Как правильно писать конспект?

Как составить конспект?

Конспект — это такое изложение констатирующих положений текста, которому присущи краткость, связность и последовательность. Конспект (от латинского conspectus) — обзор. И школьники, и студенты пишут конспекты, ведь они неотъемлемая часть учебного процесса. В данной статье речь пойдет о том, как правильно составить конспект, чтобы тот способствовал запоминанию определенной информации.

Классификация конспектов

Существует следующая классификация конспектов:

  • План-конспект. Сначала нужно написать план текста, а затем на пункты плана делаются комментарии: свободно изложенный текст либо цитаты. План-конспект помогает учителю ориентироваться в процессе ведения урока: преподаватель следит за тем, чтобы успеть дать определенный объем материала и не забыть ни об одной из намеченных целей урока. Писать планы-конспекты будущие учителя учатся еще в университете и во время прохождения педагогической практики. В план-конспект записывается тема урока, его цели, ход урока (правила, упражнения, домашнее задание).
  • Тематический конспект — краткое изложение данной темы с использованием нескольких источников.
  • Текстуальный конспект состоит из цитат одного текста.
  • Свободный конспект — цитаты и собственные формулировки.

Рекомендации по составлению конспекта

А теперь о том, как составить конспект. Для начала определите цель написания конспекта. Когда будете читать изучаемый материал впервые, выделите его основные смысловые части, определите главное, сделайте выводы.

Если вы составляете план-конспект, подумайте, какие пункты нужно в него включить, чтобы раскрыть каждое положение.

Наиболее значимую информацию (тезисы) кратко и последовательно изложите своими словами либо запишите в виде цитат.

Таким образом, конспект включает в себя основные положения, факты, примеры и выводы. Используйте условные обозначения, сокращайте отдельные слова. Выделяйте пункты и подпункты, подчеркивайте, выделяйте цветом ключевые слова. Ценность конспекта заключается в том, что автор может писать его не по заданному образцу, а удобным для себя способом.

Правила конспектирования

Запишите название текста или его части. Отметьте выходные данные (место и год выпуска издания, имя издателя). Осмыслите содержание текста. Прочитайте материал дважды. Составьте план, который станет основой конспекта.

В процессе конспектирования оставьте место (широкие поля) для заметок, дополнений, записи имен и незнакомых терминов. Вами должно быть отмечено то, что требует разъяснений. Запись ведите своими словами, что поможет лучшему осмыслению текста.

Соблюдайте правила цитирования: цитата должна быть заключена в кавычки, дайте ссылку на ее источник, указав страницу. Классифицируйте знания, т.е. распределяйте их по группам, главам и т.д.

Вы можете пользоваться буквенными обозначениями русского или латинского языков, а также цифрами. Диаграммы, схемы и таблицы придают конспекту наглядность.

Следовательно, изучаемый материал легче усваивается.

Конспект может быть записан в тетради или на отдельных листках. Тетради удобно носить на лекции и семинары. Рекомендуется оставлять поля для дальнейшей работы над конспектом. Вы можете вносить дополнительные записи, замечания и пункты плана.

О пользе приобретения навыка

Таким образом, конспектирование

  • помогает пониманию и усвоению нового материала;
  • способствует выработке умений и навыков грамотного изложения теории и практических вопросов в письменной форме;
  • формирует умение излагать своими словами мысли других людей.

Вот почему хорошо написанный конспект является залогом успеха на экзамене и в профессиональной деятельности. Изучите все аспекты правильного конспектирования, тогда вы научитесь трудиться на лекциях результативно и с удовольствием. А теперь поделитесь с другом-однокурсником, как составить конспект занятия.

Источник: https://elhow.ru/ucheba/kak-sostavit-konspekt

Как писать конспект. Как правильно писать конспект лекции, статьи

Конспектирование можно отнести к тем умениям, которые достаточно высоко ценятся в образовательных учреждениях. Этот навык является особо важным в учебном процессе, так как обучающимся постоянно необходимы лекции для подготовки к занятиям, зачетам и экзаменам. Поэтому нет ничего странного в появлении вопроса о том, как писать конспект.

Какие цели нужно преследовать?

Для чего может потребоваться умение конспектирования? Следует перечислить основные пункты, которые ответят на этот вопрос.

  1. С помощью конспектирования можно научиться обрабатывать большой поток поступающей информации, придав ей совершенно иной вид, преобразив форму и тип.
  2. Посредством конспектирования можно выделить все необходимые данные как в устном, так и в письменном тексте. Соответственно, обучающийся, который знает, как писать конспект, сможет решить учебную или научную задачу.
  3. С помощью конспектирования можно спроектировать модель проблемы, как структурную, так и понятийную.
  4. Конспект позволяет облегчить процесс запоминания текста. Он позволит улучшить умение понимать специальные термины.
  5. Запись лекции в кратком и сжатом виде позволяет набрать достаточный объем информации, необходимый для написания гораздо более сложной работы, которая предстанет в виде докладов, рефератов, дипломных и курсовых работ, диссертаций, статей, книг.

В чем смысл такого понятия?

Прежде чем понять, как писать конспект, надо разобраться, что это такое. Термин включает в себя два корня. Одним из них является слово «кон», означающее начало, сужение области действий, предел. В подобном сужении, сокращении и свертывании поступающих данных и скрыт основной смысл конспектирования.

Текст может быть использован другими людьми

Краткая, сжатая, логически предоставленная информация, написанная кем то одним, может быть использована другими людьми. Это связано с универсальностью данных.

В связи с этим можно сказать, что к конспекту можно обратиться даже через некоторое количество лет после его написания, так как он обладает наиболее доступной формой в отличие от других записей.

Во время работы с ним очень трудно заблудиться в чьих то мыслях.

Следует отметить, что если обучающийся хочет впоследствии предоставить кому то свои конспекты, то он должен более аккуратным образом их вести. Кроме того, это позволит ему самому обратиться к своим записям через некоторое количество лет.

Какие особенности необходимо учесть?

Хотите разобраться, как правильно писать конспект? Тогда надо ознакомиться с некоторыми особенностями его составления.

