Мифы о трудоустройстве выпускников

Шесть мифов о трудоустройстве

Как бы мы это ни отрицали, каждый из нас в той или иной мере подпадал под влияние мнения большинства. Определенные стереотипы сложились в обществе и по поводу поиска работы, карьерного роста. Попробуем разобраться, имеют ли подобные мифы право на жизнь.

Миф № 1. Найти сейчас работу нереально

Конечно, если сидеть сложа руки, трудоустроиться вряд ли удастся. Чтобы найти подходящее место, надо активно действовать: звонить по опубликованным объявлениям, рассылать резюме, общаться с рекрутерами, участвовать в различных ярмарках вакансий, просматривать сайты по трудоустройству. Не забудьте расспросить своих знакомых — иногда сарафанное радио дает неплохие результаты.

Если же вы сделали все от себя зависящее, а результата по-прежнему нет, попробуйте пересмотреть критерии отбора: вероятно, вы слишком завысили планку. Безусловно, все хотели бы иметь интересную и высокооплачиваемую работу, причем желательно, чтобы офис находился в двух шагах от дома и посещать его было необязательно, но лучше попытаться найти что-то более реальное.

И тогда все у вас получится!

Миф № 2. Диплом престижного вуза — гарантия трудоустройства

Доля правды в этом есть. Большинство работодателей действительно предпочитают приглашать выпускников государственных вузов.

Однако диплом известного института — еще не панацея от кадровых бед, ведь на собеседовании обладателю корочек придется иметь дело с профессиональными вопросами и серьезными тестовыми заданиями, направленными на определение реальных знаний человека.

Престижные учебные заведения наниматели ценят не за громкое имя, а за то, что выпускники подобных учреждений становятся специалистами со знаком качества. Они способны быстро обучаться и решать задачи любой сложности.

Миф № 3. Стартовые позиции — только для неудачников

Почему-то многие наши соотечественники считают работу на линейных должностях чем-то недостойным. Нередко человек, стоящий на низшей ступеньке офисной иерархии, чувствует себя полным неудачником и даже не пытается пробиться наверх.

«Зачем же я столько учился?» — думает молодой специалист, мечтающий после окончания института оказаться по меньшей мере директором компании.

А ведь не зная специфики работы фирмы на каждом этапе ее деятельности, невозможно стать хорошим управленцем.

Миф № 4. Главное при трудоустройстве — связи

Полезные знакомства — лишь один из инструментов поиска работы, и пренебрегать ими, конечно, не стоит. Однако наличие хороших связей может помочь далеко не всегда.

Мне довелось работать в организации, где все сотрудники были родственниками, знакомыми, соседями, одноклассниками и однокурсниками учредителей. Я оказалась единственной, попавшей сюда через рекрутинговое агентство (как обо мне говорили, с улицы).

Через некоторое время президент холдинга попросил меня подписать трудовой договор сроком на 15 лет, так как только со мной у него были по-настоящему рабочие отношения, без всякого панибратства. Его можно понять: руководить коллективом из родственников и приятелей очень сложно.

Именно по этой причине во многих фирмах семейные связи не приветствуются. При заключении брака между сослуживцами начальство даже может попросить невесту не менять свою девичью фамилию, чтобы не афишировать связь.

Миф № 5. Везде нужен опыт работы

Строка в объявлении с требованием солидного стажа может испугать любого соискателя. Однако есть вакансии, где опыт работы не так принципиален.

Иногда компании выгоднее взять на довольно скромную зарплату молодого специалиста, чем платить в два раза больше сотруднику, которому все равно придется адаптироваться к бизнес-процессам на новом месте.

По мнению экспертов, сейчас одним из главных критериев отбора претендентов работодателем стала личная оценка своих качеств самим специалистом. Если у человека нет опыта, но он готов учиться, для многих он становится подходящим кандидатом.

Замечено, что стажеры легче подстраиваются под стиль и специфику работы организации, а затраты на их подготовку минимальны. Так что молодым специалистам есть смысл присмотреться к стажерским программам, предлагаемым крупными холдингами.

Миф № 6. Чем больше денег вы попросите, тем выше вас оценят

Эпоха несоизмеримо высоких окладов, увы, закончилась. Работодатели стали весьма скептически относиться к соискателям с нереальными зарплатными ожиданиями. Иногда доходит до смешного: кандидаты называют суммы, превышающие доход их потенциального руководителя.

Неадекватная оценка ожидаемого заработка никак не может стать плюсом на собеседовании, тем более в конкурентной борьбе за приглянувшееся место. Чтобы не попасть впросак, лучше заранее изучить тенденции кадрового рынка и рассчитать диапазон зарплат для специалистов вашей квалификации.

КСТАТИ…

С нуля начинали многие известные люди и успешные бизнесмены. Так, Генри Форд работал учеником слесаря в механической мастерской. Михаил Фридман был лаборантом одного из институтов Львова. Роман Абрамович начинал карьеру с должности механика строительного управления. Елена Батурина трудилась на заводе «Фрезер». Получается, стартовая позиция — не такое уж плохое начало для будущей карьеры!

Ирина Синяткина
  «Работа & зарплата»

Источник: http://hr-portal.ru/article/shest-mifov-o-trudoustroystve

Мифы о трудоустройстве :: Служба занятости г. Красноярска

Миф — метафора в сознании,
еще не способном понимать что-либо иначе, как буквально.

Александр Круглов

Как бы мы это ни отрицали, каждый из нас в той или иной мере подпадал под влияние мнения большинства. Определенные стереотипы сложились в обществе и по поводу поиска работы, карьерного роста. Попробуем разобраться, имеют ли подобные мифы право на жизнь.

Миф 1. Найти хорошую работу невозможно. Чтобы найти подходящее место, надо активно действовать: звонить по опубликованным объявлениям, рассылать резюме, общаться с представителями кадровых служб, участвовать в различных ярмарках вакансий, просматривать соответствующие сайты.

Не забудьте расспросить своих знакомых — иногда сарафанное радио дает неплохие результаты. Если же вы сделали все от себя зависящее, а результата по-прежнему нет, попробуйте пересмотреть критерии отбора: вероятно, вы слишком завысили планку.

Безусловно, все хотели бы иметь интересную и высокооплачиваемую работу, причем желательно, чтобы офис находился в двух шагах от дома и посещать его было необязательно, но лучше попытаться найти что-то более реальное.

