Подготовка к обучению в вузе

Тактика поступления в зарубежный вуз

Образование за рубежом выбирает всё большее количество российских студентов. Для них открыты двери многих престижных учебных заведений по всему миру.

Сложность состоит в том, что в каждой стране правила приема зарубежных граждан регламентируется индивидуально, при этом университеты, как государственные, так и частные, имеют возможность создавать собственные программы поступления.

Несколько стандартных моделей для абитуриентов из-за рубежа, на которые учреждения образования опираются при приеме, всё же есть.

Обучение в зарубежных образовательных учреждениях предполагает свободное владение иностранным языком. Как правило, это английский, и даже в тех странах, где он не является государственным.

Наиболее строгий отбор проходят абитуриенты, желающие получить специальность в области:

  • юриспруденции;
  • медицины;
  • философии;
  • журналистики;
  • психологии.

При поступлении нужно продемонстрировать уверенные навыки разговорной речи, понимания языка, грамматики, владения специальной терминологией. Зная о сути экзаменационных требований, на этапе подготовки к поступлению в иностранный вуз необходимо углубленно совершенствовать языковые навыки как в устном, так и в письменном аспекте.

Языковая компетентность абитуриента определяется на основе результатов тестов:

Чтобы четко понимать характер тестирования, ученики российских школ могут пройти подготовительные курсы, например Exam Preparation, как в России, так и за границей.

Еще одним обязательным условием для поступления в учреждение высшего образования за рубежом является прохождение 12-летнего курса обучения. Поскольку в России пока еще работает «одиннадцатилетка», то наши выпускники должны сначала окончить один курс российского вуза или освоить годовой курс специализированной программы в языковой школе или колледже.

И третий момент – финансовая состоятельность поступающего.

При поступлении необходимо представить документы, которые говорят о наличии у абитуриента определенной суммы денег, которая теоретически сможет покрыть расходы на обучение и проживание, а также на оплату семестровых сборов в качестве участника одного из студенческих клубов. Минимальный диапазон платежеспособности устанавливается вузами самостоятельно.

Среднестатистические учащиеся редко становятся стипендиатами, в лучшем случае могут рассчитывать на получение скидки на обучение. Иностранные вузы готовы выделить грант только единицам – наиболее перспективным молодым людям, которые демонстрируют неординарные знания и умения.

Кроме вышеуказанных требований, претендент на обучение в иностранном вузе должен подготовить пакет документов. Его содержание и оформление имеет ряд особенностей. Нужно заполнить заявление-анкету, представить копию диплома об окончании школы или другого учебного заведения и специализированных курсов с выпиской-перечнем пройденных предметов в виде академической справки, составить резюме.

Университет оставляет за собой право попросить претендента озвучить причины, которые мотивировали его выбрать конкретное учебное заведение, а также приложить несколько рекомендаций от заслуживающих доверия источников.

Все документы вначале переводятся на государственный язык, заверяются нотариально, а затем отправляются по адресу учебного заведения.

Доступные программы обучения

Модель европейского образования имеет довольно стандартную структуру. Студенты могут получить степень:

  • бакалавра за 3-4 года;
  • магистра за 1-2 года;
  • доктора наук за 3-4 года.

Традиционно некоторые специальности требуют более длительного обучения. Это:

  • медицина;
  • архитектура;
  • инженерное дело;
  • ветеринарное дело.

Для получения степени бакалавра по этим специальностям нужно проучиться 5 – 7 лет.

Суть повышения ученой степени не отличается от российской модели высшего образования.

Студенты, окончившие весь курс и успешно сдавшие экзамены, получают сначала Bachelor of Arts/Science, затем проходят следующий уровень Postgraduate level, который позволяет им получить звание Master of Arts/Science. На этом этапе возможно повысить квалификацию и получить Postgraduate Certificate или Postgraduate Diploma.

Наивысшая ступень – докторская степень Doctor of Philisophy, PhD, которая присуждается по результатам трехлетнего обучения, научной и исследовательской деятельности, итоги которой формулируются в диссертации.

Претенденты на поступление в зарубежные вузы по программе бакалавриата могут пойти по 4 направлениям:

  • окончить старшие классы в зарубежной школе либо получить среднее образование по программе International Baccalaureate;
  • пройти программы, подготовленные вузами, для иностранных абитуриентов;
  • пройти обучение в рамках подготовительной программы колледжа;
  • окончить один или два курса российского вуза.

Поступление на вторую и третью ступень тоже имеет ряд особенностей.

Зарубежная школа

Оптимальный вариант для успешного старта по программе высшего образования – окончание зарубежной школы, как минимум, ее старших классов. В школах-пансионах дети могут не только учиться, но и жить. Это позволяет адаптироваться к предстоящему образу жизни в конкретной стране (там, где расположена школа), особенностям обучения, совершенствовать свой языковой статус.

Если дети учатся в таком пансионе с начальной школы, то к окончанию средней они ничем не отличаются от своих сверстников – граждан этой страны. Нужно учесть, что поступающим в старшие классы придется пройти сложные вступительные испытания по иностранному языку.

Здесь может иметь значение и наличие сертификатов и свидетельств о сдаче экзамена по языку по специальной углубленной программе, и итоговые оценки за всё время обучения, но тестирование или собеседование (или и то, и другое), которое предлагает школа, придется проходить в обязательном порядке.

Подготовительная программа

Практика прохождения подготовительных курсов есть не только в зарубежных вузах, но и в российских, поэтому этот вариант поступления для наших соотечественников более-менее понятен.

Отличие состоит в том, что для поступления в российский вуз учащимся иногда достаточно посетить недельные или месячные занятия. Система подготовительных курсов для иностранцев рассчитана на годичный срок обучения сразу по трем направлениям:

  • языку;
  • профильному предмету;
  • академическим навыкам.

