Начало учебного года: правила выживания

Как пережить начало учебного года

Для ребёнка в возрасте от 7 до 18 лет ходить в школу — нормальное состояние. Это каникулы — нештатная ситуация, а школа — обычное положение дел. Так что не демонизируйте учебный год и его начало.

В школе на линейке, а потом в классах детям раз двадцать скажут, что начался учебный год и что вот теперь-то они должны учиться, стараться, работать и добиваться небывалых результатов. Уже к пятому повтору от таких речей сводит зубы и появляется желание выбросить тетрадки. Так не повторяйте эти напутствия хотя бы дома. Не нагнетайте истерию, особенно перед выпускниками, им и так тошно.

Школа — это совсем не страшно.

2. Устройте прекрасное утро

Это самое сложное. В теории надо готовиться к ранним подъёмам ещё в августе, но кто на самом деле так делает? Будильник в несусветную рань, наверное, самая экстремальная нагрузка в первые пару недель, пока дети не завалены заданиями.

Утром должно быть хоть что-то хорошее: вкусный завтрак, приятный будильник или любимая музыка, улыбающиеся родители и готовая с вечера сумка.

3. Отдыхайте

Отличная привычка — после учёбы и работы обязательно отдохнуть, прежде чем заниматься рутиной. Лучше всего отдыхать на прогулках с ребёнком, чтобы компенсировать несколько часов смирного сидения за партой.

А если школьник захотел после уроков поспать днём, то не мешайте, даже если школьник — это выпускник и ему нужно к репетитору. Выспится и поедет.

4. Спросите, как зовут новых учителей

Лучше обратиться к классному руководителю. Пусть расскажет, какие новые предметы ждут ребёнка и с какими учителями придётся работать.

Возьмите контакты классного руководителя, если у вас их до сих пор нет.

Лучше не названивать по любому поводу, а писать сообщения или отправлять письма, чтобы дать возможность преподавателю ответить в удобное время, а звонки оставить для экстренных случаев.

5. Не берите важных проектов на работе

Казалось бы, а ваша работа тут при чём? При том, что в начале учебного года ребёнок может заболеть. Тут сказывается и повышенная нагрузка, и тот факт, что в школе, где постоянно полно детей, проще встретиться с каким-нибудь вирусом и принести его домой, заразив всю семью.

Так что учтите, что вероятность больничного заметно повышается.

6. Вспомните, как сами ходили в школу

Может, вы бежали в школу, чтобы получить очередную пятерку или погонять мяч. Может, вы еле плелись, потому что опять этот задира с первой парты попытается отнять дневник. Может, вам было всё равно — школа так школа. Вспомните, как вы ходили в школу, чтобы помочь ребёнку адаптироваться.

Но учтите, что у вашего ребёнка всё может быть по-другому. Поэтому не проецируйте свои ожидания и воспоминания на детей, лучше задавайте больше вопросов о том, как прошёл день.

7. Не давайте новых нагрузок

Записываться во все секции и кружки не надо. Без того впечатлений в начале сентября многовато.

Так что секции — во второй половине сентября.

8. Не освобождайте ребёнка от обязанностей

Есть соблазн немного помочь школьнику и разрешить не гулять с собакой или не мыть посуду после ужина. Но лучше от бытовых задач никого не освобождать. Ведь если школа — это обычное дело, то ничего в ней страшного нет.

9. Отключите оповещения в родительском чате

Родительские группы в мессенджерах — суровая реальность. Они помогают быстро распространить информацию или даже договориться о собрании, но куда чаще это источник спама и невнятных бесед неизвестно о чём. Отключайте уведомления, потом посмотрите (или не посмотрите). Сэкономите массу нервов.

10. Проверьте, чем кормят в столовой

Чтобы потом не возмущаться, когда голодный ребёнок будет бегать за сухарями в соседний киоск.

Для учёбы очень важно хорошо питаться. Если в столовой всё в порядке, то вы сможете составить отличный школьный рацион. Если же детей кормят так себе, то вы компенсируете это домашним питанием.

11. Не собирайте за ребёнка его портфель

Пусть спокойно забывает ручки, тетрадки и учебники, привыкая к расписанию. Всё равно в первую неделю занятия проводятся расслабленно, домашних заданий мало, а тетради чистые — ничего страшного, если тетрадь по биологии по рассеянности превратится в тетрадь по географии.

Зато ребёнок вспомнит, что должен сам следить за своими вещами, а вы дадите ему право распоряжаться своей сумкой и покажете, что доверяете ему важное дело — сборы в школу.

12. Отложите немного денег на непредвиденные школьные нужды

Непредвиденные нужды — это не поборы, которые незаконны, а неожиданные траты. Например, вдруг окажется, что нужно докупить какие-то учебники или канцелярию. Или что весь класс собирается немедленно выезжать на экскурсию. Или что спортивный костюм, который вы купили месяц назад, стал категорически мал — для детей это нормально.

13. Установите на смартфон ребёнку полезные приложения

Мы уже рекомендовали приложения, которые понадобятся во время учёбы в школе. Установите те, которые понравятся ребёнку. Как раз за первую неделю обучения дети разберутся с возможностями приложений.

Источник: https://lifehacker.ru/nachalo-uchebnogo-goda/

Как пережить начало учебного года в школе и университете | Вдоxновленная жизнью

Всем привет, друзья! Поздравляю вас с началом нового учебного/рабочего года и с приближением прекрасной осенней поры! Ох, как же сложно вливаться в прежний активный ритм после летних ленивых деньков, когда время убегало незаметно сквозь пальцы и никакой катастрофы в этом не было.

Я знаю, что многие довольно долго втягиваются в непривычный режим активности. Для организма и нервной системы это огромный стресс. Кроме того, к началу осени нужно тщательно готовиться и физически, и морально.

Ну и, собственно, тем, кто пока так и не привык к резко измененным условиям жизни (как и я в свое время никогда не могла привыкнуть), я и посвящаю этот пост.

Я немножечко погуглила на тему возвращения к учебной и рабочей жизни, и результаты меня немного удивили. В основном на первом месте в выдаче — советы родителям. Оно-то и правильно, конечно. Вряд ли маленький ребенок будет задавать поисковику подобные вопросы. Но вот в старшем классе и университете — запросто.

И вполне себе очевидно, что человек хочет получить помощь или узнать, как с этим справляются другие. Так что решила я все-таки поднять этот вопрос у себя на блоге. Я, конечно, не психолог. И советовать для всех подряд ничего не могу и не имею права.

Но вот рассказать о своем опыте в этих делах — это пожалуйста.

К сожалению, наша образовательная система ориентирована на массовость и среднестатистического человека, коим не является по своей сути никто из нас. Естественно, в таких условиях о распиариваемом школами и университетами индивидуальном подходе к каждому и никакой речи быть не может.

