Студенты в столице и в глубинке: кому учиться проще?

Особенности адаптации столичных и провинциальных студентов в вузовской среде

Татьяна АНИСИМОВА

ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ СТОЛИЧНЫХ И ПРОВИНЦИАЛЬНЫХ СТУДЕНТОВ В ВУЗОВСКОЙ СРЕДЕ

В статье на основе социологических исследований проводится ретроспективный сравнительный анализ особенностей адаптационных процессов столичных и провинциальных студентов вузов в 2000 и 2010 гг.

On the base of sociological researches the retrospective comparative analysis of particularities of adaptation of metropolitan and provincial students in 2000 and 2010 is carried out in the article.

Ключевые слова:

социально-психологическая адаптация, высшее учебное заведение, студенты, тип поселения; social and psychological adaptation, college, students, type of community.

АНИСИМОВА Татьяна Германовна — к.псих.н., доцент МГГУ

им. М.А. Шолохова

lakmus1991@

gmail.com

В различных отраслях научного знания большое внимание уделяется рассмотрению проблемы адаптации студен -тов.

Многочисленными исследованиями установлено, что эффективность, успешность обучения во многом зависит от воз -можностей студента освоить новую среду, в которую он попадает, поступив в вуз.

Среди факторов, оказывающих влияние на про -цесс адаптации, немаловажное значение имеет тип поселения (большой или малый город, поселок). С точки зрения социали -зации личности условия большого и малого городов по разному отражаются на процессе адаптации студентов и ее результатах.

Сказанное относится и к таким отличительным признакам города, как «столичность» и «провинциальность». Целью данной статьи является ретроспективный сравнительный анализ особенностей протекания процесса адаптации столичных и провинциальных студентов к условиям вуза.

Нами был проведен социологический опрос студентов вузов Центрального региона в 2000 и 2010 гг. В исследовании была при -менена многоступенчатая выборка, включавшая отбор вузов, факультетов и студенческих групп. Объем выборочной совокупно -сти составил 733 респондента в 2000 г. и 858 респондентов в 2010 г., что обеспечило ошибку выборки не более 4%.

Один из важнейших факторов быстрой адаптации и успешного обучения студентов в вузе — познавательная мотивация, интерес к овладению избранной профессии. Однако не все студенты при выборе вуза руководствуются интересом к определенной специ -альности.

Первоначальные ведущие мотивы поступления в вуз у первокурсников разнообразны. Это и престижность высшего образования как такового, и перспективы найти работу после обучения, и советы родственников, знакомых и т.д.

Как правило, легче адап -тируются к студенческой жизни студенты, мотивированные инте ресом к специальности, наличием склонности к ней.

Слабо адап тируются (а подчас и не могут адаптироваться) студенты, которые руководствуются такими внешними мотивами, как нежелание идти в армию, стремление продлить беззаботный период жизни, жела -ние родителей и др.1

По результатам данного социологического исследования для большей части студентов на 1 м месте по степени влияния на выбор

1 Могильчак Е.Л. Влияние родительской семьи на поступление в вуз // Социологические исследования, 2009, № 8, с. 126—133.

вуза находится такой мотив, как «интерес к специальности» (28,7% опрошенных в 2000 г. и 26,7% в 2010 г. назвали данный фактор решающим). В среде столич ных студентов этот мотив распространен меньше, чем в провинциальной среде (24,6 и 31,4% соответственно).

Следующими по значимости факторами для современных студентов являются «престижность специ альности» и «возможность последующего трудоустройства». Ими руководствовались 18,9% опрошенных, причем для провин -циалов данные факторы оказались более важными, чем для москвичей. В 2000 г.

названные мотивы были менее значимы при выборе вуза; приоритет тогда отда -вался таким факторам, как «совет роди телей» и «невозможность поступить на желаемую специальность» (15,3% и 15,1% соответственно).

Следует упомянуть и такой специфи ческий мужской мотив поступления в вуз, как «отсрочка от службы в армии». Столичных студентов данный вопрос волнует в большей степени, нежели про винциальных.

Для каждого третьего студента москвича он стал решающим, тогда как среди студентов из провинции его указал лишь каждый седьмой юноша. Доля респондентов, выбравших данный фактор в 2010 г.

, в 2,5 раза превышает соответствующую долю опрошенных в 2000 г.

«Совет родителей» при выборе специ альности как решающий фактор назвали 14,9% студентов, причем провинциаль ные студенты более склонны прислуши ваться к мнению родных, чем москвичи. Каждый десятый студент при выборе вуза руководствовался предполагаемой «легкостью поступления».

Это в рав ной мере типично как для столичных, так и для провинциальных студентов.

И наконец, такие факторы, как «невозмож ность поступления на желаемую специ альность», «советы друзей, знакомых» и «наличие договора с предприятиями» оказались значимыми лишь для неболь шой доли респондентов.

Как показывают исследования, в про цессе адаптации к вузу первокурсники обычно сталкиваются со следующими трудностями: неопределенность мотива -ции выбора профессии, недостаточная психологическая подготовка к ней; пере живания, связанные с уходом вчерашних учеников из школьного коллектива с его

взаимной помощью и моральной поддержкой; неумение осуществлять психологиче ское саморегулирование поведения, усугу бляемое отсутствием привычного повседневного контроля педагогов; поиск опти мального режима труда и отдыха в новых условиях; отсутствие навыков самостоя -тельной работы. Все эти трудности раз -личны по своему происхождению: одни из них объективно неизбежны, другие носят субъективный характер и связаны со сла бой подготовкой, дефектами воспитания в семье и школе.

За последнее десятилетие произошли изменения в структуре трудностей, с которыми сталкиваются студенты, начи ная учебу в высшем учебном заведении. В 2000 г. самой распространенной пробле мой, с которой встречались постоянно 39,8% опрошенных, являлся «недостаток учебной литературы».

На 2 — м месте по частоте встречаемости стоял такой субъ ективный фактор, как «нежелание регу лярно заниматься в течение семестра». Каждому пятому студенту «постоянно не хватало времени для подготовки к заня тиям»; такая же доля респондентов счи тала, что у них «нет стимула для повыше ния своей успеваемости».

Фактор «недо -статочности подготовки, полученной в школе», назвали 11,2% опрошенных; «слишком большую учебную нагрузку» — 10,9%; «сложность изучаемых дисци -плин» — 7,6%.

В процесс адаптации сегодняшних сту дентов вносят затруднения другие фак торы. Так, самой большой проблемой, на которую указали 27,3% респонден -тов, стала «слишком большая учебная нагрузка». 2 е место занимает «необходи мость совмещать учебу в вузе с работой».

Четверть опрошенных сталкивается с этой проблемой, что в 3 раза превышает долю студентов, указавших на данные затруднения 10 лет назад.

