Можно ли расслабиться в период сессии?

Первая сессия — это страшно?

Допустим, что уже прошло полгода с того момента, когда перед первокурсником открылись двери института. Одним из важнейших событий является первая сессия. Говорят, что настоящим студентом становишься только после сдачи первой сессии, из-за чего большинству первокурсников страшно. Одно дело – ЕГЭ, совсем другое – экзамены преподавателям ВУЗа. А так ли страшна сессия?

Не запускай учебу

Обучение в первом семестре может показаться «лафой», поэтому многие первокурсники начинают пропускать занятия, т.е. они не впитывают информацию, которую преподаватель даёт студентам.

Такие первокурсники думают «Да я всё сдам, только я сегодня посплю/поиграю в комп/схожу в клуб» и т.д. Из-за пропущенных занятий у студентов снижается успеваемость.

Такого допускать не стоит, потому что студенты допускаются к сессии, только если сданы все зачёты, а также выполнены и защищены курсовые работы по дисциплинам определённого семестра.

Изучи расписание сессии

Как правило, расписание сессии утверждается ректором, а затем доводится до сведения преподавателей и студентов за месяц до начала экзаменов. Расписание составляют с таким расчётом, чтобы на подготовку к каждому экзамену было отведено не менее 3-4 дней, что вполне посильно каждому студенту. Расписание сессии вывешивают обычно там же, где висит и расписание за учебный семестр.

 Подготовься

Подготовка – это важный этап. На экзамен необходимо взять с собой несколько ручек и бумагу, чтобы было чем писать и на чём + разрешённые технические приспособления (например, калькулятор).

Свой телефон рекомендуется поставить в беззвучный режим, чтобы он никого не отвлекал во время экзамена.

Для активной мозговой деятельности неплохо было бы взять с собой шоколадку и что-нибудь попить – обычно, это не возбраняется на экзамене.

Также студент обязан иметь при себе документ под названием «зачётная книжка», которую он предъявит экзаменатору в самом начале экзамена. Её можно носить как с собой в период сессии, так и оставлять в деканате – кому как удобнее. Экзаменатор проставляет в ведомость номер зачетки.

После внесения оценки за экзамен в ведомость он может открыть зачетку на нужной странице, чтобы вписать оценку и в неё. На всякий случай узнай, принёс ли экзаменатор ведомость. Если он её не принёс, то экзамен считается незаконным.

Хотя такого обычно не случается – преподаватели всё-таки являются компетентными людьми.

Как правило, экзамены проводятся по билетам в устной или письменной форме. Да, экзаменаторы могут задавать вопросы студентам сверх билета, а также задачи и примеры по программе дисциплины – обычно это делается для того, чтобы «вытянуть» студента.

Вывод

В целом, можно сказать, что при тщательной подготовке к экзаменам сессия не так уж и страшна, как кажется на первый взгляд. Вспоминается один метод избавления от страха – пойти ему навстречу. Самый страшный момент – это столкновение с сессией.

Как только студент возьмёт билет и сядет за стол, ему будет невероятно страшно, а после ему станет намного легче (если он учил материал).

Большинство людей пугает собственное незнание материала, так что стоит сделать вывод – учите, учите и ещё раз учите!

Автор Георгий Сиражетдинов

Источник: http://www.uralstudent.ru/articles/learn/2167969/

Как побороть стресс в период сдачи сессии

02 мая 2011 12:08

            Время сдачи сессии является самым трудным для любого студента, независимо от высшего учебного заведения, где он учится, курса, специальности, успехов в обучении и многих других факторов.

Так или иначе, но сессия требует предельной концентрации и сосредоточенности, максимума умственных усилий и крепких нервов, так как за короткий период приходится сдавать немало экзаменов и зачетов, подтверждать свои знания, от чего напрямую зависят не только оценки в зачетной книжке, но и возможность дальнейшего  обучения в вузе.

И для того, чтобы успешно пройти все испытания и сохранить нормальное самочувствие и психическое равновесие, необходимо серьезно относиться к сессии.

            Самое главное, о чем нужно помнить – это важность соблюдения распорядка дня. Только грамотное планирование времени и правильное распределение нагрузки помогут справиться со всеми экзаменами и не чувствовать себя потом разбитым.

Для этого необходимо составить график самостоятельных занятий, который бы учитывал особенности организма студента (лучше выбирать время, в которое он максимально работоспособен), естественные требования организма (минимум 6-7 часов сна в сутки, нахождение на свежем воздухе, перерывы в занятиях) и расписание экзаменов.

            Не стоит оставлять подготовку к экзаменам и зачетам на самый последний момент – это приведет  к серьезным перегрузкам (ведь нужно будет выучить за день-два то, что рассчитано на недели и даже месяцы) и не даст требуемого результата. Лучше уделять внимание всем предметам на протяжении длительного времени, акцентируя внимание на самых сложных и объемных.

В данном случае очень важно уметь распределить часы занятий между предметами – ведь одни требуют немного времени (общеобразовательные дисциплины, к примеру), а другим придется посвятить очень много времени (профильные дисциплины). Поэтому не стоит уделять максимум времени тому, что можно выучить и за день, даже если этот предмет намного более интересный, чем какой-либо другой.

            Необходимо помнить и о значении правильного питания – во время серьезных нагрузок организм тратит большее количество энергии, чем всегда. Причем, интеллектуальный труд часто требует намного больше ресурсов, чем труд физический.

Поэтому ни о каких диетах во время сессии не может быть и речи. Питание должно быть сбалансированным, включать углеводы, жиры и белки, макро- и микроэлементы, витамины и минералы. Питаться необходимо минимум 3-4 раза в день.

Стоит обратить внимание на сухофрукты, орехи – в перерывах вместо булочки лучше съесть горсть орехов, которые более полезны и питательны.

Во время сильного эмоционального напряжения нужно уметь вовремя отвлечься – можно принимать ванны с травами, пить травяные чаи, которые помогут успокоиться и сконцентрироваться. Иногда может помочь обычная прогулка на свежем воздухе в перерыве между занятиями.

Психическому состоянию следует уделять серьезное внимание, так как нередко студенты во время сдачи сессии настолько перетруждаются и нервничают, что это оказывает негативное влияние на их состояние на протяжении долгих лет – таких жертв учеба не стоит точно.

