Как перестать бояться экзаменов?

Как перестать бояться ЕГЭ: совет выпускника

Одиннадцатиклассник Иван Ветошкин сдаёт в этом году ЕГЭ. Он точно знает, насколько выпускники школы измотаны в эти дни. Иван рассказывает, как побороть страх до, во время и после сдачи ЕГЭ. Похоже, его способы работают, раз он пишет в блог вместо того, чтобы сходить с ума от переживаний.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Лучше всего перед экзаменом просто не паниковать. Но удаётся это не всем. Предлагаю несколько способов, которые могут помочь, если вы тоже не обошлись без паники. Способы проверены на себе и они работают не хуже глицина, валокордина и осознанного глубокого пофигизма. Дисклеймер: если у вас аллергия на слово «медитация» — дальше лучше не читать, серьёзно.

Самый эффективный способ не бояться до, во время и после экзамена

Медитация. Работает всегда и безотказно. Наш с вами мозг привык к постоянной активности. Как только он перестаёт думать одну мысль, сразу переключается на другую. Задача медитации — остановить этот мыслительный поток и дать сознанию отдохнуть.

Чтобы медитировать получилось, концентрируйтесь на дыхании. Тогда вам будет сложнее отвлечься на постороннее и начать снова о чём-нибудь думать. То есть опять запустить тот процесс, который с таким трудом пытается остановить медитация.

Лягте на спину, расслабьтесь и начните дышать медленно и глубоко. Если вы всё сделали правильно, вы почувствуете, что ваше тело в некоторых местах напряжено. Обычно напряжение связано с неудобной позой. Поэтому расслабьте всё тело, вытащите из-под него руки и держите их ладонями вверх. Постарайтесь вообще забыть о том, что у вас есть тело.

Теперь сконцентрируйтесь на дыхании. Если не получается, начните считать вдохи. Ничего страшного, если сбились. Через какое-то время счёт перестанет вас волновать. Всё: вы медитируете. Поздравляю.

В таком состоянии можно находиться сколько угодно. Если ваш день расписан очень плотно, выделяйте на медитацию не меньше 20 минут. Лучше медитировать с таймером, но ни в коем случае не допускать мыслей о том, сколько ещё осталось. Поначалу продержаться 20 минут будет трудно. Через неделю ежедневной практики станет легче.

Единственное противопоказание к медитации — недосып. Если вы спите по четыре часа в сутки, подражая Наполеону, медитация убаюкает вас. Прежде чем медитировать, перестаньте недосыпать. Иначе ваш двадцатиминутный таймер сделает только хуже.

Как успокоиться перед экзаменом

Мы боимся не экзамена, а последствий. Поэтому при первых признаках панического страха представьте, что вы завалили ЕГЭ. Спросите себя: «И что?».

Смотрите, вы не сдаёте ЕГЭ, не набираете нужных баллов, не поступаете, у вас появляется лишний год, чтоб подготовиться снова, вы не спеша готовитесь, чередуя процесс с любимым хобби, а потом сдаёте вступительные на максимум баллов. И свысока на всех смотрите, потому что вы поступили без нервотрёпки, а они — нет.

Другой вариант: вы не сдаёте ЕГЭ, идёте в армию, проводите там год и перестаёте (навсегда!) морочиться с военкоматом.

В армии (если всё-таки хотите получить диплом) не спеша после отбоя решаете, куда поступать, возвращаетесь, восстанавливаете месяцок психику и с новыми силами готовитесь.

Или проходите пару-тройку онлайн-курсов и сразу начинаете работать. Сейчас учиться в онлайне гораздо быстрее и удобнее.

Превратите страшную мысль (я не сдам ЕГЭ, ааа!) в нестрашную, раскрутив её и представив последствия.

Если не получается построить логическую цепочку и предположить последствия провала экзамена, попробуйте «сыграть» провал.

Представьте, что вы актёр на сцене, в лучах прожекторов. Ваша роль — выпускник, который только узнал, что не сдал ЕГЭ. Ощутите то, что ощущает этот выпускник.

Посмотрите своему страху в глаза, погрузитесь в него полностью. И в какой-то момент, привыкнув к нему, вы поймёте: это и не страх вовсе. Он совершенно не страшен, потому что вы только что его сыграли, пережили.

И не произошло ничего, что могло бы вам навредить.

Преодолев страх и выйдя из роли, спокойно идите и готовьтесь.

Самый радикальный способ, если больше ничего не помогает, — впасть в истерику. Это сильно изматывает нервы, но на удивление хорошо успокаивает в принципе.

Предупредите родителей о надвигающейся буре, попросите не мешать. Прогоните с кровати мирно спящего кота. Закройтесь в комнате, плотно затворите шторы на окнах. На всякий случай уберите из зоны досягаемости ценные предметы.

И начинайте орать. Я серьёзно. Выплесните все свои эмоции

Наорите, захлёбываясь слюной, на создателей ЕГЭ, ректора вуза мечты и кактус на окне. Расскажите им всё, что думаете. Слёзно пожалуйтесь на жизнь в целом. Разорвите к чертям что-нибудь бумажное (кроме книжки с вариантами). Короче говоря, превратитесь в сумасшедшего.

Через две, три, максимум пять минут вы устанете, опуститесь в бессилии на кровать. Возможно, немного порыдаете (не стоит бояться рыдать в голос, это нормально).

После вернётесь к нормальной жизни и совершенно спокойно начнёте готовиться. Появится уверенность, что любое чувство, в том числе и чувство страха, в любой момент можно сорвать на окружающем, и оно уйдёт.

А значит в этом чувстве нет никакого смысла и от него можно избавляться уже сейчас.

Окончательно успокоившись, заварите себе чаю и посидите 15 минут в тишине. Можете помедитировать, если получается.

После второго-третьего раза можно начинать истерики с элементами самоиронии, изображая плохого актёра с трагической ролью

Соблюдайте меру: истерите не чаще раза в неделю, когда все остальные способы перестают работать. Ночью тоже лучше не надо, если вы не житель загородного дома без соседей и бабушки, у которой ровно в девять отбой.

Главное — истерить осознанно и с конкретной целью (чтобы избавиться от страха). Не позволяйте себе истерик ни по какому другому поводу — только по поводу надвигающихся экзаменов. Не давайте истерикам превратиться в привычку.

Ещё раз: истерика должна быть осознанной.

Как быстро успокоиться во время экзамена

Если сконцентрироваться на дыхании и помедитировать во время экзамена не получается, а отвлечься от нудных заданий надо — отвлекитесь.

Предвосхищая вопросы: отвлекаться во время экзамена можно и нужно. Мало кто из нас с вами может просидеть три-четыре часа на экзамене, не делая перерывов и ни на что не отвлекаясь. Если вы можете — браво! Большинство из нас не способно концентрироваться на одной задаче дольше получаса.

