Как привлечь абитуриентов в вуз?

Привлечение абитуриентов как одно из направлений деятельности высших учебных заведений

Укороченное название статьи (Running title): Привлечение абитуриентов

АННОТАЦИЯ

Цель статьи заключается в рассмотрение основных способов привлечения абитуриентов. При анализе был использован метод обзора мероприятий и проведение опроса. С помощью данных методов были выявлены самые распространенные мероприятия и информации, которая интересует абитуриентов.

Это позволило сделать выводы о необходимости проведения различных мероприятий: олимпиады, дни открытых дверей, конференции, семинары; основой для формирования структуры информационного буклета является информация о изучаемых дисциплинах, престижности профессии и возможных местах работы, а также о прохождении практик.

Ключевые слова: абитуриенты; школьники; студенты; ВУЗ; мероприятия; привлечение.

Любая организация заинтересована в привлечении большего числа клиентов, для высших учебных заведений клиентами выступают абитуриенты. ВУЗу необходимо выполнить план по набору студенческих групп, поэтому необходимо проводить множество различных интересных мероприятий для привлечения школьников.

К образовательным услугам высших учебных заведений могут быть применены далеко не все традиционные маркетинговые приемы.

Специфика образовательных услуг такова, что интеллектуальный продукт, который предлагается потребителю, не гарантирует того, что полученное образование принесет ожидаемые плоды.

Но несмотря на это рекламировать вуз необходимо, поскольку успешная маркетинговая политика способствует привлечению студентов и повышению рейтинга учебного заведения (1). 

В России функционирует более 1400 (2) высших учебных заведений, каждое из которых заинтересовано в выполнении плана набора абитуриентов, что обуславливает актуальность темы исследования.  

Проведенный анализ мероприятий, проводимых вузами России, позволил выделить самые распространенные формы взаимодействия с абитуриентами (3):

А) предметные олимпиады среди старшеклассников (например, олимпиада «физиков» проводимый МГУ);  

Б) конференции для старшеклассников (например, научно-практическая конференция «я изучаю природу», проводимая томским государственным педагогическим университетом);

В) развлекательные мероприятия, например, квестов (Квест на тему «Ключ от университета» от СибГИУ»);

Г) встречи, семинары с известными людьми, экспертами той или иной области на базе высшего учебного заведения (например, Встреча с Филиппом Альтбахом в РУДН);

Д) Дни открытых дверей;

Е) образовательные выставки города (например, выставка «Образование.Карьера.2017» от НИУ МГСУ);

Ж) весенние выезды представителей ВУЗа в общеобразовательные учреждения (по договоренности со школьным руководством). (например, выездные приемные комиссии);

З) предоставление скидки на обучение в ВУЗе. (например, предоставление скидок в НИУ ВШЭ);

И) информирование о последующем трудоустройстве (например, рассказать школьникам о существующем центре содействия трудоустройству выпускников в ВУЗе)

Перечисленные мероприятия являются наиболее эффективными, когда в их организации принимают участие студенты 1-2 курсов, так как они недавно сами были школьниками и понимают, что будет интересно для будущих абитуриентов.

Кроме того, анонсы и результаты мероприятий необходимо оповещать через СМИ для повышения имиджа, узнаваемости, престижа ВУЗа.

Одним из способов коммуникации вуза с целевой аудиторией является выпуск собственных газет, журналов с информацией о новых специальностях, достижениях, о проводимых мероприятиях.

Также, для информирования и привлечения большего числа абитуриентов, необходимо разработать информативный и полезный с точки зрения 1) школьника, 2) его родителей буклет о ВУЗе или отдельной специальности в нем.

Для того, чтобы подобрать интересный школьнику материал, который бы способствовал формированию его предпочтений в пользу того или итого вуза (направления подготовки / специальности) Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники проводит социологические исследования среди студентов 1-2 курсов и школьников 9-11 классов.

Стояла задача: узнать, почему студент выбрал ТУСУР и специальность «Государственное и муниципальное управление», и какая информация интересовала его при поступлении. Эти знания помогут создать информационные материалы о направлениях обучения в ТУСУР для нынешних школьников.

Гипотезы: Абитуриенты выбирают специальность из-за ее престижности;

Абитуриент делает свой выбор из-за настояния родителей, друзей;

Школьников интересует в чем будет состоять их будущая профессия, какой будет заработок.

В генеральную совокупность вошли студенты 1-2 курса ТУСУРа. Выборка состояла из студентов специальности «Государственное и муниципальное управление». Выборочная совокупность является репрезентативной, что позволяет говорить о достоверности представленных выводов.

Например, говоря о причинах выбора специальности, по которой сейчас обучаются студенты, стало ясно, что половина студентов выбрали свою специальность из-за возможности иметь стабильный заработок в будущем; треть отдали предпочтение в пользу «Государственного и муниципального управления» из-за престижности специальности и, исходя из тех ЕГЭ, которые сдавали; 23% опрошенных интересуются дисциплинами, которые они будут изучать в вузе. Также, сделан вывод, что при выборе будущей профессии нынешние абитуриенты осуществляют выбор самостоятельно, опираясь на свои интересы и предпочтения. Такие варианты ответов как «по настоянию родителей», «финансовым соображениям» и «из солидарности с приятелем, подругой» были наименее популярными.

Таким образом, современных абитуриентов в большей степени интересует в чем будет состоять их будущая профессия, её востребованность, количество мест для поступления, какие дисциплины будут изучаться в процессе обучения. В меньшей степени их интересует информация о необходимых документах для поступления, местах прохождения практик и профессиональных компетенциях преподавателей.

Выявлена информация, которую школьникам было наиболее сложно получить самостоятельно: трудоустройство после окончания ВУЗа; количество бюджетных мест для поступления; процедура поступления; компетенции преподавательского состава, изучаемые дисциплины по конкретным направлениям обучения.

Полученная информация служит основой для формирования структуры информационного буклета, где будет представлена информация о изучаемых дисциплинах, престижности профессии и возможных местах работы, а также о прохождении практик.

Еще одним из способов привлечения абитуриентов является реклама ВУЗа, факультета или специальности. Например, следует охватить общественный транспорт, остановки и стоянки возле главных конкурентов, осуществить раздачу рекламных материалов и т.п.

При этом графика рекламоносителей должна быть «вузовская», например, листовка в виде зачетки. Зачетка – сигнал, что «уже поступил». Если специальности платные и поступление на них требует больших сумм, то следует предусмотреть возможность оплаты в рассрочку или в кредит.

