Зачем студенту нужна философия?

Зачем студенту нужна философия?

Наверное, каждый из нас время от времени любит пофилософствовать! Занятие интересное, но, по сути, бессмысленное. Тогда зачем студенту нужна философия, почему именно этот предмет вносят в учебный план на первом или втором курсе?

Несмотря на то, что философия – предмет необязательный, плохая оценка по нему может заметно испортить общую картину в зачетной книжке и даже поставить под вопрос получение стипендии по итогам очередной сессии.

Так что не стоит игнорировать эту пару, тем более, как показывает моя практика, преподаватели философии излишне строгие и порой придирчивые.

Что такое философия, как предмет в университете

Итак, сама по себе философия – это наука, которая считается больше гуманитарной, чем точной. Но опять-таки, если рассуждать, как философы, то это вопрос спорный.

В любом случае важность данного предмета в университете определяется выбранной специальностью и итоговой проверкой знаний: если это зачет, то можно немного расслабиться, а при необходимости сдавать экзамен по философии готовиться к нему требуется своевременно.

Свое время я училась в вузе на технической специальности, и в моем учебном плане философия появилась только во втором семестре первого курса и захватила еще первый семестр второго курса.

Вот что означает «отмучилась», поскольку по-другому назвать посещение этих пар просто невозможно.

Моя подруга училась на филологическом отделении, и философия у нее была примерно 4 семестра. Так она налегке пережила этот период, еще и устный экзамен сдала на «отлично».

Именно поэтому я делаю вывод, что многое зависит от преподавателя, его манеры подачи информации и заинтересованности в своем предмете.

Один мой преподаватель говорил: «Все пройдет – пройдет и это», и в плане философии я лично в этом убедилась.

Но после завершения вуза все же решила разобраться, в чем суть этой загадочной науки, и для чего она в принципе необходима современному человеку? Попробуем выяснить вместе.

Особенная наука философия

Сегодня в мире, где царит интернет и новые технологии, актуальность философии постепенно отошла на задний план.

Всю необходимую информацию человек черпает из всемирной паутины, а о своих рассуждениях, пользе мыслительного процесса и рождении истины в споре и вовсе позабыл.

Советуем почитать: Как перестать тратить время в интернете?

Гораздо легче ввести в поисковую систему нужную фразу, чем думать о вечном, ценном и глобальном, как это в свое время делали великие мыслители.

Чтобы не воспринимать интернет так масштабно и не делать его основой своего существования, каждый человек время от времени должен возвращаться к философии.

Но что дает эта поистине значимая наука?

1. Позволяет не только осмыслить все происходящее вокруг, но и трезво, объективно оценить жизненную ситуацию, свою роль в ней и перспективы на будущее;

2. Философия позволяет понять своих предков, то есть максимально разобрать все вопросы, актуальные темы и вечные размышления о великом давно ушедших веков.

Этот путь приведет к пониманию, а человек сможет почувствовать себя всесторонне развитым;

3. Философия открывает глаза, то есть позволяет человеку распознавать добро и зло, иметь свое непредвзятое мнение, а значит – целостность характера и нерушимость духа.

Соответственно, мы приходим к выводу, что философия – это углубленное понимание себя и окружающего мира, а также возможность общества учиться на ошибках предков, стать лучше и добиться больших успехов.

Направления современной философии

Как ни странно, но в современном мире философия движется наравне с научно-техническим прогрессом, поэтому является очень ценной составляющей современного общества.

Она имеет ряд направлений, каждое из которых способствует саморазвитию, продвижению и успеху в конечном итоге.
Ниже подробно описаны распространенные и востребованные направления этой вечной науки:

1. Рефлексия стоит у истоков, а помогает определить не только методы существования цивилизации, но и порядок жизнедеятельности.

2. Воспитание позволяет проникнуться в духовные ценности, самоопределиться, выбрать по жизни цели и расставить приоритеты, а также расширить свой кругозор и понять принципы построения современного общества.

3. Познание разрешает человеку, используя колоссальный опыт своих предков, обрести подлинные сведения о создании и развитии мира, цивилизации, а также позволяет изучить ряд познавательных задач.

4. Онтология – воплощение основополагающих учений бытия в современной интерпретации, поиск конструктивных технологий.

5. Интеграция позволяет находить единомышленников, демонстрирует многообразие общественной жизни и человеческих взглядов на, казалось бы, обыденные вещи.

6. Аксиология позволяет человеку экспериментальным путем, методом «проб и ошибок» выбрать свою жизненную позицию, сформировать взгляды на современное общество и его злободневные проблемы.

7. Прогностика определяет место человека в современном обществе, а также изучает формирование социума на исторической платформе.

8. Социология – это наука опросов, то есть она определяет целесообразность философии, а также видение людей общества, глобальных проблем и путей их решения.

9. Гуманизм – это то направление философии, которое в дополнительном представлении не нуждается, а людей – гуманистов осталось так мало в обществе, причем их количество стремительно уменьшается, как «редкий, исчезающий вид».

Теперь можно сделать вывод, что современный индивидуум просто не сможет сформироваться, как личность, выбрать свой жизненный путь и организовать свой внутренний мир.

Получается, философия – это та непознанная сторона человеческой души, которая хоть и скрыта где-то глубоко, зато принимает самое непосредственное участие в его мирском существовании.

Если не достичь этой гармонии, то даже самые большие успехи на работе или гармония в личной жизни не позволят стать абсолютно счастливым человеком; а чувство сдержанности и нереализованности будет возвращаться вновь и вновь.

Советуем почитать: Студенческая жизнь на самом деле

А все начинается с философии дома, с друзьями и в университете, так что не стоит игнорировать столь важный предмет!

Нужна ли философия реально в университете?

Вот на этот вопрос стараются ответить себе многие студенты. Сколько не спроси знакомых, все кривятся при упоминании об этом предмете.

Наверное, в высшем заведении есть два самых сложных предмета, и один из них – философия (а второй сопромат).

Даже если вы – будущий инженер, обойти эту пару и итогового зачета все равно не удастся. Если вы – гуманитарий, то жить вам с философией несколько лет.

Доктор философских наук В.А Конев уверен: «Философия способна сделать этот мир гораздо лучше, чем он есть; главное – мыслить шире и не зацикливаться на обыденности».