Подготовка по курсу английского языка называется Foundation, немецкого – Studienkolleg. Преимуществом такого варианта обучения является то, что по окончании программы учащиеся полностью соответствуют модели абитуриента зарубежного вуза: имеют 12-летнее образование, коммуникативно и социально готовы к обучению и проживанию в инакоговорящей стране.

Окончание колледжа

«Переходную» программу колледжа можно было бы считать наиболее благоприятной формой подготовки к поступлению на бакалавриат. Преимуществ действительно множество:

  • студенты, достойно сдавшие экзамены, зачисляются в вуз не на первый, а сразу на второй или даже третий курс, поскольку за время обучения в колледже набирают «кредиты» (проходят обязательные и специальные дисциплины) в необходимом для этого объеме;
  • условия поступления в колледж практически не отличаются от тех, которые должны соблюдаться при прохождении подготовительных курсов;
  • стоимость обучения в колледже ощутимо ниже, чем в университете.

Единственное, из-за чего этот вариант используется реже, – отсутствие «трансферов» с престижными учебными заведениями. Они не очень охотно заключают договоры с колледжами, предпочитая контролировать процесс обучения самостоятельно.

Обучение в российском вузе

Если говорить о российских реалиях, то поступление в другой вуз после окончания первого курса можно считать непозволительной тратой времени и денег. В отношении же зарубежного образования такая тактика вполне оправдана. Особенно в тех случаях, когда у будущего студента нет возможности воспользоваться предыдущими тремя вариантами.

Зато после поступления на бакалавриат иностранного университета его перспективы значительно возрастут.

Магистры и доктора: особенности поступления

Магистратура – более высокая ступень высшего образования. Для перехода на эту ступень нужно опять-таки пройти языковой экзамен, специализированное тестирование более высокого уровня GREили GMAT и представить документы о высшем образовании.

Поскольку магистратура – этап, характеризующийся проявлением конкретных профессиональных навыков, то при поступлении (на усмотрение вуза) могут потребоваться сведения о наличии опыта работы, ее результатах, характеристики от работодателя. Каждый претендент рассматривается персонально, и не только как специалист, но и как личность.

Соискатели на докторскую программу – потенциальные и действующие ученые и исследователи. Обучение в аспирантуре предполагает глубокую научно-исследовательскую деятельность.

Докторская программа рассчитана на подготовку интеллектуальной элиты науки и образования.

Важнейшее значение для успешной защиты диссертации, которая является завершающим «экзаменом», является правильный выбор научного руководителя. Соискатели пользуются для этого самыми разными методами, начиная от переписки с известными преподавателями и учеными, заканчивая обращением к претенденту с рекомендацией от имени российского вуза.

Цель, к которой на протяжении 3-4 лет движутся аспиранты, – получение степени PhD. Особенностью получения докторского звания является публичность научных разработок претендента. Он должен подготовить развернутое обоснование своей диссертации в формате Research Proposal или Research Statement.

Визовый режим

Вопросы выборы варианта подготовки к поступлению нужно совмещать с ознакомлением с особенностями и формальностями получения студенческой визы.

Процесс подготовки занимает достаточно длительное время, поэтому готовиться к нему нужно заранее. Наилучший вариант следует выбирать исходя из требований конкретного вуза и далее целенаправленно двигаться по намеченной программе.

Российские граждане могут проходить обучение за границей на основании студенческой визы. Имея на руках результаты вступительных экзаменов, документы, подтверждающие факт поступления в зарубежное учебное заведение, можно приниматься за оформление визы.

Стандартный перечень документов выглядит примерно так:

  • анкета-заявление;
  • заграничный паспорт;
  • несколько фотографий заданного формата;
  • медицинская страховка.

Кроме того, в обязательном порядке предоставляется:

  • документ, подтверждающий поступление;
  • финансовые документы об оплате обучения (обычно за первый год);
  • подтверждение финансовой состоятельности студента или его спонсора;
  • подтверждение стипендиатства (если студент его получил).

Перечень документов и особенности их оформления и заверения могут варьироваться в зависимости от требований посольства конкретной страны. Чтобы избежать неприятных сюрпризов накануне отъезда, можно воспользоваться помощью образовательных агентств, которые знают все нюансы визового режима и оказывают всестороннюю поддержку россиянам – студентам иностранных вузов.

Источник: http://smapse.ru/taktika-postupleniya-v-zarubezhnyy-vuz/

Советы для успешного обучения в вузе Германии

Как сделать свое обучение в Германии успешным?

Итак, вы стали студентом одного из немецких вузов. Теперь ваша жизнь кардинально изменится.

Уже в самом начале обучения вам следует узнать, к кому идти за помощью в затруднительной ситуации, какие формальные моменты нужно уладить на старте, какие меры сам университет предпринимает, чтобы помочь вам адаптироваться и стать более успешным студентом.

В этой статье мы приведем несколько рекомендаций, которые могут оказаться полезны любому студенту немецкого ВУЗа, вне зависимости от того, является ли он гражданином Германии или приехал из другой страны.

Участие в приветственных и ознакомительных мероприятиях

Будет очень разумно сразу выяснить, куда необходимо идти, если у вас появились вопросы, касающиеся учебного процесса в целом и по выбранной вами специализации.

Общими вопросами занимается allgemeine Studienberatung, а специальными – консультационный отдел деканата Fachstudienberatung. Контакты обоих этих консультаций есть в информационном департаменте университета.

Там же вам пояснят, где находится интересующий вас консультационный пункт, как туда дойти.

Помимо первых приветственных событий (их называют Begrüßungsveranstaltung), университеты проводят ознакомительные семинары для первокурсников Einführungsseminar.

Данные программы ориентированы на конкретные специальности, поэтому вам непременно нужно сходить на такой семинар. Здесь вас ознакомят с важнейшей информацией об особенностях учебного процесса, методов обучения, расписания и т.д.

