5 секретов эффективной работы с учебником

Как правильно делать домашнюю работу: 5 секретов от учителя

Преподаватель математики, участник проекта «Учитель для России» Александр Ядрин рассказал «Летидору», как школьникам нужно правильно выполнять домашнюю работу.

Преподаватель математики, участник проекта «Учитель для России» Александр Ядрин рассказал «Летидору», как школьникам нужно правильно выполнять домашнюю работу.

Основная цель, которой руководствуется учитель, когда дает на дом задание — закрепить знания ученика по определенному предмету. Чтобы домашнее задание не вызывало раздражения и давалось проще, необходимо соблюдать несколько простых правил:

Согласно исследованиям немецкого психолога Г. Эббингауза, для лучшего запоминания школьник должен повторять материал, пройденный на уроке, соблюдая определенные промежутки времени (сразу после изучения, через 20 минут, через 40 и через 8 часов).

К концу последнего урока у школьника едва остается 40% материала, который он проходил в начале дня. Так что за домашнее задание садиться надо сразу после занятий, пока знания, усвоенные за день, не выветрились из головы окончательно.

Я считаю, что для начальной школы отличный вариант — делать уроки на продленке (при условии, что там спокойная атмосфера и дети не «стоят на ушах»). Они только прошли новый материал и тут же после уроков его закрепляют. Что касается средней и старшей школы, то возможно делать домашнее задание в кабинете учителя-классного руководителя или учителя-предметника.

Что происходит, когда домашнее задание ребенок делает вечером или вовсе через несколько дней после того, как он его получил? К тому моменту, когда школьник садится за уроки, он не помнит больше половины теории. Мотивации к занятиям нет никакой, так как надо лезть в учебник, искать нужный параграф, вспоминать правила — напрягаться больше положенного. Проще списать с решебника или у соседа по парте.

Очень часто дети параллельно со школой занимаются различными видами спорта. Я, например, когда был школьником, ходил в секции волейбола и баскетбола. После них возвращался домой в 10 вечера, сил на уроки совсем не было.

Спасибо моим родителям, которые относились ко мне с пониманием и интуитивно приняли верное решение. Так как на работу они уезжали очень рано, они поднимали меня в пять утра, в школу я приезжал к семи.

У меня было ровно полтора часа, чтобы сделать домашку. И я отлично справлялся. На свежую голову думать очень хорошо.

Конечно, делать уроки утром сложнее, чем сразу после занятий, но намного лучше, чем вечером, когда клонит в сон.

10 гениальных цитат Януша Корчака о том, как правильно воспитывать ребенка

Если школьник начинает выполнение домашнего задания с нелюбимого предмета — это, скорее всего, сделает его раздражительным. Значит, у него пропадет мотивация к обучению, и продолжать вряд ли захочется. Поэтому браться за уроки надо с любимых заданий.

Когда начинаешь с любимого (легкого) предмета, он получается быстрее. Взял какую-нибудь простую тему, быстро прочитал, сделал упражнение — и первая домашняя работа готова. Есть положительное подкрепление дела — успех, и ребенок с интересом берется за следующий урок.

Учитель обрекает свой предмет на ненависть, если выполнение домашней работы по нему занимает больше 20 минут. Кстати, даже по СанПиНам на домашнее задание в среднем по одному предмету не должно уходить больше этого времени.

Одно из правил таймменеджмента заключается в том, что выполнение задачи надо разделить на раунды по 25 минут, между ними делать небольшие перерывы (5-7 минут).

Предложите ребенку установить таймер на телефоне на 20-25 минут и в это время максимально сосредоточиться на предмете.

Когда время выйдет, важно отложить учебник и немного отдохнуть (также по таймеру, чтобы не было соблазна отвлечься от уроков). Затем с новыми силами приниматься за следующее задание.

В младшей школе ребенок может сконцентрироваться самое большее 5 минут. В средней и старшей — 10 минут. Чтобы сделать выполнение уроков более продуктивным, школьнику нужно регулярно менять виды деятельности.

Максимальной концентрации добиваются сменой интеллектуальной и физической активности. В небольших перерывах между раундами он должен полноценно отдыхать. Можно прыгать, бегать, отжиматься, приседать.

Можно спеть песню — это отлично снимает напряжение и помогает переключиться.

Важно помнить: если ребенку не нравится предмет, значит, он его не понимает. Задача учителя и родителя — сделать урок прикладным к интересам ребенка. Например, если физика идет очень плохо, но хорошо получается играть в баскетбол, соедините два дела.

Изучайте физические законы, наблюдая за мячом — расскажите, как кинетическая энергия мяча при броске превращается в потенциальную.

Если есть проблемы с геометрией, можно рассчитать, каким должен быть угол атаки в баскетболе, чтобы бросок в кольцо получился максимально точным.

К ребенку всегда можно найти подход, если общаться с ним через его интересы. Как-то ко мне подошла старшеклассница и пожаловалась, что не хочет учить английский, так как он вряд ли пригодится ей в выбранной профессии.

Девушка мечтала стать поваром и была уверена, что ей понадобится только французский. Я предложил ей посмотреть кулинарные шоу Джейми Оливера на языке оригинала. Через месяц мы встретились.

Она рассказала, что уже неплохо понимает английский, так как передачи с Оливером захватили ее настолько, что ей пришлось подтягивать знания в языке.

https://www.youtube.com/watch?v=1OKOaCBAcEk

Она смотрела шоу с большим интересом, потому что хотела реализовать себя в выбранной профессии. Благодаря таким занятиям ученица улучшала не только лексическую базу, но и произношение, культуру и основы профессиональной этики.

Дискуссия вокруг домашней работы всегда остается неисчерпаемой. Многие считают, что и вовсе нужно отменить домашнюю подготовку – пусть школьники наслаждаются детством. Тем не менее грамотный педагог всегда ищет способ заинтересовать в предмете, – и отчасти выполнение учеником домашней работы может учителю в этом помочь. Ведь когда ученик понимает предмет, он его любит.