Об условиях кредитования можно заранее договориться с банками [3].

Таким образом, для того, чтобы ученик 10-11 класс обратил внимание на ВУЗ необходимо проводить много различных мероприятий: олимпиады, дни открытых дверей, конференции, семинары и т.п.  Важно связать тему мероприятия с подготовкой к ЕГЭ, т.к. для старших классов это будет наиболее актуально.

Источник: https://sibac.info/journal/student/20/91042

6 инструментов привлечения студентов: инструкция для веб-специалиста вуза

Стратегии привлечения студентов могут быть крайне сложными — тем, кто отвечает за сайт или сайты вуза, напоминать об этом не нужно. Интеграцию оффлайн и онлайн маркетинговых планов можно продолжать бесконечно — здесь нет предела совершенству. Но существуют ли техники привлечения абитуриентов, которые могут предложить именно веб-специалисты?

Ниже — шесть способов, с помощью которых веб-команда вуза может стимулировать увеличение числа претендентов в студенты, улучшая онлайн-сервисы, участвующие в процесс набора абитуриентов.

Инструмент 1: Идеальный абитуриент под наблюдением

Аналитические платформы дают море информации о работе веб-сайта, однако полную картину — далеко не всегда. Цифры статистики, графики и таблицы говорят многое, но только о типичных пользователях. Однако люди всё-таки предпочитают личные истории обобщенным данным. Креативный директор рекламного агентства Дон Дрэйпер из «Безумцев» вам это подтвердит.

Но где взять такие необходимые истории юзеров, которые отражали бы общие тренды в стратегии привлечения студентов? Запустите запись сессий посетителей.

Этот инструмент позволяет отследить все клики, прокрутки страницы и бездействие пользователей вашего сайта.

Можно настроить метки на основании определенных правил, и вы увидите, как разворачивается траектория движения идеального абитуриента по сайту, а горы данных рассыпаются на отдельные камешки-истории индивидуальных посетителей. Отсюда сами собой напрашиваются выводы о том, что помогает привлечь лучших перспективных студентов, что нет.

По записям сессий пользователей можно найти не только идеальных посетителей сайта. Не менее важно, что они позволяют заглянуть через плечо тем, кто уходит со страницы, не заполнив форму заявления. Эти истории, пожалуй, даже лучше показывают, что вам нужно изменить.

Инструмент 2: Поработайте над формами

Как правило, большинство стратегий привлечения студентов в вузы останавливаются на этапе заполнения онлайн-заявлений, хотя целый шквал действий запускается именно в то время, когда студент проходит процесс оформления.

Что можно сделать, если вы подозреваете, что заполнение ваших форм отпугивает перспективных студентов? Ответ есть: пользуйтесь аналитикой.

Аналитика форм показывает ясную картину того, какие пункты онлайн-анкеты представляют для пользователей наибольшие сложности. Она обобщает данные обо всех юзерах, которые к ним обращались (например, кликнули хотя бы на одно поле). С помощью этих данных вы можете определить:

  • Сколько абитуриентов из тех, кто обращался к форме, в итоге её заполнили
  • На какие поля заполняющие тратят больше всего времени
  • Заполнение каких полей чаще всего предшествует решению пользователя прекратить заполнение формы или вообще покинуть сайт
  • Какое поле или поля чаще всего остаются пустыми

Такие данные легко интерпретировать, и оптимизация онлайн-формы становится намного проще, когда они у вас на руках. А о том, какую важность ваши анкеты имеют в стратегии привлечения студентов, вы итак знаете.

Инструмент 3: Платная реклама

Платная реклама в онлайн-медиа — наиболее прямолинейный способ придать ускорение процессу привлечения студентов в ваше учебное заведение. Ещё он легко переводится в количественные показатели, а эффект почти мгновенный и вполне измеряемый.

Теоретически пользоваться рекламой есть смысл любому институту: платите 10 тыс. долларов и реклама приносит вам 20 тысяч с новыми абитуриентами. Однако в реальности возникает масса проблем, о которые спотыкаются маркетинговые планы в сфере высшего образования.

Потенциальным возможностям и сложностям, возникающим с платным размещением рекламы высшего образования, можно было бы посвятить отдельный пост. Тем не менее, коснемся лишь наиболее важного аспекта: как правильно выбрать место для размещения рекламы, которая привлечет студентов.

Ad Network: по умолчанию

Источник: https://studyqa.com/articles/299

Кем мечтают стать российские абитуриенты и как вузам привлечь самых талантливых

Абитуриенты российских вузов в этом году интересуются специальностями IT-отрасли, большим спросом по традиции пользуются технические специальности, а также экономика и юриспруденция. Об этом рассказали опрошенные ТАСС специалисты нескольких учебных заведений.

Прием документов от абитуриентов в вузах начался 20 июня и закончится через неделю, окончательные результаты станут известны в начале августа. Ранее сообщалось, что в 2017 году в вузах около 500 тыс. бесплатных мест.

Нынешняя кампания немногим отличается от предыдущих. Больших очередей в приемных комиссиях нет, потому что абитуриенты могут дистанционно подать документы сразу в несколько вузов.

Университеты вынуждены конкурировать за хороших выпускников школ, причем среди поступающих все больше победителей олимпиад.

Некоторые вузы ищут талантливых абитуриентов в соцсетях и даже через СМИ, другие активно работают со школами, где-то в приемных комиссиях трудится робот, в других документы принимает лично ректор.

Среди поступающих в этом году – 13-летний вундеркинд с Дальнего Востока, выпускник из Мурманской области, который получил возможность бесплатно учиться в Санкт-Петербурге благодаря найденной им уязвимости в соцсети «ВКонтакте», и будущий онколог, приехавший учиться в Сибирь с жаркого острова Бали. ТАСС пообщался с абитуриентами и узнал, кем они хотят стать.

Таланты и где они обитают

Вундеркинд из Якутии, 13-летний Петр Пантилов, подал документы сразу в два сибирских вуза: Новосибирский и Томский государственные университеты.

Мама мальчика Наталья Винокурова рассказала ТАСС, что Петр окончил технический лицей Нины Алексеевой.

Ученики этого учреждения ускоренно осваивают школьную программу, и для Якутска столь юный возраст выпускников школ не в новинку. Сейчас Петр мечтает стать химиком.