Каждый пятый студент ощущает «нехватку времени для подготовки к занятиям» и «нежелание регулярно заниматься в течение семе стра» (21,7% и 21,8% соответственно). Можно предположить, что если в 2000 г.

такие проблемы, как «большая учебная нагрузка», «сложность изучаемых дис циплин» и «нежелание регулярно зани -маться», являлись чаще всего следствием плохой школьной подготовки, то 10 лет спустя возникновение перечисленных трудностей обусловлено скорее необхо

димостью совмещать учебу с работой. Причем эти трудности москвичи испы -тывают в среднем в 2 раза чаще провин циалов.

Время, затрачиваемое на работу, ведет к сокращению времени на соб ственно занятия в вузе и на подготовку к ним и, соответственно, к снижению уровня успеваемости и затруднению про цесса адаптации к учебе.

В столичных вузах успевающих на «5 и 4» почти на 10% меньше, чем в провинции, и, соответ ственно, на те же 10% выше доля студен тов, которые учатся на «3 и 4».

Успешная адаптация студентов в вузе зависит и от установления межлич -ностных контактов как среди студен тов, а также с преподавателями вуза1. Комфортный психологический климат сказывается на эффективности учеб ного процесса и воспитательной работы среди студентов. Согласно результатам исследования, в 2010 г.

число студентов, дающих положительную оценку сложившимся взаимоотношениям с одно курсниками и преподавателями, больше, чем в 2000 г. Так, почти половина опро шенных в 2010 г. студентов полностью удовлетворены отношениями в группе, каждый четвертый студент доволен тем, как складываются взаимоотношения с преподавателями.

В 2000 г. доля респон дентов, полностью удовлетворенных отношениями в группе и с преподавате лями, составляла 41,5% и 16,1% соответ -ственно. В 2010 г.

в ответе на вопрос: «Как Вы чувствуете себя в группе?» — 16,1% опрошенных оценили свое самочувствие как очень комфортное, в то время как 10 лет назад такую оценку дали 13,6%.

Существенных различий в удовлетво ренности студентов столицы и провинции сложившимися отношениями с сокурс -никами, преподавателями, деканатом и ведущими кафедрами не выявлено.

Участие в общественной жизни вуза, высокий уровень социальной активности являются показателями успешного про текания процесса адаптации к вузовской жизни. Согласно результатам опроса, современные студенты более активно включены в общественную жизнь вуза (в

1 Афонина Т.Н., Иваненко Т.А., Уварова В.И., Шуметов В.Г. Социально — психологическая и профессиональная адаптация студентов вузов Центрального региона России (по материалам социологического исследования) / под ред. В.И. Уваровой. — Орел : Изд-во ОрелГАУ, 2001.

2010 г. 34% постоянно принимают участие в ней, тогда как в 2000 г. доля социально активных студентов составляла 31%). Соответственно, большая часть совре менных студентов дают положительную оценку внеучебной работе вуза (23,7% опрошенных в 2010 г. и 19,1% — в 2000 г.).

Провинциальные студенты проявляют более высокий уровень социальной актив ности (43,8% студентов — провинциалов принимают участие в общественной жизни вуза, тогда как среди москвичей доля акти вистов значительно ниже — 29,6%).

27% провинциальных студентов оценивают организацию внеучебной работы в вузе как хорошую, 62,5% — как удовлетвори тельную, и лишь 10,5% не удовлетворены тем, как поставлена общественная жизнь в учебном заведении.

Студенты столицы более критично оценивают данную сто рону жизни вуза: каждый пятый считает ее организацию плохой (22,3%), полностью удовлетворены ею 19,3%.

Оценки студентами уровня обеспечен -ности своей семьи распределились при мерно равным образом в столице и про винции.

Около 70% опрошенных считают себя выходцами из обеспеченных семей; чуть большая доля столичных, чем про винциальных студентов (3,6% и 0,4% соот ветственно) назвали свои семьи «высоко обеспеченными»; остальные респонденты оценивают материальную обеспеченность своих семей как достаточно низкую.

54,7% москвичей и 42,7% жителей провинции указали на то, что им хватает денег на приобретение необходимой литературы. Достаточно средств на отдых каждому чет -вертому столичному и каждому шестому провинциальному студенту. Современные студенты в меньшей степени зависят от помощи семьи, чем студенты, опрошен -ные в 2000 г.

Только половина респонден -тов получают помощь постоянно, тогда как 10 лет назад их доля составляла почти 2/3 общего числа опрошенных (64%). 43% столичных студентов постоянно получают помощь от родителей, 11,8% — практи -чески никогда. Студенты из провинции более зависимы от семьи — 67,9% опро -шенных регулярно получают средства от родителей.

Успешная адаптация студенческой молодежи в вузе предполагает удовлет ворительное психологическое состояние студента в учебных и внеучебных ситуа циях, умение придавать происходящему

в вузе желательное для себя направление и использовать имеющиеся условия для успешного осуществления собственных учебных и личностных целей. В этом отношении столичные студенты демон стрируют больший психологический дискомфорт, чем их провинциальные коллеги.

Москвичи чаще, чем жители провинции, «испытывают чувство одино чества» (31,2% и 24,1% соответственно), «погружаются в невеселые мысли», им в меньшей степени присуще чувство оптимизма.

Студенты провинциальных вузов демонстрируют более комфортное психологическое состояние: 2/3 «ощу щают себя на своем месте», 85% «уве рены в своих силах», 76,4% «полностью довольны сегодняшней жизнью».

Таким образом, анализ влияния усло -вий большого и малого городов на про цесс адаптации студенческой молодежи к вузовской жизни позволяет сделать сле -дующие выводы. Как в выборке 2000 г., так и в выборке 2010 г.

большая часть сту -дентов ориентирована на образование как на профессию. Ведущим мотивом посту пления в вуз для них выступает интерес к будущей работе и желание реализовать себя в ней, что является фактором, во многом определяющим успешную адап тацию в вузе.

Однако для провинциалов данные факторы имеют большее значе

ние, чем для москвичей. Столичные сту денты в большей степени ориентированы на получение общего, а не специального высшего образования, их в меньшей сте пени волнует возможность последующего трудоустройства по выбранной специаль ности.

Обнаружены различия в структуре про блем, с которыми сталкиваются студенты первокурсники. Главной трудностью для сегодняшних студентов является слиш -ком большая учебная нагрузка.

Остро стоит такая проблема, как необходимость совмещать учебу в вузе с работой и, как следствие, нехватка времени для подго товки к занятиям. Студенты московских вузов чаще испытывают трудности в вузе, чем студенты провинциалы.