  1. Для определения полноты раскрытия темы должно хватить беглого просмотра. При этом читающий конспект человек должен понять характер текста, выявить его сложность по наличию специфических терминов. Подобное знакомство с предоставленными в кратком виде данными помогут осознанно сделать выбор в пользу определенного конспекта.
  2. При конспектировании надо тщательно перерабатывать предоставленную информацию. При этом поможет повторное чтение и анализ, при котором можно разделить текст на несколько частей, отделив все ненужное.
  3. В конспекте должны быть выделены главные мысли – тезисы. Понятия, категории, определения, законы и их формулировки, факты и события, доказательства и многое другое. Все это способно выступить в роли тезиса.

Основные характеристики конспекта

Хотите понять, как писать конспект по литературе? Для этого вся предоставленная информация должна быть пересказана в связной форме. Однако при этом не надо забывать про такие важные качества, как ясность и краткость. Кроме того, одним из связующих элементов должна выступать внутренняя логика, которая не может быть заменена пространными переходами.

Как уже было сказано, конспект должен обладать обязательной краткостью. И при этом он обязан основываться не только на главных положениях и выводах, но и на фактах. Надо приводить доказательства, примеры. Если утверждение не будет подкрепляться всем этим, то и убедить оно не сможет. Соответственно, его будет очень трудно запомнить.

Поэтому, если вы хотите разобраться, как писать конспект урока, то надо понять, что не только основные положения должны быть записаны. Не надо пытаться избегать повторений.

Особенно если они будут подводить к вопросу с другой стороны, или более выразительно его освещать.

Это такой своеобразный «аромат стиля», с помощью которого можно более подробно разобраться в предоставленном материале и, соответственно, запомнить его.

Конспектирование условно делится на несколько типов. Следует более подробно поговорить о них.

Как писать план?

Конспект, который называется плановым, легко можно получить. Особенно если предварительно составить план определенного произведения. При этом он может быть сформирован снова, с самого начала. А можно воспользоваться уже ранее спроектированным планом для нового написания конспекта.

На каждый вопрос подобного расписания должна отвечать определенная часть написанного текста. Однако бывают и такие случаи, когда пункт плана не должен сопровождаться какими либо дополнениями и разъяснениями. Это можно назвать одной из особенностей планового конспекта.

Приобретя специальный навык, можно ответить, к примеру, и на вопрос о том, как писать конспект по истории. Написанный текст будет обладать простотой, краткостью и ясностью по своей основной форме. Такое преимущество также способно помочь в написании доклада и в подоготовке выступлений. Следует также понимать, что конспектирование будет более качественным, если и план будет таковым.

Основным недостатком можно считать тот факт, что работа по подобному конспекту через несколько лет будет достаточно сложной. Это связано с тем, что очень сложно восстановить источники в голове через некоторый период времени.

Записывать цитаты тоже надо уметь

Хотите ответить на вопрос о том, как писать конспект по литературе? В этом вам поможет текстуальное конспектирование. Оно базируется в основном на цитатах и отрывках. Выписки могут связываться друг с другом посредством логических переходов. Можно также составить план и включить в конспект отдельные тезисы.

Текстуальный конспект способен стать прекрасным источником практически дословных высказываний автора, а также тех фактов, которые были им приведены. Подобное конспектирование наиболее популярно при изучении научных работ, литературной критики.

Конспект подобного рода не является трудносоставимым. Даже несмотря на то, что для его написания требуются определенные навыки, с помощью которых можно быстро выписывать основные цитаты.

Если вы хотите ответить на вопрос о том, как писать конспект статьи или литературного произведения, то должны знать об основном недостатке такого вида конспектирования. Оно не будет способствовать активизации внимания и памяти. Автоматическая перепись цитат не способствует усвоению текста, его содержания.

Основной смысл свободного конспектирования

Не знаете, как правильно писать конспект урока? В этом вам поможет составление текста свободного типа. Такой конспект содержит выписки, цитаты и тезисы. Часть его также может быть составлена по определенному плану.

Свободный конспект может быть написан правильно в том случае, если автор умеет самостоятельно, четко и кратко выносить на запись основные положения. Соответственно, требуется более глубокое осмысление предоставленного материала.

Такой вид конспекта считается наиболее полноценным. Он в высшей степени сможет поспособствовать качественному усвоению урока.

Главная забота учащегося в данной ситуации – правильно осмыслить, а потом четко и логично записать все необходимое.

В чем смысл тематического конспектирования?

С помощью тематического конспекта можно получить полный ответ на сформулированный вопрос тему. В связи с этим им и было получено такое название.

Основной его смысл скрыт в необходимости разработки определенной темы. Для этого могут быть использованы самые разные источники.

Тематический конспект может при этом не отображать содержание тех произведений, которые были использованы для его написания.

Конспектирование подобного рода способствует изучению темы, всестороннему анализу. Оно может заметно упростить работу над определенной темой. Однако для этого следует использовать некоторые источники.

Советы, которые требуется учитывать

Если вы не знаете, как писать конспект по параграфу, статье, историческому тексту, литературному произведению и т. д., то необходимо ознакомиться с некоторыми рекомендациями.

Конспектирование должно сопровождаться не только логичным изложением, но и отличной организацией текста. Это может повлиять на содержание записи и на удобное использование ее.

Написанию конспекта, анализу свертываемого текста способны помочь аббревиатуры. Это сокращенные слова и словосочетания, а также знаки, которые могут быть использованы вместо слов.

Заключение

Если вы постигнете особую технику переработки информации, то составить новый документ, который будет логическим, связным, вы сможете легко и просто. Соответственно, вы сможете разобраться, как правильно конспектировать.

Источник: https://autogear.ru/article/154/147/kak-pisat-konspekt-kak-pravilno-pisat-konspekt-lektsii-stati/

Как писать конспект

Как писать конспект

В процессе обучения студенты постоянно что-то конспектируют и пишут лекции. По сути, это является их основным занятием и первостепенной обязанностью. Однако далеко не каждый умеет правильно выполнять эту работу.

В вузах преподают многие дисциплины, но не предусмотрены никакие вводные курсы, где научили бы грамотно писать конспекты. В этом есть определенная несправедливость. Правильное написание конспекта является наиболее важным умением студентов.

Хорошее конспектирование лекций – почти половина успеха на экзамене/зачете.

Из-за такого неверного подхода к устройству рабочего процесса, большинство обучающихся попросту не готово к выполнению своих прямых обязанностей.

Бывшие школьники, привыкшие работать по учебникам, начинают теряться в длинном монологе лектора. Им не хватает времени, чтобы осмыслить и тут же записать услышанное.

В итоге, лекции пишутся наскоро, неаккуратно и неразборчиво, в них много бессвязного, а ценность такого труда практически сводится к нолю.