«В школе это был его любимый предмет. Помимо этого, он был победителем олимпиад по химии, по русскому, по физике, математике, в том числе и всероссийских», – пояснила она.

Наталья уточнила, что пока окончательные результаты в НГУ неизвестны, а в томском вузе уже сообщили, что Петр проходит по баллам на химический факультет. Семью не пугает ни переезд в другой город (Наталья готова перебраться с сыном), ни то, что мальчику придется учиться с ребятами на несколько лет старше, – он привык к такому кругу общения.

Читайте также:  Купить диплом – решить проблему?

Новые подходы

По словам специалистов, в последние годы становится все больше талантливых абитуриентов – победителей олимпиад и различных конкурсов, и вузы используют самые разные приемы для их привлечения.

Например, в Ярославском госуниверситете заявления в один из дней лично принимает ректор, а в Уральском федеральном университете (УрФУ) в приемной комиссии «работает» робот Борис.

Он болтает с абитуриентами и их родителями и с радостью соглашается сделать с ними селфи.

Вузы используют и индивидуальный подход к одаренным ребятам.

Как рассказал ТАСС начальник отдела профориентации и работы с талантами петербургского Университета ИТМО Николай Пшеничный, в университете применили в этом году новые технологии работы с абитуриентами – «ведем мониторинг региональных СМИ, общаемся с ребятами в соцсетях, проводим опросы старшеклассников и организуем обмен полезной для них информацией».

Новый подход уже дает результаты. Например, сотрудники отдела через соцсети разыскали одного из выпускников 2017 года Даниила Уткина, получившего максимальные 100 балов по трем предметам на ЕГЭ и 91 – по четвертому и пригласили с почетной миссией вручения дипломов лучшим выпускникам вуза. Даниил уже подал документы на направление подготовки «Прикладная математика и информатика».

Кроме того, через соцсети нашли и пригласили поступить в ИТМО Илью Глебова из Мурманской области, который обнаружил уязвимость в социальной сети «ВКонтакте». Результаты единого госэкзамена не позволили бы ему поступить в ИТМО на общих основаниях, но молодой человек на собеседовании показал глубокие знания по профильным предметам, и получил возможность обучаться за счет вуза.

Из-за моря, из-за гор

В приемной комиссии Самарского национального исследовательского университета имени Королева очередей нет. Основной поток, как говорят в приемной комиссии, был в начале июля, причем первыми документы принесли иностранные абитуриенты. За первые два дня приемной кампании о своем желании учиться в вузе заявили более 280 человек, из них 81 из-за рубежа.

Учиться в Самаре хотят граждане Бразилии, Боливии, Коста-Рики, Перу, Китая, Италии, Ирана, Казахстана, Белоруссии, Таджикистана, Узбекистана. «Хочу стать инженером и заниматься медицинским оборудованием, изобретать что-то новое. Я решил учиться в Самаре и подал заявление на направление «Биотехнические и медицинские аппараты и системы», – рассказал Диего Брисеньо из Коста-Рики.

В Уральский государственный аграрный университет в этом году, помимо ребят из других регионов РФ, также подают заявления абитуриенты из Нигерии, Замбии, Вьетнама и Мали.

Традиционно большой популярностью у абитуриентов из других регионов пользуются федеральные университеты. В частности, в Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ) в этом году отмечают своеобразный «географический» рекорд – документы в вуз подают абитуриенты из 77 регионов РФ, доля абитуриентов из-за пределов Приморского края достигла уже 46%.

Интерес к медицине

Сотрудники Сибирского медуниверситета (СибГМУ) уже приняли 5 тыс. заявлений, причем доля абитуриентов из-за пределов Томской области превышает 50%, вдвое выросло число целевиков.

«Идут заявки на направление в целом – «Лечебное дело», «Педиатрия», «Фармацевтика». Если честно, то дефицит сейчас в первую очередь во врачах общей практики и терапевтах.

По узким специалистам дефицит не настолько значимый», – уточнила ответственный секретарь вуза Татьяна Саприна.

СибГМУ принимает и абитуриентов из дальнего зарубежья. В 2015 году вуз запустил англоязычные программы, до этого иностранцы могли обучаться на русском языке. Мухаммед Седоди из палестинского сектора Газа решил стать врачом, потому что его дедушка и дядя работают хирургами. Сам он пока не определился, каким именно врачом хочет быть. Одно из интересных ему направлений – кардиология.

«Моя мама русская, она всегда разговаривает со мной по-русски, но я отвечал ей по-арабски. Русский язык я выучил в Томске, здесь я уже около девяти месяцев. В Томске живет моя тетя, которая мне всегда помогает. У меня тут появились друзья», – рассказал он.

В этом году в СибГМУ впервые поступают ребята из Индонезии. Абитуриент Сидинатха И Густи Кетут с острова Бали признался, что хочет стать онкологом. «В моей стране много больных раком, но хороших онкологов нет. Я выбрал СибГМУ, потому что считаю его сильным вузом», – поделился он.

Как рассказал ТАСС ответственный секретарь приемной комиссии Дагестанского государственного медуниверситета Абдул-Камал Гусейнов, как и в предыдущие годы, самые популярные специальности здесь – «Лечебное дело » и «Стоматология». Конкурс по ним на сегодня составляет от 10 человек на одно место.

«Причем заявления поступают не только от жителей нашей республики. Есть абитуриенты из других регионов России, в том числе из Ханты-Мансийского автономного округа, Челябинской области, а также и из-за рубежа – Азербайджана, Узбекистана, Казахстана», – добавил он.

Технари – в почете

В Донском государственном техническом университете (ДГТУ, Ростов-на-Дону) абитуриенты и их родители собираются уже с утра. Как сообщил ТАСС ответственный секретарь приемной комиссии вуза Александр Кечемайкин, традиционно по популярности у абитуриентов лидируют технические направления вуза, хотя растет интерес и к гуманитарным специальностям.

«Так, по цифрам: »Информационные технологии» – 11 человек на место. Самый большой конкурс же в этом году на факультетах: «Архитектура» – 24 человека на место, «Строительство уникальных зданий и сооружений» – 17 человек на место«, – уточнил он.

Среди специальностей ДГТУ есть и новые, которые сразу же приобрели популярность у будущих студентов. Например, по направлению «Туризм» конкурс достигает 100 человек на место. «Это можно объяснить, во-первых, небольшим количеством мест, а во-вторых, всплеском популярности этого направления в связи с грядущим чемпионатом мира по футболу», – отметил Кечемайкин.