Помимо всего прочего, на ознакомительном семинаре вы наверняка познакомитесь со своими будущими сокурсниками и подружитесь с некоторыми из них.

Читайте также:  Как повысить успеваемость студенту?

Формирование учебного плана

В немецких ВУЗах существует практика, когда академический план составляется по свободному принципу.

Обязательны несколько занятий по определенным предметам, а весь остальной учебный план студент составляет самостоятельно.

Перед тем, как сформировать план, обязательно узнайте, сколько баллов, по каким предметам и в котором семестре необходимо набрать для отчетности. Эти сведения позволят вам сразу создать удобный план на будущее.

Знакомство с принципами работы библиотеки

Для того, чтобы в дальнейшем не было проблем с помещением библиотеки, с первых дней узнайте, каков порядок выдачи литературы на руки и поиска нужных книг. Ваш ВУЗ предоставит вам отличную возможность – участие в ознакомительном экскурсе по библиотеке для первокурсников (Bibliotheksführung).

Получение пропускных документов

Немецкие ВУЗы утверждают у себя разнообразные типы пропусков – в библиотеку, столовую, спортзал, компьютерный зал, бассейн и другие зоны. Узнать о том, где и как получить пропуск, вы сможете в деканате или в общем консультационном пункте.

Знакомство с деятельностью профсоюза студентов

В Германии популярны профсоюзы студентов (Studentenwerk). Эти организации помогают студентам в таких жизненных вопросах, как получение места в студенческом общежитии, питание в столовой (Mensa), оформление государственной материальной помощи и т.п.

Помощь старшекурсников

В немецких ВУЗах существует практика, когда старшие товарищи, обучающиеся на последних курсах, объединяются в группы (Fachkraft ) по определенным специальностям и помогают новичкам. К ним можно обратиться по многим вопросам – как бытовым и социальным, так и учебным.

Составить собственный режим дня

Как уже было сказано, в немецких ВУЗах принята академическая свобода, которая переносит ответственность за составление графика на студентов. Вам придется самостоятельно сформировать наиболее рациональный и удобный режим дня.

Присоединение к учебным группам

Дабы облегчить задачу каждого первокурсника по адаптации, новички создают учебные группы (Lerngruppe). В этих командах ребята помогают друг другу, вместе осваивают предметы, выполняют задания. Сообща легче уяснить лекционный материал, подготовиться к сдаче экзаменов. Кроме того, работа в группах позволяет сдружиться. Советуем вам присоединиться к подобному коллективу.

Посещение туториев

Тутории (Tutorien) – это специальные семинарские занятия, которые организуются студентами для студентов. На тутории вы сможете получить полезнейшие сведения о прохождении экзаменов от своих товарищей. Выступают на туториях старшекурсники, а слушателями являются новички.

Дополнительный заработок

Поскольку карманные деньги никогда не помешают, многие студенты немецких ВУЗов устраиваются на временную работу. В среднем студент в Германии может заработать 8-10 евро в час.

Источник: http://euni.ru/ucheba/poleznaya-informazia/o-germanii/obuchenie-v-vuze/sovety-dlya-uspeshnogo-obucheniya-v-vuze

Подготовка учащихся в передовые ВУЗы

На сайте China Daily прочитала историю про одного китайского студента-неудачника, который поступил в университет Гонконга, но завалил первый же экзамен по Статистике (зато через несколько лет он попал в список Forbes).

Как он говорит, в его школе (находящейся в одном из крупных городов материкового  Китая) статистику изучали не особенно глубоко. А в гонконгских школах — наоборот, этот предмет изучают несколько лет. Поэтому гонконгским студентам сдать подобный экзамен было раз плюнуть.

https://www.youtube.com/watch?v=XJHXlkgT-UA

Китайский студент, хоть и расстроился, но мобилизовался и решил: раз такое дело, на этом можно создать бизнес.

Он основал стартап SupSing (к сожалению, не нашла ссылочку на него), который подготавливает всех учащихся материкового Китая к поступлению в передовые ВУЗы страны (кроме того, одной из целей компании — ориентирование студентов в плане карьеры).

Всего за несколько лет компания SupSing настолько обширно развернула свою деятельность, что она сотрудничает сегодня с 80 передовыми ВУЗами страны, а журнал Forbes China назвал нашего героя одним из лучших молодых предпринимателей.

У нас та же ситуация. В провинциальных городах к учебе в ВУЗах готовят слабо. Все обучение проходит по стандартам среднего образования. А передовые ВУЗы перед своими студентами ставят гораздо более высокую планку.

Конечно, в обычных городах есть репетиторы и отдельные курсы по углубленной подготовке по отдельным предметам, но чаще всего они все еще далеки от реальности (если они до сих пор учат учеников по старинке, без использования современных технологий).

К тому же не может отдельный небольшой город обеспечить подготовке абсолютно во все передовые ВУЗы. Наш город, например, специализируется на физике и радиоэлектронике, а какой-нибудь ученик 10 класса мечтает попасть в Высшую Школу Экономики или во ВГИК. Где здесь взять таких специалистов?

Мне кажется, тут нужно глобальное образовательное учреждение дистанционного образования, которое способно будет готовить учащихся всех российских городов абсолютно по всем направлениям — экономике, математике, физике, статистике и прочим направлениям.

Во всяком случае, будет давать какой-то ориентир поступающим. Ведь чаще всего о трудностях будущего образования молодой студент узнает лишь тогда, когда переступает порог того или иного ВУЗа. И тогда уже поздно что-либо исправить.

Как единому центру дистанционного образования, такому учебному заведению не потребуется больших вложений для охвата всех желающих в нем учиться. При этом, находясь в центре страны, он способен один охватить все направления обучения.

Жителям провинциальных городов такая идея должна понравиться. Это даже удобнее, чем ходить к местному репетитору — можно вообще из дома не выходить, и при этом будешь получать знания из первых рук, без посредников.

