в вузе — очная, очно-заочная (вечерняя), заочная, экстернат.

Учебная дисциплина (учебный предмет, учебный курс) — фрагмент содержания образования, самостоятельно обозначенный в учебном плане, пред­ставляющий собой дидактически обоснованную систему знаний, умений и навыков, отобранных из соответствующей науки или отрасли деятельности для изучения в вузе.

Форма организации учебного процесса (форма организации учебных занятий, форма учебной работы, виды учебной работы) — способ организации, устройства и проведения учебных занятий, в которых реализуются содержание учебной работы, дидактические задачи и методы обучения. Формы организации

учебного процесса в вузе имеют следующие признаки: вид взаимосвязи преподавателя и студента; характер деятельности педагога и обучаемого; количест­венный состав студентов на занятиях; место и условия проведения занятий.

Организация учебного процесса – процесс последовательно осуществляемых и взаимосвязанных мероприятий, направленных на формирование, получение и развитие знаний в определенной профессиональной области, в рамках выбранной специализации.

Организация учебного процесса осуществляется на основе: требований рынка труда, ФГОС ВПО, требований конкретного работодателя и на основе профессиональных стандартов.

Необходимыми для осуществления данного процесса документами являются: Учебный план и учебная программа, рабочий учебный план, рабочие программы, разработанные на основе ФГОС ВПО и профессиональных стандартов, график учебного процесса, расписание семестра и расписание сессии.

Учебный план –документ, определяющий состав учебных дисциплин, последовательность их изучения и общий объем отводимого на это времени. На основе учебного плана составляются учебные программы по изучаемым дисциплинам.

Учебная программа — созданный в рамках системы обучения документ, определяющий содержание и количество знаний, умений и навыков, предназначенных к обязательному усвоению по той или иной учебной дисциплине, распределение их по темам, разделам и периодам обучения.

Помимо полного текста, учебная программа может сопровождаться объяснительной запиской, кратко раскрывающей задачи обучения данному предмету, описывающей последовательность изучения материала, перечисляющей наиболее существенные методы и организационные формы, устанавливающей связь с преподаванием других предметов.

Конкретизация содержания образования, определяемого учебной программой, происходит в учебниках, учебных пособиях и методических указаниях.

Учебные программы бывают типовые, вариативные, рабочие, авторские, индивидуальные.

Рабочая учебная программа — учебная программа, разработанная на основе примерной (типовой) учебной программы применительно к конкретному образовательному учреждению с учетом национально-регионального компонента стандарта.

Рабочие учебные программы разрабатываются образовательными учреждениями.

Порядок разработки рабочих учебных программ ус­танавливается региональными органами образования, которые несут ответственность за реализацию федерального компонента стандарта.

Семестр (лат. sixшесть и лат. mensisмесяц) — обозначение полугодия в высших и средних специальных учебных заведениях. В семестр обычно также включаются каникулы. В зависимости от страны, а иногда и от университета/школы семестры отличаются в дате начала/конца и балансе между учебой/неучебой и работой.

Как правило, один семестр длится 16-18 учебных недель. Осенний семестр начинается в сентябре и заканчивается в декабре, весенний длится с февраля по май.

Расписание учебных занятий студентов составляется на один текущий семестр. Между семестрами, после закрытия сессий, устанавливаются каникулы.

Продолжительность зимних каникул составляет один месяц (с январь по февраль), летние длятся два месяца – с июля по сентябрь.

За пять лет обучения студенты проходят 10 семестров. На первом семестре все студенты получают стипендии, начиная со второго, только те, кто сдал сессию на «хорошо» и «отлично».

Однако не все учебные заведения практикуют подобное разделение. Все зависит от страны, а иногда и от типа университета. Например, в учебных заведениях Великобритании и США практикуют деление учебного года на триместры. Продолжительность каждого триместра составляет 10-12 недель.

Се́ссия (от лат. sessio) — это период сдачи экзаменов в учебном заведении. Обычно в учебном году две сессии — зимняя и летняя (на дневных и вечерних факультетах).

Учебным планом устанавливается количество экзаменов: в вузе, как правило, не больше пяти.

Между экзаменами должен проходить установленный промежуток времени на подготовку к экзамену: как правило, не менее трех дней.

«Зачётная неделя» предшествует сессии, и студенты допускаются к сессии, если они сдали все предусмотренные на текущий семестр зачёты, курсовые работы и проекты.

Студенты, не получившие все зачёты до конца зачетной недели, до сессии не допускаются, пока задолженности по всем зачётам не будут ими закрыты (как правило, для сдачи такой задолженности студент должен прийти к преподавателю с направлением от своего деканата). В некоторых ВУЗах студенты могут допускаться к сессии с одним-двумя несданными зачётами.

