Что делать, если дипломный руководитель отказался от студента?

Студент отказался от диплома — МК

И пытается через суд добиться, чтобы его учили лучше

02.07.2007 в 21:00, просмотров: 2319

Впервые в истории российского образования студент-выпускник добровольно отказался от заслуженного диплома и подает в суд на вуз! Причиной необычного решения послужили некачественное, по его мнению, обучение студентов и халатность преподавателей по отношению к собственным предметам.

Три года назад 34-летний житель Павловского Посада Эдуард Рудык поступил на заочное отделение Московского нового юридического института, чтобы получить второе образование по специальности “адвокат”. За плечами у новоявленного студента уже была практика работы юристом, а четыре года он трудился на должности помощника депутата Государственной думы.

— Уже на первом курсе я осознал, что по многим предметам мои знания превышают знания преподавателей, — сокрушается Эдуард. — Они даже не могли ответить на мои вопросы. А иногда они начинали нести такую откровенную чушь, что мне приходилось их поправлять!

Более того, многие педагоги могли не прийти на занятия или отпустить всех домой. Некоторые вместо семинаров начинали травить анекдоты и байки из жизни. Разочарованный студент все же не решился покинуть вуз, надеясь, что он получит хоть какие-нибудь знания.

Но сессия вернула его с небес на землю. Для начала несколько преподавателей проявили неслыханную “халатность”, поставив всем ученикам зачеты… автоматом.

А некоторые проставили оценки всего лишь за то, что студент вовремя сдал реферат! Крайне раздосадованный тем, что ему не дали блеснуть своими знаниями, Эдуард попробовал жаловаться, но не нашел поддержки ни у одногруппников, ни у руководства института.

Отучившись необходимые три года, Рудык приготовился проходить итоговую аттестацию. Он без проблем сдал все предметы на “четыре” и “пять”.

Но с защитой диплома вышла осечка: отличную, по мнению Эдуарда, работу преподаватели оценили на “удовлетворительно”! Тут уж терпение студента лопнуло, и он написал заявление с просьбой отчислить его из института и выдать академическую справку о том, что он отучился здесь три года.

Впоследствии он надеялся пройти итоговую аттестацию в любом другом учебном заведении. Руководство категорически отказало недовольному выпускнику. Но Эдуард и не думает отступать и теперь подает на вуз в суд.

— Я хочу, чтобы учебные заведения знали, что не надо делать из образования сплошной бизнес, — возмущается Эдуард. — Хватит с нас и того, что есть ученики, которые учатся только ради диплома, но халявщики-учителя — это слишком!

Комментарий проректора Николая Кирпиченко:

— Забирать или не забирать диплом — это его право. Если он отказывается получать — пожалуйста: пусть он лежит у нас. Его недовольство оценками можно понять: за диплом он получил “удовлетворительно”.

Но по закону обжаловать результат можно только в том случае, если отметка неудовлетворительная.

Если бы он обратился с просьбой об отчислении до того, как прошел госаттестацию, то мы бы выдали ему академическую справку о том, что он учился в нашем институте, и отпустили бы на все четыре стороны. А сейчас уже поздно.

Источник: https://www.mk.ru/old/article/2007/07/02/95490-student-otkazalsya-ot-diploma.html

Научные руководители: преподаватели и их студенты о совместной работе

Николай Богомолов

Заведующий кафедрой литературно-художественной критики и публицистики факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, доктор филологических наук:

«Начнем с того, что дипломы — дело бесперспективное. Сейчас в МГУ доучиваются последние специалисты, и через три года мы будем иметь дело с бакалаврскими работами. Непонятно, как получится, но пока выходит, что это будет нечто вроде курсовой. Я вообще против системы «бакалавр — магистр», хотя, конечно, вынужден ей подчиняться. Мне кажется, что будущие бакалавры будут просто недоучками.

Каждый из преподавателей, и я в том числе, получает дипломников по служебному

долгу. В практике нашей кафедры установилось, что преподаватель дипломников не выбирает. Студенты сами приходят к тому, с кем им кажется интересно заниматься. Тогда начинаются поиски темы. Конечно, существует список тем, которые мы предлагаем.

Но если дипломник выбирает из этого списка, значит, ему все равно, чему будет посвящен его диплом, а это плохо. Я предпочитаю другой вариант: сначала человек решает, о ком или о чем будет писать, потом постепенно, с помощью преподавателя, начинает уточнять тему, пока она не сложится окончательно.

Редко, но бывает, что я отказываюсь с кем-то работать. Это происходит, когда студент никак не совпадает со мной по амплитуде.

За многие годы меня действительно впечатлила одна работа. Ее написала Ксения Яковлева из группы художественной культуры, начавшая работу еще на четвертом курсе.

Она изучала работу Владислава Ходасевича в парижской газете «Возрождение», где он писал не только за своей подписью, но и под псевдонимом Гулливер, которым пользовалась и его тогдашняя жена Нина Берберова. Выяснить, что принадлежит Ходасевичу, а что Берберовой — задача нетривиальная и представляет немалую научную ценность.

На две опубликованные работы Ксении ссылаются специалисты. Потом она поступила в аспирантуру, но диссертацию не закончила, родив двоих детей (что тоже очень похвально). Я надеюсь, что со временем она вернется в профессию.

От среднего дипломника ждешь прежде всего, чтобы он работал, а не приносил в последний момент текст, с которым не знаешь, что делать, потому что времени на правку практически не остается.

Студенты довольно часто считают, что преподаватель ничего не понимает в интернете, поэтому можно скачать текст и выдавать за свой.

Приходится заранее предупреждать, что правда выяснится, а все же решившихся — жестоко разубеждать в осмысленности такой попытки.

От дипломников я, пожалуй, ничему не учусь. От аспирантов — бывает. Я стараюсь ставить такую проблему, на которую у меня самого нет ответа. Если аспирант добивается неординарных результатов, получается удача и для меня тоже».