В Саратовском государственном техническом университете имени Гагарина, являющемся опорным вузом региона, в этом году вырос конкурс и увеличился проходной балл.

Как рассказал ТАСС ректор вуза Игорь Плеве, самые популярные направления у абитуриентов традиционно связаны с программированием, информатикой и вычислительной техникой (на IT-направления проходной балл вырос до 200), мехатроникой и робототехникой.

Востребованы также строительные и архитектурные специальности, электроэнергетика.

«В этом году к нам приходит гораздо больше абитуриентов. Конечно, это объясняется в первую очередь возросшей популярностью инженерного и технического образования», – уверен Плеве.

В Чечне борьба за абитуриентов развернулась задолго до начала приемной кампании. Грозненский государственный нефтяной технический университет (ГГНТУ) еще в сентябре взял под шефство школы, и больше половины подопечных вуза пришли подавать в него документы. В основном выпускников интересуют IT-специальности.

«Небольшой конкурс образовывается по направлению «Электроприводы и электротехника», на нефтегазовые специальности. Строительство вызывает большой интерес, но, конечно, меньший, чем несколько лет назад, когда в республике был строительный бум», – добавил куратор приемной компании ГГНТУ Ибрагим Гайрбеков.

Гуманитарный бум

В Томском госуниверситете, старейшем за Уралом вузе, отмечают рост интереса абитуриентов к факультету журналистики. В аудитории главного корпуса томского вуза, переформатированной под работу приемной комиссии, идет прием заявлений на несколько факультетов.

Стол комиссии факультета журналистики – единственный, на котором лежит пачка нерассортированных личных дел.

Старшекурсник, отвечающий за прием документов на факультет, извиняется за бардак: такого быть не должно, он просто не успел убрать прошлые, а заявление на прием документов уже заполняют новые абитуриенты.

Как уточнил ТАСС ответственный секретарь приемной комиссии ТГУ Евгений Павлов, самый большой конкурс – в Юридическом институте и на факультете журналистики: около 10 человек на место.

В Институте прикладной математики и компьютерных наук конкурс шесть человек на место, причем высокий показатель достигается за счет направлений «Прикладная информатика», «Компьютерная безопасность» и других IT-специальностей.

А в ДВФУ, к примеру, по отдельным направлениям («Международные отношения», «Зарубежное регионоведение», «Государственное и муниципальное управление», «Реклама и связи с общественностью») конкурс достигает 25 человек на место.

Источник: ТАСС

Источник: https://www.examen.ru/news-and-articles/news/kem-mechtayut-stat-rossijskie-abiturientyi-i-kak-vuzam-privlech-samyix-talantlivyix/

Назарова О.Б., Вахрушев В.И., Гусева Т.Ф. Использование информационных технологий для повышения эффективности процесса привлечения абитуриентов в вуз

Основными направлениями деятельности вуза в области маркетинга для эффективного привлечения абитуриентов и последующего формирования полноценного контингента студентов являются: грамотное использование средств рекламы по продвижению образовательных услуг вуза, оптимизация и активизация работы с брендом; поиск новых решений, в том числе ИТ-решений по привлечению абитуриентов и активизация ресурсов образовательной организации для их  реализации.

Работа с потенциальными абитуриентами через адресное общение и открытый диалог, с одной стороны, а также формирование соответствующей базы данных, с другой, повысит эффективность вступительной кампании в целом.

При этом следует отметить, что  такие мероприятия нужно проводить заблаговременно, а не в момент подачи документов в приемную комиссию вуза.

Задача ориентации абитуриентов в отношении конкретного направления подготовки становится приоритетной для выпускающих кафедр, которые вместе с приемной комиссией вуза должны планировать очные и заочные мероприятия, использовать информационные ресурсы для привлечения абитуриентов и проводить постоянный мониторинг результатов такой  работы. Предварительная оценка теоретических и практических знаний будущих студентов, их интересов и предпочтений будет способствовать оптимальной организации образовательного процесса после зачисления в вуз.

Выпускающие кафедры отвечают за организацию приёма абитуриентов на свои образовательные программы, а работа кафедры в течение учебного года напрямую зависит от того, как была проведена вступительная кампания. Полагаем, что следует всё более активно использовать средства автоматизации и различные информационные ресурсы в процессе привлечения и предварительного отбора будущих студентов.

В рамках дисциплины «Проектный практикум» студенты направления подготовки «Прикладная информатика» по заданию выпускающей кафедры должны найти интересные способы предварительного отбора абитуриентов и продемонстрировать прототип реализации в виде ИТ-решения.

Наше предложение сводится к созданию Интернет-сервиса, а именно сайта, назначение которого заключается в помощи кафедре и будущим студентам найти друг друга.

На данном ресурсе будет формироваться база заинтересованных абитуриентов, которые представляют свои достижения (портфолио) и успеваемость в течение нескольких лет в школе, что позволит кафедрам познакомиться и выбрать наиболее подходящих кандидатов на свои образовательные программы.

Очень часто идеи глохнут на начальной стадии, поскольку временные затраты на поиски инвесторов, презентацию проекта и его раскрутку слишком велики. К тому моменту, когда фактически есть что показать, сама идея теряет свою актуальность. Поэтому существует необходимость быстрой, компактной и успешной реализации проекта. Одним из решений этой проблемы  является стартап.

Наиболее часто упоминается сокращённая классификация стадий развития стартапов, согласно которой они проходят в своём развитии 5 стадий: посевную стадию (seedstage), стадию запуска (startupstage), стадию роста (growthstage), стадию расширения (expansionstage) и стадию «выхода» (exitstage).

На сегодняшний день проект находится на «посевной» стадии, в рамках которой выполнена постановка задачи и построена стратегическая карта (рис. 1).

Стратегическая карта представлена в виде диаграммы, которая описывает главные стратегические цели организации и их взаимодействие с другими элементами.

Разработанная стратегическая карта состоит из нескольких факторов, обеспечивающих успешную реализацию стратегии (проекта): «Цель», «Финансы», «Абитуриенты», «Внутренние бизнес-процессы», «Обучение и развитие».

Цель проекта: разработать информационный ресурс, способствующий увеличению числа абитуриентов. Для её достижения необходимо финансирование.

