Понятие системы. организация как система. системный подход

Организация как система

Общая теория систем является научной дисциплиной, которая разрабатывает методологические подходы к исследованию систем. Данные принципы имеют междисциплинарный характер, так как системы разных видов изучаются большим перечнем наук: биология, экономика, техника и т.д.

Общая теория систем взаимосвязана непосредственно с теорией познания и иными разделами философии, также с математической логикой и изучает общие для любых систем объекты исследования, как цель, вход, процесс, обратная связь, выход, и также функционирование, взаимодействие, развитие, рост и др. Она снабжает разные науки, включая экономику, весьма продуктивным системным подходом.

В самом общем виде системный подход является признанием того, что объектом исследования выступает система. Необходимо отметить, что нет общепризнанного и единственного определения системы. Будем применять следующую трактовку: 

Система (от греч. systema – составленное из частей, соединение, целое)

совокупность динамически взаимосвязанных элементов, каждый из которых сам по себе не обладает свойством, которое присуще целому, т.е. системе.

Элементы системы

Элемент системы – это обособленная ее часть, неделимая в рамках этой системы, со своими специфическими свойствами, чертами и назначениями.

Элементы являются взаимосвязанными, при условии что они формируют взаимные ограничения в поведении (изменение, функционирование) друг друга. Каждая из обособленных частей системы формирует ее подсистему.

Все, что не является составляющим системы, для нее является внешней средой.

Совокупность из двух и более элементов, по мнению Р. Акоффа, является системой, при условии, что она соответствует трем условиям:

  • элементы взаимосвязаны так, что в совокупности данных элементов не может возникать независимых подсистем,
  • поведение элементов и их воздействие на целое взаимозависимы;
  • действие каждого элемента влияет на действие целого.

Система – развивающийся объект. Она появляется, изменяется во времени, мыслительном процессе, пространстве, рушится и перестает функционировать. Это значит, что возникают и исчезают ряд элементов и связей, происходит их трансформация. Любые изменения в системе могут рассматриваться как ее переход в новое состояние.

Первым пунктом в системном подходе является процесс выделения системы из окружающей среды, который часто очень затруднен из-за относительного выделения системы из внешней среды.

Любое выделение системы из внешней среды и подсистемы в системе не единственно и зависит от цели исследования и от многообразия свойств элементов и их взаимосвязей.

Вместе с тем, всегда можно выделить наиболее общую систему, в которой эта система является подсистемой, и можно всегда выделить из этой подсистемы ограниченную ее часть, которая в свое время тоже является системой.

Согласно введенного определения системой могут выступать объекты самой различной нематериальной и материальной природы, которые обладают определенной целостностью (или взаимосвязанностью элементов).

Все компании являются системами.

Так как в общем смысле люди являются компонентами компаний (социальные компоненты), в сумме с техникой, используемой для выполнения работы, их называют социотехническими системами.

Свойства организации как системы

Организации в качестве системы обладает рядом свойств: 

  • целостность, 
  • эмерджентность, 
  • гомеостазис, 
  • структурированность.

Целостность системы заключается в единстве элементов, которые позволяют выделить систему из окружающей среды, но ее системному свойству. Формирование целого осуществляется посредством интеграции, то есть объединения частей в совокупное целое, в котором каждый из структурных элементов занимает определенное место. 

Свойство целого для компании – это ее главная цель, ради которой и объединились сотрудники.

Это тот результат, который каждый элемент не способен получить самостоятельно, а лишь в рамках эффективной кооперации, во время обмена своими способностями и ресурсами.

К примеру, компания производит определенный товар. Целью является определенный объем продаж данного продукта, а результат – уровень достижения данной цели.

Понятие целостности и понятие эмерджентности неразрывно связаны. Эмерджентность подразумевает наличие у системы совершенно новых свойств, которые отсутствуют у ее частей. Это обозначает, что свойства целого это не просто сумма свойств его структурных элементов, хотя и зависят от них.

Элементы, объединенные в систему, могут терять свойства, которые свойственны им вне системы, либо приобретать новые свойства.

Например, коллектив сотрудников, который состоит из специалистов различного профиля, может производить сложную продукцию, реализовывать и разрабатывать стратегию дальнейшего развития компании.

Гомеостазис – это свойство устойчивости, в соответствии с которым система всегда пытается восстановить равновесие, которое было нарушено, компенсируя те изменения, которые возникли под воздействием внешних факторов. Понятие гомеостазиса было заимствовано из биологии.

В данной дисциплине этот термин обозначает способность живых организмов поддерживать в определенных узких границах внутренние характеристики. В компании формой функционирования гомеостазиса может быть, к примеру, неприятие неформальной группой какого-то подразделения нового специалиста.

Структурированность – возможность выделения элементов системы, а также распределение между ними установленных ролей. При рациональном распределении ролей (кооперации и специализации) может быть достигнут высший уровень эффективности системы.

Управление в системном подходе

В терминологии системного подхода управление означает влияние управляющей подсистемы на управляемую подсистему, направленное или на сохранение базовых качеств системы (то есть совокупности всех свойств, потеря которых приведет к разбитию системы) в условиях трансформации среды, или на достижение определенной цели (целей), или на выполнение ряда действий управляемой подсистемой.

Управляющей называется подсистема, влияние которой обусловливает и определяет функционирование другой подсистемы. Другая, подчиняющаяся подсистема, называется управляемой подсистемой. Если управляющая подсистема представлена человеко-машинной, ее называют субъектом управления, а управляемую – объектом управления.

Системы управления, которые ориентированы на выполнение цели, называют целенаправленными, другие – нецеленаправленными. Очевиден тот факт, что целенаправленные системы управления предполагают наличие в них субъекта, то есть участия человека в управлении.

Связь между управлением и организацией заключается в том, что система управления – это часть организации, а организация в качестве процесса является частью управления.

Поэтому, согласно теории систем менеджерам необходимо рассматривать компанию как открытую систему, которая включает в себя многочисленные взаимозависимые подсистемы и направлена на выполнение различных целей во взаимодействии с изменяющейся внешней средой.