Катя Морозова

«У нас на кафедре так повелось, что каждый студент выбирал себе научного руководителя в соответствии со своими литературными предпочтениями. Николай Алексеевич — один из главных специалистов по русской литературе модернизма. Именно этим периодом я очень увлекалась на последних курсах.

И одним из моих главных желаний было поработать над темой, еще не породившей многотомных исследований. Богомолов известен своими работами о поэте Михаиле Кузмине. Я очень люблю прозу Кузмина, но все-таки браться за эту тему не решилась.

Тогда Николай Алексеевич сам предложил мне поработать над авторами из круга Кузмина, многие из которых сейчас совершенно забыты.

Наш выбор пал на писателя-постсимволиста Сергея Ауслендера, расстрелянного в 1937 году. Это племянник Кузмина, в первой половине 1900-х годов прославившийся рассказами-стилизациями.

Но был у него еще и роман — «Последний спутник», почти не исследованный. Вот за него я и взялась.

По совету Николая Алексеевича я ездила в Петербург, сидела в Публичке, читала переписку Ауслендера, ходила в Пушкинский дом, где имя Николая Алексеевича и рекомендация от него служили пропуском в любые архивы».

Алексей Бартошевич

Историк театра, специалист по творчеству Уильяма Шекспира, профессор Российской академии театрального искусства:

«Я считаю педагогическую работу в ГИТИСе главным делом всей своей жизни, как бы это громко ни звучало.

Я занимаюсь театром, а это такое искусство, которое строится на сети живых контактов между людьми, и работа со студентами — это одна из форм живых контактов.

Потом так важно, когда ты можешь что-то сделать для каких-то конкретных людей, когда ты видишь, как студенты преображаются, совершенствуются. Совсем не всегда это чистая радость — иногда видишь халтуру или неталантливость, и это по-настоящему расстраивает.

Бывает, отказываюсь от дипломников, потому что для себя не считаю возможным писать работу вместо студента или редактировать ее таким образом, чтобы была большая дистанция между начальным вариантом и окончательным результатом. Я стараюсь брать тех дипломников, которые обещают интересные результаты.

Я придаю очень большое значение человеческим контактам со студентами, хотя в душу стараюсь не лезть и не навязываться в компанию, что унизительно и бездарно. Весь вопрос в степени этого контакта, в уровне дистанцированности между старшими и младшими. Как уловить эту грань — вот вопрос. Тут действует интуиция, здравый смысл и вкус.

Когда я сам учился в аспирантуре, наших аспирантских денег более-менее хватало на жизнь, и можно было сидеть в библиотеке целыми днями, неделями, месяцами и работать над диссертацией. Сейчас на аспирантские деньги прожить нельзя, а стало быть тратить значительную часть жизни на то, чтобы сидеть в библиотеке, — более, чем трудно.

Стало быть на науку времени не остается. Это очень серьезная проблема. В среднем из 10 аспирантов только двое защищают диссертацию.

Между современной социально-экономической ситуацией и наукой такой разрыв, что получается, мы обманываем людей: заманиваем их интереснейшими историко-театральными темами и потом не можем обеспечить их работой.

Я все чаще и чаще чувствую разрыв между моими театральными предпочтениями и предпочтениями моих студентов, несовпадений становится все больше и больше.

Не знаю, будет ли этот разрыв таким радикальным, что невозможно будет найти общий язык.

Например, за последние годы я не видел спектакля более глубокого, трагического, соврешенного по форме, чем «3 сестры» Льва Додина. А студентам нравится Кирилл Серебренников».

Екатерина Рябова

«Я скорее выбирала не научного руководителя для своей темы, а саму тему («Современные постановки трагедий Шекспира в английском театре») под научного руководителя. Алексей Вадимович — это прежде всего магия личности.

Его многочисленные ученики (театроведы, режиссеры) знают о знаменитом книжном шкафу на даче. Там собрана основная шекспироведческая литература за последние пятьдесят лет (и старше тоже), а также огромная коллекция видеозаписей постановок (мэтры — Брук, Стреллер, и мейнстрим, и маргиналы).

Мы смотрели в институте спектакли с его комментариями, учились анализу.

Любимая его фраза «Подальше положишь, поближе возьмешь». Когда ты начинаешь работать над текстом, надо отвлечься в какой-то момент, почитать книгу не по теме, сходить на выставку или посмотреть фильм, потому что новое художественное впечатление может дать толчок к работе, неожиданный поворот».

Илья Пейда

Дизайнер, заведующий кафедрой дизайна пространственно-предметной среды факультета «Дизайн» Института cовременного искусства:

«Когда я впервые получил предложение преподавать, было немного не по себе, так как считал себя исключительно действующим проектантом и графиком. Но постепенно втянулся, видимо, назрела естественная потребность отдавать и делиться. Постепенно появился эмоционально-профессиональный интерес к теме как к своеобразному продолжению професииональной деятельности, но в другом качестве.

Думаю, любому препдодавателю хочется работать с талантливыми, моторными молодыми людьми, имеющими выраженную мотивацию к получению знаний. Поэтому для меня главное — это создание в группе атмосферы не учебного класса, а творческой мастерской, где идет совместная работа художников разных поколений, отличающихся между собой только житейским и профессиональным опытом.

Дизайн в его подлинном, профессиональном понимании, — это прежде всего детище высокой социальной культуры, реальной демократии, это определенный уровень уважения общества к человеческой личности вообще, в том числе к людям с ограниченными возможностями. Наконец, это наукоемкая промышленность, уровень технологии, технологической культуры, гарантирующей совершенство функции и формы.

Я старался подобное понимание передать студентам и соответственно строить учебный процесс. Мне запомнились не только дипломные, но и удачные курсовые работы студентов.