Но даже эта фраза не всем понятна, поскольку больно мудрено написана.

Вот в этом и заключается основная проблема философии – слишком заумная эта наука, а преподаватели, как правило, требуют точность фактов, воспроизведение разных учений близко к тексту или даже наизусть, а также полную осознанность происходящего.

Все это непросто, но, если задаться целью, постичь эту науку проще простого.

История философии

Не все знают, но основателем философии считается тот самый Пифагор, а в переводе данная наука означает «любовь к мудрости».

Особенно стремительно развивалась она в Древнем Китае и в Древней Индии, а каждый интеллигентный человек считал своим долгом выучить и осознать несколько философских учений, мыслей и изречений.

Несмотря на свою сложную структуру, философия не просто преодолевала века, но и совершенствовалась в своей структуре, а все больше и больше мыслителей выходило на мировую арену.

Сегодня их имена считаются легендарными, а знает их каждый нерадивый студент. Это Пифагор, Сократ, Платон, Аристотель, Сенека, Оболенский, Огарев и другие.

В современном мире не каждый абитуриент выбирает углубленное изучение философии, а дипломированных философов становится все меньше и меньше.

Однако есть мнение, что философом может стать каждый человек, и для этого вовсе не нужно заключать себя в бочку, как известный мыслитель Диоген. Необходимо просто взглянуть на мир другими глазами и задуматься, а почему все происходит именно так?

Философия в современном мире

Сегодня нет такой специальности и должности, которая бы не была связана с философией. Если человек живет в социуме, то, так или иначе, ему приходится адаптироваться, а в этом, по сути, и заключается философия.

Адвокату эта наука помогает найти выход из ситуации и оправдать своего подзащитного, экономисту отыскать точки соприкосновения с людьми по работе, инженеру – предположить новое открытие, учителю и воспитателю – найти контакт с детьми и учениками, а студенту – привыкнуть к взрослой жизни и, наконец-то, отбросить вредный юношеский максимализм.

По жизни, философия – это путеводитель, ведь только грамотный человек сможет справляться со всеми трудностями и черпать из них полезные для будущего уроки.

Настоящий философ дважды не наступит на те же грабли, вот поэтому данный предмет и введен в учебный план.

Школьнику постигать такие сложные тонкости жизни еще рановато, а вот для студента некоторые учения могут стать пророческими, и окончательно сформировать его дальнейший жизненный путь.

Вывод: Так может хватит в университете всячески игнорировать этот предмет, считая его ненужным по жизни? Может именно тебе философия поможет определиться в жизни и окончательно сформироваться, как личность?

«Прежде чем от чего-либо отказаться, в этом необходимо разобраться и доказать себе, что это не твое». Кстати, это еще одна мудрость с моих студенческих пар философии. Надо же, запомнилась!

C уважением, команда сайта советстуденту.рф

Источник: http://xn--b1aecb4bbudibdie.xn--p1ai/pervokursniku/zachem-studentu-nuzhna-filosofiya/

Зачем нужна философия?

У многих вызвает недоумение, почему философия изучается наравне с техническими, естественными и общественными науками. Кажется, что факультет филологии не такой уж бесперспективный по сравнению с будущим выпускника-философа. Но некоторым бывает невдомек, что философия по определению считается (не всеми) матерью всех остальных наук, которая немного отошла от дел.

На студентов философского факультета смотрят как на людей, оторванных от реальности, которые решили все свои студенческие годы потратить на углубление в философские труды, трактаты и запоминание кучи сложных терминов, которые отпугивают среднестатистического обывателя с первого раза.

Проблема онтологии, метафизические вопросы и вещь в себе, как «вечное возвращение» в жизни студента-философа. Философия сообщает нам общие закономерности и универсалии, а погружение в более конкретные знания отбрасывают нас в социологию, историю или в псевдонаучные дисциплины, как филология.

Но людям часто не замечают, что основа культуры и общественной жизни базируется на основах философии: взаимосвязи субъектов и объектов. Человек учиться мыслить и закладывать свои умения и способности на всю линию своей жизни.

Возможно, денежная фора у выпускников других факультетов окупается более ценным вкладом, подготовленного для специализированного философа.

Философы о философии

Артур Шопенгауэр (1788 – 1860 г.):

Философия — это познание истинной сущности нашего мира, в котором существуем мы и который существует в нас, — то познание мира в общем и целом, свет которого, однажды воспринятый, освещает затем и все отдельное, что бы ни встретилось каждому в жизни, и открывает его внутреннее значение.

Мишель Фуко (1926 – 1984 г.):

Философия — это совокупность положений и практик, которые можно иметь в своём распоряжении или предоставлять в распоряжение другим для того, чтобы заботиться о себе и о других так, как это следует делать.

Платон:

— Из богов никто не занимается философией и не желает стать мудрым, поскольку боги и так уже мудры; да и вообще тот, кто мудр, к мудрости не стремится. Но не занимаются философией и не желают стать мудрыми опять-таки и невежды. — Так кто же, Диотима, – спросил я, – стремится к мудрости, коль скоро ни мудрецы, ни невежды философией не занимаются?

— Ясно и ребёнку, – отвечала она, – что занимаются ею те, кто находится посредине между мудрецами и невеждами, а Эрот к ним и принадлежит. Ведь мудрость – это одно из самых прекрасных на свете благ, а Эрот – это любовь к прекрасному, поэтому Эрот не может не быть философом, то есть любителем мудрости, а философ занимает промежуточное положение между мудрецом и невеждой.

5 книг по философии

 – В. Бибихин «Язык философии»  – Платон «Государство»  – М. Хайдеггер « Бытие и время»  – Ф. Ницше «Веселая наука»

 – К. Томас «Структура научных революций»

Почему философский факультет?
 

Жандос Зейнешев, 42 года, выпусник факультета философии: Закончил экспериментальную гимназию № 134 в 1992 году, где учился на историческом отделении. Основа философии и основа диалектики – были основой школьного курса, которую мы проходили в течение двух лет в рамках университетской программы.

Читайте также:  Как подружиться с комендантом?

