Типы (виды) преподавателей

Дарт Вейдер против Дейенерис Таргариен: 14 типов учителей и учеников, которые есть в любой школе

Опубликовано: 03.10.2016 ⋅ Автор: Инглекс

Накануне Дня учителя мы решили предаться ностальгии и вспомнить замечательные школьные деньки.

Мы заметили, что большинство учеников и преподавателей похожи на героев известных фильмов и сериалов, поэтому предлагаем вам немного повеселиться — найти своих друзей и учителей, а может и самого себя среди предложенных типажей. Узнайте, похожи ли вы на Фиби из «Друзей» или Питера Паркера из «Человека-паука».

7 типов преподавателей, которые есть в каждой школе

Ниже мы расскажем о 7 типах учителей, которых вы точно встречали в школе. Думаем, вы легко узнаете их в наших персонажах. А может быть, ваш сегодняшний преподаватель английского похож на одного из них?

Росс из «Друзей» (хороший, но излишне добродушный)

Самый безобидный учитель в школе. Даже если вы что-то не выучили, скажет: «Двойку в журнал пока ставлю только карандашом». С удовольствием делится своими знаниями с учениками, но… они его почти не уважают. Помните, как Росс говорил: «У меня такое правило: либо приходи вовремя, либо вообще не приходи. Мои студенты часто этим пользуются».

Да-да, это тот самый тип учителей, уроки которых так легко было срывать и прогуливать, ведь по доброте душевной он никогда не нажалуется родителям и не напишет докладную директору. Учиться с таким преподавателем легко, главное не садиться ему на голову, ведь чаша терпения может переполниться.

В редкие минуты гнева он может вести себя высокомерно, так что, если не хотите стать объектом его едких шуток, как Джоуи, знайте меру.

Дарт Вейдер из «Звездных войн» (диктатор)

Очень строгий учитель. Как и юный Энакин Скайуокер, считает, что лучший строй — диктатура. Авторитет его настолько высок, что ученики даже забывают о существовании Императора — директора школы, главное — угодить строгому учителю.

Лозунг преподавателя-диктатора — «Сели! Звонок для учителя», ну а раз сила на его стороне, учитель-Дарт Вейдер будет держать вас в ежовых рукавицах учебного процесса до конца перемены. Если вы не сделаете домашнее задание, начнет размахивать шашкой световым мечом — раздавать двойки направо и налево. «Садись, два!» — одна из любимых фраз преподавателя-Вейдера.

В общем, если этот учитель не ваш отец, советуем вести себя тише воды, ниже травы и ждать, пока Дарт Вейдер не разозлит Императора настолько, что последний захочет избавиться от него.

Шелдон Купер из «Теории большого взрыва» (умный, но самовлюбленный)

Если этот светоч знаний снизошел до преподавания, готовьтесь учиться, учиться и еще раз учиться. Он будет требовать, чтобы вы знали каждую мелочь по его предмету.

Если же вы (не дай бог!) заявите, что на начальном уровне еще не знаете разницы между be going to и will, посчитает вас бездарем и произнесет известную цитату Шелдона: «А знаете, что не продают в магазине контейнеров? Емкости, способные вместить мое разочарование!» Ни в коем случае не пытайтесь спорить с этим типом учителя, даже если на 100% уверены в своей правоте: в лучшем случае Шелдон не будет вас слушать, в худшем — вы станете его врагом, совсем как Лесли Уинкл.

Педант до мозга костей: опоздание на секунду будет караться сакраментальной фразой «Закрой дверь с той стороны». Кроме того, учитель-Шелдон любит строгую дисциплину.

Помните знаменитую фразу из школы «Если такой умный, встань на мое место и проведи урок, а я сяду на твое и буду хихикать»? Учителя этого типа часто так говорят.

Чтобы укротить Шелдона, бросьте в него комиксами выполненной домашней работой, это на какое-то время развлечет его.

Индиана Джонс из фильмов об Индиане Джонсе (практик, умеющий увлечь)

Преподавание — главное занятие в его жизни. Однако он не просто теоретик, а еще и практик: как только представится возможность, укатит за границу практиковать свой английский, прихватив только шляпу и хлыст.

Будучи доблестным борцом со злом и несправедливостью, учитель-Инди не позволит вам прогуливать его уроки, хотя у вас вряд ли возникнет такое желание: природное обаяние и умение объяснять все простыми словами способны завоевать любовь не только миллионов фанатов, но и пары десятков учеников. У него прекрасное чувство юмора, скорее всего, именно на его уроке можно услышать знаменитое «Кто к доске? Лес рук!» А еще он мотивирует нас на действия вместо слов: «Хотите стать археологами — выбирайтесь из библиотек». С таким учителем вы точно будете готовы отправиться и на поиски святого Грааля, и к вершине знаний английского языка.

Доктор Хаус из сериала «Доктор Хаус» (очень умный, но нарушает все правила)

Учитель-Хаус — настоящий мастер своего дела: прекрасно понимает предмет и дает четкие пояснения. В то же время к своим пациентам ученикам он относится цинично и довольно безжалостно.

Если вы не можете справиться с заданием, вполне может процитировать свой прототип из сериала: «Вы всегда так глупы или сегодня особый случай?» Этот необычный тип учителя плохо уживается в школе, ведь в учебном учреждении слишком много правил, а Доктор Хаус и правила, как вы помните, — вещи несовместимые.

Однако каким бы черствым сухарем он ни казался, все же учитель-Хаус любит свое дело и хочет, чтобы все его подопечные хорошо разбирались в предмете. Так что, несмотря на отвратительный характер, многие ученики обожают его и считают гением преподавания.

Мэри Поппинс из фильма «Мэри Поппинс, до свидания!» (само совершенство)

Практически идеальный учитель, которого уважают абсолютно все ученики. Даже заядлые двоечники и хулиганы слушают ее, затаив дыхание, ведь эта дама (или джентльмен) способна превратить любой урок в волшебную сказку. Учитель-Мэри ратует за индивидуальный подход к каждому ученику.

Кроме того, она не боится перемен, так что без зазрения совести выкидывает старые, изжившие себя учебники, с удовольствием пользуется новыми приемами обучения английскому и пропагандирует современные учебники, а не столь почитаемые во многих школах пособия лихих 90-х.

Она строгая, но справедливая, к тому же умеет подавать знания в интересной форме и легко прививает любовь к предмету своим ученикам.

Гэндальф из «Властелина колец» (мудрый наставник)

Гэндальф — идеальный учитель: он любит хоббитов учеников и прекрасно знает свое дело. Но главное его достоинство в том, что это тот самый тип учителя, который «только открывает дверь, но войти должны вы сами». Вспомните, Гэндальф указал Фродо путь и мотивировал его идти к цели.

На первый взгляд кажется, что хитрый волшебник склонен сваливать свою работу на плечи бедных учеников-хоббитов. Однако это не так. Учитель-Гэндальф прекрасно знает: чтобы разобраться в чем-то, нужна не только помощь преподавателя, но и самостоятельная работа, даже если она предполагает нелегкий путь с множеством препятствий и ошибок.