Самый банальный и безвредный способ отвлечься — подумать о чём-нибудь приятном. Искусственно повысьте себе настроение: вспомните приятный эпизод из жизни или представьте воображаемый. Главное — не увлечься. Особенно, если половина заданий ещё не сделана, а до конца экзамена — час.

Когда начнётся паника из серии «не успеваю» — забудьте о том, что осталось мало времени. Работайте в своём обычном темпе, так, будто конец экзамена ещё очень далеко. Тогда у вас будет соблюдён баланс между скоростью и качеством выполнения заданий. (И да, это единственный случай, когда позволять себе отвлекаться на приятные мысли — нельзя.)

Что делать после (особенно, если вы не сдали)

Постфактум, после ЕГЭ бояться уже нечего. Но осознаёшь это не сразу. Боишься по инерции, потому что привык бояться.

Успокоить такой страх можно только одним способом: «включая» смирение и осознанный глубокий пофигизм. Набрал нужное количество баллов — прекрасно! Не набрал — значит пойду на апелляцию и наберу.

Не наберу и на апелляции — значит, так тому и быть. Ладно. Пойду чаю выпью. С булочкой.

Если вы узнали результаты экзаменов, а там всё совсем плохо, помочь смириться с ситуацией может раскрутка. Раскручивать, правда, придётся не воображаемую ситуацию, а реальную. Это гораздо сложнее.

Скорее всего, вы будете осознавать, детально представлять себе каждый этап — непоступление, объяснения с родственниками, армию — и ужасаться ещё сильнее. Не позволяйте себе этого. Не представляйте то, что является промежуточным звеном другой раскрутки.

Придите сначала к конечному — нестрашному — результату.

Промежуточные итоги вас интересовать не должны: всё равно вы уже не можете повлиять на ситуацию. Смиритесь с этим.

И, главное, помните: ЕГЭ не сдают те, кто боится его не сдать.

Источник: https://mel.fm/blog/ivan-vetoshkin/59642-kak-perestat-boyatsya-yege-sovet-vypusknika

Страх перед экзаменом: как побороть и избавиться от него

Наверное, нет такого человека, который бы никогда не испытывал страх перед экзаменом. Конечно, не все боятся одинаково.

У кого-то небольшой страх перед экзаменом не только не мешает, а, наоборот, помогает сконцентрироваться, максимально сосредоточиться, вспомнить и продемонстрировать знания, иногда даже те, о которых и сам не подозревал. Но, к сожалению, не все способны на такие «подвиги».

Есть люди, которые испытывают прямо-таки парализующий страх перед экзаменом: от него замирает дыхание, потеют ладони, часто-часто стучит сердце, а знания, даже отличные, начисто вылетают из головы, оставляя в ней только одну непрерывно пульсирующую мысль: «Когда же все это кончится?!».

Конечно, запугать предстоящим экзаменом можно почти любого человека. И если ваш экзаменатор кровожадный зверь о шести головах с клыками, истекающими кровью, со взглядом Медузы Горгоны и нравом Калигулы, то, наверное, у вас есть основания испытывать страх перед экзаменом.

Но если он обычный человек, а вас только от одной мысли об экзамене начинает бить дрожь, то мы вас поздравляем: скорее всего, вы являетесь счастливым обладателем зрительного вектора, который от рождения наделяет своего «хозяина» особо чувствительной психикой, богатой эмоциональностью, хорошим воображением и образным интеллектом.

И если у вас есть зрительный вектор, то стандартные советы, как побороть страх перед экзаменом, для вас мало работают.

Упражнения на расслабление вам помогают лишь не упасть в обморок, а широко распространенный совет — представить наиболее трагический исход ситуации и понять, что это не трагедия — вызывает у вас, наоборот, еще больший приступ паники. Что же делать? Неужели сдаться и заранее смириться с плохой оценкой?

Как преодолеть страх перед экзаменом — надежда есть

Человек со зрительным вектором отличается от других своей повышенной эмоциональностью и впечатлительностью. Некоторые трактуют эти качества как слабость — мол, «вот ты опять делаешь из мухи слона», «нюня!»

На самом деле человек со зрительным вектором имеет такой потенциал смелости, о котором другие могут только мечтать. Раскрыть его можно, если знать один волшебный зрительный секрет, и тогда у вас вопрос, как перебороть страх перед экзаменом, отпадет сам собой.

Как избавиться от страха перед экзаменом — magic secret

В основе всех страхов человека со зрительным вектором лежит страх смерти.

Страх перед экзаменом, страх сцены и публичных выступлений, страх водить автомобиль, летать на самолетах и еще огромное количество страхов и фобий — это все проявления одного и того же страха смерти.

Стандартные методы избавления от страхов для зрительников не работают: они избавляются от одних страхов, а на их месте возникают другие.

Тьму можно победить светом. Чем же можно победить страх?

Противоположность страху — любовь. Маленькая девочка, спасая своего любимого котенка, бросается навстречу огромной собаке. Хрупкая медсестра, спасая жизнь солдата на войне, под обстрелом вытаскивает его с поля боя.

Их поступки во сто крат смелее, чем дерзкие выходки самых отчаянных сорвиголов.

Но эта смелость может проявиться только тогда, когда человек со зрительным вектором, по природе самый чувствительный и пугливый, начинает сочувствовать и сопереживать другим, забывая о себе.

Конечно, забыть о себе на экзамене не получится, да и бесполезно ставить такую цель. Это все равно что решить не думать о белой обезьяне. Но само понимание того факта, что чем больше вы будете думать о собственных переживаниях, тем с большей силой они будут проявляться, поможет вам найти фокус сосредоточения снаружи.

Страх перед экзаменом: главное — не опозориться

Зрительный вектор всегда сочетается с одним или несколькими нижними векторами: кожным, анальным и мышечным.

Если вы страшно волнуетесь и испытываете дикий страх перед экзаменом несмотря на то, что вы хорошо или отлично учитесь, обладаете широкой эрудицией и энциклопедическими знаниями, вовремя сдаете все домашние задания, то, скорее всего, вы обладаете анально-зрительной связкой векторов.

Люди с анальным вектором вместе с отличной памятью, аналитическим мышлением, поразительным упорством и настойчивостью любят учиться, для них образование — важнейшая ценность. Они же часто испытывают страх опозориться, в отличие от человека с кожным вектором, у которого такого страха и в помине нет.

Анально-зрительная связка диктует своему обладателю желание быть самым лучшим (тем более в учебе!), зрительный вектор — многократно усиливает страх опозориться, от которого анальный вектор вводит человека в ступор, когда он в буквальном смысле от страха не может ни пошевелиться, ни слова вымолвить.

Такому человеку тяжелее всего дается сдача контрольных и экзаменов, но именно они становятся впоследствии лучшими профессионалами своего дела.

Несколько простых советов, как побороть страх перед экзаменом

√   Люди со зрительным вектором нуждаются в сильных эмоциях, поэтому они обожают делиться своими переживаниями с другими людьми. В момент рассказа они способны переживать ту же эмоцию, даже сильнее, чем она есть в реальности.