Миф 2. Диплом престижного вуза — гарантия трудоустройства. Доля правды в этом есть. Большинство работодателей действительно предпочитают приглашать выпускников государственных вузов, репутация и статус которых устойчивы.

Однако диплом известного института — еще не панацея, ведь на собеседовании обладателю корочек придется иметь дело с профессиональными вопросами и серьезными тестовыми заданиями, направленными на определение реальных знаний человека.

Престижные образовательные организации наниматели ценят не за громкое имя, а за то, что выпускники подобных учреждений становятся специалистами со знаком качества. Они способны быстро обучаться и решать задачи любой сложности.

Миф 3. Стартовые позиции — только для неудачников. Почему-то многие наши соотечественники считают работу на линейных должностях чем-то недостойным.

«Зачем же я столько учился?» — думает молодой специалист, мечтающий после окончания института оказаться по меньшей мере директором компании.

А ведь не зная специфики работы фирмы на каждом этапе ее деятельности, невозможно стать хорошим управленцем.

Миф 4. Главное при трудоустройстве — связи. Полезные знакомства — лишь один из инструментов поиска работы, и пренебрегать ими, конечно, не стоит. Однако наличие хороших связей может помочь далеко не всегда. Руководители редко допускают формирование коллектива, в котором все сплошь друзья и родственники – управлять им очень сложно.

Миф 5. Чем больше денег вы попросите, тем выше вас оценят. Эпоха несоизмеримо высоких окладов, увы, закончилась.

Работодатели стали весьма скептически относиться к соискателям с завышенными зарплатными ожиданиями: кандидаты называют суммы, превышающие доход их потенциального руководителя.

Неадекватная оценка ожидаемого заработка никак не может стать плюсом на собеседовании, тем более в конкурентной борьбе за приглянувшееся место. Чтобы не попасть впросак, лучше заранее изучить тенденции кадрового рынка и рассчитать диапазон зарплат для специалистов вашей квалификации.

Источник: http://krasczn.ru/find_work/myths_about_employment

Мифы о трудоустройстве: 10 правил, которые можно и нужно нарушать

На рынке труда многое изменилось, и соискатели теперь имеют гораздо больше власти над работодателями, считает Лиз Райан, глава рекрутинговой компании Human Workplace и автор Forbes.

Одно из самых древних правил при поиске работы — в деловом общении никогда не обращаться к человеку по имени. Мы всегда писали письма «Мистеру Смиту» или «Доктору Клеммонсу». Теперь эти времена прошли.

В армии, госструктурах, медицинских организациях, в юридической среде, в науке и в мире финансов большинство людей по-прежнему обращаются к незнакомцам по фамилии, но в других отраслях они все чаще пишут «Уважаемая Салли» или «Уважаемый Пол».

Традиции исчезают на наших глазах, и соискатели работы вовсе не должны быть жалкими просителями. Вы можете прийти на собеседование, будучи собой, демонстрируя свои вопросы и идеи. Вам не нужно тихонько сидеть, как школьник на экзамене. А если от вас ожидают именно этого, то вряд ли вам нужна такая работа. Пусть они наймут кого-нибудь еще.

Вот 10 традиционных правил поиска работы, которые вы теперь можете нарушать:

• Подавайте заявки только на те вакансии, которые названы в объявлении, и только указанным способом (например, заполнив онлайн-анкету).

• Присылайте только стандартное, скучное резюме, как у всех.

• Пишите в сопроводительном письме, как ваш опыт соответствует главным требованиям, обозначенным в объявлении.

• Не обращайтесь в компанию по поводу вакансии, если перечисленные в объявлении навыки не соответствуют вашим.

• Приходите на собеседование, будучи готовыми ублажать собеседника и рассказывать ему, что вы лучше других кандидатов.

• Самый подходящий кандидат — тот, у которого самый подходящий опыт, а именно большой стаж на такой же должности в том же подразделении в такой же компании.

• Задавайте вопросы, только если в конце собеседования вам дадут для этого время.

• Все, что просят сделать на собеседовании, необходимо, так что делайте это.

• Делайте все возможное, лишь бы получить предложение о работе. Потом вы сможете от него отказаться.

• Работодатель — главный в процессе найма. Это он все решает, и соискатели должны плясать под его дудку.

Вы можете — и должны! — нарушать все эти правила. Мир изменился. Никто не будет ценить вас так, как вы сами цените себя.

Вы не обязаны следовать инструкциям в объявлении. Вы можете написать менеджеру напрямую и проигнорировать эту черную дыру — онлайн-анкету. С какой стати вы обязаны досконально выполнять все эти указания?

Вы можете придать человечности своему резюме. Оно не должно быть таким же скучным и ужасным, как у большинства людей. Расскажите в нем о том, как вы решите проблемы вашего будущего начальника.

Вы не обязаны ждать публикации объявления. Вы можете писать кому хотите.

Вы вполне можете приходить на собеседование с вопросами. Вы тратите час, а то и больше — почему бы вам не получить что-то взамен? Возможность узнать больше о работе — наименьшее, чего вы заслуживаете.

Вы не обязаны разглагольствовать о том, почему вы лучше других кандидатов. Это глупо: откуда вам знать, что вы лучше кого-то, кого вы никогда не видели?

Самый подходящий кандидат для любой работы — это, как правило, не тот человек, который делал ту же самую работу где-то еще. Самый лучший кандидат — это тот, кто хорошо знает себя, знает, куда он движется и почему.

Самый лучший кандидат — тот, кто понимает проблемы своего потенциального шефа, тот, у которого есть идеи по решению этих проблем, и не важно, происходят эти идеи из аналогичного или совсем другого опыта. 

Вы можете сами задать границы, когда на собеседовании вас просят поработать бесплатно — например, разработать маркетинговый план. Прислушивайтесь к своим внутренним ощущениям и не делайте ничего, что кажется вам неправильным. Если вас заставляют говорить что-то, чего вы не думаете, или соглашаться с тем, что вы не считаете правильным — вы зря тратите свое время и усилия.

Работодатель имеет больше власти в процессе найма лишь тогда, когда вы отказываетесь от своей личной власти из ложного представления, что это поможет вам получить работу. Не поможет.

Читайте также:  Как студенту заполнить анкету на загранпаспорт?

Я нанимала и помогала найти тысячи работников и могу вас заверить: людей, которые уважают себя, всегда ценят больше, они всегда более востребованы, работодатели сражаются за них, а не за тех, кто посылает всем сигнал «Пожалуйста, дайте мне шанс!»