Учитель-волшебник подталкивает учеников в правильном направлении и вдохновляет их на подвиги в учебе, за это его и любят подопечные.

7 типов учеников, которые есть в каждом классе

А теперь давайте вспомним своих одноклассников: кто-то был тихим и скромным, кто-то — веселым и взбалмошным, а кто-то — дотошным и надоедливым. А к какому типу вы бы отнесли своих друзей и себя?

Дейенерис Таргариен из сериала «Игра престолов» (лидер коллектива)

Решительный и уверенный в себе ученик. В то время как учитель считает себя главным в классе, ученик-лидер придерживается другого мнения. Он легко руководит своим кхаласаром классом и не признает других авторитетов кроме самого себя.

Обычно у такого ученика есть свои «драконы» — свита, готовая на все ради своего лидера. Несмотря на кажущуюся авторитарность и даже жесткость ученика-лидера, он, как и сама Дейенерис, склонен защищать угнетенных и бороться с авторитарной властью.

Так что учителю лучше быть в хороших отношениях с лидером класса, в противном случае последний сильно попортит ему кровь.

Золушка (очень старательный ученик)

Самый тихий и послушный ученик в классе. Чаще всего это неуверенная в себе девочка, которая легко преклоняется перед авторитетом учителя. Она считает, что если будет прилежно работать, то на Земле воцарится мир, а все тыквы превратятся в кареты.

Ученица-Золушка очень терпелива и послушна: она будет сидеть над заданием, пока не решит его. Может предпочесть домашнюю работу веселым играм во дворе, ведь у нее попросту не хватит совести соврать учителю, что тетрадку с задачами порвала злая мачеха.

Следует сказать, что старания Золушки, как правило, окупаются сторицей: она хорошо оканчивает школу и поступает в университет даже без помощи феи-крестной.

Гермиона Грейнджер из серии фильмов о Гарри Поттере (отличница, мечта учителя)

Гермиона так же старательна и прилежна, как Золушка, но, в отличие от последней, учеба доставляет ей одно удовольствие. Ученик-Гермиона обожает получать новые знания и не упускает случая блеснуть ими. Ей свойственна некоторая высокомерность, поэтому друзей у нее мало.

Надо сказать, что учителям не нравится ученик-выскочка, так что от них бедной отличнице тоже не приходится ждать поддержки. Впрочем, это совсем не мешает ей быть лучшей в классе и ежедневно совершать учебные подвиги. Пока ее одноклассники ходят на балы дискотеки, отличница штудирует учебники и штурмует новые высоты английского и других предметов.

Если же Гермионе удастся унять свое высокомерие, она легко завоюет преданных друзей на всю жизнь вроде Гарри и Рона.

Барни Стинсон из сериала «Как я встретил вашу маму» (весельчак-тусовщик)

Самый веселый и обаятельный парень в классе. Настоящая звезда: любит быть в центре внимания, так что часто разыгрывает учителя и веселит своих одноклассников, его даже называют школьным клоуном. Все девочки влюблены в него, а все мальчики ему подражают.

Ученик-Барни настолько обаятельный и ловкий в общении, что легко может уговорить учителя отпустить весь класс с урока. Если же это не удастся, Барни уведет класс играть в лазертаг и без разрешения преподавателя. Его чарам не поддаются только Гермиона, которая обожает учебу, и Золушка, которая просто не решится нарушить дисциплину.

Барни неглуп и неплохо учится, однако постоянно ищет приключения на свою голову и призывает весь класс поступать так же.

Фиби из сериала «Друзья» (странный творческий ученик)

Очень странная ученица (зачастую ученик), у которой мало друзей, ведь не все могут понять ее специфический юмор и нестандартное поведение.

Как правило, учеба ее не особо интересует, зато она увлекается творчеством: может талантливо рисовать электрические цепи в стиле ар-деко на уроке физики или петь Smelly cat на уроке английского.

Большинство учеников сторонятся Фиби, и даже лидер ее, как правило, не трогает, ведь никто не знает, чего от нее можно ожидать. Эта ученица живет в своем маленьком уютном мирке, и если кто-то пытается нарушить его границы, Фиби может накричать на обидчика и дать достойный отпор.

Грима Червеуст/Гнилоуст из «Властелина колец» (ябеда, докладчик)

Этого ученика не любит весь класс, тем не менее живется ему неплохо из-за того, что он может влезть в доверие к королю Рохана практически любому учителю. Он знает все: кто разбил окно в столовой, кто ловит покемонов на уроке физкультуры, кто списал домашнее задание у Гермионы и т. д.

Все эти новости тут же докладываются главному Саруману учебного заведения. Хоть Грима и вызывает лишь отвращение, с ним надо быть настороже и держать язык за зубами, особенно если рядом с вами нет учителя-Гэндальфа, который не терпит докладчиков и умеет избавлять от них школьное королевство.

Питер Паркер / Человек-паук из фильмов о человеке-пауке (аутсайдер)

В каждом классе есть такой «мальчик для битья». Он очень тихий и скромный, прилежно учится и затравленно смотрит по сторонам. Сразу после уроков идет домой и делает домашнее задание, никогда не играет портфелем в футбол и не хулиганит.

Он чем-то похож на Золушку, однако если к ней относятся снисходительно, то Питер часто становится объектом насмешек и не верит в светлое будущее в отличие от той же Золушки.

Остается надеяться, что однажды такому ученику повезет и радиоактивный паук все же разбудит в нем решительность и уверенность в себе.

Конечно, эта статья — всего лишь шутка, и мы надеемся, вы с теплом вспомнили своих школьных друзей и любимых учителей. Кстати, в нашей школе работают только преподаватели с типажами Мэри Поппинс, Гэндальф и Индиана Джонс, так что если вы любите этих персонажей, приглашаем вас на уроки английского по Скайпу в Хогвартс «Инглекс».

Источник: https://englex.ru/types-of-teachers-and-students/

«Разновидности» преподавателей » Шпоры для студентов

Для хорошей учебы и успешной сдачи экзаменов нужно определить тип своего преподавателя. Это послужит вам залогом выбора верной стратегии и окажет помощь при сдаче экзамена. Главные виды преподавателей:

Читайте также:  Что такое образовательный кредит?

Справедливые преподаватели.

Этот вид преподавателей получил широкую распространенность, но имеет свойство мутировать и в иные виды. Такие преподаватели очень выразительно читают лекции, но иногда могут позволить себе пошутить или приколоться. При необходимости бывают очень суровы, но террористические мероприятия в своем количестве минимальны.

Отличительные черты: многогранное знание предмета, отношение, как правило, непредубежденное, хорошее чувство юмора, редкое повышение голоса.  Дальновидность и творческое мышление студентов на экзамене очень ценятся такими преподавателями. И у них обычно очень сложно списывать.

Хорошая совместимость этого типа с «Гениальным студентом», «Прилежным студентом», «Способным студентом-халявщиком».

Лекционные преподаватели.

