Как организована научная работа студента?

Научно-исследовательская деятельность студентов

Научно-исследовательская деятельность студентов является одним из важнейших средств повышения качества подготовки и воспитания специалистов с высшим образованием, способных творчески применять в практической деятельности новейшие достижения научно-технического прогресса.

Как известно, экономические и социальные реформы, которые осуществляются в Украине, в значительной степени меняют характер труда специалистов в сфере обслуживания. В соответствии с этим изменяются соответственно и требования к подготовке кадров.

Среди главных — требования развития специалиста творческого, инициативного, который имеет организаторские навыки и умения направлять деятельность своего подразделения на совершенствование технологического процесса путем внедрения в практику новых достижений научной и технической мысли.

Непременным условием выполнения этого требования является широкое привлечение студентов высших учебных заведений к научно-исследовательской работы, непосредственное включение их в сферу научной жизни.

Поскольку главной задачей высших учебных заведений является подготовка специалистов для народного хозяйства, то самым важным (и характерным для высшей школы) вопросам осуществления НСД был и остается вопрос о ее влияние на учебный процесс. В этом заключается основная особенность организации науки в высшей школе.

Опыт свидетельствует, что развитие научных исследований непосредственно влияет на качество учебного процесса, поскольку они меняют не только требования к уровню знаний студентов, но и сам процесс обучения и его структуру в высшей школе, повышая степень подготовленности будущих специалистов, их творческий практический кругозор.

Развитие науки в высшей школе предусматривает повышение качества подготовки специалистов, способных, в свою очередь, после окончания обучения самостоятельно решать серьезные научные задачи, идти в уровень с передовыми идеями теории и практики управления народным хозяйством в условиях рыночной экономики. Поэтому именно в учебном заведении важно привить студентам вкус к научным исследованиям, приучить их уже на этом этапе мыслить самостоятельно.

Следовательно, развитие науки в высшей школе не только изменяет содержание и значение учебных дисциплин, но и подсказывает новые формы и методы проведения учебного процесса. Результаты научно-исследовательской работы отражаются в новых курсах, лекциях и практических (семинарских) занятиях.

Как свидетельствует практика, привлечение к научной работе делает для студентов дисциплины, которые изучаются, предметными, стимулируя их усвоения. Причем научно-исследовательская деятельность является органической частью и обязательным условием успешной работы высших учебных заведений.

Студенты не только получают новейшую научную практическую информацию от преподавателей на лекционных и семинарских занятиях, лабораторных работах и производственных практиках (особенно старшекурсники), но и принимают участие в научных исследованиях.

Следовательно, повышение эффективности вузовских научно-исследовательских работ, привлечение к их выполнению студентов и повышают качество подготовки специалистов высшей квалификации. За счет этого вузовская наука имеет возможность омолаживать научные кадры, поскольку приток молодых ученых осуществляется постоянно.

Эта особенность дает большие преимущества высшей школе как с точки зрения развития самих исследований, так и с точки зрения подготовки научных кадров. Поэтому специфика работы высших учебных заведений требует не простого, а органического сочетания учебно-воспитательной и научно-исследовательской работы преподавателей, аспирантов и студентов.

Типичными в этой области является интеграция и дальнейшая специализация научной деятельности и ускорения темпов ее развития. При этом наличие кафедр и специальностей разных профилей и направлений создает возможность проведения комплексных исследований.

В высших учебных заведениях часто получают развитие научные исследования на стыке наук (например, экономики и менеджмента, бухгалтерского учета и экономики, маркетинга и менеджмента, туризма и гостиничного хозяйства).

Это дает определенное преимущество научным исследованиям, поскольку при всей сложности и многообразии современного мира многоплановость и комплексность играют все более весомую роль.

Как известно, институты, университеты имеют возможность создавать коллективные формы различных подразделений — такие, как между кафедральные и между факультетские объединения, формирование совместных групп для выполнения той или иной исследовательской работы и т.д.

Целенаправленное выполнение научных исследований в кружках студенческого научного общества, аспирантов и молодых ученых в высшем учебном заведении способствует формированию всесторонне развитой личности специалиста, ученого.

Организует научную работу студентов выпускающая профилирующая кафедра, которая является базовым методическим центром по научной работе со студентами.

Для руководства научными исследованиями она назначает научного руководителя (одного на 6-7 студентов).

Научно-исследовательская деятельность студентов включает в себя два взаимосвязанных направления:

— обучение студентов элементам исследовательской деятельности, организации и методики научного творчества;

— научные исследования, которые осуществляют студенты под руководством профессоров и преподавателей за общо-кафедральной, обще-факультетською или вузовской научной проблемой.