Источник: https://letidor.ru/obrazovanie/kak-pravilno-delat-domashnyuyu.htm

5 секретов успешной работы над книгой

Если вы задумали писать роман – считайте, что решили бежать марафон. А в таком случае без тренировок, подготовки и – куда ж без этого! – секретов и хитростей не обойтись. Надо же понимать заранее, что ждет впереди, и соответственно подготовиться: запастись энергией и вдохновением, разузнать, где по пути можно будет пополнить ресурсы, и запастись картой сложных участков.

Итак, какие же секреты помогут вам пройти длинный путь написания книги?

Ни дня без строчки!

Первый секрет– это такой секрет Полишинеля – регулярность. Все знают, что писать надо каждый день. В идеале. Ну, или хотя бы через день. Все знают, но действительно придерживаются этого правила очень и очень немногие.

Постарайтесь войти в их число, и вы сами удивитесь, как легко сможете справиться даже с очень большим романом! Для этого и нужно-то всего ничего: немного дисциплины, чуть-чуть свободного времени (хватит даже 20-30 минут в день) и запас упрямства. Или по-другому – упорства. Это очень ценное качество, которое незаслуженно забывают. А ведь оно – наш второй секрет.

Упорство – залог успеха

Знаете, зачем писателю быть упрямым? Чтобы не бросать начатое на полпути, несмотря на отсутствие вдохновения, капризы персонажей и шалости сюжета. Чтобы упорно искать выход из самых тупиковых ситуаций и положений, которых в процессе работы над книгой встречается немало.

Если вы умеете талантливо биться головой в стену, пока не пробьете, или упорно ковырять ложкой землю, строя подкоп, или же вы мастер поиска хитроумных комбинаций (вроде «постучать в третий кирпич справа, нажав на пятый левый сверху, сказать «му!», и тогда выход откроется») – тогда вы точно доберетесь до точки в конце последнего предложения рукописи.

А чтобы запас упорства не кончался, нужно знать третий секрет, а именно…

…на кой мне все это?

Да, нужно точно знать ответ – зачем вы пишете книгу? Ради чего? Может быть, ради самой истории – она хочет быть непременно рассказанной, а вы ей помогаете. Может быть – ради денег: написать бестселлер и заработать на нем.

Может, вас манит слава и известность. Тоже, кстати, хорошая цель. Главное, выясните для себя, какая именно вам нужна слава и известность.

Вдруг вам хватит просто рассказа, напечатанного в журнале, и писать целый роман для этого необязательно.

Каков бы ни был ваш собственный ответ на этот важный вопрос – найдите его. И будьте честны. На суррогатах – заменителях настоящей цели – далеко не уедешь и книгу не напишешь.

«Цель – вижу, в себя – верю»

Четвертый секрет – знать конечную цель. Конкретную, измеримую и осязаемую для вас лично. Самый простой способ найти такую цель – ответить на вопрос: как вы поймете, что закончили работу над книгой? Найдите то, что станет для вас сигналом, говорящим «все, стоп!».

Таким знаком может стать, к примеру, стопка отпечатанных листов рукописи. Или письмо-заявка, отправленное в издательство. А может, вы поймете, что работа окончена только тогда, когда будете держать в руках сигнальный экземпляр книги. Или когда увидите электронную версию в интернет-магазинах.

Выбирайте то, что подойдет именно вам, и соответственно планируйте работу.

Хороший план – половина дела

Те, кто умеют продумывать работу заранее, хотя бы вчерне, всегда проще и легче достигают успеха. И чаще. Так что – да, если пошагово спланировать свой путь к цели (той самой, что вы нашли для себя в предыдущем пункте), шансы на то, что вы до нее дойдете, повышаются на порядок.

Планы можно строить очень по-разному – от выставления жестких рамок и сроков до просто обозначения вектора движения.

Кстати, последнее – «векторное» планирование – очень подходит людям творческим, которым всяческие рамки и дедлайны как нож к горлу музы. Главное, дополнительно расставить вехи, чтобы было на что ориентироваться.

Перечисленные пять принципов выглядят простыми, однако они отлично работают. Главное – применять их:

  • понять, зачем вы пишете?
  • определиться с целью и знаком окончания работы;
  • планировать путь и вехи;
  • упорствовать ради достижения цели;
  • и писать каждый день.

И вы победите.

До встречи в прямом эфире!

Светлана Первая журналист, писатель

(страница ВКонтакте «Светлана Первая: Отблески миров»)

Источник: http://school-of-inspiration.ru/5-sekretov-uspeshnoj-raboty-nad-knigoj

7 секретов повышения своей эффективности

Всем нам требуется дополнительное время. Но где его взять? Ответ – довести свою эффективность до предела. Взглянем правде в глаза: одним из наиболее ценных товаров в жизни любого занятого человека является время. И не важно, насколько нам бы этого хотелось, включать дополнительные часы в сутки современная наука пока не научилась.

Поэтому миф о 25-часовом дне в обозримом будущем так и останется мифом. Так как же мы можем растянуть время при том, что общее количество часов для всех одинаково? Эффективность. Коротко говоря, мы не можем создать себе дополнительное время, но мы сможем повысить эффективность того ограниченного времени, которое имеется у нас в распоряжении.

Вот как можно этого добиться:

1. Устанавливайте для себя цели на каждый день

Один из лучших способов повысить свою эффективность – это ежедневно ставить для себя цели. Каждое утро перед началом рабочего дня составляйте список задач, которые вы хотели бы или должны выполнить за рабочее время. Упорядочите их в порядке приоритетности.

В зависимости от того, сколько у вас займет каждая задача, в вашем списке может содержаться как две задачи, так и десяток. После составления используйте список как справочное руководство, чтобы помочь себе сконцентрироваться в течение дня, двигаясь к выполнению своих задач.

Держите список на виду в легкодоступном месте на своем рабочем столе как постоянное напоминание о задачах, которые вы хотите выполнить за каждый отдельный день. По мере достижения каждой своей заранее установленной цели вычеркивайте их из списка. Если вам не удастся добиться определенной цели, перенесите ее на следующий день.