Поэтому постарайтесь все-таки не делиться своими страхами перед экзаменом с другими, оставайтесь внешне невозмутимыми.

Этим самым вы, с одной стороны, не раскачаете себя до состояния паники, с другой стороны, не будете транслировать свои страхи другим, таким же впечатлительным людям.

 √   Если рядом с вами находится такой же испуганный зрительник, как и вы, поддержите его, помогите ему справиться со страхом теплым словом, легкой шуткой, шпаргалкой или взаимной проверкой друг друга по конспекту.

 √   Непосредственно перед экзаменом, чтобы не впадать в ступор, немного подвигайтесь: походите перед дверью, поприседайте или помашите руками, плавно покрутите головой из стороны в сторону.

 √   С вечера подготовьтесь к экзамену. Приготовьте одежду, обувь и сумку заранее, ложитесь спать вовремя, дайте мозгу отдохнуть. Не стоит судорожно повторять конспекты или изучать новые темы на ночь глядя.

В состоянии мельтешения вы еще больше накрутите себя, взрастите тревогу, вдруг обнаружите, что есть пробелы. Стоп. Что знаете — то знаете, все нюансы выучить невозможно.

Если вы сосредоточитесь на том, что хорошо усвоили, а не на том, что не успели выучить, то справиться со страхом перед экзаменом вам будет значительно легче.

 √   Во время подготовки к экзамену используйте всю мощь своего образного интеллекта: готовьтесь с помощью картинок, рисуйте интеллектуальные карты и пиктограммы, подчеркивайте важные места в конспекте цветными маркерами, пишите напоминалки на цветных листочках. Используйте ассоциации и другие методы мнемоники. Включится фотографическая память и необходимые знания в нужный момент всплывут в виде образа, вам останется только описать его в верных терминах.

Читайте также:  Список необходимых вещей для учёбы в вузе

 √   А вот после экзамена можно уже будет и поделиться своими переживаниями с друзьями и весело отметить успешную сдачу экзамена!

На самом деле экзамен всегда вызывает определенное волнение. В этой статье мы рассмотрели проявления только нескольких векторов. Более подробно узнать свои психологические особенности и дополнительные хитрости преодоления страха и стресса перед экзаменами можно уже на бесплатном вводном онлайн-тренинге Юрия Бурлана «Системно-векторная психология».

Автор Татьяна Сосновская, педагог-психолог
Редактор Екатерина Коротких, психолог
Корректор Зифа Ахатова

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»
Раздел: Ответы на вопросы

Источник: http://svp.expert/otvety-na-voprosy/strax-pered-ekzamenom-kak-preodolet/

❶ Как преодолеть страх на экзаменах

Инструкция

Когда речь заходит о так называемом экзаменационном стрессе, чаще всего имеется в виду боязнь экзаменов в институте. Большинство студентов во время сессии подвержены одному или нескольким признакам страха перед экзаменами – у них дрожат руки, нарушается сон, учащается сердцебиение.

Бывает и наоборот – в организме замедляются все процессы (в ногах появляется слабость, сердце замирает и т.д.)

Зачастую уровень знаний не играет никакой роли. Даже самый умный и подготовленный студент подчас переживает больше своих менее успешных товарищей. Отличник боится получить оценку ниже пятерки.

Те же, кто согласен на любой проходной балл, как правило, волнуются меньше.

В студенческой среде существует масса способов избавления от страха перед экзаменами – начиная от валерьянки и заканчивая выполнением различных обрядов.

Однако, по мнению доктора биологических наук, автора книги «Экзаменационный стресс» Юрия Щербатых лучшим средством от волнения на экзаменах служит расслабление вкупе с медитацией и самовнушением.Чтобы расслабиться, сядьте в удобное кресло.

Медленно вдыхайте и выдыхайте, представляя, как холодный воздух входит в нос, продвигается по всем дыхательным путям, а затем теплый выходит наружу. Такая дыхательная гимнастика встречается во всех восточных практиках.

Когда вы достаточно расслабились, добавьте к вдоху и выдоху аутотренинг – повторяйте про себя фразы «Я спокоен», «Я расслабляюсь», «Мое сердце бьется ровно и спокойно» и т.п.

После расслабляющей гимнастики сформулируйте свою цель. Например – «Я хорошо подготовился и легко сдам экзамен!».

При этом избегайте частиц «не», все формулировки должны быть утвердительными. А еще лучше говорить так, как будто ваше желание уже свершилось, например, «Я с легкостью сдал экзамен!». Проговаривать такие установки лучше вслух с улыбкой на лице. Почувствуйте, как вы взбодрились после расслабления. Теперь вы готовы к действию.

Постарайтесь предугадать, как будет проходить экзамен. Закройте глаза, представьте утро экзаменационного дня и постарайтесь детально проследить ваш путь – сборы, во что вы будете одеты, поездку в институт, встречу с друзьями, сам экзамен, какой билет вам попадется, хорошее отношение к вам преподавателя. Не надо представлять плохой сценарий – все должно быть в вашу пользу.

Еще один способ снять напряжение – представить, что в данный момент экзамен уже остался позади. Закройте глаза и вообразите, что экзамен был на прошлой неделе. Попробуйте вспомнить, как все замечательно прошло. Почувствуйте состояние облегчения, как вы будете радоваться, даже если оценка не будет самой высокой.

Не загоняйте себя при подготовке к экзаменам – вовремя питайтесь и хорошо высыпайтесь. Найдите время для отдыха, прогулок на свежем воздухе. Обсуждайте экзамен с преподавателем и сокурсниками – проговоренная проблема перестает быть такой уж сложной. Не зацикливайтесь на оценке – мир не рухнет, если вы не получите наивысший балл.

Прошедший экзамен забудьте, словно его и не было. Ни пуха, ни пера вам!

Источники:

  • «Психология страха», Ю.В. Щербатых, 1999-2002.
  • как не бояться экзамена

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-36733-kak-preodolet-strah-na-ekzamenah

Боюсь сдавать ЕГЭ: как преодолеть страх перед экзаменом в 9 и 11 классе, что делать

В наше непростое время каждому школьнику знаком страх перед экзаменами. Начиная с 4-го класса, ребенку внушают, что дальше будет еще труднее, его буквально запугивают предстоящим испытанием, навязывая боязнь экзаменов.

Родители и учителя относятся к результатам ЕГЭ как к чему-то сверхзначимому. Ребенок боится не оправдать возложенных на него надежд, огорчить родителей — все это ведет к повышенной тревожности, неврозам, нервным срывам, и может закончиться даже суицидом.

Школьники и их родители задаются вопросом: эта фобия как называется, каковы причины ее возникновения, симптомы и существует ли лечение. Многие психологи называют это синдромом ожидания ЕГЭ.