Не забывайте о своей власти. Нанять вас должно быть привилегией, но сначала это должны осознать вы сами.

Оригинал

Интересная статья? Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать на почту еженедельный newsletter с анонсами лучших материалов «Идеономики» и других СМИ и блогов.

Источник: https://ideanomics.ru/articles/5502

Проблема трудоустройства выпускников профессиональных образовательных организаций

В статье рассматриваются проблемы трудоустройства выпускников профессиональных образовательных организаций среднего профессионального образования на рынке труда.

Ключевые слова: выпускник, специальность, рынок труда, безработица, проблемы трудоустройства.

Рынок труда для выпускников профессиональных образовательных организаций среднего профессионального образования — представляет собой довольно проблемную среду. Образование получили — что делать дальше? Способны ли сами выпускники решить проблему трудоустройства.

Проблема трудоустройства выпускников профессиональных образовательных организаций является актуальной и требует постоянного совершенствования. Карьера выпускников — это составляющая репутации любой образовательной организации.

Карл Маркс и Фридрих Энгельс рассматривал молодое поколение как наследующее и продолжающее традиции старшего поколения. По их мнению, молодежь с одной стороны продолжает унаследованную деятельность, а с другой стороны благодаря трудовой деятельности видоизменяет старые условия [1].

В. Т. Лисовский одним из первых выдвинул определение молодежи в 1968 году: «это поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих образование, профессиональные, культурные и другие социальные функции» [2].

В Федеральном законе «О молодежи» сказано, что молодежью являются лица, проживающие на территории Российской Федерации физические лица (граждане Российской Федерации, а в случаях предусмотренных законодательством Российской Федерации так же иностранные граждане и лица без гражданства) в возрасте от 14 до 30 лет [3].

В государственных учреждениях службы занятости населения в качестве безработных был зарегистрирован 1,0 млн.человек, в том числе 0,8 млн.человек получали пособие по безработице (федеральная служба государственной статистика росстат «занятость и безработица в российской федерации в июле 2015г. (по итогам обследования населения по проблемам занятости [4].

уровень безработицы в июле 2015г. составил 5,3 % (без исключения сезонного фактора)

средний возраст безработных в июле 2015г. составил 34,3 года. молодежь до 19 лет составляет среди безработных 31,0 %, лица в возрасте 50 лет и старше — 18,0 %.

самый высокий уровень безработных в россии наблюдался среди выпускников образовательных организаций среднего профессионального образования — городской молодежи в возрасте 14–19 лет (19,2 %) и молодежи сельской (11,8 %).

при ответе на вопрос «как вы считаете, с какими трудностями чаще всего встречаются выпускники образовательных организаций среднего профессионального образования при устройстве на работу?» обозначили недостаточность опыта, практики 91,7 % студентов, про невостребованность специальности упомянули 25,0 % опрошенных, 16,7 % студентов считают, что возраст.

каждый выпускник рассчитывает найти работу по профилю полученной специальности с высокой заработной платой.

результаты мониторинга распределения выпускников образовательных организаций среднего профессионального образования свердловской области по каналам занятости в разрезе укрупненных групп специальностей в 2015 году, проведенного по заказу минобразования науки рф представлены в таблице 1.

таблица 1

мониторинг распределения выпускников образовательных организаций спо свердловской области по каналам занятости вразрезе укрупненных групп специальностей в 2015 году

укрупненные группы специальностей распределение выпускников по каналам занятости итого
продолжили обучение призваны вармию трудоустроились не определились струдоустройст­вом в отпуске по уходу за ребенком
экономика и управление 115 50 569 42 61 837
сфера обслуживания 34 15 145 19 11 224
технология продовольствен­ных товаров 26 17 102 13 15 173

при оценке системы образования в рф около 90 % родителей советуют своим детям поступать в высшие учебные заведения. стоит вопрос, где же брать специалистов среднего звена для работы в разных сферах деятельности региона. иногда сами современные школьники мечтают стать простыми рабочими. кроме того, многие школы ставят во главу достижения поступление выпускников, поступающих в вузы.

концепция долгосрочного развития россии до 2020 года предполагает опережающую модернизацию образования (прежде всего профессионального) как двигателя системных изменений в экономике и обществе, локомотив модернизации экономики.

национальный проект «образование» объединил усилия государства — работодателей — учебных заведений. одним из его главных итогов было включение их в реализацию стратегии развития предприятий.

реформа образования в рф поставила перед системой образования новые задачи. именно эти задачи позволяют формировать мышление современного молодого поколения. рост конкуренции, высокие требования к качеству труда определяют сегодня профессиональную подготовку специалистов.

в современных условиях государственное распределение выпускников после окончания учебных заведений отсутствует.

с одной стороны, это дает более широкие возможности для самореализации, поскольку молодой специалист сам выбирает свой дальнейший профессиональный путь.

с другой стороны, человек должен самостоятельно прилагать усилия по поиску работы и трудоустройству в ситуации, когда количество вакансий ограничено, а желающих занять их значительно больше.

поэтому каждый выпускник среднего профессионального образования, устраиваясь на работу, сталкивается с определенными проблемами:

  1.                нехватка рабочих мест по полученной специальности (например, выпускников юридических и экономических специальностей выпускается больше, чем технических);
  2.                низкий уровень заработной платы (из-за отсутствия стажа работы);
  3.                не соответствие профессиональной компетенции выпускников требованиям работодателей (низкий уровень знаний, умений и практических навыков);
  4.                завышенные требования, предъявляемые работодателями при трудоустройстве.

в любых вакансиях не зависимо, на какую должность либо директора, либо младшего обслуживающего персонала, существуют стандартные требования: наличия образования и опыта работы.

сегодня свои профессиональные возможности по полученной специальности реализуют не более 60 % выпускников профессиональных образовательных организаций среднего профессионального образования. остальные вынуждены выбирать работу не связанную с полученной специальностью, либо обращаются в центры занятости.

на данный момент центры занятости ведут пассивную политику занятости выпускников профессиональных образовательных организаций, ставя их на учет и занося в базу данных. дальнейшая их деятельность остается в подвешенном состоянии.

реформа пенсионной системы рф подводит к тому, что пенсионеры (женщины 55 лет и мужчины 60 лет), чем дольше работают, тем больше будут получать пенсию. при такой системе выпускникам спо еще труднее будет найти работу по своей специальности.