У нас, кстати, есть подобный проект в сфере начального школьного образования (название не помню). Для профессионального ориентирования старших школьников подобный проект будет еще более востребован (наши родители готовы костьми лечь, чтобы дать детям достойное образование).

Так что подумайте. Я, как житель провинциального города, точно знаю, что этот проект будет полезен сотням тысяч школьников.

Источник: https://homebusiness.ru/podgotovka-uchashhihsya-v-peredovye-vuzy/

Подготовка к ЕГЭ в вузе

Единый государственный экзамен – серьезное испытание. Достаточно сложно подготовиться к нему самостоятельно, тем более если выпускник планирует набрать высокие баллы. А чем выше баллы, тем больше шансов поступить в престижный вуз, учиться бесплатно и пользоваться всеми привилегиями студентов-очников (стипендией, проездными билетами, отсрочкой от армии и т.д.)

Как подготовиться к ЕГЭ? Абитуриент может выбрать один из четырех вариантов:

  1. пройти подготовку в интернете с помощью ЕГЭ-тренажеров, онлайн-тестов;
  2. заниматься с репетитором;
  3. посещать курсы подготовки к ЕГЭ, которые организуют центры дополнительного образования;
  4. записаться на подготовительные курсы при вузах.

Если выпускник определился с тем, в какой вуз будет поступать, стоит выбрать подготовительные курсы, которые организует именно это учебное заведение.

В чем же преимущество центров подготовки к ЕГЭ при вузах?

Стоимость. Курсы, работающие при вузах, обойдутся дешевле, чем услуги репетитора, но дороже дистанционной подготовки.

Многие учебные заведения делают скидки победителям и участникам олимпиад, а некоторые организуют и вовсе бесплатные занятия.

Также при вузах могут создаваться спецгруппы комплексной подготовки по нескольким предметам, что  значительно дешевле, чем выбирать отдельные предметы.

Стоимость 7-месячных курсов подготовки к ЕГЭ по одному предмету в среднем составляет от 6 000 до 20 000, в столичных вузах — от 25 000 до 70 000.

Форма и срок обучения. Вузовские занятия можно посещать днем, в вечернее время или в выходные дни. Могут быть годичные (80 часов), ускоренные (60 часов) и интенсивные (30 часов) программы обучения. Также занятия могут проходить в больших (15-20 человек), малых (8-10 человек) и микрогруппах (2-4 человека).

Подготовительные курсы могут проводиться по всем 12 предметам из перечня вступительных испытаний: математике, русскому языку, литературе, физике, химии, биологии, географии, истории, обществознанию, информатике и иностранным языкам. 

Преподаватели. Курсы читают педагоги высших категорий и преподаватели вуза, прошедшие конкурсный отбор и ежегодно показывающие высокий уровень качества подготовка и баллы ЕГЭ.

Как правило, это эксперты предметных комиссий по ЕГЭ, разработчики контрольно-измерительных материалов.

Они одинаково хорошо работают и со студентами, и со школьниками, что помогает последним легче преодолеть барьер «школа-вуз».

Качество образования. На курсах закрепляют и систематизируют уже имеющиеся знания абитуриентов. Но не только. С преподавателями детально прорабатываются самые сложные задания – часть «С».

В подготовке используются эффективные методики и собственные вузовские разработки.

А еще на курсах по подготовке к ЕГЭ, в отличие от занятий с репетитором и программ дистанционного обучения, научат грамотно оформлять бланки ЕГЭ, рационально распределять силы и время, отведенное на выполнение заданий.

Подготовка к обучению в вузе. Посещение курсов – это психологическая адаптация к обучению в вузе.

На занятиях используются университетские формы обучения (лекции и семинары), вузовская система оценивания знаний (балльно-рейтинговая система вместо 5-ти балльной). Урокиидут не 45 минут, как в школе, а 2-4 академических часа по 40 минут каждый.

Преподаватели быстро читают лекции, а не диктуют, как школьные учителя. Придется научиться быстро, четко, а главное, понятно для себя конспектировать услышанное.

По статистике, большинство слушателей подготовительных курсов успешно сдают ЕГЭ и поступают в вузы. Среди них почти нет отчислившихся студентов.

Книги. Центры при вузах обеспечивают своих слушателей учебниками, пособиями, тестовыми заданиями.

Пробные ЕГЭ. Слушатели курсов при вузах могут многократно сдавать пробные ЕГЭ. При этом условия сдачи пробного ЕГЭ максимально приближены к реальному тестированию.

ВАЖНО! Для слушателей подготовительных курсов не предусмотрены льготы при поступлении в вуз.

На что обратить внимание при выборе курсов подготовки к ЕГЭ?

  1. Узнайте, как долго существуют курсы подготовки к ЕГЭ. Чем они старше, тем лучше.
  2. Входят ли в стоимость обучения учебники и пособия по подготовке к ЕГЭ?
  3. Какие дополнительные знания можно получить, обучаясь на этих курсах? Многие вузы помогают старшеклассникам подготовиться к предметным олимпиадам, а это дополнительная гарантия при поступлении.
  4. Ознакомьтесь со статистикой курсов. Все ли слушатели смогли сдать ЕГЭ? Какие они баллы получили? Сколько процентов абитуриентов, посещавших курсы, смогли поступить в вуз?

Центр подготовки к ЕГЭ и вступительным испытаниям Поволжского института управления имени П.А. Столыпина — филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Еще одна важная особенность курсов – это участие в обучении опытных психологов, помогающих преодолеть психо-эмоциональные барьеры сдачи самого экзамена. Также положительным в процессе подготовки становятся практические занятия, которые заканчиваются незадолго до момента сдачи ЕГЭ, это позволяет учащимся по максимуму использовать усвоенный материал.

Читайте также:  Кем работать после аспирантуры?