Источник: https://www.Zaochnik.com/spravochnik/menedzhment/organizatsija-kak-sistema/

Глава 1. Понятие “системы” и “системного подхода”

Управление представляет собой механизм влияния на поступки, поведение, деятельность человека, социальных групп и общностей. Возникая на основе “власти-влияния”, оно характеризует основы, принципы, структуру взаимодействия различных систем объектов.

Системно-интегративная природа управления определяет необходимость системного подхода как к его исследованию (познавательная деятельность), так и к практической организации самого процесса управления (деятельность по преобразованию управляемого объекта).

Активное преобразующее воздействие со стороны субъекта управления, направленное на объект, может привести к возникновению нового системного качества не только в управляемом объекте, но и в самом субъекте.

Понятие “система” относится к наиболее широко распространенным категориям в современной научной литературе. В теории систем оно рассматривается в качестве упорядоченной теоретической основы для описания общих взаимосвязей и взаимозависимостей реального мира. Существует множество определений понятия “система”, которые можно условно разделить на три основные группы.

Одна группа ученых рассматривает систему как комплекс процессов и явлений, а также связей между ними, существующих объективно, независимо от наблюдателя.

Задача последнего состоит в том, чтобы выделить эту систему из окружающей среды: как минимум определить ее входы и выходы, а как максимум – подвергнуть анализу ее структуру, выяснить механизм функционирования и, исходя из этого, воздействовать на нее в нужном направлении. Здесь система – объект исследования и управления.

Другая группа ученых характеризует систему как инструмент, способ исследования социальных процессов и явлений. Исследователь реконструирует и конструирует социальную систему как абстрактное отображение реальных объектов. В этой трактовке система отождествляется с понятием модель.

Третья группа ученых представляет систему как компромисс между двумя первыми точками зрения. Система здесь – искусственно создаваемый комплекс элементов (например, коллективов людей, технических средств научных теорий и т.д.

), предназначенный для решения определенных организационных, экономических, технических задач. Следовательно, здесь исследователь не только выделяет из окружающей среды систему, но и создает, синтезирует ее.

Система является реальным объектом и одновременно – абстрактным отображением связей действительности. Именно такое толкование системы дает системотехника.

Однако, между этими тремя точками зрения определения понятия “система” нет непроходимых границ. Таким образом, система – это множество взаимодействующих элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, составляющих целостное образование. Системный подход предполагает комплексное изучение исследуемого объекта как единого целого.

Во всех случаях термин “система” включает представление о целом, состоящем из взаимосвязанных, взаимодействующих, взаимозависимых частей, причем, свойства их зависят от системы в целом, а свойства системы – от свойств этих частей.

В управлении системный подход означает признание того, что всякий объект (организация, учреждение и т.д.) представляет собой систему, состоящую из отдельных частей, каждая из которых обладает своими собственными целями в силу относительной автономности.

Руководитель должен понимать: достигнуть общих целей организации можно только в том случае, если рассматривать ее как единую целостную систему.

Поняв это и оценив роль и значение взаимодействия всех ее структурных частей, он сможет объединить их на определенной основе, которая позволит организации в целом эффективно добиться ее целей.

Всякая реальная (не абстрактная) система претерпевает изменения, переходит из одного состояния в другое.

При этом имеет место взаимодействие не только отдельных частей системы между собой, но и со средой в ходе которого происходит передача в пространстве и времени массы, энергии и информации (“структурности”, упорядоченности).

Причем, следует иметь в виду, что “удельный вес” этого триединого процесса в разных моментах изменения системы может иметь и противоположные результаты (форму): деградация (разрушение системы, ее переход в менее упорядоченное состояние, возрастание энтропии) или развитие (усложнение системы, накопление ею информации, переход в более упорядоченное состояние). Вместе с тем, возможен и третий результат: временное равновесие между системой и средой, благодаря которому система в течение известного времени либо остается относительно неизменной, либо испытывает лишь обратимые изменения, не нарушающие ни ее целостность, ни ее структуру.

Системы, при исследовании которых можно пренебречь их изменениями во времени, называются статическими системами (здание, сооружение и т д). Условность такого определения очевидна, однако для решения ряда задач, главным образом в теоретической и строительной механике, оно оказывается необходимым.

Системы, состояние которых – взаимоотношения со средой, связи между элементами (подсистемами) и т.п. – изменяются во времени, называются динамическими системами. Динамические системы могут быть обратимыми и необратимыми.

Введение понятия динамической системы позволяет сформулировать ряд проблем, неизбежно возникающих при исследовании изменчивости социальных систем. Если рассматривать системы в отвлечении от окружающей среды, то изменяться могут, с одной стороны, элементы (подсистемы) данной системы; с другой – связи, отношения между элементами (подсистемами).

Причины этих изменении могут быть заложены как в самой системе, так и определяться воздействием на нее других систем, образующих по отношению к ней внешнюю среду.

Изменчивость систем предполагает наличие понятия “состояние системы”. В данном случае под состоянием понимается множество фиксированных в конкретный момент времени значений параметров системы.

В качестве параметров при этом могут выступать любые сущностные характеристики системы, интересующие исследователя и поддающиеся измерению (наблюдению), в том числе, внешние воздействия на систему и ее обратная реакция, то есть ее воздействие (обратное влияние) на окружающую среду пли другие системы.

В рамках системного подхода изучается поведение объекта, абстрагированное от его внутреннего устройства. Это необходимо иметь в виду для научного представления об исследуемом объекте, поскольку система определяется не единичными, а системными объектами, свойствами и связями.

Системными объектами являются: вход, выход, процесс, обратная связь, критерий и ограничения. Входом называется то, что предшествует протеканию процесса, это любое внешнее по отношению к объекту событие, изменяющее любым образом этот объект.

Можно выделить два вида входов – так называемый “процессор” и “рабочий”. Под процессором понимается все то, что осуществляет обработку, а под рабочим входом – по поводу чего осуществляется обработка.

Читайте также:  Зачем нужно читать книги?

Выход это результат или конечное состояние процесса, это любое изменение, производимое объектом в окружении.

Понятно, что системные объекты постоянны, имеют конкретные функции, но их роль в системном анализе различна.

