Методы исследования в курсовой работе

Какие бывают методы исследования в курсовой работе

Методы исследования курсовой – это способы, определенные техники или средства, с помощью которых решались поставленные задачи и в результате были достигнуты заявленные цели. Несмотря на все разнообразие и наличие узкоспециализированных приемов, методики проведения научных изысканий делятся на две большие группы: теоретические и практические, или эмпирические.

Служат для осмысления и обработки эмпирических материалов с помощью логических операций и умозаключений.

Анализ

Синтез

Классификация

Абстрагирование

Аналогия

Индукция

Дедукция

Обобщение

Идеализация

Формализация

Аксиоматическое построение

Восхождение от абстрактного к конкретному

Прогнозирование

Материальное или умозрительное деление объекта, процесса, предмета, явления на составные части в целях изучения их особенностей и свойств. Для ознакомления с комплексными эволюционирующими системами используется исторический анализ.
Процедура, обратная анализу и органически связанная с ним. Заключается в соединении данных, полученных в ходе предшествующего рассмотрения отдельных элементов, в единое целое.
Распределение информации на основе сравнения. Простой, но эффективный способ структурирования подходит абсолютно для всех курсовых работ.
Отвлечение от второстепенных признаков для конкретизации интересующих свойства изучаемого предмета. Часто применяется в гуманитарной отрасли: в философии, филологии, педагогике, литературоведении, психологии и других науках – чтобы выявить ключевые закономерности, скрытые под наслоением несущественных деталей.
Аргументированное присвоение атрибутов одного объекта другому на основании сходства их признаков. Существует в двух формах:

  • ассоциативная – может объединять весьма далекие по природе явления и предметы;
  • логическая – вероятностные выводы о подобии рассматриваемых единиц делаются, исходя из явлений, наблюдаемых при их параллельном изучении.

Без аналогии невозможно идеальное и материальное моделирование.

Построение выводов на базе обобщения отдельных фактов.
Переход от общего к частному.
Выявление общих свойств и признаков исследуемых феноменов, по которым они объединяются в группы, классы и т. д.
Подвид абстрагирования, при котором мысленно создаются понятия о не существующих в действительности, но имеющих реальные прообразы объектах. Часто используется как метод исследования в курсовой работе по естественным и общественным наукам.
Раскрытие сущности процессов через математические модели, формулы. Краеугольный камень алгоритмизации, программирования. Широко применяется в лингвистике, точных дисциплинах, логике.
Утверждения вытекают из принятых за исходную точку рассуждения постулатов, не требующих доказательств.
Теоретическое раскрытие сущности изучаемого объекта через движение от первоначальных определений его важных сторон к составлению целостной картины их взаимодействия.
Сложная методика, которую чаще задействуют при написании дипломов. Представляет собой цепочку логических и математических операций, предпринимаемых с целью получить конкретные результаты для формирования разнообразных прогнозов – от предвидения демографических кризисов в социологии до планирования прибыли предприятий в экономике.

Теоретические методы применяются для обобщения и систематизации информации, поэтому характерны для первой части курсовой работы.

Практические

Предполагают получение знаний опытно-прикладным путем.

Сравнение

Наблюдение

Измерение

Описание

Эксперимент

Материальное моделирование

АнкетированиеОпросТестированиеБеседаИнтервью

Устанавливает сходства и различия, определяет общее и специфическое, выявляет изменения, тенденции и закономерности. Первый уровень любого аналитического исследования.
Считается простейшим методом, элементом других практических приемов. Это основа дальнейших практических или теоретических действий. Опирается на восприятие органами чувств предметной деятельности и приводит к результатам, не зависящим от воли наблюдателя. Может быть:

  • прямым (визуальным) – информацию собирают без использования специальной техники;

косвенным – данные получают вручную с помощью приборов и в автоматическом режиме регистрирующей аппаратурой.

Определяет выраженное в общепринятых единицах численное значение изучаемой величины в сопоставлении с эталоном.
Базируется на результатах наблюдения (качественное) и измерения (количественное) и может квалифицироваться как их завершающая фаза. Собранная информация излагается языком научных понятий, схем, графиков, цифровых данных, которые затем приводятся в курсовой работе.
По сути, частный случай наблюдения. Предусматривает опытное изучение предметов и явлений в естественной или преднамеренно созданной среде. Может проводиться непосредственно с исследуемым объектом или с его моделью и предоставляет возможность отследить их свойства в экстремальных условиях. Обязательное свойство достоверного опыта – повторяемость.
Разновидность эксперимента. Строится на работе с искусственно созданными имитациями реальных объектов, оперирование с которыми в действительности сопряжено со значительными трудностями или вообще невозможно. Материальные модели могут быть подобны оригиналу:

  • геометрически (муляжи, макеты);
  • графически (чертежи, схемы);
  • математически;
  • физически.

Моделирование – это также воспроизведение фрагмента действительности (ситуации, процесса и т. д.).

Широко применяются в курсовых работах по социально-гуманитарным дисциплинам. Заключаются в сборе устной или письменной информации от собеседников или респондентов.

Эмпирические методы служат для накопления данных об исследуемых объектах, поэтому задействуются в практической части курсовой работы.

Деление методов исследования курсовой на эмпирические и теоретические достаточно условно, поскольку многие приемы относятся к универсальным научным способам работы с исследуемыми объектами, например, анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование, аналогия, обобщение, моделирование.