большой процент выпускников, просто получают диплом об образовании, не задумываясь, будут ли они работать по выбранной специальности. в основном это абитуриенты, окончившие основное общее образование.

но, есть еще одна проблема, при получении желаемого образования не всегда можно найти работу по специальности. случается, что специальность, которая вчера была дефицитной и престижной к моменту окончания образовательного учреждения оказывается практически никому не нужной — лучшие вакансии уже заполнены, а новых в необходимом количестве не появляется.

еще недавно выпускники школ хотели стать бухгалтерами, менеджерами и специалистами. получив диплом соответствующего учебного заведения можно было рассчитывать на получение высокооплачиваемой работы.

по версии росстата, в среднем по стране не работают по выбранной специальности порядка 50 % выпускников профессиональных образовательных организаций среднего профессионального образования.

ежегодно в колледже проводится анализ востребованности выпускников на региональном рынке. более 15 % выпускников ежегодно продолжают обучение по очной форме обучения и более 35 % по заочной форме обучения в вузах.

обращаясь к мнению работодателей, какими они хотят видеть студентов при приеме на работу, они показывают, что из профессиональных качеств выпускников они ценят прежде всего:

          качество полученного ими образования (фундаментальность образования, уровень профессиональных знаний, умений и навыков);

          наличие опыта практической работы, повышающего уровень их профессиональных знаний, умений и навыков;

          способность к восполнению и применению своих знаний, в том числе в смежных и других областях, что выражается в способности к самообразованию, в общей эрудиции, в разносторонности и широте знаний, в наличии дополнительной профессиональной подготовки.

задача образовательных организаций среднего профессионального образования и работодателя — сформировать общую стратегию развития рынка труда и системы образования, т. е. выработать общие требования к квалификации работника и процедур оценки результатов образования.

для решения проблемы трудоустройства выпускников профессиональным образовательным организациям необходимо заключать договоры с социальными партнерами. совместная работа с широким кругом предприятий и организаций во многом зависит решение основной задачи — повышения качества образования, подготовки высококвалифицированных специалистов, конкурентоспособных и мобильных на рынке труда.

поэтому одним из приоритетов колледжа является развитие социального партнерства, нацеленного на максимальное согласование и реализацию интересов всех участников этого процесса.

в соответствии с федеральными государственными стандартами и учебными планами колледжа по специальностям предусмотрено прохождение производственных и преддипломных практик студентами в организациях, деятельность которых соответствует подготовки профилю обучающихся. работодатели в свою очередь обеспечивают прохождение этих практик с оформлением срочного трудового договора и с записью в трудовой книжке.

на практиканта в период прохождения практик распространяются все гарантии, предусмотренные трудовым законодательством.

общий период прохождения производственной и преддипломной практик за весь период обучения составляет примерно три месяца. этот период можно считать как опыт работы.

следующим направлением решения проблемы трудоустройства выпускников профессиональных образовательных организаций среднего профессионального образования является — сертификация рабочей профессии.

система сертификации позволяет выпускнику повысить возможность трудоустройства и конкурентоспособности на рынке труда, стимулирует интерес к получению высшего образования, обеспечить психологический комфорт и уверенность в собственных возможностях.

сертификация позволит работодателю сократить затраты на обучение персонала. государство с помощью сертификации может снизить уровень и продолжительность безработицы среди выпускников спо.

литература:

  1.      головатый н. ф. социология молодежи: курс лекций [электронный ресурс]. — киев, 1999.- 170с. url: www.socioline.ru.
  2.      лисовский в. т. социология молодежи [электронный ресурс] — санкт петербург, 1996 год, 362с. — url: http://www.kodges.ru/nauka/history/127620-sociologiya-molodezhi.html
  3.      исследовано в россии [электронный ресурс]: «гарант» — информационно-правовой портал. — url: http://www.garant.ru.
  4.      исследовано в россии [электронный ресурс]: федеральная служба государственной статистика росстат «занятость и безработица в российской федерации в июле 2015г. (по итогам обследования населения по проблемам занятости). –url: http://www.gks.ru.
  5.      павлов б. с. профессиональная подготовка молодых специалистов: проблемы соответствия спроса и предложения на рынке труда [текст] /выдержки из доклада павлова б. с.// научно-аналитический журнал «управленец», ургэу,. — 2010. — № 7–8. — с. 36–38.

Источник: https://moluch.ru/archive/100/22541/

Что работодатели ждут от выпускников вузов

авторы исследования:

Наталья Бондаренко, заведующая отделом мониторинга экономики образования Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ.

Татьяна Лысова, сотрудник отдела изучения уровня жизни АНО «Левада-центр».

При трудоустройстве выпускников вузов решающее значение имеют не цвет диплома и репутация учебного заведения, а личные качества и опыт молодого специалиста, выяснили Наталья Бондаренко и Татьяна Лысова в ходе исследования «Модели поиска, критерии найма, оценка профессиональных качеств и навыков выпускников основных профессиональных образовательных программ: мнение работодателей». Анализ проведен в 2015 году на основе опроса 1019 руководителей российских компаний из шести отраслей (промышленности, связи, строительства, транспорта, торговли и сферы деловых услуг) в рамках «Мониторинга экономики образования» (МЭО) НИУ ВШЭ совместно с Аналитическим центром Юрия Левады.

Помимо личных качеств и опыта работодателей интересуют навыки и квалификация выпускников. Важность знания компьютера и IT-технологий отметили лишь 25% руководителей компаний.

Еще меньшее значение имеют уровень успеваемости (15%), репутация образовательной организации (11%), грамматические и математические знания (7%) и владение иностранным языком (3%).

Это отличает Россию от Великобритании, где, к примеру, грамотность и успеваемость ценятся гораздо выше — на них обращают внимание соответственно в 44% и 30% компаниях.

Рисунок 1. Критерии оценки работодателями выпускников основных профессиональных образовательных программ (% от числа всех опрошенных компаний)

Источники: Россия — опрос работодателей в рамках МЭО, 2015 год; Великобритания — опрос CBI/Pearson Education and Skills Survey, 2015 год.

Какие личные качества работодатели ценят выше всего

Руководители компаний ждут от выпускников прежде всего проявления интереса к работе (64%), готовности брать на себя ответственность (55%) и умения работать в коллективе (54%).

В списке важнейших навыков — адаптивность и способность самостоятельно ориентироваться в рабочих ситуациях, умение учиться, осваивать новое, находить решения в нестандартных обстоятельствах.