 «Данные встречи плодотворно влияют на восприятие материала учащимися, позволяют в нужный момент – день дачи ЕГЭ – собрать все силы для получения наилучшего результата», – поясняют в Центре.

Центр подготовки к ЕГЭ и вступительным испытаниям Поволжского института управления имени П.А.

Столыпина — филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации набирает слушателей на курсы по подготовке к ЕГЭ (10-11 класс) по русскому языку, математике, истории, обществознанию и иностранным языкам. Занятия в Центре ведут эксперты предметных комиссий по ЕГЭ. После завершения обучения школьники сдают пробное «входное» тестирование и ЕГЭ.

Источник: https://moeobrazovanie.ru/podgotovka_k_ege_v_vuzah.html

Подготовка преподавателей медицинского вуза к эвристическому обучению студентов — успехи современного естествознания (научный журнал)

1Осадчук О.Л. 1 Лопанова Е.В. 11 ГБОУ ВПО «Омская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения РФСтатья содержит обобщение опыта подготовки преподавателей медицинского вуза к эвристическому обучению студентов. Рассматриваются организационные формы, методы, приемы эвристического обучения.

Приводятся результаты изучения готовности преподавателей, прошедших переподготовку по программе «Преподаватель высшей школы», к выстраиванию учебного процесса в вузе как процесса обучения эвристического типа.1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: учеб. пособие / Д.Б. Богоявленская. – М.: Академия, 2002. – 320 с.2. Буланова-Топоркова М.В.

Педагогика и психология высшей школы [Текст]: учеб. пособие / М.В. Буланова-Топоркова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 544 с.3. Деркач А.А. Акмеология: учеб. / А.А. Деркач. – М.: РАГС, 2002. – 650 с.4. Компетентностно-ориентированное обучение в медицинском вузе [Текст]: Учебно-методическое пособие / А.И. Артюхина, Н.А. Гетман, М.Г. Голубчикова, Е.В. Лопанова, Т.Б. Рабочих, Н.Н.

Рыбакова; под ред. Е.В. Лопановой. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2013. – 256 с.5. Хуторской, А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения [Текст] / А.В. Хуторской. – М.: Изд-во МГУ, 2003. – 416 с.

Ориентация современного высшего медицинского образования на гуманистическую, личностно развивающую парадигму побуждает преподавателей к переходу от узкоспециальной подготовки будущих врачей к развитию у них профессионально важных качеств и способностей, в том числе – творческих способностей.

Творческие способности характеризуют готовность человека к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных схем мышления. Как справедливо указывает А.А. Деркач, врач действует в условиях проблемной нестандартной ситуации, заданной неповторимостью организма и личности пациента, поэтому творчество не является побочным продуктом врачебной деятельности, оно сама ее сущность [3].

Цель исследования: определение теоретических и методических подходов к подготовке преподавателей медицинского вуза к эвристическому обучению студентов.

Психологи связывают творческие способности прежде всего, с особенностями мышления. В частности, Д.Б.

Богоявленская указывает, что в основе творческого мышления лежит дивергентный тип мышления, который характеризуется следующими основными особенностями: быстрота (способность высказывать максимальное количество идей); гибкость (способность высказывать широкое многообразие идей); оригинальность (способность порождать новые нестандартные идеи); законченность (способность совершенствовать свой продукт или придавать ему законченный вид) [1].

Люди, обладающие дивергентным типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Такие люди склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими, на ᴨервый взгляд, ничего общего.

Потребность в развитии у студентов медицинского вуза творческих способностей влечет за собой необходимость широкого использования в учебном процессе методов эвристического обучения. Это объясняется тем значительным развивающим потенциалом, которым, согласно представлениям А.В. Хуторского, обладает эвристическое обучение в сравнении с другими типами обучения [5].

Во-первых, эвристический подход к учебному процессу позволяет расширить возможности проблемного обучения, поскольку ориентирует педагога и обучающегося на получение неизвестного им заранее образовательного результата. В эвристическом обучении обучающийся не просто усваивает готовые знания, а самостоятельно конструирует их в изучаемых предметах.

Созданный обучающимся продукт деятельности (гипотеза, идея, версия, схема, сочинение, поделка и т.п.) с помощью педагога сопоставляется с культурно-историческими аналогами – известными достижениями в соответствующей области. В результате обучающийся переосмысливает, достраивает, драматизирует свой образовательный результат.

Поэтому под эвристическим обучением понимается обучение, ставящее целью конструирование обучающимся собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания.

Таким образом, содержание эвристического обучения включает в себя две части: инвариантную, внешне задаваемую и усваиваемую обучающимся, и вариативную – создаваемую каждым обучающимся в ходе обучения.

Во-вторых, объектами поисковой познавательной деятельности обучающихся в эвристическом обучении являются не только проблемы, но и индивидуальный личностный потенциал обучающихся, их эмоциональные, волевые, креативные, когнитивные, рефлексивные процессы и различные виды деятельности.

В-третьих, эвристическое обучение основывается на открытых заданиях, которые не имеют однозначных «правильных» ответов. Поэтому эвристическая деятельность обучающихся не предполагает их предварительных умений действия по образцу. Вследствие этого получаемые обучающимися образовательные результаты оказываются различными по степени творческого самовыражения.

В-четвертых, эвристическое обучение универсально и применимо при изучении всех учебных дисциплин.

Как указывает М.В. Буланова-Топоркова, учебная эвристическая деятельность представляет собой деятельность, в ходе которой у обучающегося целенаправленно развиваются способности:

  • понимать методы продуктивной учебной деятельности, творчески копировать их и обучаться при этом на своем и заимствованном опыте;
  • систематизировать учебную информацию в межпредметные комплексы и оперировать ею в эвристическом поиске при выполнении конкретных учебных действий;
  • адаптироваться к изменяющимся видам учебной деятельности и предвидеть ее результаты;
  • планировать и прогнозировать интеллектуальную деятельность на основе эвристических операций;
  • формировать и принимать решения по организации сложных видов учебной деятельности на основе правдоподобных рассуждений, эвристических операций с последующей их логической проверкой [2].