Этот тип редко распространен. Преобладают мужчины. Такие преподаватели выразительно читают лекцию, им постоянно нужна тишина и порядок, нередко могут повысить голос. Отличительные черты: отличное знание предмета, жесткая дисциплина и контроль, если студенты не пропускают занятия, – могут автоматом поставить зачеты.

На семинарах не позволяют студентам разговаривать, и у них нелегко списывать, но очень просто получить недопуск к экзамену, если есть 2-3 пропуска. Или же, при наличии пропусков, эти преподаватели на экзамене задают дополнительные вопросы. Обычно не занимаются творчеством. С таким типом хорошая совместимость у «Гениального студента» и «Прилежного студента».

Плохая – у «Способного студента-халявщика».

Требующие преподаватели.

Такие преподаватели также редко распространены. Среди них намного больше женщин, чем мужчин. Они могут доставить студентам много хлопот, так как требуют отличного знания предмета.

Отличительные черты: требуют от студентов, чтобы те учились лишь по информации в конспектах, заучивали цитаты, отлично знали материал. По всем пропущенным занятиям обычно задают дополнительные вопросы.

Категорически не принимают творческий подход к предмету. Совместимы с «Гениальным студентом» и «Прилежным студентом».

Преподаватели- пофигисты.

Очень редко встречаются. Количество мужчин и женщин среди них равное. По своим предметам обычно принимают зачеты.

Отличительные черты: пропуски студентов оставляют без внимания или предлагают отрабатывать их покупкой книг и т.п. Знание предмета у этих преподавателей хорошее, отсутствующих на лекциях, как правило, не отмечают.

У них очень просто списывать. Хорошая совместимость такого вида преподавателей со всеми видами студентов.

Преподаватели-уравнители.

Вид очень широко распространен.Как правило, преподают специальные предметы. Отлично знают предмет, требовательны, на лекциях отмечают отсутствующих.

Списать у таких преподавателей на экзамене практически невозможно, и это особо не повлияет на оценку. Отличительные черты: подавляющему большинству студентов на экзаменах ставят равные оценки.

Совместимы практически со всеми видами студентов. Минимальная совместимость с «Гениальным студентом» и «Прилежным студентом».

Принципиальные преподаватели.

Достаточно редкая разновидность. Знание предмета на достаточно высоком уровне. Вероятность списать на экзамене очень низкая. Отличительные черты: все делают по плану, вопросы задают по всему материалу. На практических занятиях доставляют немало проблем студентам. Принципиальны во всем.

Нередко могут повышать голос и изобретать что-то новое. Придирчивы к мелочам. Сложно сдавать экзамены тем, кто обидит таких преподавателей. Быть хорошим студентом – вот залог успешной сдачи. Хорошая совместимость с «Гениальным студентом» и «Прилежным студентом».

Плохая – с «Дерзким студентом».

Творческие преподаватели.

Вид очень распространен. Как правило, это аспиранты, ведущие практику. Женщины намного чаще встречаются, чем мужчины. Они очень добрые, отзывчивые и открытые. Отличительные черты: отлично знают свой предмет, могут иногда опаздывать на занятия, всегда улыбаются, увидев «Способного студента-халявщика».

Не обидятся, если «Халявщики» противоположного пола назовут их по имени, пригласят на чашечку кофе или побеседуют на другие темы. Возможность списать очень велика. Легко могут ужиться со «Способным студентом-халявщиком», «Гениальным студентом», «Прилежным студентом» и «Обыкновенным халявщиком».

Не любят «Студента-зубра» и «Студента-пофигиста».

Преподаватели-приколисты.

Зачастую в преподавателей-приколистов мутируют творческие преподаватели. Мужчин больше. Они очень добры, но могут позволить себе поиздеваться над студентами. Отличительные черты: отлично знают предмет и всегда смеются, когда подшучивают над кем-то. Такие преподаватели – очень сложные люди, от них всегда можно ожидать сюрпризов.

Невозможно предугадать, какую оценку они выставят на экзаменах. Но они всегда очень любимы студентами, не смотря на то, что их шутки порой бывают очень раздражительными. Могут позволить себе явиться на экзамен в нетрезвом виде. В большинстве случаев ставят оценку «удовлетворительно» всем желающим.

С таким типом легко ужиться «Гениальному студенту», «Прилежному студенту», «Способному студенту-халявщику».

Преподаватели-терминаторы.

В основном обитают в технических вузах, реже их можно встретить в гуманитарных учебных заведениях. Основной их предмет – «Высшая математика». Обычно пишут на доске все, что необходимо законспектировать. Основные черты: не любят лишних разговоров, характер обычно холодный, нордический, в меру развитое чувство юмора (а может и вообще отсутствовать).

Экзамены у них сдать с первого раза очень сложно, некоторым студентам сдача удается лишь с 6-7-й попытки. Самая высокая оценка, которую можно получить у таких преподавателей – «хорошо». Правда, бывают исключения (очень редко), когда студентам удается получить «отлично». Если же у преподавателей отсутствует чувство юмора, то при сдаче экзамена лучше сделать умный вид.

И минимум мимики.

Источник: http://shporiforall.ru/studhelp/raznovidnosti-prepodavatelej.html

6 типов учителей, знакомых каждому

Чтобы составить этот список, редактору журнала GQ Дмитрию А. Быкову пришлось сменить три школы. Если хотите, называйте его (как и предпочитает автор) паноптикумом.

Конечно, каждый человек индивидуален, но школа — великий уравнитель.

Попав сюда, всякий постепенно обретает некие общие черты, по которым педагогов (да и учеников — но о них в другой раз) легко отнести к одному из шести типов.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

1. Секс-бомба

Имя: Венера Геннадьевна

Возраст: 24-32

Отличительные черты: туготелая носительница обтягивающих жакетов, декольте и мини-юбок. Жгучая брюнетка или рыжая (не меньшей жгучести). Голос грудной, медовый с хрипотцой, интонации вальяжные.

Единственная, чей урок мужская часть класса почти не прогуливает. Часто роняет ручку или мел, но хотелось бы чаще. Урок знает плохо, поэтому читает по учебнику, положив румяную щеку на полную руку.

Ходят неприличные слухи о ее отношениях с главным школьным хулиганом.

Коронная фраза: «Ну и кто нарисовал на доске сиськи?»

Имя: Пал Палыч

Возраст: 50-65

Отличительные черты: отсутствие некоторых пальцев, волос и сколько-нибудь устойчивых моральных принципов. Носит один и тот же истертый линялый пиджачишко и просторные брюки. На черных носках черные же сандалии.

До старости сохраняет ясность бирюзового взгляда, потому как, видимо, совершенно не понимает — и не пытается понять, — что он тут вообще делает.

Дружит с завхозом, обэжистом (если речь про трудовика), трудовиком (если речь про обэжиста) и преподавателем обществоведения. Пьет.

Коронная фраза: «Ты там это, не это!»

Имя (неофициальное): Светлан Борисович

Возраст: 36-48

Отличительные черты: мужественные. Спорткостюм с искрой как константа — даже встреченная вне школы непременно окажется в нем. Под синтетической курткой бугрятся мускулы, на лице играют мышцы. Энергична.