Источник: http://www.edu-all.ru/articles/stati-ob-obrazovanii/kak-poborot-stress-v-period-sdachi-sessii

Досрочный экзамен: причины

Во время обучения в вузе студенты ежегодно проходят через две сессии, и никто не застрахован от ситуации, когда досрочные экзамены – единственный выход из нестандартного жизненного положения, но перенос возможен только при наличии весомых оснований.

Чтобы быть уверенным в том, что деканат пойдет навстречу, перед написанием заявления с просьбой разрешить досрочные экзамены надо убедиться в том, что причина действительно веская. Прошение студента будет удовлетворено:

  • в случае неотложной поездки за границу с целью обучения, лечения;
  • совпадения экзаменов в разных вузах;
  • если отправляют в командировку с места работы;
  • по семейным обстоятельствам, например, беременности и родам;
  • при трудоустройстве с необходимостью постоянного присутствия;
  • если требуется срочное лечение в стационаре.

Возможны и другие основания, главное, они должны быть весомыми и иметь документальное подтверждение.

Перенос экзаменов возможен при обучении на очном и заочном отделении

Всем ли можно досрочно сдать сессию

Чтобы получить возможность досрочной сдачи сессии, студент не должен иметь академических задолженностей за предыдущий период.

Также на принятие положительного решения влияют:

  • высокая успеваемость студента;
  • отсутствие долгов за пройденный семестр по лабораторным, контрольным и другим видам работ;
  • наличие промежуточных зачетов;
  • отсутствие нарушений дисциплины и прогулов.

Так что, если заблаговременно известно, что понадобится сдавать экзамены раньше установленного срока, следует позаботиться о закрытии всех долгов.

Образец заявления на досрочную сдачу экзамена

Для получения разрешения следует написать заявление с обоснованием причины и приложить к нему документы, подтверждающие необходимость сдачи сессии заранее.

Заявление составляется на имя проректора по учебной части и должно быть рассмотрено руководством института или университета. В нем следует указать такую информацию: Ф. И. О. студента, факультет и курс, а также основание переноса сроков экзаменов.

Наличие уважительной причины, правильно составленного заявления и хорошая успеваемость в течение семестра – надежный залог удовлетворения просьбы о переносе сессии. Если у студента есть академическая задолженность, а в журналах низкие текущие оценки, то руководство университета имеет право отказать в досрочной сдаче.

Заявление на досрочную сдачу сессии

Проректору МГУдоценту Волкову К. И.студентки II курсафизического факультетаПетровой И. П.
ЗаявлениеПрошу разрешить мне досрочно сдать зимнюю (летнюю) зачетно-экзаменационную сессию 2017/2018 учебного года по причине (указать основание).
Приложение: (подтверждающие документы).

Отзывы и обсуждения

Источник: https://edunews.ru/students/otchetnye/dosrochnyj-ehkzamen-prichiny-komu-i-kogda-mozhno-zaranee-sdat-sessiyu.html

Как подготовиться к сессии? Памятка студенту и советы

Всем привет! Зачеты, экзаменационная сессия и сдача экзаменов — самое ответственное время в жизни студента. И сегодняшняя статья как раз на тему как подготовиться к сессии. Ведь хорошенько подготовиться к сессии, а затем на отлично сдать экзамены это долг студентов!

Самое главное, нужно повторить весь материал касающегося предмета, по которому предстоит сдача экзамена.

А это значит, если Вы не пропускали лекции, внимательно слушали и делали конспекта, тогда Вам не трудно будет пробежаться по изученному материалу и быстренько все повторить, но, а если уж пропускали занятия, тогда увы, Вам придется в кротчайшие сроки все учить, чтобы не завалить экзамен.

Как подготовиться к сессии — памятка студенту! Обязательно к прочтению!

  1. Перевод студента с курса на курс и начисления стипендии (сумма). Будет зависеть от итогов экзаменов
  2. Допускается к экзаменам учащийся ВУза тогда, когда у него сданы все зачеты, курсовые и др. работы за семестр.

    Исключением станут только уважительные причины

  3. Если по уважительной причине (утвержденные подходящим актом), учащийся института не сдал в конкретные сроки собственные работы, то декан устанавливает сроки для сдачи зачета и экзамена
  4. За месяц до экзаменов, ректор согласовывает их расписание, после сообщает педагогам и учащимся.

    Для подготовки к 1 экзамену в среднем будет уходить три — четыре дня.

  5. У учащегося должна находиться зачетная книжка.

    Пред экзаменом он ее сдаёт экзаменатору, он ставит в ведомость № зачетки на 1-вой страничке, так как в праве раскрыть только лишь ее, а когда поставит оценку в ведомость, то раскрывает ту страничку, на которую вносится оценка

  6. Проводятся экзамены в строгчайшем распорядке по ведомости, в ней уже помечены студенты, которые никак не имеют допуск к экзаменам.

    Экзамен делится на 3 вида по билетам, утверждается управляющим кафедрой: устный, письменный и в виде теста. На экзамене разрешено использовать тех. средства (ЭВМ и др.). Экзаменатор оставляет за собой преимущество установить студенту доп.

    вопросцы, задачки и примеры

  7. Экзамены принимает лектор, а зачеты преподаватель
  8. Зачеты по практическим и лабораторным работам воспринимаются по времени их исполнения. На практических упражнениях время от времени ведутся зачеты, типа контрольных работ. Зачет по семинарским занятием засчитывается по предоставленным рефератом или устно учащийся ВУза дает ответ на семинаре.

    Зачеты, которые не имеют экзамен ведутся до начала сессии, после завершения лекции. Учащийся ВУза в праве пересдавать зачеты лишь 3 раза по предмету, ежели он израсходовал собственные 3 попытки, то не допускается до сессии и отчисляется из учебного учреждения.

    Пересдачу учащийся ВУза согласовывает с педагогом, когда у него свободное время

  9. Во время экзамена учащийся ВУза пользуется лишь учебными программами, однако в некоторых вариантах экзаменатор позволяет применять справочную литературу.

    Посторонние лица на экзаменах и зачетах не находятся, исключением будет ежели лектор, проректор либо декан позволил им находиться

  10. Ежели студен сдаёт зачет на оценку (удовлетворительную), то она идет ему в зачетку. Ежели на неуд, то она ставится только в ведомость. Если студент не является на экзамен, то в экзаменационную ведомость ставится отметка — «не явился».