Рисунок 2. Личностные качества и навыки, наиболее необходимые для успешного трудоустройства и карьеры (% от численности работодателей, называющих в качестве основного критерия найма наличие у работника определенных качеств, навыков)

Источник: данные опроса работодателей в рамках МЭО, 2015 год.

Где найти «молодую кровь»

Большинство (почти две трети) компаний предпочитают искать выпускников через рекламу и рекрутинговые агентства. Около 50% делают это с помощью практик и стажировок на своем предприятии, 38% обращаются к ярмаркам вакансий.

Правда, компании редко используют такой способ поиска работников как сотрудничество с учебными заведениями (организация преподавания, открытие своих кафедр, участие в разработке образовательных программ). Хотя такое взаимодействие позволяет более обоснованно выбирать будущих сотрудников, его используют всего 5% работодателей.

Рисунок 3. Способы поиска выпускников основных образовательных программ (% от числа компаний, проводивших поиск выпускников)

Источник: данные опроса работодателей в рамках МЭО, 2015 год.

Читайте также:  Как подготовиться к научной конференции?

Вопросы к высшему образованию

Наибольшим спросом у работодателей пользуются выпускники вузов. Их нанимает каждое четвертое предприятие. Но вопросы к выпускникам университетов у работодателей остаются. Их не всегда устраивает уровень профессиональных знаний соискателей, их аналитические навыки, способность решать нестандартные задачи и имеющийся опыт работы по специальности.

Так, опытом выпускников удовлетворены менее 40% компаний против 60% — в Великобритании. Причина проста — британская система профобразования, в отличие от российской, больше ориентирована на практику по выбранному профилю.

Рисунок 4. Удовлетворенность работодателей основными профессиональными навыками, качествами выпускников вузов (% руководителей компаний, удовлетворенных указанными качествами выпускников)

Источники: Россия – опрос работодателей в рамках МЭО, 2015 год; Великобритания — опрос CBI/Pearson Education and Skills Survey, 2015 год.

Кто нанимает больше

В целом, по данным 2015 года, выпускников профессиональных образовательных программ в России трудоустраивали 48% компаний среди нанимавших новых работников в течение последних двух лет. Это ниже, чем в предыдущие годы, обратили внимание исследователи.

Наем выпускников был наиболее распространен в промышленности (62% предприятий), связи (57%) и сфере деловых услуг (56%).

Таблица 1. Доля предприятий, проводивших наем выпускников по основным профессиональным образовательным программам, по отраслям (% от числа компаний, нанимавших новых работников в течение последних двух лет)

Источник: данные опроса работодателей в рамках МЭО, 2015 год.

Автор текста: Салтанова Светлана Васильевна, 18 августа, 2016 г.Экономика занятость рынок труда

Подпишись на IQ.HSE<\p>

Источник: https://iq.hse.ru/news/188111459.html

Мифы и стереотипы о трудоустройстве

Излишняя доверчивость играет злую шутку со многими людьми. Доверяя различным непроверенным фактам, домыслам и слухам, человек серьезно усложняет себе жизнь. Это касается многих сфер жизни, в том числе и трудоустройства, которое обросло множеством не соответствующих действительности мифов.

Миф первый: выпускники престижных ВУЗов гарантированно обеспечены хорошей работой

На самом деле диплом, свидетельствующий об окончании хорошего университета, теперь вовсе не является основанием для трудоустройства. Современные условия жизни привели к тому, что диплом вполне можно получить, не обременяя себя усердной учебой.

Полезные знакомства, взятки, родственные связи с «нужными» людьми – все это может помочь в получении «липового» диплома, и работодатели прекрасно осведомлены об этом.

Поэтому, вполне вероятно, что будущий руководитель захочет самостоятельно проверить ваши знания, устроив вам внеплановое тестирование или экзамен.

Миф второй: отсутствие полезных связей лишает шанса устроиться на высокооплачиваемую должность и продвинуться по карьерной лестнице

Конечно, не стоит недооценивать важность полезных знакомств, однако работодатели все большее значение придают квалификации своего потенциального сотрудника. Именно поэтому солидную работу вполне можно отыскать через обычные кадровые агентства, к услугам которых чаще всего прибегают успешные компании, нуждающиеся в хороших сотрудниках.

Миф третий: достойную работу не найдешь ни в газете, ни в Интернете

Это утверждение абсолютно не соответствует действительности.

Конечно, разыскивая работу при помощи Интернета, можно «нарваться» на мошенников, однако Всемирная Паутина стала частью нашей жизни, в которой, как и в реальности, есть и честные люди, и нечистые на руку шарлатаны. Если вы хотите найти работу при помощи Интернета, то будьте предельно бдительны и внимательны. Все обязательно получится.

Миф четвертый: если есть высокая квалификация, то не стоит рассматривать простые вакансии

К сожалению, нынешние молодые кадры не могут реально оценить ситуацию на рынке труда. Они убеждены, что, едва получив квалификацию, можно сразу же устроиться на престижную должность.

На самом же деле зачастую приходится начинать с самых низов, чтобы прочувствовать нюансы простой работы, постепенно приобретая бесценный опыт и получая новые знания.

Не побывав в шкуре простого исполнителя, очень трудно стать высококлассным руководителем.

Миф пятый: если при заполнении резюме указать большую сумму в пункте «желаемая зарплата», то повысятся шансы успешного трудоустройства

Если вам кажется, что потенциальный работодатель расценит ваши высокие запросы как уверенность в собственных силах, что подтвердит наличие высокой квалификации, то вы серьезно заблуждаетесь. Очень важно научиться оценивать свои возможности адекватно.

Узнайте, какая тенденция на данный момент сложилась на рынке труда: востребована ли ваша профессия и сколько за нее готовы платить в среднем. Составляйте резюме, основываясь на всех этих данных.

Не стоит «набивать» себе цену, это вряд ли сыграет вам на руку.

Миф шестой: если вы не соответствуете всем требованиям потенциального работодателя, то нет никаких шансов на получение желаемой вакансии

При составлении объявлений наниматели зачастую завышают планку, поэтому не стоит отказываться от должности вашей мечты, если ваше семейное положение, возраст или уровень образования не соответствует заявленному в объявлении.

Если вы все-таки осмелитесь и придете на собеседование, то вполне вероятно, что после личной беседы с вами работодатель пойдет на уступки и примет вас на работу.