Системный подход сформировался в управлении, с одной стороны, в результате обобщения опыта специалистов по исследованию конкретных операций; с другой – вследствие развития общей теории систем, теории автоматического регулирования и управления, кибернетики, синергетики, давших методологический аппарат для связи в единое целое разнородных управленческих задач.

Становится общепризнанным, что системная методология представляет собой наиболее упорядоченную надежную основу для управления сложными сферами взаимосвязанной деятельности, которая позволяет вскрывать и анализировать составляющие систему компоненты, последовательно сочетать, их друг с другом.

При системном подходе к управлению исходят из того, что любая организация есть система, каждый из элементов которой имеет свою специфику и функционально определенные организационные цели.

Соответственно этому задача управления сводится к дифференциации и интеграции системообразующих элементов, которая может быть реализована при условии, что каждый руководитель в решении вопросов, относящихся к его компетенции, будет подходить к ним с позиций системного анализа и синтеза.

Источник: http://manager.bobrodobro.ru/71612

Определение системы и системный подход

Настоящий курс теории организации опирается на системный подход как наиболее конструктивный инструмент для анализа организаций. Системный подход, в самом простом виде – это признание того, что объектом исследования является система. Как отмечено в первой лекции организация как объект управления – это система, состоящая из элементов, имеющих единую цель.

В оксфордском словаре приводится следующее определение системы: это «набор или комплекс связанных между собой или взаимосвязанных объектов, которые образуют сложное единство; целое, состоящее из частей, расположенных упорядоченно в соответствии с какой-то схемой или планом».

Второе определение нам кажется более удачным, оно отражает требование к качеству построения системы, но не отражает наличие взаимосвязей. В первом определении есть понятие взаимосвязей между элементами, но неопределенным остается понятие «сложного единства».

В обоих случаях не показано главное свойство системы, которое отличает ее от простой совокупности элементов, например, кучки скрепок на столе или ряда цифр, написанных первоклассником в тетради. Поэтому лучше пользоваться следующим определением систем.

Определение. Система – это совокупность взаимосвязанных элементов, каждый их которых не обладает свойством, присущим целому, т.е. системе.

По мнению Р. Акоффа, совокупность из двух и более элементов становится системой, если она удовлетворяет 3 условиям [1, с.38-39]:

1) поведение каждого элемента влияет на поведение целого;

2) поведение элементов и их воздействие на целое взаимозависимы;

3) элементы взаимосвязаны таким образом, что в совокупности не может возникать независимых подсистем.

Общий вывод из этих трех условий: система – это такое целое, которое нельзя разделить на независимые части.

Свойство целого для производственной организации – это ее цель, ради которой объединились индивиды, это результат, который каждый из элементов не может получить в отдельности, а только в рамках плодотворной кооперации, в рамках обмена своими ресурсами и способностями. Например, организация выпускает определенный товар.

Целью будет выступать определенный объем реализации этого продукта, а результатом – уровень достижения этой цели. В случае с самолетами, очевидно, что одному человеку его не произвести в силу и финансовых, и технических, и просто физических ограничений.

Но даже в примерах с простыми продуктами будет видно, что если его и может производить один человек, то все равно ему придется пользоваться услугами посторонних людей и организаций. Например, для починки телевизоров надо иметь специальное оборудование и запасные детали, которые технологически невозможно самому изготовить.

Даже отдельно взятый крестьянин, продающий мясо на рынке, пользуется орудиями производства, купленными у других организаций. В крайнем случае, этот крестьянин может сам заготавливать все корма, возить мясо на рынок на лошади, а орудия труда (вилы, телегу) изготовить из дерева при помощи найденного в лесу топора.

Но долго ли продержится этот крестьянин, сможет ли он предложить много мяса по доступной (конкурентной) цене на рынке? Очевидно, нет.

Поэтому универсальным свойством производственной организации как системы является не просто объем произведенной продукции, а эффективность ее производства, базирующаяся на разделении труда, специализации и кооперации, которые ведут к росту производительности труда.

Чтобы оценить это свойство организации как системы, надо иметь в виду две стороны системы, два ее определяющих признака: целостность и структурированность.

Целостность означает единство элементов, позволяющее выделить систему из окружающей среды по се системному свойству. Структурированность позволяет определить роли элементов системы.

При оптимальном распределении ролей (специализации и кооперации) достигается наивысшая эффективность функционирования системы.

Процесс выделения системы из окружающей среды является отправной точкой системного подхода, и он зачастую сильно затруднен.

Человек как элемент входит в различные системы: по должности – как член производственной системы: в межличностных связях в производственном коллективе – как член неформальной организации: по отношению к родителям и детям – как член семьи.

Промышленное предприятие имеет в своем составе помимо технологического оборудования, предназначенного для выпуска целевой продукции, транспортные средства, средства связи, телекоммуникаций, многие предприятия имеют фирменные магазины.

Можно ли такое предприятие как элемент включать в состав промышленной системы в чистом виде? В одном ракурсе объект представляется как подсистема, в другом – как надсистема. Однако понятие системы позволяет определить признак ее выделения из внешней среды. Во-первых, это выделение осуществляется в соответствии с целью данной системы (или с целью ее исследования). Во-вторых, в состав системы включаются тс элементы, которые наиболее тесно связаны друг с другом.

Преобладающей методологией исследования объектов до XX века был анализ, основанный на расщеплении объекта вплоть до простейших элементов, на подробном их изучении и описании [1. с.30]. Этот подход приемлем и сейчас для простых систем.

Но исследование сложных систем при помощи анализа затруднено следующими причинами: из-за невозможности подробно описать все элементы и связи сложных систем, из-за потери системных свойств объекта как целого, которыми не обладают элементы системы.

В системном подходе выделяется три ступени [1. с.40]:

1) идентификация целого (системы), частью которого является интересующий нас предмет,

2) объяснение поведения или свойств целого;

3) объяснение поведения или свойств интересующего нас предмета с точки зрения его роли (ей) или функции(ий) в целом, частью которого он является.

