Кем работать после аспирантуры?

Стоит ли идти в аспирантуру?

В итоге я её закончил, но диссертацию не дописал — получение степени и окончание аспирантуры это разные вещи. Срок действия кандидатских минимумов не ограничен вообще (для 4 и 5), так что я теоретически могу её дописать хоть через 10 лет и вынести на суд учёного совета. Но практически мне это не интересно.

Я просто скажу честно — за всё время учёбы я просто не встретил ни одного человека, про которого мне хотелось бы сказать, что вот я хочу так же как он/она. Я честно говоря вообще не могу понять, зачем это кому-то может быть нужно. Создаётся впечатление, что там просто народ варится в этой каше и всё.

Кто подрабатывает халтуркой на стороне, у кого у родителей денег полно. Кто просто живёт на 10 000 и на каждом обеденном перерыве винит государство в том, что оно не поддерживает науку и институты. При этом оооочень мало людей (я знаю одного) пытаются сделать что-то действительно толковое и продать свои мозги и результаты.

Причём у меня ВУЗ сугубо технический и прикладной — реально каждый диссер должен просто внедряться на заводы (которых тут тоже полно), а выпускник поступать на работу хотя бы инженером 1 категории.

Как-то в общем, не прижился я в этой среде — ушёл на завод работать программистом. В офис как-то не очень хотелось изначально.

Мы тут оборудование делаем для диагностики трубопроводов, и, честное слово, тут науки на порядок больше, чем в написании диссертации. Я вот ни капли не сомневаюсь в том, что взять любой наш прибор и на нём в моём ВУЗе могли бы защищать диссеры десять наборов аспирантов как минимум. А мы тут просто их молча делаем и продаём.

Бюрократии, конечно, тоже хватает, но по крайней мере можно взять и в руках подержать результат своей деятельности.

Нравится 5 Комментировать

Только за границу. У нас аспирантура это не научная деятельность, не исследования, а выполнение плана-графика с точным соблюдением бюрократических норм.

Суть работы особо никого не интересует, да и никто в неё особо не вникает — главное правильно и вовремя документы оформлять. Отучился 2 года, сдал все кандидатские минимумы на 4 и 5, вполне мог бы написать бюрократически корректную чушь и получить свою корочку.

Собственно, именно это руководители от меня и требовали 🙂 Но у меня как-то очень быстро закончилась мотивация.

Ещё, конечно, немного сказалось то, что тема диссертации была не особо интересна лично мне (хотя была связана с ИТ, разумеется), но тут опять же выбирать не приходится — Вам будут неиллюзорно намекать, что нужно брать работу по теме деятельности кафедры, дабы использовать опыт предыдущих наработок итд итп.

Нравится 4 5 комментариеводнозначно стоит, а если еще и по специальности, то вообще класс, можно выбрать интересную тему и пилить исследования — такие знания всегда пригодятся.

плюсы: большой плюс при наеме в зарубежные фирмы при рассмотрении иммиграционного дела дает дополнительный балл откос от армии еще на три года минусы: упущенное время, потраченное на подготовку никому не нужной диссертации если это непосредственно не связано с тем, что тебя действительно интересует.

как правило второй и последующий год по вольному распорядку, да и первый год свободное посещение, всегда можно устроится на работу чтоб не потерять квалификацию

PS сам кандидат наук и ни сколько не жалею о потраченном времени.

Нравится 2 5 комментариевВы решите чего в дальнейшем хотите по жизни. Если работать в научном учреждении или ВУзе (не важно — в России или за рубежом) — то аспирантура и ученая степень Вам пригодятся. Если пойдете в бизнес или гос.сектор — только в качестве поднятия авторитета.

Если работать на дядю — тут лишние несколько лет опыта могут оказаться важнее корочки. Во всяком случае если работодатель адекватный. Только при принятии решения учтите что в нашей науке и высшей школе денег нет и не будет — так что на это расчитывать не стоит. Наша степень вполне приравнивается к зарубежной (не везде, но скажем во Франции, Германии.

..). Но там, насколько понимаю, от неё так же есть смысл при дальнейшей работе в науке или ВУЗе. Я закончил аспирантуру (российскую, заочка, 4 года) и защитился (экономист) в прошлом году. Профита пока нет, но я ещё жду корочки. В ВУЗе преподаю на пол-ставки — больше для собственного интереса. В общем пока 4 года потраченного времени.

Друзья мои за это время в карьере ушли далеко. К слову, до конца аспирантуры у нас доходит 25% — т.к. времени требуется много, а отдача весьма туманная. 1. Очертите область исследования. Поизучайте, попишите статьи в научные журналы. Российские, зарубежные. 2. Найдите научника. По computer science наверно действительно лучше будет за рубежом 3.

Поищите кому требуется исследование в этой области, обратитесь в крупные компании. Думаю зарубежные — там наука нужнее. Попробуйте продать собственное время. Основная проблема российской науки — в том что это «вещь в себе» и 99,9% работ оканчивают жизнь на бумаге.

При наличии статей и исследования, хорошего научника, защита будет делом техники.

Аспирантура сама по себе даёт немного, по сравнению с потраченным временем…

Вообще, если правильно выбрать тему, то аспирантура может дать много. Есть вещи, которые просто ну не будешь изучать на работе или дом в силу разных причин. Когда делаешь научную работу по неволе читаешь новые статьи, вырабатываешь навыки написания научных статей.

То есть фактически не только расширяешь кругозор но и получаешь определенный положительный опыт. Естественно, нужно быть готовым и к бумажной волоките, отчетам на кафедре, Сам процесс написания дисера тоже много времени отнимает. Опять таки многое зависит от ВУЗа и научного руководителя. Ну и от аспиранта конечно.

Так что я бы рекомендовал аспирантуру, с учетом того, что нужно будет постараться выбрать действительно интересную и новую тему

Нравится 1 8 комментариев

Вот даже не то, что идти, а это аспирантуре нужны именно такие аспиранты как вы, единственное, что не везде таким оказывается должная поддержка (я про Россию), так что вам придётся пробивать стены, скорее всего. В любом случае, удачи, думаю, стоит попробовать!

Если нет выраженного поля интересов — то лучше его найти. Закнчил ВУЗ лет 5 назад и теперь отчетливо осознаю что мне надо от дальнейшего обучения, и как то мне поможет.

А поднять уровень получилось много-много работая.