Читайте также:  Машина для студента: все за и против

Безусловно, не существует четкой техники правильного составления конспектов. Возможно, по этой причине и нет вводных курсов по их написанию. Тем не менее, решить проблему все-таки можно. Мы подготовили ряд советов, в которых каждый найдет для себя что-тоновое и полезное.

Самое главное правило – материал должен быть четко структурирован. Согласитесь, если известно место какой-то вещи, то найти ее проще. Возьмем за основу структурирование текста и теперь более подробно рассмотрим общие положения успешного составления конспекта.

Занимайтесь только одним делом

Человек – не Юлий Цезарь и не может делать несколько дел одновременно. Если студент сидит на лекции, параллельно с этим разговаривает с соседом, периодически берет в руки телефон, чтобы зайти в интернет, и при этом еще пишет конспект, то ничего хорошего из этой затеи у него не выйдет.

Дело в том, что человеческое внимание очень нестабильно. Уделяя свое внимание разным вещам, человек не может должным образом сфокусироваться на чем-то одном. Получается, что энергия на все эти дела будет израсходована впустую, ведь результат будет нулевым.

В механическом бездумном записывании нет никакого смысла. Здесь можно привести в пример ситуацию, которая будет знакома многим. Когда школьный учитель во время урока неожиданно спрашивал болтливых хулиганов о том, что было только что сказано. Обычно ответом было молчание и потупленный взгляд.

Наверняка, и вы хоть раз, но попадали в такое положение.

Скорее всего, такой ситуации не возникнет в стенах высшего учебного заведения, ведь подразумевается, что студент – взрослый и самостоятельный человек, который пришел сюда получать образование.

Тем не менее, недавние школьники по-прежнему нуждаются в присмотре, но преподавателям до этого нет никакого дела, а зря.

Студенты чувствуют свободу и отсутствие тотального контроля, поэтому начинают халатно относиться к учебному процессу, им становится не до лекций.

Все хотят хорошей жизни, но не все осознают, что успех зависит только от нас самих. Длятого, чтобы достичь желаемого необходимо прилежно учиться. Безусловно, хорошую подготовку строят не только на конспектах.

Нужно собственное размышление, анализ, активность на парах, работа с литературой. Все это поможет стать ближе к высоким успехам в учебе. Главное, чтобы в голове был четкий порядок. То же самое можно сказать и про конспекты. В них все должно быть разложено по полочкам.

Поверьте, это очень выручит вас на ближайшей сессии и в дальнейшем.

Конспектирование помогает закреплять информацию в памяти и развивать ум. Внимательно слушая и записывая лекцию, у человека активизируется умственная деятельность. Сосредоточенность невозможна без усилий воли.

Важно, чтобы студент периодически контролировал и проверял уровень своей сосредоточенности во время лекций.

Если студент потерял концентрацию на теме и начал просто писать все, что диктуют, то это можно назвать деградацией.

Вывод: Для хорошего ведения конспекта важно внимательно слушать лекцию преподавателя и не отвлекаться на что-то постороннее. В таком случае информация будет усвоена в голове и грамотно записана в тетради.

Записывайте только самое важное

Многие студенты часто допускают ошибки при конспектировании. Одна из таких – писать абсолютно все, что было услышано. Это приводит к тому, что лекцию прерывают на повторы. Как следствие, отведенного времени может не хватать для того, чтобы донести до аудитории всю информацию.

Записывать нужно только ключевые моменты. Представим, что конспект — фундаментдома или компас, ведущий на путь овладения знаниями. На лекциях дается общая и важная информация, которую надо фиксировать.

Все остальное студент должен черпать из учебников, чтобы достроить «дом» самостоятельно и таким образом освоить дисциплину.

Вывод: Не старайтесь успеть записать каждое слово из лекции преподавателя. Выделяйте суть и тезисно отмечайте главные моменты.

Придумайте свою систему сокращений

В предыдущем пункте мы говорили, что конспектировать нужно только ключевые моменты. Может показаться неразумным, использовать еще и сокращения. Впрочем, бывают случаи, когда одна лекция преподносит очень большую порцию информации. Студенты довольно сильно устают морально и физически, когда всю пару только и делают, что работают ручкой.

Есть способ, который может значительно сократить нагрузку на руку и позволит усвоить весь материал, не упустив ничего важного. Помимо известных сокращений, типа «сантиметры – см», «год – г.», «область – обл.», можно создать собственную систему. Однако не перестарайтесь, иначе ваш конспект будет выглядеть, как шпионская шифровка.

Плюс, не всегда можно вспомнить обозначения всех, записанных вами ранее, сокращений.

Есть несколько правил сокращения слов:

  • Они должны быть широко распространенными и общеизвестными,
  • Сокращать — значит делать слова максимально возможно короткими («классический – классич. – клас.»);
  • Не стоит сокращать слова и словосочетания, входящие в состав заглавия;
  • Нужно быть уверенным в том, что спустя время удастся расшифровать сокращение;
  • Если тема о глаголах, то не обязательно каждый раз писать это слово. Вместо этого можно воспользоваться сокращением до первой буквы и писать ее заглавной («глагол – Г»);
  • К примеру, в скорописи слово «который» заменяют значком «альфа».

Вывод: Используя свою систему сокращения слов можно успеть конспектировать за лектором, при этом экономя место в тетради и не нагружая руку.

Ключевые положения – в цвете

Выделение цветом основных моментов текста является одним из важных правил составления конспектов. Представьте ситуацию начала сессии, когда студент достает тетрадь по предмету. Он начинает долго вычитывать и искать необходимую часть среди многочисленных рукописных листов.

С учетом стресса и нехватки времени, эти поиски превратятся в нудное и лихорадочное занятие. Чтобы избежать таких неприятностей и упростить себе подготовку к экзаменам, нужно выделить главные моменты. Причем, лучше всего это сделать в тот день, когда была проведена лекция. Во-первых, вы не запутаетесь в том, что конкретно надо выделить.

Во-вторых, перечитывая дома текст, материал будет повторяться, а значит, лучше усвоится в голове.

Не стоит брать фломастеры и цветные карандаши для выделения, иначе можно превратить свою тетрадь в художественную галерею. Тем более, фломастеры имеют свойство отпечатываться на других страницах, что может подпортить аккуратность. В идеале, это должны быть маркеры-выделители одного или двух цветов. Они оставляют текст читабельным, не закрашивая лишнего.