Как оформить методы исследования в курсовой

Выбор определенного метода зависит от темы проекта, его целей и задач. Приемы должны соответствовать содержанию этапов исследования и способствовать получению максимально точных результатов на каждом из них.

Методы исследования указываются во введении к курсовой. Расшифровывать каждый и прописывать его классификационную принадлежность не требуется, достаточно простого перечисления. Лишние писать не стоит: преподаватель может поинтересоваться, где именно и зачем они применялись, а вот специфические для сферы изыскания обозначить надо.

Образец оформления

Пример № 1. История.

Методы исследования: анализ и обобщение специальной литературы, публикаций в периодических изданиях, посвященных событиям в истории города; изучение архивных материалов и закрытых фондов Музея боевой славы, интервьюирование ветеранов Великой Отечественной войны.

Пример № 2. Право.

Методологическая основа курсовой работы включает: системный анализ, сравнение, типологизацию, теоретико-правовое прогнозирование.

Пример № 3. Психология.

Методы исследования: наблюдение, опрос, тестирование, анкетирование, проективный метод (по Л. Франку), квантификация. Психодиагностические профессиональные методики диагностики эмоционального выгорания личности по В. В. Бойко, «Миссисипская шкала ПТСР».

Отзывы и обсуждения

Источник: https://edunews.ru/students/kursovik/kak-pisat-metody-issledovaniya-kursovoj.html

Описание методов исследования в курсовом проекте

Если диплом пишется только один раз, то курсовое исследование студент должен проводить как минимум один, а то и два раза в год. У каждой специальности свои особенности, но общие принципы написания едины для всех типов квалификационных заданий. Во введении к курсовой работе необходимо раскрывать методологию – совокупность методов, применяемых в научном проекте.

Большинство этих инструментов едины для всех научных дисциплин, это так называемые общенаучные методы. Также есть частнонаучные методы, используемые в определенных областях науки и характерные именно для нее.

К теоретическим относят общие способы научного познания. Это тот логико-познавательный аппарат, которым оперирует вся наука, начиная с античных времен.

Метод Определение
Аналогия Проведение параллели в явлениях, схожих по исходным данным
Классификация Выявление критериев и последующая систематизация информации по ним
Анализ Изучение явления через разделение его составляющих
Синтез Соединение данных в общую концепцию
Обобщение Выведение закономерностей из первоначального материала
Гипотеза Научный постулат, основанный на предположении

К практическим относятся методы, применяемые в опытной, экспериментальной части исследования. Также их называют эмпирическими.

Метод Определение
Наблюдение Получение информации через пассивное восприятие познаваемых явлений
Описание Фиксирование данных с помощью научно-понятийного аппарата
Эксперимент Испытание научных предположений в реальных условиях с целью получения объективного результата
Сравнение Сопоставление данных по выбранным параметрам
Интервью, анкетирование, опрос Сбор данных путем получения информации по определенной тематике у контрольной группы

Примеры использования методологии в курсовых работах по разным дисциплинам

Педагогика:

В данной работе были использованы методы анализа теоретической базы, классификации, аналогии и обобщения тематического материала. В практической части применялись методы анкетирования и наблюдения.

Лингвистика:

В курсовой работе методологическая база включает следующие инструменты изучения: сравнительно-языковой анализ, классификация, синтез научных концепций, гипотеза, сравнение.

История:

Для всестороннего раскрытия обозначенного предмета курсового исследования были применены методы сравнительно-исторического анализа, изучение источников эпохи Екатерины Великой, обобщения, аналогии и сравнения.

Психология:

Методологической основой курсовой работы явились аналитический, классификационный, сравнительный методы. В главе, посвященной практике, были использованы методы наблюдения, опроса, анкетирования и статистического анализа данных.

Юриспруденция:

В данной работе были применены общенаучные методы: анализ, аналогия, классификация, обобщение материалов исследования. Частнонаучную методологию составили: сравнительно-правовой, технико-юридический метод, метод нормативно-правового анализа.

Экономика и финансы:

В целях раскрытия обозначенной темы работы были использованы такие методы, как анализ, синтез, классификация информации, библиографический анализ, экономические расчеты. Специальными методами выступили: вертикальный и горизонтальный анализ финансовой отчетности, статистический и динамический анализ данных.

Математические специальности:

Методологическую базу курсовой работы составили такие методы, как классификация, сравнение, обобщение, синтез, метод математического моделирования, функционального анализа, методика дифференциальных уравнений,.

Информационные технологии:

В курсовом проекте были использованы методы научного анализа, классификации, обобщения, сравнения, дедукции. Специальные методы, применяемые в исследовании: системный анализ, компьютерное и математическое моделирование, информационно-аналитические технологии.

Дополнительно можно посмотреть примеры готовых введении к курсовым работа с описанными и заполненными методами исследования.

Источник: https://primery-obrazcy.com.ua/kursovaya/metody-issledovaniya-v-kursovoj

Методы исследования в курсовой работе

Во введении к курсовой работе необходимо указать, какие методы студент использовал для достижения цели исследования. Проще говоря, методы – это действия, которые производил исследователь в ходе научной работы. Существуют общие и специальные (специфические) методы. Специальные методы применяются только в данной конкретной науке, например, физическое моделирование в физике.

В отличие от них, общие методы используются во всех отраслях всех научных дисциплин. Общие методы, в свою очередь, подразделяются на теоретические и практические, в зависимости от характера исследования. Теоретические методы научного исследования связаны с преобладанием мыслительной деятельности, с осмыслением, систематизацией и переработкой материала.