    Не явка на экзамен по не уважительной причине, ведет к последствию и декан факультета после экзамена ставит оценку неудовлетворительную

  11. Если у студента в сессию не более 2-х оценок (неуд), то с разрешения ректора и постановлением декана факультета студент имеет шанс перевестись на последующий курс.

    Однако, учащийся ВУЗа сдает все хвосты в срок, который устанавливает декан

  12. Отчисляются студенты по приказу ректора, которые имеют задолженности:
    1. Не сдали экзамен по 3-м и более предметам
    2. Есть хвосты за первый семестр
    3. Переведены на следующий курс, но не погасили задолженность во время (отчисляется студент с переведенного курса)
    4. Не прошли практику либо получили оценку (неуд), когда защищали отчет. В таком случае студент во время каникул отправляется снова на практику, а ели такая возможность отсутствует, то оставляется на повторное обучения либо отчисляется
  13. Во время экзаменационной сессии у учащегося не будет возможности пересдать экзамен. Исключения станет только уважительная причина, тогда декан позволяет учащемуся пересдать экзамен, однако лишь по 1 предмету и у того же экзаменатора. По 1 и тому же предмету позволяется пересдача экзамена не более 2-х раз. Т.е дается только 2 попытки, а третью студен сдает уже комиссии

Вот так! Так что, дорогие студенты, мотайте себе на ус! ))) Но, а сейчас идем дальше!

Советы: как подготовиться к сессии

Так как подготовиться к сессии 🙂 В первую очередь нужно узнать, когда будут зачеты и экзамены. Затем составить для себя график. Таким образом Вы уже будите знать как распределить время на подготовку. Узнайте все условия к допуску и пометьте их в график. Соберите всю не обходимую информацию, как происходит сдача зачета (спросите у старшекурсников)

На каждый поставленный вопрос дайте расширенный план ответа. Заведите для этого специальную тетрадь. Начинайте подготовку с более трудных по вашему мнению вопросов. Не нужно использовать только материал взятый с записей с лекций. Сходите в библиотеку и поищите редкие материалы, цитаты и документы. Это сыграет важную роль на экзамене.

Делайте перерывы. Гуляйте на свежем воздухе, сделайте зарядку. В общем расслабьтесь.

Перед экзаменами хорошенько отоспитесь, чтобы не дремать на экзамене перед преподавателем.

Обязательно позавтракайте, выпейте чашку чая с печением, так вы получите очередную порцию углеводов, которые нужны мозгу.

Ну вот и все! Коротко и ясно! Теперь вы знаете как подготовиться к сессии. Желаю удачи на экзамене! Пока, пока!

К стати я уже писал ранее статью: Советы, которые помогут эффективно подготовиться к экзаменам

С уважением Алексей!

Являюсь администратором данного сайта и по совместительству автором, в свободное время пишу статьи связанные с тематикой сайта. В 2015 году заинтересовался сайтостроением и заработком на нем.

Изучил множество различных курсов, фотошоп, основы html, seo и другие. Самостоятельно научился писать оптимизированные тексты, в связи с этим заинтересовался тематикой сайта.

И теперь уже не остановить ))

Источник: https://lexin-blog.ru/kak-podgotovitsya-k-sessii.html

Как выжить в сессию?

Всего несколько дней остаётся до старта зимней сессии. Для кого-то она будет первой, а для других — совсем нет, кому-то покажется обычным делом или привычным испытанием. Но какой бы она не была, каждый студент испытывает определённое волнение и страх «Не сдать». Поэтому специально для наших читателей мы подготовили небольшие комментарии от опытных студентов исторического факультета.

 ЯНИНА ПАТАШЯН

 4 курс бакалавриата исторического факультета

[sihe_hover id=»4930″]

Отсюда первый совет: не относиться к экзаменам как к чему-то сверхъестественному, ведь это всего лишь оценка и всего лишь экзамен.

Второй мой совет: настраиваться на хорошую работу, постараться найти в подготовке что-то хорошее. Я вот, например, часто пытаюсь себя убедить в том, что тот или иной предмет принесёт мне много пользы, я так много всего нового узнаю!

Третий совет: если уже не лезет, не пытаться сидеть над учебником, ведь это точно не поможет! Выйди на улицу, подыши воздухом, сходи в магазин или в кино, послушай музыку, не допуская при этом  у себя подобные мысли: «о, ужас, я же теряю время, а мог (могла) бы почитать!», — думая так, ты и не отдохнешь, и параноиком станешь.

Четвёртый совет — обязательно сменяй обстановку. Зачастую мне надоедает учить в четырёх стенах, и я просто выхожу учить на улицу или сажусь в уютном кафе недалёко от дома и продолжаю подготовку.

Пятый совет — пиши себе мини-шпаргалки, нет, я не говорю, что их обязательно надо брать с собой на экзамен (хотя можно), но они, как минимум, помогут тебе запомнить некоторые вещи зрительно. И наконец, шестой совет, которого я не всегда придерживаюсь — как можно больше сна, ведь сон однозначно поспособствует тому, чтобы вся информация уложилась в голове!

НАДЕЖДА КУЧЕР

 1 курс магистратуры исторического факультета

[sihe_hover id=»4934″]

Успокаивайте себя мыслью, что сессия — довольно короткий промежуток времени. Всего-то дней 20 (а то и меньше), и вы будете свободны. Они пролетят так быстро, что и не заметите! Сегодня вы просыпаетесь и думаете, что всё плохо, а завтра сессия уже закончится.

Если вы всё-таки поняли, что не успеете, не поленитесь сделать хорошие шпаргалки на экзамен.

Не стоит слишком сильно вдаваться в подробности и детали, особенно когда вы только начинаете готовиться. Подумайте, сколько информации по вопросу вы успеете сказать преподавателю за минут 10-15 ответа — не так уж много. По опыту скажу, что ответ на один вопрос билета редко занимает больше исписанного от руки листика А4.

Наконец, самый главный совет: общайтесь с людьми! Ничто так не лечит душу в сессию, как задушевный разговор в три часа ночи о том, как вы оба (или больше) ничего не знаете и ничего не сдадите. Или наоборот: иногда помогает вместе обсудить вопрос, рассказать друг другу билеты, можно общаться и не на тему сессии, главное — не уходить в себя.

 ГЛЕБ КОЛГАНОВ

4 курс бакалавриата исторического факультета

[sihe_hover id=»4928″]

Прислушиваться к вышесказанному или нет — дело ваше. В свою же очередь, мы желаем вам успехов на экзаменах и отличного настроения!