То есть уже в школе получил университетский объем основ философии. У меня в семье отец, бабушка, тети и дяди – юристы и мне тоже пророчили карьеру юриста. Когда сдавал документы на юрфак, то рядом принимал также и факультет философии. Там же на месте решил, что не буду учиться, как все, на юридическом.

 Там был бешеный конкурс, мне это не очень нравилось и я перекинул документы на стол факультета философии. Забавно, но я не собирался поступать в КазНУ (бывший КазГУ), но не жалею, что закончил именно этот вуз. Самое главное, что я вынес за годы обучения на этом факультете то, что философия – это та же высшая математика.

Если математика апеллируют четкими цифрами, то философия разъясняет эти коды словами, понятиями и теориями. Это одни и те же законы мироздания и человеческого общества. Философское образование дает широкий взгляд на действительность и на человеческую деятельность.

Для меня не удивительны отрицательные поступки человека, негативные явления в жизни или положительные динамические изменения. Этот факультет воспитывает в тебе понимание сиюминутности и бренности событий, которые происходят в каждой из человеческих жизней. Это

прививает дзен и ощущение абсолютно нулевой точки, когда ты полностью принимаешь происходящее вокруг тебя.

Чем занимаются философы после вуза?

С 2002 года вовлечен в коммуникации и связь с общественностью. Факультет философии дал широкую интеллектуальную базу и четкое эссенциальное понимание существующих процессов. Научил не обращать внимание на второстепенные детали, но понимать суть проблемы и на основе этих знаний находить решение. 

Это настройка критического мышления помогает находить адекватный выход. В моем случае всё значительно упрощается, как выпускника факультета философии. Кроме того, я заканчивал кафедру политологии и мы были отличны от общего философского факультета, нам преподавали актуальные на тот момент политические дисциплины: исторического, юридического, социологического и экономического блока.

Сейчас, работая директором пресс-центра в информационном агентстве «Интерфакс-Казахстан», мне приходится сталкиваться с различными людьми из разных областей. Могу свободно общаться с топ-менеджементом банка или квазигосударственных структур, а также с социологами, докторами и общественниками. Факультет дал умение работать с источником и данными.

Каждый человек с вопросом ко мне закладывает в него свой ответ. Есть вещи, которые анализируются методом сопоставления Когда мы готовим со спикерами пресс-конференцию, то к её началу я практически не владею информацией, а через час могу дать экспертную оценку, что происходит в этой отрасли и какова его динамика.

Всё это благодаря факультету, потому что нас учили критическому системному осмыслению и применению различных методологий. Нас учили делать это быстро и качественно. Профессорско- преподавательский состав, который работал с конца 80-х и в начале 90-х был блестящий.

Это были лучшие советские профессора, которые получили возможность не молчать и передать весь накопленный опыт в свободной академической среде. За это большой поклон им.

Философия для всех и каждого

Все студенты, так или иначе, проходят через философские дисциплины – это базовая компонента любого университета. Они обязаны проходить историю диалектики, основу философии или историю философии.

 Спрашивается, зачем докторам нужна философия? В последнее время всё чаще жалуются, что врачи не могут поставить точный диагноз и проанализировать состояние пациента. На мой взгляд, философия выстраивает у человека модель мышления, которая помогает решать задачи эффективно и рационально.

Когда врач видит на пациенте сыпь, то он согласно протоколу минздрава начинает исключать различные болезни. Хотя существуют сопутствующие клинические симптомы. Не все молодые доктора к этому способны, они должны либо пройти долгую медицинскую практику, либо обучиться этому мышлению.

 Так можно говорить о любой отрасли, в которой требуются максимальная концентрация интеллектуальных и когнитивных способностей. Философия, как базовое знание, необходима всем.

Есть ли смысл поступления на факультет философии сейчас?

Во время получения образования действует главный принцип – самообразование. Задача преподавателя в том, чтобы дать направление и показать навыки работы со справочным материалом, с источников. Преподаватель дает скелет, а задача студента нарастить на нем мышцы, чтобы получить красивую форму.

Стоит ли поступать на факультет философии? Это крайне индивидуальный вопрос, потому что факультет философии подходит для людей достаточно ограниченного круга. Почему? Монетизировать знания сразу не получится, а наше общество настроено на быструю монетизацию.

Получать быстрый материальный положительный эффект от тех знаний, который человек приобрел – нормально. С философией немного по-другому, потому что её сфера применения достаточно узкая – это участие в исследованиях, либо преподавательская деятельность.

В Советском Союзе одним из лучших типов вузов была партийная школа, где была сосредоточена основная кадровая база. Все бывшие руководители прошли партийные школы. Там давалась немного специфичная основа философии, потому что она была привязана к аппаратной работе.

Сейчас тоже самое и ничто не ново под луной. У нас в государстве говорят об отсутствии идеологической базы, которая необходима для формирования стройной идеологической платформы. Люди не до конца понимают, что отсутствие идеологии – это тоже идеология.

 Дело в том, что ни одно государство не может существовать без идейной конструкции. Вся стратегия подчинена определенным целям. Эти цели являются составной частью идеологической машины, которая заставляет государство двигаться.

 Всё подчинено стройной идее, которую необходимо кристаллизовать и помочь в этом нам могут философы. Они наблюдают картину в исторической ретроспективе и могут правильно сформулировать, собрать и спрогнозировать эту идею.

Философов много быть не может и не должно. Нельзя говорить о рынке философии.

Это оксюморон. Это знания и специализация достаточно штучные явления. В моё время на факультете обучалось не больше двух групп и выпускники шли работать в ЦК Казахстана, в областные структуры, районы и вузы.

Мои одногруппники сейчас занимают посты новостных изданий, работают на телевидение, продюсируют ток-шоу. Про остальных не могу сказать по двум причинам – это люди, которые занимаются нефтегазовым бизнесом, либо о них я ничего не знаю.

Источник: https://the-steppe.com/news/a/a/zachem-nuzhna-filosofiya

Зачем нужна философия?

В настоящее время, во время компьютеризации и интернетизации, человек редко задается вопросами, волнующими всех еще 20 или 30 лет назад, потому что везде на все можно найти ответ. Тогда зачем же мне рассуждать или философствовать, спросит любой школьник или студент начального курса ВУЗа. В данной статье мы будем рассуждать о том, зачем нужна философия и нужна ли она вообще. 