При себе имеет плюгавого сутулого физрука, всегда хранящего виноватое выражение небольшой мордочки. В гулкой акустике спортзала смеется раскатисто, особенно над спортивными потугами учеников.

Пахнет мужской раздевалкой.

Коронная фраза: «Встали и весело побежали!»

Имя: Азамат Витальевич / Алина Милославовна

Возраст: 25-45

Отличительные черты: одевается модно или артистически. Прежде работал (а) журналистом, дизайнером, пиарщиком. Называет учеников «господа», строит уроки в форме игры или диалога, никогда не задает домашнего задания. Преподает что-нибудь факультативное. Рассказывает интересные истории из жизни Древнего Рима или неизвестные факты из биографии писателей. Презираем почти всеми.

Коронная фраза: «Ребята, куда же вы?»

Имя: Александра Эдуардовна

Возраст: 32-47

Отличительные черты: разведена. Разочарована. Саркастична. Умеет и любит шутить, но чаще — подшучивать. К доске вызывает в основном мальчиков, вызывая хохот девочек комментариями к ответу.

Не гнушается при этом такими невербальными приемами, как закатывание глаз, фейспалм и театральный хохот. Имеет затяжной конфликт с каким-нибудь учеником, которому с наслаждением в продолжение года строит в журнале частокол.

В случае гнева может бросить в смутьяна мелом.

Коронная фраза: «Спасибо, Петров, что почтили нас своим присутствием. Чем обязаны счастью вас лицезреть?»

Имя: Эльвира Куртовна

Возраст: 45-60

Отличительные черты: единственная, кто регулярно собирает на свои уроки аншлаги. Предпочитает естественные науки: физика, химия, биология. Строгая юбка-карандаш, застегнутый наглухо воротник.

Холодный, как скальпель, но при этом испепеляющий взгляд. Привычка видеть смесь тоски и испуга в лице собеседника. Голос громкий, каркающий. Знает абсолютно все, кроме одного — что такое улыбка.

Умеет сниться.

Коронная фраза: «Дневник на стол, родителей завтра ко мне».

Источник: https://mel.fm/pedagogika/1875960-panopticon

Типы учителей глазами школьников

Многие ли из нас задумываются о том, какими мы выглядим в глазах детей?! Думаю, ответ в преимущественном большинстве случаев будет отрицательным – и зря: недаром ведь все наслышаны об «устах младенца».

Молодежь, возможно, не обладающая достаточными знаниями, компенсирует этот недостаток интуицией; в мгновение намертво приклеивают ярлыки, не всегда приятные для слуха  того, кого характеризуют.

Я заинтересовалась проблемой, когда краем уха услыхала обидное (увы, беспощадное, но справедливое) прозвище, брошенное коллеге в спину. Тогда же решила провести среди студентов небольшой опрос, попросив классифицировать преподавателей в соответствии с предложенными слушателями критериями.

Результаты обработала, дополнила собственными наблюдениями, объединив некоторые категорию в одну, отличающуюся общими признаками, но «обозванную» учащимися с разной степенью «доброты».

Систематизация позволила выделить следующие типы учителей:

сфокусированный не на том («Шурочка из бухгалтерии»).

Человек одержимый активностью, не связанной с преподаванием (это может быть ведомый им факультатив, непрекращающаяся борьба с нарушителями дисциплины или тот же сбор средств на всегда имеющиеся нужды); вовлекает в подобную деятельность наиболее «ответственных» и отнюдь не бескорыстных; раздражается при малейших просьбах об индивидуальной консультации или более подробном объяснении непонятого; способен вымещать зло на неугодных; быстро (но ненадолго) приходит в себя, если в администрацию поступают жалобы от возмущенных родителей или студентов;

озабоченный личной жизнью. Подпадающий под эту категорию не может абстрагироваться в аудитории от происходящего в семье (успехов детей, тупости «козла» мужа, нехватки зарплаты даже на памперсы) или скрыть недовольство от ее отсутствия.

Первый случай чреват отклонением от темы; второй – отражением неудовлетворенности на оценках подопечных.

Если попавший под влияние эмоций является профессионалом, ему будет достаточно ненавязчиво напомнить продуманным вопросом, что пора возвращаться в реальность;

слишком немолодой. Увы, знакомый многим образ.

Контингент преподавателей становится все старше, и причина очевидна: явно недостаточное внимание к профессии со стороны власть предержащих, отсутствие даже намека на престижность (исключение может составить ВУЗ, входящий в ТОП-10 соответствующего рейтинга), заработная плата, что во многих постсоветских государствах ниже средней по стране. Поэтому руководство вынуждено мириться с преподавателем, который вовремя приходит на работу (пусть и с неимоверными физическими усилиями), отличается большим багажом знаний (хоть иногда и засыпает, стоя у доски, или не может быстро вспомнить подробности вчерашнего инцидента на уроке). Ученикам в этом случае остается лишь не терять бдительности и вежливо напоминать о чем, собственно, шел разговор пять минут назад;

• «халтурщик».

Часто встречающийся типаж, особенно среди молодого поколения; попадает в профессию, благодаря низкому конкурсу и относительно большому  количеству бюджетных мест в педагогических институтах или с расчетом на «дополнительный», не имеющий общего с официальным «заработок»; считает минуты до конца занятий, часто отвлекается на посторонние темы, очень любит самостоятельную работу как форму усвоения материала; не брезгует загрузкой учащихся механическим переписываем материала из учебника или распечатки;

избегает ответов на вопросы, отделываясь казенным «Поиск ответа и станет вашим домашним заданием»; ненавидит пытливых и превосходящих в знаниях (в отношении компьютерных технологий и иностранных языков вероятность ситуации значительно возрастает);  непробиваем, как бы ни боялся начальства, поэтому легко меняет место работы, оставаясь при своем мнении и недостатках;

• «идолопоклонник». Цель его – довести до совершенства знание предмета, а не донести его до класса.

Непонимание, нелюбовь, поверхностное восприятие дисциплины учениками такой учитель воспринимает как личное оскорбление; покорить его может только полное подчинение требованиям, а то и попадание (демонстративное) в ту же «фан-группу».

Отдельным подвидом может считаться «флюгер», резко «отворачивающий нос» от ребенка, если тот не отдал должное творчеству Достоевского, не оценил прелесть теоремы Ферма, не выразил свой восторг по поводу изомерии комплексных соединений.