Москвичи явно отдают приоритет работе в ущерб образованию, что менее типично для про винции. Отсюда и более низкий уровень удовлетворенности выбранным вузом и специальностью в среде столичной моло -дежи.

Процесс адаптации к новому коллективу протекает более успешно для студентов в 2010 г., чем десять лет назад, однако суще -ственных различий в удовлетворенности студентов столицы и провинции отноше ниями с сокурсниками, преподавателями, администрацией и другими сотрудниками вуза не выявлено.

Читайте также:  Стоит ли ходить к репетитору?

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-adaptatsii-stolichnyh-i-provintsialnyh-studentov-v-vuzovskoy-srede

«Если бы я выросла в богатой семье, моя жизнь была бы отстой». Юная блогер про жизнь в глубинке, миллионы просмотров и бесполезную учебу

У Леры однажды случилось чудо: ей написал незнакомый человек из Минска и предложил поступать в «кулек». Закрутилось-завертелось, и теперь девушка готовится к большому сольному концерту в столице.

Это поколение рассуждает иначе: не хочет тратить свое драгоценное время на ненужные предметы и жить по указке.

В рубрике «Поколение» говорим с 19-летним блогером про детство в Богушевске, похвалу от Монатика и белорусских продюсеров.

Лера Яскевич — блогер. Она уже шесть лет ведет канал на YouTube и записывает для него акустические кавер-версии любимых песен. Получается очень трогательно, особенно когда девочка сама чуть не плачет в объектив. У Леры на канале 390 тыс. подписчиков, популярный Instagram, участие в украинском шоу «X-Фактор» и твердая и оформленная мечта стать музыкантом.

«Учительница приходила в класс и начинала обсуждать передачу „Пусть говорят“»

У меня нормальная, среднестатистическая семья. Папа — строитель, а мама, когда я была маленькая, уезжала в Москву на заработки, а сейчас в Богушевске — то уборщицей работала, то продавцом в магазине.

Если сравнивать мою семью с другими, то мне повезло больше, потому что я с мамой и папой могу говорить о чем угодно, у нас нет запретных тем. Многие подростки лишены такой возможности, а мои родители давно поняли: я сама знаю, что делаю.

И говорят мне: «Ты все делаешь правильно». Они почему-то во мне уверены.

Богушевск — это просто маленький городок. Раньше у нас было две школы, но сейчас одну закрыли. Еще есть «Евроопт». Вот и все.

Мы часто гуляли: летом гоняли на озеро, с подружками ходили вокруг Богушевска, музыку слушали, разговаривали. Каких-то особых развлечений там в принципе нет. Только если сам себе что-нибудь придумаешь.

Летом проще, а зимой ты сидишь, смотришь телевизор с мамой или в компьютере зависаешь.

В одной школе было четыре этажа, а во второй — два. Одна была «русская», вторая — «белорусская». Школа, к которой я жила ближе, — «русская», но меня туда не отдали.

Отправили в «белорусскую», потому что там был охренительный учитель английского языка, которого знает и любит весь Богушевск.

Сейчас я рада, что меня в свое время отдали в «белорусскую» школу, потому что там училось много детей, с которыми я дружила еще с садика.

К ней подсаживались ученики, начинали развивать тему, а мы просто сидели и общались на уроке. На литературе было то же самое. Поэтому я знаю только «як чуеш, так і пішаш». Вот и все, к сожалению.

Если брать класс, то там всегда есть оторвыши, спокойные дети, а я была из тех, кто держит нейтралитет и, даже если знает, что прав, молчит, пока другие конфликтуют. Учителя относились ко мне нормально.

Иногда ненавидели, потому что я пою себе там что-то под нос или сижу и рисую. Вот учительницу белорусского это всегда страшно бесило. А учительница математики, наоборот, любила меня.

Она всегда спрашивала: «Лерка, что ты вообще хочешь делать в этой жизни?» Она до сих пор меня поддерживает и общается с моей мамой.

Мое общение со сверстниками в школе со временем испортилось. В младших классах мы все дружили, а потом у меня начали появляться другие интересы и знакомые старше меня.

Получилось так, что в школе из ровесников со мной никто не общался, а вне школы таких было несколько ребят на пару классов старше. Потом — наоборот: старшие не общались, а одноклассники общались.

Это постоянно менялось, и я могла прийти 1 сентября в школу и вообще не понимать, как у меня сложится. Они же вместе летом тусовались, вместе в лагерь ездили, а я всегда была дома одна.

Я не чувствовала себя умнее своих сверстников — наоборот, какой-то неполноценной. Мне казалось, раз они со мной не дружат, значит, со мной что-то не так. Сейчас я общаюсь с ребятами, с которыми дружила в школе.

Я легко нахожу общий язык с людьми: мне не сложно простить их и понять. И я ждала, что они вырастут и тоже меня поймут. Между нами случались открытые конфликты, но мы могли просто обзывать друг друга.

Сверстники могли сказать, что я тупая, а я начинала оправдываться. Плакала пару раз, это максимум.

«Ушла в оппозицию — это было очень круто!»

Все началось с «Ранеток». Пока все по ним тащились, из какого-то журнала я узнала о группе Tokio Hotel и стала их ненормальной фанаткой.

У меня все стены были обклеены плакатами, и мама дурела: «Убери своего дебила со стенки!» Наверное, из-за того, что у меня случился переход от «Ранеток» к Tokio Hotel, я стала слушать только такую музыку. Короче, ушла в оппозицию — это было очень круто!

Самый первый звоночек случился в шестом классе. Я тогда второй раз пошла в музыкальную школу. Первый раз ушла оттуда, потому что у меня случились проблемы со связками и заниматься было нельзя. Во второй раз мама отправила меня на домру.

Я забивала на учебу в музыкальной школе, потому что очень хотела научиться играть на гитаре, а мне говорили: «Сначала на домре научись!» Дергала по струне «Кузнечика», а хотела аккорды! В итоге махнула рукой и кое-как доучилась.

На тот момент мама купила мне дешевую гитару через родственников — это был просто какой-то кирпич.

Я стала собирать деньги на инструмент. Просто с детства понимала, что мои родители много не зарабатывают. Просить их о чем-то… Они сделали очень большой вклад, когда купили мне первый нормальный фотоаппарат.

Мне было постоянно стыдно за это, и я не могла у них больше ничего попросить.

Деньги я заработала на выпускных: создала паблик во «ВКонтакте», и предложения пошли, потому что в Богушевске никто, кроме меня, не фотографировал в принципе.

Каналу на YouTube я никогда не придавала большого значения. Делала и делала. Сейчас мне пишут: «Лера, как сделать так, чтобы не стесняться?» А я записывала ролик без всяких программ по обработке видео, заливала его на YouTube и даже не смотрела, что получилось.