Например, работа Олега Голубицкого — дизайн-проект квартиры, Лены Кунците — выставочный стенд «Северсталь», Аллы Горбунковой — интерьер магазина детских товаров, проекты Марии Заболотной — дизайн–реконструкция архитектурных объектов и работы других учеников. С многими из них вместе работали уже по реальным проектам.

Поскольку я считаю себя прежде всего практиком, а не педагогом, то и результат своей работы должен оценивать прагматически, то есть по качеству трудоустройства подопечных. Вроде бы трудоустраиваются, в целом, неплохо. И это радует».

Олег Голубицкий

«Я с третьего курса как-то больше консультировался с Ильей Владимировичем, он очень хорошо мотивировал. Даже если я приходил на занятие в каком-то смятении, не зная, что делать или как подойти к работе, то уходил я от него с воодушевлением и мотивацией к работе. Он сразу видел в наших проектах намного больше потенциала, чем мы сами, и это всегда было приятно.

Читайте также:  Как выбрать вуз?

Когда я учился на пятом курсе, мы вместе работали и в процессе много общались на отвлеченные темы. Выяснилось, что у нас в чем-то схожий взгляд на творчество и на некоторые аспекты жизни. В большей степени я у него перенял сам подход к работе, то, как анализируешь объект и какие задачи ставишь для себя при проектировании».

Александр Озерин

**Директор Института синтетических полимерных материалов РАН, член-

корреспондент РАН:**

«В настоящую науку идут только те, кто получает от нее прежде всего моральное удовлетворение. Материально обогатиться в науке удается только отдельным ученым, успешно реализовавшим на практике результаты своих научных исследований, но таких можно по пальцам пересчитать.

Все остальные ученые находятся ниже среднего класса как по уровню доходов, так и прочих социальных благ. Однако когда исследователь совершает открытие, пусть даже не вселенского уровня, но которое до него в мире никто не сделал, — это греет душу необыкновенно.

Неважно, что при этом зарплату задержали, прибор сгорел, электроэнергию отключили за неуплату.

Я всегда горжусь молодым исследователем, когда он получает новые результаты самостоятельно. В этом случае он закрепляется в глазах окружающего коллектива в качестве специалиста, и к его мнению начинают прислушиваться.

Тот, кто доходит до этого этапа, становится психологически очень прочным, морально сломать его, даже в сложных житейских ситуациях, становится практически невозможно. Если молодой ученый что-то в таком идейном плане исповедует — нам по пути.

Если же он изначально настроен получать большие деньги (я понимаю такую точку зрения), он просто обязан стать действительно высококвалифицированным специалистом в какой-то области, прежде чем переходить в другую сферу деятельности, приносящую больший доход.

При этом нужно помнить, что дополнительные знания и навыки никогда не бывают лишними, они обязательно пригодятся в будущей жизни. Лично у меня количество аспирантов, которые по разным причинам были вынуждены покинуть науку и заняться другой работой, существенно превышает количество успешно защитивших диссертацию.

Мне в свое время посчастливилось пройти школу обучения Московского физико-технического института. Она отличалась от других вузовских систем подготовки кадров одной принципиальной особенностью — там никогда не готовили специалистов по конкретным направлениям, а выпускали специалистов широкого междисциплинарного профиля.

Институт учил молодых исследователей методике научных исследований, тому, как нужно планировать, организовывать и выполнять работу, решать самые сложные неизвестные задачи. В результате выпускники физтеха не были специалистами ни в одной узкой области знаний, но они были готовы в любой момент приступить к решению абсолютно любой новой задачи, которую им ставили.

В течение всех шести лет обучения их учили, как организовать такую работу.

В науке самое важное — фундаментальные поисковые задачи и исследования, которым нет аналогов в мире. Например, термоядерный синтез.

В пятидесятые годы прошлого века всем казалось, что остался один маленький шаг для того, чтобы запустить управляемый термоядерный процесс. Где у нас термояд? Практически там же, где и был 50 лет назад.

Но при исследовании этой проблемы шлейф всех сопутствующих наук и технологий шагнул так бесконечно далеко, что это дало толчок в развитии всей мировой промышленности и техники».

Георгий Алханишвили

«Я хотел поступать на другие кафедры, не к Александру Озерину. Потом мне сказали, что он плотно занимается наукой, не просто ездит по конференциям. Я понял, что хочу попробовать учиться у него. Я присматривался, потом выдал хороший результат.

Александр Никифирович проповедует неразрывность научного зерна и практической состовляющей. То есть то, что мы делаем в научной работе, обязательно должно применяться. Государству сейчас наука не особо нужна, но он считает, что мы затачиваем некую саблю, которая потом может пригодиться.

Он дает понять, что то, что мы делаем — это будущее».

Александр Лаврентьев

Доктор искусствоведения, профессор Член Московского союза художников (Ассоциация критики), профессор МГХПУ им. С.Г. Строганова, преподаватель школы им. А. Родченко:

«Диплом — это завершение образования. Это последний урок. С дипломниками бывает иногда интересно, поскольку они уже ориентируются своей будущей профессией и замечают интересные темы.

Несколько лет назад у меня была дипломница с кафедры «Теории и истории искусства» Строгановки — Александра Суворова, которая хотела писать про современный дизайн.

Мне показалось, что было интересно разобраться, что это за предметы стали в последнее время появляться в ежегодниках по дизайну (вроде подлокотников для лежания на лужайке, юбки-сидения или чашек со всевозможными потайными емкостями для пирожков), для чего нужны всевозможные гаджеты, электронные игрушки и прочие безделушки.

В результате она написала и про киберпанк, и про всякие странные объекты на грани информационных и предметных объектов, про Брюса Стерлинга и Карима Рашида еще до того, как он приезжал к нам с лекцией и выставкой. Интересно разобраться с современным пониманием юзабилити.