Вывод: Главные моменты (тема, определения, формулы, тезисы) выделяйте маркерами-выделителями, но не перестарайтесь, а то получите обратный эффект.

Четкая стркуктура материала конспекта

Четкая структура материала

Вернемся к структурированию конспекта. Оно важно для того, чтобы написанное полностью раскрывало тему лекции и было доступно для понимания.Разбивайте текст на абзацы и подпункты, поскольку сплошной текст сложно воспринимается человеческим мозгом.

Чтобы что-то разобрать/найти в большом куске текста придется вдумчиво его читать. Для успешного формирования абзацев непосредственно во время лекции, прислушивайтесь к интонации и паузам лектора. Обычно это выделяется голосом. Правильно структурировать текст лекции можно и с помощью оформления.

Вот несколько советов по оформлению конспекта:

  • Используйте тетрадные поля (если их нет – начертите сами) для проставления даты, обозначения сокращений, отмечания важных мест лекции, оформления пунктов плана;
  • Лучше писать через клетку. Это дополнительное место для новых сведений или исправления ошибок. При чтении такого текста глаза будут меньше уставать;
  • Старайтесь не писать мелко. Крупные буквы немного замедлят скорость написания, но разборчивость важнее. Мало написать конспект, надо суметь потом его разобрать.

Вывод:Хорошо структурированный и оформленный текст быстро читается и легко откладывается в памяти. На сессии это сэкономит драгоценное время и упростит процесс подготовки.

Аккуратность и понятный почерк

Наверное, не стоит подробно объяснять, почему это важно. Во-первых, это упрощение подготовки самому себе.

Согласитесь, читать конспект, который написан разборчивым почерком, гораздо приятнее и проще, чем разбирать каждое кривое слово. Во-вторых, аккуратное ведение тетради складывает положительное мнение об ее обладателе.

Это будет очень кстати, если у вас попросят переписать лекции или преподаватель на сессии будет проверять вашу посещаемость.

Конспекты очень много значат для студентов. Теперь вы знаете, как правильно их писать. Желаем удачи в учебе!

Источник: http://xn--d1acynfdde.xn--p1ai/445-kak-pisat-konspekt.html

Как писать конспект научной статьи

Студентам и соискателям ученой степени для того, чтобы успешно подготовиться к семинарам или экзаменам, а также собрать материал для научного исследования, требуется изучить много литературы по конкретной теме.

Чтобы успеть прочитать и записать как можно больше информации, необходимо освоить навык грамотно конспектировать научные материалы.

Поверьте, овладев подобным умением, вы значительно облегчите себе жизнь и научитесь эффективно использовать время, проведенное в библиотеке.

Инструкция

Следует понимать, что в составлении конспекта лекции и конспекта научного труда имеются различия.

В первом случае преподаватель, рассказывая материал занятия, просит студентов обратить внимание на те или иные моменты, чтобы они обязательно были зафиксированы в конспектах.

При конспектировании научной статьи и монографии необходимо самостоятельно выделить суть исследования, основные гипотезы, доказательства и выводы.

Прежде всего, прочтите научную статью. На данном этапе работы выделите вводную часть, где обозначены объект, предмет исследования, цели и задачи, основную часть, где изложен материал, и заключение. Подчеркните главные мысли, можно это сделать простым карандашом, только закончив работу, не забудьте убрать из книги все пометки.

После того, как станет понятно, о чем идет речь в исследовании, а также к каким выводам пришел автор по поставленной проблеме, можно приступать к конспектированию статьи.

Вы допустите большую ошибку и потратите много времени, если будете просто целиком переписывать научный труд себе в тетрадь.

Конспект подразумевает под собой сжатое изложение материала, причем допускается передача смысла текста своими словами.

Начинайте с введения, где исследователь обозначил проблему статьи и ее актуальность, указал, какие использовал источники и дополнительные материалы, а также методологическую базу. Ваша задача – кратко записать основные положения, избегая излишних рассуждений и отступлений.

Начиная записывать основную часть статьи, обратите внимание, какие материалы, примеры, расчеты, лабораторные опыты, теории и гипотезы использует автор. Все вышеперечисленное желательно перенести в конспект наиболее детально и подробно. Эти данные – ядро научного исследования, на основании которых сделаны выводы и заключения.

Завершив работу над основной частью, переходим к третьей. Конспектировать ее обычно проще всего, поскольку итоги и выводы автор преподносит тезисно и без пространных объяснений и отступлений. Поэтому выделить смысл заключения не составляет труда.

Полезный совет

Обратите внимание на ссылки в тексте и на список литературы, который обычно размещается в конце научной работы. Это поможет понять, какие источники и исследования использовал автор для написания статьи. Их тоже необходимо перенести в конспект. В дальнейшем, когда вам понадобится дополнительный материал по данной проблеме, вы легко сможете его найти.

Источник: https://www.Dissertatus.ru/articles/kak-pisat-konspekt-nauchnoy-stati/

Что такое конспект и как его правильно писать: как делать красивые, составлять план, как оформить статьи

Что делать, если нужно подготовиться к сессии в максимально сжатые сроки? Лучшим помощником в подобной ситуации будут собственные записи. Проблема только в том, что не каждый знает, как сделать этот вид работы наиболее продуктивным. Данная статья как раз расскажет, что такое конспект и как его сделать наиболее полезным.

Правила составления

Данный вид работы – всегда индивидуальное занятие, результат которого получится разным даже у людей, находящихся в одной аудитории и не отвлекающихся на второстепенное. В первую очередь это зависит от преобладающего способа восприятия информации человеком.

Двух одинаковых конспектов, как и людей, не бывает.

Именно поэтому чаще всего сложно понимать чужие записи, так как другой основывается на свою базу, киноленту видений и выстраивает определенную цепочку ассоциаций, которая может быть неясной для постороннего. Поэтому не стоит стараться угодить всем и сразу, главное знать, как составить конспект так, чтобы вы потом сами смогли разобраться в своих записях.

Читайте также:  Пишем введение в курсовой работе без проблем!

Советы о том, как писать конспект по параграфу:

  1. Полностью сосредоточиться на предмете изучения.
  2. Составить четкий план своей работы.
  3. Выделять только важную информацию.
  4. Ввести свой собственный «словарь» сокращений и условных знаков.
  5. Прорабатывать свои записи цветом для наглядности.
  6. Оформлять материал в таблицы/схемы.
  7. Уделять внимание разборчивости своего почерка.