Нравится 1 5 комментариев

Я для себя решил, что в аспирантуру не пойду. Закончил ВУЗ в этом году. Во время учёбы я делал много различных проектов, старался ездить на выставки. У меня была интересная мне и товарищам тема, по которой мы защитили не одну курсовую и написали не одну публикацию.

Но, к сожалению, у нас не получилось добиться какой-то помощи по проекту, кроме защиты нескольких курсовых, темы которых сильно пересекались с темой нашей работы (помнится однажды мы попросили SVN репозиторий… не выделили). Выставки — это отдельная песня, но сейчас не о них.

За это время я познакомился с организацией «научной деятельности» в своём ВУЗе, пообщался с другими аспирантами. И как-то разочаровался я в этой системе. Сейчас я уверен, что научная деятельность организована гораздо более удобной в R&D отделениях компаний.

За пол года работы я перечитал больше литературы по математике, чем за последний семестр в ВУЗе.

У нас в стране главный профит аспирантуры — плюшки при работе преподавателем. Для работадателей в большинстве случаев это незначительный плюс. Второй профит — саморазвитие. Стипендия не сильно отличается от студенческой, так что придется параллельно работать. Ну и третий — отсрочка с возможноестью освобождения от службы в случае успешной защиты.

Если идти для саморазвития, то только в том случае, если есть тема которая действительно интересна и не пугает то, что большая часть работы — это всевоможные публикации, которые чаще всего пишутся неохотно и для галочки.

Теоретически, можно и за год закончить аспирантуру и защититься, но это если действительно сильный интерес и параллельно ничем серьезным не заниматься.

Нравится 1 5 комментариевБросайте аспирантуру и приезжайте в Санкт-Петербург. Тут красиво, хотя насчет интересной работы — не уверен.

Хотя, если будете учиться за границей, наверно, это сильно повышает шансы попасть в какой-нибудь Гугл.

еще как плюс: дает возможность стажировки в летних программах от Майкрософт (у них хорошая летняя школа по структурам данных) или летняя программа от Гугль

я проходил летнюю стажировку в Институте Прикладного системного анализа (Австрия), тоже ничего 🙂

Что такое аспирантура и наука? — Это удовлетворение своего лубопытства за чужой счет.

В зарубежную аспирантуру стоит ехать с готовыми идеями и етмами, чтобы получать детьги А для более быстрого и качественного попадания в зарубеждую аспирантуру и научную среду нужет хороший руководитель здесь, Который введет в соответсвующие круги.

Поэтому если решитесь идти в аспирантуру делайте сейчас шаги: 1. выбор области научных интересов 2. поиск и знакомство с потенциальный руководителем 3. статьи конференции и другие атрибуты академической активности.

4. аспирантура и… все в ваших руках.

Нравится 1 8 комментариев

Источник: https://toster.ru/q/22281

Магистратура и аспирантура: стоит ли учиться дальше?

В настоящее время идет процесс интеграции высшей школы России в Европейское пространство. Это приводит к тому, что требуется новый взгляд на систему высшего профессионального образования в целом.

Дипломы магистров гарантируют мобильность в трудоустройстве и сопоставимы во всех странах мира.

Качественное высшее образование, соответствующее международным стандартам, – это перспективные возможности построения научной или бизнес-карьеры в России или за рубежом.

Сейчас происходит обновление Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Большинство университетов и других высших учебных заведений одним из приоритетных направлений своей деятельности считают реализацию магистерских программ подготовки.

Как следствие происходящих перемен в сфере высшего образования некоторые российские университеты столкнулись с тем, что им придется обновлять форму и содержание предоставляемых образовательных услуг.

Согласно международным образовательным стандартам процесс создания эффективных механизмов развития специальностей и факультетов длительный и непростой.

Сложности переходного периода

В результате реформы высшего профессионального образования должен быть осуществлен переход на двухуровневую систему. Первый уровень – бакалавриат, срок обучения на этом уровне составляет 4 года. Второй уровень – магистратура, срок обучения 6 лет, из них 4 года бакалавриат и 2 года магистратура.

Россия сейчас находится в процессе перехода на 2-х уровневую систему образования. К такой реформе в настоящее время готовы далеко не все вузы. Не каждый вуз может предоставить образовательные услуги по всему спектру специальностей и направлений подготовки, не каждый вуз может иметь аспирантуру и магистратуру.

Поэтому, выбирая вуз, нужно учитывать не только его специализацию, но и возможность в дальнейшем обучаться в магистратуре или аспирантуре в его стенах.

Специфика некоторых профессий предполагает после 4-х лет обучения по программе бакалавриата для дальнейшей успешной практической деятельности пройти 2-х летний курс магистратуры.

Переход сферы высшего образования на европейские стандарты вне сомнения принесет ощутимые преимущества будущим выпускникам вузов. Однако и высшим учебным заведениям и будущим студентам придется столкнуться с определенными сложностями в процессе переходного периода.

С введением новой системы образования очень важно сделать правильный выбор формы и программы образования: в течение какого времени вы готовы обучаться, хотите ли вы получить высшее образование или вам будет достаточно степени бакалавра, может быть вам требуется полное высшее образование – магистратура, или же вы желаете обязательно поступить в аспирантуру.

Читайте также:  На что есть скидка, если ты студент?

Ответив для себя на эти вопросы, вы сможете определиться с чего начинать – колледж или бакалавриат, и чем закончить обучение – магистратура или аспирантура.

Для чего придумали магистратуру?

Магистр – это самый высокий уровень профессионального образования, вторая ступень после бакалавриата.

Обучаясь в магистратуре можно дополнить базовое образование и получить степень магистра по другой специальности или профильному направлению.

Основное преимущество магистратуры – приобретение опыта профессиональной деятельности, получение практических знаний, глубокое понимание практических проблем. Кроме того, в магистратуре можно получить опыт научно-исследовательской работы.

Учеба в магистратуре кроме престижности является ещё и объективной необходимостью для построения успешной карьеры, особенно по таким направлениям как менеджмент, экономика, политология, социология, юриспруденция, экология и природопользование. В феврале 2011 года приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Академии МНЭПУ дано право на ведение образовательной деятельности по данным направлениям подготовки магистров.

Программы магистратуры можно разделить на обучающие – содержат курс лекций и семинаров с последующей защитой итоговой работы, – и исследовательские – здесь студенты под наблюдением преподавателя проводят самостоятельные исследования в интересующей области. При очной форме обучения срок обучения – 2 года, при заочной – 3 года.