В то же время, несмотря на значительный развивающий потенциал эвристического обучения, следует констатировать, что его организация является сегодня одним из слабых мест в практике высшего медицинского образования.

Как показывают результаты проведенного нами опроса, около 70 % преподавателей медицинского вуза отмечают затруднения в выборе и реализации форм и методов эвристического обучения студентов.

Одним из возможных путей решения данной проблемы, с нашей точки зрения, является целенаправленная подготовка преподавателей медицинского вуза к организации учебного процесса эвристического типа.

С целью решения данной проблемы в реализуемую в Омской государственной медицинской академии образовательную программу профессиональной переподготовки «Преподаватель высшей школы» включена подготовка преподавателей к организации эвристического обучения студентов. Данная подготовка направлена на формирование у преподавателей одной из составляющих профессионально-педагогической компетенции – способности и готовности проектировать и организовывать образовательный процесс в медицинском вузе.

Отразим инновации в содержании профессиональной переподготовки преподавателей по данной программе.

Так, в содержание учебной дисциплины «Компетентностно-ориентированные образовательные технологии в высшей медицинской школе» включена тема «Технология эвристического обучения в вузе», в рамках которой преподаватели знакомятся с методологическими и психологическими основами эвристического (креативного) обучения, рассматривают содержание эвристического образования, изучают методы и формы организации эвристического обучения в вузе, осваивают процедуру эвристического обучения студентов. В рамках изучения учебной дисциплины «Проектная деятельность в профессиональном медицинском образовании» преподаватели выполняют задания, связанные с конструированием содержания учебных пособий по преподаваемой учебной дисциплине, предназначенных для эвристического обучения студентов. Спецификой таких учебных пособий является наличие заданий, организующих эвристическую деятельность студентов. Объем информационного материала в эвристических учебных пособиях составляет около 30 % от его общего объема, при этом объем деятельностно ориентированного материала увеличен в 4-5 раз по сравнению с традиционным учебным пособием. Учебная дисциплина «Организация самостоятельной учебной работы студентов» предполагает разработку преподавателями заданий эвристического типа к самостоятельной учебной работе студентов, которые позволяют будущим врачам научиться решать нетиповые поисковые учебные задачи, выходящие за пределы известного образца, на основе ранее накопленного ими опыта.

Одной из тем учебной дисциплины «Технологии оценивания учебных достижений студентов», предлагаемой для изучения преподавателям, проходящим переподготовку по программе «Преподаватель высшей школы», является тема «Технология портфолио».

Изучение данной темы дает основание преподавателям включить в перечень критериев оценивания учебных достижений студентов параметры их личностного развития.

Результатом изучения преподавателями этой темы служит разработанная и реализуемая в учебном процессе вуза критериальная шкала для анализа работ студентов, учитывающая их «творческость».

Данная шкала включает следующие параметры: оригинальность работы; уровень профессионализма, проявленного при выполнении работы; полезность и значимость работы для автора и для других людей; трудоемкость работы; качество оформления работы.

В портфолио отбираются материалы, позволяющие судить о произошедших в студентах за время обучения изменениях (фиксируются достижения, факты, которые оттеняют индивидуальность, самобытные черты личности студентов).

Таким образом, количественные данные о результатах обучения студентов дополняются качественной характеристикой: тематикой их творческих работ, уровнем развития креативности как профессионально важного для врача личностного качества, рейтинговыми и иными показателями успешности обучения.

Приведем примеры эвристических заданий для преподавателей, изучающих учебную дисциплину «Психология студенческого возраста». Задания сгруппированы по доминирующим видам эвристической деятельности преподавателей: когнитивной, креативной, оргдеятельностной.

Эвристические задания когнитивного типа. Научная проблема: докажите психологическую закономерность проявления типов темперамента студентов в процессе обучения; предложите версию плана проведения учебного занятия в вузе на основе индивидуализации обучения студентов.

Исследование объекта: определите тип дифференциации обучения вузе в приведенных примерах.

Структура: проведите диагностику индивидуальных психофизиологических особенностей студентов и составьте психолого-педагогические рекомендации по созданию условий для обучения студентов с учетом их психофизиологических особенностей.

Опыт: установите индивидуальные психофизиологические особенности (типа темперамента, ведущий канал восприятия, доминирующее полушарие головного мозга) студентов с помощью предложенных методик. Восстановление» истории: объясните возможные причины описанных конфликтных ситуаций в учебном процессе.

Доказательство: подберите относительно каждой из описанных конфликтных ситуаций наиболее продуктивные стратегии поведения. В соответствии с выбранными стратегиями поведения обоснуйте конкретные действия всех возможных участников конфликта. Общее в разном: сравните показатели обучаемости и обученности студентов.

Эвристические задания креативного типа: Сделай по-своему: дайте определение изучаемому понятию. Образ: составьте схему «Алгоритм индивидуализации обучения студентов на основе учета их психофизиологических особенностей».

Эмпат: опишите, как происходит развитие самосознания в ходе профессионального самоопределения студентов в юности.

Жанры текста: проведите интервью (опрос) студентов по проблеме организации их самостоятельной учебной работы в вузе; напишите научную статью по результатам опроса студентов; напишите стихотворение, очерк, трактат, сочинение-эссе о своем вузе.

Составление: составьте словарь, кроссворд, викторину, задания к самостоятельной работе студентов, сценарий занятия. Изготовление: составьте рекламу научного кружка для студентов, оформите ее в виде объявления, листовки, буклета, открытки.