Источник: http://sl.hist.msu.ru/?p=4926

Что такое сессия у студентов и когда она начинается? — База ответов на любые вопросы

Сессия в учебных заведениях – горячая пора для студентов. Именно этот период считается самым сложным в жизни учащихся.

Любая сессия требует не только подтянуть «хвосты» по некоторым предметам, но и показать преподавателям все свои знания, накопленные за семестр, а также успешно сдать экзамены, чтобы продолжить обучение в ВУЗе.

Что означает слово «сессия»?
Что такое сессия в университете?
Что такое установочная сессия?
Когда начинается сессия у студентов очников?
Когда начинается сессия у заочников?

Слово «сессия» происходит от латинского sessiō, что переводится как «заседание» или «сидение». Его прототипом является глагол праиндоевропейского языка sedeō, означающий «сидеть», «заседать».

Во многих государствах мира слово «сессия» употребляется в основном по отношению к группе людей, собирающихся вместе для обсуждения каких-либо вопросов, а в странах бывшего Советского Союза топоним прижился в качестве обозначения проверки знаний в ВУЗах.

Сессия в университете – это период экзаменов по основным дисциплинам, преподаваемым в течение учебного года. Ее главная цель – проверить умения, знания и навыки студентов. Успешная сдача сессии позволяет перейти в следующий семестр и получать стипендию, а впоследствии – быть допущенным к защите диплома.

Для всех учебных заведений хорошая успеваемость студентов играет немаловажную роль, ведь в таком случае повышается рейтинг ВУЗа и, соответственно, сохраняется его финансирование из бюджета.

При этом не стоит думать, что преподаватели будут намеренно завышать оценки – современная система тестирования и рейтингов помогает подойти к оцениванию с объективностью и беспристрастием.

В большинстве ВУЗов студент каждого курса сдает две сессии – зимнюю и летнюю. Количество экзаменов устанавливается в соответствии с учебным планом и обычно не превышает четырех–пяти.

Сессии предшествует зачетный период, от результатов которого зависит допуск к экзаменам. В это время учащиеся сдают зачеты, пишут предусмотренные семестром курсовые работы и рефераты.

На подготовку к экзаменам дается определенный промежуток времени – в среднем три дня.

По окончании сессии или во время нее (в зависимости от ВУЗа) студент может пересдать те экзамены, которые не сдал с первого раза. После этого осуществляется отчисление учащихся, которые вовремя не прошли проверку знаний или не явились на экзамены, а также производится пересчет суммы стипендий.

Статуса студента обычно можно лишиться за три неудовлетворительные оценки, стипендии – за одну оценку «удовлетворительно».

Установочная сессия является одной из фаз экзаменационного периода у студентов-заочников и представляет собой начитку лекций, позволяющих подготовиться к предстоящим экзаменам.

Как правило, такой период длится одну неделю и включает в себя получение базовых знаний по предмету, методической литературы и заданий ко второй фазе проверочного цикла – зачетно-экзаменационной сессии.

Промежуток времени между двумя фазами составляет от нескольких месяцев до полугода.

Начало и сроки зимней сессии на очной форме обучения каждый ВУЗ устанавливает в индивидуальном порядке. В одних учебных заведениях экзамены начинаются в середине декабря и длятся до Нового года, в других проверка знаний осуществляется с 9–12 января.

В последнем случае зачетный период приходится на декабрь – для успешных студентов он не представляет труда, поскольку многие дисциплины можно сдать «автоматом», по результатам обучения на протяжении семестра. Летняя сессия стартует в первых числах июня и продолжается одну–две недели.

Экзамены у заочников сдвинуты по срокам и проходят раньше или позже сессии студентов очной формы обучения. Обычно группы собираются в конце ноября – начале декабря и весной (чаще в марте).

За месяц до начала экзаменов в учебную часть сдаются выполненные работы, заданные на установочной сессии, а также проводятся консультации.

Если заочник не смог сдать экзамен на текущей сессии, пересдача с разрешения деканата осуществляется до начала следующего экзаменационного периода. Во многих ВУЗах сразу же после сессии начинаются установочные лекции на новый семестр.

Источник: http://www.mnogo-otvetov.ru/nauka/chto-takoe-sessiya-u-studentov-i-kogda-ona-nachinaetsya/

Экзаменационный стресс у студентов — как справиться с волнением

По данным социологических опросов студенты относятся к экзаменам, как к интеллектуальной и эмоциональной перегрузке. На экзаменационный стресс влияют различные факторы, например, зависимость результата и дальнейшего получения стипендии.

Ухудшают эмоциональную перегрузку длительное ожидание экзамена, строгий преподаватель, сложный предмет и жесткий лимит времени. Согласно исследованиям у некоторых студентов давление и пульс достигали показателей гипертоников со стажем заболевания. Как уменьшить страх перед экзаменом? Рассмотрим рекомендации психологов.

Итак, как бороться с таким явлением, как экзаменационный стресс у студентов.

Как проявляется стресс перед экзаменом

Стресс перед экзаменом обычно проявляется в двух видах реагирования. К ним относится:

  1. Активное реагирование. Перед важным событием у части студентов происходит учащение пульса, повышается артериальное давление.
  2. Пассивное реагирование. У некоторых студентов, наоборот, от страха снижается общая активность организма. У них падает артериальное давление, замедляется ритм сердца, ослабляется мышечный тонус. Обычно к концу сессии такие люди сдают оставшиеся экзамены по инерции, они готовы получить любой результат, лишь бы эта «мука» завершилась.

Встречается и эмоционально-конструктивное поведение при стрессе. У студентов повышается интеллектуальная деятельность, они не испытывают сильных эмоциональных переживаний, а лишь сосредотачивают свое внимание на имеющейся задаче.

Исследователи, изучавшие проблему, считают, что экзамены стимулируют мозговую деятельность и повышают познавательный интерес, активность. Психолог Саразон доказывает, что стресс во время сессии нужен.

Так, те студенты, которые волновались перед экзаменами, улучшили свои показатели по сравнению с теми, кто не испытывает стресса в ситуации оценки. При этом нужно учитывать вид нервной деятельности. Для человека со слабой нервной системой любой экзамен является сильным стрессом, он может и не показать своих знаний.

А для флегматика с высшим типом нервной деятельности, наоборот, лучше переживать и бояться, тогда результат будет лучше.

