Почему учёба в университете не для всех?

Осторожно – универ, или Почему ваша учеба в вузе – сомнительная затея

© Максим Гусаров, 2015

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero.ru

Глава первая. Абитуриент

Дорогой читатель!

Вы приняли судьбоносное решение – поступить в высшее учебное заведение?

Что ж, решение действительно судьбоносное!

Вполне возможно, что вы уже приготовили папку с документами, которые предстоит сдать в приемную комиссию. Возможно, вы активно готовитесь к вступительным экзаменам – самостоятельно, с репетитором, на подготовительных курсах… Возможно, переживаете: а все ли получится? А вдруг не сдам? А вдруг не зачислят? А вдруг… а если…

Понимаю вас. Достаточно хорошо.

Ну а, может быть, вы уже, преодолев волнение (а то и вовсе пока не волнуясь), собрались, оделись и направились в путь, к желанному (или, скажем так, желаемому) университету – подавать документы, присматриваться, собирать информацию об экзаменах, собеседованиях, возможностях поступления или непоступления?..

Погодите еще немного, прежде чем выйдете за порог.

Хочу предложить вам небольшой тест, как раз на волнующую нас с вами тему.

Он довольно прост. Вы легко справитесь с ним.

На каждый вопрос отвечайте: «да» или «нет».

ТЕСТ

1. Считаете ли вы, что учеба в вузе откроет вам путь к успешной карьере, послужит залогом солидного заработка в будущем?

2. Считаете ли вы, что обучение в вузе и (или) наличие диплома о высшем образовании обязательно для современного человека (гражданина, интеллигента)?

3. Сомневались ли вы (долго определялись), выбирая учебное заведение для себя, не зная, в какой вуз (на какую специальность или направление) вам лучше поступить?

4. Подсказали ли вам родители (родственники, знакомые) университет, в который можно (нужно) поступать, либо подсказали ли они о самой необходимости получения образования?

5. Решили ли вы учиться в университете для того, чтобы не проходить срочную военную службу?

Если на один вопрос (или более одного) вы ответили «да» – пожалуйста, выполните действия, указанные в пяти пунктах ниже.

1. Возьмите папку с документами, которые вы приготовили для приемной комиссии. Положите ее на стол, рядом с собой.

2. Налейте себе чаю, кофе, лимонада со льдом, воды без газа – в общем, любой напиток, который вы любите.

3. Сделайте глубокий вдох, затем выдох.

4. Вспомните адрес университета, в который вы собрались (хотя бы приблизительно).

5. И ни в коем случае не идите по этому адресу!!!

Кроме шуток! Замрите!! Ни шагу вперед!!!

Именно сейчас вы рискуете выбрать путь,

который не принесет вам ничего, кроме разочарования,

а также времени, сил и денег, потраченных впустую.

Миллионы юных (иногда не очень) граждан нашей страны сразу после получения школьного аттестата (иногда – не сразу после этого) спешат продолжить свое образование.

В принятии этого решения им способствуют родители, учителя, специалисты по психологии и профессиональной ориентации, которые частенько посещают старшеклассников в их классах; друзья, знакомые, незнакомые люди, а также средства массовой информации, книги, справочники…

Эти юные (иногда не очень) люди долго думали, куда им поступить (или, наоборот, определились сравнительно быстро). Они считают, что диплом о высшем образовании – неотъемлемый атрибут умного, уважаемого человека, да и вообще Человека в самом лучшем смысле этого слова.

Искренне полагают они, что обучение в вузе – базовый стандарт, краеугольный камень, старт карьеры, интересной и насыщенной жизни.

Может быть, даже на тех, кто не собирается продолжать свое образование в следующем учебном заведении, они смотрят снисходительно, чуть свысока; а может быть – даже презрительно, называют их «тупыми», «неучами» или еще какими-нибудь обидными словами…

(Впрочем, уверен, что до оскорблений дело не доходит. Это я сам, наверное, погорячился).

Вскоре они, эти юные (иногда не очень) люди, спешат пополнить ряды абитуриентов, заполонить вузовские коридоры, занять место перед приемной комиссией, затем – перед экзаменационной… чтобы наконец-то прочесть свое имя в списках зачисленных в вуз, получить новенький студенческий билет и зачетную книжку, завести общие тетради для конспектов, прийти на первое занятие и – ура, вперед, к светлому будущему!..

Они думают, что они приняли взвешенное и обдуманное решение.

Они думают, что выбирают свой путь, светлый и счастливый.

Они думают, чтосами строят свою судьбу.

О, как это не так.

О, как это не так!!!

Почему это не так? Выясним по ходу наших рассуждений.

Но я повторюсь:

Именно сейчас вы рискуете выбрать путь,

который не принесет вам ничего, кроме разочарования,

а также времени, сил и денег, потраченных впустую.

«Ты что же это, – скажут мне, – считаешь, что высшее образование – это нежелательно, бесполезно и вообще плохо?»

Нет, я так не считаю.

Но я на сто процентов убежден в том, что слишком много людей неверно оценивают для себя значение учебы в вузе и по каким-то соображениям (пусть даже общепринятым) учатся в университете, в то время как вузовская учеба – далеко не определяющий фактор человеческого жизненного пути.

* * *

Здесь, кстати, должен сделать очень важное дополнение.

Я предполагаю наличие среди читателей неравнодушно настроенных, активных людей с ярко выраженной гражданской позицией, которые уверены (или почти уверены) в том, что система образования в нашей стране находится в кризисе, что уровень его (не кризиса, естественно, а образования) не соответствует ни мировым, ни государственным, ни региональным стандартам, ни даже соображениям здравого смысла, решительно не выдерживает никакой критики, и вообще нужно многое менять…

Я почти вижу среди читающей публики и тех, кто кипит негодованием, жарко утверждая постулат о том, что система образования на самом деле направлена не на развитие, а на подавление личности человека, превращение его в безвольное, тупое существо, которое будет способно лишь подчиняться и слушаться…

Извините.

Я не разделяю ни одного, ни другого мнения.

Проблем в устройстве и функционировании государственной системы образования, вполне может быть, действительно хватает.

Какие же в этой системе есть «подводные камни» и скрытые программные установки – мне неизвестно; да и, по правде говоря, не особо интересно разбираться. Может статься, что есть и они.

Мои соображения, описанные здесь – не об этом.

Я, более того, искренне считаю, что уровень образования, которое предлагают наши многочисленные вузы – вполне адекватен.