А еще терпеть не могла, когда при мне их включали. Любопытство? Нет, меня всегда бесило то, как я пою. Попыталась найти кого-то, кому это понравится, поэтому мнение чужих людей меня волновало больше, чем собственное.

Петь я не училась и, наверное, копировала американских исполнителей, потому что в то время слушала много иностранной музыки.

«Сказала родителям: „Верьте мне!“ И они поверили»

Я любимчик судьбы. В тот момент, когда нужно было определяться с поступлением, меня нашла Аня — мой менеджер. А я не знала, куда поступать, потому что плохо училась в школе, у меня до сих пор слабо с русской грамматикой. Короче, понимала, что поступлю в ПТУ, и то еле-еле.

Ну, я всегда сомневаюсь в своих возможностях, это нормально. Тут пишет Аня: «Университет культуры, Минск. Я тебе помогу!» Я не поверила: «Как это вообще возможно?» В итоге познакомились, приехала на день открытых дверей.

Аня оплатила подготовительные курсы, я пожила у нее недельку, сдала все экзамены с отличием. Все случилось как-то легко.

Родители сомневались, бабушка с дедушкой накручивали маму с папой, тетя тоже давила: «Как? Ты свою дочь к незнакомому человеку отправляешь? А что с ней будет? Ей же воспользуются, ее же сломают!» Короче, те самые сказки про суровый шоу-бизнес. Я им сказала: «Верьте мне, я Ане доверяю». И они поверили.

Минск показался кошмаром! Аня отправила меня в музей одну по городу. У меня в метро случился шок, я так блудила! Музей через дорогу, а я хожу кругами. Даже плакала, когда проехала свою остановку.

Я же никогда не бывала одна в больших городах! Сейчас я уже успела попутешествовать: мы были в Питере, в Москве, в Казани, проехались по Беларуси, а еще на новогодних корпоративах заработали нормальную денежку и поехали в Гоа.

Это была моя первая встреча с морем — я была в таком шоке! Жизнь — удивительная штука.

Университет культуры — это не то, чего я ожидала. Я думала, что режиссура — это такая специальность, которая развивает человека с разных сторон.

У нас есть уроки музыки, танца, актерского мастерства и сама режиссура, но в итоге общеобразовательных предметов слишком много, а творчества — минимум. При этом преподаватели по творчеству орут на тебя: мол, ты ничего не делаешь.

А у меня в жизни есть еще что-то помимо учебы, потому что я пришла сюда взять какой-то набор знаний и навыков, которые мне понадобятся в дальнейшем. Но почему-то взрослые люди не догоняют этого.

Еще фишка в том, что, когда я поступала в университет, я не рассматривала музыку как то, чем хотела бы заниматься всю жизнь. Мне было 17 лет, я еще стояла на распутье. А сейчас понимаю: «Что, если не музыка?» Получу я диплом — и что с ним буду делать? Его мама поставит в шкафчик. Я бы никуда не пошла по специальности. И для чего тогда тратить на это самое продуктивное время в своей жизни?

«В школе у меня было больше подписчиков, чем у Саши Немо»

Однажды я пришла в школу, а учительница говорит: «К нам приезжает Саша Немо, все обязательно идут, сдай мне деньги». В итоге попросили поучаствовать в его конкурсе. «Спой какую-нибудь песню», — говорят.

Я нашла какую-то классную английскую композицию, а за день до выступления классная сказала: «Надо петь песню Саши Немо». Я такая: «Что? Извините, я не буду». Она мне: «Лерочка, ну пожалуйста! За школу нашу!» Окей, беру песню «Все хорошо», переделываю ее капитально.

В то время у меня уже был канал на YouTube, подписчики какие-никакие — точно больше, чем у Саши Немо. В итоге перед самым выступлением у меня сломалась гитара, а в Богушевске с ними дефицит. Выходит менеджер Саши Немо, я рассказываю, что у меня произошло.

В итоге вспомнила, что недавно знакомой девочке купили отличный инструмент. Мы прыгаем в концертную машину, мчим к девочке за гитарой по горкам и песку. Я сразу выхожу на сцену, пою.

Он мне сказал: «Лера, ты необработанный бриллиант. Как закончишь школу, мы тобой обязательно займемся». Я поверила, но он пропал. А недавно написал снова. Мне это очень не понравилось. Они видят, что у человека есть потенциал, но делать с этим ничего не хотят, а когда понимают, что он развивается сам, хотят прийти и собрать урожай.

Было очень круто, когда меня заметил Монатик. Он написал мне в директ, добавил мое видео к себе! Я думала, что такое невозможно. Я сдавала вступительные экзамены, жила с Аней в Минске.

Записала видео — тогда Монатик только-только начинал набирать основательную популярность. Он написал, что я клевая. А потом мы выступали на корпоративе, где он был хедлайнером.

Я его сняла, когда он был на сцене, а в ответ прилетел комментарий: «Ты тут? Давай к нам в гримерку!» Зашла, он начал мне говорить всякие приятные вещи, и я разрыдалась.

Источник: https://people.onliner.by/2018/06/01/yaskevich

Как начать карьеру в провинции и стать успешным топ-менеджером в Москве

Анна начинала свою карьеру простым продавцом-консультантом в Перми, а теперь занимает пост директора по торговым операциям федеральной розничной сети «Связной» в Москве и Московской области. Как ей это удалось и какие подводные камни ждут провинциала, мечтающего о высокой должности в столице, – она рассказала Marie Claire.

«Моя карьерная история началась с переезда в Пермь. Родом я из маленького города в Пермском крае, и переезд в столицу региона был для меня тогда настоящим вызовом.

Ведь там не было мам-пап-бабушек-дедушек, гарантированного жилья и домашних обедов – я ехала в пустоту и очень волновалась. Но, наверное, именно с этого смелого решения и началась моя карьера.

Первый рубеж был пройден, мосты сожжены, обратно домой возвращаться было уже нельзя.

Переехав в Пермь, я поступила в колледж и довольно долго жила в общежитии. Это тоже своеобразная школа жизни, благодаря которой потом легко адаптируешься к практически любой ситуации.

Денег катастрофически не хватало ни на что, поэтому я быстро смекнула, что пора искать хоть какую-нибудь работу, чтобы сводить концы с концами. Так началась вереница недолгих работ, шабашек и подработок – от сетевого маркетинга и раздачи листовок до работы официантом и продавцом в продуктовом магазине.

Читайте также:  Стоит ли идти в магистратуру?

Совмещать работу и учебу, конечно, было сложно, но я понимала, что хочу несколько другого качества жизни, чем можно позволить себе на стипендию.

И вот, в 2005 году произошел переломный для меня момент. На вахте я увидела объявление о приёме на работу продавцов-консультантов в салон связи.