После окончания обучения в магистратуре можно продолжить обучаться в аспирантуре, обучение в которой в российских вузах продолжается в течение 3 лет, при заочной форме обучения – 4 года.

Аспирантура представляет собой форму повышения квалификации, основная цель которой  – подготовка к соисканию ученой степени кандидата наук.

Итогом обучения в аспирантуре становится защита кандидатской диссертации, после чего аспиранту присваивается степень кандидата науки и он может продолжить обучаться в докторантуре. Аспирантура – отправная точка для тех, кто хочет посвятить свою деятельность науке.

В аспирантуре приобретается умение организовать и реализовать какой-либо проект, находить и устанавливать контакты в профессиональной сфере. Обучаясь в аспирантуре, вы имеете возможность накопления социального капитала.

Аспирантуру можно успешно совмещать с текущей работой, если у вас хорошие навыки самоорганизации. Такую возможность предоставляет соискательство и заочная аспирантура.

Аспирантура становится привлекательной

Выпускники вузов, ориентированные на стремительный карьерный рост, зачастую ставят под сомнение целесообразность дальнейшего обучения в аспирантуре. Обучение в аспирантуре обычно ассоциируется с временными, интеллектуальными и финансовыми затратами.

В то же время практические выгоды и жизненные перспективы в процессе обучения и после получения ученой степени достаточно туманны.

Теперь, в процессе интеграции российского высшего образования в европейское пространство, аспирантура становится все более привлекательной.

Новые связи, слава, деньги

Все более активно к учебному процессу привлекаются специалисты партнерских организаций отечественных и зарубежных, ведущие профессора из университетов США и Европы.

У аспирантов сейчас все больше возможностей претендовать на стипендии и гранты, принимать участие в международных конференциях, проходить стажировки в других странах, налаживать новые связи и находить новые контакты. Стипендии и гранты в настоящее время имеют впечатляющие размеры.

Однако принимать участие в конкурсах на их получение могут только студенты, научные работники и аспиранты, обучающиеся в официальных организациях.

Аспирантура или второе высшее образование

Реальной альтернативой второму высшему образованию может стать аспирантура. Например, у вас уже есть высшее образование психолога или филолога, но вы хотите стать профессионалом в какой-то другой области.

Послевузовское профессиональное образование сегодня можно получить в аспирантуре Академии МНЭПУ.

Вы можете обучаться по приоритетным на сегодняшний день направлениям науки: экономике, политологии, юриспруденции, экологии, геоэкологии.

Перспектива карьерного роста

Сегодня бытует мнение, что наличие кандидатской степени ни в коей мере не повышает рейтинг соискателя на вакансию в глазах работодателя. В действительности это не так.

Наличие ученой степени – залог успешной карьеры для госслужащего. При распределении должностей в органах законодательной, исполнительной и судебной власти по-прежнему принимается во внимание факт наличия ученой степени.

В первую очередь, когда речь идет о ключевых должностях.

Отличная мотивация

Хорошей мотивацией к обучению является платная аспирантура. Это будет ваш осознанный выбор, поэтому и отношение к учебе более серьезным. Зачастую аспиранты бюджетной аспирантуры в итоге бросают её от усталости, разочарования или просто лени.

Если вы вложили собственные деньги в аспирантуру, то это будет дополнительной страховкой забросить обучение раньше времени. И чем больше собственных ресурсов вы вложите в обучение, тем сложнее будет вам отказаться от итоговой защиты диссертации.

Вложенные средства и приложенные усилия не должны пропасть впустую.

Источник: http://ucheba02.ru/articles/article-61.html

Что выбрать: магистратуру или аспирантуру?

Система многоуровневого образования, подразумевающая получение степеней бакалавра и магистра, введена у нас уже более 15 лет назад.

Споры по поводу эффективности и необходимости такой образовательной практики не утихают до сих пор.

Однако почти 200 российских вузов сейчас осуществляют подготовку магистров по более чем 100 различным направлениям, и их число постоянно растет. Что же такое магистратура и кому она нужна?

Согласно закону «Об образовании» 1992 года и многочисленным постановлениям Минобразования (а до этого Госкомвуза), магистратуру можно назвать третьим уровнем высшего образования. Ей предшествуют бакалавриат и полное высшее образование.

Бакалавр получает базовое высшее образование, без какой-либо узкой специализации. Как правило, срок обучения в бакалавриате – 4 года, по истечении которых можно сразу приступить к поиску работы. Если ваша цель – магистратура, то именно бакалавриат соответствующего вуза – лучшая «отправная площадка».

Полное высшее образование подразумевает обучение в течение 5 лет, по окончании которого, сдав госэкзамены и защитив дипломную работу, вы становитесь специалистом или дипломированным специалистом. Собственно, такая подготовка существовала в советских вузах и существует в большинстве российских и поныне, хотя специалитет, по-видимому, постепенно уходит в прошлое.

И степень бакалавра, и диплом специалиста равно считаются высшим образованием, следовательно, позволяют вам поступить в магистратуру. Ответим на ряд вопросов, касающихся получения степени магистра.

Кому следует стремиться к получению степени магистра?

Раньше в магистратуру шли прежде всего те, кто решил посвятить себя академической карьере – научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности или работе в сфере наукоемких технологий.

Сегодня эта особенность магистратуры сохраняется в большинстве вузов, однако с каждым годом появляется все больше программ магистратуры четкой практической направленности и более узкой специализации.

Можно сказать, что со все более четким переходом на систему «бакалавриат – магистратура» первый становится источником базовых знаний без специализации, а вторая как раз дает более практические и узкие знания в выбранной области. 

Какова длительность и содержание магистерской программы?

Длительность программы – два года. При поступлении необходимо представить диплом бакалавра, либо дипломированного специалиста, либо специалиста. В первых двух случаях кандидат имеет право на бесплатное обучение (первое высшее), в третьем – только на платное (второе высшее).

Магистерская программа включает в себя две приблизительно равные по объему составляющие – образовательную и научно-исследовательскую.

Соответственно, по ее окончании необходимо, во-первых, сдать экзамены, а во-вторых – представить научно-исследовательскую работу: магистерскую диссертацию.

Платно или бесплатно?