Был другой дипломник, с той же кафедры, Богдан Берковский, он написал про историю фотограммы как экспериментального жанра в искусстве XX века. До него такого полного собрания и исследования никто не делал.

Была дипломница из Полиграфа Наташа Корсунская, превратившая обычную детскую книгу в игровой объект. Еще одна дипломница с кафедры коммуникативный дизайн Соня Голышева сделала проект интерактивного (не электронного!) учебника по фотографике.

Мне интересно, если возникает экспериментальная тема, если результат заранее неизвестен, если исследование превращается в проект, а проект — в приключение.

Мне кажется, что для полноценной работы над дипломом надо использовать все возможные формы. Встречи на кафедре и просмотры — это дисциплина и поддержка дипломника в тонусе. Тут важно услышать и мнение коллег.

Так же, как и у любого автора, у руководителя диплома бывают тупиковые ситуации, когда необходима помощь зала (особенно это касается проектной, дизайнерской работы). В дипломном проекте часто бывает элемент авантюры. Подбрасываешь идею, а чем она обернется — неизвестно.

А неформальный разговор позволяет как раз самому нащупать тему, поворот, объяснить будущему искусствоведу или дизайнеру перспективы работы.

Мне важно научить студентов самостоятельности: выработке направлений, придумыванию вариантов, выбору вариантов, умению довести работу до конца (в меру собственного понимания). Я не могу сделать работу за них, они владеют современными арсеналом средств, у них есть литература. Я могу лишь показать, где находится необходимая на данный момент информация».

Лера Салынская

«Я решила писать диплом под руководством Александра Лаврентьева, потому что в Строгановке — он лучший специалист по фотографии. При этом он отличается нестандартным подходом. К примеру, на один зачет он нарядился Дедом Морозом.

Мы заходили к нему на кафедру, тянули билеты, рассаживались вокруг огромного стола, он называл какой-нибудь номер и задавал вопрос. Тем, кто хорошо отвечал, он дарил подарки, причем очень классные — дизайнерские блокноты, книги.

Моя тема звучит так: «Советский фотопортрет 20-30-х годов». Мы с ним пытались понять, какие проблемы могут возникнуть в связи с этой темой. Он мне очень много советовал, помогал найти интересный подход, делился свежей информацией, а на защите произнес прекрасную речь».

Источник: https://theoryandpractice.ru/posts/5290-nauchnye-rukovoditeli-prepodavateli-i-ikh-studenty-o-sovmestnoy-rabote

«Дипломная работа: написать или купить?»

Каждый выпускник при написании дипломной работы задается вопросами: как выбрать интересную тему, обосновать ее актуальность и новизну, как выбрать хорошего научного руководителя, определить основные этапы в работе и успешно защитить диплом. Об этом и многом другом нам рассказала доцент, к.ю.н., заместитель заведующего кафедрой гражданского и трудового права Российского университета дружбы народов Елена Витальевна Ситкарева.

КонсультантПлюс: Практически в каждом вузе итогом обучения для студента становится дипломная работа. По Вашему мнению, чему учит студентов работа над дипломом? Почему эта работа очень важна для выпускника?

Ситкарева Елена Витальевна: Действительно, дипломная работа является итогом образовательного процесса. С одной стороны, работа над дипломом, как правило, является первой, а возможно, и единственной научной работой студента. С другой стороны, дипломную работу в сфере юриспруденции невозможно написать, не ориентируясь на практику, которая существует в рассматриваемой сфере.

Студент работает с нормативным материалом, анализирует доктрину и актуальную практику. Дипломная работа отражает сочетание теоретических и практических знаний и навыков, необходимых высококвалифицированному специалисту.

Умение работать с большим объемом правового материала, анализировать, делать выводы и, основываясь на них, давать рекомендации является неотъемлемым качеством хорошего юриста.

КонсультантПлюс: Откуда берутся темы для дипломов? Студент выбирает тему сам, или она дается научным руководителем? Как выбор темы происходит в Вашем вузе? Что Вы могли бы посоветовать студентам, которые хотят сами выбрать тему: как это лучше сделать, на что обратить внимание?

Ситкарева Елена Витальевна: Тема диплома, как правило, рождается в диалоге выпускника с научным руководителем. Мы рекомендуем студентам выбирать тематику выпускной работы с учетом профессиональных интересов, возможных перспектив трудоустройства.

На юридическом факультете РУДН, как, возможно, и в любом другом вузе, по каждой дисциплине существует ориентировочный перечень тем выпускных работ. Студент определяется сначала со сферой регулирования, которая ему наиболее интересна, обсуждает этот вопрос с преподавателем, к сфере профессиональных интересов которого он относится.

Учитывая наиболее актуальные проблемы, формулируется тема исследования.

Сегодня выпускникам можно посоветовать обращать внимание на пути реформирования российского законодательства, проводить сравнительное исследование в рамках зарубежного права, поскольку в мире усиливаются процессы глобализации и, как следствие, гармонизации и унификации правового регулирования, особенно на региональных уровнях. Всегда рекомендуем студентам изучить последние публикации и судебную практику в СПС КонсультантПлюс. После этого выпускникам проще ориентироваться в актуальных проблемах интересующей темы.

КонсультантПлюс: В какой срок студент должен определиться с темой дипломной работы, и насколько заблаговременно он должен приступить к ее написанию?

Ситкарева Елена Витальевна: Примерно в течение месяца с начала учебного года выпускного курса студент должен подать заявление на кафедру, по которой он планирует специализироваться. В заявлении указывается тема диплома.

В течение следующего месяца все темы обсуждаются на заседании кафедры и затем передаются в административные структуры факультета. В действительности, многие студенты продолжают свои исследования, начатые на предыдущих курсах и отраженные в курсовых проектах.

Следует отметить, что в РУДН за месяц до защиты все дипломные работы проходят проверку в системе Антиплагиат, поэтому к этому времени дипломная работа должна быть завершена.