Хотя бы потому, что качество образования от самих университетов почти не зависит.

Зависит оно от нас – учащихся, студентов, аспирантов.

Пока у нас есть голова на плечах, работающий головной мозг, а государственные (или частные) библиотеки и, в конце концов, Интернет предоставляют нам возможность поиска, выбора и усвоения информации – у нас есть реальный шанс получить качественные знания, стать специалистом и опытным мастером в любой области знаний, которая нам понравится.

Дело не в университетах. Дело в желании.

А при желании – и не нужно быть очень «образованным», чтобы это понять – возможно подчас даже невозможное.

Что уж говорить о вполне реальном высшем образовании.

Также я не говорю, что образование, диплом, студенчество – все это однозначно пагубно повлияет на вашу жизнь.

Я лишь говорю о том (немножко забегая вперед), что хорошо бы употребить эту смесь по назначению, если она вам действительно необходима.

* * *

В одной мысли вполне справедливо сходятся многие люди. В том, что молодые годы – как раз те, что обыкновенно приходятся на вузовскую учебу (поэтому их и называют «студенческими годами») – лучшее время в жизни человека.

«Мятежная юность», «пора надежд» – говорил об этом времени Александр Сергеевич Пушкин; и мысль двухсотлетней давности, на мой взгляд, справедлива и сейчас. Да, это время надежд, мечтаний, радостей, ощущения того, что ты стоишь на пороге необыкновенной жизни.

Время активности, поисков, сумасшедшей любви, неожиданных чудесных находок…

Друзья! Нам очень важно провести это прекрасное время с радостью и пользой.

Поэтому давайте хорошенько подумаем, что чего стоит и что нужно вам.

* * *

Эта скромная книжка адресована не только абитуриентам, которые обдумывают и определяют свой дальнейший жизненный и профессиональный путь.

Она адресована и старшеклассникам, и студентам, и выпускникам вузов, и аспирантам, воззрения которых на их же профессию (вполне возможно) нуждаются в пересмотре и корректировке; родителям, друзьям, знакомым, специалистам, к мнению которых прислушиваются молодые люди. Всем интересующимся изложенной здесь – вполне альтернативной – точкой зрения…

Все, что написано здесь, помимо всего прочего – нечто вроде предупреждения; и, если хотите, крик души.

Ваш покорный слуга искренне желает, чтобы вы не повторяли его ошибок.

Будучи человеком вроде бы неглупым, я долго, но, в основном, безуспешно стремился получить высшее образование.

Потратил на это двенадцать лет (сейчас мне тридцать) и успел поучиться аж в четырех университетах.

Один из них я умудрился окончить. (Право, мне сейчас даже немного стыдно в этом признаваться).

Попутно выдержал многие раунды внутренней и внешней борьбы, множество тяжелых мыслей и раздумий.

Но сейчас понял кое-что…

В одиннадцатом классе, помню, на одном из уроков, нам устроили устный опрос на тему: «Кто куда хочет поступать после школы?». Мы отвечали по одному. Все назвали учебные заведения города. Какой-то институт назвал и я.

Но если бы я, тогдашний школьник, без пяти минут выпускник, понимал то, что понимаю сейчас – я бы спокойно ответил:

– Я никуда не собираюсь поступать.

Спросили бы, почему – объяснил бы, почему.

* * *

Вокруг каждого из нас – множество людей, более или менее близких. А, как говорится, сколько людей – столько и мнений. Но эту идею никто до меня не донес, никто не высказал, никто даже не намекнул. Я дошел до нее самостоятельно.

Это было очень нелегко.

Именно поэтому я спешу поделиться ею с вами.

Как воспринять ее, эту мысль? Прислушаться? Принять к сведению? Скорректировать для себя? Отвергнуть? Подвергнуть сомнению? Проигнорировать?

Решать вам, в конечном итоге.

Я верю в ваш разум. Верю в то, что вы принимаете мудрые решения. Не моим умом – своим.

И, полный этой веры и надежды, приглашаю вас на страницы следующей главы.

Глава вторая. Студент

…Утро, хоть и было солнечным, начиналось, как всегда, вяло

«Эх, хорошо бы еще поспать, – нащупывая с закрытыми глазами кнопку, выключающую противный сигнал будильника, думал студент. – Но, блин… К первой паре, к первой паре… Куда деваться. Надо вставать. Хорошо еще, что пар сегодня три, а не четыре, как вчера. Не так долго там торчать. Три пары пережить можно».

Студент с трудом открыл глаза и начал – впрочем, пока не вставая с постели – обдумывать предстоящий учебный день.

«Так, что у нас там сегодня будет? Первая пара – информатика, лекция. Ну, это ерунда, ничего серьезного. Посидим, попишем. На лекциях все-таки не спрашивают. Правда, препод противный. Бубнит так, что без слухового аппарата не разберешь, и сам придирчивый, вредный.

Когда практику ведет – так вообще хоть вешайся. Один вон из-за него уже на отчислении висит… Боже ты мой! На отчислении! Из-за чего? Из-за информатики?! Ну ладно, я на прошлых практиках неплохо справлялся с заданиями, так что мне это не грозит… Наверное. Ха-ха.

Что там вторым номером? Философия, семинар? Халя-я-я-ва! Там хоть нормальная тетя. Болтает себе все больше о чем-то своем. С четвертого курса один тип рассказывал, что «автоматы» она ставит за просто так.

Ну и отлично! Хотя… что-то я забыл… Вот черт! Я же сегодня должен сдать ей реферат! Ладно, сейчас встану, скачаю, по-быстрому что-нибудь подправлю – чтоб не сильно заметно, что скачал… Ну, и распечатаю в универе в перерыве.

Если вдруг придерется – переделаю… Хотя нет, не придерется. Она все-таки реально добрая.

Третья пара… Забыл, что ж там? Неужели физра? А, не, не физра… Какая физра, она теперь только на той неделе… Ага, еще один семинар. Ну почему не лекция? Ну, или не физра, на худой конец… Там ничего не надо было готовить? Вроде бы ничего.

Эх, скорее бы выходные, недолго уже осталось. Можно будет оторваться. Хотя нет… Не все так радужно. Надо же лабораторную доделать. В понедельник на первой паре сдавать. Вот тебе и выходные.

Ну да ладно, где наша не пропадала… Что ж я валяюсь-то все… Пора в универ! Еще философию надо скачать. А опаздывать нельзя…»

* * *

Вопрос к нынешним студентам: не узнали себя, случайно?