Человеческий фактор имеет огромное значение, поэтому важно убедить нанимателя в том, что вы действительно заинтересованы в этой должности, поэтому готовы учиться, развиваться, расти над собой.

Миф седьмой: без опыта совершенно невозможно устроиться на работу

Разумеется, нельзя недооценивать значение опыта работы, поэтому доля правды в этом утверждении есть. Однако все зависит от кадровой политики организации, в которой вам хотелось бы работать.

Некоторые компании отдают предпочтение именно молодым специалистам, не имеющим никакого опыта работы. Это позволяет снизить заработную плату.

Кроме того, неопытные сотрудники более податливы, их легче обучить и «настроить» под себя.

Источник: http://www.promo-legion.ru/article/mify-o-trydoystroistve

Трудоустройство выпускников ВУЗов

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KakiGdeUchitsya.ru. Сегодняшняя статья родилась после того, как я посмотрел сколько новостей про трудоустройство выпускников ВУЗов сейчас есть в сети.

В данной статье хотелось бы затронуть тему трудоустройства выпускников и то, каким образом это может быть сделано. Для себя я выделил 3 таких способа, если в комментариях ещё добавите, то буду только рад, поскольку тем самым Вы сможете помочь другим студентам.

Для начала будет немного философии под заголовком трудоустройство выпускников, где я расскажу о том, что это такое и какие есть плюсы и минусы.

Трудоустройство выпускников

Можете читать в брошюрах, можете на сайте

Про какие новости я говорил? Сейчас приведу несколько более-менее свежих, с коротким комментарием:

Первый способ трудоустройства – это распределение после ВУЗа. Если Вас сильно заинтересует этот вопрос, то за более подробной консультацией советую обратиться к родителям, либо бабушкам и дедушкам, если родители молоды и не зацепили распределение.

Итак, что же несет в себе распределение после ВУЗа? Как можно понять по названию, трудоустройство – это такой процесс, когда Вы не просто отучились, получили диплом и начали с ним скитаться от одного работодателя к другому. Нет, тут совсем другая ситуация.

Вы прилежно (или не очень) учились 4 года, стали бакалавром, то есть человеком с высшим образованием (о том, что бакалавр – это человек с высшим образованием читайте по ссылке) и получили не только корочку диплома, но ещё и направление на работу на каком-то предприятии.

Конечно, не просто получили все вместе, а для начала прошли в своем ВУЗе некоторые процедуры, пообщались с представителем работодателя и прочее. Но тут есть некоторые минусы, с которых и начну, плюсы будут чуть позже, чтобы подсластить пилюлю. Минусы трудоустройства:

  • Если Вы учились плохо, то и для работодателей интерес представлять будете весьма слабый, что логично, так что возможны некоторые неприятные последствия такой плохой учебы. Таким образом, среди минусов можно придумать такой минус, как необходимость хорошо учиться.
  • Далее, следующим минусом может стать то, что специальностей, на которых Вы бы с радостью работали может и не быть. Но при этом, в Государственную думу уже внесен законопроект о том, что все бюджетники должны будут отработать те деньги, которые на них потратило государство. Подробнее об этом по ссылке.
  • Ещё один минус – неизвестно куда Вас распределят. И если для адекватных жителей городов-милионников или городов чуть меньше это не большая проблема, хоть и не слишком всё это приятно, то жители столиц явно заплевали весь монитор при прочтении слов о том, что их могут выдернуть из условной Москвы в условный Омск и заставить там работать.
  • Ещё один минус – нет гарантии того, что Вы будете получать хорошую заработную плату. И при этом уйти никуда не получится, придется отработать 3-5 лет на том месте, куда Вас трудоустроили.

Но не только минусы несет трудоустройство выпускников, но и свои плюсы тоже имеются. Главным плюсом можно назвать то, что очень многие выпускники ищут работу не то, что месяцами, а годами. А здесь после того, как Вы отучились у Вас уже есть место работы. И хотя это только один плюс, а минусов я перечислил гораздо больше, для кого-то он перевесит все минусы.

Так, первый способ трудоустройства я рассмотрел, следующим способом трудоустройства будет поступление по целевому направлению.

Поступление по целевому направлению

На эту тему была написана достаточно давно статья. Вот Вам ссылка – поступление по целевому направлению. Там этот вопрос был рассмотрен достаточно подробно, причем не только то, где взять целевое направление, куда с ним идти, но и то, какие плюсы и минусы при устройстве на работу есть у поступления по целевому направлению

Так что повторно писать об этом особого желания не испытываю, советую пройти по ссылке и почитать, поскольку вещь хорошая.

Принудительное трудоустройство выпускников

Достаточно популярный запрос в поисковых системах. Поскольку, данный запрос вполне относится к теме статьи, можно пару слов сказать и о нем.

Что может скрываться под этим самым принудительным трудоустройством? На самом деле ничего страшного там не скрывается, просто была новость о том, что выпускники бюджетных отделений должны будут отработать некоторое время на государственном предприятии. Ссылка на эту новость и выше была и в предыдущем предложении, так что советую почитать.

Почему я говорю, что в таком обязательном распределении нет ничего страшного? Да всё просто, Вы бесплатно учитесь, затем идете работать на то предприятие, на которое получится устроиться. Не в том смысле, что Вы будете бегать туда-сюда с дипломом, а пойдете работать на то предприятие, на которое Вас возьмут ещё до того момента, когда Вы защитите диплом.

Как найти работу, если изменений не будет

Последним подпунктом статьи будет мысль о том, как найти работу, если изменений со стороны государства не будет. То есть, если все по-прежнему будут получать диплом и пинок в свободный мир. Почему-то мне кажется, что всё так и будет, но надеюсь, я не прав. Это, кстати, 3 способ трудоустройства выпускников.

Уважаемые студенты, запомните, что для работодателя ваш красный диплом нужен совсем не сильно. Гораздо больше ценится опыт работы, пусть даже не совсем по специальности. Для того, чтобы этот опыт где-то найти нужно поумерить свои амбиции и идти искать работу не только на сайтах, которые размещают вакансии, но и на ярмарках вакансий.

Почему я сказал, что стоит поумерить амбиции. Всё потому, что большинство студентов рассчитывает на то, что работодатели будут рады их обучать и платить им за это деньги.

Да, я ничего не перепутал, по сути в ВУЗе студенты получают исключительно теоретические знания, а практических знаний совсем мало.