Подобная простая постановка и контроль повседневных задач невероятно эффективны для повышения вашей производительности.

Читайте также:  Что делать после окончания вуза?

2. Делегируйте обязанности

Если ваше положение позволяет вам делегировать обязанности, так и поступайте. Слишком часто нас связывает убеждение, что только мы способны выполнить определенное задание или выполнить его успешно. На протяжении всей своей карьеры я особенно часто страдал от этого ошибочного убеждения.

На определенном этапе я самостоятельно печатал все свои письма, несмотря на то, что у меня была секретарша, в чьи обязанности входило делать это за меня. Тогда я думал, что у меня займет больше времени разъяснить ей, что должно быть включено в письмо, чем самому его написать, как я и поступал.

Искусство делегирования полномочий приходит со временем, но его стоит постараться изучить каждому. Сознание того, что выполнение задачи не может быть передано другому человеку говорить больше о желании держать все под контролем, чем о действительной невозможности делегирования.

Зачем тратить два часа на работу, если вы можете за десять минут составить подробные инструкции и передать проект на исполнение другому человеку? Соответственно, если у вас имеется работник, которому вы можете передать часть своих обязанностей, научитесь, как этого добиваться, и доведите этот навык до совершенства.

3. Позволяйте телефону звонить. Оставляйте электронную почту без ответа

Вы с головой погружены в решение проблемы, связанной с выполнением одной из поставленных на сегодняшний день задач. Звонит телефон. Вы отвечаете.

На другом конце ваш собеседник хочет обсудить важный вопрос, но не связанный с рассматриваемой проблемой. Разговор длится всего три минуты и завершается.

Однако, когда вы возвращаетесь к прерванной работе, вам нужно привести мысли в порядок, вспомнить, на чем вы закончили, и наконец вернуться к своим делам.

Не думайте, что этот быстрый телефонный разговор стоил вам всего три минуты отвлеченного внимания.

Он стоил вам потери концентрации, трех минут и, наконец, того времени, которое вы потратили, вспоминая, на чем вы закончили, и перенастраиваясь на конкретный проект, которым вы занимались до того, как вас перебили.

В общем и целом, этот трехминутный звонок в зависимости от сложности затронутых в нем проблем мог стоить вам шести, семи, даже десяти минут!

Источник: http://www.vitamarg.com/konsultacii/uspeh/2686-7secretov-effektivnosti

Статья по теме: Работа с учебником

«Если при столкновении книги с головой

раздается пустой звук,

в этом не всегда виновата книга».

Г.Лихтенберг

РАБОТА С УЧЕБНИКОМ.

     Необходимо научить учащихся не просто читать учебник, а вести диалог с автором. Усвоение учебного текста – это прежде всего понимание и запоминание его.

    1 этап  работы с учебником  начинается с мобилизации внимания, активизации восприятия его содержания. Перед изучением новой главы или раздела сначала задаем вопросы: «Как вы думаете, о чем пойдет речь? Что нового можно узнать из этой главы?» и т.д.

     2 этап работы – «диалог с текстом» предполагает разнообразные умственные действия, в процессе которых учащиеся могут сами сформулировать вопросы к тексту.

     В процессе чтения можно проверить, насколько совпадает оригинал текста учебника с предположениями учащихся.

Может возникнуть вопрос, зачем самим искать ответы, строить предположения, размышлять, если строчкой ниже необходимая информация будет получена в полном объеме и без искажений? Ответ прост – невозможно усвоить чужую мысль также осознанно и прочно, как познанную собственным умом. Самостоятельно полученные знания лучше усваиваются.

/пример с текстом, где по ходу можно задать вопрос: «Как вы думаете, чем могла закончиться история?»/

     Т.о., 2 этап работы с текстом учебника связан с постановкой учащимся вопросов, предположительных ответов на них, сравнением своих предположений с авторским текстом. Чтобы изучаемый материал был хорошо усвоен, нужно приучать учащихся выделять в тексте непонятные слова, выражения, осмысливать и понимать их значение.

     Хорошую помощь в осмыслении учебного материала оказывает выделение главных идей из текста, подчеркивание их. «Кто подчеркивает, тот читает дважды» — считали древние римляне. Поэтому 3 этап работы с учебником – составление плана, выделение главного в изучаемом материале.

     Процесс усвоения материала заметно упрощается, если информация сопровождается рисунками, схемами, таблицами. С одной стороны в процесс восприятия включается зрение, а с другой – знаковые модели, несущие главную информацию. Учащимся с хорошо развитой зрительной памятью можно рекомендовать составить план в виде зрительных образов.

пример: расположить картинки по порядку действий в тексте/

     В начальной школе учим детей приемам работы с текстом, формируем первоначальные навыки его анализа, на практическом уровне, без введения сложного понятийного аппарата  закладываем основы читательской грамотности.

     Читательское развитие учащихся напрямую связано с их общим развитием, поскольку читательская работа состоит в том, чтобы «думать, чувствовать, догадываться, воображать» (С.Я.Маршак). В процессе этой деятельности происходит формирование основных читательских умений, первостепенными из которых являются:

— умение представить картину, нарисованную автором;

— умение сопереживать героям произведения;

— умение понять авторскую мысль.

     Развитие ученика-читателя идет путем усложнения читательской деятельности от обучающего анализа, через анализ текста «по образцу» до самостоятельного анализа незнакомого текста и даже создания собственного.

     В учебнике «Литературное чтение» для 1-го класса изложены необходимые учащимся начальные знания об особенностях художественного текста, даны аналитические и творческие задания к произведениям, направленные на формирование читательских навыков, постепенно и с учетом возрастных особенностей детей вводятся литературоведческие понятия.

      Задачи развития всех учащихся, независимо от уровня их школьной зрелости, реализуются за счет вариативности заданий: например, те, кто быстро  читает, могут прочитать весь текст большого рассказа, те, кто медленно, только его часть. В учебнике есть подсказки, которые напомнят забытое или предложат алгоритм деятельности. Прежде, чем начать работу с текстом, в учебнике проводится подготовительная работа с алгоритмом выполнения действий.