Для ответа на вопрос о необходимости такой науки, как философия, надо попытаться определить, что же это такое. А это и есть размышления о жизни, о вечном, об окружающей нас действительности. Мысли на эти темы никогда не теряют своей остроты. 

Для чего необходима философия

  • Во-первых, эта наука помогает осмыслить все, что совершается человеком, потому что тем или иным образом мы задумываемся и пытаемся прийти к определенному пониманию происходящего.
  • Во-вторых, понимание того, зачем нужна философия, дает нам возможность понять прошедшие эпохи. Поскольку исторические события, имеющие место в то или иное время, были во многом охарактеризованы именно с философских позиций. Что очень облегчает нам сегодня их понимание.
  • В-третьих, философский путь мышления является объединяющим моментом целесообразности и непредвзятости сегодняшнего мира. Причем философия помогает классифицировать происходящее в полной мере. 

Главные направления философии

Следует провести обзор того, что находится в поле зрения науки. Это поможет определить, для чего нужна философия и каковы её направления.

  • Воспитание. Эта научная функция направляет ум человека в сторону самопознания, определения жизненных ценностей, расширения кругозора. 
  • Рефлексия. Помогает понять и объяснить мысли, определяющие существование цивилизации, методы её реализации и порядок жизнедеятельности. 
  • Онтология. Отвечает за отыскивание конструктивных технологий реальности и применение  основополагающих учений бытия. 
  • Познание. Дает человеку возможность пользоваться указателями и качествами классического направления в отношении постижения подлинных сведений о мире, исключительно с помощью глубокого изучения познавательных задач. 
  • Интеграция. Сводит воедино, восстанавливая и объединяя, все многообразие общественной жизни. 
  • Прогностика. Помогает вырабатывать учения об основных направлениях формирования социума и определения места человека в нем. 
  • Аксиология. Занимается определением потенциальных предпочтений морального, общественного, идейного, нравственного толка, а также чувства прекрасного.
  • Социология. Социологическая направленность философии собственно и объясняет, для чего нужна философия, т.к. она захватывает большинство социальных слоев общества, растолковывая  при этом его способ организации и обстоятельства трансформации духовности. 
  • Гуманизм. Помогает освоить и внедрить философскую направленность в жизнь отдельно взятого человека. А это, тем самым, ориентирует индивида на установление положительного порядка своей судьбы. 
  • Формирование мировоззрения индивидуума в поиске важных для него указателей при определении жизненной позиции. 
  • Формирование критичности индивидуума в отношении существующих реалий для того, чтобы верно установить их суть. 

Таким образом, можно установить, что философия человеку нужна для определения его места в жизни, для успешного роста, как личности, так и части социума. Поскольку знания, которые черпаются из этой науке, выгодно отличают индивида от всех остальных. 

Источник: https://elhow.ru/ucheba/filosofija/zachem-nuzhna-filosofija

Зачем философию изучают в ВУЗах? Что она даёт?​

Изучение философии в институте или средне-специальном учебном учреждении имеет ряд преимуществ.Конечно, как указывал предыдущий отвечающий, само постижение этого предмета, а также его посещение сугубо личное решение каждого, и пусть оно может даваться нелегко, но жалеют об этом решении не многие.

Хочется в первую очередь отметить, что отношение к любому предмету, в том числе и к философии, в основном, формируется не самой дисциплиной, а с преподавателем, ее ведущим! Как известно, если человек любит свое дело, то он будет отдаваться в него полностью. И если студент обратит внимание именно на сам предмет философии, то, вероятнее всего, по достоинству ее оценит.

Философия помогает:

  • по-новому взглянуть на происходящее вокруг, и понять, что по прошествии веков не меняются не только основные положения общества, но и, кажется, некоторые люди путешествуют во времени со своими мнениями.
  • можно четче осознать, что если кто-то что-то и выдумал, то это результат обработанной или не отработанной мысли из прошлого, которая уже была.
  • вместе с тем виден и огромный процесс становления общества, ведь ни одна, пожалуй, другая наука не снабдит вас таким количеством знаний о том, что творилось в умах минувших лет и как эти мысли трансформировались потом, развились или деградировали.
  • если личность студента еще не достаточно сформирована, философия поможет ему разобраться в себе и понять некоторые положения касательно жизни и бытия как такового, через призму древних и современных философов, принять ее и следовать, либо опереться и развить дальше.
  • Развивать новое. Т.е. если бы никто не задавался такими насущными и всем известными (бесконечными) вопросами о жизни, то наука не имела бы места, потому как каждая наука в базисе своем имеет, минимум, один философский вопрос. Например, биология все еще отвечает на вопрос “как мы появились” (т.е. живые существа), и могу заверить одной эволюционной теорией она не ограничивается. В свою очередь, физика задается вопросами “отчего все появилось или как все появилось?”, в макро формате вселенной или микромире ученые пытаются найти исток. и таких вопросов тьма. Может философия и не выглядит важной наукой на первый взгляд, но без нее трудно представить, что было бы с обществом.

Ознакомиться с примером философского вопроса можно тут: Зачем мы рождены на свет и для чего?

Кроме того, есть еще один аспект: возможно, что для некоторых и сам предмет кажется громоздким и тяжелым, с бесконечным количеством людей из прошлого и которые, по расхожему мнению, “переливают из пустого в порожнее”. Как защитник данной дисциплины хочу сказать, что стоит взглянуть на сам предмет и с другой стороны.

Данный предмет, по сути, не требует дословного зазубривания, заучивания дат и бесконечных классификаций. достаточно знать пару данных вроде – различия материализма и идеализма, и любой философ и любая эпоха практически уже лежит у ваших ног.

(Опять же я говорю о дисциплине, а не о некоторых преподавателях, возомнивших из себя доморощенных тиранов) Эта дисциплина дается на курсе вкупе с более сложными предметами и является удобной для изучения как для “гуманитариев”, так и для “технарей”.

На парах вы спокойно отдыхаете, а на семинарах можете лавировать любой информацией основываясь на минимуме, кроме того, выражать свое мнение! Одна из ценностей семинаров по философии.

В итоге, вы получаете возможность увеличить свой кругозор, развить собственное мнение о людях,обществе в целом и жизни, при этом отвлекаясь от более трудных дисциплин на изучаемом в ВУЗе курсе.