Если узнали – вам, скорее всего, нет смысла учиться там, где вы сейчас учитесь…

Подобным образом начинается день миллионов студентов. И все они, эти студенты – разные.

Они могут учиться на «отлично», на «хорошо», на «удовлетворительно»; могут относиться к занятиям и домашним заданиям ответственно, а могут и безответственно; могут аккуратно посещать все пары, а могут большинство из них прогуливать; могут иметь долги по учебе, а могут не иметь; могут относиться к преподавателям с симпатией, уважать их или тихо ненавидеть…

Что объединяет этих студентов?

По-моему, равнодушие к тому, чем они занимаются.

Как бы успешно (в оценочном выражении) вы ни учились, как бы ни относились к изучаемым предметам, к сокурсникам, к преподавателям – не замечали ли вы когда-нибудь за собой, что вам, по большому счету, все равно?

Вспомните тест, который я попросил вас пройти на первых страницах этой книги.

Вы пошли учиться ради будущей карьеры и зарплаты? Вам нужен диплом как документ? На вашем обучении настояли родители? Или, например, работодатель, пославший вас учиться?

В первом случае вы откладываете свою деятельность на будущее. Во втором – откладываете свой статус на будущее. В третьем – рассчитываете в будущем получить одобрение и бонусы.

В общем, вы работаете на свое будущее. И с этим многие согласны. «Надо думать о будущем», – эту фразу вы слышали, слышите и будете слышать очень часто.

Драматичность ситуации заключается в том, что сам процесс учебы вам, скорее всего, неинтересен.

Но тогда вопрос: зачем? Зачем все это было начинать?!

Ради будущего? Принести в жертву немалое количество времени, а подчас и денег (обучение на платной основе – обычная практика!) – чтобы когда-нибудь получить что-нибудь?..

Не годится.

Читайте также:  5 секретов сдачи госэкзамена

Давайте начнем разбираться, почему.

* * *

Первый вопрос приведенного в начале первой главы теста, напомню, звучал так:

Считаете ли вы, что учеба в вузе откроет вам путь к успешной карьере, послужит залогом солидного заработка в будущем?

Ваш ответ был «да»?

Правильный ответ:

наличие высшего образования не гарантирует ничего

Не предлагаю здесь обращаться к цифрам статистики и «общеизвестным фактам». Просто помыслим.

Не раз уже в новейшей российской истории из всех уст звучало неприятное слово: «кризис».

Экономический, финансовый, Бог знает, какой еще… Последствие подобного явления, вроде бы, очевидно: людям становится, в определенной мере, сложнее жить.

Их доходы (во всяком случае, в реальном выражении) падают, зачастую они оказываются без работы в результате сокращения штатов или банкротства компании-работодателя…

Иногда – что там маленький работодатель! – банкротятся даже большие государства.

У вас есть гарантия, что такая неприятность точно не случится с вами? Что вы-то уж точно не останетесь без работы?

Конечно, если случится именно такая ситуация и вам укажут на дверь – вы сможете предъявить диплом вуза (неважно какого) и заявить: «Позвольте, но у меня высшее образование!».

Источник: http://iknigi.net/avtor-maksim-gusarov/160031-ostorozhno-univer-ili-pochemu-vasha-ucheba-v-vuze-somnitelnaya-zateya-maksim-gusarov/read/page-1.html

Век учись: истории людей, которые десятилетиями не могут закончить университет

Владимир

Журналист, 51 год. Поступил в 1987 году, окончил в 2010 году

«В 1987 году я поступил на факультет журналистики МГУ, а в 1991-м случился путч, кончился Советский Союз, началась демократическая Россия. Зарплата как что-то осязаемое прекратила свое существование. Кроме того, у меня как раз родились дочки-близнецы, которых надо было кормить, поэтому после четвертого курса я ушел в очень долгий академический отпуск, чтобы работать и обеспечивать семью.

Я возвращался на журфак несколько раз: в 1994, 1998 и 2008 годах. Когда в стране начинался кризис, с работой становилось туго и появлялось свободное время, восстанавливался и учился до тех пор, пока работы не становилось существенно больше.

Во время последнего кризиса, в 2008-м (на журфаке уже училась моя дочь), я уперся и закончил обучение. Когда получал диплом, учебная часть рукоплескала мне.

Впрочем, я не рекордсмен: говорят, не так давно факультет журналистики окончил студент с 27-летним стажем.

Каждый раз, когда я восстанавливался, мне нужно было пересдавать большинство предметов заново: доходил до 50 хвостов. На протяжении этих лет программа обучения менялась, что приводило к разным казусам. К примеру, в 1987 году на очном отделении уже не преподавали историю КПСС.

Но спустя годы я восстановился на вечерку, а вечерники в 80-е еще изучали эту дисциплину, поэтому сдать ее должен был и я. Меня отправили на факультет общественных наук, где на меня посмотрели как на идиота.

Тем не менее они согласились принять экзамен, хотя истории КПСС не было в программе уже больше 10 лет. Мне попался вопрос про нэп: пока я пересказывал ленинские указы, глаза преподавателя заметно округлялись.

Она поставила мне 3 балла со словами: «Вы излагаете историю России по «Краткому курсу истории ВКП (б)» Сталина. С тех пор трактовка событий уже несколько раз поменялась».

На все экзамены я приходил с потрепанной советской зачеткой, в которую была вклеена фотография девятнадцатилетнего военного моряка — я оформлял документы для поступления, когда проходил срочную службу на Черноморском флоте. Паспорт, однако, преподаватели не спрашивали, поскольку в моей зачетной книжке были их подписи десяти-двадцатилетней давности.

Нередко профессора принимали меня за коллегу и спрашивали, как прошла лекция. Я отвечал, что студенты слушали внимательно, и увиливал от вопроса, какой предмет я читаю.

Когда я входил в аудиторию, однокурсники, увидев большого и бородатого мужчину, вставали.

Спустя пару месяцев они поняли, что я такой же, как они, и во время списывания ответов к какому-нибудь тесту кричали другим: «Не дергайтесь, это свой!»

Я всю жизнь работал в прессе, занимался пиаром, рекламой и издательским бизнесом. Однако работодателей интересовало только портфолио и практические навыки, а не диплом. Я не ощущал, что мне не хватает знаний, так как, поступая каждый раз в МГУ, я находил для себя что-то новое и актуальное».