Такая личность, с точки зрения излагаемого предмета, «бесперспективна», а значит, и недостойна лекторского внимания. Метод борьбы все тот же – подчеркнутый интерес к возможно недоступному, но точно сверхважному;

• «тупердяй», не зная толком предмет, искренневерит, что достиг вершин мастерства; считает необходимым навязывать свое мнение, даже в корне неправильное; не оставляет детям другого выбора, кроме как учиться самостоятельно или с помощью репетитора, ни в коем случае в этом не признаваясь; 

• «педант» чрезвычайно организован, дисциплинирован и сконцентрирован на мелочах, когда система не дает сбоев; в противном случае выходит из себя, чрезмерно волнуется, чем пугает детей или доводит до неодобрительного смеха. Если учитель при этом уважаем как профессионал, в классе всегда найдется тот, кто придет на выручку (отыщет пропавшую тряпку, сбегает за мелом или журналом, вытрет неизвестно откуда взявшуюся лужу);

• «китайский комсомолец», успешно преодолевающий трудности, что сам себе создает, всегда в цейтноте из-за слишком высоко поставленной планки; искренне хочет дать студентам как можно больше, иногда – даже слишком многое; все время в беспокойстве, что бы еще сделать для дорогих воспитанников. Последним остается лишь благодарно вздыхать и отбирать из потока информации основное и требуемое программой;

Читайте также:  Чем отличается учёба в школе от учёбы в вузе?

• «приколист», уверенный в  непревзойденности и безусловной уместности своих шуток; вставляет их в текст лекций, электронные письма, а то и тестовые задания, не особо стремясь к разнообразию; применяет по отношению к отдельным ученикам, часто – постоянным жертвам, искренне недоумевает, заметив недовольство или обиду; успокаивается на время, получив в ответ радостный отблеск в глазах учащихся. Улыбка – даже натянутая – единственный способ его обезоружить;

• «чокнутый» способен довести до состояния шока даже самого стрессоустойчивого студента, заранее-предупрежденного-уже-прошедшими-испытание, например, наблюдением за а) стрижкой в аудитории ногтей; б) поеданием с громким чавканьем пахнущего чесноком борща, принесенного из дома в баночке; в) щелканьем семечек и выплевыванием шелухи в кулек, скрученный из экзаменационной работы (я только что описала сдаваемый мною экзамен по «Методам вычислений»). Неадекватные обычно отличаются признанием в узких кругах по причине некоей гениальности; становятся бичом и для администрации, и для слушателей. Рано или поздно подпадают под увольнение, оставляя за собой мифы-ужастики, передающиеся из поколения в поколение;

•  «птица-говорун», не всегда отличающаяся сообразительностью, большая любительница «почирикать» в аудитории, которая до поры до времени воспринимает такой подход позитивно: можно ничего не делать, ура!;• «победун» нацелен на первое место во всем. Его класс взберется на пьедестал спортивных соревнований и школьных олимпиад; принесет рекордное количество макулатуры и металлолома – даже если никто не объявит сбор; нарисует самый лучший плакат и проведет мероприятие на непревзойденном уровне.

Если этого не случится, учитель потеряет к детям интерес, что сразу скажется на их успеваемости. В результате произойдет смена классного руководства «по многочисленным просьбам родителей»;

• «непонятый», жертва «закулисных игр подлых завистников», рожденная преподавать в МГУ (Оксфорде, Кэмбридже), но по причине низости людской природы вынужденная прозябать в этой богом забытой школе. Такие «страдальцы» обычно падки на самую грубую и неприкрытую лесть, так что нахождение пути к их сердцу не представляет собой большой проблемы;

• «человек рассеянный», горячо любимый молодежью за преданность делу, несмотря на укоренившуюся привычку что-то забывать (раздаточный материал, время назначенной встречи, ключ от аудитории), путать (дни недели, обещанный опрос с контрольной работой), терять (билеты за пять минут до экзамена, журнал накануне сессии). В моей практике к одному такому просто приставили помощника, который контролировал процесс, насколько это было возможно (такую роль вполне могут взять на себя старосты групп, напоминающие о необходимом накануне занятий по электронной почте или телефону);

• «нудный».

К этой категории были отнесены как учителя, отличающиеся неэмоциональной манерой поведения, монотонной речью, так и те, кто из лучших побуждений разжевывал материал, заставляя студентов сомневаться в собственной умственной полноценности.

Свои протесты дети выражают регулярным пропуском занятий – мерой, которая не оказывает существенного влияния на поведение преподавателя, но привлекает к нему внимание администрации (однажды и я стала свидетелем  прекращения контракта по соответствующей причине);

• «выпускник», заслуживающий сочувствия по причине неуверенности в своих силах. В зависимости от того, как его примет детский коллектив, может примерить на себя самые разные роли.

При этом, именно у новичка в профессии существует самая большая угроза

а) подпасть под чрезмерное влияние компьютерных технологий: дети самых разных возрастов принимают подобные умения с воодушевлением, способным существенно помешать учебному процессу;

б) пойти по пути становления «своим парнем» – короткому и скользкому одновременно;

• «спаситель миров», упивающийся своей ответственной ролью. Ему все равно, кому помогать – уборщице с мытьем полов, завучу с бумажной лавиной или ученику – с домашним заданием: он все время пребывает в лучах невидимых софитов и слышит предназначенные лишь его ушам аплодисменты призрачных поклонников;

• «мамонт», свято верящий, что «раньше было лучше» и, главное, «правильнее».

Он не постесняется выйти в аудитории с пожелтевшими листами написанной двадцать лет назад от руки лекции; будет требовать зазубривания материала; не признает ни прогрессивных методик преподавания, ни изменений в самой дисциплине.

«Зубры от образования» часто имеют влиятельную поддержку таких же среди руководящих лиц, поэтому противостоять им можно только путем получения знаний на стороне;

• «Фрекен Бок» – авторитарный стиль, присущий старой школе, и по сей день себя не изживший из-за простоты «достижения цели» (тишины в аудитории) древним способом – запугиванием. Справедливости ради нужно заметить, что попадаются коллективы, в которых иной подход попросту неприменим;

• «сухарь» донесет до аудитории суть предмета без сучка и задоринки; достаточно открыть учебник и убедиться, что ни одна буква не пропущена. Он – учитель, подпадающий под эту классификацию – не станет заморачиваться поиском дополнительного материала, способного задеть за живое и пробудить интерес ученика. За это преподавателю не платят;

•  «энтузиаст» – вымирающая группа, отдающаяся делу и душой, и телом. В стремлении поделиться с миром знаниями, не всегда соблюдает границы, часто становится чуть ли не третьим родителем ребенку.

Не щадит сил, не экономит время; звонок в два часа ночи по поводу «научного открытия», достойного Нобелевской премии, никоим образом его не разозлит, а только вызовет добродушную улыбку…Он такой, его не переделаешь – и дети об этом знают. И ценят, хотя не всегда говорят.Да ему и не нужно. Он ведь не за славой пришел.

Это некоторая систематизация тех оценочных суждений, которые высказали школьники и студенты о своих преподавателях.

Психолого-педагогическая шкала типов учительской деятельности выглядит несколько иначе.

Источник: http://profmetodist.ru/158-kakie-zhe-my-raznye.html

Такие разные учителя, или 17 типов учителей

Американские школьники, вспомнив своих школьных учителей, составили список из 17 типов педагогов. Конечно, не каждого учителя можно классифицировать и отнести к какому-то типу. Но действительно в школах встречаются  и те, о которых рассказано ниже.