     Самая главная учебная задача – помочь детям понять изобразительно-выразительную природу художественного текста, узнать о способности автора словами нарисовать картину, передать чувства и мысли, создать характер героя.

Ученики на интересных и доступных им произведениях  открывают «секреты» художественного текста, знакомятся  с литературоведческими понятиями: автор, художественный текст, стихотворение, рифма, ритм, устное народное творчество и т.

д.

     Все чаще при работе с текстом, во время его чтения, используется прием «диалог с автором» (беседа с автором через текст)

Чтобы диалог был содержательным и полноценным, необходимо по ходу чтения совершать разнообразную работу:

— находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы;

— задавать свои вопросы;

-обдумывать предложения о дальнейшем содержании текста;

— проверять, совпадают ли они с замыслом автора;

включать воображение.

     Во время диалога с автором происходит вычитывание информации из каждой текста, вероятностное прогнозирование нового содержания и самоконтроль своих прогнозов и предположений.

     Во время перечитывания текста используется  комментированное чтение.

Что входит в комментирование чтение:

1) Озвучивают текст дети, а комментирует учитель, который выступает в роли квалифицированного читателя.

2) Если в ходе комментария дети высказывают интересные, мотивированные текстом суждения, за них нужно цепляться и вплетать в общий разговор, ни в коем случае не оставлять без внимания, даже  если детские суждения расходятся с учительской (субъективной) точкой зрения.

3) Комментарий должен быть кратким и динамичным. Нельзя «вязнуть» в своих комментариях, формулировать громоздкие вопросы, повторять их по нескольку раз, пытаясь комментировать то, чего нет в тексте ни в явной, ни в скрытой форме.

Уходит эмоциональная реакция детей на текст – главная ценность в этом возрасте. Комментарий удачен тогда, когда усиливает эту эмоциональную     реакцию, делает ее более яркой и эстетической. Именно поэтому ответы должны быть развернутыми. Можно даже отвечать с места, не отрываясь от текста.

Если дети затрудняются, можно предложить им начало ответа, подсказать ответ интонацией.

4) Комментарий ни в коем случае не должен превращаться в беседу!

5) Комментировать текст можно только в том месте, где это необходимо, а не только после того, как предложение или фрагмент дочитаны до конца. Это значит, что можно в любой момент прервать ребенка.

Прерывание чтения ребенка должно происходить естественно, для чего рекомендуется использовать следующие способы:

а) рефрен (повтор слова, словосочетания вслед за ребенком), за которым следует сам комментарий или вопрос в особой форме, «свернутый»;

б) включение воображения детей («Представь себе…», «Увидели? Представили? и др.)

в) сам вопрос, который формулируется не так, как во время беседы: он максимально «свернут», сжат («Догадались почему?, «Почему именно…) Нужно избегать слов: «Стоп!», «Хватит!», «Достаточно!», «Остановись здесь!» и т.п.

Отдельно следует сказать о комментариях к словарю текста. Если это возможно, детям предлагается не торопиться обращаться сразу к толковому словарю, а попробовать самим определить значение слова из контекста, чтобы не нарушать целостное восприятие текста и  эмоциональную реакцию.

    В комплекте с учебником есть тетрадь на печатной основе. В ней предложены как работы по текстам, так и задания, несущие творческий характер: «Проиллюстрируй…», «Сочини…», «Придумай…» и т.д.

     В читательскую деятельность ребенка включены четыре сферы: Эмоциональная, воображения, осмысления содержания, реакция на художественную форму. Самая развитая у читателей этого возраста сфера – осмысление содержания. Пользуясь этим используются задания:

— рассказ о герое, событии;

— выборочный и краткий пересказ;

— составление плана;

— постановка контрольных вопросов к тексту, ответы на вопросы учителя и

др.

     Эмоциональная сфера у детей работает активно, но эмоции в этом возрасте не носят эстетического характера, они порождаются наложением на текст собственного жизненного опыта.

Задания, направленные на развитие эмоциональной сферы:

— выразительное чтение:

— сопоставление литературного произведения с другими видами искусства;

— оживление личных впечатлений по ассоциации с текстом.

     Сфера воображения чрезвычайно важна для формирования ребенка-читателя:

— составление комикса,

— творческий пересказ,

— иллюстрирование,

— изготовление карт, схем, макетов;

Чтение по ролям, инсценирование, драматизация и др.

     Работая с текстом, можно давать и дифференцированные задания:

-детям с художественным наклонностами предложить иллюстрирование;

— «музыкантам» — подобрать музыкальный ряд;

— детям с развитым чувством языка – подготовить устное словесное рисование.

Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2013/01/08/rabota-s-uchebnikom

Как правильно работать с учебником

Работа с учебником

Как же правильно организовать работу школьника с учебником? Практически единственным способом работы в начальных классах по учебнику был «выучи — ответь». По инерции его пытаются перенести с собой в старшие классы. Младшие школьники учили почти дословно: чем ближе к тексту, тем лучше. И вдруг сейчас оказывается, что дословный пересказ говорит о непонимании текста.

Просто запоминая материал, школьник не учится самостоятельно перерабатывать информацию. Он механически запоминает текст и при пересказе не может продолжать дальше, как при чтении стихотворения, если запнулся на слове.

Нужно стараться, чтобы чтение со словарем и карандашом стало привычкой. Возьмите за правило, что в любом читаемом тексте не должно оставаться ни одного непонятного слова, выражения. Это поможет не только лучшему пониманию текста, но и лучшему его запоминанию. Так что, уважаемые взрослые, спрашивайте у своих детей, все ли им понятно.

Читайте также:  Чего лучше не делать в ночь перед экзаменом?

Работа с учебником занимает много времени. Как же сделать так, чтобы все было понятно и времени затрачено поменьше — и овцы целы, и волки сыты?