Сложность объекта определяется количеством элементов и связей, которые влияют на разнообразие состояний системы. Например, простая система, состоящая из 3 элементов и 1 связи, легко описывается при помощи анализа, ее нетрудно починить в случае поломки. Для описания такой сложной системы, как автомобиль, требуется уже специальное образование.

В случае его отказа можно рассматривать массу причин, связанных с различными подсистемами (зажигание, подача топлива и т.д.), причем можно предложить различную вероятность для каждой причины. При этом основное свойство автомобиля – передвигаться с определенной скоростью – будет реализовываться лишь при условии слаженной работы всех подсистем.

Однако среди сложных систем выделяются еще и сверхсложные системы, в которых количество состояний и взаимосвязей элементов не поддается учету. К таким системам можно отнести, например, народное хозяйство страны.

Состояния и алгоритм функционирования сверхсложных систем не только крайне сложно описать во всех подробностях, но и бессмысленно, хотя бы в связи со слишком большим объемом затрат на это. Воздействия на сверхсложные системы (в отличие от сложных систем) могут приводить к различным результатам, причем с разной вероятностью.

Таким образом, если простые и сложные системы в большинстве своем являются (условно) детерминированными системами, то сверхсложные – всегда вероятностные системы (таблица 1).

Сверхсложные системы можно изучать только с помощью главного инструмента системного подхода – синтеза.

В рамках синтеза абстрагируются от внутренних свойств элементов и сосредотачивают основное внимание на системных свойствах объекта как целого. В кибернетике такой подход называется методом «черного ящика».

В анализе исследуют структуру объекта, в синтезе – функции. Анализ дает знание, описание, а синтез – объяснение, понимание.

Другим важным инструментом системного подхода для анализа сверхсложных систем является системный анализ. Системный анализ -это приложение системного подхода к функциям управления, связанных с планированием. Методология системного анализа предполагает последовательное решение 3 основных задач:

1) систематическое исследование и сравнение альтернативных действий, которые приводят к достижению желаемых целей;

2) сравнение альтернатив на основе оценки стоимости расходуемых ресурсов и результатов;

3) учет и анализ неопределенности различных состояний системы.

Очевидно, и при планировании организации (ее проектировании) можно пользоваться системным анализом, если организация представляет собой сложную или сверхсложную систему. При этом в рамках системного анализа следует ответить на следующие вопросы [1, с.115-120]:

1. Как выделить организацию как систему из внешней среды? Формальное определение системы.

2. В какой сфере действует организация? Область, в которой организация реально функционирует.

3. Как организовано предприятие? Организационная структура управления.

4. Как организованы материальные и информационные потоки?

5. Какие политика и практика, стратегии и тактики действуют в настоящее время? Правила игры.

6. Каковы главные стилевые предпочтения руководства? Качество жизни.

7. Как работала компания в прошлом и как работает сейчас? Статистика продаж и других экономических показателей.

8. Каковы состав и структура акционеров и потребителей? Причины предпочтений акционеров и потребителей.

9. Что представляют собой конкуренты компании? Их конкурентоспособность.

10. Какие законы и правительственные постановления влияют на предприятие и каким образом? В том числе влияние общественных организаций на предприятие и воздействие предприятия на окружающую среду.

Классификация систем

Принципы организации производственных систем дифференцируются в зависимости от типа системы. Действительно, организация работы с простой системой не требует специальной подготовки, в то время как организация сверхсложной системы не может осуществляться без квалифицированных специалистов из различных сфер науки и практики.

Работа с детерминированными системами позволяет строить модели оптимизации, тогда как при организации стохастических систем построение оптимизационных моделей затруднено.

В системе координации не требуется применение жестких управленческих воздействий, для ее построения годится гибкая организационная структура (под гибкой структурой имеется в виду такая структура, в которой распределение полномочий и обязанностей может постоянно меняться и в которой допускается инициатива в принятии решений на нижних звеньях управления).

С другой стороны, для организации системы регулирования гибкая организационная структура может не подойти. Дифференциация производственных систем позволяет не столько лучше сформулировать принципы организации, сколько определить, какие принципы организации подходят к определенному типу систем.

Ниже в таблице представлена классификация систем.

При этом выделено три объекта в рамках системы управления: объект управления (управляемая подсистема системы управления); субъект управления (управляющая подсистема системы управления); система управления, включающая управляющую и управляемую подсистемы. Данные три объекта функционируют в рамках традиционной схемы системы управления, отраженной на рис.1 (см. после таблицы).

Таблица 1. Классификация систем

Объект классификации Признаки классификации Виды систем Определение
I. Объект управления (управляемая подсистема) 1. Количество элементов 1.1. Простые Системы, обладающие небольшим количеством элементов
1.2. С ложные Системы, обладающие большим количеством элементов и поддающиеся стандартному анализу
1.3. Сверхсложные Системы, обладающие большим количеством элементов и не поддающиеся стандартному анализу
2.Зависимость управляемых координат 2.1. Детерминированные Системы, в математической модели функционирования которых управляемые координаты однозначно зависят от управляющих координат
2.2. Стохастические Системы, в математической модели функционирования ко- торой зависимость хотя бы управляемой координаты является вероятностной
3. Связи координат 3.1. Односвязные Системы, в математической модели функционирования которой каждая управляемая координата зависит только от одной соответствующей ей управляющей координаты
3.2. Многосвязные Системы, в модели функционирования которой хотя бы одна управляемая координата зависит от нескольких управляющих координат или несколько управляемых координат зависят от одной управляющей координаты
Читайте также:  Как девушке завоевать уважение на технической специальности?