Мне, в свою очередь, повезло дважды. Философия преподавалась как в СУЗе , так и в ВУЗе. У меня была возможность осознать на личном примере ошибку, о которой я указывал в начале (о преподавателях).

Мой первый преподаватель, видимо, не питал особой привязанности к предмету и посредственно его нам начитывал, в результате у меня хоть и был конспект, но отложилось мало чего, да и порассуждать он нам возможности не давал.

Читайте также:  Самообразование студента: почему это сейчас очень важно?

Второй преподаватель, наоборот, был знатоком своего дела и мастерски приводил один за другим примеры о различных мыслителях и их теориях, давал пищу для дискуссий, в коих и сам участвовал. В результате дисциплина, как таковая, для меня раскрылась во всей красе.

Я с увлеченностью начал постигать многое самостоятельно и появилась возможность взглянуть на старые теории с нового ракурса, у меня не было проблем как с пониманием, так и помощью другим в постижении этой науки. А это, вкупе со всем остальным, поднимает самооценку.

Источник: http://vovet.ru/q/zachem-filosofiyu-izuchayut-v-vuzah-chto-ona-dayot-ahi.html

Зачем изучать философию, если на ней не заработать?

Один философ, решивший остаться в тени, сформулировал цель и задачи философии таким образом:

— Все люди умеют бегать, но некоторые люди знают, как бегать быстро. С философией происходит примерно то же самое: всем в какой-то момент приходится мыслить (не путать с «думать»), и вот тут тебе становится ясно, что мыслишь ты из рук вон плохо. То есть ты не то что бегаешь медленно, ты вообще еле ноги передвигаешь.

Занятия философией, кажется, и являются той самой тренировкой для мысли. Проблема состоит в том, что наращивая своё умение мыслить, счастливее ты не становишься. Уж точно не богаче, не смелее и не увереннее в себе.

Возможно, в этом корни современного полунасмешливого, полужалостливого отношения к людям, получающим философское образование — мол, посмотрите на этих блаженных, которые тратят годы на изучение трудов, в которых «нормальный человек» ни слова не понимает, а потом не имеют никаких перспектив в «нормальной жизни».

Возможно, есть в этом упрощённом восприятии доля правды, но с ней очень непросто согласиться. Человек, который учится мыслить, явно способен спрогнозировать свою дальнейшую жизнь на несколько лет вперёд. Значит, дело изучения философии такой человек выбирает совершенно добровольно. Значит, дело всё же в чём-то другом, и важны для них совершенно другие вещи.

Какие именно — мы решили у них и спросить. Но для начала — притча:

Аристотель

Политика, 1259а. 335—322 до н. э.

— «Когда Фалеса попрекали его бедностью, так как-де занятия философией никакого барыша не приносят, то, рассказывают, Фалес, предвидя на основании астрономических данных богатый урожай оливок, еще до истечения зимы роздал накопленную им небольшую сумму денег в задаток владельцам всех маслобоен в Милете и на Хиосе; маслобойни Фалес законтрактовал дешево, так как никто с ним не конкурировал. Когда наступило время сбора оливок, начался внезапный спрос одновременно со стороны многих лиц на маслобойни. Фалес стал тогда отдавать на откуп законтрактованные им маслобойни за ту цену, за какую желал. Набрав таким образом много денег, Фалес доказал тем самым, что и философам при желании разбогатеть нетрудно, только не это дело составляет предмет их интересов».

Алексей Назаренко

политолог

В последнее время в нашей стране все более расхожим считается мнение, что наука — это что-то техническое, исключительно прикладное, а гуманитарная наука — это какой-то абсурд, рудимент, разводка на деньги.

Посмотрите на современную философию

Философия — это действительно удивительная область знания.

Не все философы её называют наукой (предпочитают, например, термин «метанаука»), и вполне естественно, что среди не очень образованных людей (с нашей-то школой, да и нашими вузами) многие задаются вопросом: а зачем философия вообще нужна? Ведь никакой прикладной области для философов нет, а на рынке труда позиций «философ» не наблюдается.

Тем не менее, философское образование необходимо, ведь именно философия разрабатывает и проектирует познавательные механизмы науки в целом, другими словами, философия определяет потенциал научно-технического, социального, экономического, культурного развития.

На сегодняшний день в России на высшем уровне говорится о необходимости вывода нашей страны из кризисного положения, укрепления позиций на мировой арене. Это не просто слова, это системы стратегических целей и задач, которые требуют тщательной теоретической проработки.

Кто будет этим заниматься? Нефтяники? Программисты? Нет. Это гуманитарное поле, и здесь уже без философии точно не обойтись, не отделаться школьным курсом обществознания.

Не могут серьёзные вопросы, затрагивающие интересы (а может быть и судьбы) больших социальных групп, решаться по наитию, по субъективной воле и на основании такого же субъективного опыта руководителя.

Руководитель должен мыслить широко, глубоко и научно. Кстати, это понимали в Советском союзе. Философское образование (хоть и весьма однобокое) рассматривалось преимущественно как второе высшее, необходимое для руководящих сотрудников.

Но приходится признать, что сама постановка вопроса о необходимости философии и философского образования — это очень дурной симптом, говорящий о полномасштабном социальном, культурном, экономическом регрессе.

Платон.

Теэтет. 174а

— Рассказывают, что когда Фалес, наблюдая небесные светила и заглядевшись наверх, упал в колодец, то какая-то фракиянка, миловидная и бойкая служанка, посмеялась над ним, что-де он стремится знать, что на небе, того же, что рядом и под ногами, не замечает. Эта насмешка относится ко всем, кто проводит свой век в занятиях философией.

Алиса Загрядская

философ

Можно сказать, что философия формирует комплексное мышление, учит создавать системы (теоретические конструкты, отвечающие на вопросы «что?», «зачем?» и «как работает?») и делать проекты — всё, что нужно в мире, где роботы отнимут у людей рабочие места, а программы будут писать сами себя. Но это, на мой взгляд, как раз наименее существенно, потому что относится к частностям.

Также можно сказать, что философия учит понимать экзистенциальные шутки в интернете (например, такие).

Только вот после Ницше, Шестова и Камю это совсем не шутки. Это ощутимая кожей пустота в разломе бытия.