Правила составления конспектаВнимание! Все эти советы подходят как для того, чтобы у вас состоялось успешное конспектирование, так и для написания лекций, так что могут считаться универсальными.

Как оформить конспект?

Здесь студенту предоставляется полная свобода, главное, что нужно четко осознавать, это то, что красивые конспекты и полезные – не одно и то же. Прорабатывая записи цветом, необходимо сконцентрироваться на степени важности определенной информации, которая сразу должна бросаться в глаза. Лучше создать единую систему, в которой у каждого цвета будет определенная функция:

  • даты;
  • имена;
  • географические принадлежности;
  • имена собственные.

Список может продолжаться и варьироваться в зависимости от учебной дисциплины. Как оформить конспект, каждый решает сам. Главное, чтобы информация легко воспринималась.

Конспект по литературе

Конспектирование литературной критической статьи укладывается в целом в уже описанные выше правила, но если идет речь о художественном произведении, специфика несколько видоизменяется. Когда имеют в виду конспект по литературе, речь идет о написании краткого содержания текста.

Если произведение небольшое по объему (например, рассказ), то тогда будет просто довольно композиционной передачи последовательности событий. Во всех остальных случаях следует отталкиваться от деления на части/главы/явления/действия (в зависимости от жанровой принадлежности текста).

Опираться на те краткие содержания, которые уже существуют на просторах Интернета, нежелательно. К сожалению, там чересчур велика вероятность того, что может быть пропущена какая-то действительно важная для раскрытия персонажа или события информация. В этом плане свой собственный конспект статьи или произведения спасет вас от каверзных вопросов преподавателей.

Ещё один важный момент – цитирование. Иногда краткий авторский афоризм может быть намного точнее и красноречивее, чем объяснение, взятое из литературоведческой статьи. К тому же, имея перед глазами цитату, человек, знакомый с текстом, всегда сможет дальше развить эту мысль.

Тезисы и конспекты

Работа с тезисами – навык, который начинает формироваться в школе, для обучения в высшем учебном заведении становится просто незаменимым. Чем отличаются тезисы от конспектирования?

Тезисы, в отличие от конспекта, являются более сжатым изложением исходного материала, а по манере передачи информации ближе к цитированию. Это четкий структурированный план, на который «наращиваются» примеры из авторского текста. Вторым названием данного вида работы считают план-конспект.

Вообще три этих термина следует научиться разграничивать.

Пошаговый ход работы:

  1. Составление пунктов плана (отталкиваясь от структуры изложения материала, опираясь на смену действий в событийном порядке).
  2. Работа с тезисами (подбор доказательной базы, основываясь на изложение материала в исходном тексте).
  3. Включение своих собственных комментариев и характеристик, чтобы показать осознанность темы и переработанность изначальной информации.

Краткое написание конспектаВажно! Конспект является более свободным и полным способом передачи информации.

Классификация конспектов

Для школьника эта информация может показаться несколько сложной для восприятия с точки зрения терминологии, но по сути, иногда даже не зная, как это правильно называется, мы сами интуитивно выполняли подобные виды работы, иногда даже без поддержки учителя.

Виды конспектов:

    • плановый – самый сжатый и краткосрочный, так как по прошествии даже незначительного срока времени может забыться, как именно тот или иной пункт плана раскрывался в исходном материале; подходит только для непосредственной подготовки к устному ответу;
    • текстуальный – наиболее близок к тезисной передачи информации, так как в основном состоит из авторских цитат; подходит для изложения теоретических изысканий по определенной теме;
    • графический – сугубо индивидуальная, авторская вещь, которая будет непонятна непосвященному; предпочтителен для конспектирования лекций, когда времени мало, а объем информации большой;
    • хронологический – напрямую связан с предметом истории, когда информация подается в виде пересказывания событий, расположенных в хронологическом порядке;
    • свободный – не имеет каких-то определенных требований и границ, при желании может совмещать в себе все остальные виды работы.

Как правильно писать конспект — Учись, студент!

Как эффективно вести КОНСПЕКТ?!

Вывод

Навык правильной и плодотворной работы с информацией станет первым шагом на пути к тому, чтобы научиться успешно излагать свои собственные мысли. Зная, как составить конспект, студент или школьник без труда подготовится к экзаменам.

Источник: https://uchim.guru/karera/chto-takoe-konspekt-i-kak-ego-pisat.html

Как правильно составить план-конспект?

Навык грамотного конспектирования помогает обрабатывать в срок большой объем информации. Знатокам написания план-конспектов литературы удается быстро ухватить суть повествования, выделить главные мысли, усвоить приоритетные сведения.

Конспект – это краткая и систематизированная запись содержания любого источника. В структуру конспекта входят: утверждения, перечни, выписки, тезисы. Рекомендуется использовать сокращения, рисунки, обогащать его цитатами, примерами и фактами.

Практическая польза этих дополнений рассчитана надолго. Утверждения, подкрепленные яркими примерами и общеизвестными фактами, более убедительны и прочно врезаются в память. Для студента план-конспект – это база для упорядочивания знаний и мыслей, тренировка внимания и ума.

Тонкости написания плана конспекта

Если перед вами целая книга, то для знакомства с материалом обратитесь к пунктам содержания. Затем, проверьте наличие аннотаций и списков использованной литературы. Так вы определите, с чем предстоит работать: монографией по диссертации, исследовательской работой, учебным пособием, тезисами или сборником документов.

Осмыслите полное название оригинала и установите критерии поиска: какие сведения, ответы на какие вопросы вам нужны. Станет ясно, насколько тщательно придется проанализировать этот текст.

Не приступайте к рукописи бездумно: механическое копирование чревато переписыванием ненужной информации. Если конкретные страницы источника не заданы, следует бегло ознакомиться с полным содержанием оригинала. Ключевые слова помогут отыскать ценную информацию.

Что можно узнать из введения?

Во вводной части обозначена проблематика книги или статьи. Вы поймете в каком ракурсе рассматриваются проблемы, оцените актуальность заявленной темы. Введение часто содержит исторический обзор развития каких-то событий, разбор других аналогичных исследований.

Что помогает ориентироваться в тексте?

Стиль изложения научного труда отличается логичностью и последовательностью. За выражением «во-первых» неизбежно последует «во-вторых». Сразу, или через несколько страниц, но появится обязательно. Не пропускайте обобщений и стрежневых слов.