Продолжение таблицы 1

4.Расстояние между элементами 4.1. Сосредоточенные Системы, расстояния между элементами которой не существенны для организации
4.2. Рас- средото- ченные Системы, расстояния между элементами которой существенны для организации
5. Связи с внешней средой 5.1 Закрытые Системы, не имеющие связей с внешней средой
5.2 Открытые Системы, имеющие связи с внешней средой
6.Жесткость связей между элементами 6.1. Жесткие Системы, имеющие жесткие связи между элементами, что обеспечивает хорошую управляемость, и разрушающиеся при экстремальных воздействиях внешней среды
6.2. Корпускуляр- ные Системы, имеющие мягкие (свободно меняющиеся) связи между элементами и адаптирующиеся к экстремальным воздействиям внешней среды
II. Субъект управления (управляющая подсистема) 1. Центра лизация функции принятия решений 1.1. Цен- трализо- ванные Управляющие системы с одной подсистемой, выполняющей функцию принятия решений
1.2.Децент рализо- ванные Управляющие системы с несколькими независимыми подсистемами, выполняющими функцию принятия решений
1.3.Иерархические Управляющие системы, подсистема принятия решений которой распределена по нескольким подчиненным уровням, каждый из которых выполняет часть функций принятия решений
2. Автома- тизация управления 2.1. Системы ручного управления Системы, осуществляющие управляющие воздействия при участии человека-оператора

Продолжение таблицы 1

2.2.Системы автоматического управления Системы, вырабатывающие управляющие воздействия без непосредственного участия человека-оператора
2.3. Системы автоматизи- рованного управления Системы, представляющие собой сочетание системы ручного управления и системы автоматизированного управления
III. Система управления (СУ) 1. Количество целей 1.1. Одноцелевая СУ с одноцелевым объектом управления
1.2. Много- целевая СУ с многоцелевым объектом управления
2. Канал выработки воздействия 2.1. Система управления по заданным воздействиям СУ, в которой управляющие воздействия вырабатываются по результатам обработки за- данных значений координат объекта управления, поступающих из центра
2.2 Система управления по оценкам СУ, в которой управляющие воздействия вырабатываются по результатам обработки значений координат объекта управления, поступающих на вход системы
2.3 Система управления по отклонениям СУ, в которой управляющие воздействия вырабатываются по результатам обработки значений координат объекта управления, поступающих на выход системы
2.4. Система управления по возмущениям СУ, в которой управляющие воздействия вырабатываются по результатам обработки заданных значений координат и значений координат объекта управления, поступающих на вход системы

Окончание таблицы 1

3. Вид управления (цель управ- ляющего воздействия) 3.1.Система координации СУ, цель которой заключается в согласовании процессов в различных элементах объекта управления
3.2. Система регулирования СУ, цель которой заключается в обеспечении близости текущих значений одной или нескольких координат объекта управления к их заданным значениям
3.2.1.Система стабилизации СУ, цель которой заключается в обеспечении постоянства текущих значений одной или нескольких координат объекта управления на заданном интервале
3.2.2. Система следящего регулирования СУ, цель которой заключается в обеспечении соответствии значений управляемых координат уставке, меняющейся заранее неизвестным образом
3.2.3. Система программного регулирования СУ, цель которой заключается в обеспечении соответствия значений управляемых координат уставке, меняющейся заранее известным образом
3.3. Система оптимального управления СУ, цель которой заключается в обеспечении экстремальных значений показателя качества управления
3.4. Система адаптивного управления СУ, в которой управляющие воздействия вырабатываются при заранее не известных или изменяющихся в процессе эксплуатации свойствах системы управления

Примечание: уставка – значения координат воздействий на входе системы;

СУ- система управления.

СУ – система управления.

Источник: https://megaobuchalka.ru/5/38391.html

Организация как система, понятие организационной системы организация как открытая система – теория организации библиотека русских учебников

Системная методология в менеджменте получила признание и широкое распространение уже во второй половине XX в.

Научно-технический прогресс, давший мощный толчок автоматизации производственных процессов, стал влиять и и на процессы управления требуется постоянная кибернетика – теория, которая объясняла некоторые закономерности авторегулирования в биологии, физике и технике.

Открылись возможности применения этих закономерностей в теории и практике управления социально-экономическими организациями.

В Украине это нашло применение вначале в проектировании автоматизированных систем управления (АСУ), а затем и в формировании системного подхода ко всем процессам организации и управления в социально-экономических структурах. Среди работ зарубежных авторов, которые признавали системный подход как один из универсальных инструментов менеджмента, в Украины получили известность работы. Р. Джонсона,. Ф. Каста,. Д. Розенцвейла,. С. Оптнера,. С. Янга,. Дж. Риггс,. МХ. Мескон. М.Х.. Мескона.

Системный подход вошел в теории организации как особая методология научного анализа и мышления.

Способность к системному мышлению стала одним из требований, предъявляемых к современному руководителя сущность во системного подхода в менеджменте заключается в представлении об организации как о системе.

Система, по определению многих авторов, – это совокупность взаимосвязанных элементов. Характерной особенностью такой совокупности является то, что ее свойства как системы не сводятся к простой сумме свойств входящих элементентів.

Качество организации системы обычно выражается в эффекте синергии. Он проявляется в том, что результат функционирования системы в целом выше, чем сумма одноименных результатов отдельных элементов, с собой совокупность.

На практике это означает, что у одних элементов мы можем получить системы различных или одинаковых свойств, но разной эффективности, в зависимости от того, как эти элементы будут взаимно связанные, т.е.

как будет организована сама системма.

Организация, есть в наиболее общей абстрактной форме организованным целым, составляет предельное расширением любой системы. Понятие”организация”как упорядоченное состояние целого тождественно понятию”систе ема”Понятием противоположным”системе”является понятие”несистематемі” є поняття “несистема”.

Система – это определенная совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, характеризуется целостностью, эмерджентность и стойкостью. С этой позиции понятие”организация”соответствует понятию”система”П.

Однако понятие”организация”несколько шире понятия”система”, поскольку отражает не только состояние порядка, но и процессы упорядочения. Именно эта двойственность природы понятия”организация”делает его тракт ування гораздо содержательнее.

Любая система может рассматриваться как результат организационных преобразований, сменяющих друг ее состояние равновесия дру перетворень, що змінюють один її стан рівноваги іншим.