Страх перед ЕГЭ наблюдается у 30% учеников

Причины страха

Напряжение и страх перед экзаменом — это нормально. Но иногда волнение переходит в парализующий страх. Человек забывает все, что знал и учил, чувствует себя растерянным и беспомощным.

В интернете форумы пестрят фразами: «я не могу не бояться, что не сдам ЕГЭ», учителя говорят, что в 11 классе трудно, ученикам не стоит надеяться на удачу и везение.

Причины страха перед ЕГЭ

Какие же причины способствуют возникновению панического страха:

  • Привычка мыслить негативно. Человек представляет себе плохой исход событий, рисует картину, что он уже провалился на экзаменах.
  • Неизвестность. Ученик не знает билет, вопросы и задания, которые ему достанутся. Школьник уверен: ему попадется то, что он плохо подготовил.
  • Ребенку уже в начальной школы твердят: «скоро ЕГЭ», «нужно готовиться к экзаменам», «как ты будешь сдавать, ты ничего не знаешь», «куда ты пойдешь, если не сдашь ЕГЭ» и т. п. Вместо того чтобы поддержать ребенка, его загоняют в угол, рисуя картины одна страшнее другой: непоступление в вуз, армия, плохая низкооплачиваемая работа и в итоге — жизнь неудачника.
  • Осознание и боязнь того, что на экзамене ребенок один. У него отбирают сумку, телефон, какие-то вещи. Пустой стол, ручка и лист бумаги. А в некоторых школах, если не во всех, ведется еще и видеонаблюдением. Он чувствует себя беззащитным.
  • Формат экзамена в виде теста. Если раньше дети имели возможность побеседовать с экзаменатором, который мог приободрить, помочь успокоиться и собраться с мыслями, то сухой тест никак не поможет.

Влияние родителей вызывает беспокойство

Симптомы

Симптомы страха перед экзаменом такие же, как при любом другом стрессе. ЕГЭ — это стресс, при котором в кровь выбрасывается адреналин, вследствие чего наблюдается:

  • повышенное потоотделение;
  • дрожание рук и ног;
  • тошнота;
  • проблемы с кишечником;
  • повышенная тревожность;
  • иногда даже обморок.

Как преодолеть страх

Нужно принять ЕГЭ как данность. Никуда от него не деться, поэтому, если не можешь изменить обстоятельства, измени отношение к ним.

Нужно усвоить, что 11 лет ты чему-то учился, а экзамен — это всего лишь проверка знаний. Задания составлены на основе школьной программы, и если вы подготовитесь должным образом, вы хорошо сдадите экзамен. В конце концов, если вас не устроит результат экзамена, его можно пересдать.

Важно настроиться на успех (почаще подходите к зеркалу и убеждайте себя, что сдать экзамен вам по силам). Положительный настрой лежит в основе уверенности и спокойствия.

Продумать собственную стратегию подготовки, обсудить ее с родителями и учителями. Попробуйте составить свою методику подготовки и четко следуйте ей. Сознание, что все под контролем, придаст уверенности. Можно написать шпаргалки. Не факт, что вам удастся воспользоваться ими, но их наличие придаст уверенности. А также сработает зрительная память.

Подготовка должна чередоваться с отдыхом

Освоить расслабляющие техники, которые помогут быстро снять напряжение (это могут быть мышечные и дыхательные упражнения). Меняйте умственную деятельность на двигательную, ведь лучший отдых — смена занятий.

Репетиция ЕГЭ. Во всех школах существует так называемый пробный ЕГЭ.

Старшеклассники проходят процедуру экзамена заранее. Это делается, чтобы они могли ориентироваться в вопросах экзамена, рассчитать время на решение задач.

Так эффект неожиданности снимается, а также снижается тревожность. Повторно ученик пойдет писать ЕГЭ уже спокойнее.

А также на пробном ЕГЭ школьники знакомятся с правилами заполнения бланков, что тоже способствует повышению стрессоустойчивости.

Не забывать о правильном питании, прогулках на свежем воздухе и полноценном сне. От того, что вы будете зубрить 24 часа в сутки, результативность не увеличится. Заранее обговорить с родителями плохой результат. Ребенок должен точно знать, что за плохой результат его ждет не наказание, а страховочный вариант. Эта определенность намного снизит тревожность.

Информация для родителей

Родители просто обязаны оказать поддержку своему ребенку во время подготовки и в период сдачи выпускных экзаменов. Иногда ребенок хочет оправдать их надежду. От уверенности в том, что родители не разочаруются, помогут и поддержат, во многом зависит успех ребенка.

Прежде всего родители должны обеспечить дома комфортные условия для подготовки к экзаменам, а после быть заинтересованными и оказывать всяческую поддержку в выборе будущей профессии, а соответственно, в выборе вуза.

Советы психолога

Психологи советуют соблюдать несколько НЕ:

  • НЕ запугивать ребенка. Он сам прекрасно осознает важность ЕГЭ.
  • НЕ давать седативные препараты. Они не только не снимают экзаменационные тревоги, но и тормозят мыслительные процессы.
  • НЕ показывать своего волнения. Ребенок чувствует ваше напряжение и нервозность, это сразу же передается и ему.
  • Не критиковать и не наказывать ребенка за плохой результат. Жизнь на этом не закончилась.

Заключение

ЕГЭ — это, конечно, стресс, но в то же время — это всего лишь одно из испытаний, которые нам предстоят в жизни, причем не самое сложное. Главное, преодолеть страх и адекватно относиться к ситуации, настроиться на успех.

Ученикам нужно распределить свои силы при подготовке и сдаче экзаменов, а родителям оказать поддержку и помощь своим детям.

Источник: https://psyhoday.ru/strahi-fobii/ege-boyus-sdavat-1.html

Страх перед экзаменом – причины, как преодолеть боязнь проверки знаний

Волнения и опасения перед предстоящей проверкой знаний – явления, знакомые многим школьникам, абитуриентам, студентам.

Незначительное беспокойство и переживания касательно того, как учащийся сдаст тест и напишет проверочную работу, мотивирует его на проведение тщательной подготовительной работы.

Естественный страх мобилизует ресурсы организма человека во время экзамена, позволяя ему быть максимально собранным и сосредоточенным.Однако у некоторых учащихся перед предстоящими экзаменами возникает паническая неуправляемая тревога.

Как проявляется страх перед экзаменом: симптомы

Особы, охваченные парализующим страхом, пребывают в уверенности, что они обязательно допустят ошибку и не смогут правильно выполнить задания тестов.

Такие студенты настроены на непременно низкий результат и предвкушают негативные последствия провала: отчисление с учебного учреждения, потерю стипендии или возможности бесплатного обучения.

Учащиеся младшего и среднего школьного возраста панически боятся, что не сданный экзамен повлечет суровое наказание со стороны родителей.

Анормальный сильный страх перед экзаменами возникает задолго до даты проведения проверки. Мысли о неминуемой катастрофе преследуют учащихся постоянно. Интенсивная тревога не позволяет собраться и сконцентрировать внимание на изучении темы.