КонсультантПлюс: Не возникает ли сегодня ощущения, что все возможные темы для научного исследования уже кем-то проработаны, и студентам остается только одно: использовать наработанный материал и заниматься обычной компиляцией написанных ранее текстов?

Ситкарева Елена Витальевна: На кафедре гражданского и трудового права РУДН мы большое внимание уделяем актуальности и новизне дипломных работ. Конечно, научная работа включает в себя исследование опубликованных трудов, однако только к этому работа не может быть сведена.

Автор дипломной работы анализирует современную отечественную практику, а зачастую зарубежное правовое регулирование и зарубежные публикации в правовой сфере, а также зарубежную практику рассмотрения споров. Научные руководители ориентируют студентов на поиск проблем, противоречий, путей их преодоления.

Выводы в дипломной работе всегда отвечают требованиям новизны и актуальности. Кроме того, как уже было сказано, мы следим за тем, чтобы исключить плагиат.

КонсультантПлюс: Расскажите, пожалуйста, как поэтапно должна строиться работа студента над дипломной работой после выбора темы.

Ситкарева Елена Витальевна: После утверждения темы работы разрабатывается план, охватывающий теоретический, исторический и практический аспекты рассматриваемой тематики.

Читайте также:  Где можно пройти онлайн-тесты егэ?

Студент проводит исследование в соответствии с планом, подготовленным при участии научного руководителя.

Мы рекомендуем писать введение только после завершения основной части работы, так как только тогда возможно систематизировать полученный материал, сделать качественные выводы. Исследование должно соответствовать заявленной теме, а выводы отражать результаты исследования.

КонсультантПлюс: Как вы думаете, что является залогом успеха в работе студента над дипломной работой, — интересная тема или все-таки компетентность научного руководителя? Какова роль научного руководителя в работе студента над дипломом? Как студент находит своего научного руководителя? Поделитесь, пожалуйста, Вашим опытом работы со студентами: были ли случаи, когда вы отказывались работать с конкретным студентом, и с чем это было связано?

Ситкарева Елена Витальевна: Успех любой работы состоит в количестве и качестве приложенного труда самого студента, его желании и возможности проводить научно-практическое исследование.

Нельзя недооценивать и роль научного руководителя, которая особенно важна на этапе определения темы исследования и формирования плана работы, а также направлении идей студента в правильное русло при формулировании выводов.

Студенты юридического факультета РУДН знают о высокой компетентности преподавателей кафедры гражданского и трудового права, так как мы преподаем дисциплины с первого до последнего курса бакалавриата, а также в магистратуре.

Первое, на что студент обращает внимание, это сфера профессиональных интересов будущего научного руководителя, его практический опыт, однако не последними качествами являются его коммуникабельность, умение и стремление передать те знания, которыми он обладает.

Большинство преподавателей нашей кафедры являются практикующими юристами, поэтому студентам интересно с ними работать. К сожалению, число выпускников, которыми может руководить один преподаватель, ограничено. Мы не отказываем студенту в научном руководстве, но можем обсудить с ним тему, которая интересна, и рекомендовать в качестве научного руководителя своего коллегу, который также работает в интересующей сфере.

КонсультантПлюс: Можете ли Вы выделить какую-то дипломную работу, которая Вас поразила? Кто ее подготовил, какая была тема, и знаете ли, как сложилась судьба автора этой работы?

Ситкарева Елена Витальевна: Пожалуй, выделить кого-то одного было бы несправедливо по отношению к другим, так как, во-первых, требования преподавателей нашей кафедры высоки, и очень многие работы достаточно интересны и самобытны, подготовлены на высоком уровне, отличаются глубиной исследования, выводы отражают актуальную правовую проблематику. Во-вторых, регулярно проводится конкурс студенческих выпускных работ, где на состязательной основе выявляются лучшие работы по факультету. В прошлом учебном году лучшей магистерской диссертацией на юридическом факультете РУДН была признана работа студентки нашей кафедры. Выпускница поступила к нам в аспирантуру и сейчас проходит стажировку за рубежом. Хотелось бы отметить выпускные работы иностранных студентов, которых мы ориентируем писать по праву зарубежных стран. Подготовленные в сфере сравнительного правоведения, эти работы выполнены на высоком научном уровне.

КонсультантПлюс: Как правильно студенту подготовиться к защите своей работы? Были ли в Вашей практике случаи, когда студент проваливал защиту дипломной работы? Например, из-за того, что не смог подобрать нужный объем информации по теме?

Ситкарева Елена Витальевна: Утверждение об отсутствии достаточного объема информации обосновать непросто, особенно учитывая доступность студенту в вузе такой СПС, как КонсультантПлюс. В интернете всегда можно найти интересующую информацию из зарубежных источников.

Если все же такое произошло, то это скорее вина научного руководителя, так как наличие источников, которыми будет пользоваться студент при подготовке дипломной работы, обсуждается и выясняется на стадии обсуждения темы диплома. В практике преподавателей кафедры гражданского и трудового права РУДН таких случаев не было.

Не смогу назвать и случаев, когда студент нашей кафедры не защитился (здесь не рассматриваем случаи, когда дата защиты переносится по уважительным причинам, например болезнь студента). Для того чтобы работа была допущена к защите, требуется отзыв научного руководителя, прекрасно знакомого с требованиями.

Дипломная работа, которая потенциально не готова к защите, не будет рекомендована научным руководителем. Не стану спорить, что написать работу и ее защитить — это разные этапы подготовки со своими особенностями.

Процедуру защиты студент прорабатывает со своим научным руководителем: подготавливает речь, презентацию, систематизирует аргументы в пользу сделанных выводов. Они могут не совпадать с мнением комиссии, но должны быть достаточно и четко аргументированы.