Конечно же, находиться в стенах учебных заведений тяжело и плохо далеко не всем, у многих там имеются свои интересы и даже развлечения. Но ведь счастливые и довольные ученики и студенты наверняка не будут рыскать статью на подобную тему, верно? Так что опустим всех, кому хорошо.

И добро пожаловать тем, кому плохо!

Итак, ниже предлагаю вам несколько пунктов для копания в собственных мозгах и душевного самоуспокоения по поводу возвращения к учебе (или работе).

О НЕОБХОДИМОСТИ УЧЕБЫ

О важности образования в том виде, в котором оно существует сейчас, можно спорить долго (и мы пока не будет этого делать, может как-нибудь потом в отдельной статье).

И если значение наличия диплома о высшем образовании слишком переоценено и скорее отложено в нашем сознании как привычка и догма, то без школьного аттестата путь в будущее наверняка будет закрыт или очень непрост.

Поэтому необходимость отучиться в школе примем как данность.

Другое дело, как эта учеба организована. Для тех, кому совсем тяжко, кто яростный интроверт, или социопат, или социофоб, или и то, и другое и третье, в ВУЗах подход более сносный — это возможность выучиться заочно, чтобы видеть людей максимально редко, или же в самых продвинутых университетах — дистанционное образование или курсы.

Я слышала, что в школах тоже существует возможность заниматься на дому и каким-то образом закончить ее экстерном. Вероятно, для этого нужны какие-то дикие справки, я не особо в курсе.

Но если вам совсем худо в коллективе — обязательно рассмотрите этот вариант.

Это гораздо лучше, чем терпеть издевки, ломать себе психику на всю оставшуюся жизнь или просто одиннадцать лет (или сколько сейчас учатся) быть там, где тебе очень плохо.

Если бы в свои школьные годы я об этом знала, обязательно бы задумалась о таком варианте учебы. Свою школу я ненавидела не очень любила. Во-первых, конечно, потому что людей, которые могут тебе подойти в качестве компании по интересам, не так уж и много.

Во-вторых, ты еще сам толком знать не знаешь, какие у тебя интересы и какой ты человек, и мечешься от одного к другому, считая, что характер можно поменять за считанные минуты.

В-третьих, если ты не обделен умом и сообразительностью — это адские муки, ибо каждый из учителей будет стремиться захватить тебя в свои олимпиадные сети, а если ты откажешься только потому, что уже не можешь при всем желании готовиться к десяти олимпиадам сразу, тебя проклянут до самого выпускного (а может и на всю жизнь) и хорошие оценки будет гораздо проще заработать тем, кому они вообще до фени, чем ответственному тебе (наболело!).

В общем, вы поняли. Учеба важна и учеба нужна, но лучше выбрать подходящий вам по всем параметрам вариант.

О НЕОБХОДИМОСТИ ЗНАНИЙ

Вот в этом и заключается вся истинная суть образования! ИМЕННО И ТОЛЬКО ЭТО ВАЖНО! Конечно, о том, что мы «пришли получать знания», твердят еще с первых минут нашего погружения в школу. Только смысл в эту фразу вкладывают немного не тот, который я хочу до вас донести. Считается, что школа дает фундамент знаний на всю жизнь.

Кем пишутся учебные программы и пытались ли эти люди сами постигнуть тот объем информации, который расписывается на год — тайна, покрытая мраком. Что самое страшное — с каждым годом количество информации, которую пытаются впихнуть в неокрепшие детские умы, неуклонно растет.

Каждый из учителей и преподавателей считает, что именно одному лишь его предмету вы должны посвящать ВСЕ СВОЕ ВРЕМЯ и даже сон!

Но! Запомнить ВСЕ невозможно, да и не нужно. Я бы посоветовала сконцентрировать основное внимание и отдавать максимум своих сил и энергии тем предметам, которые вам безумно нравятся.

Как показывает практика, именно они в будущем будут чаще всего нужны. И именно они должны стать той основой, на которой вы будете строить свое будущее дело всей жизни.

Запомните, пожалуйста, что это главное правило счастливого человека.

Из-за своего перфекционизма или «комплекса отличницы» я старалась учить все. Во всяком случае на контрольные и экзамены. Я запоминала необходимое, успешно сдавала зачеты и затем напрочь забывала то, что мне было неинтересно и неважно. Стоит ли тратить время на ненужные с вашей точки зрения предметы? Это дело ваше. Но я вот, что хочу сказать:

  • Абсолютно и наверняка вы обязаны обучиться грамоте, т. е. правилам русского языка (или вашего национального) в полном их многообразии. Любой уважающий себя человек обязан быть грамотным!
  • Вкладывайте силы и время в иностранные языки, ходите на дополнительные курсы. Это ключ в огромный мир и громадные пласты информации любого рода, какую только пожелаете.
  • Если желаете научиться думать самостоятельно, а не с подачи СМИ и болтающих людей вокруг, если хотите уметь анализировать, делать выводы и понимать законы логики — вам однозначно нужна философия. Это я поняла, поступив в аспирантуру. К огромнейшему сожалению, сейчас довольно мало гениальных преподавателей философии, которые способны пробудить любовь к этому предмету. Все, кого я видела до аспирантуры, вызывали только неприязнь. Как к себе, так и к предмету, соответственно. Поэтому я настоятельно рекомендую изучить хотя бы основные положения, но самостоятельно. Вы удивитесь, какая это интересная наука (хотя ученые до сих пор спорят, относить философию к науке или же к искусству).

ЧТО ДЕЛАТЬ? КАК СПРАВИТЬСЯ?

А теперь кратенько пробегусь по будням и подскажу на своем опыте, как облегчить муки, связанными с возвращением к учебе.

  • Помните о том, зачем в принципе созданы учебные заведения и жадно впитывайте новые знания по предметам, которые вам интересны и могут пригодиться, ну и по вышеперечисленным тоже.
  • Действительно, новенькая свежепахнущая канцелярия способна поднять боевой дух на начальном этапе.
  • С резкой нагрузкой мне всегда помогал справляться дневной сон. Точнее, в особо тяжелые дни (а они были чаще, чем не тяжелые) после пар я буквально валилась с ног и не могла ничего делать, пока не посплю.
  • Если среди ваших преподавателей встречаются гениальные и до невозможности креативные — держитесь за них! Задавайте вопросы, просите советов и старайтесь участвовать в мероприятиях, которые они предлагают. Общение с такими людьми заряжает творческой энергией и мотивацией на постижение науки всерьез и надолго.
  • Хоть раз поучаствуйте в конференции. Это стремненько, но в итоге сулит кучу новых знакомств и уважение =). А также огромный опыт публичных выступлений и общения с оппонентами. Вы даже не представляете, с кем там можете познакомиться (я, например, встретила свою вторую половинку именно на конференции))).
  • Поверьте, что в университете морально легче, чем в школе. Вы окружены людьми вашей специальности, у которых с вами очень много общего. И это огромный шанс найти настоящих друзей или просто хорошо проводить время в компании близких по духу.
  • Помните, что школу вы однажды закончите. И те, кто был до безобразия выделистый или каким-либо образом портил вам жизнь, в итоге через несколько лет будет казаться вам никчемным ничего не значащим для вас человеком.
  • Знаю, что советуют учить все постепенно, а не за одну ночь. Знаете, я всегда вовремя готовилась ко всем семинарам в институте. Но объем заданного обычно был настолько огромным, что выучить и запомнить все вопросы по всем предметам просто нереально! Так что основная нагрузка все равно перепадает на последние ночи перед экзаменом. И, собственно, учеба в таком ритме не помешала мне закончить школу с золотой медалью, а универ с двумя красными дипломами (хоть тут похвастаюсь, да… хоть где-то пригодилось). Выбирайте ритм, который удобен вам. Все равно невозможно объять необъятное!
  • Постарайтесь как можно лучше узнать город, в котором учитесь. Я в свое время этого не делала, точнее начала поздно. А так… все время болела или просто за милую душу возвращалась домой. Теперь очень жалею, что мало гуляла и мало где побывала.
  • Не стесняйтесь проявлять себя. Любая ваша инициатива может иметь продолжение в будущей профессиональной деятельности.
Читайте также:  Как всё успеть сделать? тайм-менеджмент вам в помощь!