Так, что же делать, когда стресс перед экзаменами не дает сосредоточиться и ухудшает самочувствие? Как справиться с волнением?

Общие рекомендации психологов

Хотя стресс в жизни студента и является неотъемлемой частью, нужно чтобы экзамен не стал причиной нервного срыва. Поэтому предложены общие рекомендации, помогающие вернуть устойчивость.

  1. Старайтесь объективно оценивать свои знания и верить в себя. Обычно человек рисует себе страшные картины, но на самом деле это обычный рабочий процесс для преподавателя.
  2. Не пытайтесь быть совершенными. Для чего нужна именно эта оценка? Что она изменит в вашей изни и на что повлияет? Ответы на такие вопросы помогут снизить важность и зависимость от высокой оценки. Придерживайтесь золотой середины и не пытайтесь брать невозможные барьеры. Сейчас экзамены кажутся масштабным мероприятием в жизни, но если смотреть на них в аспекте всей жизни, то это всего лишь незначительнее событие.
  3. Ограничьте перед экзаменами потребление чая, кофе и газированных напитков. Кофеин возбуждает мозг и делает его невосприимчивым к информации. Лучше съесть апельсин, банан или грецкие орехи. Многие студенты знают о приливах сил после шоколада. Некоторые запасаются на период сессии шоколадками, но эффект бодрости от него кратковременный и длится примерно полчаса.

Дыхательные техники преодоления стресса

Существует множество дыхательных техник, они отвлекают человека от волнения, стресса, насыщают мозг кислородом и позволяют выровнять эмоциональное состояние. Наиболее популярные упражнения описаны ниже.

«Полное дыхание»

  1. Одну руку положите на живот, а вторую на область груди.
  2. Вдох начните с живота, полностью заполнив его воздухом.
  3. После того, как достигнут максимальный уровень, заполните воздухом верхние отделы легких — грудь.

  4. После двухсекундной задержки на вдохе медленно выдыхайте – сначала втягивая живот, а после опуская грудь.

Практиковаться в таком дыхании начинайте с минуты, постепенно увеличивая время, длину выдоха и задержку дыхания.

Этот способ можно применять перед экзаменами и любых других сложных ситуациях. После полного дыхания уменьшается тревога, появляется ясность и силы спокойно оценивать ситуацию.

«Активирующее дыхание»

Если при полном дыхании можно успокоиться и снять стресс, то активирующая техника предполагает мобилизацию. Расслабляющий эффект достигается, когда выдох длиннее вдоха. Чтобы собраться и сконцентрироваться, выполните технику «полное дыхание» в обратной последовательности – замедленный вдох и резкий выдох.

Метод ресурсного якорения

Как привлечь дополнительные ресурсы для сдачи экзамена? С помощью якорения! Методика рассчитана на приобщение организма к позитивному опыту и получение дополнительной уверенности, смелости в сложной ситуации.

Этапы якорения:

  1. Подумайте о негативном моменте, неприятном событии, во время которого проявлялась сильная тревога.
  2. Подумайте — какое качество пригодилось бы в этой ситуации? Например: уверенность, спокойствие, настойчивость. Выберите качество, которое поможет хорошо себя чувствовать.
  3. Когда ресурсы выбраны, вспомните моменты в вашей жизни, когда это качество проявлялась. Например, вы играли со щенком и отдавали ему команды, чувствуя себя сильным и спокойным. Или уверенно отвечали у доски, смело поднимали руку на занятии точно зная верный ответ.
  4. Зафиксируйте момент проживания ресурсного состояния, погрузитесь в него полностью. Представьте, что это качество — свет, заполняющий всё ваше тело.
  5.  Запуск якоря. Лучше всего работает телесный якорь. Во время погружения в ресурсное состояние, возьмите себя правой рукой за большой палец левой руки или незаметно прикоснуться к мочке. Аудиалы могут использовать словесный якорь – слово «уверенность» и «смелость». Теперь это прикосновение или слово — спусковой крючок.
  6. Якоря применяют в любой ситуации, когда необходимо запустить нужное состояние уверенности или спокойствия. Практикуясь в якорении, можно вызывать необходимое состояние в сложной экзаменационной обстановке.
  7. Подберите под себя набор якорей, которые будут отвечать за ресурсные состояния и заякорите их. Теперь вы вооружены!

Психологические упражнения

Когда перед экзаменом теряется самообладание и трудно справиться со стрессом, используйте упражнения для снятия тревоги. Но помните, что любые советы психолога будут неэффективны, если не практиковать упражнения и не пробовать справиться с предэкзаменационным волнением. Итак, упражнения для снятия стресса:

  1. Напрягите все части тела последовательно, начиная с пальцев ног и завершая мышцами шеи. Держите напряжение 10 секунд. После этого расслабьте мышцы в той же последовательности — от пальцев ног до шеи. Выполнение техники способствует мощному расслаблению, уходят неприятные соматические ощущения от волнения.
  2. Сядьте, займите удобную позу и положите руки на колени. Ноги при этом должны твердо стоят на опоре. Считайте до десяти, совершая на каждый счет медленный вдох и медленный выдох. Затем закройте глаза и посчитать в обратном порядке. Задержите дыхание, выдыхайте надо на пятый счет. При выдохе представьте как уменьшается напряжение. Постепенно увеличивайте счет до тридцати.
  3. Большим пальцем правой руки надавите на середину ладони левой руки. Именно там находится точка внимания. После десяти повторений такую же манипуляцию повторите на другой ладони. При каждом нажатии делайте вдох, а при ослаблении надавливания — выдох.
  4. Хорошо помогают в тревожных моментах формулы самовнушения. Они должны быть составлены кратко и позитивно. Например: «Я уверен в себе, я ощущаю бодрость. Моя речь спокойна». На каждом слове делайте вдох. После проговаривания сделайте глубокий выдох с сильным чувством освобождения.
  5. Сожмите ладонь в кулак, большой палец внутри. Сжимайте с небольшим усилием, пять или шесть раз. При сжимании делайте выдох, при разжимании — вдох. Можно выполнять упражнение с закрытыми глазами, тогда эффект от него увеличится. Техника помогает лучше запоминать, поэтому, ее хорошо использовать при подготовке к экзаменам.

Видео: беседа с практикующим психологом «Стресс у студентов»

Что ещё?