Упоминание о несхожих трактовках проблемы сигнализирует о наличии как минимум двух разных точек зрения. Найдите первую и отыщите остальные!

Определения – важный сегмент научного труда. Порой на суд читателя выносится критика на тему какого-то определения. В итоге автор предлагает новую формулировку. Если это мнение авторитетного ученого, то непременно оставьте косвенную ссылку.

Как оформить план-конспект?

Делайте все осмысленно и с прицелом на будущее. Пусть результат усилий будет полезен много лет, а не только на грядущем семинаре. Есть несколько правил, которые помогут это сделать. Вот они:

  • Структурируйте материал: выделяйте другим цветом главные положения, заголовки логических блоков. Даже при беглом просмотре эти отметки напомнят о сути последующей записи.
  • Излагайте данные сжато и схематично. Текст «разбавляйте» списками, многоуровневыми таблицами, пирамидами. Конкретные факты оформляйте по принципу «дата – событие».
  • Подчеркивайте фамилии авторов определений и тезисов. Используйте аббревиатуру NB (Nota bene – лат. «Обрати внимание») или большой восклицательный знак для выделения моментов, несущих основную смысловую нагрузку.
  • Указывайте на полях все номера страниц оригинала, с которых вы извлекли важные данные. Эти точные ссылки пригодятся при написании дипломной или курсовой работы.
  • Фиксируйте вопросы к преподавателю, возникающие при составлении план конспекта. Записывайте их на полях или специально отведенном месте рукописи и выделяйте крупными вопросительными знаками.

Следуйте первоначальной цели конспектирования от начала и до конца, не забывайте о выбранных приоритетах. Выполняйте задание осознанно, применяйте верную тактику анализа информации.

Умение конспектировать – ценный навык. Овладев правильной техникой составления план-конспекта, вы оцените преимущества самостоятельной работы в библиотеке, научитесь логически мыслить, отточите слог. Эффективность вашей учебы возрастет, уменьшатся напрасные потери времени и сил.

Источник: https://plankonspekt.ru/articles/kak-pravilno-sostavit-plan-konspekt.html

Как правильно и быстро написать конспект занятия

А зачем нужен конспект? Конспект нужен, чтобы избежать неудачи в школе или институте. Он поможет тебе остаться внимательным и сосредотачиваться. Но он — не только средство для того, чтобы быть внимательным. Писать конспект — это самый настоящий рабочий способ; он пригодится тебе и в институте, и «по жизни». Он показывает твою здоровую любознательность и смышленость.

Если ты действительно хочешь запомнить то, что слушал, гораздо лучше записать несколько фраз, чем полагаться на память. Память может подвести, а написанное тобой останется.

Записывая конспект, ты занимаешься сложным делом: тебе приходится одновременно слушать, анализировать, выбирать и писать. Ты не только должен понять основные идеи из объяснения преподавателя, и все время держать в уме все объяснение целиком, но в тоже время записывать так, чтобы потом ты мог прочесть написанное и, перечитав свои записи, восстановить в памяти все.

Как писать конспект?

Поначалу тебе будет нелегко записывать конспект. Ты не знаешь, что писать… начинаешь рисовать в тетради чертиков… быстро устаешь.

Попробуй записать насколько возможно больше данных. Тебе покажется, что ты напрасно теряешь время; все равно, не бросай этого дела. Вначале пиши по 10-15 минут. Потом дольше. Постепенно ты привыкнешь записывать только основное, не теряя нить рассуждения.

Истинного совершенства ты сможешь достичь лишь тогда, когда сумеешь записывать то, что, как ты знаешь, больше нигде не найдешь.

Таким образом, когда ты дополнишь свой конспект данными, которые ты найдешь в других учебниках, этот конспект станет поистине бесценным пособием.

Где писать конспект?

Лучше писать его на листах формата А4или на листах из тетрадей, в которых листки соединены колечками, так, чтобы их можно было легко вырвать. На каждый новый предмет заведи новый листок. Придя домой, ты вложишь листы в соответствующую папку или вырвешь листочки и вложишь их в тетради по соответствующим предметам.

И никогда не забывай ставить дату: она поможет тебе развить местную память.

Техника конспектов

Теперь, когда ты понял важность конспекта, я покажу тебе несложный способ, как стать… специалистом в этой области. Когда ты взял тетрадь для заметок, запомни несколько простых отправных точек.

1. Убедись, что ты понимаешь свой почерк. Одно из проведенных обследований показывает, что в 60% учащиеся не могут разобрать свои конспекты. В таком случае, конспект теряет смысл.

2. Если тебе неясно какое-либо понятие, пиши его в (скобках), либо поставь рядом вопросительный знак(?). При первой же возможности спроси у преподавателя. Твой конспект должен доказывать, что ты в се понял, а не то, что у тебя в голове сумбур.

3. Во время объяснения преподавателя нелегко сохранить нужную скорость записи. Кроме того, ты не можешь просить его повторить сказанное, потому, что это — не диктант! Самое лучшее в таком случае, если ты не хочешь упустить линию объяснений — пользоваться общепринятыми сокращениями, либо самому изобрести свои сокращения.

Вот примеры общепринятых сокращений: > значит больше; < значит меньше; NB значит - обрати внимание; ср. значит сравни; = значит равно; и т.п.

4. Не загромождай страницу; оставь много свободного места, чтобы можно было потом добавить другие примечания.

Подчёркивай ключевые слова.

Используй ПРОПИСНЫЕ буквы.

Самые важные фразы пиши в рамочке.

Источник: https://uznaikak.su/891

Как правильно писать конспект?

Все вопросы

Новые

Часто задаваемые

Без ответа

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, как правильно писать конспект на форуме после лекции? Писать все по памяти или использовать конспект, который делаешь во время лекции? Во втором случае конспект получается намного больше и подробнее. Но возникает ли в случае такого перепечатывания нужный эффект?

Ksenia Voytkovskaya

Mia, добрый день! Эффект от написания конспектов — это наши осознания. Чем более подробно мы выписываем, тем лучше это у нас откладывается. Плюс к тому, мы делимся своими знаниями с другими, а значит, помогаем получить результат всей группе.

Желаю вам удачи в прохождении тренинга!