Уровень «Финансы» можно разделить на две составляющие: привлечение спонсоров и получение дополнительных средств через гранты.

Это необходимо для инициации проекта, а увеличение студентов, обучающихся на контрактной основе, и повышение стипендий будет являться обратной связью для извлечения прибыли.

Читайте также:  Список необходимых вещей для учёбы в вузе

Существуют традиционные методы  привлечения  абитуриентов: СМИ, дни открытых дверей, очные и заочные консультации, выездные мероприятия, профессорские часы,  олимпиады и пр. Мы же предлагаем дополнить этот перечень интернет-ресурсом, который основан на принципе социальной сети.

Учащиеся выпускных классов будут сами заполнять свои личные страницы,  указывая учебные достижения и интересы, в то время как сотрудники кафедры – просматривать информацию и формировать свою базу из возможных кандидатов, отправляя им соответствующие приглашения для прохождения тестирования.

Для поддержания стабильного притока новых абитуриентов должна быть организована большая сеть внутренних бизнес-процессов,  к которым относятся:  постоянное повышение качества образовательных услуг,  обновление технической инфраструктуры, создание бренда студента, обеспечение гарантии трудоустройства и др. К ним же добавятся: подача заявок, сбор информации о кандидатах и, самое главное, – центр тестирования с организаторами в лице сотрудников кафедры.

Все вышеперечисленное невозможно без продуманной траектории развития образовательной программы и постоянного повышения квалификации преподавательского состава.

Рисунок 1. Стратегическая карта

Повышение эффективности привлечения абитуриентов в вуз через проведение маркетинговых мероприятий, в том числе с использованием разнообразных ИТ-решений, будет способствовать грамотной организации вступительной кампании и формированию полноценного контингента студентов первого курса.

На основании проведенного анализа, можно сделать вывод, что реализация данного проекта обеспечит приток соответствующих конкретному направлению подготовки абитуриентов, снизит количество затрачиваемых кафедрой ресурсов на их привлечение, и как следствие улучшит качество работы кафедры в целом.

Источник: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/60209

Как привлечь абитуриентов на востребованные специальности и сократить прием на остальные?

Статья из белорусской республиканской газеты «Звязда» в переводе на русский язык.

Почему в учреждениях образования готовят невостребованных специалистов?

В 2015 году Министерство образования планирует уменьшить контрольные цифры приема в ВУЗы на дневную форму обучения за счет бюджетных средств на 400 мест. А на заочной бюджетной форме обучения предполагается сократить 600 мест. Означает ли это, что конкуренция при поступлении в ВУЗы обострится?

В текущем году общеобразовательную школу окончили 55,1 тысячи человек (это на 7% меньше, чем в 2013 году). А выпуск на уровне базовой школы составил почти 90 тысяч человек. Тенденция уменьшения выпуска из 11-х классов наблюдается уже последние пять лет. Сохранится она и в 2015 году…

— Мы все имеем на сегодня ограниченный контингент молодых людей. Естественно, что каждое из учреждений образования будет стремиться заманить их к себе.

Поэтому конкурентами между собой являются не только ВУЗы: за абитуриентов с ними поспорят и средние специальные, и профессионально-технические учебные заведения, — предупреждает ректоров министр образования Сергей Маскевич.

— Раньше мы ставили в пример другим успехи учреждений, выполнивших контрольные цифры приема: мол, перенимайте их опыт… Но сейчас все понимают, что если какое-то учреждение образования сработало лучше, то для другого абитуриентов просто не хватило.

В такой ситуации открытие или закрытие набора на ту или иную специальность в одном учреждении может серьезно повлиять на всю приемную кампанию, поэтому нам нужно выработать принципиально новые механизмы определения контрольных цифр приема, прозрачные и понятные для всех.

В этом году потоки выпускников общеобразовательных школ распределились следующим образом:

  • 16,7% одиннадцатиклассников были зачислены в учреждения профессионально-технического образования,
  • 24,1% — в учреждения среднего специального образования,
  • 56,3% пошли получать высшее образование,
  • а 2,9% выбрали какой-то другой путь.

После окончания базовой школы 19,5% выпускников пошли в профтехучреждения, 14,9% поступили в средние специальные учебные заведения, а 63,8% отложили вопрос с профессиональным определением еще на два года и решили продолжить обучение на старшей ступени школы.

На стройку или к плите?

— С учетом того, что рынок труда устойчиво ориентирован на рабочие профессии, нам нужно перераспределять потоки школьной молодежи, — считает первый заместитель министра образования Вадим Богуш.

— Структура приема на уровень профессионально-технического образования мобильно откликается на запросы региональных рынков труда. Специальности реального сектора экономики составляют в структуре приема до 80%. При этом потребность в кадрах на 98,8% подтверждается заключенными договорами и поданными заявками на подготовку кадров.

По информации Министерства образования, в 2014 году молодежью были особенно востребованы профессии парикмахера, визажиста, повара, кондитера, страхового агента, каменщика, плиточника, тракториста-машиниста, водителя автомобиля и некоторые другие. В то же время учреждения профтехобразования испытывали трудности при комплектовании групп по профессиям легкой промышленности, машиностроения, сельскохозяйственного производства, деревообработки и строительства.

— Работа по повышению престижности рабочих профессий является чрезвычайно актуальной и должна проводиться на постоянной основе. Очевидно, что одних усилий учреждений образования и органов управления образованием недостаточно. Надо радикально изменить роль работодателей в этом вопросе, — подчеркивает Вадим Богуш.

— А при формировании контрольных цифр приема в ССУЗы надо сокращать прием по тем специальностям, где значительное количество выпускников со средним специальным образованием трудоустраивается рабочими с разрядом ниже четвертого. Надо подумать об открытии в учреждениях среднего специального образования подготовки по программам профтехобразования.

Эта мера позволит подготовить необходимые кадры со значительно меньшими затратами бюджетных средств и в более короткие сроки.

К слову, в этом году план приема в учреждения профтехобразования за счет средств бюджета выполнен на 92,6% (недобор составил 2541 человек). А на уровень среднего специального образования — на 92,5%.

На следующий год объем и структуру приема в учреждения профессионально-технического образования предлагается сохранить на нынешнем уровне.

Исключать только редкие и немногочисленные профессии, по которым заявленная потребность составляет менее 25 человек, организовав соответствующее обучение кадров непосредственно на предприятиях.