Содержание и структура научно-исследовательской деятельности студентов обеспечивает последовательность средств и форм ее проведения в соответствии с логики учебного процесса, предопределяет преемственность ее от курса к курсу, от кафедры к кафедре, от одной дисциплины к другой, от одних видов занятий в других.

Постепенный рост объема и сложности приобретенных студентами знаний, умений, навыков в процессе выполнения ими научной работы обеспечивает решение следующих основных задач:

— формирование научного мировоззрения, овладение методологией и методами научного исследования;

— оказание помощи студентам в ускоренном овладении специальностью, достижении высокого профессионализма;

— развитие творческого мышления и индивидуальных способностей студентов в решении практических задач;

— привитие студентам навыков самостоятельной научно-во-исследовательской работы;

— развитие инициативы, способности применять теоретические знания в своей практической работе;

— расширение теоретического кругозора и научной эрудиции будущего специалиста;

— создание и развитие научных школ, творческих коллективов, воспитания в вузе резерва ученых, исследователей, преподавателей.

Организационная структура научно-исследовательской деятельности в высшем учебном заведении может быть представлена в следующем виде:

— проректор по научной работе;

— совет научно-исследовательской деятельности студентов института (университета) (РНДС);

— совет студенческого научно-творческого общества факультетов;

— студенческие научно-творческие общества кафедр.

Научное руководство студенческой научно-творческим обществом осуществляется научным руководителем, который избирается Ученым советом высшего учебного заведения. Председатель и члены совета назначаются приказами по института, факультета.

Научно-исследовательская деятельность студентов высшего учебного заведения осуществляется по основным направлениям:

— научно-исследовательская работа, которая является составной частью учебного процесса и обязательна для всех студентов (написание рефератов, подготовка к семинарским занятиям, подготовка и защита курсовых, дипломных работ, выполнение заданий исследовательского характера в период производственной практики на заказ предприятий и т.п.);

— научно-исследовательская работа студентов вне учебным процессом. Ею предусматривается:

— участие в научных кружках, выполнении хоздоговорных научных работ в рамках творческого сотрудничества кафедр, факультетов;

— работа в студенческих информационно-аналитических, юридических консультациях, туристских фирмах, переводческих бюро и т.п.;

— рекламная, лекторская деятельность;

— написание тезисов научных докладов, публикаций и т.д.

Студенты в курсовых работах с общетеоретических и специальных дисциплин используют элементы научных исследований в форме научного поиска, готовят обзор литературы и разрабатывают предложения, которые содержат элементы новизны по теме работы; обобщающие передовой практический опыт, применяют экономико-математические методы, компьютерную и организационную технику, информационные технологии. Проблемы научного поиска отражены в курсовых работах студентов, должны найти свое продолжение в дипломной работе, а также быть частью научной тематики соответствующей кафедры.

Каждый студент во время учебной и производственной практики, кроме общего задания, предусмотренного программой практики, выполняет согласно своей специальности задачи исследовательского характера, которые выдает выпускающая кафедра. Выполнение задания отображается в дневнике в отдельном разделе отчета о прохождении практики и может использоваться при подготовке докладов на конференции, информационных семинарах, при написании курсовых и дипломных работ.

В дипломной работе должны иметь место элементы исследовательского поиска, характеризующий способность и подготовленность студента теоретически осмыслить актуальность выбранной темы, ее научно-прикладную ценность, возможность проведения самостоятельного научного исследования и применения полученных результатов в практической деятельности базового предприятия, по материалам которого выполнялось исследование.

Поэтому тематика дипломных работ должна быть тесно связана с тематикой научно-исследовательских работ кафедры, с интересами предприятия, на базе которого студент выполняет дипломную работу, быть частью хоздоговорной научно-исследовательской тематике кафедры, факультета высшего учебного заведения (схема 6).

Схема 6. Система научно-исследовательской работы студентов.

Источник: https://banauka.ru/5838.html

Научно-исследовательская работа в вузах

Поиск Лекций

Научно-исследовательская работа в вузах имеет определенные особенности, состоящие в сочетании учебно-воспитательного процесса и научно-исследовательской деятельности, в которой совместно участвуют научно-педагогические работники и студенты.

Научно-исследовательская работа в вузах преследует три основные цели:

а) использование творческого потенциала вузов для решения важнейших проблем, так как в системе высшей школы работает около половины научных работников страны;

б) повышение квалификации преподавательского состава;

в) повышение качества подготовки выпускаемых специалистов и магистров, что обеспечивается за счет совершенствования учебного процесса и активного участия студентов в научной деятельности.