После основной экзаменационной сессии следует период, в который студенты могут пересдать несданные экзамены. В большинстве ВУЗов официально пересдачи допускаются только после сессии и не более трёх раз (третий раз — с комиссией), но на практике это правило часто не соблюдается.

Сдав все экзамены и зачёты, студент «закрывает сессию» — сдаёт зачётную книжку в деканат для сверки и уходит на каникулы. В некоторых ВУЗах пересдачи допускаются, если в одну сессию с первого раза не было сдано не более двух экзаменов.

При несдаче с первого раза третьего экзамена студент может быть отчислен.

После сессии идут отчисления студентов, которые не закрыли сессию вовремя. Поэтому сессия — самое напряжённое время для студентов. Студенты, не сдавшие сессию вовремя, лишаются стипендии и могут быть отчислены.

Основными формами организации учебного процесса в педвузе являются
лекция, семинарское занятие, лабораторное (практическое) занятие, практика, самостоятельная работа студентов, курсовая работа, диплом­ная работа и др.

Лекция — метод обучения, одна из основных форм организации учебно­ го процесса, представляющая собой устное, монологическое, систематическое,

последовательное изложение преподавателем учебного материала.

Семинарское занятие (семинар) — одна из основных форм организа­ции учебного процесса, представляющая собой коллективное обсуждение студентами теоретических вопросов под руководством преподавателя.

Лабораторное (практическое) занятие — одна из основных форм орга­низации учебного процесса, заключающаяся в выполнении студентами под ру­ководством преподавателя комплекса учебных заданий с целью усвоения научно- теоретических основ учебного предмета, приобретение навыков и опыта творче­ской деятельности, овладения современными методами практической работы с

применением технических средств.

Практика специальная форма организации учебного процесса,- направленная на закрепление теоретического материала, получаемого студентами

в процессе академического обучения, и приобретение студентами знаний, уме­ний и навыков профессиональной деятельности.

Самостоятельная работастудентов — особая форма организации учеб­ного процесса, представляющая собой планируемую, познавательно, организа­ционно и методически направляемую деятельность студентов, ориентированную на достижение конкретного результата, осуществляемую без прямой помощи преподавателя. Основными видами самостоятельной работы студентов является подготовка контрольных, курсовых и дипломных работ и проектов.

Контрольная работа —один из видов самостоятельной работы студентов в вузе, направлен­ный на выявление уровня усвоения учебного материала по определенной теме
конкретной учебной дисциплины за определенный период обучения; документ, представляющий собой форму отчетности по самостоятель­ной работе студента в процессе изучения конкретной учебной дисциплины.

Курсовая работа, курсовой проект: разновидности самостоятельной работы студентов в вузе, на­правленной на закрепление, углубление и обобщение знаний по учебным дисци­плинам профессиональной подготовки, овладение методами научных исследо­ваний, формирование навыков решения творческих задач в ходе научного ис­следования, художественного творчества по определенной теме;документ, представляющий собой форму отчетности по самостоятель­ной работе студента, содержащий систематизированные сведения по определен­ной теме.

Дипломная работа, дипломный проект: один из основных видов самостоятельной работы студентов, имеющий исследовательский характер и выполняемый на заключительном этапе обучения;документ, представляющий собой итоговую квалификационную работу, содержащую результаты самостоятельного научного исследования по определенной теме.

Во время обучения у студентов проводится:

· текущий контроль успеваемости;

· промежуточная аттестация;

· итоговая аттестация.

Текущий контроль успеваемости проходит в течение семестра по всем предметам, изучаемым в семестре.

Промежуточная аттестация проводится по итогам семестра в форме зачетов и экзаменов.

Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью.

Если студент не ликвидирует академическую задолженность в течение определенного срока или не сдаст задолженность два раза подряд (во второй раз — с комиссией), то он отчисляется из вуза.

Итоговая аттестация завершает освоение основных профессиональных образовательных программ, является обязательной и проводится в порядке и в форме, определяемой вузом самостоятельно (либо государственный экзамен — междисциплинарный или по конкретным предметам, либо защита квалификационной работы, либо и то, и другое вместе).

Итоговая аттестация представляет собой форму оценки степени и уровня освоения студентом основной профессиональной образовательной программы.

Государственная итоговая аттестация проводится государственными экзаменационными комиссиями, создаваемыми вузом в определённом порядке, в целях определения соответствия результатов освоения студентом основных профессиональных образовательных программ соответствующим требованиям образовательного стандарта.

⇐ Предыдущая12345678Следующая ⇒

Источник: https://mykonspekts.ru/1-56091.html

Ссылка на основную публикацию