Источник: https://daily.afisha.ru/relationship/3101-vek-uchis-istorii-lyudey-kotorye-desyatiletiyami-ne-mogut-zakonchit-universitet/

Учёба в институте. Почему и зачем? — БГМУ

(Пока оценок нет)
Загрузка…

После окончания экзаменационной сессии, студенты вузов могут спокойно наслаждаться летом. А вот для абитуриентов всё только начинается. Здав тестирование, им предстоит пройти процедуру подачи документов и пережить само поступление, как факт поступил или нет.

Около месяца длиться прием документов приёмной комиссией. Поступить в институты желает огромное количество выпускников школ, лицеев и техникумов.

Однако на вопрос для чего всё-таки так необходимо пройти процесс получения образования в институтах и университетах, теперешние студенты отвечают не совсем так, как это должно быть в идеале.
Вопрос для чего нужно образование является достаточно простым, а ответ на него также не должен вызывать затруднений, здесь всё логично.

Ведь получение образования предполагает не только, получение знаний, умений и навыков в рамках определённой специализации, а и расширение общего кругозора человека, его самореализацию. Хорошо конечно бы, если бы это всё было действительно востребованным.

Чтобы существовали схемы, типа: школа-университет-работа, предполагающие, что после окончания университета, каждый, при желании, сможет реализовать себя в рамках своей профессии.

В данный же момент, наличие диплома – это всего лишь небольшая гарантия того, что на какую-нибудь работу молодой специалист всё же устроится, а по специальности она будет или нет – это уже другой вопрос. Поэтому, в ответ на вопрос: «для чего же вы учитесь, студенты?» часто слышен ответ: «нужно получить диплом». И правда нужно, однако без опыта работы и связей, даже с дипломом устроится на желаемую работу, мягко говоря, очень не просто.

Также распространены ситуации, когда студенты учатся на факультетах, которые им вовсе не подходят, не подходят по причине неспособности и не желания обучатся. Также частыми являются случаи, когда родители настаивают на определённом выборе, а иногда студент и вовсе не знает в какой отрасли хотел бы себя проявить, просто ещё не «нашел себя».

Учится, обязательно нужно, но учится с какими-то определёнными целями, как например, реализоваться в жизни, быть способным обеспечивать себя и свою семью материально, стать независимым, иметь средства для занятий своим хобби, помогать родителям, которые в свое время немало вложили и средств и усилий, чтобы их дети получили всё необходимое.

Поэтому время учёбы в институте – это одно из самых хороших периодов. Так как в это время как раз можно и учится и заниматься тем, что тебе интересно, одним словом тратить время на себя, однако уже задумываясь, о своём будущем.

Как вывод, студенты которые жалуются, что они не могут учится в высших учебных заведениях и как это скучно и плохо, просто не привыкли напрягаться и решать вопросы самостоятельно. Как говориться: «Если Вы не можете справится с учёбой в институте, то на что Вы вообще способны?!

Хотите вкусных блинов? Вы можете купить блинницу в интернет магазине www.abat-service.ru по выгодной цене! В любое удобное Вам время!

Источник: http://bgmy.ru/3331-ucheba-v-institute-pochemu-i-zachem.html

Лучше узнать сразу: советы первокурснику технического вуза

Во-первых, запомните, что поступить в технический вуз – это самое простое из всего обучения. Теперь ваша главная задача – не вылететь. Вот несколько советов:

Повторите все, что прошли в 10-11 классах

По физике, математике (+химия, черчение). Придя в институт, вы ощутите, с какой мощностью на вас свалятся задания, информация и обязательства. Гораздо проще будет с ними справиться, если у вас есть база. Не просто есть, а вы хорошо ею владеете.

Не тратьте много времени на тусовки

С новыми одногруппниками или старыми друзьями — неважно.

При поступлении в вуз, когда находишь для себя много новых знакомых, сразу хочется с ними поговорить в неформальной обстановке, сначала учеба кажется посильной, поэтому большинство студентов, не понимая, чем это чревато, гуляют весь сентябрь, а потом понимают, что долги начали копиться один за одним, а времени это все исправить уже нет. И начинают судорожно зубрить все ночью, само собой, сразу все не выучишь, начинается паника. Вы поступили в технический вуз, забудьте о беззаботной жизни.

Не ботайте ночью

Да, люди, становящиеся студентами, как правило, превращаются в зомби, так как приходят в ужас от количества заданий, которые они вынуждены выполнить. Поэтому, не щадя себя и свое здоровье, круглосуточно делают типовики.  Лучше не болтайте на парах, а записывайте, хотя бы не вникая, чтобы было потом откуда черпать информацию.

Не всегда, но зачастую семинарские записи полезнее учебников, в которых написана куча всего. Больше толку будет, если вы, зная, где искать информацию, в бодром настроении сделаете домашку днем, вечером или даже утром перед парами, чем будете в полуовощном состоянии пытаться разобраться. А если необходимо, обратитесь за помощью к преподавателю.

Выспавшись.

Не чертите сразу в толстых линиях, на листе с рамкой, не пишите в чистовике

Ееще сто раз придется переделать.

К каждому преподу можно найти подход

В любом вузе есть топ преподавателей, которых знают все, потому что им невозможно сдать. Если вы уже услышали, что вам попался именно такой, то сразу постарайтесь вникать именно в этот предмет, а не оставлять его на потом. Хотя бы долгов будет меньше.

Попробуйте себя зарекомендовать с первых же пар. Слушайте. Старайтесь любым путем найти способ сдать задание в срок, потому что потом сдавать долги на хвостовой сессии злому преподу — просто ад.

Обычно пытают и мучают тех, кто остается последними, поэтому не оказывайтесь в их числе.

Очень много технарей сейчас подумают «Ага, попробуй сдать Курову, Жукову, Витушкину (фамилии вымышлены) и тп…» Я все это понимаю, но иногда наступает момент, особенно в технических вузах, что надо просто расслабиться. А то не доживете до диплома с такими нервами.

Выполняйте все в срок

Даже если у вас не получается разобраться самостоятельно, то всеми путями попробуйте сдать все-таки задание к дедлайну. Бывает такое, что у  вас даже есть, у кого списать, но вы планируете «сначала разобраться, а потом уже списывать», если время подходит к концу, то сначала сдайте, потом разберитесь.