Если раньше можно было поступить бесплатно только в магистратуру «своего» вуза, то есть того, в котором кандидат окончил бакалавриат или специалитет, то уже несколько лет как эта ситуация изменилась: поступать на бюджетное отделение можно и в другой вуз.

Для тех, кто выбрал научную карьеру, отметим, что магистратура является прекрасной подготовкой к поступлению в аспирантуру с перспективой получения степени кандидата наук.

За время обучения в магистратуре будущий аспирант привыкает к самостоятельной научной работе.

При этом магистратура ни в коей мере не заменяет и не дублирует последней, так как, в отличие от аспирантуры, академическая часть программы имеет не меньшее значение для подготовки магистра, нежели научно-исследовательская составляющая.

Аспирантура

Если вы твердо решили связать свою жизнь с научной деятельностью или преподаванием, поступление в аспирантуру станет для вас почти необходимым шагом. Аспирантура – стезя будущего кандидата наук.

Степень кандидата достигается защитой диссертации после обучения сроком до 3 лет в очной аспирантуре (или до 4 лет в заочной аспирантуре).

За это время предстоит подготовить несколько научных публикаций и сдать 3 кандидатских экзамена – обычно это философия, иностранный язык и экзамен по специальности.

Кроме того, у вас будет возможность (или даже обязанность) вести семинары и принимать экзамены – что немаловажно, если вы заинтересованы в преподавательской деятельности.

Помочь вам на пути к статусу аспиранта может, как уже было сказано выше, магистерская степень. Кроме того, необходимо хорошо учиться, писать научные статьи, выступать на вузовских конференциях. Определяющим фактором является мнение о вас ученого совета вуза и вашего научного руководителя.

Помимо вузов, аспирантура существует при различных НИИ.

Прием аспирантов в научные институты на порядок ниже, чем в аспирантуру при учебных заведениях: ежегодно в вузовскую аспирантуру поступает свыше 100 тысяч соискателей, в то время как научные институты принимают около 17 тысяч аспирантов в год.

Таким образом, к преимуществам аспирантуры при НИИ можно отнести более низкий уровень конкуренции за вакантные места. Наверняка в вашем вузе преподают научные сотрудники – с ними можно договориться о практике, а в дальнейшем – и о поступлении в аспирантуру при НИИ.

Получение степени кандидата наук происходит посредством защиты диссертации перед диссертационным советом. После повторной проверки работы (на этот раз Высшей аттестационной комиссией – ВАК) и при положительном решении комиссии соискатель получает заветную «корочку» кандидата наук.

Немного фактов:

  • Уровень владения иностранным языком должен позволить будущему кандидату наук перевести близко к тексту одну страницу машинописного текста за 1 час.
  • В большинстве своем аспирантура бесплатна, но существуют и платные – особенно при негосударственных вузах и по экономическим специальностям.
  • Учащимся очной формы аспирантуры предоставляется отсрочка от армии на три года; кандидаты наук призыву не подлежат.
  • Если степень кандидата наук – не главная ваша цель, вы можете завершить обучение в аспирантуре без защиты диссертации. В этом случае вам будет выдан диплом об окончании аспирантуры и о сдаче кандидатских экзаменов.
  • Аналог аспирантуры в военных учебных заведениях будет называться адъюнктурой, а в медицинских – ординатурой.
  • Кандидат наук может претендовать на получение степени доктора наук путем поступления в докторантуру, подготовки и защиты докторской диссертации.
  • Получение ученой степени возможно в форме соискательства. В этом случае сдача экзаменов и защита диссертации происходит без отрыва от основного места работы, в аспирантуру или докторантуру соискатели не поступают.

Актуальный вопрос: что даст вам степень кандидата наук на рынке труда, если преподавательской деятельностью вы заниматься не собираетесь? Итак, в каком случае вам следует подумать о защите диссертации:

  • Если вы работаете в сфере наукоемких технологий. Степень кандидата медицинских, биологических, физико-математических и прочих естественных наук гарантирует преимущество при найме на работу высококвалифицированных специалистов. Это касается работы не только в России, но и за рубежом.
  • Если вы хотите стать руководителем высшего звена в России. На Западе отечественные кадры, имеющие степень по гуманитарным наукам (экономика, юриспруденция, социология), ценятся значительно ниже, нежели «естественники». В вакансиях же наших предприятий нередко можно встретить желательность наличия ученой степени – так что решение защитить диссертацию для будущего ведущего юриста или финансового директора стратегически оправдано.

Грядут перемены

В 2015 году должны вступить в силу новые стандарты для магистратуры и аспирантуры, которые серьезно ужесточают требования к аккредитации таких программ в вузах и НИИ. Согласно этим изменениям, многие вузы потеряют право предлагать магистерские и аспирантские программы.

Освободившиеся места будут перераспределены в пользу ведущих вузов страны, которые смогут обеспечить все требования к этим программам.

Причем это будут не только столичные университеты, так как Министерство образования и науки РФ планирует обеспечить магистратурой и аспирантурой крупные региональные вузы.

Источник: https://www.begin.ru/add/magistratura/magistr-vs-aspirant.html

Ответы на часто задаваемые вопросы

Отдел аспирантуры и докторантуры

Читайте также:  Почему не стоит бояться жизни после студенчества?

Кто несет ответственность за подготовку научных и научно-педагогических кадров в системе послевузовского профессионального образования?

Ответственность за работу по подготовке научных и научно-педагогических кадров в сфере послевузовского профессионального образования возложена на федеральный орган управления образованием – Министерство образования Российской Федерации.

Минобразование России решает вопросы, связанные с открытием аспирантуры и докторантуры, реорганизацией и прекращением в случае необходимости их деятельности, осуществляет научно-методическое руководство и контроль за работой аспирантуры и докторантуры в образовательных и научных учреждениях, организациях независимо от их организационно-правовых форм и ведомственной принадлежности.

Какие основные формы подготовки научно-педагогических и научных кадров существуют в нашей стране?

В России существуют следующие основные формы подготовки научно-педагогических кадров:

  • аспирантура (адъюнктура) – очная и заочная;
  • докторантура – очная;
  • соискательство ученой степени кандидата наук;
  • соискательство ученой степени доктора наук;
  • ординатура;
  • интернатура.

Что такое аспирантура?

Аспирантура – основная форма подготовки научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации.

Подготовка аспирантов осуществляется в соответствии с действующей Номенклатурой специальностей научных работников, утверждаемой министерством промышленности, науки и технологий Российской Федерации (приказ Минпромнауки России от 31.01.2001 № 47).