Никогда не пренебрегайте заголовком и эпиграфом. Эти короткие строчки часто вбирают в себя основную мысль всего текста. Прочитав заголовок, нелишне будет спросить себя, о чем пойдет речь? Что я об этом уже знаю? Прочитав фамилию автора, вспомните, какие его произведения вам уже известны.

При чтении могут появиться вопросы, ответы на которые в данном тексте вы не найдете. Хорошо, если вы воспользуетесь своим интеллектуальным багажом, полистаете справочную литературу.

Уже в ходе первичного чтения нужно выделять главную мысль в тексте. Для этого можно использовать способ отбрасывания ненужной информации. (Вспомните занимательные задачи по математике, где наряду с нужными сведениями стоят совершенно лишние.)

Не забывайте, что наша память крепче держит нужную информацию, особенно если мы не только читаем про себя, но и проговариваем, делаем пометки, кратко конспектируем.

Так, если взять за правило читать с карандашом в руках, то результат будет значительно эффективнее.

Особенно полезно было бы по разным предметам завести отдельные тетради и выписывать туда в виде цитат, обобщений различные замечания по темам, параграфам. Не повредит, если туда попадут записи из дополнительной литературы.

Сократ считал, что вопросы побуждают к поиску истины, поэтому старайтесь по ходу чтения ставить вопросы по тексту.

Не надейтесь, что вопросы сами сразу станут «приходить к вам в голову». Их нужно приучить к этому. Для этого поначалу придется сдерживать скорость своего чтения, чтобы успеть осмыслить вопросы:

О чем говорится?

Что об этом говорят?

Почему это происходит?

Что из этого получится?

Зачем это делается?

Что уже об этом известно?

Что общего с тем, что я уже знаю?

Где, когда и как это применяется?

При чтении не бойтесь «побеседовать» с автором. Встречаясь с новыми сведениями, вспоминайте, что уже было известно; прочитав часть информации, попробуйте сделать вывод сами, сравнив то, что получилось у вас, и то, что в учебнике.

Вспомните, сколько труда было вложено в начальной школе в то, чтобы научиться составлять план рассказа — подробный и сжатый. А перешли в среднее, а там и в старшее звено, и про план, в лучшем случае, вспоминаем при работе над сочинением или изложением. А ведь каждый пункт плана — это коротко сформулированное основное содержание части текста.

Так что, составив план, вы выловите из текста всю информацию. Тогда меньше шансов, что часть прочитанного останется вне сознания и памяти. Посмотрите на составление плана еще и с другой стороны: план помогает понять и запомнить текст, но он также гарантия того, что текст уже понят — нельзя же выбрать основное из текста, не выделив это основное.

Не менее важно составление таблиц, чертежей, схем. В них заносится содержание прочитанного. Особенно удобно это при изучении истории, биологии, языков, географии.

Еще одним важным приемом работы над текстом должно стать чтение, при котором вы представляете себе прочитанное в образах и красках.

Так, если вам удастся научиться оживлять картины природы, исторические события, литературных героев, — считайте, что вы уже получили вознаграждение за свой труд. (Пока выработается стойкая привычка к такому чтению, пройдет время.

Быстрота чтения, конечно, в этот момент будет ниже обычной.) Ведь содержание в этом случае запоминается легче и держится в памяти дольше.

Ну а теперь давайте перейдем к сортировке текста. Что это такое? Это деление текста на части по степени их важности. Вы никогда не ловили себя на мысли, что что-то вы читаете внимательно, вдумчиво, а что-то просто пробегаете глазами? Это и есть сортировка: вы словно впитываете в себя основные положения в тексте, а с менее значимой частью просто знакомитесь.

Этому нужно научить и детей. Основные, главные положения текста заучивают почти наизусть, а поясняющий их текст запоминают и пересказывают своими словами. Такое запоминание поможет отделить много пояснительного текста, заучивать наизусть который совсем не обязательно.

Итак, если ваш ученик проделал такую работу с текстом, то он не только ознакомился с ним, но и запомнил. И переход к непосредственному запоминанию уже облегчен. Как он будет это делать, зависит от его выбора: ответы на вопросы после текста, пересказ по плану…

На этом этапе работы можно подключить знания, полученные из других источников: художественная литература, кино — и видеофильмы, материал по другим предметам, программы радио, кружковая работа, газеты.

Немногие из учеников регулярно обращаются к газете. Еще меньше тех, кто читает ее грамотно. На что обратить внимание, беря в руки газету, как отобрать в ней нужный для себя материал? Может быть, вам поможет эта небольшая памятка.

Читай газету каждый день. Здесь ты сможешь найти сведения о важных и интересных событиях происходящих в данный момент в мире.

Обрати внимание на так называемую «передовицу» — статья на первой странице газеты. Обычно в ней описывают основные события дня.

Чтобы не заблудиться в статьях, вначале просмотри их заголовки, а потом определи и прочитай те из них, которые тебя заинтересовали.

Обдумай каждую прочитанную статью. Определи ее смысл.

При необходимости пользуйся справочниками, картой.

А сейчас давайте попробуем составить памятку по работе с любой книгой (а не только с учебником).

Не пропускай заголовок.

Подумай:

а)о чем пойдет речь в тексте;

б)что тебе уже об этом известно;

в)поставь вопросы к тексту и ответь на них;

г)переходи к чтению, во время которого обрати внимание на правильность своих предварительных ответов.

Не отказывайся от «разговора» с автором:

а)во время чтения задавай вопросы по тексту, попробуй предугадать ход дальнейших событий;

б)контролируй свои предположения по ходу чтения;

в)если ты не смог сам ответить на поставленные к тексту вопросы, ищи ответ в тексте;

г)если случилось так, что текст тоже не отвечает на вопрос, ищи ответ в других источниках.

Не оставляй непонятных мест:

а)если в тексте ты столкнулся с непонятным словом или выражением, обязательно найди их значение;

б)если необходимо, просмотри содержание предыдущих тем.

Отбирай главное:

а)по ходу чтения составляй план или конспект текста. Для этого:

—выделяй главное и второстепенное;

—находи главную мысль каждой части текста и пояснения к ней;

—при возможности составь схему или таблицу.