Виктория Винникова

Mia, спасибо за отличный вопрос. писать конспекты можно ЛЮБЫМ способом. Нет правильных или неправильных конспектов. ВАЖНО ИХ ПИСАТЬ. Конспекты некоторые участники группы печатают сразу во время тренинга стенографируя за Юрием. Другие, пишут свои осознания и вспоминают то что запомнилось третьи пишут короткие зарисовки эссе четвертые пишут стихи — такие конспекты тоже были… пятые рассказы или фельетоны. ФОРМА может быть ЛЮБАЯ ВАЖНО выписать конспект. Помню в одной из групп была очень возрастная женщина. уже бабушка. Ей сын купил тренниг. Она печатала одним пальцем, но все равно УЧАСТВОВАЛА в работе группы. Задавала вопросы, поддерживала других участников Вы знаете она получила невероятный результат! И ее огромный результат уже печатал сын Еще раз. Нет правильных или неправильных конспектов. Мы все разные и каждый все равно пишет чз себя Зато. когда вы выкладываете это на форум, другие участники группы ЧИТАЮ и складывают те пазлы которые они возможно пропустили, или не услышали, да и вообще может их выкинуло на какое то время из трансляции ПОЧЕМУ те кто пишут конспекты получают гораздо больший результат? Все просто. Они ОТДАЮТ от себя, свои мысли и осознания в группу У них осовобождается место в голове и на след лекции они берут еще глубже знание Те кто не пишет вообще и не выкладывает, условно говоря «гоняет такие огромные смыслы» в одной своей голове. В итоге получается КАША. Согласитесь, все таки нужно разложить информацию по своим нейронным полочкам и даже если у вас нет ан вектора, то пропустить конспект чз свои кожные свойства и обозначить свои осознания ПОЛЬЗЫ_ВЫГОДЫ очень полезно Тогда знание будет уже применяться сразу в жизни. Обязательно пишите конспекты. Это ваш ключик к огромным результатам

Читайте также:  Подготовка к обучению в вузе

Виктория Винникова

Решила добавить сюда про конспекты то о чем сегодня Юрий сказал на лекции «Вы никогда не читайте записи других, пока не напишете свое. Вначале вы пишете конспект, а после уже читаете чужие. Потому, что я говорю одно, а человек слышит или воспринимает по-своему.

Каждый пишет через свой опыт, через свои вектора. Когда вы сначала ПИШИТЕ сами, складываете свои мыслеформы, тогда у вас появляется СВОЕ МЫШЛЕНИЕ.

Затем когда вы начинаете читать конспекты других, то вы начинаете видеть разные оттенки того, что люди воспринимают, каждый по разному. Вы видите с разных позиций одну и туже ситуацию.

Когда же вы делаете наоборот, то вы пишите не свой конспект, а впечатления от чужих прочитанных конспектов, в которых могут быть и ошибки и искажения информации»

Так что пишите СВОИ конспекты, а затем читайте другие

13 декабря

Регистрация на бесплатный он-лайн тренинг по психологии

13 декабря

Состоится Бесплатный тренинг по психологии

Уже идут 37483человека

Источник: https://www.YBurlan.ru/otvet/kak-pravilno-pisat-konspekt-3038

Как правильно писать план-конспект?

Правильное конспектирование книги позволит за отведённый отрезок времени обработать и проанализировать большое количество информации. Тот, кто знает, как писать план-конспект книги или статьи, с легкостью умеет находить в них и запоминать исключительно важные и существенные мысли изучаемого материала.

Конспект представляет собой систематическую, логически связную запись. Он объединяет различные выписки, планы и тезисы. Кроме положений и выводов конспект желательно снабжать иллюстрациями, примерами, доказательствами и фактами.

Эти материалы необходимы для того, чтобы спустя некоторое время информация, изложенная в конспекте, не утратила своей ценности. Именно факты и примеры придадут утверждениям убедительность и запомнятся надолго. Для студента нет ничего более приятного, как писать план-конспект с пользой для ума.

Секреты составления плана-конспекта

Знакомиться с материалом начинайте с содержания, если это целая книга, а также со аннотаций и списков литературы, если таковые имеются. Вы должны понять, какой перед вами источник – опубликованная монография по диссертации, исследование, учебное пособие, сборник документов и т.д.

После этого проанализируйте полное название источника и подумайте, что именно вам нужно из него извлечь – ответ на какой вопрос, какие данные? От того, каким будет ваше решение, зависит то, насколько глубоко вы будете погружаться в изучение материала.

Никогда не начинайте писать план-конспект с бездумного переписывания. Хорошо, если вас направили на определенные страницы, но если нет, то вам нужно будет бегло познакомиться со всем содержанием статьи или книги. Обычно, ценная, нужная информация всегда бросается в глаза.

Что полезного можно вычитать во введении?

Во вводной части статьи или книги вы можете проследить, как поставлена данная проблематика, каковы основные ее вопросы, и какова история обращения к заявленной теме. Там вы можете встретить исторический обзор развития того или иного явления, анализ других источников, посвященных тому же вопросу.

Какие моменты помогают ориентироваться в тексте?

Изложение научных трудов всегда очень последовательно и логично. Поэтому, если вы встретили выражение «во-первых», то вам обязательно встретится и «во-вторых». И оно не обязательно будет на следующей строчке, может быть и через несколько страниц. Вы должны цепляться за эти ключевые мысли и фиксировать их в плане.

Если автор пишет, что на такую-то проблему есть два взгляда, то это тоже сигнал для вас. Нашли первый взгляд, зафиксировали – ищите второй!

Определения… Это очень важная штука. Иногда в научных работах подолгу расписывается критика тех или иных определений, выводятся новые. Если авторы определений авторитетные, то обязательно записывайте эти косвенные ссылки на них.

Как оформлять план-конспект?

  • Все следует делать с умом, то есть так, чтобы потом этим в случае необходимости можно было воспользоваться, и не только на ближайшем семинаре, но и чрез несколько лет. Для этого есть всего немного правил. Вот они:
  • Материал структурируйте, иным цветом делайте пометки о том, про что в данном месте конспекта у вам написано.
  • Старайтесь все изложить схематично и сжато, используйте техники списков, сравнительных таблиц, пирамид, уровней. Для записи фактического материала вводите формат «дата-событие».
  • Фамилии авторов определений подчеркивайте, рядом с важными утверждениями ставьте значок NB (Nota bene – «Обрати внимание») или большой восклицательный знак.
  • На полях указывайте страницы, с которой вы списали ту или иную важную мысль. Это сослужит вам большую службу при написании диплома или курсовой работы.
  • Если у вас по ходу составления плана-конспекта появляются вопросы, которые вы хотели бы задать преподавателю, записывайте их на полях, или на специально огражденном пространстве страницы. Для выделения этих вопросов проставляйте большие восклицательные знаки.