Источник: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=34726

Подготовительные курсы в ВУЗы. Виды и результат

Автор: Юлия Юткина  |   Источник: Личные Деньги

Читайте также:  Мой отзыв на книгу тины силиг «сделай себя сам»

Подготовительные курсы разной формы и продолжительности существуют сегодня практически при всех высших учебных заведениях. По данным специалистов, в институт поступают от 60 до 80 % выпускников подготовительных курсов государственных вузов. А среди тех, кто отучился на курсах негосударственных вузов, этот процент даже выше.

В советское время на подготовительные курсы шли, прежде всего, ради тренировки перед экзаменами — углубленные знания многие получали с репетиторами, а на курсовых занятиях формировалось умение решать задачи или писать сочинения.

Но в начале 90-х роль подготовительных курсов несколько изменилась. С середины 1990-х годов довузовская подготовка стала одной из основных статей доходов государственных высших учебных заведений.

По оценкам экспертов, в настоящее время таким образом обеспечивается около 30-40% внебюджетных доходов (или 10-15% от общего бюджета) вузов.

Поэтому шансы поступить у абитуриентов, уже заплативших вузу некую сумму денег и отучившихся несколько месяцев, значительно повышаются. Формально, окончившие подготовительные курсы абитуриенты сдают вступительные экзамены в вуз на равных с другими основаниях.

Но реально, в случае «полупроходного» балла, предпочтение скорее всего будет отдано тому, кто посещал подготовительные курсы данного вуза.

Ведь сам факт обучения на курсах свидетельствует о том, что абитуриент заранее выбрал вуз, и целенаправленно стремился именно в него.

Обучение на подготовительных курсах имеет ряд преимуществ:

·Цикл специальных занятий и непосредственные неформальные контакты с преподавателями университета позволяют слушателям курсов, уже сделавшим выбор, убедиться в правильности ранее принятых решений. Абитуриентам же, которые испытывают сомнения или колебания, курсы помогают сориентироватьсяи сделать окончательный выбор профессии.

·Обучение на подготовительных курсах — это своего рода психологическая адаптация к будущей более высокой ступени образования.

Эта адаптация обеспечивается за счет использования вузовских форм учебных занятий (лекции, семинары, коллоквиумы и т. п.

), рейтинговой системы контроля текущих и итоговых знаний, более высокого научного уровня изучаемых на курсах профильных дисциплин, коммуникаций с учеными и педагогами университета, пребывания в вузовских аудиториях.

·Даже для тех учащихся, которые успешно заканчивают среднюю школу, необходим определенный запас (и даже «продвинутость») знаний по профильным дисциплинам.

Программы этих учебных дисциплин, преподаваемых на подготовительных курсах, как раз и обеспечивают «продвинутые» знания.

Кроме того, подготовительные курсы представляют возможность апробировать, пополнить и укрепить свои знания сначала на базисном уровне (на уровне государственных образовательных стандартов), а затем и на продвинутом уровне.

·Для определенной части абитуриентов, которые по каким-то причинам имеют пробелы в своих знаниях по профильным дисциплинам или частично утратили знания из-за длительного перерыва в учебе (служба в армии, работа, болезнь и т. п.) подготовительные курсы предоставляют возможность корректирующего обучения с последовательным поэтапным доведением знаний до базисного уровня.

·Слушателям курсов предоставляется возможность на деле реализовать принципы непрерывного образования — сдать ранние вступительные экзамены, которые в случае их успешности являются основанием для участия в конкурсе на зачисление в число студентов университета. А тем, кто сдаст ранние экзамены не совсем успешно, предоставляется дополнительный шанс сдачи вступительных конкурсных экзаменов на общих основаниях, в общем потоке абитуриентов.

·И, наконец, возможность сдачи ранних вступительных экзаменов по окончании курсов помогает избежать волнений и даже эмоциональных стрессов, часто встречающихся при сдаче традиционных конкурсных экзаменов.

Подытоживая сказанное, Можно сделать вывод, что обучение на подготовительных курсах имеет многоцелевое назначение: не только обучающее, но и ориентационное, коррекционное, реабилитационное, адаптационное, стимулирующее, а для многих — и системно организующее.

По продолжительности обучения подготовительные курсы бывают: долгосрочными, краткосрочными и интенсивными.

Занятия на долгосрочных курсах Начинаются обычно в сентябре-октябре и продолжаются 7-8 месяцев. Они проходят, как правило, по вечерам и в выходные от двух до шести раз в неделю.

Каковы же плюсы таких курсов?

Первое: Курсы готовят абитуриентов по программам именно данного вуза. Второе: интенсивность занятий обеспечивает объем и глубину знаний.

Третье: на них преподают педагоги этого вуза, которые при счастливом стечении обстоятельств могут оказаться экзаменаторами. Четвертое: Обучение на курсах обходится значительно дешевле, чем занятия с репетитором, что тоже очень важно.

Пятое: Учась на курсах, абитуриент осваивается в новой среде и привыкаете к атмосфере вуза.

Поэтому те, кто заранее определился с выбором профессии и вуза, чаще всего записывается именно на эти курсы — благодаря им можно глубоко и серьезно подготовиться к поступлению.

Краткосрочные курсы длятся от 1 до 4 месяцев, это оптимальный вариант для тех, кто уже имеет хорошую подготовку (например, благодаря репетиторам) и хочет ознакомиться с требованиями выбранного вуза и его спецификой, а также оценить свои возможности.

Особенность краткосрочных курсов состоит в том, что они помогают человеку сконцентрироваться на знаниях, которые нужно будет продемонстрировать на вступительных экзаменах. Занятия обычно проходят 3-4 раза в неделю и заканчиваются в мае-июне.

Таким образом, полученные знания не успевают забыться до поступления.

При многих вузах существуют даже Специальные интенсивные курсы продолжительностью 10-15 дней. Здесь занимаются каждый день непосредственно перед вступительными экзаменами.