Так есть вероятность получить больше баллов за работу и возможность выглядеть лучше в глазах преподавателя. Есть такие, кто зачитывают дз как сданное в срок, давая дополнительное время на исправление ошибок. Если же вы запланируете сначала разобраться, то, как правило, это дз доводится до самой зачетной недели, в итоге все равно бездумно списывается.

Но тогда у вас не будет дополнительных баллов, и вы в глазах препода – хвостист, которого надо спрашивать тщательнее.

Распределите время

Если у вас плохо с ориентацией во времени, то обзаведитесь настенным календарем, чтобы наглядно понимать, когда срок приближается. Можно еще поставить напоминания на телефон, желательно, чтобы они доставали своей навязчивостью, чтобы точно не отвертеться.

Не бойтесь задавать глупые вопросы

НЕ БОЙТЕСЬ ЗАДАВАТЬ ГЛУПЫЕ ВОПРОСЫ. Всегда, когда не понимаешь чего-то,  даже не впускай в себя мысль: «Ну ладно, дома сяду, разберусь». Не разберетесь!  Нет, может, если сильно постараетесь, то да.

Но зачастую бывает так, что ответ окажется простым и понятным, а не спросив у преподавателя, можете потратить очень много времени. Да и потом работа может затормозить, ибо без какой-то непонятой детали дальше можно вообще весь предмет не понять.

И да, можете не сомневаться, на экзамене именно это и спросят, а потом преподаватель ехидно заметит: «Ну я же вам рассказывал, а чего сразу не переспросили». Спросите! Если не у преподавателя, то у студентов, это важно.

Да и преподаватель увидит пусть не заинтересованность, а то, что вы хоть слушаете. Поэтому, НЕ БОЙТЕСЬ ЗАДАВАТЬ ГЛУПЫЕ ВОПРОСЫ (да и скорее всего они только кажутся глупыми).

Расшифруйте все сокращения и названия, которые вам встречаются

Даже названия предметов могут быть зашифрованы (ТФКП, УП и НИП, ОКП и т.д.), а это то же самое, что иностранное слово, которое вы не понимаете, но вынуждены им оперировать.

Часто придется работать с механизмами, изображенными на плоскости, посмотрите живые картинки, а лучше видео, чтобы увидеть, как это работает, потому что если вы первый раз видите, например, кулачковый механизм, шарниры, заделки, может не сразу быть понятно, что вообще делать.

Читайте также:  Можно ли расслабиться в период сессии?

Разобравшись в  сокращениях и рисунках, вы поймете, о чем идет речь на паре, будете понимать «зачем мы здесь собрались», а если речь идет о сокращениях в самом языке математики или программирования, то и учиться станет чуть-чуть проще.

К слову о «расшифруйте»: пишите лекции крупным шрифтом, понятным почерком, не в разных тетрадях, рисунки делайте крупными, а то потом во всех налепленных векторах невозможно разобраться. Лекция и так непонятная, а тут еще и почерк.

Налаживайте связи

Вы пока даже не представляете, насколько важно иметь знакомых на старших курсах.

Они полезны всем, начиная с подсказки, где какой кабинет, включая инструкцию по сдаче определенному преподу, заканчивая помощью с домашкой.

Тем более что старшекуры в любом случае более «прошарены» в вузе, какой-никакой да дадут лайфхак. Помимо студентов общайтесь с педагогическим составом,  имея хорошие отношения с преподавателями, чувствуешь себя увереннее.

Знайте в лицо и по имени своих преподавателей

Иначе никак.

Старайтесь и не бойтесь

Даже если не получается ничего, помните, что не вы первые, не вы последние. Так же «горит» у всех. Если вы весь в долгах как в шелках, помните, что лучше всего материал знают как раз те, кто сдает на хвостовой сессии. Со временем долги перестают казаться чем-то катастрофическим.  Все сдается, все выучивается. Просто с холодной головой и без паники подойдите к делу.

Не теряйте годы зря

Многие из моих знакомых, уже окончивших технический вуз, говорят, что они не знают, что делать. Чтобы не жалеть о потраченных бесцельно годах:

  1. Занимайтесь внеуниверситетской деятельностью, чтобы учеба была не единственным, что вы видели все 6 лет. При устройстве на работу вам понадобятся навыки общения, лидерства, организации, да и вообще ширина кругозора поможет по жизни.
  2. Если Вам кажется, что вы поступили не туда, то не затягивайте с переводом, со временем будет только хуже и тяжелее, позже пойдут предметы еще более углубленные, а если оно вам не надо, то учиться будет просто адски тяжело, противно и неинтересно. И наоборот, если сразу не получается, но вы чувствуете, что эта специальность – ваша, не бегите из университета при первой же возможности.

Невозможно учиться так, чтобы было легко. Но, как говорится, чтобы дойти до цели, нужно просто  идти.

Чего-то добиться в техническом вузе  можно лишь самостоятельно выполняя задания, ну или хотя бы вникая в чужие работы. Но лучше, конечно, стараться самому.

Аппетит приходит во время еды, предмет начинает нравиться, когда начинаешь в нем разбираться. В любом случае помните, что все будет хорошо. Ну а мы желаем вам удачи 🙂

Источник: http://tmstudent.ru/article/sovety-pervokursniku-tekhnicheskogo-vuza

Психология online

В течение всей жизни человек практически постоянно сталкивается с проблемой выбора, она сопутствует нам как в мелких бытовых ситуациях, так и в глобальных вопросах, от правильного решения которых зависит вся наша судьба. Одной из таких глобальных дилемм, несомненно, является выбор будущей профессии.

Семнадцатилетний выпускник, волей неволей, встает перед вопросом, чем же он хочет заниматься в жизни, делает какой-то выбор и сообразно своему решению поступает в определенное учебное заведение и, казалось бы, на этом все проблемы решены, осталось только выучиться, получить диплом и вперед, во взрослую жизнь! Однако на практике все, порой, оказывается несколько сложнее. Часто случается так, что, проучившись три, а то и четыре, года, студент однажды утром просыпается и понимает, что все, на что он планомерно убивает лучшие годы своей жизни, совершенно того не стоит. В такие моменты, как правило, вспоминаются все нереализованные детские мечты, и, на фоне осенней депрессии, это приобретает по истине вселенские масштабы, и вот он уже видеть не может стены родного ВУЗа и с ужасом осознает, что ошибся. Сама я столкнулась с подобной проблемой на третьем курсе, будучи успешной студенткой одного из лучших ВУЗов города, я поняла, что не просто не нахожу свою будущую профессию интересной, но и даже отдаленно не представляю, как ЭТОМУ можно посветить целую жизнь. Уверена, эти чувства знакомы многим, как и та фатальная обреченность, которая приходит следом. Начинает казаться, что эта ошибка имеет поистине вселенские масштабы, что жизнь испорчена, что исправлять что-то поздно, а продолжать жить как раньше просто не возможно.