Если волнение не проходит, то имеются советы, как получить уверенность с помощью народных средств. Хорошо справляются с тревогой травяные отвары: ромашка, пустырник или зверобой. Но с успокоительными средствами лучше не переусердствовать, иначе можно потерять мотивацию в достижении. Умеренная тревожность подстегивает мышление и позволяет добиваться лучших результатов.

Экзаменационный стресс у студентов — как справиться с волнением Ссылка на основную публикацию

Источник: https://OStresse.ru/stress-v-jizni/ekzamenacionnyj-stress-u-studentov.html

Практическая психология: как поддержать студента во время сесии или написания диплома

Итак, время сессии, экзаменов и подготовки к защите диплома — это время стрессов, бессонных ночей и прочих волнений, которые, конечно же, заставляют организм и нервную систему в целом испытывать излишние нагрузки, что может привести к проблемам со здоровьем.

Что делать, чтобы избежать проблем со здоровьем, читайте далее. Общие принципы подготовки к экзаменам.<\p>

— Как лучше подготовиться к экзамену во время учебного семестра.
— Как правильно организовать режим дня во время сессии.


— Как правильно питаться и сколько нужно спать.

1. Для успешной сдачи экзаменов необходимо учитывать два фактора: теоретическую и психологическую подготовку студентов.

Только в случае работы по всем этим двум направлениям студент может рассчитывать, с одной стороны, на глубокие и прочные знания по изучаемому предмету, а, с другой, — на получение высокой оценки во время экзаменационной сессии.

Теоретическая подготовка к экзамену делится на два раздела, в течение всего учебного года и предэкзаменационная.

Если студент хочет иметь глубокие и прочные знания, а кроме того облегчить себе жизнь во время сессии, то он должен приступать к подготовке к экзамену с самого первого периода изучения предмета. Это удобно, так как, с одной стороны, помогает студенту готовиться к текущим занятиям, а с другой — во время сессии значительно облегчает процесс подготовки к экзамену.

Для этого в начале семестра следует получить экзаменационные вопросы и общую тетрадь для кратких ответов по ним. При подготовке к текущим или итоговым занятиям по каждому экзаменационному предмету нужно конспективно ( в объеме не более 1/3 — 1/2 стр.

!!! ) написать план ответа на экзаменационный вопрос.

Эта работа должна вестись планомерно в течение обоих семестров (если предмет изучается в течение года), так что к началу экзамена у студента уже будет полный перечень кратких ответов на экзаменационные вопросы.

2.

При организации предэкзаменационной работы во время сессии следует, во-первых, равномерно распределить учебный материал на все время подготовки (количество вопросов делится на время подготовки к экзамену, причем вторую половину дня перед экзаменом нужно оставить в резерве), а, во-вторых, оптимальным образом организовать свой быт, так чтобы в нем не было ночных занятий, злоупотребления никотином и кофеином, а также выделено специальное время для физической активности.

В период подготовки к экзаменам не следует радикально менять свой режим дня, так как резкая смена привычного образа жизни плохо «вписывается» в налаженные биологические ритмы человека и требует длительного периода адаптации. Поэтому во время экзаменационной сессии желательно сохранить привычный ритм сна и бодрствования, ограничившись минимальными изменениями режима дня. Эти изменения должны заключаться в следующем :

а) Режим сна и бодрствования: не рекомендуется усиливать учебную нагрузку за счет сна . Подобная рекомендация обусловлена тем, что нормальный сон не только снимает умственное утомление и обеспечивает восстановление потраченных сил организма, но и играет важнейшую роль в механизмах памяти.

Как показали исследования ученых, именно во время сна происходит перевод информации, полученный за день из оперативной в долговременную память. Поэтому сокращение количества времени, отведенного на сон, не только будет приводить к плохому психическому самочувствию, вялости и апатии, но и снизит эффективность усвоения учебного материала.

Во время подготовки к экзаменам помимо ночного сна желательно ввести в распорядок дня кратковременный (1—1,5 часа) дневной сон.

б). Чередование умственной и физической деятельности. Во время подготовки к экзаменам наиболее оптимальной формой распределения нагрузки являются полуторачасовые занятия с пятнадцатиминутными перерывами между ними для физкультпауз.

Способ физической активности не имеет существенного значения — это может быть обычная физзарядка, аэробика, танцы и пр. При этом желательно задействовать все группы мышц для усиления кровообращения в организме.

Особенно благоприятно такие паузы действуют на лимфообращение, которое практически прекращается при сидячей умственной работе и поэтому требует периодической активной стимуляции за счет работы мышц.

Помимо кратковременных перерывов в режиме дня следует предусмотреть 1 —2 больших часовых перерыва для прогулок на свежем воздухе. Прогулки летом желательно организовывать в парках, скверах и других местах, имеющих зеленые насаждения с тем, чтобы обеспечитъ активную вентиляцию легких и насыщение организма кислородом.

в). Питание. Во время интенсивной умственной работы рекомендуется 4-5 разовое питание.

При более редком питании поступление большого количества питательных веществ вызывает перенаполнение желудка, прилив крови к нему и, соответственно, нарушение кровоснабжения мозга, что вызывает вялость и сонливость.

Более частое питание отвлекает от занятий и в сочетании с гиподинамией может приводить к повышению массы тела. Питание должно быть средней калорийности, в пищевом рационе должно быть достаточное количество белков, витаминов и растительных жиров. Избыток животных жиров и крахмала нежелателен.

Очень важно наличие в пище свежих растительных продуктов — овощей и фруктов.

Они не только являются источников витаминов, но и содержат клетчатку, обеспечивающую нормальное функци­онирование кишечника (в противном случае сидячая умственная работа и постоянный непрерывный хронический нервный стресс, сопровождающийся активацией симпатической нервной системы, могут вызывать запоры). Помимо свежих овощей и фруктов, в качестве источника витаминов можно использовать ржаной хлеб, яйца, печень, а также применять поливитаминные комплексы с добавлением микроэлементов.

3.

Психологическая подготовка к экзаменам заключается в создании оптимального функционального состояния, позволяющего студенту наилучшим образом продемонстрировать свои знания преподавателю, а также свести к минимуму вред здоровью, наносимому напряженной учебой во время сессий. Для нормализации своего физиологического и психологического состояния студенты могут применять две группы приемов, одна из которых направлен на релаксацию, а вторая — на мобилизацию организма.

К первым методам относится метод медитации на дыхании и аутогенная тренировка, а ко второму — метод позитивного целеполагания.