Ну пока все. Надеюсь, нуждающимся хоть немножко полегчало. Может, со временем дополню пост. Или даже вы мне в этом поможете. Сил, терпения, удачи и творческого вдохновения всем!

Источник: http://inspired-by-life.ru/kak-perezhit-nachalo-uchebnogo-goda.html

Школа выживания. Как себя вести ученику, чтобы пережить 11 классов

В моей школе абсолютно нормальной была ситуация, когда дети надеялись на то, что учитель попал в аварию и не придёт к первому уроку. Школа научила нас не жизни, а ненависти к ней.

Именно потому, когда мы попали в вуз, нас буквально захлестнуло ударной волной позитива.

Важно обратить внимание на некоторые аспекты школьных будней, чтобы сохранить психику ребёнка и радоваться тому, как он с удовольствием грызёт гранит науки.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Найти идеальную школу, где к вашему ребёнку будут относиться как вы сами к нему относитесь, — из ряда фантастики. Не тешьте себя иллюзиями, что в школе или лицее преподают исключительно профессионалы. Даже если оно и так, никто не может обещать вам, что у этого учителя нет стремительно развивающейся шизофрении.

Вам необходимо признать, что школа — это репетиция жизни, а кто вас холит и лелеет на работе? Изменить что-то сложно, но вы сможете облегчить не только жизнь ребёнка, но и свою собственную несколькими действиями.

Во-первых, изучите паблики/группы потенциального учебного заведения. Уверяю, хотя бы одну «подслушано» вы найдёте без труда. Уже понимаете, для чего это? Верно! Поработайте сыщиком и разузнайте всё о школьных буднях у «местных». Начиная буквально от «сухих пирожков» и заканчивая громкими скандалами. Вы должны быть подготовлены к проблемам, и современные технологии могут в этом помочь.

Что касается учителей, обращайте внимание не только на то, как преподаватель ведёт себя с родителями, но и как он относится к ученикам, в том числе и из других классов.

Мы ненавидели школу настолько, что в какой-то момент нам стало всё равно

Я из числа тех, кто правда считал своей обязанностью ежедневно приносить «пятёрки» домой и радовать маму. Безусловно, с каждым годом это становилось всё сложнее. Не только из-за растущей нагрузки, но и из-за постепенного понимания бессмысленности домашней работы или классных уроков.

Помните, 80% итоговой оценки ученика — это его умение списывать. Остальные 20% он додумывает сам, среднестатистически

Так вот, я знаю сотню людей, которые горбатились, не спали ночами и оставили кучу нервов в кабинетах истории, физики и других ради оценки. Но видя, что их стремления не поощряются, что работу, на которую потрачено полночи, игнорируют, ребёнок «перегорает». Он уже не видит смысла что-то делать, если в конечном итоге учитель не даёт ответную реакцию.

Хорошо, если в этом случае он просто переключится на любимое дело и станет в нём прогрессировать. Но ведь в души многих детей закрадывается ощущение, что так будет всю жизнь. И тогда они перегорают не только по отношению к школе, но и ко всей жизни в целом.

Все ведь помнят, какими ранимыми бывают подростки? Задача родителей — поддержать ребёнка и донести до него, что ни один урок или домашнее задание не стоит его нервов.

Научите ребёнка философски относиться к тому, что у него не выходит, ведь наверняка он просто профессионал в чём-то другом. Напомните ему, в чём. Или придумайте.

Но никогда не позволяйте ему утонуть в учебной рутине, сконцентрировав внимание исключительно на учебниках. Иначе на выходе вы получите образованный овощ, не знающий жизни.

Свобода слова.Вжух! И ваш ребёнок забыл, что это такое, на целых 11 лет. Эта проблема актуальна больше для подростков. Дети становятся взрослее, а сложный возраст начинает диктовать им не всегда правильную модель поведения.

Для них становится особенно важным высказать свою позицию относительно любой мелочи. Однако такая практика в школе нередко заканчивается конфликтами и, как следствие, учитель начинает мстить (но я бы сказала: пакостить).

Уважаемые ученики, не надо! Поймите одно: ни одна ситуация, где вы агрессивно доказываете свою позицию, спорите и перечите учителю, не закончится в вашу пользу

Останьтесь при своём мнении, иначе вы рискуете сконцентрировать на себе внимание и стать мишенью. Хотите потратить нервы и кучу времени на подготовку к каждому уроку? Сомневаюсь.

«Доставайте листочки! Нет, я передумала»

Вынос мозга — это то, как бы я описала последние два-три года учебных будней. Куча нелепой домашней работы во время подготовки к экзаменам, доведение до слёз как ученика, так и учителя, и, что самое ужасное, необоснованная агрессия за опоздание или отсутствие парадной формы «чёрный низ-белый верх».

Ни одного из учителей (тем более директора) не посетит мысль подойти и тихо указать на нарушение дисциплины. Гораздо важнее сделать это напоказ, без заботы о причинах ситуации. Смиритесь.

_________________________________________________________________________________________

Я не знаю, как работает логика человека, посвятившего школе долгие годы. Но я знаю, что чувствует ученик, столкнувшийся с ней. В какой-то момент у меня закрепилось навязанное мнение, что я во всём виновата.

Девятиклассники разбили стекло на первом этаже? Кричат на всех. Без разбора. Не раз я приходила в школу с абсолютной апатией из-за личных проблем и выходила оттуда с твёрдым желанием забрать документы и уйти. Но помните пункт два? Всё верно, я перегорела.

Надеюсь, этот текст попался вам вовремя и стал хорошим советчиком. Учитесь на ошибках и не позволяйте себе утонуть в мире школы, где царят собственные правила, не всегда адекватные, к сожалению.