Что делать в такой ситуации? Есть ли смысл сразу бежать к психоаналитику или стоит попытаться справиться самостоятельно?

Конечно, если вариант с психоаналитиком для вас приемлем, то почему бы и нет, но для тех, кто такой роскоши себе позволить не может, вот несколько моих личных соображений на эту тему.

Во-первых, сядьте, успокойтесь и постарайтесь логически проанализировать ситуацию.

Действительно ли вас не устраивает получаемое образование, действительно ли вы разочаровались в будущей профессии и действительно ли ваше сердце принадлежит совершенно другому делу? Этот вопрос имеет принципиальную важность, поскольку может оказаться так, что в вас говорит не столько разочарование, сколько банальная усталость, вызванная слишком короткими ночами и слишком длинными парами. Если так, то обычный здоровый молодецкий сон или поездка на свежий воздух, поверьте мне, решат основную часть проблем.

Но если даже после детального обдумывания вы остаетесь при мысли о роковой ошибке, это тоже не конец свет. Для начала уясните простую вещь – вы НЕ один. Поверьте, тысячи студентов выбирают себе ВУЗ из соображений «легче поступить» или «родители подсказали», или «платить меньше». Тысячи выпускников идут учиться абы куда, даже не задумываясь над теми чувствами и эмоциями, которые может вызвать у них обучение нелюбимому и неинтересному делу. По большому счету, лишь единицам удается с первого раза сделать правильный выбор, поняв, что же им нужно и близко. И если окружающие вас люди производят впечатление счастливых и всем довольных, это еще не значит, что так оно и есть, поверьте даже вокруг вас много таких, кто испытывает похожие эмоции.
Во-вторых, придя к неутешительному выводу, постарайтесь не предпринимать резких попыток что-то изменить. Понимаю, в голову сразу приходят мысли о том, что бы бросить все, уйти на заочное, поменять ВУЗ или вообще оставить высшее образование. НЕ торопитесь! Бросить, как говориться, всегда успеете. На пике эмоций такие решения приниматься не должны. Дайте себе немного времени. Пусть пройдет месяц или два, пусть чувства улягутся – решение уйти должно приниматься на холодную голову, и только тогда, когда вы будете уверены что это самый разумный выход из ситуации! Помните, этот поезд уйдет и больше не вернется, а в наше экономически нестабильное время риск оправдан далеко не всегда. Как показывает практика, когда эмоции успокаиваются, человек понимает, что нет никакого смысла пороть горячку и бросать все. Любое высшее образование еще никому не мешало. Быть может, все же имеет смысл доучиться? А если серые студенческие будни за учебниками и конспектами становятся невыносимыми, если сердце требует творчества и самореализации, что ж реализуйтесь! Займитесь танцами, или рисунком, начните учить новый язык, займитесь вышивкой крестиком, наконец! Да, что угодно! Но если все же ваше решение уйти осталось неизменным даже после полугодового взвешивания всех «за» и «против», что ж, так тому и быть. Уходите, но только прежде чем уйти, убедитесь, что вам есть куда податься. Уровень безработицы в молодежной среде растет. Найти достойную работу с приличной зарплатой становиться сложно даже высококвалифицированным профессионалам, а людям с неполным высшим образованием и подавно. Если вы решили уйти в другой ВУЗ, что ж, прекрасно, но убедитесь, что вы сможете в него поступить на тех условиях, какие вам необходимы, а уж потом сжигайте старые мосты. Да и к тому же, не возникает у вас резонного вопроса о том, не покажется ли вам ваше новое призвание столь же никчемным, что и прежнее, года через три?

В общем, какое решение вы не примете, имейте ввиду: все в ваших руках.

Просто знайте, что если единожды вы ошиблись с выбором, в этом нет ничего фатального, в жизни все исправимо и если с душой поэта вы получаете образование строителя, это еще не означает, что через несколько лет именно вы не станете лауреатом нобелевской премии в области литературы. Доверяйте жизни и верьте в себя. Удачи!

Источник: http://psymeds.ru/texts/krizis-studencheskogo-samoopredeleniya-ili-mama-zaberi-menya-iz-etogo-universiteta.html

Халявная учеба в Европе, или О том, как поступить в университет Эстонии (личный опыт)

vene_laneВсем привет! Сегодня я решила рассказать о моей попытке поступить в эстонский университет и что из этого вышло.

Учеба в Эстонии? Почему бы и нет

Если вы вдруг решили стать студентом ВУЗа заграницей, то здесь нужно, конечно же, готовиться заранее. Я решила поступать в университеты еще осенью, в сентябре. Хочу уточнить, что я закончила Донецкий Национальный Университет по специальности «Переводчик» в 2012 году и в связи с декретным отпуском была дома.

Решила да и решила! Пробежалась по доступным для иностранцев программам, увидела, что для меня что-то есть и успокоилась, мол времени еще много, вступительная кампания вообще начинается в январе. Не делайте, так, пожалуйста 🙂 Хотя я все успела, не смотря на то, что все делалось просто в последние часы .

Об этом расскажу далее, а пока первый этап — принятие решения — закончен.

Полезные ссылки
Если Вы таки решили учиться в Эстонии, то посетите этот сайт http://www.studyinestonia.ee/ ,раздел Study — Programmes, а дальше, уверена, не потеряетесь. Кстати, я перечитала весь сайт, информация действительно полезная.

После того, как Вы нашли подходящую программу, откройте и перечитайте все-все требования для поступления, составьте список необходимых документов. Затем еще раз перечитайте информацию непосредственно на сайте ВУЗа.

Я для себя выбрала Master's Programmes, Humanities, Semiotics в Тартусском университете, а еще готовила документы в Таллиннский университет, но так и не подала их, передумала. В общем, программа Семиотика в Университете Тарту стала моей основной и единственной целью.Расскажу немного о ее преимуществах.

Первое и самое главное как по мне — это возможность учиться бесплатно. Вообще бесплатно, да. Но количество мест ограничено, а оплата за год на данный момент составляет 3520 евро, длительность обучения — 2 года. Здорово получить шанс учиться бесплатно на одном из лучших факультетов по семиотике в мире.