К наиболее часто применяемым общим методам относят:

– Анализ. Он представляет собой процесс разложения явления или предмета на составные части (его свойства, признаки и т.д.). Этот метод исследования широко применяется при написании курсовых работ;

– Синтез является методом, противоположным анализу. В результате использования синтеза происходит соединение частей в общую систему знаний;

– Аналогия – это метод научного исследования, основанный на сходстве объектов по некоторым признакам. С помощью аналогии можно судить о свойствах одного объекта на основании его сходства с другим;

– Дедукция – это метод, основанный на получении общего вывода о свойствах предмета, исходя из исследования его частных признаков;

– Индукция – это метод, противоположный дедукции, при котором рассуждение происходит от общего к частному;

– Обобщение – метод исследования, похожий на дедукцию, при котором делается вывод об общих свойствах предмета или явления и его признаках;

– Классификация широко применяется в научных исследованиях особенно в гуманитарных науках. Она представляет собой деление предметов или явлений на группы по какому-либо определенному признаку;

– Моделирование – это метод, при котором исследуется не сам объект, а его заменитель – модель. Полученные при изучении свойств модели результаты переносят и на сам объект исследования.

Практические (эмпирические) методы связаны со сбором конкретных данных об объекте исследования и оценкой результатов. Также с помощью практического метода выявляются и описываются явления. К практическим методам относятся:

– Наблюдение – это познавательный процесс, направленный на восприятие внешнего мира с целью получения информации о свойствах предметов и явлений. Для получения точных результатов наблюдение должно быть целенаправленным, объективным и систематичным;

– Сравнение – один из наиболее популярных практических методов исследования. Обычно явления сравниваются по какому-либо существенному признаку, важному именно для данного исследования;

– Измерение – наиболее точный метод познания, который заключается в определении численного значения какой-либо величины с помощью единицы измерения;

– Эксперимент – метод, широко применяемый в науке. Он представляет собой вмешательство в естественные условия существования явлений. При этом экспериментатор, изучая определенные свойства или признаки, может контролировать ход эксперимента.

Описанные методы – это наиболее часто используемые, но далеко не все методы, которые применяются при написании курсовых работ.

Источник: https://sciterm.ru/articles-customers/metodi-issledovaniya-v-kursovoi-rabote/

Методы дипломной (курсовой) работы

НАША ЗАДАЧА – ПОМОГАТЬ: ВЫПОЛНЯЕМ ВСЕ ВИДЫ РАБОТ  

Работы МЫ пишем через Биржу akademikz.ru Оформив заказ, Вы бесплатно узнаете за какую цену и в какой срок мы напишем Вашу работу.

Вам начнут поступать предложения выполнить Вашу работу (уведомления приходят на e-mail), Вам останется выбрать наиболее понравившееся предложение автора, после чего автор начнет работу над Заказом. Курсовые работы выполняем от 1 дня от 800 рублей.

Дипломные от 3-х дней от 5000 рублей, отчеты о прохождении практики от 500 р. 

Рады быть Вам полезными!

Во введении к курсовой, введении к дипломной работе студент обязан перечислить методы научного исследования рассматриваемой проблемы. Например, для физики характерно физическое моделирование. В биологии существует метод биоиндикации, который заключается в непосредственном наблюдении за поведением организмов, оценке их свойств.

Наряду со специальными методами используются и общие методы, применяемые во всём исследовательском процессе разнообразных наук. Они делятся на практические и теоретические.

Практический или эмпирический метод позволяет фиксировать и описывать явления, факты, связи между ними.

При содействии теоретического метода проводится подробный анализ разных фактов, раскрываются существенные закономерности, образуются мысленные модели, используются гипотезы.

Теоретические методы научного исследования в дипломной работе

Теоретические методы абстрактны и обобщены. Благодаря им, систематизируется фактический материал. К непревзойдённым методам теоретического порядка относят аксиоматический, метод формализации, гипотетический, абстрагирование и общелогические методы. К общелогическим относят несравненный анализ, познавательный синтез, необходимую дедукцию и аналогию.

Анализ позволяет разложить изучаемый материал на единицы, изучить раздельные части элементов. Синтез соединяет части в целое, воссоздавая единое, новое, взаимодействующее из отдельных частей. Моделирование переносит реальный объект в создаваемую модель.

А классификация распределяет информацию, благодаря сравнению. Дедукция организует необходимый переход от общих явлений к частным. Аналогия подводит логический вывод, из-за которого знания об одном предмете возникают на основании сходств с подобными предметами.

Абстрагирование позволяет исследователю мысленно отвлечься от заданных свойств рассматриваемого явления. Одновременно выявляются интересующие свойства предмета.

Обобщение устанавливает общие свойства предмета и его признаки. Идеализация направлена на образование абстрактных объектов, которых нет в действительности.

А индукция заключается в исследовании от единичного случая к целому представлению.

Системный подход исследует объекты и представляет их в виде определённых систем. Структурно-функциональный метод выделяет из целостных систем структуры. Вероятностно-статистические подходы учитывают действия всевозможных случайных факторов на рассматриваемый процесс.

К основным методам теоретического познания относится формализация, отображающая содержательное знание в известном знаково-символьном содержании. Она лежит в основах процессов алгоритмизации, связанных с программированием.