Постарайся зрительно представить себе то, о чем читаешь.

Запомни нужный материал:

а)перескажи текст по плану (если составлял);

б)ответь на вопросы к заданной теме. Проверь себя.

Для этого после ответа на каждый вопрос обратись к своему конспекту, плану или тексту, чтобы проверить, все ли ты рассказал.

Источник: https://multiurok.ru/files/kak-pravil-no-rabotat-s-uchiebnikom.html

Гбоу сош №466 — как работать с учебником. методические рекомендации для учащихся и их родителей

1.Как читать и понимать учебник

Перед чтением.

— Сформулируйте цель или желаемый результат чтения текста. Спросите себя: о чем я буду читать? Чего жду от этой главы параграфа?

— Пробегите глазами главу, просмотрите заголовки и подзаголовки, рассмотрите иллюстрации. Если заголовки и иллюстрации отсутствуют, прочтите первые предложения каждого абзаца, чтобы составить примерное представление об организации главы в целом.

— Отметьте такие характеристики параграфа (главы), как длина и структура.

— Отметьте важные пункты, выделенные жирным шрифтом или вынесенные в подзаголовок.

— Определите, на что стоит обратить внимание, а что можно проигнорировать.

Спросите себя: что я уже знаю по этой теме? Припомните прочитанное на эту тему раньше, если нужно, запишите это. Рассмотрите иллюстрации и другие материалы по этой теме, вернитесь к своим записям.

Во время чтения:

— Тщательно прочитывайте важные части текста, читайте выборочно.

— Прочтите вслух трудные, требующие особого внимания отрывки.

— Перескажите прочитанное своими словами.

— Не забывайте делать заметки.

— Делайте остановки, задавайтесь вопросом: что хотел сказать автор?

— Перефразируйте отдельные части главы (параграфа).

— Не пропускайте связки, выявляющие логическую организацию текста:

причина – следствие

проблема – решение

последовательность, хронология, порядок иного рода.

— Ловите себя на непонимании, бездумном чтении.

— Остановитесь, поняв, что не следите за мыслью автора.

— Пересматривайте цели чтения при поступлении новой информации.

— Особо отмечайте незнакомую для себя информацию.

— Пересматривайте свои первоначальные соображения по мере поступления новой информации.

— Обращайтесь к дополнительным материалам (ресурсам), если новая информация не увязывается с ранее полученными знаниями.

— Не пропускайте ключевые предложения.

— Перечитывайте важные места.

— Подчеркивайте, обводите, помечайте важные места.

— Делайте выводы, заключения, догадки об авторе:

его цели, задачи, намерения,

его мировоззрение, взгляды, склонности,

социальный контекст, в котором был создан текст,

возможные источники информации, которыми пользовался автор.

— Не пропускайте слова, выстраивающие логику текста, такие как «например», «в заключение», «во-первых», «далее», «наконец».

После чтения:

— Перечислите важные пункты.

— Решите, не нужно ли перечитать какие-то части текста.

— Изложите конспект (резюме) прочитанного.

— Составьте вопросы по прочитанному тексту, задайте их себе и ответьте на них.

— Пересмотрите свои знания с учетом новой информации.

— Обозначьте места несовпадений между имевшимися знаниями и новой информацией.

— Систематизируйте важнейшую информацию.

— Свяжите имеющиеся знания с новой информацией.

2. Как составить конспект

Учимся выделять в тексте главное

— Внимательно прочитайте текст.

— Определите, о чем говорится в тексте.

— Разделите текст на части.

— Определите ключевые слова каждой части.

— Используя ключевые слова, придумайте заголовки каждой части текста.

— Оформите конспект текста, используя схемы или рисунки.

3. Как составлять тезисы

Тезис — положение, кратко излагающее какую-либо идею, а также одну из основных мыслей лекции.

— Познакомьтесь с содержанием материала.

— Обратите внимание на шрифтовые выделения.

— Разбейте текст на блоки.

— Определите главную мысль каждого блока (можно подчеркнуть).

— Выпишите тезисы по каждому блоку, пронумеровав и отделив их друг от друга строчкой.

4. Как подготовить реферат

Реферат — краткое изложение книги статьи по какой-либо теме.

— Сформулируйте тему реферата.

— Подберите литературу.

— Пользуясь закладками, отметь наиболее существенные места.

— Составьте план реферата.

— Напишите реферат, включив в него оглавление, введение, основную часть, экспериментальную часть, заключение, список литературы, приложение.

— Отразите в реферате актуальность выбранной темы, цель вашей работы, чем данная тема вас заинтересовала, методы работы, краткий обзор литературы, в заключении укажите, удалось ли вам раскрыть тему реферата, интересно ли вам работать.

5. Как запомнить материал учебника

Правила запоминания

— Нацельтесь на запоминание.

— Старайтесь понять основной смысл материала.

— Разбейте материал на смысловые блоки.

— Составьте план рассказа.

— Произнесите несколько раз новые слова.

— Проговорите вслух выводы, законы.

— Воспроизведите материал по плану.

6. Как правильно выражать свои мысли

— Чтобы научиться грамотно говорить, надо научиться читать и слушать.

— Накоплению активного запаса слов поможет специальная работа: заведите словарь для записи новых слов, тренируйте себя в их запоминании.

— Следите за тем, чтобы в речи не встречались слова паразиты.

— Избегайте сложных конструкций при построении предложений.

— Ежедневно читайте в слух по 15-20 мин, вникай в смысл текста.

Читайте также:  Что такое кафедра в вузе?

7. Как правильно оформить конспект

Записать текст кратко — значит изложить содержание, в основном своими словами, что возможно только тогда, когда текст осмыслен. Благодаря такой записи материал прочно закрепляется в памяти.

В методической литературе выделяют четыре типа конспектов:

1) плановые, 2) текстуальные, 3) свободные, 4) тематические.

Плановый конспект основан на предварительно составленном плане произведения. Каждому вопросу плана отвечает определенная часть конспекта, если пункт плана ясен, то подробнее он не раскрывается. Такой конспект краток, прост, иго можно использовать для срочной подготовки к докладу, выступлению и т.д. однако по нему не всегда легко восстановить прочитанное.