КонсультантПлюс: Не секрет, что сегодня на рынке услуг студенту нередко предлагают купить готовую дипломную работу. Видите ли Вы в этом проблему? Как в вузе распознаются подобные работы? Сложно ли отличить оригинальную дипломную работу от работы, купленной за деньги?

Ситкарева Елена Витальевна: Действительно, интернет-сайты пестрят такой рекламой. Кроме того, мы иногда сталкиваемся с такими работами.

Не считаю, что это представляет проблему, поскольку во время обсуждения научный руководитель всегда видит, ориентируется студент в материале или нет.

Кроме того, как правило, такие работы поверхностны, содержат большое количество плагиата, не учитывают новейшую практику, а зачастую и новейшие публикации в периодической печати.

КонсультантПлюс: Кроме возможности купить дипломную работу существует еще проблема повального скачивания работ из интернета.

Как Вы с этим справляетесь? Проверяете ли работы на плагиат? Какие существуют критерии при определении плагиата? Сколько процентов оригинального текста должно быть в дипломе, чтобы его не посчитали плагиатом? Встречали ли Вы в Вашей практике дипломные работы, являющиеся плагиатом на 100%? Что ожидает студента, которого поймали на плагиате?    

Ситкарева Елена Витальевна: В РУДН в обязательном порядке выпускные работы проверяются в системе Антиплагиат. В автоматическом режиме выявляются заимствования. Далее научный руководитель просматривает статистику и исключает случаи легального цитирования.

Автоматическая система не очень совершенна и некорректно показывает как плагиат выдержки из нормативных актов, судебной практики, на которые ссылаются и другие авторы. Конечно, мы стремимся совершенно исключить нарушение прав других авторов. Цитирование без указания источника недопустимо.

100% плагиата иногда встречается при проверке творческих работ, которые представляются студентами в течение семестра. Такие студенты не получают баллы, необходимые для повышения академической успеваемости. Проверка дипломных работ проходит на этапе, предваряющем выход на защиту.

Обнаруженный плагиат удаляется из работы еще до защиты. Поэтому по объективным причинам санкции не применяются.

КонсультантПлюс: Что Вы можете посоветовать студентам — будущим выпускникам, которые сегодня находятся на пути подготовки дипломной работы? На что им обратить внимание в первую очередь?

Ситкарева Елена Витальевна: В первую очередь хочется пожелать удачи на этом нелегком пути и трудолюбия, так как это залог успеха. Есть поговорка: у двух юристов три мнения. В публикациях зачастую встречаются противоречащие друг другу суждения. Нужно обязательно изучить максимальное количество правового материала по интересующему вопросу.

Для того чтобы сформировалось собственное мнение, нужно дойти до сути, вернуться в начало. Вспомните теорию права, которую все забыли еще после первого курса. Не бойтесь спорить, но бойтесь быть голословными. Не бойтесь поменять свое мнение, если поймете, что ошибались.

Выбирайте тему, интересную Вам, и тогда работа будет идти легко и быстро, а результат будет блестящим!

Дипломная работа

Студенческие вопросы

Источник: http://www.Consultant.ru/edu/news/interview/v_pomosh_studentu/diplomnaya_rabota/sitcareva/

Условия допуска студентов к защите дипломной работы

Студент, выполнивший все требования учебного плана и образовательных программ, допускается к защите дипломной работы.

Порядок утверждения темы дипломной работы и работы над ней

Тематика дипломных работ должна быть актуальной в научном и практическом отношении. Примерная тематика дипломных работ разрабатывается кафедрой бухгалтерского учета и аудита и систематически обновляется с учётом индивидуальных научных интересов дипломников.

Студент — дипломник, выбрав тему своей работы, обязан подать заявление на кафедру об утверждении этой темы и назначении научного руководителя в соответствии с установленными сроками.

Прикрепление студента к кафедре осуществляется путём подачи заявления.

При рассмотрении заявления на заседании кафедры утверждается предварительная тема дипломной работы или направление научной работы студента, определяется научный руководитель из числа профессоров, доцентов и старших преподавателей кафедры. В порядке исключения руководителями также могут быть наиболее опытные преподаватели (ассистенты) кафедры.

По предложению руководителя дипломной работы в случае необходимости кафедре предоставляется право приглашать консультантов по отдельным разделам дипломной работы в пределах установленного лимита времени, отводимого на руководство дипломной работой.

Каждая дипломная работа имеет двух рецензентов — внутреннего и внешнего. Внутренний рецензент назначается из числа преподавателей кафедры, где готовилась работа, внешний — из преподавателей других кафедр института или специалистов других организаций.

Зав. кафедрой готовит проект приказа директора о допуске студентов к защите.

По результатам предварительной защиты кафедры уточняютя списки тем дипломных работ, научных руководителей и рецензентов, на основании которых формируется окончательный вариант проекта приказа ректора о допуске студентов к защите. После издания приказа кафедряе запрещается самостоятельно вносить в них какие-либо изменения.

После утверждения темы студент составляет при помощи научного руководителя ориентировочный план работы. Регулярно в сроки, установленные научным руководителем, дипломник должен отчитываться о ходе подготовки и написания дипломной работы.

За месяц до защиты студент — дипломник обязан поставить об этом в известность своих рецензентов и не менее чем за 7 дней предоставить им свою работу. Если дипломная работа предоставлена рецензенту менее чем за 5 дней до защиты, он вправе поставить вопрос о переносе дня защиты.

Студент — дипломник обязан за 3 дня до защиты представить свою работу, заверенную подписями научного руководителя и заведующего кафедрой, ответственному секретарю ГАК.

Работа научного руководителя со студентом-дипломником

Научный руководитель должен ознакомить студента с требованиями, предъявляемыми к дипломным работам настоящими Методическими указаниями.