Зависимый от страха субъект допускает много описок и ошибок, поскольку все его мысли сосредоточены на предстоящем экзамене. Он плохо усваивает новый учебный материал. Ему трудно извлечь из памяти какие-то научные факты и правила. Он не может применять на практике заученные формулы.

Ухудшается способность к образованию ассоциативных связей и логической обработки информации. Учащиеся, охваченные страхом перед экзаменом, жалуются, что «отсутствуют мысли», они забыли все, что учили.

Навязчивый страх перед экзаменами имеет физиологические проявления. Он лишает абитуриента сил, приковывает на месте.

Студент, охваченный тревогой, испытывает неукротимую жажду, лишается дара речи и не может произнести связные фразы. Учащийся жалуется, что в его горле застрял инородный предмет, и ему трудно дышать.

Ученик сообщает об изменениях в работе сердца: ускорении или «замирании» сердечного ритма. Человека изводит изнуряющая дрожь, которая меняется приливами жара.

Паническая боязнь экзаменов лишает субъекта сна. Учащийся страдает от бессонницы, спит тревожным поверхностным сном. Сюжет пугающих сновидений – полный провал во время проверки знаний и последующие ужасные последствия.

Многие учащиеся, попавшие в плен обессиливающей тревоги перед экзаменом, теряют аппетит и сильно худеют. У других студентов возникает «волчий голод», когда прием пищи не вызывает чувства насыщения.

▸ Лечение фобий у детей и подростков. Детский гипноз. ◂

Почему возникает страх перед экзаменом: причины

Навязчивая боязнь проверочных работ возникает у лиц с определенным характерологическим портретом. Многие больные отличаются чрезмерным педантизмом. Они ставят перед собой высокие требования и не допускают права на свершение ошибки. Они стремятся всю работу проделать наилучшим образом. Это прилежные, дисциплинированные, серьезные и ответственные ученики.

Читайте также:  Когда студент может получить налоговый вычет на квартиру?

Большинство учеников – люди, предпочитающие быть в одиночестве, а не веселиться в шумных компаниях. У них узкий круг общения и мало друзей. Они анализируют свое прошлое и размышляют о том, все ли было выполнено правильно.

Такие учащиеся фиксируют внимание на крошечных деталях изучаемой темы и стараются овладеть учебным материалом в полном объеме.

При этом они надолго застревают на непонятных местах, и не могут переключиться на другие аспекты учебы.

Причина панического страха перед экзаменами часто обусловлена неблагоприятными условиями взросления. Чрезмерная требовательность родителей, неприемлемость детских ошибок, избыточная критика – фундамент для формирования тревожной, боязливой, неуверенной в себе личности. Дети таких родителей живут в ожидании сурового наказания за малейший допущенный промах.

Ошибка родительского воспитания, которая оборачивается серьезными психологическими проблемами – невнимание к собственному отпрыску. Нередко взрослые полагают, что их функция – накормить, одеть и обуть ребенка.

При этом они не считают необходимым заботиться о психологическом благополучии растущей личности. Они не интересуются жизнью ребенка, не дают дельных советов, не замечают происходящих с ним перемен. Такой человек с ранних детских лет ощущает себя ненужным и бесполезным существом.

Он отрицает собственные способности, не видит реальных достижений. Он убежден в том, что в любых ситуациях его ждет фиаско.

Причина боязни экзаменов – неуверенность в себе и отсутствие навыков самостоятельного преодоления трудностей. Такие аспекты – результат гиперопеки родителей.

Некоторые взрослые стараются создать своим чадам максимально комфортные условия существования. Они решают все проблемы детей, не дают проявить личные качества. Люди, выросшие в таких условиях, всегда пасуют, столкнувшись с препятствиями.

Они не умеют самостоятельно решать поставленные задачи и рассчитывают на помощь со стороны.

Как преодолеть страх перед экзаменом: советы

Что делать, если подкашиваются ноги в предвкушении проверки знаний? В первую очередь необходимо перестать ругать и упрекать себя за такие переживания. Это нормально, что люди испытывают некий дискомфорт, когда сталкиваются с серьезным испытанием. Наоборот, отсутствие волнений – веский сигнал о том, что в психике имеются какие-то неполадки.

Чтобы преодолеть страх перед экзаменом, необходимо сформировать адекватное восприятие ситуации. Для этого необходимо уменьшить важность предстоящей проверки знаний. Независимо о того, мы достигнем успеха или столкнемся с провалом, никаких глобальных последствий не произойдет.

В худшем случае, мы не обретем желанный статус студента или будем вынуждены повторно проходить тест. Однако в результате несданного экзамена мы не станет недееспособными инвалидами. С нами будут оставаться рядом наши близкие и друзья. Мы не лишимся крыши над головой и не потеряем средства для существования. Провалившийся экзамен – не уголовное преступление, приводящее на скамью подсудимых.

У нас наверняка будет шанс исправить недочеты и поступить в этой или другой ВУЗ в следующем году.

Однако очень часто остановить «апокалипсические» мысли усилиями воли не удается, поскольку страх не позволяет рассуждать трезво и здраво.

В такой ситуации устранить пораженческие идеи можно лишь, ликвидировав первоисточник страха.

Только обнаружение истинных причин, способствующих формированию неконструктивной защитной модели поведения, может привести к освобождению от тотальной боязни экзаменов.

Для исследования личной истории и поиска триггера фобии необходимо на время снизить контроль сознания, поскольку в состоянии бодрствования провести объективное исследование своего прошлого не удается.

На сегодня единственная техника, способная без ущерба для здоровья видоизменить сознание – гипноз. Во время сеанса гипноза гипнотерапевт, используя специальную технику, вводит клиента в состояние транса – феномен, напоминающий статус организма в момент засыпания.

Благодаря гипнотическому трансу внимание субъекта переключается с внешних обстоятельств на внутренний мир.

Гипнолог направляет пациента на поиск реальных причин, зародивших патологическую тревогу.

После обнаружения зачинщиков расстройства гипнолог мотивирует клиента на преобразование мнения относительно психотравмирующей ситуации.

Человек выявляет свои ошибочные стереотипные установки и внушенные извне нефункциональные убеждения. Он избавляется от болезненных оков прошлого и становится свободным для действий в настоящем.

В результате сеансов гипноза субъект формирует адекватную оценку собственной личности и признает свою уникальность. Он снижает требования к собственной персоне и становится уверенной личностью.

Гипноз помогает разрешить внутренние конфликты и дает возможность достичь гармонии с окружающей средой.

После проведенного лечения гипнозом особа избавляется от страха перед экзаменами и получает возможность учиться без ограничений, устанавливаемых патологической тревогой.