Аксиоматический метод базируется на постулатах-аксиомах, а остальные утверждения вытекают из них благодаря логическим подходам на базе доказательств. Гипотетико-дедуктивный способ создаёт несравненные системы дедуктивно переплетённых между собой правильных гипотез.

Из них в дальнейшем вычленяются утверждения об опытных фактах.

Метод восхождения от абстрактного к конкретному заключается в динамике научной мысли, начинающейся на начальной абстракции и проходящей сквозь последовательные этапы расширения и углубления познания к нужному результату. Таким образом, создаётся картина целостного воспроизведения предмета в теории.

Эмпирические методы научного исследования

Эмпирические методы позволяют исследовать практику и её результаты. На основании их собираются конкретные факты, выявляются и описываются явления. К ним причисляются незаменимый метод наблюдения, качественное сравнение, точное измерение и уникальный эксперимент.

Наблюдение – это процесс, характеризующийся активностью и познавательностью. Он базируется на органах чувств, предметной деятельности человека, считается самым элементарным. Наблюдения приводят к результатам, не опирающихся на желания, волю и чувства человека. Наблюдения информируют об отношениях, свойствах определённых и существующих реально явлений, предметов.

Сравнение способствует установлению сходств, различий явлений, предметов. Сравнение устанавливает сходства предметов, определяет их различия, выявляет общее, повторяющееся.

Измерение определяет численное значение искомой величины в её единицах измерения. Метод позволяет получить наиточнейшие сведения о мире.

Благодаря эксперименту происходит вмешательство в настоящие условия действия явлений, происхождения предметов. Эксперимент воспроизводит их определённые стороны в условиях, созданных экспериментатором в целях исследования.

Отбор методов исследования для курсовой (дипломной) работы осуществляется на следующих критериях:

  1. Методы должны быть адекватны предмету и объекту исследования, его задачам и собранному материалу.
  2. Они должны соответствовать современным принципам научных изысканий.

  3. Быть прогностичными, то есть научно обоснованными. Исследователь должен быть полностью уверен в том, что выбранные им методы дадут надёжные, новые результаты.

  4. Методы должны соответствовать логике рассмотрения и быть комплексно взаимосвязанными с другими.

Методы научного исследования:

Методы эмпирического исследования  Методы теоретического познания Общелогические методы и приёмы исследования
 Сравнение Наблюдение Эксперимент Измерение Описание  Формализация Аксиоматический метод Гипотетико-дедуктивный Восхождение от абстрактного  к конкретному  Анализ Абстрагирование Обобщение Идеализация Индукция Классификация Аналогия Моделирование Дедукция Системный подход Структурно-функциональный метод Вероятностно-статистические методы Синтез

©

Источник: http://www.xn—–8kcodrdcygecwgg0byh.xn--p1ai/metody-diplomnoi-kursovoi-raboty

Методы исследования в курсовой работе: Объект и предмет

За весь учебный период студентам высших и средне – специальных учебных учреждений очень часто – иногда и не один раз за семестр – приходится выполнять курсовые работы. Что такое курсовая работа? Это работа, выполняемая каждым студентом на заданную тему.

Обычно ее пишут по профильным предметам, изучению которых необходимо уделить особое внимание. В этой статье буден дана информация методах исследования в курсовой работе.

Читатель узнает, каковы основные правила написания, что такое задачи и цели, а также многое другое.

В случае возникновения трудностей в написании данного раздела, рекомендуем обращаться к специалистам портала.

Какие основные правила учитывают при написании?

Любой качественный проект должен быть:

  • уникальным;
  • актуальным;
  • представлять научное или практическое значение;
  • оформленным, в соответствии со стандартами.

Для того чтобы качественно написать подобный проект, студент должен изучить методические указания, а так же бывать на всех занятиях, посвященных его выполнению.

Любой проект состоит из трех разделов – введения, основного раздела и заключения. Выполнение каждого из них – обязательно. Основной раздел, в свою очередь, состоит из теоретической и практической части.

Иногда, студенты первых курсов пишут только теоретические работы. Но неотъемлемая часть любого курсовика, даже состоящего только из теоретической части – это исследование.

Его проводят, чтобы решить поставленные перед автором задачи и достигнуть цели, которая ставится в начале любого курсовика.

Далее мы рассмотрим такой важный аспект, как методы исследования в курсовой работе, узнаем, как формируется методологическая база проекта, поговорим о таких понятиях, как проблема исследования, объект и предмет исследования.

Что такое методы исследования?

Исследованием называют процесс поиска до этого момента не известных знаний или фактов. Его методы – это способы, при помощи которых оно проводится. Именно они позволяют автору курсовой работы  решать задачи и достигать цели, поставленной перед ним.

Говоря о таком понятии, как метод исследования, необходимо упомянуть и другие термины. Такие, как цель, задачи, объект и предмет исследования. Все они должны быть раскрыты в первой части курсовой – во введении, а в заключении автор должен обязательно сказать о том, была ли достигнута поставленная в начале цель.

Итак, цель – это результат, которого должен добиться студент в ходе выполнения курсовика.

Задачи – это способы, используя которые можно достигнуть данного результата.

Объект исследования – это явление или процесс, который изучается студентом при написании курсовой.

Предметом исследования является  отдельно взятая проблема в рамках изучаемого процесса.