Источник: https://mel.fm/blog/alya-zayneyeva/89247-shkola-vyzhivaniya-kak-sebya-vesti-ucheniku-chtoby-perezhit-11-klassov

Начало учебного года – как пережить и о чем не забыть родителям. Советы психолога Людмилы Петрановской

Начало учебного года – непростой период для ребенка. Кончается беззаботная жизнь, продолжавшаяся три месяца, когда целый день можешь делать что хочешь, когда можно ложиться поздно вечером, а утром – высыпаться. И вдруг резко – ранние подъемы, строгий распорядок дня, выполнение домашних заданий… Как справиться ребенку и родителям?

Принято считать, что помощь в адаптации требуется лишь первоклассникам. Так ли это? Какая поддержка нужна десятикласснику, пятикласснику? На эти и другие вопросы отвечает психолог Людмила Петрановская.

Людмила Петрановская

Можно ли как-то сгладить «переходный период», заранее как-то настроить ребенка, чтобы он не уставал?

– Усталость от такой резкой смены образа жизни и большой нагрузки у ребенка будет в любом случае. Мне не кажется, что этот вопрос вообще можно решить каким-то разговором с ребенком или какой-то предварительной подготовкой.

Адаптация после отдыха бывает у всех: и у детей, и у нас, взрослых, когда мы из отпуска возвращаемся.

Если в школе у ребенка все нормально, то он, с одной стороны, жалеет, что каникулы кончились, с другой стороны, рад, что увидит своих одноклассников, начнет учиться. Если он совсем-совсем не рад и только тяжело вздыхает, то, может быть, имеет смысл подумать: «Что происходит в школе у ребенка?» И как-то разобраться.

В целом же если есть какая-то возможность, ближе к концу летних каникул стоит чуть-чуть начать сдвигать распорядок дня. Обычно это, правда, особенно не удается. То есть люди пытаются, но все равно понимают, что первые несколько дней учебы ребенок будет не высыпаться, перестраиваться с ритма отдыха на ритм учебы.

Многие дети заболевают на второй, на третьей неделе учебного года: таким образом они сбрасывают стресс, вызванный изменениями распорядка жизни. В этом, как правило, нет ничего страшного. Дети приспосабливаются к новому ритму.

Первая неделя (и даже недели) будут непростыми, и чем младше ребенок, тем больше ему может понадобиться особого внимания, особой родительской поддержки, отдыха. Так что нужно больше разгружать ребенка, не требовать от него сразу же идеальной собранности и успешности.

Обычно родители берут отпуск, чтобы проводить время с первоклашками, но и детям постарше очень поможет адаптироваться к новому учебному году, если родители найдут возможность быть рядом с ними. Важно, чтобы хотя бы первую неделю ребенок не был чересчур нагружен, не оставался в продленке.

Многие дети, даже те, которые давно не спят днем, возвращаются к дневному сну в первые школьные недели. Хорошо, если у ребенка будет возможность отдохнуть днем.

Первый раз в пятый класс

А что касается учеников средней школы – здесь есть свои нюансы? Особенно если говорить о пятиклассниках – ведь детям, привыкшим к одной учительнице, придется приспосабливаться к разнообразию предметов, учителей.

– Пятиклашки испытывают особый стресс. Они очень часто в первые недели, даже месяцы учебы не справляются, и не со школьной программой, а с логистикой.

То есть раньше было понятно: обычно уроки задают сегодня на завтра, причем это три-четыре совершенно понятных предмета. А тут начинается много предметов, уроки могут задавать на через неделю, и непонятно когда их делать.

Легко забыть что-то, что просили принести. Разные учителя, разные требования, разные тетрадки…

Обычно к пятому классу родители особо не контролируют детей в том, как они подготовились к школе, ничего ли не забыли, не следят за выполнением домашнего задания: они вроде бы стали самостоятельными.

Теперь пятиклашкам, как когда-то первоклашкам, снова нужна родительская помощь. И именно – в логистике. В первые недели, месяцы родителям стоит помогать ребенку «разруливать» ситуацию. Не столько делать с ним уроки, сколько помочь справиться с новым расписанием, с планированием. Чтобы не получилось, что какой-то день он вдруг сидит до 11 вечера, пытаясь выполнить все заданное.

Немаловажно говорить с ребенком, расспрашивать: «Как тебе эта учительница? Что думаешь о той? Как больше понравилось, как меньше?» То есть помогать проговаривать впечатления, осознавать объемы большой информации и упаковывать все это в слова.

Если родитель берет отпуск, чтобы посидеть с ребенком, не нужно использовать его для того, чтобы выносить ребенку мозг требованием безукоризненного выполнения уроков: «Раз уж я сижу с тобой, то давай как следует позанимаемся!» Родитель не для этого, он для того, чтобы быть рядом, чтобы подольше погулять или сходить в бассейн, например. И чтобы помочь справиться со сложной ситуацией.

А если ребенок приходит и говорит, что какие-то учителя не нравятся?

– Что делать родителям? Выслушивать, утешать: «Давай посмотрим, давай подождем, как все образуется». Это нормально, что какие-то учителя нравятся, какие-то не нравятся. Конечно, если не происходит что-то совсем из ряда вон выходящее, травмирующее ребенка. Тогда, конечно, нужно разбираться, защищать ребенка.

Если же все просто в категориях «нравится» – «не нравится», и у ребенка просто стресс от того, что сразу столько новый учителей, причем каждый – со своими требованиями, то надо настроить его: «Ничего страшного. Люди – разные и не все должны тебе нравиться. Зато смотри, какая та учительница хорошая, о которой ты говорил».

Старшеклассники и юмор

Старшеклассникам нужна поддержка родителей в начале учебного года?

– В старших классах начинается истерика по поводу ЕГЭ. Школа мастерски загоняет и себя, и детей, и родителей по этому поводу в состояние паники.

Тут надо ребенка психологически разгружать от этого, где-то разрядить нервную обстановку, где-то напрямую попросить учителя, если классный руководитель по этой части очень увлекается, не нагнетать и не вводить детей в невроз.

Обычно детям такого возраста помогает юмор. Иногда просто нужно следить, чтобы он спать вовремя ложился, не забывал поесть.

В этом году 1 сентября в понедельник, то есть сразу – целая учебная неделя…

– Обычно на первой неделе много не задают, поэтому можно побольше погулять с ребенком, пойти куда-нибудь в парк, сходить в кино. Если ребенок маленький, и вы видите, что он совсем в стрессе, то лучше оставить его на один день дома, чем потом он две недели будет болеть.

Еще самим родителям нужно дать себе установку: начало учебного года – совсем не кошмар, ничего страшного в этой ситуации нет. Иначе дети начнут воспринимать все так же.

Если дополнительные занятия, кружки начинаются в первую же неделю, то нужно смотреть на собственного ребенка. Дети разные. Есть такие, которые с удовольствием бегают по занятиям с утра до вчера и чувствуют себя отлично. А есть астеничные ребята, которым такой график сразу дается тяжело, значит, темп нужно наращивать постепенно.