Для занятий AT на первых порах желательно использовать уединенное место, чтобы исключить помехи со стороны других лиц, затем, по мере освоения этой методики, аутогенной тренировкой можно заниматься в любом месте, даже при большом скоплении народа. Для занятий AT нужно сесть поудобнее, закрыть глаза и, насколько это возможно, расслабить мышцы.

Наиболее эффективным способом усилить общее расслабление организма является координация формул самовнушения с ритмом собственного дыхания.

На первом этапе занятий дыхание должно быть естественным и непринужденным — следует не вмешиваться в его ритм и глубину, а только следить за потоками воздуха, входящими в организм и покидающими его (прием, известный во многих восточных духовных практиках как «медитация на дыхании»). Обычно требуется несколько минут чтобы полностью сосредоточиться на дыхании — для этого рекомендуется рассматривать этот процесс как бы наблюдая себя «со стороны», что дает максимальный успокаивающий эффект.

Через 3-5 минут после начала дыхательных упражнений можно добавлять к ним формулы самовнушения: «Я — расслабляюсь — и — успокаиваюсь», синхронизируя их с ритмом своего дыхания. При этом слова «Я» и «И» следовало произносить на вдохе, а слова «Расслабляюсь» и «Успокаиваюсь» — на выдохе.

Очень часто предэкзаменационное волнение сопровождается значительным тремором рук, которое нервирует студентов и мешает им успокоиться.

Для устранения этого явления хорошо помогает проговаривание формулы самовнушения «Мои руки мягкие и теплые», сопровождая эту фразу соответственными мысленными представлениями.

Для достижения большего эффекта можно мысленно представить себе, что поток выдыхаемого теплого воздуха проходит через руки. нагревая их.

Тогда первая часть фразы «Мои руки…» произносится на вдохе, а вторая «…мягкие и теплые» — на выдохе, причем подкрепляется соответствующим мысленным представлением; потока теплого воздуха, выходящего из легкими «льющегося» по рукам. Все эти методы позволяют достаточно быстро снять излишнее нервно-мышечное напряжение у студентов и оптимизировать их функциональное состояние.

Интересно отметить, что помимо релаксации, аутогенная тренировка позволяет использовать еще один механизм, повышающий эффективность подготовки к экзамену — так называемые формулы цели. Их действенность основано на том, что подсознание человека, погруженного в легкое гипнотическое состояние более восприимчиво к голосу сознания.

При создании формул цели студент должен руководствоваться следующими принципами: они должны быть по возможности краткими, иметь позитивный характер и должны соответствовать психологическому типу поведения лица, который будет их применять.

Поэтому, после достижения студентами желательного уровня расслабления и снятия первичной избыточной тревожности можно мысленного проговаривать формулу: «Я—спокоен— и уверен — в себе!», также синхронизированную с дыханием, но в этом случае в первой части формулы, в отличие от второго упражнения методики, вдох должен быть несколько продолжительнее выдоха.

Последнюю часть формулы «— в себе.!» рекомендуется произносить на форсированном выдохе с эмоциональным нажимом. На этом этапе можно использовать и другие формулы, например:

«Мой мозг работает хорошо. Мысли ясные, четкие. Я уверен в себе.»

«Моя память работает хорошо. Я все помню.»

«Я ощущаю бодрость и уверенность в себе.»

«Моя речь спокойная, уверенная, неторопливая.»

Помимо аутогенной тренировки перед экзаменом можно использовать и другие методики, например, создать мысленную модель своей успешной сдачи экзамена и «проиграть» эту ситуацию в уме несколько раз.

Можно создать в своем воображении образ спокойного, уверенного в себе человека, который берет билет, легко получает доступ к ресурсам памяти, пишет четкий конспект ответа на вопросы, после чего уверенно и со знанием дела отвечает преподавателю, получая за это желаемую оценку, усильте и создайте образ человека, для которого даже написание диплома и его защита легко выполнимая задача, не то что уж какие-то там экзамены сессии. Таким образом создается своеобразная программа успешной деятельности, которой надо следовать на экзамене. Эта программа путем многократного повторения «закладывается» в подсознание человека и потом реализуется на деле.

Итак:

· Если Вы пришли в ВУЗ за знаниями и хотите вообще свести экзаменационное волнение к минимуму, то на протяжении всего семестра следует планомерно и постепенно записывать краткие ответы на экзаменационные вопросы.

· Если же от сессии до сессии вы весело проводили время, а экзамены нагрянули внезапно, как снег на Чукотке, то, прежде всего, вам следует четко распределить оставшееся время (разделив его на количество вопросов + оставить резерв).

· Распланируйте свой режим дня (учеба + питание + сон + обязательная физическая активность). Не экономьте за счет сна!!!

· Сведите к минимум кофе и сигареты, заменив их фиточаем и спортом.

· Питание должно быть дробным ( 4-5 раз в день). Больше овощей, фруктов, меда, орехов и растительного масла. Меньше жиров и углеводов.

· Научитесь расслабляться. Используйте формулы самовнушения и дыхательные упражнения.

· Настройтесь на победу! Чаще повторяйте позитивные формулы цели. // no-stress.ru

Подборка записей в тему:

Источник: http://www.huntermania.ru/2013/06/prakticheskaya-psixologiya-kak-podderzhat-studenta-vo-vremya-sesii-ili-napisaniya-diploma/

Как успешно сдать сессию. Советует психолог

Конечно, предполагается, что пару дней перед экзаменом вы не просто зубрите конспект, но повторяете то, что должно было отложиться в голове за прошедший семестр.

Однако многие в эти дни начинают рвать на себе волосы и вместо того, чтобы отдыхать перед сдачей, грызут гранит науки вместе с собственными локтями. Но даже в такой ситуации при правильном подходе всё может кончиться хорошо.

В почти безвыходной ситуации многих спасают консультации перед экзаменами. На них вы можете задать вопросы по всем изученным темам, пока ещё не поздно.

Одно из самых главных правил для студента во время подготовки — ликвидировать всё, что может отвлечь (отключить интернет, мобильник, компьютер или телевизор) и полностью сосредоточиться на учёбе.

Что же касается различных съедобных стимуляторов, то многие советуют не набивать желудок до отказа во время чтения материала. То есть лучше всего отказаться на время от жирной пищи, заменив её йогуртами, печеньем, свежими овощами и фруктами.

Существует целый ряд студенческих примет, но если вы даже не предпринимали попытку что-то выучить, пятак под пяткой вам вряд ли поможет.