Методология, примененная в каждом отдельном курсовике, должна быть описана в первой его части – во введении. Существуют специальные способы, которые невозможно применить в других отраслях. К ним относят, биоиндикацию или физическое моделирование, а есть универсальные способы. Часто их называют общими теоретические и практические.

Теоретический способ заключается в проведении анализа какой-либо проблемы.

Практический способ помогает описывать различные явления, которые являются неотъемлемой частью любого исследовательского процесса.

Они обладают следующими признаками:

  • абстрактность;
  • обобщенность.

С помощью таких способов информационная база может быть систематизирована.

К теоретическим средствам познания относят следующие:

  • аксиоматический;
  • формализацию;
  • гипотетический;
  • абстрагирование.

Кроме того, существуют общелогические приемы, среди которых выделяют:

  • анализ;
  • синтез;
  • моделирование;
  • дедукцию;
  • аналогию.

Аксиоматическая методика  подразумевает принятие каких-либо известных до выполнения курсовика знаний без доказательств. Пример использования такой методики часто встречается в точных науках.

Гипотетическая методика основывается на выдвижении гипотез при изучении проблемы.

Основа абстрагирования – это отвлечение от несущественных признаков объекта. С помощью данной методики выделяются действительно важные стороны проблемы.

Научный анализ предполагает разложение исследуемого материала на простейшие составляющие, что позволяет уделить больше внимания каждой из них.

Синтез является противоположным анализу приемом. Его основа – это объединение различных частей в единое целое.

Основа моделирования – перенос существующего объекта в модель, которая создается исследователем.

Дедукция обеспечивает переход от частного признака к общему.

Аналогия позволяет сравнивать предметы между собой и присваивать признаки одного предмета другому, похожему на него.

Таким образом, теоретическая часть любого проекта включает некоторые из представленных способов познания. Практический раздел познается с помощью эмпирических методов – с их помощью автор описывает конкретные явления, собирая факты.

Эмпирические методы

К эмпирическим способам относят:

  • наблюдение;
  • сравнение;
  • измерение;
  • эксперимент.

Наблюдение – это самый простой методический подход. Он использует деятельность различных органов чувств и не зависит от желаний или ожиданий исследующего.

Сравнение предполагает, что изучаемых предметов будет несколько, а студенту необходимо выделить  их общие черты и найти отличия.

Измерение – самый точный из всех методов, которые только могут существовать, он позволяет определить параметры изучаемого предмета.

Эксперимент позволяет убедиться в правоте какого-либо положения или опровергнуть его. Именно этот способ позволяет опровергнуть существующий до проведения исследования научный принцип.

База исследования для курсовой

В данном случае подразумеваются приемы и методы, которые будут использоваться для каждого студенческого проекта. Они во многом зависят от темы и предмета, в рамках которого выполняется работа. Для того, чтобы основательно подойти к данному вопросу, можно использовать уже выполненный проект на аналогичную тему, как пример.

Чтобы правильно подобрать методы для написания своего курсовика, необходимо проверить их на соответствие следующим требованиям:

  • адекватность предмету и объекту познания, задачам и цели работы;
  • современность;
  • прогностичность (научная обоснованность);
  • логичность;
  • взаимосвязанность.

Если способы, используемые вами, подходят под вышеперечисленные определения, то они будут являться корректными.

Источник: https://tonusmozga.ru/ucheba/kursovik/metody-issledovaniya-v-kursovoj-rabote.html

Методы научного исследования в курсовой работе

Работа над курсовой работой – одна из наиболее сложных задач из числа тех, которые стоят перед студентами в период обучения.

Если структура и оформление контрольной работы, реферата и доклада понятны каждому ученику, то с курсовой возникает ряд сложностей.

Тема для курсовой работы дается студенту для самостоятельного исследования, и темы касаются непосредственно изучаемой дисциплины. Используя в своих исследованиях научные методы, справиться с поставленной задачей будет намного легче.

Научное исследование и его методология

Тем, кто приступает к написанию студенческой работы нужно усвоить элементарные навыки научного творчества, которые помогают овладеть знаниями научной методологии и использовать их на практике. Прежде всего, нужны практические знания и опыт, использование законов логики, определенных правил и знания современных технологий.

Порой, очень сложно доверять фактам, которым нет научного объяснения, но это не может являться причиной чтобы их игнорировать, просто еще не пришло время для их научного открытия.

Далеко не все факты сегодня поддаются научному или логическому объяснению, поэтому они находятся в резерве науки и ждут своего открытия и практического применения. 

В научном исследовании очень важно на все обращать внимание, концентрируясь на каких-то основных вопросах задания, нельзя игнорировать мелкие детали или побочные факты, кажущиеся на первый взгляд незначительными. Очень часто именно за этими незначительными фактами кроется начало, ведущее к большому открытию.

Основные методы научного исследования в курсовой работе

Методы исследования курсовой работы должны способствовать полному раскрытию темы или вопроса. Для этого необходимо дать ему научное объяснение, показать его важность и практическое значение.

  Научные факты могут быть изложены в контексте мирового исторического процесса или в развитии какой-то определенной исторической области.

Освещать факты нужно во всех аспектах с учетом специфических или общих особенностей.