Поэтому стоит поискать работодателя, который возьмет Вас на работу и оформит официально, ну а поскольку Вы будете оформлены официально какие-то деньги работодатель будет обязан платить. Но не стоит рассчитывать на большие заработки. Работайте ради опыта и записи в трудовой, а не ради денег.

Что хотелось бы сказать в конце… трудоустройство выпускников ВУЗов наконец-то стало головной болью не только выпускников, но и государства. Так что возможно это поможет выпускникам найти место работы, хотя и не факт. До встречи на страницах блога KakiGdeUchitsya.ru

Если статья показалась Вам полезной, пожалуйста, поделитесь ею с друзьями с помощью кнопочек, расположенных чуть ниже.

Читайте также:  Как студенту быть бодрым с самого утра?

Если у Вас остались вопросы, пишите в комментариях, постараюсь ответить максимально подробно и ясно или просто пообщаемся.

(Visited 512 times, 2 visits today)

Источник: https://kakigdeuchitsya.ru/trudoustrojstvo-vypusknikov-vuzov/

Российским работодателям не нужны пятёрки выпускников и крутой диплом

Российских работодателей мало интересует, диплом какого вуза покажет соискатель. Оценки, за которые радели владельцы красных дипломов, тоже особо никакого веса при приёме на работу не играют. Главное — личные качества и опыт. Об этом свидетельствуют данные опроса НИУ ВШЭ и «Левада-центра» (документ есть в распоряжении Лайфа). 

В опросе участвовало 1019 руководителей компаний в сферах транспорта, промышленности, связи, торговли, строительства и деловых услуг. 

Согласно данным опроса, только 15% российских работодателей обращают внимание на «высокую успеваемость» кандидата, ещё меньше (11%) — на престижность учебного заведения, «грамматические и математические знания» (7%) и «иностранные языки» (3%). 

Как отмечается в исследовании, крупные компании отличаются наиболее строгим отбором сотрудников.

Западные компании, в отличие от отечественных, считают наиболее важным наличие профильного образования у кандидатов, а также «способности к работе в определённой области». 

Руководитель пресс-службы Superjob Иван Кузнецов согласился с данными исследования, отметив, что выпускник даже самого престижного вуза может проиграть сверстнику, закончившему менее известное учебное заведение, если последний раньше занялся своей карьерой.

— Сегодня, по нашим исследованиям, половина работодателей недовольна общим уровнем подготовки молодых специалистов вузов. В такие детали, как оценки по конкретным дисциплинам, никто не углубляется.

На первый план выходит не подтверждение прохождения некого образовательного процесса, а само умение и готовность учиться для конкретной практической цели. Сегодня даже наличие MBA не даёт значимого преимущества при трудоустройстве, если степень не подтверждена конкретными достижениями.

Однако сам факт отсутствия диплома как подтверждения высшего образования в большинстве случаев будет препятствием для карьерного роста.

Знание иностранных языков, вопреки расхожему мнению, также необязательно для большинства россиян. Английский или, например, французский нужно знать, если человек хочет получить реально высокооплачиваемую работу. 

— Более 60% работодателей не обращают внимание на уровень владения соискателей языками, если мы говорим о «массовом рынке вакансий». Статистика говорит, что только 15% россиян, владеющих свободно иностранным, применяют свои знания на работе, — обратил внимание Кузнецов.

Глава агентства прикладного нейромаркетинга Agny Артём Овечкин не согласился с тем, что важно смотреть на «специализированные знания». При приёме на работу он прежде всего смотрит на то, как развито у соискателя логическое, креативное мышление, а также на то, каким себя в будущем видит потенциальный работник.

— Пока студенты учатся, навыки, которым их обучают, уже устаревают. Мы смотрим на то, как человек головой пользуется. Хотя бы на уровне умения, проверяем мы умения с помощью различных кейсов. Это важно, потому что проблем с информацией сегодня нет, есть вопрос, как ей пользуются сотрудники, — говорит Овечкин.

— Второе, на что мы смотрим, — «конгруэнтность» человека, а именно насколько сильно различается реальная его жизнь и желаемая, то, что он делает, и то, о чём он мечтает.

Практика показывает, что с людьми, у которых «зазор» между мечтой и явью больше, сложнее: они чаще болеют,  хуже приживаются в коллективе, работают не с удовольствием, а просто ради заработка.

Источник: https://life.ru/902578

Ирина Рыбина: «Трудоустройство выпускников – проблема комплексная»

Проблема трудоустройства выпускников вузов и техникумов сегодня поднимается на многих совещаниях.

Система наставничества на предприятиях перестала существовать вместе с отменой распределения выпускников, а на свободные вакансии работодатели предпочитают брать специалистов со стажем.

О том, какую помощь в поиске работы выпускнику могут оказать в службе занятости, в интервью «Республике» рассказала директор сыктывкарского центра занятости Ирина Рыбина.

– В рамках действующих программ службы занятости предусмотрена помощь самым разным категориям людей: инвалидам, молодым мамам, людям предпенсионного и пенсионного возраста. На какую конкретно помощь могут рассчитывать молодые специалисты, только что получившие диплом?

– Выпускники профессиональных учебных заведений – особая категория, с которой работают наши специалисты. Помощь в их трудоустройстве регулируется специальной программой, которую мы условно называем «Первое рабочее место». Законом о занятости для участников этой программы предусмотрены определенные условия.

В частности, она рассчитана на выпускников средних профессиональных учреждений в возрасте 18-20 лет, ранее не работавших. Это стандартная программа.

Но у нас в Коми в этом мероприятии участвует еще одна категория – выпускники в возрасте от 20 до 25 лет, имеющие среднее профессиональное и высшее профессиональное образование и ищущие работу по специальности впервые. Если брать в расчет общее число выпускников в год, то эта программа, может, и не очень масштабная.

К примеру, в Сыктывкаре мы должны трудоустроить в год 13 выпускников. При этом с начала года к нам уже обратилось больше 250 выпускников. Правда, не все из них подходят под возрастные условия программы, но все они получили диплом в 2015-2016 годах.

– Но вы помогаете всем независимо от того, подходит ли клиент под условия данной программы, и независимо от квоты?

– Конечно, мы стараемся помочь всем. А когда к нам приходят выпускники, предлагаем им вакансии, где работодатель не требует стаж работы. Но сложности все равно есть. Сегодня рынок труда насыщен кадрами. Среди причин этого и экономический кризис, в результате которого многие работодатели высвободили свои кадры, и они пришли на рынок.