Работа научного руководителя со студентом по подготовке дипломного сочинения включает следующие компоненты:

а) научный руководитель ориентирует студента в направлениях поиска необходимой литературы и источников по теме;

б) систематически консультирует студента-дипломника и контролирует его работу;

в) проверяет выполняемую работу (по частям и в целом);

г) даёт письменный Отзыв о дипломной работе.

Невыполнение дипломником указаний руководителя, уклонение от информации о ходе работы, неявки без уважительных причин на консультации дают преподавателю основание для отказа от руководства дипломной работой.

В Отзыве научного руководителя отмечаются полнота использования источников и литературы, результаты исследования, правильность оформления научно-справочного аппарата, даются рекомендации о возможности постановки работы на защиту. Отзыв научного руководителя не должен содержать балльной оценки.

Читайте также:  Как заслужить доверие преподавателя?

Научный руководитель консультирует студента по содержанию иллюстративного материала к дипломной работе и составлению вступительного слова на заседании ГАК.

Обязанности кафедры

С согласия кафедры студенты могут выбрать тему дипломной работы, связанную с их производственным профилем, если она соответствует получаемой в институте специальности. При утверждении темы кафедра учитывает её обеспеченность источниками и литературой.

Кафедра должна своевременно рассматривать заявления студентов с просьбой о прикреплении их к кафедре для подготовки и написания дипломных работ. Кафедра выделяет научных руководителей и рецензентов дипломных работ, систематически контролирует ход работы над дипломными исследованиями, заслушивая руководителей на своих заседаниях.

В установленные сроки кафедра представляет в деканат списки студентов — дипломников с указанием тем дипломных работ и фамилий научных руководителей и рецензентов. Кафедра обеспечивает присутствие на заседаниях ГАК научных руководителей и рецензентов дипломных работ.

Задачи рецензента

Дипломная работа, допущенная кафедрой к защите, направляется на рецензию.

Внешний рецензент назначается из числа специалистов других учреждений, организаций и предприятий, ведущих научную или практическую деятельность по проблемам, затрагиваемым в конкретной дипломной работе.

К рецензии прикладывается копия диплома рецензента, подтверждающего соответствие профилю специальности студента, выполняющего дипломную работу.(если отличается фамилия, то дополнительно необходима копия свидетельства о браке).

На рецензента возлагается рассмотрение и оценка дипломной работы при постановке её на защиту. Письменный отзыв рецензента представляется на предварительную защиту, а затем в ГАК не позднее, чем за 3 дня до защиты.

В отзыве отмечается значение и актуальность темы, полнота использования опубликованных и неопубликованных источников, глубина их анализа, характеризуется структура и содержание работы, наличие элементов самостоятельного научного творчества, обоснованность выводов, правильность оформления научно-справочного аппарата, язык и стиль работы, а также дается заключение о соответствии дипломной работы квалификационным требованиям по специальности.

Раздел 2. СОДЕРЖАНИЕ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

Структурно дипломная работа должна состоять, как правило, из следующих частей: введение; три главы с выделением подразделов; заключение; список использованной литературы; приложения.

Во Введении (ориентировочно 2-3 страницы) раскрывается актуальность и практическое значение разрабатываемой темы; формулируются цель и основные задачи работы; указывается, какие материалы использованы при написании, обосновывается структура работы; указывается предприятие (отрасль), по материалам которого (которой) подготовлена работа.

Первая глава обычно является теоретической ( “Теоретические основы организации учета и аудита …. ” ). В ней раскрывается сущность экономических процессов, явлений во взаимосвязи и развитии. Она включает, в частности, обзор и анализ литературы по рассматриваемым вопросам, обоснование и постановку основных проблем.

В зависимости от специфики структуры работы, количества глав, в ней может быть дан критический анализ сложившейся практики хозяйствования, раскрыты особенности зарубежного опыта в решении тех или иных вопросов.

В этой главе студент должен привести высказывания разных авторов, стоящих на различных теоретических позициях по данной проблеме и высказать свое мнение по рассматриваемому кругу вопросов, а также привести доводы в его защиту. Студент может полностью принять мнение какого-то автора, но в этом случае необходимо свой выбор аргументировать.

Цитируя различные монографические, статистические источники, а также материалы периодики или практические данные, автор работы ОБЯЗАТЕЛЬНО должен сделать ссылку на источник в сноске (правила оформления сноски см. ниже по тексту).

Указанные положения раскрываются в первом и втором пунктах этой главы (Понятие , сущность основных средств, денежных средств, расчетов и т.д.

с экономической и бухгалтерской точки зрения, обзор (а не перечень) законодательных и нормативных документов, регулирующих учет, аудит, анализ объекта исследования).

В этом же вопросе раскрываются подходы учета и аудита по международным стандартам учета и аудита в свете последних изменений в исследуемой области.

Во второй главе (первым пунктом) приводится общаяхарактеристика деятельности предприятия (организации), по материалам которого (которой) выполнена дипломная работа.

В нем необходимо привести общую характеристику организации: дата создания, виды деятельности, организационная и производственная структура, основные финансово-экономические показатели деятельности организации за 2 -3 года с элементами анализа.

К финансово-экономическим показателям относятся показатели Отчета о прибылях и убытках, бухгалтерского баланса в части темы исследования, например доля основных средств в валюте баланса, показатели рентабельности и эффективности использования активов, в части темы исследования.

Можно привести структуру доходов по видам деятельности , структуру основных средств, материалов и т.д. Кроме того, должно быть раскрыто организация учетно-аналитической работы, структура бухгалтерской службы предприятия (организации), учетная политика (коротко), степень использования компьютерных программ и электронных баз данных, состав бухгалтерской отчетности.

В следующих пунктах рекомендуется сделать акцент на раскрытие и обобщении собранного фактического материала о практике организации и ведении учета объекта исследования. Содержание этой главы практически соответствует содержанию второй главы Отчета по преддипломной практике.