❂ Группа ВК «Лечение страхов и фобий. Обучение гипнозу»
❂ Группа FB «Психосоматика. Лечение страхов и фобий гипнозом»

Оценка статьи:

(Пока оценок нет)
Загрузка…

Источник: https://classicalhypnosis.ru/stati-o-fobiyah/strah-pered-ekzamenom.html

«Мама, я боюсь ЕГЭ» – как не довести выпускника до истерики прямо перед экзаменами

Нужно ли завтракать перед экзаменом через силу и специально отдыхать после сдачи, как понять, что именно поможет и что помешает вашему ребенку, чем опасен эффект заражения перед началом череды Единых государственных экзаменов говорим с заведующим лабораторией «Психология здоровья» Института междисциплинарной медицины Константином Бочавером.

– Многие учителя и родители считают ЕГЭ судьбоносным пропуском во взрослую жизнь. При этом очевидно, что от того, как сам ребенок относится к экзамену, зависит его поведение на итоговом испытании. Как себя вести педагогам и родителям, чтобы правильно настроить ребенка?

Константин Бочавер

– Во-первых, в последнюю неделю перед экзаменом не стоит ничего менять в образе жизни. Любые перемены являются дополнительным стрессом для детей.

Во-вторых, установки и ценности в семье ребенка имеют определяющее значение. Говорить с ребенком об экзамене (ЕГЭ) нужно определенным образом: в зависимости от того, как сама семья относится к высшему образованию для ребенка и его дальнейшей жизненной траектории.

Если образование вами расценивается как самостоятельная ценность, то с мотивацией у ребенка, возможно, будут трудности.

Если же вы показали ребенку, что образование – это не просто диплом, а то, что в будущем даст ему свободу не делать скучной работы, а заниматься чем-то интересным, общаться с хорошими людьми и не общаться с плохими, путешествовать и открывать новое – тогда с высокой долей вероятности ребенок будет мотивирован и вдохновлен. Ему самому будет важно сдать экзамен хорошо. Для него это будет пропуск в интересное и светлое будущее.

В-третьих, взрослым надо понимать, что высшее образование само по себе не главное. Возможность заниматься интересными вещами связана сегодня с образованием не напрямую.

В интеллектуальном, физическом, творческом труде многие организации обращают внимание не на диплом института, а на человеческие, практические навыки.

Образование само по себе ускоряет карьеру, определяет направление жизненного пути, но возможны достойные варианты и без него.

В-четвертых, не в последнюю неделю, а, конечно, заранее ребенку стоит давать вдохновляющие примеры успеха из жизни семьи, друзей, знакомых, известных людей. Это не только создаст приятную и легкую атмосферу подготовки к экзамену. Это научит относиться к ЕГЭ, ОГЭ, любому другому испытанию не как к наказанию, но как к ответственному празднику.

В ситуации стресса у ребенка может возникнуть путаница в голове. Он может забыть и не вспомнить то, чему его учили, растеряться, не сообразить.

В момент сильного стресса у нас изменяются когнитивные процессы, меняется доступ как к памяти, так и к мышлению, воображению, внимание работает иначе.

Последняя неделя перед экзаменом должна идти привычно, понятно, «по накатанной», без резких движений.

Экзамен – не конец света

– Почему же несданный или плохо сданный ЕГЭ все равно иногда становится концом света? Зависит ли отношение от характера самого ребенка, его окружения, будущих перспектив? Например, не поступившим в вуз мальчикам предстоит идти в армию.

– ЕГЭ – это просто экзамен. Да, он трудный, ответственный. Возможно, ребенок волнуется из-за него, но превращать экзамен в катастрофу, конец света и событие планетарного масштаба не стоит.

В медицине и психологии такое отношение к чему-либо, в том числе к экзамену, называется катастрофизацией. Это форма когнитивной ошибки, которая развивает небольшую проблему до масштабов всеобъемлющего явления.

Есть поговорка «делать из мухи слона». Она лучшим образом описывает этот процесс.

Это как если ребенок, разбив коленку, кричал бы родителям: «У меня все болит!» Мы же понимаем, что болит у него не все, а только поцарапанная коленка.

Если наблюдаете такое отношение, важно понимать, что это нездоровая реакция. Ребенку стоит поработать с психологом или, как минимум, поговорить по душам с родителями, наставниками, репетитором. Очевидно же, что никаких очень плохих последствий быть не может.

Если экзамен сдан плохо, то с большой степенью вероятности – это закономерный результат не самой хорошей учебы.

Многое упирается в то, как выстроены отношения в семье. Если близкие люди чувствуют тревогу, показывают ее, то она неизбежно передается другим. Так работает эффект заражения.

Если бабушки, дедушки, родители везде видят плохое, печальные перспективы, если сами с тревогой относятся к экзамену, если говорят о нем лишь в негативном ключе, то, безусловно, ребенок будет воспринимать его через призму их отношения. Чувствуя тревогу близких, он будет почти неизбежно ею заражаться.

– Так как относиться к экзамену?

– Ответственно, но позитивно. Как к важному событию, празднику. К ситуации, напоминающей поход на день рождения, где соберется множество гостей и будет интересно. На дне рождения мы должны хорошо выглядеть, подготовить подарок, никого не забыть и придумать поздравление. Экзамен – это важное, но приятное дело. Ничего плохого в нем нет.

Нельзя изменить человека за час перед экзаменом

– Бывают активные и самоуверенные дети, которые не боятся никаких экзаменов. Многие родители могут считать самоуверенность формой неадекватности. Нужно ли таких детей как-то настраивать на серьезный лад в вопросе сдачи ЕГЭ? Если да, то как?

– Уверенность в себе – это личностная черта, свойство, от которого не избавиться накануне экзамена. Не надо пытаться сделать уверенного ребенка сомневающимся или, наоборот, робкого и застенчивого – активным и смелым. Личность не изменить за несколько часов и даже дней. Оставьте такие попытки.

К экзамену надо относиться как к выступлению. Существует даже наука о выступлениях – performance psychology. Она показывает, что выступления по сути схожи и в творчестве, и в спорте, и в учебе.

Можно порекомендовать родителям вместе с подростком вспомнить, как проходили его пробные экзамены, ответственные контрольные, выступления в школьном театре или на олимпиадах. Проговорить, в каком состоянии ребенок показывает хороший результат, а в каком – плохой. Понимание собственных реакций позволит ребенку компенсировать сильные процессы нервной системы накануне и во время экзамена.

Если в момент выступления (сдачи экзамена) доминируют процессы торможения, если ребенок в апатии, сонный, вялый, стоит привести его в тонус, сделать зарядку, выпить кофе.

Если ребенок перевозбужден, нужно вместе придумать, как ему успокоиться, например, подышать свежим воздухом, пройтись вокруг школы пешком перед экзаменом, снизить пульс, чтобы он не стучал в ушах.

Такие простые вещи позволят прийти на экзамен в спокойном состоянии.