Это и процессы оптимизации, которые коснулись самых разных сфер и отраслей. Как следствие – работодатель сегодня имеет возможность выбора из числа профессионалов со стажем работы. И это его право.

Учитывая все моменты – и ситуацию на рынке труда, и ограничивающие условия самой программы, даже установленный для нас контрольный показатель трудоустройства 13 выпускников выполнить непросто.

Ведь помимо уже названных условий трудоустройство должно быть строго по полученной выпускником профессии. А у нас студенты стремятся во время учебы получить не одну, а две, а то и три специальности. Многие получают водительские права и непременно хотят работать водителем категории В.

Одним словом, зачастую желание самого выпускника не соответствует условиям программы. К примеру, есть у нас вакансия и работодатель готов взять выпускника по его профессии, а молодой человек нам заявляет: «Я не хочу работать слесарем-механиком.

Я и в техникум-то поступил за компанию с другом, и работать по этой специальности не желаю». Кроме того, многие, получив рабочую профессию, сразу идут поступать в вуз и к нам приходят уже студентами-заочниками.

Их рабочая профессия уже не представляет для них интереса, они больше ориентированы на получение навыков в той специальности, которую они получают в вузе.

Еще один момент: сегодня практически все образовательные учреждения борются за свой имидж и активно работают в плане содействия трудоустройству и профориентации своих выпускников. И потому хорошие выпускники приходят к нам очень редко. А приходят в основном те, кто не очень хорошо учился и не больно-то хочет работать по специальности.

Бывают даже такие случаи, когда у человека в дипломе нет разряда. То есть отучился он в техникуме и даже разряда никакого не смог получить. Бывает, приходят выпускницы, ожидающие ребенка, и по-настоящему им уже и интереса нет до работы – просто надо зарегистрироваться как ищущим работу.

Отдельная категория – дети-сироты, которые обращаются к нам, но при этом абсолютно не имеют желания трудоустроиться, потому что получают государственное пособие, в разы превышающее ту зарплату, которую им сегодня могут предложить на рынке труда. Но по закону они должны быть зарегистрированы как ищущие работу, а иначе пособия их могут лишить.

Вот они и приходят массово к нам, но после каждой встречи с работодателем, к которому мы их направляем, приносят отказ. Как правило, до полугода, пока они могут этим пособием пользоваться, они не трудоустраиваются.

Вообще, эта программа интересна в первую очередь выпускникам, подходящим под ее условия.

Потому что в ЦЗН им стараются найти работу, где не требуется стажа, кроме того, предполагается материальная поддержка от службы занятости.

Эта сумма незначительна: она зависит от размера пособия и колеблется от 1020 до 2040 рублей. Но даже такая сумма – это поддержка, особенно когда надо проходить медосмотр для трудоустройства. Ведь медосмотр сегодня платный.

Что касается работодателей, которые не торопятся брать выпускников, их понять можно: если им нет никакой выгоды, зачем они будут брать специалиста, которого еще надо «натаскивать»? Опыт работы в рамках этой программы показывает, что программу стоит все-таки пересмотреть с целью внесения в нее каких-то бонусов для работодателей.

Есть же у нас программы, в которых участвуют организации, готовые привлекать дополнительные кадры. И за трудоустройство наших клиентов центр занятости возмещает им часть заработной платы. Почему бы на таких условиях работодателю и не взять человека? Возможно, стоит продумать налоговые послабления.

Тогда, конечно, работодатель повернется лицом к выпускникам.

– То есть трудоустроить по специальности выпускника все-таки очень сложно?

– Сложно трудоустроить тех, кто по возрасту не подходит, и тех, кто по специальности работать не хочет. Приходит к нам, например, выпускник инженер-механик.

В рамках специальной программы мы его только по этой специальности и можем устроить. А он благополучно трудоустраивается продавцом-консультантом в салон по продаже автомобилей.

Он уже не считается выпускником, трудоустроился он через центр занятости, но по другой программе.

Зачастую выпускник приходит к нам уже со стажем работы: многие ведь учатся в вузе и подрабатывают. Соответственно, он уже не может быть участником программы «Первое рабочее место». Он вроде бы и по возрасту подходит, и по специальности хочет работать, но стаж-то у него уже есть.

Если он уволился позже, чем получил диплом, мы уже рассматриваем его не как выпускника, а как уволенного с предприятия. В общем, тут масса нюансов, и с каждым надо работать индивидуально. Поэтому только после того, как наш специалист выявит желания и возможности клиента, он начинает подыскивать ему работу.

Сейчас вакансии для выпускника встречаются крайне редко, поэтому мы вынуждены работать точечно.

– От чего зависят контрольные показатели на трудоустройство выпускников: от количества профессиональных учебных заведений на территории муниципалитета или от каких-то других показателей?

– Наверное, не столько от количества образовательных учреждений на территории, сколько от ситуации на рынке труда. У нас в Сыктывкаре вакансий вроде и больше, но и выбор у работодателей тоже больше. Как я уже сказала, с января к нам обратилось более 250 выпускников. Это только выпускники средних профессиональных учебных заведений.

Добавьте к этому еще 101 обращение от выпускников вузов. В то же время обратившихся в возрасте 18-20 лет – всего 18 человек. В возрастной категории 20-25 лет выпускников СПО оказалось 32 человека, а выпускников вузов – 28. То есть 78 человек из всего количества обратившихся попадают под эту программу.

Если еще отсюда вычленить сирот, коих пришло к нам в этом году 52 человека, то остается совсем немного.

Проблема трудоустройства выпускников – комплексная, для ее решения требуется целый комплекс мер. В частности, система образования должна реагировать на условия рынка труда, снижать подготовку по маловостребованным профессиям и увеличивать – по востребованным.

Сейчас рынок остро нуждается в рабочих профессиях, медицинских работниках, а, например, вакансий юристов уже почти не заявляют. Для того чтобы на выходе из вуза или техникума у выпускника не возникало вопроса «куда пойти?», нужно начинать профориентацию задолго до выбора профессии. И даже не с седьмого класса, а намного раньше.

И тогда ребята начнут правильно себя понимать в этом мире, четко представлять, чего хотят и будут ли востребованы в будущем как специалисты.

Беседовала Галина ГАЕВА

Источник: http://respublika11.ru/2016/09/21/irina-ryibina-trudoustroystvo-vyipusknikov-problema-kompleksnaya/

Ссылка на основную публикацию