Чтобы переход от отдыха к учебе был легче, для некоторых детей поддерживающим ресурсом может быть, например, красивый пенал, красивые тетрадки или еще что-то новое, яркое.

Или, например, поход всей семьей в кафе 1 сентября, чтобы поесть мороженого, или самые любимые завтраки всю первую неделю.

А для других детей, для интровертов, самое лучшее будет, если видно, что он устает, просто взять небольшую паузу.

Читайте также:  Где взять силы для окончания учёбы?

В общем, главное – быть внимательным к ребенку, быть рядом с ним, а остальное все приложится.

Источник: https://www.pravmir.ru/kak-perezhit-nachalo-uchebnogo-goda-sovetyi-psihologa-lyudmilyi-petranovskoy/

Начинаем учебный год без стресса: 7 советов психолога

Начало учебного года нередко становится стрессом и для самого школьника, и для всей семьи. Суета в книжных магазинах, первые «двойки», заспанный по утрам и несчастный ребёнок… Как избежать стресса от приближающегося первого звонка и встретить новый школьный год с радостью и позитивным настроем?

Не формируйте негативных ожиданий

Когда с начала августа ребёнок начинает слышать слова вроде: «Готовься, скоро контрольные, надо подтянуться, повтори старые темы, расслабляться в этом году нельзя», – его охватывает тревога. И одновременно лень, поскольку тревожно-негативный настрой даже у взрослых способен заблокировать всякий интерес к новому и стремление к достижениям.

Прозвучит банально, но позитивный настрой работает гораздо лучше. Не пугайте школьника.

Лучше расскажите ему, какие новые и интересные предметы ждут его в предстоящем году: «Начинается иностранный язык? Это здорово – ты сможешь разговаривать по-английски.

На химии в этом году вас научат проводить химические опыты, это очень увлекательно. Буду рада обсудить с тобой “Капитанскую дочку”, там такая трогательная история любви!».

Постепенно сдвигайте режим

Одним из источников стресса в начале учебного года оказывается необходимость ранних подъёмов, от которых за лето отвыкла вся семья. Привыкание к школьному режиму хорошо бы начать за 2-3 недели до первого звонка.

Например, можно каждую неделю или пять дней вставать на полчаса-час раньше. Сдвигайте стрелку будильника постепенно, в том темпе, в котором это комфортно вам и ребёнку.

Кому-то легче за неделю решительно начать подъёмы в 7 утра, а кому-то легче с начала августа постепенно привыкать просыпаться всё раньше.

Вместе с ребёнком подготовьте его рабочее место

Разгрести рабочий стол, проверить, что лежит в ящиках и на полках, освободить на полках место для новых учебников и тетрадей, составить список недостающих письменных принадлежностей – всё это стоит сделать заранее. Кроме наведения чистоты и систематизации пространства, такая уборка является хорошим психологическим упражнением, которое помогает подготовиться к изменению ритма жизни.

Купите заранее всё, что можно

Кстати, о подготовке тетрадей, учебников и прочего. Нет ничего хуже нервозной сентябрьской толкотни в книжных и канцелярских магазинах. Она отнимает массу сил и времени, и составляет едва ли не половину всего стресса от начала учебного года.

Понятно, что не все требования учителей будут известны заранее: в последний момент обязательно окажется, что нет тетрадок с нужной шириной полей, правильного циркуля или карандашей требуемой жёсткости. Но всё, что можно приобрести до осени, стоит купить без спешки и не толкаясь у прилавка (а может быть, даже заказать по интернету).

Не начинайте все занятия сразу

И ещё: постарайтесь не требовать отличной успеваемости в первые же недели осени. Особенно если вы знаете, что ваши сын или дочь с трудом переключаются с одного режима на другой. Первые несколько недель в школе после летних каникул уходят на адаптацию к новому ритму жизни. Не ставьте ребёнку завышенную планку, требуя от него стройных рядов «пятёрок» в дневнике и блестящих ответов у доски.

Если в этом учебном году вы планировали записать ребёнка в новые секции – хорошо, если их начало не будет совпадать с началом школьных занятий.

Может быть,курсы иностранного языка и кружок по программированию можно начать уже в августе, а уроки тенниса и плавания, наоборот, отложить до октября. Это обеспечит дочери или сыну более плавное вхождение в учебный ритм.

Слишком много новых задач одновременно перегрузят нервную систему школьника: есть риск, что он станет нервозным, постоянно уставшим и не сможет показать хороших результатов ни в учёбе, ни в дополнительных занятиях.

Не лишним будет посетить вместе с ребёнком пробные занятия: познакомиться с преподавателями и новыми ребятами, узнать методику обучения. Такие “гостевые” визиты, особенно когда они проходят вместе с мамой или папой, снижают стресс и увеличивают интерес детей к кружкам.

Помогайте планировать

Задача родителей – помочь ребёнку справиться с психологической и организационной нагрузкой. Во-первых, разговаривайте с дочерью или сыном. Спрашивайте, что из новых предметов ему интересно, а что вызывает непонимание или сложности, кто из новых учителей понравился, а кто пока не очень.

Если поменялся состав класса, обязательно поговорите о том, как складываются отношения с новыми ребятами. Что касается организационной помощи, лучше всего работают наглядные расписания.

Можно вместе со школьником составить и повесить на стену табличку-график, которая будет показывать, домашние задания по каким предметам в какие дни недели готовить.

А может быть, ваши дочь или сын так хорошо управляются со смартфоном, что им будет удобнее и интереснее распланировать своё расписание там. Форма не так важна – важно, чтобы ребёнок постепенно приучился к самоорганизации и планированию.

Поговорите с ним и о распорядке дня. Многие родители настаивают, чтобы сразу после прихода из школы и обеда ребёнок садился за уроки.

Но для многих детей это неудачное решение, поскольку они не успевают достаточно отдохнуть, а после плотной еды ещё и не могут сосредоточиться.

Возможно, школьнику требуется час-полтора на отдых после школьных занятий, и после этого уроки будут делаться быстрее и эффективнее.

Выделите время на отдых и радость

Источник: https://helendoron.ru/blog/uchebnyj-god-bez-stressa

Как начать учебный год без проблем? 5 советов

27.07.2011

Вот и пролетело очередное лето. Пролетело, оставило массу впечатлений, которые теперь превратятся в приятные воспоминания, и поселило в нас ожидание следующего чудесного лета.

Пролетело лето, и наступила осень. А осень – это не только урожай, грибы и дожди. Осень – это начало нового учебного года.

1 сентября – праздничный день, когда все школьники и студенты отмечают начало нового учебного года. В этот день все веселые и красивые отправляются в школу, навстречу новым впечатлениям. Это день поздравлений, бантов и букетов, день улыбок и радостных встреч. К сожалению, 1 сентября заканчивается очень быстро и за ним приходит 2 сентября.