Тогда «Связной» только выходил в Пермь, ну и, конечно, у всех был большой интерес к мобильным телефонам и подобным гаджетам. Ведь тогда мобильник был далеко не у всех. Меня вакансия заинтриговала.

Собеседование и дальнейшее обучение были какими-то неожиданно сложными, но в итоге я всё удачно прошла и вышла на работу.

Наверное, многие студенты думают, что вся работа в студенческое время – временная и только из-за заработка. Но на самом деле никогда не знаешь, чем обернется каждое место работы. Для меня в итоге именно «временная» работа в «Связном» стала стартом большого карьерного пути.

Буквально через пару месяцев работы продавцом-консультантом меня сделали старшим продавцом (фактически это главный человек в салоне), а потом в течение двух лет под моим руководством в Перми открылось несколько торговых точек.

Уже в 2007 году меня серьезно повысили до операционного менеджера региона – в подчинении у меня было уже 15 магазинов.

Трудно сказать, что так впечатлило руководство в моей работе. С одной стороны, я всегда была уверена, что надо просто хорошо и ответственно делать то, что тебе поручили. К тому же, когда ты продавец, у тебя есть реальные, измеримые результаты твоей работы – продажи.

Когда ты стабильно добиваешься высоких результатов, то, во-первых, понимаешь для себя методики, которые работают, а во-вторых – демонстрируешь, что поставленная планка для тебя низковата и ты бы мог делать ещё больше.

Вменяемое руководство, как правило, этот сигнал не игнорирует.

На данном этапе мне было очень важно (как бы банально это не прозвучало) оправдать надежды мамы: когда я руководила всего одной торговой точкой, она уже всем рассказывала, что я директор. Я не могла не оправдать ожидания.

Потом в моей карьере началась череда переездов. Вообще, умение быстро собраться и переехать в другой город мне не раз помогало в работе. Думаю, лучший совет для человека, который хочет построить карьеру в крупной компании и высоко метит – быть готовым к перемене мест.

Сначала меня перевели в Челябинск на аналогичную должность, а потом, через несколько месяцев, назначили управляющим менеджером по целому региону, куда входили Свердловская, Тюменская области, а также Ханты-Манскийский и Ямало-Ненецкий автономные округа.

Через два года меня перевели на аналогичную позицию в регион Поволжье, а потом вернули на Урал. В общей сложности управляющим менеджером в разных регионах я проработала 5 лет. А затем меня сделали директором по торговым операциям в Санкт-Петербурге и после полутора лет успешной работы перевели на аналогичную должность в Москву.

Теперь у меня в подчинении почти 500 торговых точек, и можно с уверенностью сказать, что моя карьера удалась.

Когда делаешь карьеру с нуля, это интересно, но вместе с тем боишься – а вдруг не получится? Но в этом есть и положительный момент – тебе нечего терять.

Как начать свою карьеру

Если говорить о каких-то универсальных советах по построению карьеры, то, конечно, их нет!  Но, может быть, вам пригодятся уроки из моей карьерной истории:

  • Пока мы еще учимся, мы мало что понимаем в себе, и часто даже не представляем, чем хотим заниматься в жизни. И это совершенно нормально. Но если вы хочешь стать успешным человеком, стоит начать формулировать свои «хотелки» и желания хотя бы на краткосрочную перспективу. Если вы понимаете, что текущая работа с достижением этих карьерных «хотелок» вам никак не поможет, не надо бояться менять работу на более перспективную.
  • Обязательно нужно думать про деньги. Если вам надо снимать квартиру и вы хотите купить машину, нужно четко понимать, какой достаток вам для этого нужен. Но тем не менее нельзя зеленым и без опыта приходить к работодателю и сразу требовать большую зарплату и высокую должность. Важно знать себе цену, но как должность, так и приличную зарплату нужно заслужить.
  • Не надо бояться брать на себя ответственность и проявлять инициативу – таких людей, как правило, очень мало, и в любой компании их рады видеть.
  • Высшее образование – это, конечно, хорошо. Но заканчивать обучение, чтобы всего лишь получить «корочку», и еще ограничиваться на этом сегодня уже нельзя. Мир не стоит на месте, а классическое образование часто отстает от того, с чем вам приходится сталкиваться в реальной жизни. Поэтому нужно постоянно искать источники для получения новой информации – книги, СМИ, передачи, тренинги, дополнительное образование, да даже просто общение с людьми, которые знают что-то, чего не знаете вы. Самообразование дает действительно хорошее конкурентное преимущество, особенно когда вы начинаете в регионе – там почти никто не может этим похвастаться. Надо понимать, что нет единственно возможного сценария вашей карьеры. Не все станут большими начальниками, не все попадут в Forbes. Может получиться так, что ваш вариант карьеры – это развиваться линейно в рамках одной узкой специализации и стать, например, классным программистом или мастером по маникюру. Приоритеты, карьеры и жизненные пути у всех очень разные. Если ваш путь чем-то отличается, не стоит этого бояться».

Источник: http://www.marieclaire.ru/karera/kak-nachat-kareru-v-provintsii-i-stat-uspeshnyim-top-menedjerom-v-moskve/

Статья

Начало второго семестра ведет за собой начало нового периода студенческой мобильности. Воспользовавшись той самой мобильностью, студент любого кампуса Высшей Школы Экономики может целый семестр учиться в выбранном им городе, разумеется, в случае одобрения заявки.

Так, студент пермской Вышки может попробовать себя в роли студента московского кампуса, а студент из Москвы, уставший от постоянного бешеного ритма жизни столицы, может переехать на полгода в Санкт-Петербург, чтобы наслаждаться прогулками по Дворцовой площади, по Невскому, ну и конечно, влюбиться в питерскую Вышку.

Мы поговорили с теми, кто воспользовался этой возможностью и приехал в Москву на первый семестр текущего учебного года.

Дарья Путилова, ВШЭ Пермь

— В какой момент ты решила воспользоваться мобильностью и поехать в Москву?

— Как только поступила в Вышку, так сразу и решила. И именно в Москву. Первым делом хотелось проверить себя, понять, смогла бы я учиться в столице. Все мои знакомые пермско-московские вышкинцы наперебой кричат, что учиться и преуспевать здесь намного труднее чем в Перми. Меня это подстегнуло, приехала — проверила. Оказалось — зря кричат.

— Как ты считаешь, отличаются ли студенты пермской Вышки от студентов московской?

— В Перми меньше москвичей. *смеется* На самом деле я бы не сказала, что студенты сильно отличаются. Везде есть способные и амбициозные ребята, есть лентяи и бездельники. Есть амбициозные бездельники и сильные лентяи. Хотя, пожалуй, в Москве чуть больше «умных» студентов, и это естественно, ведь проходной балл выше, чем в филиалах, да и студентов в разы больше. Простые закономерности.