Методы исследования в курсовой работе затрагивают разные сферы науки и разделяются на:

– исторический, исследует события методом хронологии;

– анализ научной литературы или правовых документов;

– сравнительный анализ проводится путем сопоставления разных результатов или исследований в одной сфере деятельности;

– синтез, метод позволяющий объединять полученные факты в одно целое;

– абстрагирование, как метод нематериальной связи предметов с внешним миром;

– аналогия, проводится как перенос знаний с одного предмета на другой;

– индукция метод рассуждения, приводящий от частного значения к общему;

– дедукция – от общего к частному;

– моделирование, как возможность визуализировать полученную информацию через предмет;

– классификация – разделят предметы разные по явлению, но единых по принципу;

– исследование и обобщение.

К общенаучным методам исследований принадлежат эмпирические, которые также важны для написания курсовой работы. Отличительной особенностью этих методов является практическое познание предмета путем – измерения, анкетирования или опроса, наблюдения за происходящим процессом, сравнения качеств и проведением различных экспериментов. 

Источник: https://topwork24.ru/articles/kursovaa-rabota/metody-naucnogo-issledovania-v-kursovoj-rabote

Пример методов исследования в курсовой работе

При написании курсовой студенту приходится формулировать много различных задач, целей, предметов, объектов, методов и т.п. О последних мы и поговорим подробнее.

Методы исследования – это то, как вы будете подходить к изучению темы своей работы. Важно правильно сформулировать методы исследования, так как от этого будет зависеть оценка всего исследования.

Пример методов исследования в курсовой работе, а также разъяснения приводим ниже.

Определение понятия «метод исследования»

Это сочетание способов получения новой информации, знаний, способов решения поставленных задач.

Метод включает также систематизирование, оценку новой информации.

Какие бывают методы

Методы в общем и целом делят на две группы:

  • Теоретические (обработка научных данных)
  • Эмпирические (обработка практических данных)

Можно выделить следующие теоретические методы, которыми вы можете пользоваться:

  • Логические утверждения – теория
  • Утверждение, требующее доказательства – гипотеза
  • Четкое утверждение – закон
  • Мыслительные утверждения – идеализация
  • Результат процесса мышления – формализация
  • Изучение явлений – рефлексия
  • Переход изучения от общего к частному и наоборот – дедукция и индукция
  • Исследование одной стороны объекта с целью выявления его свойств – абстрагирование
  • Процесс соединения объектов в группы – классификация

Можно выделить следующие эмпирические методы, которыми вы можете пользоваться:

  • Действия в доказательство гипотезы – эксперимент
  • Восприятие предметов с целью описания – наблюдение
  • Изучение количественных значений – измерение

Есть еще несколько методов, которые студенты используют при написании работ:

  • Разделение предмета на части с целью общего изучения – анализ
  • Объединение отдельных характеристик для создания цельного описания – синтез
  • Создание выводов относительно предмета на основе сходства с другим предметов – аналогия
  • Создание искусственной модели с целью демонстрации ее функций – моделирование

Как выбрать нужные методы к своей курсовой работе?

Из всех существующих методов вы должны выбрать несколько, которые будут подходить для вашего исследования. Итак, на чем будет основываться выбор?

При выборе методов учитывайте прежде всего, что они должны быть полезны и адекватны объекту и предмету работы, а также должны позволить выполнить поставленные задачи.

Не стоит использовать изжившие себя методы. Пользуйтесь более современными.

Вы должны понимать, к чему приведет вас метод исследования. Позволит ли он получить нужный результат.

В работе вы будете использовать не один метод. Все они должны быть взаимосвязаны, все должны создавать цельную работу, поддерживать друг друга.

Вы можете использовать примеры методов исследования в курсовой работе, чтобы понять, какие из них подходят вам. Иногда бывает, что студент, сам того не подозревая, изучает предмет используя определенный метод, но не указывает его во введении. После написания работы просмотрите их еще раз и дополните, если нужно.

Также вы можете использовать методические рекомендации кафедры к написанию курсовых работ. Там указываются наиболее используемые методы. Это поможет с формулировкой.

Если у вас возникают трудности с определение методов исследования или написанием работы в целом – обратитесь к нашим специалистам. Они обладают обширным опытом в написании и достаточной квалификацией, чтобы подготовить отличную курсовую работы. Мы будем рады помочь вам!

Источник: https://spravochnick.ru/articles/kursovye_raboty/primer_metodov_issledovanija_v_kursovoj_rabote/

Методы исследования в курсовой работе

Рубрика: Курсовая работа

Подпишитесь на нас в ВК.
Каждый день публикуем полезные лайфхаки для учебы

Во введении курсовой работы необходимо перечислить методы исследования, то есть те способы, которые позволят вам достичь поставленных целей и решить соответствующие им задачи. Перечисление и использование конкретных методов исследования часто вызывает у студентов затруднения, так как нужно не только знать сами методы, но и понимать, как применить их в процессе написания курсовой работы.

Теоретические методы исследования

Теоретические методы будут полезны вам при написании теоретической части курсовой работы. Они позволяют обнаруживать закономерности в изучаемых явлениях и процессах, формулировать гипотезы, определять круг задач, исследовать литературу и т.д.