«Таблетка» от кадрового дефицита

В учреждениях высшего образования по результатам основного набора осталось незаполненным 1561 бюджетное место, поэтому потребовался дополнительный набор.

Целью проведения второй «волны» зачисления была ликвидация дефицита кадров по остродефицитным для страны специальностям, пусть и за счет снижения минимального порога на ЦТ для претендентов на высшее образование…

Например, абитуриентам, поступавшим в рамках дополнительного набора на военные, спортивные и сельскохозяйственные специальности, достаточно было иметь в сертификате всего 3 балла. Причем это касалось всех экзаменационных дисциплин.

Дополнительный набор был объявлен на 1439 мест и выполнен на 94%. Он успешно прошел во всех ВУЗах министерств образования, спорта, культуры, внутренних дел и обороны. Немного испортила общую картину только Белорусская сельскохозяйственная академия, где осталось незаполненным 81 место.

При этом на многих специальностях в ВУЗах сформировался конкурс, которого не наблюдалось во время основного набора.

В ряде случаев проходной балл дополнительного набора был даже выше проходного балла во время первой «волны» зачисления:

  • на специальности «Мелиорация и водное хозяйство» в Брестском техническом университете на одно место претендовали 12 человек,
  • на специальности «Метрология, стандартизация и сертификация» в БГАТУ — 8,5 человека,
  • «Проектирование и производство сельскохозяйственной техники» в БГАТУ — 5,8 человека,
  • «Машины и оборудование лесного комплекса» в БГТУ — 4,7 человека,
  • «Техническое оборудование машиностроительного производства» в Полоцком государственном университете — 3,6 человека на место,
  • «Начальное образование» в Белорусском государственном педагогическом университете — 2,7 человека на место.

В 85% случаев проходной балл дополнительного набора был выше проходного балла во время основного набора. Но как такое стало возможным, если учитывать снижение планки требований к поступающим?

— Во-первых, дополнительным шансом воспользовались абитуриенты с высокими баллами сертификатов ЦТ, не прошедшие по конкурсу на престижные специальности основного набора.

Во-вторых, пришли абитуриенты, которые по одной из экзаменационных дисциплин имели балл, который не позволял им участвовать в основном наборе, зато по двум другим предметам баллы были у них достаточно высокие, — объяснил этот «феномен» Вадим Богуш.

По мнению первого заместителя министра образования, дополнительный набор поспособствовал улучшению морально-психологической атмосферы приемной кампании, поскольку обеспечил дополнительные гарантии абитуриентам при поступлении в ВУЗы.

Осталось непонятным только одно: как дополнительный набор согласуется с идеей ранней профориентации и сознательного выбора будущей профессии? И можно ли заполнить все бюджетные места в ВУЗах без угрозы девальвации диплома? Особенно учитывая символические баллы в сертификатах ЦТ, разрешенные участникам второй «волны» зачисления…

«Аппетиты» и действительность

Цифры приема на условиях оплаты (на дневную и заочную формы обучения) на 100% выполнили в этом году только ВУЗы Министерства здравоохранения и Министерства связи. ВУЗы Министерства образования Минтранса — на 52% и МЧС — на 34%.

Дефицит абитуриентов фактически привел к тому, что почти все желающие могли в этом году стать студентами. Интересно, что количество платных мест в некоторых ВУЗах существенно превышало количество бюджетных мест по той же специальности.

Единственным препятствием стала минимальная планка, установленная для участников централизованного тестирования. Для тех, кто участвовал в дополнительном наборе на бюджетные места, эта планка была снижена, но для молодых людей, готовых платить деньги за свое обучение, порог снижать не стали.

И, наверное, правильно сделали. Все-таки высшее образование не должно становиться доступным абсолютно всем.

Вадим Богуш уверен, что ВУЗы должны устанавливать более реальные цифры набора на платную форму обучения, а не действовать по принципу: «Запланирую в пределах лицензионного количества, может, и наберу». Например, в частных ВУЗах план приёма был выполнен только на 24%, а на дневной форме обучения — и вообще только на 16%.

Приказом министра образования создана межведомственная рабочая группа по планированию подготовки кадров по всем уровням профессионального образования. Уже можно с уверенностью сказать, что сохранится тенденция сокращения экономических и юридических специальностей, особенно в непрофильных учреждениях высшего образования.

Эта работа будет проводиться с учетом распределения выпускников. Будут анализироваться факты, когда выпускники работают или не по профилю, или не в соответствии с присвоенной квалификацией. Например, как относиться к тому, что выпускники специальности «Мировая экономика» работают…

в качестве специалистов по работе с клиентами на пивзаводе «Оливария», специалистами по пластиковым карточкам банка, бухгалтерами, служат прапорщиками в милиции, а выпускники специальности «Международные отношения» устраиваются в управление протокольной службы банка? Сокращение непрофильных юридических и экономических специальностей будет происходить, как планируется, за счет полного отказа от них на бюджетной форме обучения и сохранения только на платной форме на уровне фактического приема 2014 года.

Выбор… в тишине

А теперь — о тех изменениях, которые могут произойти во время следующей приемной кампании в ВУЗы. Министерство образования предлагает повысить пороговые значения баллов по первому профильному предмету вступительных испытаний до 20-ти.

При этом пороговое значение баллов по второму профильному предмету сохранить на уровне текущего года.

Предоставлять право участия в дополнительном наборе абитуриентам, которым не удалось преодолеть минимальный порог тестового балла только по одной дисциплине.

Планируется очередная ревизия структуры и содержания тестовых заданий — для повышения их качества, а также проведение сравнительного анализа результатов ЦТ к результатам экзаменационных сессий студентов первого года обучения.

Таким образом будут искать ответ на вопрос: стоит ли менять подходы к оцениванию результатов ЦТ? Предполагается в тестовых заданиях по русскому и белорусскому языку сократить часть A и увеличить часть B, где отсутствуют подсказки, с помощью которых абитуриент должен сделать правильный выбор.

Читайте также:  Какую выбрать тему для диплома?

Также есть намерение провести эксперимент по использованию автоматизированной системы приема документов и зачисления в учреждения высшего образования по специальностям юридического и педагогического профилей.

Что касается организации вступительной кампании, то Министерство образования предлагает оставить продолжительность приемной кампании без изменений, но увеличить сроки приема документов в основной набор на два дня и, соответственно, на два дня сократить прием документов в дополнительный набор. Также предлагается изменить подход к информированию абитуриентов.