Читаем далее — для поступления нужно до такого-то числа подать документы в электронном виде с помощью системы Dreamapply и в течение такого-то срока выслать документы по обычной почте по такому-то адресу. Здесь подача документов абсолютно бесплатна, в отличие от Таллинского университета, где она составляет 40 евро.

Второе преимущество — это возможность получить дополнительную государственную стипендию. С ними вы можете ознакомиться по ссылке http://www.studyinestonia.ee/scholarships . Я тоже подавала документы на стипендию, но получила от этого только негативные эмоции.

Я подала и отправила все документы в срок, однако пока сама не спросила, не получила никакого подтверждения, что мои документы получили. Также я до сих пор не знаю решение по поводу начисления стипендии, хотя она мне в принципе не нужна. Но что и как там происходит — неизвестно, тайна, покрытая мраком.

Теперь об условиях поступления в Университет Тарту — для магистерской программы они описаны здесь http://www.ut.ee/en/prospective-students/masters-studies

Мне понравилось то, что очень простой набор документов для поступления:- копия паспорта (скан и бумажная)-заверенная копия оригинала диплома-заверенная копия перевода диплома (на английском или эстонском языке)

-сертификат, подтверждающий знание английского (IELTS, TOEFL и так далее, подробнее о требованиях написано здесь http://www.ut.ee/en/english-language-requirements ).

Читайте также:  Понятие системы. организация как система. системный подход

-мотивационное письмо на английском языке. Его нужно написать очень круто, потому как оно в итоге решает, получите ли вы бесплатное место. Кажется, это весь набор документов, в общем, ориентируйтесь на информацию с сайта. Ах, вот почему еще я не решилась подать документы в Таллинский — среди всех документов они также хотели видеть …дцать страниц моей курсовой работы на английском языке. А моя курсовая работа в университете была на русском, да и сейчас уже следа от нее не осталось, чтоб сделать перевод. Как я готовилась и сдавала IELTS, это вообще отдельная история. Здесь я просто скажу, что я приготовилась сама и сдала на 6,5 баллов из необходимых 5,5. Но при поступлении этот балл ничего не решает.Я очень сильно затянула с переводом документов, поэтому отправляла сканы и письма уже в последний день, но я успела. Мне понравилась система Dreamapply, она показывает напоминания, что мне нужно сделать, что я не заполнила и так далее. Она высвечивает статус моего заявления. В конце мая я уже получила автоматический ответ от системы, что меня добавили в список ожидания. Это значит, что меня возьмут, если кто-то откажется. Затем еще примерно через месяц ожидания мне прислали письмо, что я прошла на платное обучение и поскольку у меня в целях стояло только бесплатное обучение, я отказалась и статус заявления поменялся на Отклонено. Мне было немного жаль, что я не стала студенткой Тартусского университета. Однако с другой стороны, не смотря на проделанный путь, я внутренне была не совсем готова снова сесть за студенческую парту. Как говорится, что ни происходит, то к лучшему. Однако, как говорит какая-то статистика, если вы умный и адекватный человек с неплохими оценками и знанием английского, у вас большие шансы, окоо 90% поступить в университет Эстонии и занять бесплатное место, если это предусмотрено программой.

Планируйте, готовьтесь и дерзайте!)

Источник: https://vene-lane.livejournal.com/20486.html

Учеба в университете загнала в тупик? Выход есть всегда!

   Для многих студентов уже после первого семестра обучения в вузе становится актуальной проблема нежелания учиться дальше. Послужить этому может множество причин, одна из них, разумеется, лень, но сейчас она не рассматривается.

   Любопытней было бы поговорить о разочаровании, которое испытывает студент, проучившись в вузе некоторое время. Зачастую, старшеклассники, думая об обучении в университете, строят воздушные замки.

Причиной этому служат некоторые факторы: школа уже наскучила, обострилось желание стать свободней, старшие товарищи рассказывают, в основном, только о преимуществах студенческой жизни. А что получается на деле.

Есть три пути дальнейшего развития ситуации:

1. Студент успешно учится, но понимает, что это ему совсем не интересно;

2. Ощутив вкус «свободы», казалось бы, способный студент, запускает учебу, а спохватившись, не может войти учебный процесс;

3. Вузовская программа оказывается студенту не по силам, ведь «в школе такому не учили».

   Что касается первого случая, то не всегда учащиеся делают правильные выводы. Ведь, как известно, первый курс рассчитан на изучение общеобразовательных предметов, а вовсе не специалитета. Я, например, тоже с этим столкнулась, когда училась на первом курсе.

По правде говоря, я и сейчас не до конца понимаю, зачем студенту журфака была нужна математика, причем такая сложная. Зато теперь, пройдя все эти «муки», я не только учусь, но и делаю это с удовольствием. С появлением предметов, затрагивающих все, что мне интересно, понимаю, что сделала правильный выбор.

Поэтому студентам-первокурсникам хочется сказать, чтобы не делали окончательных выводов спустя всего год – стоит посмотреть, что будет дальше.

   Однако гораздо тяжелее тем, кто стал героем ситуации номер два. Что скрывать, окончив школу, помимо мозгов, в голове еще достаточно ветра, который может запросто направить неглупого студента на самое дно уже к первой сессии. Осознав всю серьезность случившегося, человеку остается лишь действовать по ситуации.

Если он учится на бюджете, то со дна подняться будет практически нереально. А вот с коммерческой формой обучения дела обстоят полегче. Коммерция есть коммерция, и любой из нас понимает, что вуз имеет определенную степень заинтересованности в таких студентах.

Но, конечно, без терпения и упорства в этой ситуации не обойтись.

Как же поступить тем, кто не может освоить вузовскую программу.

Если после долгих усилий у Вас по-прежнему ничего не получается, может, стоит попробовать что-то другое? Есть принципиальные различия между обучением на гуманитарных и физико-математических факультетах.

К тому же стоит учитывать степень престижности вуза. Чем выше уровень, тем сложнее обучение. Ведь Высшее образование недаром является важным критерием успеха человека. Оно бы попросту обесценилось, если бы давалось легко.

   Помимо вышеперечисленных вариантов выхода из ситуации есть еще один наиболее актуальный сейчас: дистанционное обучение. Не секрет, что в век высоких технологий многие занятия человека можно упростить, в том числе и обучение. Жизнь бежит – и мы за ней, никто не хочет терять драгоценное время, каждый год – на вес золота.