Каков порядок и процедура открытия аспирантуры?

Открыть аспирантуру или прекратить ее деятельность в образовательных учреждениях (далее – высшие учебные заведения) или научных учреждениях, организациях независимо от их ведомственной подчиненности может только Министерство образования Российской Федерации. Минобразование России в этих целях проводит соответствующую экспертизу высшего учебного заведения или научного учреждения, организации, после чего оформляет свое решение приказом.

Инициатором открытия аспирантуры выступают вузы, научные учреждения, организации и те министерства и ведомства, в ведении которых данные учебные заведения и научные учреждения, организации находятся.

Источник: https://www.altstu.ru/structure/unit/odia/article/v_pomosh/

Аспирантура за рубежом

Обучение за рубежом Послевузовское образование за рубежом Аспирантура за рубежом

Качества обучения в аспирантуре и цены в наших вузах чаще всего не соответствуют заграничным аналогам. Подтверждение тому – рейтинг, составленный газетой «The Times». Он содержит перечень из 200 лучших вузов мира.

И в нем нет ни одного отечественного университета! Поэтому все больше молодых специалистов поисках достойного образования устремляются за границу.

Каковы нюансы обучения в аспирантуре за рубежом? Как и в каком порядке надо действовать, чтобы попасть туда? Рассмотрим эти вопросы подробнее.

Аспирантура представляет собой систему по подготовке научных кадров при высших учебных заведениях, следующую после той или иной ступени высшего образования.

Итогом обучения в аспирантуре является получение высшей квалификации кандидата наук.

Аспирант осуществляет самостоятельную научно-исследовательскую работу, результаты которой он использует для написания кандидатской диссертации. После ее успешной защиты он получает степень кандидата наук.

Принцип работы аспирантуры

Путь к защите кандидатской диссертации тернист и полон трудностей. В ходе обучения необходимо много времени проводить в библиотеке в поисках нужной информации, не пропускать занятия, находить решения различных исследовательских задач и сдавать кандидатские экзамены. Согласно способу обучения аспирантура бывает:

  1. Заочная, обучение в которой осуществляется без отрыва от производства.
  2. Очная с отрывом от производства.

Плюсы окончания аспирантуры

Помимо основного назначения, подготовки и защиты диссертации кандидата наук, аспирантура дает возможность осуществлять научную деятельность и участвовать в конференциях и симпозиумах, углублять свои знания в одной узкой сфере.

Кроме того, этот этап обязателен в случае, если вы планируется в перспективе защитить и докторскую диссертацию.

Сделать открытие мирового масштаба, получив в дальнейшем вознаграждение и признание научного мирового сообщества, можно также в этот период.

Ответ на вопрос: «Нужна ли мне ученая степень? » у каждого будет свой. Если вы определились, что такой вариант продолжения научной карьеры для вас приемлем, и предпочитаете пройти его за рубежом, вам, вне зависимости от страны, нужно будет действовать в таком порядке:

  • подача заявки в понравившийся вуз (можно по интернету) и получение ответа;
  • предоставление в посольство справке о счета в национальной валюте (каждая страна устанавливает свой минимум);
  • прохождение курса по изучению языка и по окончании его получение соответствующего сертификата (немецкого DSH, английского IELTS или TOEFL);
  • оформление загранпаспорта с предоставление в ОВИР справки о поступлении в зарубежную аспирантуру;
  • оплата медицинской страховки страны, где планируется обучение (цена 100 долларов в год);
  • оформление визы (занимает около 2 месяцев, в отдельных случаях до 4).

Что касается выбора страны и самого университета, то традиционно престижными считаются английские и немецкие вузы. Интересные варианты бесплатной зарубежной аспирантуры предлагают иностранцам Финляндия и Канада. В последнее время популярность приобрела аспирантура в Китае. Рассмотрим особенности обучения аспирантов-иностранцев в разных странах мира подробнее.

Англия

Здесь к поступающим в аспирантуру предъявляются высокие требования вне зависимости от того, англичанин это или иностранец. Последним рекомендуется пройти перед аспирантурой подготовительный курс. В основном, наличие высшего образования обязательно.

Однако, есть отдельные вузы, куда можно поступить и после колледжа, имея внушительный опыт работы по соответствующей специальности, не менее 3 лет. Английская система образования отличается высокой степенью специализации. Сначала необходимо зарегистрироваться на курсах DPhil.

После успешного ведения научной работы уровень может быть преобразован в PhD.

Непременным условием поступления в аспирантуру в Англии является владение английским языком. Его знание проверяется одним из следующих тестов (по ним необходимо набрать не менее 550 баллов): CambridgeProficiencyinEnglish (СРЕ), IELTS международный тест на знание языка и TOEFL.

20 наиболее престижных вузов Англии входят в состав Russell Group. На долю этих вузов приходится около 65 % всех выделяемых на науку грантов и 55 % присвоенных ученых степеней. В пятерке лучших вузов страны :

  • Кембридж
  • Университетский колледж Лондона
  • Имперский колледж Лондона
  • Оксфорд.

Германия

Высшее образование и аспирантура в Германии до 2005 года обходились иностранцам недорого либо вообще бесплатно. Доступность вызывала иллюзию вседозволенности и понижала общий уровень успеваемости. С 2005 года ситуация изменилась.

Конституционный суд Германии дал право каждому городу самостоятельно определять сумму оплаты за обучение в вузе. Таким образом, власти добились поднятия качества и ценности немецкого высшего образования, улучшили его материальную базу.

В итоге бесплатное образование осталось в Бранденбурге, Берлине, Мекленбурге- Передней Померании и Шлезвиг-Гольштейне. Все остальные вузы стали платными.

Для поступления в немецкую аспирантуру иностранному студенту необходимо иметь документ, подтверждающий окончание им высшего образования. Лучшим аспирантам в государственных вузах выплачивают стипендию.

Перечень вузов, пользующихся наибольшим спросом:

  • Вестфальский университет имени Вильгельма;
  • Хейдельбергский университет имени Рупрехта и Карла;
  • Технологического Института Карлсруэ;
  • Свободный университет Берлина.

Финляндия

Такие скандинавские страны, как Финляндия, предлагают иностранным специалистам обучение в аспирантуре как на английском языке(необходим сертификат TOEFL), так и на местном финском.