В ней представляется документальное оформление учета операций, синтетический и аналитический учет, отражение в учетных регистрах и бухгалтерской отчетности.

Весь материал должен быть практическим, конкретным с подтверждением документов , собранных в период преддипломной практике.

В целях одновременного формирования содержания иллюстративного материала по дипломной работе в этой главе формируются «Журналы учета хозяйственных операций за день, месяц, год, а также СХЕМЫ записи по счету за год, которые формируются по данным анализа счета.

Кроме того, данная – прикладная – часть дипломной работы, должна включать обоснование и разработку методики учета по выявленным проблемным вопросам.

Студент должен выявить, насколько организация бухгалтерского учета на обследуемом предприятии соответствует действующим нормативным документам.

Выявленные отклонения обязательно должны быть зафиксированы и проанализированы их причины и влияние на качество учета.

Результатом этой работы должны стать конкретные рекомендации по решению тех или иных задач, стоящих перед организацией. Эти рекомендации должны быть представлены не только в текстовом виде , но и в табличном, графическом для включения в иллюстративный материал.

В тех случаях, когда по исследуемому вопросу имеют место противоречивые или неоднозначные положения, содержащиеся в нормативных документах, необходимо акцентировать на этом внимание и обосновать свою позицию.

Третья глава посвящается вопросам аудита либо анализа конкретного участка деятельности предприятия. Эта глава представляет собой полностью самостоятельное исследование на основании собранного материала.

В конце каждой главы рекомендуется сделать выводы и дать рекомендации по устранению выявленных недостатков в ходе аудиторской проверки, по совершенствованию учета объекта исследования, или пути повышения эффективности использования активов, рентабельности и т.д.

В заключении (3-4страницы) целесообразно в сжатой форме представить основные результатыи, прежде всего, рекомендации, разработанные в процессе исследования.

В список литературы включаются только те источники, которые реально использовались при подготовке дипломной работы. Библиографическое описание литературы должно быть сделано в соответствии с ГОСТом.

Приложения включают в себя таблицы, графики, схемы, чертежи, диаграммы, инструкции, формы первичных документов и учетных регистров, другие материалы.(приложение 1, Приложения 2 и т.д.).

Источник: https://megaobuchalka.ru/3/11446.html

Научный руководитель дипломной работы

Преподаватель Дипломная работа

Любой студент – и гуманитарий, и «технарь», должен четко осознавать, что от научного руководителя его дипломной работы (а в технических ВУЗах – дипломного проекта) зависит очень многое (если не все). Именно поэтому, студент должен озаботиться выбором «правильного» научного руководителя еще до определения темы дипломной работы.

В большинстве ВУЗов научного руководителя дипломной работы назначает выпускающая кафедра. Однако это не значит, что студент должен сидеть, сложа руки, и ждать такого назначения. Напротив, лучшим вариантом для студента будут самостоятельный поиск будущего наставника и куратора дипломной работы.

В этом случае студент получает возможность выбрать наиболее подходящую кандидатуру, исходя из своих представлений о способе выполнения дипломной работы.

Например, если вы желаете почерпнуть максимум знаний и сделать первый самостоятельный шаг в выбранной специализации, то остановите свой выбор на дотошном и грамотном кураторе. Такая кандидатура не позволит вам расслабиться. Научный руководитель будет действительно контролировать вас и вашу работу.

В итоге вы получите возможность освоить азы профессии еще в стенах ВУЗа, а любой практический опыт особо ценится среди свежеиспеченных выпускников.

Если вы не желаете заниматься выполнением дипломной работы самостоятельно, оставляя эту процедуру на попечение одной из компаний «рефератного» рынка, то имеет смысл выбирать менее дотошного и более занятого научного руководителя.

Идеальный вариант в вашем случае это преподаватель, погруженный в свои интересы, которому нет дела до нужд его студентов. Такой куратор не будет доставать вас претензиями и замечаниями в ходе выполнения дипломной работы.

Вы можете время от времени озадачивать его некоторыми вопросами (ну надо же напоминать о себе) или просто показать ему свою работу перед защитой.

Конечно, бывают такие варианты развития событий, при которых студент может столкнуться с преображением одного типа научных руководителей в другой. Например, вчерашнего «засоню» вдруг охватывает административная лихорадка.

Он начинает требовать материал для ознакомления, проводить консультации (с обязательным присутствием всех курируемых студентов) и устраивать аналогичные мероприятия. В этом случае нужно вести себя с большой осторожностью.

Вероятнее всего ваш куратор скоро «утихнет» и вновь погрузится в свои интересы, однако нужно просчитать и другой вариант развития событий. Поэтому, постарайтесь заранее договориться с исполнителями вашей дипломной работы о предоставлении части материалов для демонстрации преподавателю. Таким решением вы «убьете двух зайцев».

Во-первых, ваш автор будет в курсе требований к диплому со стороны вашего руководителя, что снижает количество правок и увеличивает шансы на своевременную защиту. Во-вторых, вы создадите себе имидж «толкового» студента, который действительно старается выполнить сложную работу.

В заключение несколько советов относительно правил хорошего тона, принятых к соблюдению при общении с научными руководителями:

  1. Всегда внимательно слушайте вашего наставника, а еще лучше конспектируйте всю предоставленную информацию. Следуя этому совету, вы никогда не пропустите его рекомендации относительно содержимого или правил оформления вашей дипломной работы.
  2. Соблюдайте пунктуальность. Любого руководителя (даже научного) всегда раздражают опоздания или несоблюдение оговоренных сроков. Уважайте время и личные интересы своего научного руководителя.
  3. Выполняйте работу аккуратно, соблюдайте элементарные правила оформления научных документов даже на стадии черновых вариантов дипломной работы. Мятые листы и следы от чашек недопустимы даже на черновиках.

Источник: https://uznaikak.su/496

Ссылка на основную публикацию