Но главный ответ о назначении философии довольно депрессивен. Вернее, относится к темам, которые в обществе приличном (позитивно мыслящем) табуированы. На самом деле, философия, конечно, не о депрессии — но и не о том, как быть счастливым, это не терапия. Она по ту сторону добра и зла.

Почему учёные так непонятно выражаются?

Сократ в «Федоне» говорит, что истинные философы много думают о смерти. В общем-то, логично для первого философа, который задумался о личности: что тебе перводвижитель, разберись сначала с категориями собственного сознания.

Именно философия сознания и когнитивная философия кажутся мне самыми актуальными направлениями. Чтобы ощутить их важность, не обязательно иметь специальное образование, но люди, которые им обладают, имеют определённые бонусы.

Травматический экзистенциальный опыт рано или поздно случается со всеми. Это моменты, когда реальность трескается, и ты словно со стороны наблюдаешь своё сознание и его связь с вещами, которые прежде считал объективно существующими и обладающими какими-то качествами.

Проще говоря, когда наш мир рушится, мы немного сходим с ума, и к этому нужно быть готовым, потому что именно финальное разрушение ждёт нас впереди.

Кроме бытия и небытия, есть и другие неудобные вопросы: отсутствие объективных смыслов, невозможность преодоления пропасти между Я и Другим, которую не сокращает даже любовь (если мы любим, то всегда только свои представления о другом человеке), личная невоплощённость (стремящийся человек всегда не такой, каким мечтал бы быть).

С этим всем работают религии и традиционный уклад общества — там есть простые, понятные ответы. Жизнь после смерти, образ Божий, практический опыт предков, «это хорошо, потому что хорошо, и ценно, потому что ценно».

Такие системы дают способ расставить приоритеты, обосновать пережитое субъектом и определить линию поведения. Однако если вы мыслите рационально и привыкли ставить всё под сомнение, готовые ответы вас не удовлетворят.

Философия и, в первую очередь, философия сознания — это наука о том, что мы такое. А мы — химическая реакция между структурными единицами нервной системы. И, в то же время — мир накануне Армагеддона.

Чувственное восприятие — тонкие ниточки-щупы, которые мы тянем к пустым вещам, чтобы никогда не дотянуться. Как со всем этим жить? Только через целеполагание, акт воли и интенцию, которые реализуются в практисе. Потом ты, конечно, всё равно умрёшь.

Но перед этим ты должен осознанно стать субъектом мышления и воли. Вот это задача философа.
 

Кондуров Вячеслав

аспирант юридического факультета СПбГУ

Ничто, кроме философии, не занимается действительно основополагающими вопросами, на которых стоит фундамент нашей культурной и общественной жизни. Любое суждение современных общественных аналитиков базируется на философской основе — осознают это отдельные люди или нет.

Мне, конечно, проще рассуждать о значении философии для юридической науки и практики.

Действительно, философия (в том числе, философия права) лишена того прикладного значения, которое есть, скажем, у уголовного или гражданского права.

Но она является фундаментом, который проясняет многое не только при изучении отдельных феноменов той или иной юридической практики, но полезна и при законодательном регулировании.

В конце концов, все блага современной социальной жизни, как, к примеру, права и свободы гражданина, вытекают из философии Нового Времени. Именно там они были обоснованы.

Серьёзные вызовы современного мира, как то: эвтаназия, регулирование виртуального мира, вопрос об абортах, трансгуманизм, трансплантация органов, клонирование и так далее, не могут получить внятного решения в праве без тщательной философской проработки.

Перестать беспокоиться и начать жить: рецепты стоицизма

Что касается вопроса о том, является ли философия наукой, следует спросить сначала о том, что такое наука. Каковы ее признаки? Ведь эти вопросы тоже решаются философией, гносеологией. Я бы сказал, что наукой она, скорее, не является — конечно, не в укор философии. Она залегает в основе других наук, делает их возможными.

Но сама таковой не является именно в силу всеохватности предмета, на которую не способны частные науки. Впрочем, это вопрос сложный, он требует развернутого обоснования и долгого размышления. В конце концов мы все равно упремся в тот факт, что для ответа на сущностные, важнейшие вопросы жизни нам необходима философия.

Стоит ли тогда сомневаться в том, имеет ли она значение?

Даже ответ на вопрос о значении философии в современном мире уже является в некотором роде философским и требует, следовательно, философской аргументации. Стало быть, философия нужна уже хотя бы для того чтобы ответить на вопрос о её предназначении.

Игорь Ларионов

кандидат философских наук, доцент Института философии СПбГУ

Разумеется, философию не нужно никому навязывать, как не нужно навязывать, например, художественную литературу. И знание физики не требуется для успешного пользования мобильным телефоном.

Философия — роскошное занятие свободного человека.

Думаю, философии вредит то, что она стала общеобразовательным предметом на первом курсе в аудиториях на сто человек. Лучше подошла бы серия спецкурсов, семинаров узкой направленности.

О многих вещах мы всё еще знаем очень мало. Но даже по поводу малоизвестных предметов мало устраивать ток-шоу мнений; нужно вести осмысленный разговор. В Европе этим впервые занялись философы в Древней Греции.

Можно рассказать о роли специальных направлений философии в отдельных вопросах естественных, точных или социально-экономических наук.

Неустранимый философский аспект имеет проблема наблюдателя в квантовой физике (знаменитый «кот Шредингера»). «Тест Тьюринга» анализируется в мыслительном эксперименте философа Дж. Сёрла «китайская комната».

Классическая этическая «проблема вагонетки» обрела новую жизнь с появлением беспилотных автомобилей.

Однако основы философии понадобятся всем, мне кажется, в первую очередь, чтобы вас не обманули. Точнее, чтобы вы не обманули себя. В самых важных для человека вещах. Чтобы не перепутали, например, различные значения слова «любовь» (особенно ожидая ответной любви до гроба). Или не дали сбить с толку разными смыслами «ответственности» или «права».

Чтобы понимали, что «свобода» может быть не только «волей», но и способностью принуждать самого себя посредством абсолютного нравственного закона (позиция Иммануила Канта). Обратите внимание, большинство таких значимых для нас вещей — это ценности (моральные, правовые и политические и т. п.), с которыми естественные и точные науки не работают.