Последний достаточно сложен для усвоения, однако в стране работает множество курсов, где он бесплатно изучается.

Кроме того, трудности для наших граждан заключаются и в получении визы, для которого необходимо наличие на счету не менее 6000 евро.

Аспирантура в Финляндии – это недешевое удовольствии. Даже в случае, если удастся обучаться бесплатно, само проживание обойдется «в копеечку», а подработка на первых порах без знания финского практически нереальна. Исключение – работа программистом. Престижными финскими вузами считаются:

  • Аалто;
  • Тампере.

Канада

Наука в стране кленового листа щедро датируется из бюджета. Обучаться в аспирантуре в Канаде можно и бесплатно, в зависимости от уровня знаний и выбранной специальности.

Также имеет значение, насколько вы сможете заинтересовать своей работой профессора канадского университета, чтобы он согласился стать вашим научным руководителем.

При этом стипендия иностранному аспиранту выплачивается из выделяемого профессору гранта.

Для поступления в Канадскую аспирантуру необходимо иметь высокий средний балл аттестата (точная требуемая цифра варьируется в зависимости от вуза) и сертификат прохождения какого-либо языкового экзамена. Среди топовых вузов Канады, принимающих иностранных аспирантов, можно отметить:

  • University of Toronto;
  • University of British Columbia;
  • McGill University;
  • York University.

Китай

Бурный рост всех сфер жизни в Китае, начиная от промышленности и заканчивая экономикой, породил нешуточный интерес к ней со стороны студентов. Аспирантура в Китае пользуется мировым спросом благодаря оптимальному соотношению стоимость/качество услуг. Чтобы поехать на учебу в Китай, ваш уровень владения китайским должен быть не ниже 4 уровня по тесту HSK.

Если соискатель не проходит тест, он должен в течение года посещать языковые курсы и повторно сдать экзамен по языку. Аспирантура на английском в Китае есть, но она очень дорогая, при этом выбор специальностей невелик. Аспирант не имеет возможности выбрать научного руководителя самостоятельно. Его ему назначает вуз. Сама система обучения аналогична российской.

Университеты Китая, входящие в топ-200 лучших мировых вузов:

  • Tsinghua University;
  • Fudan University;
  • Nanjing University;
  • Shanghai Jiao Tong.

Польша

Для обучения в аспирантуре Польши принципиальное значение имеет, владеете ли вы Картой Поляка (документ, подтверждающий наличие польских корней).

В этом случае есть реальная возможность учиться в Польше бесплатно, получая при этом стипендию. В противном случае необходимо изучить курс польского языка и поступать в аспирантуру платно.

Лучшие польские вузы, на которые стоит обратить внимание:

  • Университет им Леона Козьминского;
  • Варшавская Академия Финансов и Бизнеса Вистула;
  • Университет Лазарского;
  • Университет Сивитас.

Документы, необходимые для поступления в аспирантуру за рубежом

В каждом университете существуют своя процедура поступления в аспирантуру. При этом перечень требуемых документов примерно один и тот же. Он включает:

  1. Заявку на поступление.
  2. Рекомендательное письмо (желательно больше одного).
  3. Заявку на стипендию.
  4. Сертификат о прохождении теста на иностранный язык.
  5. Копия диплома предыдущей ступени высшего образования.
  6. Оплата за рассмотрение заявки.
  7. Загранпаспорт (копия).

Стоимость обучения

Стоимость обучения в аспирантуре Англии составляет от 6000 до 9000 фунтов в год. Такую же сумму необходимо будет потратить и на проживание с питанием. При поддержке Британского Совета российским гражданам на конкурсной основе предоставляются гранты.

С их помощью 40-50 человек ежегодно проходят аспирантуру за рубежом бесплатно. Аналогичные программы действуют и в других странах (Германия, Италия, Швеция, Финляндия). Но не всем удается ими воспользоваться.

Платная аспирантура в Германии колеблется в широких пределах 350-900 € в семестр.

Польская аспирантура обойдется при обучении на английском языке от 1600 до 2000 €, на польском – 800-1200 € в год. В Китае стоимость составит 2500-4000 долларов помимо дополнительных расходов на литературу и проживание.

Таким образом, можно сделать вывод, что отечественное образование ежегодно возрастает в цене (но не качестве) и теряет позиции в международных рейтингах. На этом фоне аспирантура за рубежом выглядит более чем привлекательно. Поехать учиться за границу намного проще, чем кажется на первый взгляд. Главное при этом упорство, целеустремленность и четкое следование нашим рекомендациям.

Источник: https://vseobr.com/poslevuzovskoe/aspirantura/

Аспирантура – что такое? Система послевузовского образования

Подходит к концу учеба в университете, и в то время, когда одни радуются возможности отдохнуть, другие планируют учиться дальше. Неужели имеет смысл продолжение учебы? Да. Просто те, кто планирует в дальнейшем связать свою деятельность с наукой или получить уникальный опыт самостоятельного исследования и написания проектов, переходят на другую ступень обучения.

Что такое аспирантура?

Это один из видов послевузовского профессионального обучения. Она служит главным этапом при подготовке научных работников и научно-педагогических кадров. Во время обучения в аспирантуре у людей приобретается навык самостоятельной работы с научными исследованиями. Другими словами, эта ступень образования является прекрасной возможностью повысить квалификацию и получить научное звание.

Кто может стать аспирантом?

У желающего стать аспирантом, как правило, уже есть высшее образование, а дальнейшее его обучение в аспирантуре связано с написанием и защитой диссертации на соискание степени кандидата наук.

То есть аспирантом может стать человек, у которого имеется квалификация магистра или специалиста, также он должен являться гражданином той страны, в которой планирует пройти обучение.

В противном случае прием иностранных граждан осуществляется в соответствии с положением высшего учебного заведения.