Обратимся к мнению специалистов. На самые животрепещущие вопросы о подготовке и сдаче экзаменов Yoki.ru ответил психолог Юрий Левченко.

— Многие студенты в период сессии впадают в панику. Как настроить себя на нужный лад?

— Перед экзаменами наваливается множество вроде бы бесперспективных дел. Прежде всего, необходимо начать с малого. Определить свои цели, расставить их по степени важности и начать с мелких, легко выполнимых задач.

— Как правильно распределить силы при подготовке к экзамену? Что делать, если времени осталось совсем мало, а выучить надо много?

— В такой ситуации можно попробовать еще раз проштудировать наиболее запомнившиеся темы и на экзамене акцентировать внимание профессора именно на этих вопросах.

— То есть в процессе экзамена следует перевести ответ в другое русло?

— Да, переходить на тот вопрос, который знаешь лучше всего. Но учить их надо по принципу матрёшки.

Очень часто бывает так, что студенты начинают учить с малого (разглядывают самую мелкую матрёшку внутри большой) и тогда ничего не получается. Надо начинать с самой крупной матрёшки.

То есть от общего переходить к частному: зная что-то общее по теме, легче рассказать о мелочи, даже о той, о которой ты не очень хорошо знаешь.

— В аудиторию лучше заходить в числе первых или последних?

— Последним идти хуже всего. По двум причинам. Первое — сам перегоришь. Некоторые студенты рассчитывают на то, что преподаватель устал и будет всех подгонять. Это ошибка, последнему достанется больше. С последними студентами, или времени не хватает, или что-то ещё, и преподаватель более поверхностно к ним относится, говорит «ладно, в следующий раз сдадите».

— Как расположить к себе экзаменатора?

— Прежде всего, нужно подстроиться под него, завоевать доверие, чтобы собеседник отнесся к вам хорошо. Важно не раздражать и не вызывать недовольства преподавателя, а, наоборот, добиться от него доброжелательности. Ведь и в жизни людей, к которым мы расположены, мы и оцениваем выше.

— Если один экзамен уже сдан, а впереди ещё несколько, стоит ли бурно отмечать успешную сдачу, или лучше сразу вновь уйди с головой в учёбу?

— Расслабиться нужно обязательно. Но расслабиться не в степени, а во времени. Необходимо не растрачивать силы попусту, но и не вводить себя в вялость, потому что в период экзаменов важно поддерживать адреналиновый коктейль в крови.

Читать эту статью на английском: How to pass session. Council of Psychologists

Источник: http://www.yoki.ru/style/career/19-01-2010/82794-session-0/

Стресс в жизни современного студента

Студенческая жизнь не так беззаботна и легка, как кажется на первый взгляд. И, окунувшись в этот новый мир, вчерашний школьник теряется: от него требуется намного больше, чем во время учебы в школе.

Умение быть собранным и дисциплинированным, запоминать большое количество информации в короткие сроки, правильно организовывать свой учебный день, научиться общению с большим количеством новых людей, принимать верные решения в самых различных ситуациях – все это требует от студента большой выдержки, эмоционального напряжения и внутренней стойкости.

У многих студентов на фоне такой нагрузки и повышенных требований развивается стресс. Как выясняют психологи, стресс в жизни студента – явление совсем не редкое, многие молодые люди подвержены этой болезни, особенно в период сессии или сдачи экзаменов.

Длительное пребывание студента в состоянии стресса приводит к истощению нервной системы, что ведет за собой негативные последствия: разлад в работе органов и систем, обострение хронических заболеваний, нежелание учиться и общаться со сверстниками…

Какие трудности в жизни современного студента могут привести к развитию стресса?

Переход от школьника к студенту и учеба в институте – это совершенно новый этап в жизни молодого человека, который требует от него максимальной концентрации своих внутренних сил. К стрессу могут привести такие факторы:

  • Недостаточное количество сна. Особенно актуальной эта проблема становится во время сессии или экзаменов.
  • Не выполненные в срок лабораторные работы, домашние задания, курсовые работы, отчет по производственной практике и т.д.
  • Пропуски занятий и отсутствие полных знаний по какому-либо предмету.
  • Плохая успеваемость по некоторым университетским дисциплинам.
  • Конфликты со сверстниками.
  • Слишком большая учебная нагрузка. Чаще всего с этой проблемой сталкиваются студенты, которые хотят хорошо учиться, но им трудно дается запоминание или анализ какой-либо информации, они вынуждены тратить на это слишком много времени, жертвуя сном или полноценным отдыхом.
  • Отсутствие интереса к учебным дисциплинам и выбранной профессии.
  • Неудовлетворительные условия проживания и учебы.
  • Серьезные изменения в личной жизни студента или в жизни его родственников также могут привести к развитию сильного эмоционального напряжения и стресса (смерть или близких, финансовые затруднения, перевод в новую группу, конфликты со сверстниками и т.д.)

Родители, социальные педагоги, преподаватели и близкие люди должны оказать студенту посильную помощь в преодолении стресса. В отдельных случаях может понадобиться помощь грамотного психолога.

Ниже приведены некоторые методы борьбы со стрессом у современного студента.

  • Нужно научиться правильно распределять свое время. Этот простой совет может сослужить хорошую службу студенту во время учебы. Умение планировать и грамотно растрачивать свои силы поможет все успевать в учебе и находить время для полноценного отдыха.
  • Приучить себя к самодисциплине. Это качество очень необходимо современному студенту и может помочь ему избежать стрессовых ситуаций во время учебы. Например, студент должен четко понимать, что после занятий в институте, обеда и 30 минутного отдыха лучше всего выполнить домашнее задание или найти контрольную работу, а потом идти гулять или общаться с друзьями.
  • Совершать каждодневные прогулки на свежем воздухе.
  • Спать не менее 8 часов в сутки, причем, делать это нужно в ночные часы.
  • Общаться с друзьями или знакомыми в свободное от учебы время.
  • Искать положительные моменты в любой ситуации.
  • Заниматься спортом: активные физические упражнения выводят из организма гормоны стресса.

Студент должен четко понимать, что качество его жизни во многом зависит от него самого, поэтому избежать стресса, все-таки, можно. Но для этого нужно приложить усилия и старания, тогда студенческая жизнь будет полна радости и приятных воспоминаний.

Источник: http://supreme2.ru/stress-v-zhizni-studenta/

Ссылка на основную публикацию