И начинаются рабочие будни, когда надо учиться, делать задания, тихо сидеть и внимательно слушать учителя. Как Вы думаете, после такого большого перерыва легко сразу включиться в рабочий режим? Все мы прекрасно понимаем, что нет. Даже взрослым после отпуска очень нелегко войти в рабочий режим, что уж говорить о детях.

Целых три месяца ребятишки отдыхали, носились по улицам, вставали и ложились спать, когда хотели. А теперь по часам вставать, сидеть на уроках, а потом еще и домашки делать. Как помочь своему ребенку быстрее включиться в рабочий режим? Как легче начать новый учебный год, чтобы избежать многих трудностей и проблем?

Вот 5 советов как начать учебный год без проблем.

Режим дня. Это звучит, может быть банально, но режим дня, особенно для младших школьников, просто необходим. Ведь все мы, и взрослые, и дети, живем по своим биологическим часам – это факт. И наши часы не так-то просто перевести на другое время. Вспомните, как Вы себя чувствуете, когда переводят время с летнего времени на зимнее или наоборот.

Практически все люди какое-то время адаптируются, привыкают к новому времени. То же самое происходит сейчас, когда дети после столь длительного отдыха входят в рабочий режим. И этот рабочий режим требует строгого соблюдения.

Установите время подъема, чтобы ребенок успел спокойно встать, собраться, позавтракать и дойти или доехать до школы. Соответственно возрасту определите время укладывания спать. Младшие школьники должны ложиться спать не позже 9 часов. Значит, все игры и развлечения надо заканчивать около 8 часов, чтобы ребенок успокоился, почитал сам или почитать ему и собрался спать.

Если Вы будете строго соблюдать режим дня , то через неделю –две никаких проблем с укладыванием спать и подъемом у Вас не будет. Малышу вполне хватает двух недель, чтобы выработать и закрепить необходимый режим. А значит, и в школу он будет приходить выспавшимся и готовым к работе, что конечно, улучшит качество работы ученика.

 Режим питания. Под этим понятием кроется не столько прием пищи по часам, сколько график приема пищи. Следует решить, что и как ребенок будет есть утром, после школы и вечером. Если вы выработали режим дня, то и питание тоже нужно подчинить этому режиму.

Здесь, конечно, не всегда возможно строгое соблюдение времени, главное, чтобы ребенок знал, что он должен съесть и примерно когда. Хочу отметить, что для школьников очень важно обязательно позавтракать, чтобы в школе он думал не о еде. А для этого ребенка надо поднять вовремя и приготовить ему еду.

Каждая семья питается по-своему, но поесть утром перед школой малыш должен обязательно и это – обязанность родителей. Родители обязаны накормить ребенка, даже если он не хочет. Просто потому, что он может не хотеть сейчас, особенно если только встал. А пока ребенок доберется до школы, подышит свежим воздухом, побегает и поиграет, аппетит у него появится и захочется есть.

И сидит такой малыш на уроках, а все мысли его крутятся вокруг котлеты, которую он не съел или печенья, которое лежит в портфеле. Тут уж не до уроков.

Другая крайность, когда родители снабжают ребенка таким количеством еды, что на весь класс хватит. Но говорят, чтобы ел сам.

Такой ребенок, даже сытый, на уроках думает о конфетах и бутербродах в портфеле, и, только прозвенит звонок, он начинаем жевать все подряд. И так каждую перемену.

Что потом будет с его желудком, если он ест через каждые 40 минут? Наверняка, ничего хорошего. Про учебу я уже не говорю, здесь не до учебы, когда в портфеле столько соблазнов.

Выполнение домашнего задания. Это для многих проблема номер 1. Если в школе дети еще сидят на уроках, то дома усадить за домашнюю работу бывает очень трудно. А задавать начинают с первых дней! Тут раскачиваться некогда.

Это вопрос тоже стоит решить с первых дней: как и с кем Ваш школьник делает домашки. И даже если он делает их сам, то вечером просто необходимо проверить выполнение работы. Особенное внимание надо обратить на устные уроки, потому что по опыту знаю, что дети выполняют их хуже, а родители меньше контролируют.

Отсроченное домашнее задание. Часто детям задают задание за неделю, а то и две, заранее. Обратите внимание на те уроки, которые проходят раз в неделю. Желательно домашние задания на такие уроки выполнять сразу, пока ребенок помнит материал урока и задание сделается легко.

Если Вы отложите его на потом, то вполне вероятно, что забудете или вспомнив в последний вечер, обнаружите, что там много работы или не хватает материала для работы. И тогда задание выполняется, как правило, наспех, плохо или не совсем правильно, если вообще выполняется.

Выход здесь один: выполняйте такие задания сразу. Это войдет у ребенка в привычку и уже в октябре- ноябре, Вам не придется контролировать выполнение задания и выслушивать замечания учителей.

 Дополнительные занятия, кружки и секции. Очень полезные занятия для детей любого возраста, но в этом вопросе надо рассчитать возможности Вашего ребенка. Сразу много нагрузки, пусть даже это и спортивные кружки, могут негативно сказаться на успеваемости ребенка. Если ученик будет сильно уставать, у него не будет хватать сил на выполнение домашнего задания.

Часто бывает, что все кружки и секции проходят сразу после уроков, и на выполнение домашнего задания остается вечер, когда малыш уже устал, хочет поиграть или посмотреть мультики, а Вы к нему с этими «нудными» уроками.

И Вы не принесете пользы ученику, если он в 9-10 часов вечера будет садиться за уроки после возвращения с кружков и студий. Поэтому прежде, чем записывать малыша в секции и студии, рассчитайте время и возможности своего ребенка.

Здесь верна фраза «лучше меньше – да лучше».

Эти советы возникли не просто так. Глядя на своих детей и учеников, видно какие трудности поджидают их в начале года. Иногда то, что нам, взрослым , кажется мелочью, для детей имеет огромное значение.

Причем, мы не всегда сразу понимаем причины болезней, плохой учебы, раздражительности ребенка. Начинаем ругать, наказывать школьника, хотя на самом деле в его проблемах виноваты взрослые. Те, которыеслишком нагружают ребенка и требует от него сверх его возможностей.

Те, которые позволяют гулять и играть, сидеть перед телевизором до 10-11 часов, а потом с трудом расталкивают в школу.

Помогите своему ребенку избежать лишних проблем, облегчите начало рабочего периода, тем самым Вы избавите и себя от ненужных неприятностей. Удачи Вам и вашим детям! Успешной учебы ученикам!

Источник: http://chitalochka-ru.ru/sovetyi-roditelyam/kak-nachat-uchebnyiy-god-bez-problem-5-so.html

Как помочь ребенку хорошо закончить учебный год?, Школьная жизнь

Конец последней четверти это всегда напряженное время и для ученика, и для его родителей.