Плюсы аспирантуры

Большинство не видят перспектив, которые могут открыться тем, кто получает образование в аспирантуре. Для многих смысл дальнейшей учебы состоит в том, чтобы получить научную степень. Но ее плюсы на этом не заканчиваются:

  1. Это возможность постоянного самосовершенствования. Учеба дается молодым людям гораздо легче, чем представителям старшего поколения. А без постоянного саморазвития достигнуть значительных высот в выбранной деятельности будет непросто.
  2. Занятие научной деятельностью. Ведь даже если аспирант не собирается защищать диссертацию, он может бывать на научных конференциях и выступать на них, что даст бесценный опыт публичных выступлений перед научной публикой.
  3. Возможность заниматься педагогической деятельностью. После того как будет окончена аспирантура, выпускник получает не только специальность, но и возможность преподавания в вузах.
  4. И конечно же, получение степени кандидата наук – но это только в случае защиты диссертации. Это сразу открывает много возможностей. Не считая материальных бонусов, появляется возможность в дальнейшем получить степень доктора наук. А это уже хорошая перспектива карьерного роста в выбранной области.
Читайте также:  Пишем введение в курсовой работе без проблем!

Минусы аспирантуры

Кроме плюсов имеются еще и минусы в том, чтобы быть аспирантом. Поэтому прежде, чем принять решение учиться дальше, следует учитывать не только положительные моменты:

  1. Это довольно длинный путь к достижению цели. Нужно быть готовым к тому, что придется так же учиться, как и раньше, посещать все занятия и готовиться к защите диссертации, что, несомненно, сложнее, чем курсовая работа.
  2. Проведение семинаров со студентами. Для некоторых это вовсе не является пределом мечтаний, ведь обычные студенты (не проходящие обучение в педагогических вузах) такого не практикуют, потому что их не готовят к дальнейшей преподавательской деятельности.

Формы обучения

Формы получения данного вида образования могут быть следующими:

Различия между заочной аспирантурой и очной небольшие, но все-таки есть. Конечно, при заочной форме получается возможным совмещать работу и учебу, однако придется заниматься практически всегда самостоятельно.

Очная аспирантура Заочная аспирантура
Длительность учебы 3 года. Учиться нужно 4 года.
Имеется отсрочка от армии. Отсрочка от армии не предоставляется.
Если бюджетная форма обучения – выплачивается стипендия. Стипендии нет.
В некоторых музеях и других культурно-развлекательных местах аспиранты имеют льготы, как и обычные студенты. Никаких льгот нет.
Нужно проводить педагогическую практику. Педагогическая практика не требуется.

Теперь читателям уже понятно, что такое аспирантура и почему некоторые так стремятся туда поступить. Главное – это адекватно оценить свои возможности, потому что, несмотря на все красивые слова о самосовершенствовании и научной деятельности, это все требует самодисциплины, целеустремленности и готовности постоянно учиться.

На кого здесь обучают и как поступить в аспирантуру

Поступить в аспирантуру не так сложно, как кажется многим. Если вы хорошо знаете предмет и подготовлены, то сдать вступительные испытания для вас не составит никакого труда. Какие нужны экзамены в аспирантуру:

  1. Специальная дисциплина, которая соответствует программе.
  2. Философия.
  3. Иностранный язык.

Многие начинают теряться в догадках о том, на кого же обучают в аспирантуре. Перечень специальностей аспирантуры имеется в каждом вузе, в котором намерен обучаться будущий аспирант. Совсем не обязательно поступать только по своему направлению – можно выбрать любое, только нужно быть готовым к большему объему информации.

Какие документы нужны для поступления

Чтобы не терять зря время и потом в спешке не искать нужные документы, лучше их подготовить заранее. Как правило, список выглядит так:

  • заявление о приеме на обучение и приложение к нему;
  • рекомендации Ученого совета (если имеются);
  • ваши научные труды и статьи, которые были опубликованы, а если таких нет, нужно написать реферат по нужной специальности;
  • копия диплома о высшем образовании и вкладыша к нему;
  • если поступаете не сразу после вуза, а после работы на предприятии, то нужно будет представить личный лист из отдела кадров;
  • если вы работаете, нужна характеристика с места работы;
  • 3 фотографии – 3 х 4 и одна размером 4 х 5;
  • тема и обоснование диссертации.

Как проходит обучение

Разобравшись с вопросом о том, что такое аспирантура, взвесив все за и против и решив, что дальнейшее обучение нужно, следует составить примерное представление о том, как построен образовательный процесс.

За каждым аспирантом закрепляется научный руководитель, под чутким руководством которого он работает над диссертацией. Помимо диссертации, у аспиранта имеется и индивидуальный план работы. В нем указываются сроки, когда сдается кандидатский минимум. Также там прописаны даты, когда нужно сдать некоторые части диссертационной работы.

В перечень обязанностей аспиранта входит посещение дополнительных занятий, которые проводятся на первом году обучения. Также аспиранту желательно участвовать в работе кафедры, за которой он закреплен. Если он не выполнит календарный план, то его могут отчислить.

Эффективность аспирантуры в России

Несмотря на то, что в стране достаточное количество университетов, число аспирантов снижается с каждым годом.

Это можно объяснить тем, что происходит сокращение бюджетных мест, и не у всех есть возможность платить большие суммы за обучение.

Но определенная часть специалистов считает, что недостаточно высокая эффективность связана с человеческим фактором. Под ним подразумевается мотивация аспирантов, их ценности и личностные особенности.

Также не все аспиранты готовы в дальнейшем заниматься научной деятельностью. Одни идут в аспирантуру из-за того, что присвоение ученой степени считается престижным, другие хотят продлить годы студенчества, а для молодых людей приятным бонусом является отсрочка от армии.

В обществе по-прежнему продолжают считать, что кандидату наук гораздо проще построить карьеру.

Возможно, среди студентов было бы больше желающих продолжать обучение, если бы им объясняли, что такое аспирантура и какие возможности открываются перед теми, кто защитил диссертацию.

Источник: https://www.syl.ru/article/328499/aspirantura—chto-takoe-sistema-poslevuzovskogo-obrazovaniya-zachem-nujna-i-chto-ona-daet

Аспирантура нового формата – интереснее и перспективнее

Как поступить в аспирантуру, какие существуют формы обучения в аспирантуре, каковы ее отличия от соискательства, насколько она сегодня востребована – об этом и многом другом рассказала к.ю.н., доцент, декан факультета подготовки кадров высшей квалификации РГУП Вера Михайловна Дуэль.

КонсультантПлюс: Что такое аспирантура в целом? В чем ее отличие от обучения в вузе, каковы ее цели?

В.М. Дуэль: В соответствии с ч. 5 ст. 10 Федерального закона от 29.12.2012 N 273 “Об образовании” аспирантура является третьей ступенью высшего профессионального образования. Таким образом, в настоящее время выстроилась следующая система обучения:

– бакалавриат;

– специалитет, магистратура;

– подготовка кадров высшей квалификации (аспирантура).