Деспот

Ему все равно, о чем думает ученик. Есть только одна точка зрения, которая правильна, и это точка зрения Деспота. Его поведение может варьироваться от пассивного к агрессивному,  и учащимся просто нужно пройти через тот школьный период, во время которого они вынуждены приходить на уроки к Деспоту.

Друг

Этот тип преподавателя может решать проблемы учащихся, защищать их от других учителей, вдохновлять детей быть более творческими, прилежными, заинтересованными и помогать  им выбирать жизненный путь. Этот учитель может даже стать другом  своих учеников после того, как они покинут свою школу.

Красавица

Обычно такому учителю ученицы немного завидуют, а ученики не могут отвести от нее взгляд. Такой учитель, вернее, учительница  чрезвычайно привлекательна. К сожалению, ученики пропускают мимо ушей большинство из того, что говорит Красавица во время урока, и после звонка не могут почти ничего не вспомнить.

Апатичный учитель

Больной,  уставший от работы,  раздражающийся на учеников, Апатичный учитель, вероятно, был довольно дружелюбным  и восторженным в те времена, когда трава казалась более зеленой. Сейчас все не так просто. По какой-то причине этот учитель не меняет работу, но продолжает ненавидеть школу, обречен на то, чтобы каждый день просыпаться и направляться на работу, которая обрыдла.

Активист

Этот учитель уверен, что все будет хорошо, если ученики  будут придерживаться плана улучшения качества образования, им разработанного, проявляя при этом высокую мотивацию и заинтересованность в процессе и результате.

Очень болезненно воспринимает, когда его планы не реализуются.

Обычно энергии такого учителя хватает не только на ведение уроков, но и на деятельность после уроков: такие учителя ставят с детьми спектакли, ходят в походы, основывают клубы и другие сообщества для совместной деятельности.

Сумасшедший учитель

Никто точно не знает, чего ожидать от Сумасшедшего учителя. Его настроение и отношение к работе, ученикам, коллегам меняются так быстро, что невозможно отслеживать все это.

У него много абсурдных теорий и идей, которые трудно интерпретировать.

Он верит в теории заговоров, инопланетян, колдовство, хиромантию и любит на уроке рассказывать о том, что вчера показали в очередной телепрограмме про вторжение марсиан на Землю.

Кошачья мама

Единственные существа, которых она любит, — это кошки. Кошки хороши, учащиеся плохи. Вселенная Кошачьей мамы явно ориентирована на кошку, и там нет места никому другому.

Иногда Кошачья мама забывает, что она учитель, который должен сотрудничать с людьми и относиться к ученикам так, как если бы они были ее кошками.

Есть и хорошая сторона: по крайней мере, ученики всегда знают, как вызвать ее интерес к ним — показать ей симпатичное видео про кота.

Просто хороший учитель

Он любит свое дело, свою профессию, свой предмет  уважает своих учеников и коллег. Искренне заинтересован в успехах учащихся. Умеет заинтересовать, научить. Он строг, но справедлив. Человечен, но выдерживает дистанцию с детьми. Некоторые ученики могут его не любить, но, окончив школу, позврослев, понимают, насколько им повезло с таким учителем, и как много он в них вложил.

Дружище

Этот учитель недавно окончил университет и на самом деле выглядит как студент. Он носит те же модные джинсы и смотрит «Игру Престолов»  так же, как и его ученики. Он знает, какие трудности испытывают учащиеся, и сочувствует им, так как до недавнего времени он был с ними в одной лодке. Он определенно чувак, а не наставник.

Сержант

Школьники не новобранцы, но Сержант об этом не догадывается. Его ученики  должны следовать приказам и работать. Тактика этого учителя включает злоупотребление окриками.

Очень дисциплинированные (и, возможно, немного морально раненые) школьники готовы вывернуться наизнанку, лишь бы не становиться адресатами крика Сержанта.

Остальные ученики тоже при Сержанте веду себя потише, хотя иногда и взрываются.

Суперкоуч

Суперкоуч  заставит учеников преодолеть ряд трудностей и проблем, но всегда покажет и научит, как это сделать, и мотивирует школьников  так эффективно, что дети с удовольствием будут преодолевать любые трудности. Как правило, Суперкоуч  предъявляет высокие требования ко всем ученикам, но иногда выделяет только одного, который затем должен нести бремя больших ожиданий Суперкоуча.

Застенчивый учитель

Вообще говоря, Застенчивые учителя могут быть довольно успешными в своей работе, и, возможно, даже имеют педагогический дар.

Однако главной проблемой для Застенчивых учителей является их неспособность показать свой талант, и поэтому никто не может полностью оценить его.

Застенчивый Учитель не готов решать проблемы или преодолевать трудности, он выбирает вариант — оставаться в узкой зоне комфорта или даже быть жертвой. Их подход к дисциплине в классе оставляет желать лучшего.

Контрол фрик

«Закон и порядок» — это жизненный девиз Контрол фрика, и ученики первыми страдают от такого подхода. Контрол фрик  не допустит каких-либо вмешательств в учебный процесс, поэтому его уроки всегда проходят ровно так, как были задуманы, и каждая попытка изменить ход урока подавляется. Он лучше знает,  как правильно, вот и всё.

Учитель хиппи

Хотя хорошая дисциплина не является их сильной стороной, Хиппи-учителя могут стать отличным источником вдохновения и восхищения для молодых поколений. Их мировоззрение несложно (мир, любовь, счастье), но поражает в нашем мире многих.  Ученики такого учителя всегда получат максимум свободы для самовыражения.

Очень обеспокоенный учитель

Независимо от того, что это такое — политика,  образование или окружающая среда, Очень обеспокоенный учитель глубоко внедряется в проблему и очень ею озабочен. Трудно игнорировать их озабоченность, так как все обсуждения в классе в конечном итоге приходят именно к той теме, которая беспокоит Очень обеспокоенного учителя.

Неудачник

Возможно, эти учителя мечтали быть где-то еще, кроме школы. Возможно, они хотели стать рок-звездами или космонавтами. Но звезды просто не встали правильно, и они оказались школьными учителями, и теперь они обязаны отрабатывать свои часы, считая свою работу каторгой. Они ужасные учителя, и никто в этом не виноват, кроме них… и звезд.

Знаменитость

Он — настоящая Знаменитость, и все это знают. Он получил известность благодаря многочисленным публикациям и участию в телепрограммах.

Школьники  поклоняются этому учителю, школьные администраторы крепко держатся за него, так как его слава распространяется и на школу, в которой он работает.

Знаменитость осознает свою ценность и использует все ее преимущества в максимально возможной степени.

Оригинал статьи

Источник: https://pedsovet.org/beta/article/takie-raznye-ucitela-ili-17-tipov-ucitelej

Какие бывают преподаватели

Преподаватели бывают разные. Выбирая свою профессию, которая предполагает постоянные выступления перед аудиторией, они осознают демонстративность своей личности на данном поприще. Эта профессия меняет даже внешне самых скромных, невозмутимых и, казалось бы, не поддающихся воздействию внешних факторов людей.