Последний день подачи документов сделать «днем тишины» — то есть, не информировать абитуриентов о количестве поданных заявлений, чтобы не поощрять стихийность выбора будущей профессии…

Надежда Николаева.

Самые высокие конкурсы на рабочие профессии:

  • парикмахер, визажист (4 человека на место в Гродненском профессионально-техническом колледже бытового обслуживания);
  • повар, кондитер (3,8 человека на место в Гродненском профессиональном технологическом колледже);
  • повар (3 человека на место — в Минском профессионально-техническом колледже кулинарии);
  • электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (2,8 человека на место — в Могилевском профессиональном электротехническом колледже);
  • агент страховой, оператор ЭВМ (2,4 человека на место — в Могилевском экономическом профессионально-техническом колледже);
  • повар, пекарь (2,4 человека на место в Гомельском профессиональном лицее речного флота);
  • каменщик, штукатур, облицовщик-плиточник — 2,4 человека на место в Гомельском профессиональном лицее строителей.
Специальность ВУЗ Проходной балл основного набора Проходной балл дополнительного набора
Химическая технология переработки древесины БГТУ 92 174
Сельское строительство и обустройство территорий БрГТУ 109 255
Технологическое оборудование машиностроительного производства БНТУ 95 217
Спортивно-педагогическая деятельность (хоккей на траве) БГУФК 150 211
Металлургическое производство и металлообработка БНТУ 98 204
Управление подразделениями транспортных войск (восстановление и строительство путей сообщения) БелГУТ 105 171

Газета «Звязда», 4 декабря 2014 года.
Оригинал на белорусском языке: zviazda.by/2014/12/63141.html

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.

Источник: http://www.afportal.ru/teacher/instruction/attract-demand

Вузы заманивают абитуриентов бесплатными ноутбуками

Приемная кампания в вузах страны сейчас в самом разгаре. ЕГЭ дал возможность каждому абитуриенту сразу в пять вузов на три специальности в каждом из них.

В результате между вузами развернулась борьба за абитуриентов, и проигрывают в ней малоизвестные провинциальные университеты и непопулярные , главным образом технические.

Чтобы привлечь абитуриентов, в вузах устраивают рекламные акции, дают гарантии трудоустройства и даже соглашаются принять на поступление через Интернет.

В Московский государственный индустриальный университет (МГИУ) абитуриенты если и соглашаются поступать, то исключительно на психологов или другие гуманитарные специальности. Профильному же технологическому факультету грозит недобор, рассказал «НИ» ответственный секретарь приемной комиссии МГИУ: «Немногие идут учиться на инженеров».

«Конкурс на разные факультеты не одинаков. Нельзя не заметить разницы между техническими и гуманитарными. На менеджмент, управление персоналом и экономику гораздо больше желающих, чем, к примеру, на автоматизацию технологических процессов и производств», – рассказал «НИ» первый проректор Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ) Павел Поспелов. Он отметил, что тем не менее план по набору студентов вуз выполняет.

ЕГЭ позволило выпускникам школ поступать в любые вузы страны, причем сразу в несколько. Поэтому большинство абитуриентов выбирают самые престижные вузы либо самые интересные специальности.

«У нас самый большой конкурс на юриспруденцию, экономику, менеджмент, отношения, востоковедение», – говорит «НИ» зампредседателя приемной комиссии Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) заместитель проректора по учебно-воспитательной работе Андрей Шушин.

Спрос же на технические специальности значительно меньше. «Никто не идет в инженерные вузы. Технические специальности в стране совершенно непопулярны», – сказал «НИ» эксперт Всероссийского фонда образования Олег Сергеев. По его словам, многих пугает учеба в техническом вузе из-за своей сложности, так как с точными науками у большинства абитуриентов дела складываются плохо.

На снижение интереса к инженерным накладывается демографическая яма: за последние шесть лет число выпускников школ снизилось почти на 20%. Это вынуждает вузы заманивать к себе абитуриентов. «В мою школу приходили студенты из Норильского индустриального института.

В основном они приглашали нас на технические специальности. Говорили, что после обучения у нас будет множество перспектив в плане трудоустройства на работу. Институт потом сам предоставляет тебе », – рассказала «НИ» абитуриентка из Норильска Виктория Яковлева.

«К нам много кто приходил с агитацией. Студенты из Саранского кооперативного института (филиал Российского университета кооперации) дарили билеты на концерт вуза», – поведал «НИ» школьный выпускник из Саранска Михаил Николаев. Он сходил на концерт, и ему там очень понравилось. «Возможно, это тоже повлияло на то, что я иду учиться именно в этот вуз. Подал документы сразу, как только получил аттестат», – добавил Михаил Николаев. «В нашу школу приезжали преподаватели из Волгоградского аграрного университета. Рассказали много интересного, показывали видео. Говорили, какие есть факультеты и что нужно для поступления. Не сказала бы, что они выделяли какую-то специальность, – приглашали на все факультеты, которые у них есть», – рассказала «НИ» абитуриентка из Самары Галина Василенко.

Иногда неграмотная агитация, наоборот, абитуриентов отталкивает. «К нам часто приходили студенты из малоизвестных калужских университетов и рассказывали про свою учебу. При этом нас могли снять с уроков.

Студенты, которые приходили к нам, харизматичностью и выраженной любовью к своему учебному заведению не отличались. А без этого зажечь кого-то сложно.

Может быть, эта реклама и повлияла на кого-то, но только на того, кто не стремился поступить в элитный, известный вуз», – рассказала «НИ» выпускница из Калуги Анна Ловцова, которая выбрала Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова.

Некоторые вузы заманивают абитуриентов обещанием получить два диплома, причем второй – зарубежного вуза и на иностранном языке. Например, студенты Московского государственного университета печати им. И.

Федорова «имеют возможность в рамках российско-британской программы двойных дипломов получить степень магистра искусств в области издательского дела Университета Oxford Brookes (Великобритания)», говорится на официальном сайте вуза.

Тихоокеанский государственный университет (ТОГУ) Хабаровска привлекает абитуриентов возможностью получения двух дипломов одновременно всего за 4 года.

Например, можно поступить на бюджет на инженерную специальность и одновременно обучаться на экономиста, юриста или переводчика значительно за меньшую цену, чем учатся «чистые» договорники.

Наряду с российским дипломом студент может получить и диплом одного из зарубежных вузов-партнеров. Кроме того, всем поступившим в ТОГУ на очную форму дарят ноутбуки.

В Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ) студентов завлекают своей уникальностью: набор образовательных программ, новейший кампус на острове Русском, открытие медицинского центра, собственный океанариум, суперсовременная инфраструктура.

Заявление о поступлении в ДВФУ можно подать через сайт. Кроме того, учеба в ДВФУ позволяет регулярно ездить в Китай в составе творческих коллективов Студенческого центра на выездные дни открытых дверей для привлечения абитуриентов из этой страны.

По данным Минобрнауки, школы нынешним летом окончили 816 тыс. человек, которые будут претендовать на 416,3 тыс. бюджетных мест. Больше всего бюджетных мест выделено для технических специалистов, а также для учителей и врачей.

Для экономистов и юристов бюджетных мест значительно меньше, хотя конкурс там больше.

Тех же, кто решился учиться платно, заманивают большими скидками.

Например, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» предоставляет абитуриентам скидки в зависимости от суммы набранных на ЕГЭ баллов. Но и здесь на технические специальности скидки вынуждены делать больше.

Например, будущему математику за 230 баллов дадут скидку на 70%, тогда как для будущих культурологов скидка в 30% дается лишь за 270 баллов, а для 70-процентной скидки нужно набрать 300 баллов.

«Сейчас технические специальности представляются более востребованными и высокооплачиваемыми. Но из-за мнимой легкости в обучении выпускник, даже имея предрасположенность к математическим наукам, будет стремиться на гуманитарную специальность», – отмечает в разговоре с «НИ» психолог Наталья Варская. По ее словам, многие абитуриенты «пугаются перспективы изучать высшую математику и начертательную геометрию» и «завидуют актерам, полагая, что они получают деньги буквально ни за что, хотя на самом деле это адский труд».

Диана ЕВДОКИМОВА

03.07.2013, 723 просмотра.

Источник: http://www.ecolife.ru/obrazovanie/15759/

2. Как и чем университеты привлекают абитуриентов

Для того чтобы узнать, чем университеты привлекают абитуриентов, нужно обратить внимание на такой важный фактор как имидж ВУЗа.

Само понятие имидж подразумевает совокупность мнений и представлений различных групп общественности об объекте, которая сложилась в результате прямого или опосредованного опыта взаимодействия, на основании получаемой информации об объекте, а так же в результате влияния стереотипных представлений. [1. С. 60]

Что касается имиджа высшего учебного заведения, (в том числе имиджа вообще) его можно разделить на внешний и внутренний. Что касается внешнего, иными словами международного имиджа высшего учебного заведения, он складывается за рубежом, представляя образ национальной системы образования.

Положительный внешний имидж способствует повышению конкурентоспособности ВУЗа, привлечению зарубежных абитуриентов и студентов, а так же увеличению программ международного обмена.

Ведь это не только поможет университету подготавливать специалистов для своей страны, но так же поспособствует повышению престижа выпускников данного университета на мировой арене. Что касается внутреннего имиджа университета, это образ, сложившийся в сознании жителей данной страны.

Его позитивность положительно отразиться на качестве обучения в данном ВУЗе, и на условиях, в котором оно проводится. [11. С. 46]

Имидж университета является сложным многокомпонентным феноменом, основные факторы которого так или иначе можно выделить.

· Образовательные возможности высшего учебного заведения (качество преподавания, наличие актуальных специализаций, стоимость имеющихся услуг, связь с выпускниками и т.д.);

· Преподавательский состав университета (его компетентность, наличие значимых научных наград у преподавателей и учёных и т.д.);

· Основатель и/или руководитель ВУЗа;

· Научно-исследовательская работа;

· Администрация ВУЗа;

· Сами студенты (внешний вид, стиль жизни)

· Визуальный облик университета (архитектура и дизайн зданий, отличительный стиль)

· История и традиции ВУЗа. [11. С. 49]

Но помимо того, чтобы иметь имидж, университету так же нужно уметь грамотно себя подавать. Лучше всего это получается у европейских ВУЗов и университетов США.

Конечно, такие университеты, как Кембридж, Оксфорд, Гарвард, смогли прославить своё имя хотя бы потому, что являются одними из старейших высших учебных заведений в своих странах, а значит, в их распоряжении колоссальный объём знаний.

Но так же, они создали свой уникальный имидж, благодаря которому в каждом учебнике английского языка имеется глава, посвященная соревнованиям по гребле на каноэ между студентами Оксфорда и Кембриджа, а в любом американском молодёжном фильме обязательно отличится гарвардский студент. При всём при этом хочется отметить, что зарубежные университеты, не имеющие громкого имени, всё равно хорошо себя рекламируют.

Агитационные материалы зарубежных университетов имеют чёткую структуру, благодаря которой с лёгкостью можно найти ответы на любые интересующие вопросы. В принципе чаще всего информация в них построена в формате вопрос-ответ, чтобы наладить контакт с читателем.

Нельзя не отметить привлекательность печатных материалов, которые, как правило, красочны, сделаны на хорошей бумаге, тем самым располагают читателя к рекламируемому ВУЗу. Сайты вузов отличаются отсутствием ненужной информации, конкретностью построения. Так же важным аспектом зарубежных университетов является привлечение иностранных абитуриентов.

Отличительной чертой является размещение информации о ВУЗе не только на родном языке, но так же и на английском. Так же для иностранных абитуриентов предоставляется возможность обучения в университете на английском языке, что не ограничивает ВУЗ в возможности быть выбранным студентом любой национальности.

На зарубежных сайтах крайне редко можно встретить черты, которые характерны для российских ВУЗов. Например, вы не увидите прямого обращения к абитуриенту, что так характерно для российской рекламы («Поступай в наш университет, сделай правильный выбор!»). Так же отсутствует критика других образовательных учреждений, которые являются конкурентами.

Ещё одной важной чертой является гибкость администрации зарубежных ВУЗов в отношении оплаты обучения, что естественно отражено в их рекламе. Помимо всяческих рассрочек существуют большое количество стипендий, грантов и т.д.

В принципе зарубежная система образования построена так, что студент может в любой момент прервать обучение, в связи с недостатками средств, устроиться на работу и так же свободно продолжить учиться, когда накопит нужное количество денег для продолжения обучения. [9. С. 115;117-119]

Источник: http://ped.bobrodobro.ru/25968

Ссылка на основную публикацию