Такая система предполагает преемственность и непрерывность образования и требует единых подходов к процессу обучения.

В этой связи процесс обучения аспирантов построен по типу обучения бакалавров и магистров: учебный год делится на семестры, предполагает не менее двух промежуточных аттестаций (сессий), обучение завершается государственной итоговой аттестацией (ГИА). Выпускникам аспирантуры, успешно прошедшим ГИА, выдается документ о высшем образовании и о квалификации “исследователь; преподаватель-исследователь”.

Основной особенностью аспирантской подготовки является необходимость в течение всего периода обучения, помимо освоения учебных дисциплин, проведения научных исследований, направленных на подготовку и защиту диссертации.

Соответственно, промежуточная аттестация аспиранта состоит не только из зачетно-экзаменационной сессии, но и отчета о проделанной научной работе: подготовленных статьях, участии в научных мероприятиях и т.д.

, а ГИА включает два аттестационных испытания: сдачу государственного экзамена и представление научного доклада об основных результатах подготовленной научно-квалификационной работы (диссертации).

КонсультантПлюс: Какие формы обучения есть в аспирантуре?

В.М. Дуэль: Формы обучения определяются федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС ВО). По направлению 40.06.01 Юриспруденция предусмотрены две формы обучения: очная (срок обучения 3 года) и заочная (срок обучения 3,5 – 4 года).

КонсультантПлюс: Что такое соискательство и чем оно отличается от аспирантуры?

В.М. Дуэль: Термин “соискательство” в настоящий момент не применяется. Взамен ему была введена формулировка “прикрепление лица к образовательной или научной организации для подготовки диссертации на соискание ученой степени кандидата наук без освоения программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)”.

Прикрепленное лицо не может получить диплом о высшем образовании уровня аспирантуры и квалификацию “исследователь; преподаватель-исследователь”, но, при наличии сданных кандидатских экзаменов и определенного количества статей в журналах, рецензируемых Высшей аттестационной комиссией при Минобрнауки России, имеет возможность представить подготовленную диссертацию в диссертационный совет. Прикрепить лицо для подготовки диссертации по определенной специальности может только та организация, на базе которой функционирует диссертационный совет по данной специальности. Как правило, процедура прикрепления сопровождается собеседованием претендента с предполагаемым научным руководителем или заведующим профильной кафедрой.

Также появилась новая категория – экстерны, т.е. лица, прикрепляемые к образовательной или научной организации для сдачи кандидатских экзаменов без освоения программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре).

КонсультантПлюс: Как поступить в аспирантуру? Какие требования предъявляются к поступающим? Требуется ли наличие научного руководителя у поступающего в аспирантуру? Обязан ли он получить от него согласие на исследовательскую работу по конкретной тематике?

В.М. Дуэль: На сайте любого вуза, имеющего аспирантуру, размещены правила приема в аспирантуру, включающие: перечень необходимых документов, сроки их подачи, программы вступительных экзаменов, график проведения вступительных испытаний и прочее. Они ежегодно обновляются.

Прием в аспирантуру осуществляется на конкурсной основе, что предполагает зачисление на обучение по программам подготовки кадров высшей квалификации наиболее способных и подготовленных претендентов, имеющих образование не ниже высшего (специалитет или магистратура).

Научный руководитель назначается аспиранту не позднее 3 месяцев после зачисления в аспирантуру. В этот же период должна быть утверждена тема научно-исследовательской работы (диссертации). Тема диссертации утверждается Ученым советом вуза по представлению профильной кафедры.

Как правило, после зачисления аспирантов профильная кафедра проводит с ними собеседование с целью выявления круга научных интересов. После чего каждому аспиранту назначается научный руководитель (сфера научных интересов аспиранта и его руководителя должны пересекаться).

Далее аспирант и его наставник формулируют тему и план научного исследования для последующего обсуждения на кафедре. В процессе обсуждения тема и план могут быть скорректированы.

В отдельных случаях аспиранта просят доработать проект, представить более аргументированную позицию в пользу заявленного направления исследования либо представить альтернативный вариант.

Одобренная профессорско-преподавательским составом тема диссертационного исследования фиксируется в протоколе заседания кафедры и направляется для утверждения в Ученый совет.

КонсультантПлюс: Можно ли поступить в аспирантуру не по своей специальности? Можно ли поступить в аспирантуру по истечении многих лет после завершения обучения в вузе?

В.М. Дуэль: Можно. При наличии диплома специалиста или магистра. Также российским законодательством не установлены временные ограничения для поступления в аспирантуру. Поступать можно по истечении любого количества лет после получения диплома специалиста (магистра).

КонсультантПлюс: Востребована ли сегодня аспирантура у выпускников?

В.М. Дуэль: Да, конечно. Вообще аспирантура нового формата (как уровень высшего образования), безусловно, интереснее и перспективнее. Она дает возможность выпускнику выбирать разные виды деятельности: заниматься научно-исследовательской деятельностью, преподавать в вузе, применить полученные знания на практике. При этом такие возможности подкреплены соответствующим дипломом.

Но нужно помнить, что в аспирантуру может поступить лицо, имеющее диплом специалиста или магистра.

КонсультантПлюс: Можно ли совмещать обучение в аспирантуре с работой?

В.М. Дуэль: Согласно действующему законодательству, аспиранты любой формы обучения могут совмещать свое обучение с работой (см., напр., ст.ст. 59, 173.1 Трудового кодекса РФ).

КонсультантПлюс: Какие рекомендации вы можете дать студентам, которые планируют связать свою жизнь наукой: что им следует предпринять сейчас?

Будущим аспирантам, а ныне студентам дала бы такой совет. Уже с первых курсов необходимо интересоваться научными мероприятиями. Изначально их можно посещать в качестве слушателей, далее пробовать себя как оратора, участника дискуссий, автора научных статей.

Также хороши научные кружки, позволяющие освоить приемы и методы научных исследований, развивающие аналитические способности и прочее.

Кроме того, необходимо изучать иностранные языки, что значительно расширит возможности проведения сравнительного исследования и даст потрясающую возможность участвовать в международных конкурсах, конференциях и грантах.

Студенческие вопросы

Аспирантура

Источник: http://www.Consultant.ru/edu/news/interview/v_pomosh_studentu/aspirantura/duel/

Ссылка на основную публикацию