Читайте также:  Что подарить выпускникам вуза?

В учебном заведении преподаватели не только читают лекции и дают знания, но и проверяют знания студента с помощью письменных работ (реферат, контрольная курсовая, дипломная работы и др.), семинаров, экзаменов. Такая проверка знаний порой становится нелегким испытанием, ведь студенты не всегда все успевают из-за сложности и объема заданий.

К тому же, в вузе из-за сложности и объема заданий по сравнению со школой преподаватели не так хорошо знают студентов и выявляют знания, а вместе с тем и ставят оценку именно во время проверки знаний студента.

Поэтому, готовясь к сдаче экзамена или письменной работы, студенту следует изучать как сдаваемый предмет, так и личность преподавателя, дабы получить желаемый результат.

Для успешной сдачи экзамена или академической работы обязательно надо учитывать, кто именно будет принимать экзамен или письменную работу (реферат, курсовая, дипломная работы и др.).

В случае с академическими работами, списывая из разных книг, надо обратить внимание на то, что эти книги написаны не вашими преподавателями.

В любом случае прочитанный материал нужно так обработать и написать, чтобы не было и подозрений на плагиат.

Важной предпосылкой успеха является своевременное общение с вашим преподавателем. Ведь если преподаватель увидит, что вы активны, постоянно принимаете участие на всех занятиях, задаете вопросы относительно вашей академической работы, то он обязательно это оценит и учтет.

Рефераты, доклады и контрольные работы преподаватели принимают в чистовом варианте. Более серьезные работы (курсовые, дипломы, диссертации) представляют преподавателю сначала в черновике.

Но и здесь надо рассчитать так, чтобы преподаватель мог оставить свои замечания 1-2 раза. Иначе написание вашей работы превратится в каторжный труд.

В результате многократного переделывания текста вряд ли его качество улучшится. Такое бывает очень редко.

Чтобы не ошибиться в том, как себя вести в той или иной ситуации с преподавателями, надо хорошо изучить их личность. Это поможет вам грамотно ориентироваться в процессе сдачи экзамена или академической работы.

У студентов своя классификация преподавателей. Они их делят на несколько типов.

Интеллигенты

Интеллигентами студенты считают лучший и наименее распространенный тип преподавателей. В академической системе очень редко встретишь этот тип преподавателей. У них очень легко и просто проходят занятия.

У такого типа преподавателей сравнительно легко сдавать как экзамены, так и академические работы. На экзамене они со студентами разговаривают как с друзьями, обмениваются шутками, последними новостями, смеются.

Конечно же, любой студент мечтает о таком преподавателе, который интересуется твоими проблемами, общение с которым гарантирует теплую и дружественную атмосферу. Рукопожатия и улыбки – все это сближает преподавателя и студента.

Кстати, нередко таких преподавателей можно встретить среди самой строгой академической элиты учебных заведений. Однако порой эти весьма приятные в общении, но очень требовательные люди могут быть опасны для тех студентов, кто смотрит на учебу сквозь пальцы.

Узкие специалисты

Узкие специалисты также не менее опасный тип преподавателей. Положительное здесь то, что узкие специалисты не видят ничего дальше собственного носа. Следовательно, взявшись за написание академической работы для него, надо постараться коснуться его научных интересов. Иначе вашя работа его совсем не будет интересовать. Порой студентам выгодно такое отношение к ним.

Администраторы

Администраторы – это чаще преподаватели, которые знают свой предмет достаточно поверхностно. Однако такие преподаватели занимают довольно высокое руководящее положение в своей среде. Среди преподавателей такого типа можно встретить бывших офицеров КГБ или вооруженных сил.

Преподаватели данного типа заведуют кафедрой, являются заместителями деканов, руководят профсоюзными организациями.

Они хоть и строго следят за соблюдением административных и других формальностей и следят за постановкой учебного процесса, однако они не особенно вникают в детали научных изысканий своих студентов.

Они могут хорошо проинформировать вас относительно правильного поведения, оформления соответствующих документов и т.д. Единственное условие, которое от вас потребуется, — всегда быть с ними в хороших отношениях. Иначе вы рискуете быть «отомщенным», что может сильно повредить вам в вашей учебе.

Неудачники

Неудачники – довольно распространенный тип преподавателей среди участников академического процесса. Им присущи сварливый нрав и больное самолюбие. Неудачники думают исключительно о себе. Такие преподаватели любят поучать других, указывая всем на свои ошибки.

Вряд ли они будут интересоваться вашей работой. Они постараются доказать вам, что и вы неудачник. От них мало толку и можно совсем не надеяться ни на их помощь (в научном или административном плане), ни на снисхождение.

Таких преподавателей луше избегать и стараться не иметь с ними дела, а общение с ними свести лучше к минимуму. Ваши старания им угодить окажутся тщетными, а конфликты будут выглядеть более, чем глупо, даже если не вы являетесь их инициатором.

Лучше спокойно переносить их придирки и искать компромиссы в любом вопросе.

В любом случае, к какому бы типу ни относились преподаватели, студентам больше нравятся преподаватели с ярко выраженной персональностью, пусть даже немного странные и слишком влюбленные в свой предмет, но видящие в каждом студенте личность, умеющие слушать и видеть и заразить своей влюбленностью всех и вся.

Источник: https://uznaikak.su/842

Типы преподавателей высшей школы. — Педагогика

Модификация исследования Л.Г. Брылевой, Г.И. Минскер, В.П. Лаврентьева.

Инструментальный и экспрессивный, гедоник и формалист.

Инструментальный стиль

Умея «всегда установить с студентом хорошие отношения», эти педагоги достигают, согласно самооценкам, взаимопонимания с ним, что свидетельствует о наличии у них коммуникативных способностей. Тем не менее, студента они ощущают прежде всего как «инструмент», посредством которого выражают себя, что подтверждается и их самооценками, и оценками экспертов, и наблюдениями исследователя.

По данным методики ранжирования, среди целей, которые педагоги-«инструменталисты» ставят в своей работе, на первом месте «воспитание радости от занятий, потребности в творчестве». Высокие места они отводят воспитанию «инстру­ментальных» способностей и навыков, уступая другой успевающей группе в оценке целей развития личности, воспитания самостоя­тельности, творческого отношения к занятиям.

Для них весьма значима и «высокая успеваемость студентов». «Признание, одобрение своей работы» для них значит больше, чем для всей остальной выборки. Они направлены, скорее, на постановку «сиюминутных», ситуативных задач, за выполнение которых оценивают их собственную работу, обеспечи­вающих «инструментальный» рост, нежели на задачи, которые могут быть разрешены лишь в будущем.

Будучи реалистами, адекватными в своих самооценках, оцен­ках ситуации, «инструменталисты» никогда не завышают требований к студенту. При этом они идут «от себя», «изначально задают студенту своё понимание материала», а не «стремятся пробудить в студенте его собственный творческий потенциал.

Подготовленные прежде всего к работе с контингентом, име­ющим профессиональные перспективы, они считают, что програм­ма обучения — главное и чаще всего не учитывают специфику объекта — студента.