— А есть ли отличия в плане учебы?

— Как я уже говорила, учеба не сильно отличается. Правда, в пермской Вышке мы чаще пишем срезы, контрольные, в общем, находимся в постоянном тонусе. В Москве первый модуль был больше лекционный, у нас лекции и семинары практически всегда чередуются. За посещаемостью следят намного строже. Намного. Лишний раз проспать не решишься. *смеется*

— Чем тебе запомнился этот опыт?

— Во первых, Москва. Прекрасный многомиллионный город с множеством возможностей. Столица! По сравнению с моим родным городом, это просто другой мир. В тот же момент это -испытание. Поездки от Одинцово до Кирпича на общественном транспорте в час пик были для меня шоком, от которого я не могла оправиться весь первый месяц. Потом привыкла. *смеется*

А во-вторых, английский язык. В Москве очень сильный английский язык. Преподаватели потрясающие! Студенты тоже с довольно высоким уровнем владения языком. Это я по себе сужу. Мне было трудновато. И это не в укор нашим пермским преподавателям, просто в нашем городе, как мне кажется, не уделяется должного внимания иностранным языкам в школах, отсюда и уровень немного ниже.

— Будешь скучать по московской Вышке?

— Я бы хотела ещё разок приехать по мобильности в Москву. Я уже скучаю по всему, к чему так привыкла за 4 месяца.

Иван Корнеев, ВШЭ Санкт Петербург

— В какой момент ты заинтересовался мобильностью?

— Начал интересоваться этим вопросом по личным мотивам, не связанными с учебой. В конце прошлого учебного года подал заявку на эту программу. К тому же со стороны учебы это был интересный опыт, да и выглядело привлекательно, если можно так сказать.

— Чем, на твой взгляд, отличаются студенты в Москве и Санкт-Петербурге?

— Самый интересный вопрос на мой взгляд! Он четко описывает ситуацию в целом. Я из Петербурга, коренной житель, Петербург тоже не маленький город, мегаполис, но такого масштаба, конечно, нет. Масштаба во всем. Скопления «умных» людей больше, шире выбор тех или иных программ и так далее.

Это объясняется тем, что девочки и мальчики из провинции в первую очередь хотят поступить в столицу, а если не проходят по каким-то причинам, едут в Санкт-Петербург или другие крупные города. Но несмотря на это в Петербурге совсем другие люди по менталитету, разница сразу же бросается в глаза.

Город меняет людей, это точно, но сказать, где лучше, я не могу.

— Есть ли какие-то важные и интересные различия, на которые ты обратил внимание?

— Во-первых, куда больше майноров и всяких программ. Во-вторых, в Москве преподают бизнес-английский. Ну и еще, в Москве куда больше приезжих. Мне такое обилие не сказать, что нравится, но тут без обид и без перехода на личности, я говорю о ситуации в целом.

— Что больше всего запомнилось?

— Этот опыт запомнился в первую очередь тем, что я имел возможность сравнивать. Это немаловажно для меня. Как и свою старую группу, так и процесс обучения в двух столицах в целом.

Что называется, посмотрел, как у других. Касаемо самой Вышки, наверное, первый опыт жизни в общежитии, смог понять, что это такое, и честно скажу, что был приятно удивлен.

Даже не ожидал, что все настолько НЕ так плохо!

— Хочешь посоветовать что-то нашим читателям?

— Да. Мобильность — мне нравится это понятие. Не хочу привязывать себя к одному месту, хочу путешествовать, менять города, заводить новые знакомства. В следующем году попробую попасть уже на межуниверситетскую мобильность: Прага, Барселона. И поэтому всем того же советую. Удачи!

Анна Антипина, ВШЭ Пермь

— Откуда ты узнала о мобильности и почему решила воспользоваться этой возможностью?

— О студенческой мобильности я узнала совершенно случайно, услышала от старшекурсников про то, как же круто съездить в Москву или Питер, набраться там опыта, завести новые знакомства и узнать город.

Я проучилась в Перми два года, и мне захотелось что-то изменить в своей жизни… Я решила, что раз есть такая возможность, то нужно съездить на осенний семестр в Москву.

Да и завести новые знакомства всегда круто! Поэтому я немедля собралась и поехала!

— Нашла ли ты какие-нибудь различия в студентах пермской и московской Вышки?

— Если честно, то какого-то особого отличия я не увидела. Все такие же добрые, милые и замечательные! *смеется*

— А вообще было то, чего ты не ожидала?

— Многие говорили мне, что в Москве тяжело учиться. Я с этим не согласна. Все эти два модуля, проведенные в московском кампусе, я училась, особо не напрягаясь, в то время у наших пермских ребят был дедлайн за дедлайном. Но уровень подготовки у студентов очень высокий.

Особенно это заметно на английском, и порой было тяжко. Но я справилась! *смеется* Следующее — это расписание. Здесь оно фиксированное на весь модуль. Первое время я путала даты, когда идти, а когда нет. И третье, на что я обратила внимание, — это работа деканата.

Чтоб попасть туда, нужно отстоять огромную очередь или записаться заранее. В такие моменты я вспоминала наш департамент Менеджмента, когда я могу прийти и узнать ответ на любой вопрос, выпить чаю и поесть печенек с любимыми руководителями.

В остальном меня все устраивало *смеется*

— Чем запомнился этот опыт?

— Новые знакомства! Я попала в 144 группу, где меня приняли очень тепло, и я быстро влилась в коллектив! Еще,конечно же, общежитие. Общежития квартирного типа — что может быть лучше?! Соседки, которые всегда тебя поддержат и помогут. *смеется* Также я побывала на Дне Вышки, где выступала моя любимая группа «Сплин».

Каждый день старалась гулять по Москве, по всем возможным местам, особенно в первые несколько недель. Время, проведенное с новыми одногруппниками, — это тоже опыт. Сейчас уже начался новый модуль в Перми, и я вроде вернулась обратно в свой родной коллектив, но московских ребят очень не хватает.

Порой кажется, что вот еще день в Перми, и я еду обратно в Москву, на учебу. Но, увы, и это печально.

Читайте также:  Как собраться группой после сессии?

— Хочешь сказать что-нибудь нашим читателям?

— Приезжайте по мобильности в Пермь! Мы будем вас ждать! *смеется*

Алиса Хачирова, ВШЭ Санкт Петербург

— Когда ты поняла, что хочешь поехать в Москву по мобильности?

— Как только поступила в Питер, сразу же узнала о программе мобильности. И тут же решила, что на втором курсе обязательно поеду в Москву!

— Как ты считаешь, есть ли отличия между студентами в Москве и в Питере?