Не забывайте о цели, поставленной перед началом выполнения задания. Её необходимо придерживаться на протяжении всего конспектирования материала.

Научившись писать планы-конспекты по всем правилам, вы начнете получать удовольствие от самостоятельной работы в библиотеке. Выработанный навык конспектирования позволит повысить продуктивность работы.

Источник: https://life-students.ru/kak-pravilno-pisat-plan-konspekt/

А знаете ли вы что?

РОЛЬ ОБУЧЕНИЯ СОТРУДНИКОВ В РАЗВИТИИ ОРГАНИЗАЦИИ

«Если вы считаете, что обучение стоит дорого, попробуйте узнать, сколько стоит невежество», – Роберт Кийосаки (американский бизнесмен).

Знаете ли вы, чем полезны подготовительные курсы?

Желание быть успешным свойственно всем людям. Сегодня залогом успеха выступает хорошее образование. Поступление в высшее учебное заведение – сложное дело, требующее прочных и глубоких знаний, обеспечить которые смогут подготовительные курсы.

Международно-ориентированный подход к высшему образованию

Знаете ли вы, что в МФЮА помимо классического высшего образования существуют программы обучения студентов за рубежом? В частности, вы можете пройти обучение на дипломных и сертификатных курсах подготовки преподавателей английского языка (TESOL). А выпускники вуза получают реальную возможность работы и стажировки за рубежом с получением Европейского приложения к диплому.

Образование в Османской империи

В Османской империи образование имело большое значение. Начальное образование давали школы при мечетях в любом районе. Более зажиточные жители обучались в медресе — высшем учебном заведении для выпускников начальных школ.

Как правильно писать конспект

Если вы не хотите тратить своё время на бесконечное расшифровывание несвязных словосочетаний и сокращений, то вам нужно освоить несколько простых правил ведения конспекта.

10 секретов для успешного поступления в лучшую бизнес-школу

Конкуренция среди лучших в мире программ МВА достигает заоблачных высот. Однако, несмотря не все испытания, трудности и задачи, которые будут ожидать вас, скажем, при поступлении в Harvard, Wharton, Stanford и т. п., у вас все-таки есть шанс попасть в передовую бизнес-школу. Для этого стоит воспользоваться секретами от специалистов.

Как вы можете повлиять на поступление в вуз?

Все очень просто. Приходите на день открытых дверей, участвуйте в мастер-классах, становитесь лучшим участником и получаете +5 дополнительных баллов при поступлении в РГСУ! Не упустите возможность получить дополнительные 20 баллов к ЕГЭ!

5 февраля в 12:00 в Институте бизнеса и дизайна состоится День открытых дверей!

Вы узнаете об Институте, преподавателях, программах высшего и дополнительного образования, подготовительных курсах. Сотрудники приёмной комиссии расскажут о правилах приема и условиях поступления, о бюджетных местах и Гранте ректора.

А знаете ли Вы, что отличает бизнес-тренинги 2016 года от тренингов 2000-х годов?

Представляем Вашему вниманию 5 интересных факторов о корпоративных тренингах, которые актуальны в наши дни. В основе этих выводов находятся многолетние наблюдения за более чем 2000 людьми, участвующих в разнообразных тренингах, направленных на развитие профессиональных компетенций.

Обучение наращиванию ресниц

Знаете ли Вы, что основы профессии мастера по наращиванию ресниц можно освоить за 2 дня? И уже со второго месяца вы сможете зарабатывать дома от 50 000 рублей!

А знаете ли Вы как обучают стюардесс в Китае?

Для прошедших кастинг испытания только начинаются. Девушкам, к примеру, приходится зажимать деревянные палочки в зубах для отработки идеальной улыбки. Еще одно упражнение — ношение журнала или бутылки с водой на голове для осанки. Стюардесса должна…

Знаете ли Вы историю школьной формы в России?

Когда Советский Союз распался, в школах отменили обязанность учеников носить форму. В наше время образовательные учреждения принимают решение сами, нужен ли особый формат одежды учащимся. Существует практика…

А знаете ли Вы как появились арабские цифры?

Арабская система счисления называется позиционной, то есть значения чисел определяется в зависимости от положения их в записи. Иначе говоря, позиция цифр в числах может обозначать единицы или десятки. Эта самая совершенная система.

Профессии, вызывающие удивление и улыбку

Мы живём в мире, который каждый день преподносит нам удивительные знания и события. Телевидение и интернет существенно расширили горизонт наших представлений. В том числе и об интересных профессиях, 7 из которых представлены в этой статье.

Самые востребованные профессии в России

Не стоит забывать, что для успешной карьеры мало подобрать себе востребованную профессию. Нужно реально оценивать свои способности. Работа должна подходить человеку. Как это узнать?

Интересные профессии

Знаете ли Вы о существовании таких профессий, как «выниматель мозга», «мастер педикюра для коров» или «трамбовщик в метро»? Об этих и некоторых других удивительных профессиях рассказано в данной статье.

Особенности высшего образования в Израиле

Знаете ли вы, что в этой стране зарегистрирован самый высокий показатель научных публикаций на численность населения, а Израильские университеты признаны непревзойденными лидерами в направлениях обучения информационным технологиям?

ТОП-4 сверхэффективных способа продвинуть собственный сайт по поисковому запросу

Продвижение сайта на сегодняшний день является одной из важнейших задач для вебмастера и её значение трудно переоценить. Даже хорошо сделанный сайт не всегда может иметь высокий рейтинг и другие показатели. Для привлечения большого числа посетителей ресурс нужно…

Интересная школа

Здесь вы сможете познакомиться с самыми необычными случаями из школьных будней тех людей, чьи имена знакомы вам с самого детства. Так же мы хотим предложить вашему вниманию несколько исторических фактов из истории образования.

А знаете ли Вы об особенностях женского образования в средневековье?

В средние века над обществом господствовало мнение о том, что женский разум не совершенен: не способен к мышлению, анализу событий, логическим построениям, а предназначен только воспринимать, запоминать и воспроизводить мужские слова. Исключение составляли девушки, избирающие своим жизненным путем постриг в монахини.

Источник: https://obuchebe.ru/know/13147/

Ссылка на основную публикацию