Ведь нужно подтянуть все «хвосты», хорошо написать итоговые работы, а времени, как правило, всегда не хватает. Да и настроение не располагает к учебе.

Чтобы ребенок перешел в следующий класс с хорошими оценками и позитивным настроем вы должны помочь ему и рационально распределить время и усилия.

Конец последней четверти это всегда напряженное время и для ученика, и для его родителей. Ведь нужно подтянуть все «хвосты», хорошо написать итоговые работы, а времени, как правило, всегда не хватает. Да и настроение не располагает к учебе.

Чтобы ребенок перешел в следующий класс с хорошими оценками и позитивным настроем вы должны помочь ему и рационально распределить время и усилия.

Читайте также:  Как пользоваться шпаргалками?

Конечно же, в идеале, желание родителей настроить ученика на успешное окончание учебного года должно реализовываться на практике все время. Каждая мама или папа просто обязаны (для блага своего ребенка) разработать индивидуальную схему контроля и поощрения в учебе, и придерживаться ее на протяжении всего времени школьного обучения.

Но если конец последней четверти, как говорится, «на носу» и вы неожиданно узнали о некоторых проблемах или просто хотите помочь школьнику и не пустить процесс учебы на самотек, то мы предлагаем вам испытать на практике наши советы.

Весна – пора веселья, последних усилий и авитаминоза

Казалось бы, последняя четверть ничем не отличается от всего учебного года: количество домашних заданий фактически не меняется, уроки те же, что и раньше, учителя ругаются не больше обычного. Только вот именно в этот период школьники особенно перестают проявлять интерес к учебе, и всячески «отлынивают» от домашних заданий. И на это есть ряд существенных причин:

  • Во-первых, конец учебного года это весна – пора радости и веселья. Все живое инстинктивно пробуждается ото сна, тянется к теплу. Дети не являются исключением, а потому становятся неусидчивыми, более активными и жизнерадостными;
  • Во-вторых, к этому времени ребенок физически и морально устает от практически постоянных умственных нагрузок и психологического стресса, поэтому снижается его трудоспособность и заинтересованность в результатах учебы;
  • В-третьих, свое «черное» дело делает авитаминоз, из-за которого даже самые здоровые и физически активные дети испытывают сложности с концентрацией внимания и проблемы с общим самочувствием.

Полезные советы для заботливых родителей

Чтобы минимизировать возникновение возможных проблем, а также поддержать стремления ребенка к знаниям, родителям очень важно придерживаться нескольких простых правил:

  • не лишайте ребенка общения с друзьями и отдыха только лишь на том основании, что скоро конец учебного года;
  • если необходимо «подтянуть» ученика по какому-то предмету, обязательно обсудите тактику поведения с учителем-предметником. Он укажет вам на конкретные пробелы в знаниях, сданных работах, посоветует, как лучше устранить недоработки, а вы поможете воплотить это в жизнь таким образом, чтобы ребенку было удобно и комфортно на дополнительных занятиях;
  • не требуйте отличных оценок по всем предметам. Ребенок должен развиваться гармонично, в соответствии со своими интересами и возможностями (это, конечно, не значит, что если ребенок не отличается склонностью к математическим наукам, то можно забросить алгебру, просто не заставляйте его делать то, что он не способен осилить);
  • с самого начала учебного года в школе обязательно объясняйте ребенку, зачем нужны изучаемые предметы и какая от них будет практическая польза в будущем.
  • Рационально спланируйте режим дня ребенка и следите за его соблюдением.
  • Правильное распределение рабочего и свободного времени, как правило, является проблематичным для школьников. Ведь так хочется погулять подольше и корпеть над учебниками как можно меньше. Но родители уже знают истинную цену времени и усилиям и могут объяснить ребенку их важность. Разработайте индивидуальный режим дня для своего ребенка.
  • Дополнительные занятия, пересдачи, работа над «хвостами» тоже должны быть учтены. Если вы с ребенком проанализируете проблемы, спланируете общую работу над ними, дадите школьнику стимул хорошо окончить учебный год, то все будет отлично!
  • Помогите ребенку сформировать цель (удачное окончание учебного года), объясните ее важность и вместе создайте пути ее достижения.

И самое главное, нужно думать не о том, как заставить ребенка хорошо учится, а о том, как начать этот процесс. Если вы поставите ультиматум, это подсознательно вызовет сопротивление. Поэтому объясните практическую важность учебы в целом и хороших оценок в конце года в частности.

Правильная психологическая мотивация – залог хороших оценок

Для каждого ребенка нужно подобрать актуальный стимул: близкую или долгосрочную перспективу чего-то важного для учащегося.

Например, настройте ребенка на самомотивацию: «Если я хорошо окончу учебу, мне удастся поступить в престижный ВУЗ и получить высокооплачиваемую профессию», «Если я хорошо окончу учебный год, у меня будут лучшие результаты, чем у других», «В случае успешного окончания четверти родители подарят мне путевку в лагерь».

Постарайтесь внести в учебу как можно больше элементов игры. Это разрядит психологическую обстановку и заинтересует ученика.

Даже такие мелочи как новые цветные ручки, блокнот с любимыми персонажами или актерами, интересные скрепки, магниты, наклейки могут значительно повысить желание ребенка учиться за счет создания непринужденной атмосферы.

Превратите процесс решения задачи в соревнование, игру. Не делайте из домашнего задания пытку, где вы исполняете роль надзирателя, а ребенок дрожащего узника.

Обязательно хвалите ребенка даже за маленькие успехи, но не поощряйте каждую хорошую оценку финансово или материально. Ведь в будущем за его работу начальник не доплатит зарплату просто так.

Ученик должен понимать, что учеба сейчас это залог его успешности как человека в будущем.

Однако, когда конец учебного года близок, и ребенку нужно активизировать свои силы, поощрение в виде, например, нового телефона, поездки с друзьями, покупки скейтборда станет для него настоящим источником вдохновения.

Материал полезен?

Источник: https://fulledu.ru/articles/839_kak-pomoch-rebenku-horosho-zakonchit-uchebnyy-god.html

«Курсы выживания» в российской армии

В мае 2012 года в средствах массовой информации появилась информация о том, что в российских вооруженных силах вводится новая интенсивная программа подготовки военнослужащих, которые проходят службу в сухопутных войсках. В народе эта программа получила название «курсы выживания», поскольку включает в себя комплексы специальных упражнений, направленных на преодоление страха, а также освоение методик самоконтроля и саморегуляции.

Программа длится шесть недель. Утверждена она была Главнокомандующим сухопутными войсками генерал-полковником Александром Постниковым, который уверен, что она поможет добавить в процесс подготовки военнослужащих определенный элемент разумного риска и внезапности.

По словам полковника Сергея Власова, в новый курс были заложены основы выживания, которые включают знания о способах выживания в различных климатических условиях, при различных температурах, влияние высокогорья на человеческий организм, а также методики самоконтроля и саморегуляции.