— Я бы не сказала, что контингент питерской вышки сильно отличается от контингента московской. Менталитет… Все одно и то же.

Есть люди, которые ставят своей главной целью учебу, другие — научную деятельность, третьи — общественную и так далее. Я бы не сказала, что есть различия.

Многие считают, что люди и учеба сильно разнятся в Москве и Санкт-Петербурге, но на самом деле отличий не так много.

— Чем тебе запомнился этот семестр?

— Очень благодарна Вышке за этот замечательный опыт. Я получила исключительно положительные эмоции. Было интересно познакомиться с новыми людьми, с некоторыми даже остались довольно теплые отношения.

Олег Костюкович, ВШЭ Пермь

— Когда ты решил бросить на полгода пермскую вышку и поехать в Москву?

— Это решение было спонтанным. Я знал о программе, но никогда не думал об обучении в Москве.

В конце третьего модуля мы готовились с одногруппниками к очередной контрольной точке, и я случайно узнал, что 4 человека только из нашей группы хотят поехать по программе мобильности в московский кампус.

Я последним подал заявление и, когда прошел конкурс по рейтингу, окончательно решился. Я очень долго думал, стоит ли мне уезжать на полгода, ведь это достаточно длительный период, а в Перми у меня работа. Тем не менее я согласился, и ни капли об этом не пожалел.

— Как ты считаешь, ребята в Перми отличаются от студентов в Москве?

— Мне всегда нравился «климат» пермской Вышки, даже до поступления. У нас все по-семейному: почти все знают друг друга, общаются «каждый с каждым». В Москве немного иначе, мы понимали, что это из-за большого количества студентов.

В плане группы нам повезло, мы попали в прекрасный коллектив, и очень сильно подружились с ребятами. Они энергичные, целеустремленные, точно знающие, что и когда хотят от жизни, и безумно любящие свое дело.

Думаю, это их главное отличие.

— А какие важные отличия, касающиеся именно самого университета, ты увидел?

— Во-первых, это огромные расстояния от общежития до корпуса. Мы жили в Одинцово и без малого месяц привыкали к дороге. Для меня это было особенно сложным, так как в Перми на дорогу уходило всего 15 минут. Во-вторых, это организация.

Признаться, было странным увидеть, что учебный офис принимает студентов только с 14 до 17, отсюда постоянные очереди. Но опять же это скорее из-за большого количества студентов. Сразу бросилось в глаза, что посещение лекций является свободным – в Перми не так, и это сильно воспитывает самодисциплину.

Безумно понравились преподаватели по английскому языку. Было видно, что им самим нравится то, что они рассказывают. Занятия пролетают незаметно. Запомнились майноры. В Москве их много, и все они практикоориентированы. Все, что я изучил, я уже сейчас могу применять в жизни, а это очень важно.

Никогда не забуду военную кафедру. Не могу сравнивать с нашей, поскольку еще не начал обучение, но в Москве сил уходило очень много.

— Чем для тебя запомнилась эта поездка?

— Академическая мобильность позволяет пожить самостоятельно. И мне этот опыт понравился. Но то, что я точно никогда не забуду, – это мои московские одногруппники, которые стали настоящими друзьями. Я безумно рад, что познакомился с такими людьми.

— Посоветуешь что-нибудь нашим читателям?

— Никогда не бойтесь нового и делайте то, что вам нравится. Успех приходит только тогда, когда вы уверены, что на правильном пути. Я в этом полностью уверен.

Беседовал Чальцев Владислав
Фотографии предоставлены героями интервью

Источник: http://hsepress.ru/article/1800

9 причин, почему сельские школы могут быть даже лучше городских

Нередко родители в своём желании дать ребёнку хорошее образование переезжают в более крупный населённый пункт. Деревенские едут в райцентры, из райцентра — в областной город, из областных городов — в столицы.

Людей, которые переезжают в мегаполисы ради хороших школ и кружков, чтобы больше работать и меньше спать, очень много.

Но так ли много выигрывают их дети? Анастасия Миронова предлагает не спешить с переездом и оценить все плюсы и минусы школы в глуши.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

1. В маленькой школе маленькие классы

Чем меньше населённый пункт, тем меньше школьные классы. В сёлах и маленьких городках встречаются старшие классы, в которых учатся от трёх до пяти человек, а то и один. С этими классами учителя работают, как с любыми другими.

Для сравнения: в мегаполисах, вопреки существующим СанПиНам, в классах может быть 35-38 человек

Да, в провинции, а тем более в деревне учителя не всегда современные, эрудированные и открытые новому. Чаще это полные женщины в блузке с пионами, с перманентной завивкой на голове и с разбитыми огородом руками.

Но не факт, что такая учительница хуже научит математике своих двоих учеников, чем современная и прогрессивная молодая городская её коллега, у которой нагрузка — две параллели по шесть классов с 35 учениками в каждом.

2. На селе более гибкое обучение

Другой плюс такой школы — отдалённость от контролирующих органов. Звучит странно, ведь в XXI веке бюрократия стала электронной. Однако в России удалённость от центра всегда становится поводом расслабиться.

Для школы в деревне или маленьком городке это означает, что учитель может больше экспериментировать. И что, в конце концов, он меньше загружен бумажной работой.

Я живу в деревне и знаю, что в школах в округе дети смотрят кино, в том числе артхаус, сдают экзамены в форме спектакля, а на уроках биологии ходят в лес.

В деревне или маленьком городе классы более мобильные. Если в Москве в парк нужно порой вывозить детей на автобусе, а на пикник ехать за 50 километров, то в деревне освоение окружающего пространства проходит проще.

Я вижу, что в нашей школе в соседнем посёлке дети часто занимаются в парке, на лыжах катаются не только на пятачке возле школы, но и на окраине посёлка, где можно оборудовать хорошую лыжню.

А на берегу реки устраивают школьные пленэры.

4. Деревенский школьник больше спит

Если дети городские и те, кто живёт на селе и ходит в местную школу, спят примерно одинаково, то те же деревенские школьники или дети из райцентров, которых возят на занятия в крупные населённые пункты, недосыпают.

В нашей деревне есть такие примеры: ученики местной школы просыпаются в 7.45, из дома выходят в 8.15-8.20. Дети, которых возят в школу в райцентр за 40 километров, выезжают из дома в 7.20. То есть они спят на час меньше.

И на час меньше играют (читают, рисуют, занимаются) — это время у них съедает обратная дорога.

5. На селе или в райцентре дорога до школы безопасней

Это вопрос важный. Ребёнок сельский по пути в школу порой не переходит вообще ни одной автомобильной дороги. Или идёт по грунтовке, где медленно ездят. То же самое в райцентрах — там нет широкополосных дорог. Шанс быть задавленным минимальный.