Текстуальный конспект — создается из отрывков подлинника — цитат. Этот вид конспекта сравнительно прост, хотя для составления его необходим навык — быстро и правильно выбирать необходимые цитаты.

Недостаток его: он слабо активизирует мышление, может спровоцировать автоматическое переписывание цитат.

Свободный конспект весьма сложен. Суть его в том, что читатель не сохраняет порядок мыслей автора, а излагает материал, взятый у автора, в другом, более удобном для себя порядке. Например, мысли автора по какому-либо вопросу, разбросанные по всей книге, сводятся воедино.

Свободный конспект — наиболее ценный вид конспекта. Он развивает умение самостоятельно и кратко формулировать основные положения.

Конспект, составленный на одну тему, но по нескольким источникам, называют тематическим. Составить его непросто. Часто читатель при этом считает необходимым законспектировать каждый источник в отдельности, а затем объединить все конспекты в один. Однако такой путь нерационален, требует большой затраты времени.

Более целесообразен иной путь. Прежде всего надо отобрать литературу по теме, расположить ее в определенном порядке по степени полноты и научности изложения темы. Далее — начать изучать тему с источника, где она изложена наиболее полно и на современном уровне научных и практических достижений.

По этому источнику надо составить подробный план с указанием страниц книги, относящихся к определенному пункту плана. Затем можно приступить к изучению (в определенном порядке) остальных источников.

Если в другом произведении встречается материал по уже имеющемуся пункту плана, против этого пункта записывают новый источник (название книги и страницу, где содержится этот материал). Если же обнаружился материал, раскрывающий тему с новой стороны, надо записать дополнительный пункт к плану с указанием источника.

Проделав такую работу со всеми книгами и статьями, получим окончательный план темы, по которому и можно писать конспект, объединяя по пунктам материал из разных источников.

Пример биографической справки

(по энциклопедическим статьям)

Учёный: Майкл Фарадей.

Годы жизни: 1791-1867, родился в Лондоне.

Работал в Королевском институте в Лондоне.

Исследования в областях электричества, магнетизма, магнитооптики, электрохимии.

Открытия: создал лабораторную модель электродвигателя, открыл явление электромагнитной индукции, открыл закон электролиза, ввёл понятия – катод, анод, ионы, электролиз, электролиты, электроды, изобрёл вольтметр, открыл диамагнетизм и парамагнетизм, обнаружил явление вращения плоскости поляризации света в магнитном поле, первым использовал термин поле, сформулировал свою концепцию поля, высказал идею об электромагнитной природе света, обнаружил поляризацию диэлектриков, экспериментально доказал закон сохранения электрического заряда, высказал мысль о единстве сил природы.

Факты биографии: учёный-самоучка, ассистент учёного-химика Дэви, написал книгу «История свечи».

Анкета для учащихся

(предлагается в конце учебного года)

1) Умеете ли вы записывать конспект, предлагаемый учителем?

2) Умеете ли вы самостоятельно составлять конспекты?

3) Умеете ли вы определять цели урока?

4) Сможете ли вы подвести итог урока?

5) Смогли бы вы составить свой план урока?

6) Смогли бы вы заменить учителя на уроке?

7) Умеете ли вы самостоятельно отвечать на вопросы к тексту?

8) Сможете ли вы составить викторину или кроссворд к изучаемой теме?

9) Умеете ли вы работать на уроке по алгоритму?

10) Умеете ли вы самостоятельно решать задачи?

11) Умеете ли вы работать с энциклопедическим словарём?

12) Сможете ли вы самостоятельно найти дополнительный материал к изучаемой теме?

13) Умеете ли вы писать сообщение на предложенную тему?

14) Умеете ли вы писать рефераты, рецензии?

15) Умеете ли вы работать по обобщённым планам?

16) Умеете ли вы работать в программе Текстовый редактор?

17) Умеете ли вы работать в программе Электронные таблицы?

18) Умеете ли вы работать в программе Калькулятор?

19) Умеете ли вы сохранять информацию в памяти ПК и на внешних носителях?

20) Умеете ли вы искать информацию в памяти ПК и на внешних носителях?

21) Чему бы вы хотели научиться в следующем учебном году?

Источник: http://school466.spb.ru/index.php/shkolnaya-biblioteka/uchebniki1/511-kak-rabotat-s-uchebnikom-metodicheskie-rekomendatsii-dlya-uchashchikhsya-i-ikh-roditelej

» Метод и методика работы с книгой

Книга — величайшее изобретение человека. Работа с ней —- важный метод обучения. Его можно применять как метод получения новых знаний и как метод закрепления знаний и выработки умений и навыков.

 Это многофункциональный метод, обеспечивающий обучение, развитие, воспитание; побуждающий к учению и самосовершенствованию, выполняющий контрольно-коррективную функцию. Работа с книгой — дело достаточно сложное. И для этого учащимся необходимы соответствующие знания, умения и навыки.

В своей учебной работе детям приходится постоянно и много работать с разнообразной по назначению литературой. Это — словари, справочники, энциклопедии, программированные учебные книги, таблицы, схемы, географические атласы, различные пособия по учебным дисциплинам, литературные художественные произведения и т.д.

). Навыки и умения, естественно, должны отвечать специфике работы с конкретным источником (словарь, атлас, учебник по химии или астрономии).

Учитель учит учащихся технологии работы с книгой. В технологию могут быть включены следующие этапы, растянутые во времени по го-Дам обучения и обусловленные особенностями организации обучения.