  1. Анализ. Этот метод относится к основным при написании курсовой работы, так как, например, без анализа литературы невозможно выяснить степень изученности той или иной проблемы, а также опираться на опыт других ученых. Он подразумевает детальное изучение точек зрения разных авторов на одну и ту же проблему. В курсовой часто указывают, какая именно литература была проанализирована: философская, психолого-педагогическая и т.д.
  1. Сравнительный анализ. Этот метод поможет сопоставить мнения разных авторов или разные результаты исследования.
  1. Синтез. Синтезировав (объединив) вместе несколько фактов, вы можете получить новое знание или прийти к какому-то выводу.
  1. Абстрагирование. Этот метод необходим тогда, когда нужно отбросить второстепенные детали и сосредоточиться на интересующих свойствах объекта. Например, если нужно изучить понятие «книга», исследователь отбрасывает в сторону такие детали, как ее цвет и место издания, и концентрируется на том, что характерно для книг в целом. Этот метод позволяет давать определения понятиям, изучать объекты по их моделям или получать иные знания.
  1. Аналогия. Перенос знания с одного объекта на другой называют аналогией. Например, если конкретная методика обучения была успешно применена в одной дисциплине, исследователь предполагает, что она может быть применима и в других дисциплинах.
  1. Индукция и дедукция. Если от массы частных случаев пришли к общему, то речь идет об индукции, если от общего к частному, то это уже дедукция.
  1. Классификация. При написании теоретической части курсовой работы часто прибегают к классификации, то есть к делению объектов на определенные группы в соответствии с признаками деления. Например, по цели деятельности юридические лица делятся на коммерческие и некоммерческие организации.
  1. Моделирование. Это изучение какого-либо объекта с помощью построения и освоения его модели. При этом сама модель может быть не только материальной, но и, например, информационной (формула, таблица) или образной (рисунок, фото).

Эмпирические методы исследования

Эмпирические (практические) методы исследования позволяют получать данные с помощью органов чувств. Именно эти данные могут подтвердить или опровергнуть выдвинутую в курсовой работе гипотезу исследования.

Эксперимент. Это один из наиболее популярных и в то же время проблемных для студентов методов исследования, заключающийся в проверке рассматриваемого явления в контролируемых условиях.

Наблюдение. Наблюдение относят к числу эффективных методов изучения, которые позволяют собрать много ценной информации. Это может быть наблюдение за работниками организации, за деятельностью предприятия, учениками в классе и т.д.

Измерение. В ходе эксперимента студенту зачастую приходится проводить определенные измерения разных характеристик: времени, физических параметров тела, характеристик движения объекта и т.д.

Существуют и другие теоретические и эмпирические методы исследования. Кроме общих методов, применимых к любой дисциплине, есть и специализированные методы, характерные для определенной дисциплины. Например, свои методы используют в физике, химии, биологии и других науках.

Во введении обычно ограничиваются перечислением использованных в курсовой методов.

Сделать это можно с помощью конструкций: «В курсовой работе были использованы следующие методы исследования…» или «Методологическую основу работы составили…». Перечисляя используемые методы, будьте предельно внимательны.

Не стоит указывать методы, которые вам неясны, или которые вы не задействовали в работе, так как на защите по любому из них вам могут задать вопрос.

Источник: https://help.akademikz.ru/help/kursovaya-rabota/metodyi-issledovaniya-v-kursovoj-rabote

Как правильно классифицировать методы исследования в курсовой работе :

Метод исследования включает в себя один или несколько способов достижения цели исследования и получения новых знаний. Методы исследования в курсовой работе необходимы для систематизации и актуализации проделанной работы.

В зависимости от вида деятельности, академической направленности курсовой или дипломной работы, принадлежности к определенному предмету изучения и множества других факторов, классификация используемых методов может разительно отличаться.

Методология – сложная наука, целью которой не является определение четкой классификации и выделение нескольких наиболее важных методов исследования. Система всевозможных способов, вариаций и принципов достижения поставленных целей и извлечения новых знаний слишком сложна и сама является предметом постоянного изучения.

Чтобы облегчить и упорядочить систему существующих методов исследования, различные школы выбирают ту или иную классификацию.

Традиционное разделение советской школы

Наследием советской школы является классификация методов исследования согласно уровню познания. Это не самая простая и удобная классификация из ныне существующих, однако она не только помогает выбрать и описать применяемые в исследовании методы, но и точно определяет структуру работы и систему научного подхода к получению новых знаний.

Существует два уровня познания – эмпирический и теоретический. Эти два уровня дополняют и компенсируют друг друга, соответственно, и классифицируемые методы не должны выделяться и противопоставляться друг другу. Очень часто собранные во время исследования данные способны обрести форму новых знаний только путем комбинирования эмпирических и теоретических методов.

Эмпирические методы

Эмпирический уровень тесно связан с непосредственным практическим взаимодействием с изучаемым объектом, явлением, феноменом. Эмпирические методы исследования в курсовой работе идеально подходят для этапа накопления информации и сбора данных. Основными исключительно эмпирическими методами являются:

  • эксперимент;
  • наблюдение;
  • измерение.

Дополнениями и вариациями основной тройки могут быть такие методы, как:

  • анкетирование и опрос;
  • интервью и собеседование;
  • описание и сравнение;
  • тестирование и подсчет.

Теоретические методы

Теоретический уровень является более абстрактным и оттого считается более развитой частью познания. Теоретические методы исследования в курсовой работе выявляют правила, основоположения, аксиомы, теории и законы. Основными методами теоретического уровня являются:

  • абстрагирование;
  • формализация;
  • идеализация.

Для установления связей, зависимостей и закономерностей, а также изучения различных сторон явления или объекта можно использовать такие теоретические методы, как:

  • индукция и дедукция;
  • гипотетика и аксиоматика;
  • логика и систематика.