При посещении курсов продолжительностью в две недели следует иметь в виду, что условия дефицита времени диктуют свои правила обучения. Одни преподаватели рассматривают эти занятия в качестве развернутой консультации перед экзаменом.

Другие — используют отведенное им время для всестороннего освещения отдельных, наиболее важных тем и вопросов.

Интенсивные курсы проводятся непосредственно перед вступительными экзаменами (в июне–июле). Они рассчитаны на абитуриентов, имеющих стабильные знания по выбранной дисциплине. Их цель — «освежить» полученные прежде знания, систематизировать их, адаптировать к требованиям института. Большой плюс данных курсов — разбор особенностей вступительных заданий конкретного вуза.

По форме курсы бываю очными и заочными.

Заочная форма Предназначена в первую очередь для жителей регионов. Она позволяет абитуриентам готовиться к поступлению в вузы других городов на расстоянии. Заочными бывают в основном долгосрочные курсы.

Комплект учебных пособий и учебные задания высылаются по почте, а обучающиеся отправляют обратно выполненные контрольные работы, которые затем проверяют преподаватели. Они исправляют ошибки и дают рекомендации, на что обратить внимание.

Но занятия на заочных курсах, как и индивидуальные, требуют наличия определенных черт характера, в первую очередь самодисциплины, поэтому заканчивают их далеко не все начавшие.

Большое распространение получили сегодня Курсы дистанционные. Они мало чем отличаются от заочных, помимо того, что все общение происходит с помощью компьютеров и Интернета.

Конечно, У подготовительных курсов есть и минусы, которые следует учесть:

Первое: Так как обучение на курсах групповое, об индивидуальном подходе речи нет, и эффективность занятий очень часто оставляет желать лучшего.

Второе: на курсах не обучают с азов, а только помогают совершенствовать и углублять уже имеющиеся знания.

Третье: несмотря на временные и денежные затраты никаких формальных льгот при поступлении у окончивших курсы нет.

Четвертое: затраты на обучение нельзя назвать маленькими.

И еще один Важный пятый момент: при зачислении в вуз выпускники, успешно закончившие подготовительные курсы, не имеют никаких преимуществ перед абитуриентами, представившими сертификат ЕГЭ, — таков закон.

Лица, окончившие подготовительные курсы, зачисляются в государственные вузы на общих основаниях.

Единственное преимущество, которое дают курсы, — знания, соответствующие требованиям института. Но при сдаче ЕГЭ требования институтов не учитываются, углубленные специфические знания не нужны, а необходима — способность четко выполнить тестовое задание и правильно оформить письменную работу.

На подготовительных курсах, обучающих старшеклассников старым проверенным способом, этому не учат, в школах — тоже.

Стоит ли идти на курсы тем, кто будет сдавать ЕГЭ?

Игорь Кривченков, директор Учебно-научного центра довузовского образования МГУ считает: «В сложившейся ситуации, на мой взгляд, абитуриентам стоит обратить внимание на заочные подготовительные курсы.

Их преимущества — не только доступность для провинциальных старшеклассников, но и использование тестовых форм проверки знаний, необходимость выполнять письменные работы.

Очень часто на ЕГЭ школьники, а на письменном вступительном экзамене абитуриенты недобирают баллы из-за неправильного оформления работ. С теми, кто окончил заочные курсы, такого не бывает».

Источник: http://hr-portal.ru/article/podgotovitelnye-kursy-v-vuzy-vidy-i-rezultat

Подготовка к поступлению в иностранный вуз

Если осенью следующего года вы планируете начать обучение в вузе за рубежом, то лето текущего года — самое время начать подготовку. Во многих странах сроки подачи документов заканчиваются или в декабре-январе или феврале-мае. Поэтому у вас есть несколько месяцев, чтобы тщательно подготовиться к поступлению в иностранный вуз.

Вот 5 дел, о которых необходимо позаботиться летом.

1. Выберите вуз и академическую программу

Подготовка к поступлению в иностранный вуз начинается с выбора 5-7 академических программ в разных вузах. Ближе к дедлайну, можно окончательно определиться и сузить список до 2-3 программ, на которые вы и будете подавать документы.

2. Начинайте думать о рекомендациях

Помните, что стандартная заявка в иностранный вуз включает 2-3 рекомендательных письма. Подумайте, кто из ваших преподавателей мог бы написать для вас сильную рекомендацию. Если вы пока сомневаетесь в выборе, то у вас есть еще время найти рекомендателей и произвести на них хорошее впечатление.

3. Подготовьтесь к тестам

Если вы еще не сдали международные экзамены на знание иностранных языков, которые необходимы для поступления, то самое время начать к ним готовиться.

Не менее чем за 5-6 недель (желательно еще раньше) до даты сдачи теста не забудьте на него зарегистрироваться.

Также, если вы поступаете в магистратуру в США или на MBA, то придется подготовиться соответственно к GRE или GMAT.

4. Подготовьте перевод документов

Нотариально заверенный перевод диплома и приложения с оценками пригодится вам для подачи в любой зарубежный вуз, поэтому эти документы можно приготовить сразу.

Мотивационное письмо и рекомендации лучше сразу начать готовить, когда вы выбрали вузы и академические программы. Самая большая ошибка — оставлять их подготовку напоследок.

На самом деле, их лучше начать готовить еще до сдачи тестов. Так как без результатов тестов вас могут условно зачислить в иностранный вуз, а вот без мотивационного письма и рекомендаций вашу заявку даже не будут рассматривать.

5. Исследуйте возможности финансирования

Начните искать стипендии на обучение, ознакомьтесь с их условиями и начните подготовку документов, таких как мотивационное письмо и рекомендации. Для участия в конкурсе на стипендию вам также потребуются эти документы.

Источник: https://OnCampus.ru/preparation/podgotovka-k-postupleniyu-v-inostrannyj-vuz/

Ссылка на основную публикацию