К ним можно отнести: — начальное обучение (овладение техникой чтения, научение осмысленному чтению: вдумчиво вникать в смысл прочитанного — как отдельных фраз, так и всего содержания); — формирование мотивов, стимулирующих работу с книгой, интерес к книжной информации и учебным занятиям; — формирование навыков сознательного, сосредоточенного чтения; — формирование навыков воспроизведения прочитанного содержания, его осмысления; в связи с возникшей необходимостью умение выделять и осознавать варианты логических толкований содержания; — формирование умений улавливать, например, философский, нравственный, этический, эстетический, математический, научный и другие замыслы и идеи прочитанного содержания; — умение формировать свое отношение к прочитанному; — умение выделить главное, существенное в изучаемом содержании, работать с содержанием в аналитико-синтетическом режиме, расчленять материал на логически законченные части, обобщать изученное, сравнивать с аналогичным, формулировать выводы по изучаемому содержанию, ставить вопросы и находить разные варианты ответов; — умение составлять план пройденного, конспектировать главные мысли, строить логико-структурные схемы, выполнять аннотирование, осуществлять реферирование и составление справки и т.д.; — умение выявлять сущность вопроса и проблемы, подлежащей изучению, определять глубину и направление изучения; — умение собирать материал по изучаемому вопросу, сопоставлять с имеющимся; — в старших классах — свободная, доведенная до совершенства работа с книгой на уроке под руководством учителя и овладение самостоятельной работой с книгой дома, в библиотеке, на выставках книг и т.д.

Работа с книгой— это, пожалуй, основной метод обучения как в школе, так и в послешкольный период обучения или самообразования.

Исходя из того, что структура процесса усвоения знаний включает: восприятие, понимание, осмысление, обобщение, закрепление, применение, — педагоги-практики и теоретики приходят к мнению о том, что в результате включенности учащихся в разнообразные виды познавательной деятельности и многократного обращения к книге (будь то метод рассказа, объяснения или беседы, иллюстрации или демонстрации, упражнения или познавательных игр и т.д.) при изучении нового материала, выполнении самостоятельных, лабораторных, контрольных и других работ, закреплении изученного, повторении, постановке и поиске ответов на вопросы, работе с книгой дома, развивается мышление, все его виды и типы, совершенствуются важнейшие характеристики ума.

Анализируя особенности развития мышления в зависимости от возраста и видов обучения, мы попытались синтезировать информацию о развитии мышления применительно к работе с книгой.

Это позволяет генерализировать идею об усилении работы с книгой в учебно-воспитательном процессе и достичь активизации высокого уровня совершенства всех параметров мышления.

Преимущество работы с книгой, эффективность ее как метода, выражается в: 1) возможности многократной работы учащихся с интересующей их информацией; 2) получении возможности свободно читать и понимать прочитанное; 3) возможности понять, запомнить, синтезировать, сравнить и др.

; 4) развитии памяти, воспроизведении по памяти, формирование навыков самоконтроля; 5) приобретении учебно-научных умений: умении письменной работы (ведение записей по изучаемым материалам), т.е.

концентрированном, обобщенном выражении изученного; конспектировании (краткое изложение), составлении плана текста, написании тезисов (кратких основных мыслей); анкетировании (свернутое изложение содержания); рецензировании (составление отзыва на прочитанное с авторским отношением); составлении схем и графиков, диаграмм; составлении сравнительных характеристик изучаемых явлений, фактов, статистических данных, автобиографических и других данных; умении в изучаемом материале выделить главное, существенное и т.д.

Привитие навыков работы с книгой, обусловленных спецификой изучаемых предметов, требует от учителя целенаправленной кропотливой работы.

Учебных книг издается очень много, и не всегда авторы профессионально готовы ориентировать книгу на предполагаемого читателя (ученика в первую очередь). Но вот, например, в Швеции на 1 школьный предмет приходится 4 книги: 1-я книга: иллюстрированный учебник для детей. 2-я книга: учебник для учителя с ответами и педагогическими советами на полях.

3-я книга: опять для детей — тонкая тетрадь с ответами на все задачи и примеры, ее печатают отдельно с целью самоконтроля учащихся в правильности выполнения задания. Пользуются ими учащиеся по усмотрению учителя. 4-я книга: главная.

Это объемистая книга— методическое пособие для учителя, где имеются очень подробные методические разработки уроков, другие дополнительные материалы, тесты. Такие методические материалы следует рассматривать как технологические разработки уроков и всего учебного процесса.

Наши книги последнего десятилетия уменьшаются в объеме, материал подается в сухом, сжатом, концентрированном виде, значительная часть его переведена на язык логических схем, таблиц, тезисных записей, обобщенных понятий, фактов, не связанных с контекстом событий или процессов и т.д.

Анализ книг и уроков истории (проводимый автором в 4-6 классах) выявляет, что на уровне развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления материал из школьных учебников воспринимается учащимися со значительными затруднениями. Дети не живут этим материалом, а просто механически запоминают.

В нем отсутствуют художественно-иллюстративное описание словом, необходимые красочные фотоснимки, репродукции картин, исторические документы, рисунки предметов, быта и т.д. Материал не связывается у учеников с жизнью, а представляется какой-то абстракцией из Космоса. Многие учебные книги не совместимы с индивидуальными, психическими особенностями детей.

Почти во всех учебных пособиях по педагогике мы находим описание (методические рекомендации), как работать с книгой: на обобщенном методическом уровне — да! Но мы забыли, что сформировать блестяще мыслящего человека это значит сформировать «мир» его ощущений, качество и полноту восприятия широкий спектр способностей, волевых качеств, чувств и эмоций, мотивации, гамму отношений к окружающему миру, т.е. все то, чем определяется духовный: мир и духовное богатство личности. Многие учебные книги не нацелены на решение данной проблемы! Это создает немалые трудности и для молодых учителей. У них нет эталона методического обеспечения урока! Они часто берут за методический ориентир несовершенную книгу или установку бездарного методиста или инспектора отдела образования.

Работа с книгой не должна рассматриваться как чисто самостоятельный метод, а может обеспечивать высокие результаты обучения, развития и воспитания только в сочетании с другими методами. В отборе книг для учебного процесса приоритетное положение, видимо, следует отдать методическим советам учителей по предметам, учителям-практикам.

Источник: https://paidagogos.com/metod-i-metodika-rabotyi-s-knigoy.html

Ссылка на основную публикацию