Поэтому, если человек оказался героем одной из трех этих ситуаций, то у него есть выход – дистанционное обучение. В любом вузе есть возможность перевестись на заочную форму обучения, причем учиться можно дистанционно.

Такой вариант удобен во многих отношениях: усвоение информации в спокойной обстановке, отсутствие конфликтных ситуаций с преподавателями, а особенно свободолюбивые студенты могут сами распределять свое время. Кроме того, немало студентов оказывается в рамках обстоятельств, при которых им необходимо одновременно учиться и работать.

Преподаватели, разумеется, не могут войти в обстоятельства каждого, и постепенно учеба у работающих студентов скатывается все ниже и ниже. Таким образом, для студентов, желающих и работать, и учиться одновременно дистанционная форма обучения – незаменимый вариант.

   Подводя итог, хочется сказать, что каждый волен решать по-своему, но отрицать значимость диплома о высшем образовании в наше время бессмысленно. Проблем, возникающих при его получении, множество, но выход есть всегда, особенно сейчас, когда ко всему прочему, появилась дистанционная форма обучения.

Источник: http://diplom-distant.ru/2012/11/30/chto-delat-esli-ucheba-ne-poshla/

Aleksei PenzentcevIT по-своему

В комментариях к одному из моих постов о Чехии меня спросили, почему я выбрал учиться в Университете Масарика в Брно, а не, скажем, в Техническом Университете в Праге (?VUT) или в Техническом же в Брно (VUT). Я ответил на этот комментарий кратким ответом, а «полную версию» решил опубликовать отдельным постом, т.к. у меня была не совсем обычная ситуация. И так, поехали.

Как я начал учить чешский язык

Комичность всего произошедшего со мной за последние два года заключается в том, что я никогда не горел желанием учиться в Чехии. Я об этом даже не думал. Все произошло чисто случайно. Моя девушка сходила вместо подруги на открывшиеся при Ульяновском Государственном Университете курсы чешского языка.

На вводном занятии, помимо всего прочего, отметили, что после этих курсов есть возможность поступить без экзаменов на бюджетное отделение в один из университетов Брно. Причем, даже получить небольшую стипендию на все время обучения, достаточную, чтобы не умереть с голоду.

Сама возможность поступления привлекала не так сильно, как шанс получить диплом, признаваемый в Европе без лишних вопросов. Поэтому, было решено сходить туда лично и посмотреть, что к чему.

Замечу, что интерес к славянским языкам у меня был всегда. Точнее, не именно к славянским, а к старославянскому. Мне всегда нравилось находить сохранившиеся архаизмы и разбираться в их изначальном значении, узнавать, какие существовали однокоренные им слова и т.п. Этим и привлек меня чешский.

Он до сих пор использует множество старославянских слов, которые мы уже забыли или которые употребляются у нас в другом значении. Например, в чешском есть не только слово «нельзя», но и его антоним «льзя». Не знаю как вы, а я в детстве часто баловался, отвечая «Нет, льзя!», когда мне что-то запрещали, используя «нельзя».

Поэтому, я остался на курсах и решил попробовать поучить чешский, чтобы… лучше понять родной русский!

Как я решил учиться в Чехии

Через пару месяцев после начала занятий стало подходить время для подачи заявления на стипендию (был декабрь). Меня спросили: «Хочешь?». Я ответил: «Хочу!», — думая про себя: «А почему бы и нет?!» Я собрал некоторые документы (мотивационное письмо, два письма рекомендательных и список пройденных предметов, т.к. диплома еще не было),и мы ,вместе с преподавательницей, подали заявку.

Как я выбирал университет для учебы в Чехии

Еще через несколько месяцев (примерно, в марте), настала пора конкретно определиться с ВУЗом, специальностью и «заявиться» уже на учебу. Выбирал я из двух лучших университетов Брно: Университетом Масарика и Техническим Университетом.

Выбирал я просто: что-нибудь наиболее близкое к моей текущей специальности и с возможностью поступления без экзаменов.

Единственная интересная деталь была в том, что наша преподавательница чешская убеждала меня, что мой российский диплом признают в Чехии только как бакалаврский, что автоматически не позволяло бы мне поступать в аспирантуру (а возможность то была). Поэтому, выбор шёл только между магистерскими программами.

В итоге, мы оформили заявку на специальность «Прикладная информатика» в Университет Масарика. Почему именно в него? Просто на мой вопрос «Какой университет лучше?» я получил ответ , что по качеству обучения они одинаковые, но Масарик престижнее. Т.к. у меня не было никаких особых предпочтений (как и веры в успешность мероприятия), я доверился.

Потом, в конце мая, я получил предварительную неофициальную информацию, что я буду принят. Я был немного удивлен и ошарашен. Я не ожидал, что это будет так легко и не верил, что я отправлюсь на два года учиться за границу. Оставалось одно «но», которое грозило все сорвать. Как ни банально это звучит, но дело было в деньгах.

Точнее, в их отсутствии в достаточном количестве, чтобы оплачивать жилье, питание и сопутствующие расходы. Надежда была только на обещанную стипендию. И вот, еще через две недели я узнал, что я вошел в 22 счастливчика, отобранных из 80 заявок на получение стипендии. Стало радостно и страшно.

Препятствия оказались позади, и университет уже ждал принять меня в свои объятия.

Я начал готовиться к подаче документов на визу, но это уже совсем другая история…

Вместо заключения

Как я уже говорил, в Чехию меня привела цепочка случайных и не очень событий. Но всех их объединяет одно — я не искал их, у меня не было желания «во что бы то ни стало», «любой ценой». Это не было мечтой моей жизни. Но, в итоге, это стало самой моей жизнью. Сейчас я в Чехии, заканчиваю учебу в университете Масарика и не жалею о случившемся.

Это один из лучших опытов моей жизни. Это принесло мне столько впечатлений, знаний (здесь не имею ввиду саму учёбу) и хороших друзей из разных стран мира, сколько, находясь в России (а особенно, в Ульяновске), я бы получал лет 10. За эти два года произошло много всего. Были и проблемы, были и решения.

Одна подача документов на визу достойна целого поста и подробного рассказа!

В завершение, приведу ссылку на страницу факультета Информатики университета Масарика и мою специальность там.

Полезная статья? Их будет больше, если вы поддержите меня!

Источник: https://lexpenz.com/obrazovanie/pochemu-ya-vybral-dlya-ucheby-universitet-masarika.html

Ссылка на основную публикацию