Система – это не что иное, как организация в статике, т.е. зафиксированный на определенный момент состояние упорядоченности

Рассмотрение организации как системы является продуктивным, поскольку это позволяет систематизировать и классифицировать организации по ряду общих признаков. Так, по уровню сложности выделяют девять уровней иерархи ее:

• уровень статического организации, отражающий статические взаимоотношения между элементами целого;

• уровень простой динамической системы с заранее запрограммированными обязательными действиями;

• уровень информационной организации или уровень”термостата”;

• организация, же сохраняется, – открытая система, или уровень клетки;

• генетические общественные организации;

• организация типа”животных”, которая характеризуется наличием подвижности, целенаправленным поведением и осведомленностью;

• уровень индивидуального человеческого организма -“человеческий”уровень;

• социальная организация, являющаяся разнообразием общественных институтов;

• трансцендентальные системы, т.е. организации, которые существуют в виде различных структур и взаимосвязей

В основу системного подхода к изучению организации, дал возможность рассматривать ее в единстве всех составляющих подсистем и процессов, положена общая теория систем (В. Афанасьев,. И. Блауберг,. В. Жен нин,. П. Лоуренс,. Б. Юдин).

Сначала организация исследовалась как закрытая система, однако впоследствии оказалось, что в природе таких организаций нет. Поэтому сегодня определяющим является подход к организации как к е.

Открытая системы, характеризуется следующими чертамирисами:

• наличие компонентов (система состоит из определенного количества частей, которые называются компонентами или элементами. Они являются необходимыми для достижения целей системы);

• наличие связей (между компонентами системы, с внешней средой);

• наличие структуры (форма связей организационно закреплена в структуре, что обеспечивает устойчивость и придает системе стабильности);

• наличие взаимодействия (компоненты влияют друг на друга и только во взаимодействии всех элементов и связей возможны процессы, с помощью которых достигается результат);

• ход процессов (в системе одновременно осуществляется ряд процессов, каждый из которых связан с определенными изменениями. Процессы меняют ресурсы, входящие в систему, превращая их в организационный продукт));

• целостность и эмерджентность (свойства, которые возникают лишь в результате взаимодействия компонентов организации);

• возможность идентификации (свойства, на основе которых одну организацию можно отличить от других организаций);

• наличие внешней среды (явлений и факторов, которые не являются частью системы, но существенно влияют на нее);

• наличие концепции (отражает миссию, цели и ценности организации)

Применение системного подхода для изучения организации позволяет значительно расширить представление о ее сущности и тенденции развития, более глубоко и всесторонне раскрыть содержание процессов, происходящих в выявить объективные закономерности формирования этой многоаспектной систем.

время в литературе существует множество определений системного подхода. Наиболее полной и лаконичной по содержанию дефиниция. В. Садовского, который отмечал, что системный подход, или системный метод, является эксплицитным (оче евидним, открытым) описанием процедур определения объектов как систем и способов их специфического системного исследования (описания, объяснения, прогнозыи).

Системный подход при исследовании свойств организации помогает установить ее целостность, системность и организованность.

При системном подходе внимание исследователей направлена ??на склад организации, вла астивости элементов, проявляющихся во взаимодействии. Установка в системе устойчивых взаимосвязей элементов на всех уровнях, т.е.

установление закона связей элементов, является выявлением структурной системы я к следующую ступень конкретизации целогого.

Структура как внутренняя организация системы, отражение ее внутреннего содержания проявляется в упорядоченности взаимосвязей ее частей. Это позволяет определить ряд существенных проявлений организации как си истема. Структура системы, выражая ее сущность, составляет совокупность законов определенной сферы объявленияищ.

Исследование структуры организации – важный этап познания разнообразия связей, имеющих место внутри исследуемого объекта. Это одно из проявлений системности.

Другое проявление заключается в выявлении вну утришньо-организационных отношений и отношений объекта с другими составляющими системы высшего уровня.

В связи с этим необходимо, во-первых, рассматривать отдельные свойства исследуемого объекта в их соотношениях ни с объектом как целым, а во-вторых, раскрыть законы поведениянки.

Системный подход к исследованию организации в современном его толковании тесно связан с самоуправляемыми процессами систем. Социально-экономические системы в большинстве случаев неравновесные, спонтанно обеспечивает развитие эффекта самоорганизации человеческого фактора и соответственно самоуправленияя.

Организационная наука, применяя системную методологию, предполагает изучение и учет опыта организационной деятельности в различных типах организации – экономических, государственных, военных. Рассмотрение орган низации как системы позволяет обогатить и разнообразить методологический инструментарий исследования организационных относин.

На основе понимания организации как системы можно выделить ряд общих свойств, присущих организациям любой природы

Известно аристотелевское положение -“целое больше суммы его частей”- до сих пор остается важнейшей характеристикой организованной целостности. Создание целого осуществляется посредством интеграции. Инт теграция – это объединение частей в единое целое. Любую организацию можно рассматривать как интегрированное целое, в котором каждый структурный элемент занимает свое местоає своє місце.

Понятие целостности неразрывно связано с понятием эмерджентности эмерджентность называется наличие качественно новых свойств целого, отсутствующих в его составных частей.

Это означает, что свойства целого не является простой суммой свойств составляющих его элементов, хотя и зависят от них.

Однако объединяемые в систему (целое) элементы могут терять свойства, присущие им вне системы, или. Набу ваты новывих.

Организация, будучи целостным, системным образованием, характеризуется устойчивостью, т.е. всегда стремится восстановить нарушенное равновесие, компенсируя изменения, возникающие под влиянием внешних факторов

Источник: http://uchebnikirus.com/menedgment/teoriya_organizatsiyi_-_monastirskiy_gl/organizatsiya_sistema-1.htm

Системный подход к изучению организации. 1. Демокрит – формирование материалистического атомизма. 2. Платон, Аристотель – понятие системы как упорядоченности. – презентация

1 Системный подход к изучению организации<\p>

2 1. Демокрит – формирование материалистического атомизма. 2. Платон, Аристотель – понятие системы как упорядоченности и целостности объектов природы. 3. Эпоха Возрождения – концепция системы мира; зарождение системных научных дисциплин. 4. Классическая философия (Кант, Ламберт, Гегель) – гипотеза системной организации знания. 5. XX век – развитие теории систем как науки. 6. Современные исследования – развитие понятия системы, использование основных законов теории систем на практике, обобщение знаний предметных отраслей наук. История понятия «система»<\p>

Читайте также:  Как зарекомендовать себя хорошим студентом?