Не прошло и полугода, как в прессе и в Интернете разгорелась громкая полемика относительно сообразности введения новой программы подготовки. Многие уверены в том, что такие «курсы выживания» унизительны и противозаконны, многие называют их абсурдными, а еще часть не верит, что такое в самом деле существует. Но обо всем по порядку.

В первую очередь необходимо отметить, что, начиная с мая текущего года, интенсивная подготовка стала обязательной для всех контрактников, как тех, кто только пришел служить, так и тех, кто проходит ее довольно давно.

Более того, этот курс также обязателен для технических специалистов и даже женщин-военнослужащих.

В том случае, если солдат откажется от прохождения или же провалит курс, это может стать достаточным основанием для его увольнения из рядов вооруженных сил по причине несоответствия требованиям, которые предъявляются к профессиональным военнослужащим.

На деле именно так и происходит. С момента введения программы боле тысячи контрактников не прошли курсы выживания, или же отказались от прохождения. Сейчас же эта цифра увеличилась еще на 350 человек. Кроме того, примерно тысяча военных написала рапорта с отказом проходить курс, а еще некоторое количество военных просто не прошло медкомиссию.

Что касается непосредственно самой программы, то это курс общевойсковой подготовки, который на первый взгляд имеет очень мало точек соприкосновения с военно-воздушными силами, силами противовоздушной обороны, морским подразделениям, соединениям связи или техническим специалистам. Тем не менее, и интенсивность программы, и нагрузки ее крайне высоки для всех проходящих курс. Даже несмотря на то, что это в некоторой степени зависит от условий учебной части, на базе которой он проходит.

В состав курса входит, кроме интенсивной физической подготовки, огневая, боевая, медицинская, тактическая, инженерная, химическая подготовки. Большая часть курса проходит на полигонах.

После завершения курса все сдают итоговые экзамены по боевой и физической подготовке. Что касается курса для женщин-военнослужащих, то для них курс немного видоизменен.

Так, к примеру, они должны преодолеть 3-километровый марш-бросок за 15 минут. Кроме того, существует и психологический тест – так называемая «обкатка танком» — необходимо выдержать, не испугаться, пропустить его, а затем подбить.

Кроме того, женщины также должны сдать экзамены по оказанию первой медицинской помощи в полевых условиях.

Читайте также  Международный военно-технический форум «АРМИЯ-2015»

По большому счету можно говорить о том, что новая программа подготовки – это не что иное, как курс молодого бойца, только поставленный на более высокий профессиональный уровень, который состоит исключительно из боевой практической подготовки.

Непосредственно к курсу выживания можно отнести большие физически нагрузки, в особенности для женщин.

Ведь большинству из них уже хорошо за 40, и после 5-километрового марш-броска они могут страдать от повышенного давления.

Кроме того, если женщина хрупкого телосложения, то поднять рюкзак со всеми необходимыми компонентами (бронированная каска, саперная лопатка, противогаз) будет не простой задачей.

Среди самих военнослужащих также существуют различные мнения по поводу того, нужен ли этот курс выживания поголовно всем, или же стоит ограничить его прохождение исключительно боевыми подразделениями.

Одни (в частности, морские пехотинцы) утверждают, что данная программа – это никакой не курс выживания – а так, курс молодого бойца, который не имеет ничего общего с основами выживания в экстремальных ситуациях.

По мнению других, — это чистой воды абсурд заставлять летчиков или моряков лезть под танки или преодолевать огромные расстояния в марш-бросках.

Ведь, если уж на то пошло, военные сухопутных войск не смогут в случае необходимости подготовить самолет к вылету или корабль к отплытию.

Поэтому, либо необходимо вводить дополнительный курс для сухопутных войск по овладению этими навыками, либо отменять существующий курс выживания для военно-воздушных и военно-морских сил. Каждый должен заниматься тем, чему обучен.

Но, если вникнуть в суть проблемы глубже, то в вооруженных силах не может быть не боевых формирований, поскольку в условиях реальных боевых действий ситуация может сложиться таким образом, что придется отбиваться от противника, лежа в окопе с автоматом, а не сидя за штурвалом самолета или же с гаечным ключом наперевес. И тогда уже ни состояние здоровья, ни род войск, ни возраст не будут иметь большого значения.

Читайте также  Не исполненные обещания Минобороны в 2011 году

Кроме того, любой род войск предполагает наличие у бойцов определенной физической и боевой подготовки, поэтому «курс выживания» только поможет повысить их уровень.

Необходимо также сказать и о том, что новая программа дает возможность укомплектовать армию высокопрофессиональными специалистами. Она выявляет тех, кто пришел на службу только ради хорошего материального довольствия и не понимает, зачем ползать в грязи и обучаться военному делу, если можно посидеть где-нибудь на узле связи или в штабе подразделения.

Однако не стоит думать, что данная программа идеальна. Здесь также существуют определенные проблемы, подумать о решении которых намного важнее, чем рассуждать о целесообразности ее вообще. Если уж курс существует, то лучше подумать о том, как повысить его эффективность.

В первую очередь необходимо бороться с таким негативным, но, к сожалению, распространенным явлением, как платная сдача итоговых экзаменов. Такое часто практикуется на уровне взводов и в большинстве случаев спровоцировано самими военнослужащими, напуганными перспективой провалить курс.

Но если начинают намекать на «финансовое сопровождение» курса, не стоит безропотно соглашаться, ведь отсеиваются, как правило, те, кто добровольно написал рапорт еще до начала прохождения его, либо же те, кто не прошел медицинскую комиссию.

А в случае, когда военные отсеивались бы по ходу курса, действительно очень немного.

Еще одна серьезная проблема – это экипировка, а если точнее – приобретение ее за свои средства, которые потом никто компенсировать не будет.

Но если уж выбирать между тем, что может предложить государство, и тем, что можно купить самостоятельно, то, несомненно, лучше остановиться на втором варианте.

И надеяться, что со временем ситуация изменится к лучшему. Маловероятно, конечно, но все же…

Вполне возможно предположить, что ужесточение требований к военнослужащим-контрактникам связано с тем законом, который был принят в начале 2012 года.

Согласно ему, в скором времени планируется значительное повышение денежного довольствия для военных российской армии.

В зависимости от должности и стажа рядовой солдат контрактной службы будет получать порядка 25-35 тысяч рублей, а в отдельных случаях – и до 42 тысяч. Кроме того, планируется также увеличение компенсации за аренду жилья.

Такие условия, по мнению военного руководства, станут причиной увеличения желающих служить.

Поэтому помимо соответствующего возраста (19-30 лет), наличие полного среднего образования, отсутствие физических и психологических противопоказаний, и положительных результатов тестов на профессиональную пригодность, курс на выживание станет одним из факторов отбора тех, кто пришел в армию по призванию.

/Валерий Бовал, topwar.ru/

Источник: https://army-news.ru/2012/08/kursy-vyzhivaniya-v-rossijskoj-armii/

Ссылка на основную публикацию