Современный философ Славой Жижек называет подобные слова «плавающими означающими». Разные люди их повторяют, вкладывая различный смысл, и создается только иллюзия диалога, осмысленного разговора. Если же ими злоупотреблять, складывается не знание, а идеология, и не всегда безобидная.

Именно идеологию навязывают. Для разбора всех нюансов мало языкознания, социологии с антропологией или истории, хотя эти науки очень помогают.

Традиционно именно философия с её дисциплиной мысли и языка лучше всего справляется с тем, чтобы развеять популярные предрассудки и идеологический мираж.

Читайте также:  Как привлечь абитуриентов в вуз?

Например, есть очень богатые, а есть очень бедные люди, и важно знать социальные и экономические причины, а также эффективные средства регулирования в этой сфере; но другое дело — внятно объяснить, почему вы считаете, что нищеты быть не должно, или, напротив, всё нужно оставить как есть.

Философия тренирует самостоятельность мысли, необходимую для развития демократических институтов и становления гражданина.

Я сомневаюсь, что можно быть свободным, просто повторяя мнение другого (даже если это авторитетный ученый) и не пытаясь самому понять, что именно нас окружает и что происходит с нами самими.

Особенно важно, чтобы ошибок, основанных на неверном понимании, противоречиях, поспешных обобщениях и оценках, узкой трактовке и так далее, не совершали профессионалы, от которых зависят наши благосостояние и жизнь — врачи, юристы, политики, топ-менеджеры…

Конечно, не каждый день врачу приходится делать выбор исходя из понимания того, что такое жизнь (например, отключать ли аппарат жизнеобеспечения), а политику — что такое справедливость (и лишать кого-то всего необходимого для жизни). Но даже одна такая ошибка может стоить именно вашей жизни.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://newtonew.com/opinion/why-philosophy

Зачем студенту юристу нужна философия

Зачем нужна философия?

Успешное сопротивление системе невозможно без философии. Направленный против нее стихийный протест и взрывное возмущение нерезультативны. Их всегда можно будет перенаправить на укрепление существующего строя. На такой вопрос Алексей Валериевич Босенко обычно отвечает, что «низачем» – потому как она «не от нужды, а без нужды», «от свободы и по свободе».

Ведь обычно вопрос «зачем?» ставится либо риторически, выражая бесполезность предмета (зачем это нужно?), либо из корыстного интереса – исходя из того, что наше время пропитано духом коммерции и прагматизма. Поэтому от нас ждут прагматичного ответа о «пригождаемости» философии – то есть разъяснения ее прямой пользы в житейском смысле.

В случае с философией ответ на такой вопрос всегда будет ущербным для самой философии – так как уже самим прагматичным тоном вопроса она оказывается поставленной в рамки конкретной утилитарной выгоды.

Такой пользы, выгоды, философия как раз таки не дает.

И ответив, что философия формирует широту взгляда на вещи и умение мыслить вообще, мы, конечно же, только проиграем – так как эти широта и умение не требуются от современного человека, и без них вполне можно обойтись.

Все это незачем людям, живущим по меркам товарной стоимости. Вопрос «зачем нужна философия?» во многом обусловлен нашим недавним советским прошлым.

Ведь сегодня мы имеем дело с такой системой образования, которая еще сохраняет в себе многое от своей предшественницы, ставившей во главу угла не просто «полезные» утилитарные умения и навыки, а самое развитие человека.

Она ставила задачу построения развивающего образования – поскольку имела целью развитие личности.

Именно для этого в прежнюю общественную систему образования вошла философия, которая доселе всегда была элитарной наукой. Сегодня же она вымывается из образования обратно, ликвидируется, и скоро снова будет доступна в своих высших формах только посвященным.

Все очень просто: философия действительно дает человеку возможность самостоятельно мыслить и самостоятельно делать выводы. А в обществе, в котором теперь мы живем, такое мышление и такие выводы небезопасны и не нужны.

Ему нужны люди, которые не мыслят, а только берут клише и производимые обществом идиологемы, необходимые для сохранения текущего статус-кво. Идеологи производят идеи, и люди должны их потреблять, брать в готовом виде, ни в коем случае не вырабатывая их самостоятельно. Мышление – небезопасная вещь.

Ведь свободомыслие всегда ведь чревато неповиновением и непокорностью. В нашем обществе у философии нет будущего. Поэтому студенты должны понимать, что сегодня только в некоторых университетах все еще пытаются сформировать вкус и потребность к философии.

Мне очень нравится, как об этом пишет Эвальд Ильенков: мы ведь заботимся о гигиене тела, занимаемся физкультурой – и так же нужно заботиться и о гигиене ума, о своем умственном здоровье.

Ум должен быть все время в тонусе, ведь, как и мышцы, он тоже дряхлеет при отсутствии постоянной деятельности и активной работы. Поэтому у каждого человека должна быть сформирована нормальная потребность к саморазвитию.

Ведь ум связан с умением, со способами деятельности, которые не формируются стихийно – то есть, с выработкой способов деятельности, необходимых для решения задач, которые еще не решались в истории, и не имеют алгоритма, определенного готового способа решения, схемы.

Для выработки таких решений нужна не чисто интеллектуальная гибкость – игра ума, а определенная способность выработки решений в непредвиденных, не определенных заранее ситуациях.

Сократ учил, что человеку нужно владеть общими понятиями для того, чтобы вырабатывать правильные решения в доселе не имевших место ситуациях. Оперирование общими понятиями как раз и было для него сутью философии.

Когда речь идет о значении философии, нам в первую очередь следует говорить не о ее пользе для отдельного человека, а о том, с какой исторической необходимостью появляется философия, и чем было вызвано ее появление в обществе.

Тогда уже легче говорить о том, какую роль намерен играть в истории этот отдельный человек, и зачем ему нужна философия: либо он останется агентом и винтиком товарного производства, либо будет стремиться быть человеком, субъектом в историческом процессе – изменяя общество, а не приспосабливаясь к нему.

Следует помнить, что человек появляется на свет не готовым, подобно вышедшей из куколки бабочке. Он развивается – точнее, саморазвивается, и его становление как человека есть дело его собственных рук.