Существует ряд методов, которые сочетают в себе характеристики как эмпирического, так и теоретического познания; они называются комбинированными либо экспериментально-теоретическими. К ним относятся:

  • моделирование;
  • этнографический метод;
  • исторический метод;
  • анализ, синтез и обобщение.

Использование этих методов позволяет создать теоретическую основу, используя эмпирические данные.

Западная классификация

Более поздняя классификация методов исследования на качественные и количественные обрела популярность в середине ХХ века и совершенно окрепла в западных академических кругах.

Разделение на качественные и количественные способствует более упрощенной систематизации существующих методов и одновременно повышает связанность и взаимозависимость методов, используемых в исследовании.

Использование этой системы разделения методов повысит уникальность и актуальность, которые несет в себе каждая дипломная или курсовая работа. Методы педагогического исследования, а также исследования в области социологии, маркетинга, политологии и экономики все чаще классифицируются на основании разделения на качественные и количественные.

Методы исследования согласно западной классификации

Эта классификация увеличивает гибкость всей системы существующих методов, позволяя комбинировать различные способы и даже создавать новые методы.

Основными требованиями принадлежности к категории количественных методов являются измерение и квантификация параметров исследования, в то время как качественные методы характеризуются потребностью смысловой интерпретации существующих или собранных данных.

Качественные методы ориентированы на объяснение, выяснение причин и другие качественные характеристики исследуемых объектов или явлений.

Они обладают особой ценностью в социологии как методы исследования курсовой работы.

Пример использования качественных методов – ответ на вопрос о том, почему заядлые курильщики не бросают курить, несмотря на статистические данные о вреде никотина. К данным методам относятся:

  • исследования (исторические, этнографические, социальные, прецедентные);
  • эксперименты (фокус-группы, ролевые игры, симуляции);
  • наблюдения;
  • интервью.

Количественные методы исследования в курсовой работе ориентированы на получение статистических и других численных данных, к ним относятся:

  • опрос, анкетирование, интервью;
  • тестирование;
  • лабораторный эксперимент;
  • численный анализ;
  • моделирование.

Благодаря простому и четкому дифференцированию возникает меньше сложностей с выбором и мотивацией. Описывая в работе используемые методы исследования, темы, основные задачи и вопросы, важно четко осознавать концептуальные рамки научной работы.

Важно помнить, что многие работы: и курсовые, и дипломные – могут и должны сочетать и комбинировать различные методы. Каждый отдельный метод предоставляет способ достижения новых знаний, каждый из них по-своему важен, и ни один сам по себе не способен дать полную картину исследования.

Источник: https://www.syl.ru/article/188279/new_kak-pravilno-klassifitsirovat-metodyi-issledovaniya-v-kursovoy-rabote

Пример методов исследования в курсовой работе

Современная система оценки полученных знаний студентов включает работу над курсовым проектом и оформление готовой работы. Таким образом, помимо проверки знаний, можно провести оценку умений обучающихся последовательно излагать свои мысли и логически достигать поставленных целей.

Курсовая работа содержит стандартные разделы, включающие: определение актуальности, постановку целей, задач работы и определение методов исследования. Для достижения определённой цели вы можете использовать несколько методов исследования. Остановимся подробнее на возможных вариантах.

Все методы можно разделить на группу теоретических (обработка научных данных) и эмпирических (обработка практических данных).

К теоретическим методам относятся:

  • Первый метод это сравнительный. Используя данный метод, студент подбирает необходимую и подходящую литературу и информацию. Он сравнивает какие данные литературы помогут ему логически достичь поставленной цели с наиболее достоверным результатом. Данный метод отлично подходит студентам инженерных и юридических специальностей, будущим научным деятелям.

  • Следующий метод это синтез различных составляющих в единое целое.
  • Далее аналогия – определение и формирование одинаковых свойств предмета.
  • Дедукция – изучение индивидуальных признаков объекта и получение общего вывода о его свойствах.
  • Индукция – рассуждение от общих моментов к индивидуальным.

  • Обобщение – формирование вывода об общих свойствах предмета.

Наиболее часто при подготовке курсовой работы используют эмпирические методы:

  • Одно из перспективных направлений моделирование – это метод, при котором исследуется не сам объект, а его заменитель – модель. Свойства модели, полученные при изучении переносят на объект исследования.
  • Наблюдение – это метод познания, направленный на изучение свойств объекта исследования.

    Только при целенаправленном, объективном и систематичном наблюдении возможно получение точных результатов.

  • Измерение – позволяет просчитать численные значения.
  • Эксперимент – один из наиболее востребованных методов в науке.

    При этом исследуются явления реально-предметной действительности в определённых (заданных), воспроизводимых условиях путём их контролируемого изменения.

Одним из более сложных, требующих более глубоких знаний по дисциплине является метод анализа. При этом варианте необходим анализ собранной информационной базы.

Анализ может включать данные из архивов, отчётов, газет, журналов и т.д. Анализ результатов исследования одного вопроса в виде изучения монографий, научных трудов и статей.

Для каждой дисциплины и варианта курсовой работы подходят свои методы исследования. Выбор зависит от поставленной цели и задач. Для корректного выбора методов исследования и написания последовательной и логичной курсовой работы вы можете обратиться к профессионалам своего дела на сайт “Все сдал!”

Источник: https://vsesdal.com/blog/kursovye-raboty/primer_metodov_issledovaniya_v_kursovoj_rabote

Ссылка на основную публикацию