Как его вызвать – полностью зависит от ребенка. Менять человека перед экзаменом мы не можем, не будем, не стоит даже пытаться. Поменять же состояние, сделать его рабочим вполне возможно. Для этого нужно просто хорошо знать своего ребенка.

Избегать лишнего стресса

– Бывают умные, но нервные дети, которых может в любой сложной ситуации охватить паника. Что делать с ними, как настраивать?

– Паника – типичная и здоровая реакция на сильный стресс. Когда наши далекие предки встречали опасного зверя, у них включалась реакция «бей или беги». Они были готовы либо искать спасения, либо сражаться до последнего. Эта реакция защищает наш организм, в ней нет ничего плохого.

Но в случае с экзаменом паника – неадекватная реакция. Это как стрелять из пушки по воробьям.

Когда мы готовимся к экзамену, когда сдаем его, мы должны просто хорошо сделать свою работу: быстро соображать и вспомнить, чему нас учили, к чему готовили.

Если организм ведет себя так, будто ребенок встретил тигра, понятно, что здесь не до воспоминаний об учебе и не до решений математических задач.

Чтобы снизить лишний стресс, нужно сделать несколько простых вещей.

Он должен четко понимать, когда стоит повторять пройденное, когда пришло время погладить рубашку, которую планируешь надеть на экзамен, когда стоит погулять, отвлечься, лечь спать, проснуться. Борьба с паникой состоит в том, чтобы все вокруг ребенка – среда, время – было комфортным, понятным, привычным. Ну и, конечно, в избегании лишнего стресса.

Важно избежать опозданий в школу, да и любого другого форс-мажора. Задача родителей одна и простая: создать комфортную среду и подвести ребенка к экзамену без лишних отвлекающих моментов. Это лучшая гарантия спокойствия.

Читайте также:  Как девушке привлечь парня?

Кому-то надо выплеснуть эмоции

– Бывают дети, которые начинают нервничать сильно заранее, досрочно. Закапываются в книгах и пособиях, плохо едят, не спят и охвачены тревогой, с которой не в состоянии справиться даже дома. Что делать в такой ситуации?

– Если ребенок нервничает досрочно, даже будучи готовым к экзамену, это свидетельствует о высокой тревоге. Это не страх чего-то конкретного, темноты или паука. Тревога – это неоформленный страх. «Вот грядет плохое, но никто не скажет, что именно». Увы, здесь нет одного совета. Зато важным остается необходимость поддержать ребенка.

Хорошие родители знают поведение своего сына или дочери, понимают, как он или она реагирует на стресс, как беспокоится, главное – догадываются о способах преодоления стресса. В зависимости от того, как это происходит обычно, так и нужно поддерживать.

Одним детям, например, нужно дать выговориться. Другим требуется поддержка друзей и близких. Так обеспечьте ее. Кого-то надо оставить в покое, не приставать, позволить побыть в одиночестве. Кому-то надо дать возможность переключиться, тогда, возможно, стоит куда-то поехать и погулять, сходить в музей.

Кому-то и это не помогает, зато ребенку надо выплеснуть эмоции. Важно отнестись к этому с терпением. Позволить такому ребенку покричать, поплакать, понервничать. Важно понимать: истерика или даже скандал – это его личный (пусть не лучший!) способ справиться со стрессом.

У нас у всех разный цвет глаз и способы преодоления стресса тоже разные. Поэтому стоит подойти к этому вопросу индивидуально.

Источник: https://www.pravmir.ru/mama-ya-boyus-ege-kak-ne-isportit-vse-v-posledniy-moment/

Психолог о подготовке к экзамену и что делать, чтобы не бояться экзнамена

Мне кажется, что советы психолога пригодятся любому студенту и на любом курсе. Тем более, что советы эти касаются экзаменов.

От своих бывших студентов я часто слышу, что они очень боялись сдавать мне экзамен. Но этому горю можно помочь, если знать, КАК с бороться со своим страхом. Поэтому смотрим внимательно и запоминаем.

Вам это пригодится для любого экзамена.

Как готовиться к экзамену?


Как НЕ бояться экзамена?

Источник: http://mu30.ru


Советы психолога студентам на период подготовки и сдачи экзаменов
Экзамен – это своеобразная борьба, в которой нужно проявить себя, показать свои возможности и способности. составь план своих занятий: четко определи, что именно будешь изучать каждый день. начни с самого трудного, но если тебе трудно«раскачаться», можно начать с того материала, который тебе больше всего интересен и приятен. полезно структурировать материал при помощи составления планов, схем, причем желательно на бумаге. Не стоит учить наизусть весь учебник. разумно чередуй занятия и отдых, питание, нормальный сон, пребывание на свежем воздухе. помни, что чем раньше ты начнешь подготовку к экзаменам, тем лучше. Сначала подготовь свое рабочее место: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т. д. толково используй консультации преподавателя. Приходи на них, солидно поработав дома и с заготовленными конкретными вопросами. готовясь к экзаменам, мысленно рисуй себе картину триумфа. оставь один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, еще раз остановиться на самых трудных вопросах. вечером накануне экзамена перестань готовиться, прими душ, соверши прогулку, выспись как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением силы и«боевого» настроя. когда на экзамене получишь свой билет, спокойно сядь за стол, обдумай вопрос, набросай план ответа и отвечай уверенно.


«Волнуйтесь спокойно – у вас экзамены»

Если у вас хорошая зрительная память, и вы хорошо подготовились к экзамену, то страница учебника или конспекта сама всплывет перед глазами. Нужно только сосредоточиться и непременно успокоиться. Если вы взволнованы, то закройте глаза, расслабьтесь, вспомните на минуту что-либо смешное или приятное.

После того, как вы придете в рабочее состояние, внимательно прочитайте вопросы. Не может быть, чтобы вы абсолютно ничего не знали. Просто не бывает такого! Если какой-то вопрос вы знаете хорошо, то начинайте с него. При подготовке к ответу на него вы подсознательно будете припоминать остальные вопросы.

Не отчаивайтесь и не пугайтесь, если в первую минуту вам покажется, что вы вообще ничего не знаете. Такое бывает со многими. Активное припоминание– трудный и сложный процесс. Если материал усвоен вами хорошо, то через некоторое время у вас в памяти начнут, как бы, всплывать части ответа. И ничего страшного, если вы что-то не можете вспомнить совсем.

В конце концов, обладая общими знаниями о предмете, до многого можно додуматься самостоятельно.

О шпаргалках

Конечно, списывать со шпаргалки весь текст буква в букву вам вряд ли удастся, но иногда бывает, что нужно разок«одним глазком» заглянуть в нее. Так случается, если вы твердо уверены, что этой формулы вы не запомнили и поэтому специально записали ее на шпаргалку. Тут каждый действует на свой страх и риск, тем более что экзаменатор, как правило, все видит.

Поэтому на всякий случай запомните: после того, как вы «одним глазком» заглянете в шпаргалку, у вас будут трястись руки и все смешается в голове, по крайней мере, минут на десять. Дело в том, что списывание со шпаргалки – чрезвычайно стрессовая ситуация.