3 20-е гг. XX в. – всеобщая организационная наука (тектология) А.А. Богданова; е гг. ХХ в. – Л. фон Берталанфи, общая теория систем; 50-е гг. ХХ в.- развитие кибернетики (работы Н. Винера), теория «черного ящика» (У. Эшби); е гг. – концепции общей теории систем, обеспеченные собственным математическим аппаратом (М. Месарович, А. Уемов, В. Глушков). История понятия «система»<\p>

4 Примеры определения системы: 1. Система – это объективное единство закономерно связанных друг с другом предметов, явлений, а также знаний о природе и обществе. 2. Система – это комплекс элементов, находящихся во взаимосвязи. 3. Система – это множество элементов с отношениями между ними и между их атрибутами. 4. Система есть отражение в сознании субъекта (исследователя, наблюдателя) свойств объектов и их отношений в решении задачи исследования, познания. 5. Система – это совокупность взаимосвязанных элементов, составляющих некоторое целостное образование, имеющее новые свойства, отсутствующие у ее элементов. Подходы к формированию понятия «система»<\p>

5 Подходы к формированию понятия «система»: 1. система как комплекс процессов, явлений и связей между ними, которые существуют объективно, независимо от наблюдателя; 2. как инструмент, способ исследования процессов и явлений; 3. сочетание 1 и 2. Система здесь – искусственно создаваемый комплекс элементов (людей, процедур, технологий, научных теорий и т. д.), предназначенный для решения сложной организационной, технической, экономической задачи. Вывод: система – это упорядоченное определенным образом множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих целостное единство. Система – это такой объект, свойства которого не сводятся без остатка к свойствам составляющих его элементов. Подходы к формированию понятия «система»<\p>

6 Основные понятия системного подхода: Среда – сфера, ограничивающая структурное образование системы. Элемент системы рассматривается как объект, относительно самостоятельный и не подлежащий дальнейшему расчленению на данном уровне рассмотрения, выполняющий определенные функции, находящийся во взаимосвязи с другими объектами, составляющими систему. Подсистема – это относительно независимая часть системы, обладающая свойствами объекта-системы (наличие структурной целостности, подцелей функционирования и коммуникативности с другими подсистемами или элементами). Подходы к формированию понятия «система»<\p>

7 Основные понятия системного подхода: Отношение – структурная характеристика, определяющая соотношение, соподчинение одного свойства элемента другому. Связь – это функциональная характеристика; перенос материальных, энергетических или информационных компонентов из одного объекта в другой. Состав элементов и способ их объединения определяют структуру системы. Состояние системы – это описание ее в определенный момент времени как «статичной фотографии». В таком состоянии все элементы имеют статичные входные и выходные параметры. Под равновесием системы понимается описание состояния системы, которая лишена внешних воздействий и находится в состоянии равновесия. Под устойчивым состоянием системы понимается такое поведение, которое обеспечивает ей возвращение в равновесное состояние после воздействия внешних факторов. Подходы к формированию понятия «система»<\p>

8 Классификация связей: 1. внутренние и внешние. – внутренние – перенос компонентов происходит между элементами системы; – внешние – выход одной системы становится входом в другую (прямая связь). 2. прямые и обратные. Прямая связь обеспечивает передачу воздействия, информации с выхода одного элемента на вход другого, а обратная – с выхода некоторого элемента на вход того же элемента. Связи и отношения<\p>

9 3. по алгоритму совместного функционирования – рекурсивные, синергетические, циклические и обратные. Рекурсивная связь устанавливает причинно-следственную связь между различными параметрами в экономической системе. Синергическая связь в теории систем определяет результат совместных действий взаимосвязанных элементов как общий эффект, который превышает сумму эффектов, получаемых от каждого независимого элемента. Циклическая связь рассматривается как сложная обратная связь между элементами в системе, определяющая ее полный жизненный цикл, например, в процессе производства какого-либо изделия. Обратная связь является основой саморегуляции, развития систем, приспособления их к изменяющимся условиям существования. Подходы к формированию понятия «система»<\p>

10 4. положительные, отрицательные, гармонизированные. Под положительной связью понимается результат взаимодействия элементов, в процессе которого не нарушается внутренняя структура самих элементов. Этот результат дает импульс к дальнейшему развитию элементов и всей системы. Под отрицательной связью понимается результат взаимодействия элементов, в процессе которого происходит разрушение как самого элемента, так и всей системы. Под гармонизированной связью понимается устойчивое динамическое состояние развития элементов в результате их взаимодействия.. Подходы к формированию понятия «система»<\p>

11 Классификация по И.В. Блаубергу, В.Н. Садовскому, Э.Г. Юдину: 1. генетические порождения; 2. преобразования; 3. взаимодействия; 4. функционирования; 5. развития; 6. управления. Подходы к формированию понятия «система»<\p>

12 Свойства понятия «система»: 1. Наличие элементов, которые могут быть описаны атрибутами; 2. Функциональные свойства – наличие связей между элементами; 3. Свойство соотношения – наличие отношений, определяющих уровень иерархии; 4. Свойство самоуправления – наличие цели; 5. Изоморфизм – язык описания состояния и функционального поведения системы. Вывод: Система – это целостное структурное образование, выделяемое исследователем из окружающей среды на основе единства функционирования множества взаимосвязанных объектов в качестве элементов, обладающих определенными свойствами, связями и отношениями. Подходы к формированию понятия «система»<\p>

13 Свойства системы (Истомин): 1. Целостность – несводимость свойств системы к свойствам ее элементов ; 2. Структура – совокупность взаимосвязей (отношений) между элементами системы ; 3. Делимость – возможность разделения системы на составляющие ее компоненты. Выделяются: подсистема; элемент; масштаб системы – определяется разнообразием и количеством подсистем и элементов в составе системы; множество состояний системы – каждый компонент системы обладает своим поведением и состоянием, отличным от других; связи между элементами системы. Свойства системы<\p>

14 4. Открытость: границы системы – возможность отделения системы от других систем (физически, пространственно или по другим признакам); внешняя среда – системы, условия и элементы, расположенные за пределами границ системы; внутренняя среда – основные компоненты системы (существенные, несущественные и пренебрегаемые); адаптивность – способность предпринимать адекватные действия в ответ на многообразные действия внешних и внутренних факторов. Свойства системы<\p>