Даже если ваш ребёнок живёт в деревне и пользуется развозкой до поселковой школы, едет автобус по просёлочным дорогам, а там совсем низкие скорости. А вот дети, которых возят в школы в райцентр, или городские школьники, чьи родители выбрали лучшую гимназию в центре, каждый день рискуют попасть в аварию.

Безопасно на селе и с точки зрения криминала. Деревенский ребёнок ходит в школу, как правило, недалеко и среди знакомых ему соседей.

В деревнях и маленьких городах, где все друг друга знают, детям сложно стать жертвой случайного уличного преступления — структура преступности там другая

Кроме того, даже если с вашим ребёнком по дороге что-то случится (подвернёт ногу, например), вам тут же сообщат об этом соседи, а ребёнка заберут в первый же дом, где окажут помощь.

Самая большая опасность для сельского школьника — собаки. Но в деревнях и сёлах такого понятия, как бездомные псы, почти нет. Там есть собаки двух видов: цепные и сорвавшиеся с цепей. И эти собаки местных жителей более или менее хорошо знают.

Стайных собак можно встретить только в крупных посёлках, а в деревнях, особенно малонаселённых, люди прекрасно с бродячими животными борются. А вот в городах за пределами Москвы и Петербурга настоящих бродящих собак очень много.

Чем дольше идти ребёнку до школы, тем выше шанс быть покусанным.

6. В провинции учитель больше знает о проблемах учеников (в том числе семейных)

Преимущество, на первый взгляд, сомнительное. Зато в сельской школе невозможны ситуации, когда ребёнок возвращается с похорон, а учитель отчитывает за прогул.

Когда мать сильно заболела, дети заняты работой по дому, а в школе их вызывают на ковёр и ставят двойку за не вовремя сданный гербарий.

Бывает, что деревенские нрав и любопытство становятся даже у учителей бестактными, но поле для обидных и неуместных ситуаций узкое.

Учитель всегда знает, что происходит в семье ученика. Знает, когда чьи-то родители сидят без работы, знает, что дети не могут купить тетради и даже оплатить обеды

Учителя всегда в курсе, если кто-то из детей дома столкнулся с семейным насилием. Классные руководители гораздо чаще бывают у своих учеников в домах и знают условия жизни и возможности каждой семьи. Вероятно, для тех, кто читает сейчас этот текст и тщательно выбирает ребёнку лучший из вариантов, эти проблемы и не страшны.

Но в любой школе, даже очень престижной московской, есть дети с проблемными семьями. И порой эти проблемы влияют на весь класс. Например, застрессированный и ставший неуправляемым ребёнок без своевременного вмешательства учителя и психолога способен расстроить работу класса.

А вмешаться вовремя и вообще заметить проблему в большой школе сложно.

Когда все друг друга знают, обижать безнаказанно не получается. Чем меньше населённый пункт и меньше школа, тем меньше в школе травли. Потому что каждый в такой школе друг другу сосед, родственник или друг соседа. К тому же в деревнях детей мало, все они — партнёры по играм, поэтому до старших классов дети в каком-то смысле ценят приятелей, ведь выбор для общения у них не так велик.

Если в городе учитель может годами вообще не знать о конфликте в классе (ведь дети часто дерутся вне школы, вероятность встретиться там с учителем небольшая), то в деревне учитель всегда обо всем знает, потому что дети гуляют на виду.

Даже если не увидел драку учитель — увидели соседи. В любом случае о каждом инциденте на следующее утро будет знать вся школа.

И, конечно, родители — их учитель обязательно встретит у магазина или не поленится сходить домой, ведь идти два шага.

8. Переезд в мегаполис часто приводит к ухудшению жилищных условий ребёнка

Жил себе ребёнок в селе, в собственном, пусть даже и неказистом доме. А может, он жил в двухэтажном благоустроенном доме в райцентре или на окраине посёлка. У него, возможно, даже была своя комната, своё рабочее место.

И вот семья переезжает в большой город или даже в Москву. Родители в первые годы много работают, с большой вероятностью — на не самых привлекательных позициях. Снимают 1-комнатную квартиру, а то и комнату.

У ребёнка после переезда в город нет не только своей комнаты, но и своего стола. Уроки он делает на кухне, читает — в перерывах между телепередачами. Просыпается вместе с родителями, которые выходя из дома гораздо раньше, чтобы через полгорода добраться на работу.

Даже если ребёнок пристроен в гимназию, его успехи может съесть одно лишь ухудшение жилищных условий.

9. В провинции у родителей больше свободного времени

Это хоть и последний, но, возможно, самый важный плюс для семьи, которая решает не переезжать в большой город из-за учёбы ребёнка.

В селе или в райцентрах люди много не работают, там нет супержёсткой конкуренции за высококвалифицированные места, там нет многочасовых изматывающих дорог до работы и обратно. Сельский родитель дольше времени находится дома.

И если у него действительно есть желание дать ребёнку хорошее образование и воспитание, он может это сделать.

Самым неожиданным открытием для семей, которые ради школы уезжают из глубинки в большой город, становится нехватка свободного времени. Например, попадая в чужую среду, да ещё, как правило, без собственного жилья, люди вынуждены много работать. Они рано встают, а с работы возвращаются поздно.

В итоге ребёнок, которого планировали готовить к поступлению в московский вуз, предоставлен сам себе. Каждый ли школьник сможет организовать своё время с пользой для учёбы? Вряд ли

Маленькую школу в глуши ценностью, конечно, едва ли назовёшь, и людей, которые переехали бы в село ради сельского образования, наверное, не существует. Но сельская школа в наши дни не настолько страшна, чтобы прятаться от неё в мегаполисах. Интернет сейчас есть во всех деревнях и абсолютно во всех школах.

Мы не в 1990-х, когда в деревенской библиотеке из всех книг было только пять экземпляров «Гранатового браслета» и букварь. Доступ к информации у городских и сельских школьников равный.

Если вы не можете уехать в Москву, Петербург или город-миллионник без радикальной потери в качестве жизни, если не можете не работать в городе допоздна, подумайте, стоит ли ехать туда только ради образования? А если вы мигрирует из-за своих интересов, подумайте о ребёнке — не факт, что в городе он не просядет в успеваемости.

Ведь сама по себе городская школа гарантии качества не даёт. Скорее, наоборот: у ребёнка, который учится в классе из 35 человек, мало спит, дерётся с одноклассниками, почти не видится с родителями и у него нет в квартире отдельного места, шансов на успех немного.

Источник: https://mel.fm/blog/anastasiya-mironova/67218-9-prichin-pochemu-selskiye-shkoly-mogut-byt-dazhe-luchshe-gorodskikh

Ссылка на основную публикацию