Объем непосредственной памяти при этом резко уменьшается, и в итоге приходится переписывать едва ли не каждое слово, то и дело заглядывая в шпаргалку. Не заметить такого поведения экзаменатор просто не в состоянии. И еще один совет. Даже если вы отлично знаете вопрос и составили только план ответа – все равно запишите несколько первых фраз.

Это вам не помешает, тем более, когда времени у вас еще остается предостаточно.

Не забывайте о своем внешнем виде

Аккуратная, опрятная одежда не только поднимет вас в глазах экзаменатора, но и придаст вам больше уверенности в своих силах. Когда люди хорошо выглядят, им легче добиться успеха или решить сложную проблему.

Следите за мимикой

Если вы будете отвечать холодно и небрежно, всем своим видом показывая, насколько неприятна для вас процедура экзамена, то вскоре и экзаменатор начнет испытывать такое же ощущение, поскольку подобное настроение является заразительным. Это не значит, конечно, что вы должны постоянно улыбаться.

Но приветливость и открытость, а также то, что вам нравится сдавать экзамен именно этому преподавателю, – все это должно читаться на вашем лице однозначно.

Если вы сильно волнуетесь в начале ответа, можно посоветовать следующее: ограничить визуальный контакт с экзаменатором, смотреть преимущественно на свой листок; перед началом ответа вдохнуть несколько раз как можно глубже, стабилизировать дыхание; если вы считаете, что ваши руки выдают ваше волнение, спрячьте их под стол; если вы от волнения часто сбиваетесь на скороговорку, постарайтесь снизить темп высказываний, чтобы иметь больше времени на обдумывание следующих предложений. Как только вы почувствуете, что перестали волноваться, поднимите глаза. Теперь ваша задача будет заключаться в установлении личного контакта с экзаменатором. Ваш успех во многом будет зависеть от того, какую позицию вы займете по отношению к нему.

Как лучше всего запоминать материал

Психологи раскрыли секрет магической «семерки» Например: семь бед – один ответ; семеро одного не ждут; семь раз отмерь– один раз отрежь и т. д.. Оказывается, таков в среднем объем нашей оперативной памяти. При одновременном восприятии она способна удержать и затем воспроизвести в среднем лишь семь объектов.

Причем семь букв запоминаются не легче, чем семь слов и даже семь фраз. Поэтому, если подлежащего заучиванию материала очень много, лучше разбить его на большие смысловые куски, стараясь, чтобы их количество не превышало семи. И еще один вывод следует из этого правила: смысловые куски материала необходимо укрупнять и обобщать, выражая главную мысль одной фразой.

Ведь для запоминания и одного предложения, и одной мысли, в которой заключается смысл двухстраничного текста, требуется сравнительно одинаковый объем памяти. Вот что писал по этому поводу американский психолог Миллер, который открыл это явление: «Это похоже на то, как если бы вам пришлось носить все ваши деньги в кошельке, который может вместить только семь монет.

Кошельку совершенно безразлично, будут ли эти монеты пенсами или серебряными долларами». Ищите связи. Любители детективов знают, что опытный сыщик не торопится надевать наручники на рядового члена банды. Куда важнее выявить связи преступника, выйти на главарей. Иными словами, среди второстепенного, нужно выявить самое главное.

Поэтому не следует торопиться, во что бы то ни стало запомнить сложный текст, не разобравшись в его внутренних связях, не поняв ход рассуждений автора. В материале могут быть следующие связи: а) смысловые. Текст, в котором одна мысль логически предопределяет следующую за ней, запоминается сравнительно легко.

Поэтому с самого начала постарайтесь понять смысл текста, увидеть логические связи между абзацами, параграфами, главами; б) структурные.

Психологические эксперименты показали, что при запоминании логически не связанных между собой слов (терминов, иностранных слов) важное значение имеет их расположение на листе, объединение в группы (например, цифр в номере телефона) и даже в какие-либо фигуры. Подчеркивайте, обводите нужное, используйте сокращения, группируйте слова, которые начинаются с одной буквы.

Используйте ассоциации

Приемы произвольного запоминания можно разделить на две группы: а) основанные на выявлении внутренних связей, существующих в самом запоминаемом материале; б) основанные на привнесении извне в запоминаемый материал искусственных связей. Последние называются мнемоническими и применяются в тех случаях, когда трудно выявить внутреннюю структуру материала.

Здесь мы рассмотрим два мнемонических приема: локальной привязки и словесных посредников. Метод локальной привязки, или «метод мест», состоит в построении для запоминаемого ряда объектов другого ряда – опорного, состоящего из хорошо знакомых или легко заучиваемых объектов.

Последовательность объектов в опорном ряду организована так, что жестко предопределен порядок их перечисления. На практике таким опорным рядом может служить последовательность комнат в своей квартире, домов на своей улице и т. д. Человек сначала заучивает опорный ряд, а затем использует его элементы, чтобы сопоставить с ними элементы заучиваемого ряда.

Такой способ облегчения запоминания очень стар – ему более двух тысяч лет, и существует даже предание о том, как он возник. Однажды греческий поэт Симонид был в гостях. Внезапно его вызвали по неотложному делу.

Едва он вышел за порог дома, как раздался сильный подземный толчок, – дом, где он только что пировал, рухнул, и все гости оказались погребенными под обломками. Родственники не могли опознать никого из погибших. Тогда Симонид мысленно представил себе план помещения, где проходил пир.

Тотчас в его памяти ожила картина, он вспомнил, где кто сидел, и указал, какие останки кому принадлежали. Известно, что впоследствии систему локальной привязки использовали Цицерон, Джордано Бруно и многие другие выдающиеся люди. Итак, если в заучиваемом материале мало внутренних связей – оглянитесь вокруг.

Представив в памяти обстановку, в которой вы учили материал, вы припомните и его, потому что полученные одновременно впечатления имеют свойства вызывать друг друга. Как повторять Рекомендации: вам необходимо разбить большой текст не более чем на 7 частей, связать эти части между собой, выделить опоры(слова и стоящие за ними мысли) и заучить их, повторяя по вышеприведенной схеме.

Конспектирование

Текст можно очень сильно сократить, представив его в виде схемы типа «звезды», «дерева», «скобки» и т. п. При этом восприятие и качество запоминания значительно улучшаются за счет большей образности записи. И запомните, наконец – оценка зависит от знаний только на 50%. Все остальное – настроение преподавателя, количество пропущенных лекций, внешний вид и поведение студента, впечатление преподавателя о вас, номер билета и т. д. Если по остальным показателям вы были на высоте – считайте, что пол оценки уже у вас в кармане. А главное– не паниковать и сосредоточиться. Успеха и отличных результатов!

Источник: http://www.gagarinalg.ru/load/4-1-0-375

Ссылка на основную публикацию