Когда история только начинается, человек является человеком лишь в начальной стадии своего развития.

Но уже на этой стадии он обладает универсальностью в своей сущности. Такие формы сознания, как философия, обеспечивают ему эту универсальность и становление его самого как человека.

Эти формы выступают проекциями бесконечности, вечности, универсальности, всеобщности, которые человеку еще предстоит снова выработать в действительности: сначала в общественном масштабе, а потом присвоить индивидуально.

Говоря проще, философия – это проект, стратегия и перспектива развития человеческой сущности.

В ходе разворачивания истории каждый единичный человек выступает все более односторонним, однообразным, все более однобоким в своих функциях, и лишается этой всеобщности. Но ее приобретает в целом общественная сущность человека. И философия – как форма становления всеобщности этой сущности – играет определяющую функцию по отношению к другим формам сознания.

Все формы сознания как идеальное образуют сферу универсальности человека, а философия – самосознание этой универсальности. Человек осознает в философии свою вечную, универсальную и бесконечную сущность.

Ведь сами понятия вечного, бесконечного и универсального могут быть выработаны только философией и усвоены человеком только из нее.

«Тоска и безнадега» – это сигнал и симптом. Философия может помочь человеку, который постоянно испытывает скуку или состояние бесчеловечности своего существования, желая из него выйти.

Но не всякая философия – а лишь та, которая позволяет открывать бесконечность в конечном.

Или, как писал Аристотель, дает познать единичное, содержащееся в общем. Иная же философия стремится подхватить и усилить это чувство тоски, доведя его до отчаяния и беспомощности.

При самодеятельном занятии философией под рукой оказываются простейшие ее формы (или, что еще хуже, философские фикции), которые заводят в тупик или оставляют человека в том же состоянии, укрепляют его застывшее существование, успокаивая его тем, что ничего поделать нельзя. Абсурд жизни подкрепляется убеждением, что этот абсурд нормален.

С человека будто снимается всякая ответственность, он окостеневает в бессилии, уверовав в невозможность что-либо изменить.

Именно поэтому так популярны всевозможные мистические учения.

Самодельщина в философии приводит только к суррогатным ее формам, служа апологетике наличного положения вещей, культивированию человеческой беспомощности. Поэтому к настоящей философии в ее высших формах – к теории развития, к диалектической философии –нельзя прийти в одиночку, стихийно, доморощенными средствами и случайным путем.

Тут необходимо обучение, связанное со сложностями и требующее определенных усилий. При первом столкновении с ней философия разрушает обыденное мышление и расшатывает догматизм, формируя скептическое отношение к действительности.

И если не довести это негативное изменение до какой-то зрелой формы, до превращения в конструктивное, положительное отрицание, то человек остается на уровне скептицизма, релятивизма, субъективизма.

Эти формы мышления очень распространены в наши дни. Скептик не знает диалектического отрицания отрицания. И эти люди очень удобны тем, что, несмотря на критицизм, который они распространяют и сеют вокруг себя, они не способны ничего сделать, и только создают видимость некоторого активизма, социального движения.

Такая позиция определенным образом подпитывается и культивируется в наше время. Труднее всего подняться на диалектическую ступень мышления. Хотя после того, как перестали насаждать догматический суррогат диалектики, пропали зазубренные, бездумные, примитивные формулировки диалектических положений.

Для тех, кто не имел негативного опыта изучения философии, диалектика открывается сейчас новым миром. Но для сохранения этих открытий нужны соответствующие формы объединения. Как говорил Энгельс, с тех пор, как социализм стал наукой, он требует, чтобы его изучали так, как науку.

История способов мышления также требует, чтобы ее изучали, усваивая наиболее развитые формы мышления. Однако и в современной системе образования научить этому очень трудно. Ведь для того, чтобы научить ходить, писать и читать, мы выделяем годы ежедневных занятий – а для изучения же теории познания в истории науки дается всего восемь лекций.

Свободное время, свободное добровольное занятие чем-либо становится роскошью. Каждый, кто хочет заниматься чем-то свободно, для души, должен непрерывно сопротивляться обыденности, будничности, текучке дел и событий.

А это требует упорства и каждодневных усилий.

В то же время, успешное сопротивление системе невозможно без философии. Направленный против нее стихийный протест и взрывное возмущение нерезультативны.

Их всегда можно будет перенаправить на укрепление существующего строя. Итак, человек не может сам по себе найти путь к развивающей философии, да и к философской культуре как таковой – хотя самостоятельность в этом поиске пути так же необходима, как полемика и диалог.

Однако, самостоятельность – не то же, что поиски в одиночку.

То, что предлагается человеку в рамках учебного процесса в университете, часто воспринимается им враждебно, как «обязаловка», навязанная ему извне.

А как некогда заметил Аристотель, философия требует досуга и глубже осваивается при свободном к ней отношении, исходя из личного интереса. Муштра и принуждение только отталкивают. Ведь философия защищена своей сложностью – ее нельзя заучить и нельзя заставить заниматься ею насильно.

Зубрежка и принуждение бессильны и противопоказаны в ее случае. Впрочем, занятия философией – когда они какое-то время занимают и увлекают человека – могут дать ему в результате карьерный рост и успех.

Известно немало примеров, когда занимавшиеся философией люди использовали потом в работе полученные навыки публичных выступлений, грамотного и четкого построения мысли, умения схватывать проблему в ее целостности и продуктивно участвовать в полемике.

Однако это вовсе не философия, а частные проявления полученных знаний, которые выгодно выделяют владеющих ими людей – но и не более того. Диалектика позволяет понимать мир из него самого, понимать саму систему общественной жизни и общественного развития, осознавая, что такое человек и каково его место в универсуме. Увы, бывает и так, что в этом знании много печали.

Это особенно свойственно регрессивным эпохам – в частности, и той, которую мы переживаем сейчас. Знакомый с философией человек может выделить передовые течения во всех сферах общественной жизни. Понимая общее, целое, основное, он понимает не только действительное положение вещей в их связях – а и положение себя самого в них.

Такое понимание вооружает человека знанием, которое, свою очередь, делает его способным изменить это положение. Затем и нужна философия.

Источник: https://orionyar.ru/zachem-studentu-juristu-nuzhna-filosofija-98785/

Ссылка на основную публикацию