15 Таблица 1 – Теории систем Теории систем Теория Описание Множеств Формально описывает свойства системы и ее элементов на основе математических аксиом Ячеек Изучает систему в качестве подсистем (ячеек), между которыми происходит перенос свойств Сетей Изучает функциональную структуру связей и отношений между элементами системы Графов Изучает реляционные (матричные) структуры, представляемые в топологическом пространстве Информации Изучает способы информационного описания системы- объекта на основе количественных характеристик Кибернетики Изучает системы управления в качестве процесса передачи информации между элементами системы и между системой и окружающей средой, с учетом принципа обратной связи<\p>

16 Таблица 1 – Теории систем (продолжение) Теории систем Теория Описание Автоматов Система рассматривается с точки зрения «черного ящика», т.е. входных и выходных параметров Игр Исследует систему-объект с точки зрения «рационального» поведения при условиях получения максимального выигрыша при минимальных потерях Оптимальных решений Позволяет математически описать условия выбора наилучшего решения из альтернативных возможностей Очередей Использует методы оптимизации обслуживания элементов в системе потоками данных при массовых запросах<\p>

17 1. Наличие структуры; 2. Наличие цели; 3. Выходы в соответствии с заранее установленным порядком; 4. Оптимальное сочетание и взаимодействие элементов системы. Признаки системы (Истомин)<\p>

18 1. Наличие структуры (организованность); 2. Гетерогенность; 3. Эмерджентность; 4. Отделение от внешней среды; 5. Гомеостаз; 6. Адаптация и эволюция; 7. Неравномерность развития; 8. Возможность представления в виде модели. Свойства системы (Олянич)<\p>

19 1. Сложность – количество и разнообразие связей между элементами системы; 2. Управляемость – доля известных потенциально возможных связей; 3. Организованность; 4. Связность – взаимная зависимость процессов преобразования ресурсов в полезные результаты; 5. Неопределенность хозяйственной деятельности – последовательность, состав операции и время на ее выполнение. Свойства организации как системы (Лапыгин)<\p>

20 1. Ресурсы – это люди (человеческие ресурсы), энергия, капитал, материалы и информация; 2. Взаимодействие с внешней средой – организация зависит от внешней среды как в отношении своих ресурсов, так и в реализации продуктов своей жизнедеятельности; 3. Горизонтальное разделение труда – разделение всех видов деятельности в организации на элементы работ, направленное на специализацию функций работников; 4. Наличие подразделений – совокупностей людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели подразделения, вписывающейся в цели функционирования организации в целом; 5. Вертикальное разделение труда – деятельность одних людей по координированию работы других людей составляет сущность управления организацией; 6. Необходимость управления – задачи подразделений и работников организации должны быть взаимоувязаны. (сбалансированы) посредством вертикального разделения, иерархии полномочий и ответственности. Характеристики организации как системы<\p>

21 1. Функциональное – отражает параметры системы, происходящие процессы и иерархию; 2. Морфологическое – состав элементов системы; 3. Информационное – представление об обмене информацией между частями системы, системой и внешней средой. 4. Коммуникационное – связи с другими системами. 5. Интеграционное – изменение во времени и в пространстве. 6. Хронологическое – описание истории системы. Виды описаний систем<\p>

22 Управляющая и управляемая подсистемы Рис. 2 – Система управления предприятием Управляющая подсистема – это совокупность взаимоувязанных методов управления, реализуемых людьми с помощью технических средств для обеспечения эффективного функционирования производства. Управляемая подсистема – это объект управления.<\p>

23 Сущность системного подхода – рассмотрение организации как системы. Системный подход – это универсальный метод исследования, основанный на восприятии исследуемого объекта как единого целого, состоящего из взаимосвязанных частей и являющегося одновременно частью системы более высокого порядка. Системные эффекты организации: 1. Адаптивность – способность организации приспосабливаться к изменениям внешней среды; 2. Кибернетический подход – предусматривает наличие заранее определенной цели, к которой система стремится, самоорганизуется вокруг нее; 3. Синергетический подход – механизм не требует цели, самоорганизованность системы проявляется как эффект кооперации между элементами системы. Системный подход<\p>

24 Основные понятия системного подхода Обратная связь – это воздействие результатов функционирования какой-либо системы (объекта) на характер этого функционирования. Саморегулирование системы – это изменение управляющих воздействий без вмешательства управляющего субъекта с автоматическим учетом новых сведений о состоянии объекта при его малых отклонениях от желаемого состояния. Эмерджентность – это несводимость свойств системы к свойствам отдельных элементов. Синергия – это сочетание (совместное действие) двух или нескольких взаимодействующих элементов, свойств (качеств, потенциалов) любой системы, придающее системе новое качество, отличающее систему от простой суммы независимых качеств ее элементов. Системный подход<\p>

25 1. Рассмотрение системы как части более общей системы, расположенной во внешней среде; 2. Деление системы на части; 3. Обладание особыми свойствами, которых может не быть у отдельных элементов; 4. Проявление функции ценности системы; 5. Принцип единства. Вывод: комплексный подход рассматривает объект с разных сторон, а системный подход – с позиции целостности. Принципы системного подхода<\p>

26 1. Определение признаков системы; 2. Исследование свойств, отношений и связей системы; 3. Установление структуры системы; 4. Взаимоотношения с внешней средой; 5. Описание поведения; 6. Описание целей; 7. Определение необходимой информации. Этапы системного подхода<\p>

27 Организация в контексте классификации систем Классификация систем Организация как система 1. По субъекту, создающему систему Технические, естественные и социально-экономические; естественные и искусственные 2. По составу элементов Материальные и абстрактные (знаковые) 3. По возможности взаимодействия с внешней средой Открытые, замкнутые и изолированные 4. По наличию структуры Организованные и неорганизованные 5. По степени организованности Детерминированные и стохастические 6. По характеру взаимодействия с внешней средой Активные и пассивные 7. По способности к изменению Динамичные и статичные<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/980311/

Ссылка на основную публикацию