По наблюдениям исследователей, «инструменталисты» часто пользуются методом «натаскивания», «дрессировки».

Авторитар­ность у лучших из них достигается с помощью суггестивных средств: способности «заразить», «зажечь» студента, вести его за собой, умением всегда говорить со студентом бодрым, жизнера­достным тоном.

Они же, по их самооценкам и наблюдениям, самые строгие и требовательные педагоги. Именно студенты «инструмен­талистов» показывают на выступлениях наиболее законченную работу.

И хотя лучшим из педагогов этого типа свойственна в отноше­ниях с студентом высокая степень экспрессии, данные отношения остаются для них, в первую очередь, средством достижения высо­ких результатов в инструментальном плане.

Экспрессивный стиль.

По данным исследования педагогических характеристик с по­мощью теста самооценки, эти руководители «уважают в студенте личность», он для них меньше всего «материал для работы».

«Личность студента интересует их во всех ее проявлениях»— и во внеучебной деятельности.

Им «интересен каждый студент», что свидетельствует о любви к ученикам, о наличии педагогического оптимизма — вере в возможность развития каждого студента.

По их самооценке и наблюдениям исследователя, педагоги этого типа (назовем их «экспрессистами») в работе со студентами демонстрируют терпение, развитое в высокой степени.

Их эмоциональная нестабильность компенсируется педагогической направленностью, если можно так выразиться — невозможностью причинить ущерб развивающейся индивидуаль­ности студента .

Самооценки по блоку, характеризующему педа­гогические способности, показывают высокое развитие эмпатии — способности вчувствования в другого, , так и более интегральных сторон его индивидуальности.

Главными целями своей работы (по данным ранжирования) педагоги-«экспрессисты» считают воспитание радости от занятий. Согласно их самооценкам и оценкам экспертов, студенты «экспрессистов» дей­ствительно любят творить для себя.

В отличие от других групп, эти педагоги предпочитают цели «развития личности», в первую очередь — творческих ее сторон, самостоятельности.

Руководители-«экспрессисты» — единствен­ные в нашей выборке, для кого значимой оказалась и цель спло­чения студенческого сообщества на базе общего дела.

Отношение к программе обучения у этих испытуемых свиде­тельствует о направленности на создание наиболее оптимальных условий самореализации студента.

Решение инструментальных задач, все аспекты работы служат для них прежде всего выявлению и развитию индивидуальности студента и, в конечном итоге, превра­щению его из объекта педагогических усилий в субъект деятель­ности.

Руководители этого типа больше работают на перспективу — их меньше интересует сиюминутный успех, завершенность задачи на данном временном этапе. Эти руководители чаще склонны варьировать формы и методы работы в зависимости от индивидуальных психологических особенностей студента.

Иные концепции

Доказано существование двух типов преподавателей. Тип Х — преподаватель, который стремится прежде всего развивать личность каждого студента, опираясь на эмоциональные и социальные факторы. Придерживается гибкой программы, не замыкается на содержании изучаемого предмета.

Ему свойственна непринужденная манера преподавания, индивидуальный подход, искренний тон. Его антипод: отчужден, эгоцентричен, сдержан. Тип V — заинтересован только в умственном развитии студентов. Строго придерживается изучаемого предмета.

Работает по последовательной, подробно разработанной программе, предъявляет высокие требования, строго проверяет усвоенный материал. Держится отчужденно, подход к ученикам сугубо профессиональный. Очевидно, что для каждого типа преподавателей должна разрабатываться своя система оценки (критериев) эффективности работы.

Для преподавателей типа Х она должна строиться на их способности создавать условия для самореализации личности каждого учащегося (раскрытию его возможности по гибким, максимально индивидуализированным учебным планам).

Для типа У — на основании способности контролировать усвоение определенных базовых знаний и сформированности базовых умений по строго установленным учебным программам и квизам (тестам проверки усвоения знаний по учебному предмету).

Стили преподавания.

Стили обучения определяются доминированием определенной группы методов в общей системе методов и приемов обучения. Они выступают как способ отношения педагога к осуществляемой педагогической деятельности и общению.

Репродуктивный стиль обучения. Основная особенность репродуктивного стиля состоит в том, чтобы передать ученикам ряд очевидных знаний. Педагог просто излагает содержание материала, и проверят уровень его освоения. Главным видом деятельности преподавателя является репродукция, не допускающая альтернатив.

Творческий стиль обучения. Его стержнем является стимулирование студентов к творчеству в познавательной деятельности. А также поддержка педагогом инициатив своих подопечных. При этом преподаватель отбирает содержание учебного материала согласно критериям проблемности.

Эмоционально-ценностный стиль обучения обеспечивает личностное включение студентов в учебно-воспитательный процесс на уровне эмпатического понимания и ценностно — смыслового восприятия учебного материала и духовно-нравственного образа самого преподавателя.

Это возможно только при эмоциональной открытости преподавателя, искреннем интересе к своему учебному предмету. Данный стиль предполагает наличие эмпатических способностей у педагога, а также умение организовывать учебно-воспитательный процесс диалогически.

Эмоционально-импровизационный стиль. Объяснение учебного материала такой педагог строит логично и интересно, однако у него зачастую отсутствует диалогический контакт с учениками. Кроме того, педагог ориентируется на ряд сильных учеников, обходя вниманием остальных.

Эмоционально-методичный стиль. Для преподавателя характерны ориентация на процесс и результат обучения, адекватное планирование учебно-воспитательного процесса, контроль знаний и умений всех студентов.

Такого преподавателя отличает оперативность. Он часто меняет виды работ на уроке, практикует коллективные обсуждения.

Преподаватель использует богатый арсенал методических приемов, акцентируя внимание учеников на сути предмета, не злоупотребляя яркими, но поверхностными образами.

Рассуждающее — импровизационный стиль. Для преподавателя характерны ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование учебно-воспитательного процесса, сочетание интуитивности и рефлективности.

Преподаватель отличается меньшей изобретательностью в выборе и варьировании методов обучения, он не всегда способен обеспечить высокий темп работы на уроке, однако предоставляет ученикам возможность детально оформить ответ.

Преподаватели этого стиля менее чувствительны к изменениям ситуаций на занятиях, у них отсутствует самолюбование. Им присуща традиционность и осторожность в поступках.

Рассуждающее — методичный стиль. Ориентируясь преимущественно на результаты обучения, и адекватно планируя учебно-воспитательный процесс, преподаватель с РМС проявляет консервативность в использовании средств и способов педагогического воздействия и взаимодействия с учениками.

Высокая методичность сочетается со стандартным набором методов обучения, предпочтением репродуктивной деятельности студентов, редкими коллективными обсуждениями. В процессе опроса такой преподаватель особое внимание уделяет слабым студентам.

В целом для него характерна рефлективность, малая чувствительность к изменению ситуации на уроке, осторожность в действиях и поступках.

Источник: https://student2.ru/pedagogika/965125-tipy-prepodavateley-vysshey-shkoly/

Ссылка на основную публикацию