Научно-исследовательская работа в вузах осуществляется в направлениях, соответствующих профилю подготовки специалистов, в этой связи она характеризуется большим разнообразием тем.

В вузе научная деятельность возглавляется проректором по научной работе, а регламентируется она годовым и перспективным планами исследований. Для управления НИР в вузе создается научно-исследовательская часть (сектор). Каждая кафедра ведет исследовательские работы в соответствии с профилем подготовки специалистов за счет госбюджетных средств и договоров между вузом и заказчиком.

Одним из важных направлений деятельности вузовской науки является исследования по проблемам высшей школы.

Они направлены на подготовку новых учебников и учебных пособий, разработку специальных курсов, внедрение проблемных методов обучения.

Для усиления связи вузовской науки с производством изыскиваются новые формы содружества (филиалы кафедр, договора о содружестве, учебно-научно-производственные объединения).

Участие в исследовательской работе является важнейшим фактором в вопросе повышения квалификации преподавателей вуза. За счет исследований повышается их эрудиция, расширяется кругозор и растет педагогическое мастерство. Преподаватель, который не ведет активную исследовательскую работу, не может успешно осуществлять творческую подготовку студентов.

Особенность студенческой научной работы состоит в том, что ее главной задачей является не решение важных научных проблем, а приобщение студентов к самостоятельной работе, углубление их знаний, развитие творческих способностей к решению поставленных задач.

Развитие у студентов творческих способностей невозможно лишь с помощью традиционных видов учебных занятий.

Это умение приходит к нему в процессе коллективной исследовательской деятельности, при выполнении творческой работы, в ходе постановки и проведения эксперимента, при публичном обсуждении результатов исследований и т.д.

Формированию творческих начал у будущих специалистов призвана система научно-исследовательской работы студентов (НИРС). Творчество, как говорил П.Л. Капица, – это создание новых ценностей по замыслу, установление новых фактов, разработка изобретений и подготовка открытий, т.е.

получение новой, ценной информации для человечества. В широком смысле творчество проявляется при любой деятельности человека, когда он не имеет точной инструкции действий, а сам должен решать, как ему поступать.

В этой связи НИРС играет очень большую роль, так как она позволяет соединять науку, образование и производство через совокупность проблемных ситуаций.

НИРС дает возможность эффективно вводить в учебный процесс элементы творчества, применять методы проблемного обучения, углублять профессиональную направленность образования за счет рассмотрения проблемных ситуаций, воспитывать специалистов с повышенным творческим потенциалом.

Для осуществления студенческой научно-исследовательской работы в вузе необходимо соблюдение следующих основных условий:

Читайте также:  Что делать после выпускного?

– участие студентов в научной работе на протяжении всего периода обучения;

– последовательное увеличение сложности решаемых задач с постепенной ориентацией студента в направлении профиля его специальности;

– обеспечение преемственности при выполнении научной работы каждым студентом, а также в работе студентов младших и старших курсов, связи НИРС с научной работой кафедр.

Наилучшие результаты позволяет добиться комплексная система НИРС, охватывающая все дисциплины и формы учебных занятий и позволяющая придать им в течение всего времени обучения исследовательский характер.

Научная работа студентов имеет две основные формы. Первая из них реализуется в научных кружках, студенческих конструкторских бюро, лабораториях и т.д., и не связана с учебным процессом. Вторая форма – это учебная научно-исследовательская работа, которая является обязательной для всех студентов и предусматривается учебным планом.

Учебная исследовательская работа студентов условно может быть разделена на подготовительный (младшие курсы) и основной периоды. Характерной особенностью НИРС на первых годах обучения есть ее тесная связь с учебным процессом.

С первыми элементами исследований студенты встречаются на семинарских и лабораторных занятиях.

Здесь у них формируются начальные навыки исследований, они учатся читать научную литературу, подготавливать рефераты, определять необходимое число измерений, овладевать методикой обработки опытных данных и анализировать полученные результаты.

При составлении тематики лабораторных работ предпочтение отдается темам, представляющим профессиональный интерес.

Лабораторные работы бывают двух видов: выполнение на стандартных установках типовых заданий; участие в постановке новых работ исследовательского характера.

Работы первого вида выполняют все студенты; ко вторым привлекаются наиболее способные к экспериментальной деятельности студенты. Такие работы обычно связаны с проводимыми на кафедрах исследованиями.

Еще одно направление учебно-исследовательских работ на младших курсах – участие в олимпиадах, проводимых общеобразовательными кафедрами. Это способствует выработке у студентов навыков теоретических исследований и творческого подхода к решению инженерных проблем.

Весьма полезными являются организуемые на младших курсах, после изучения некоторых важных для будущих горных специалистов дисциплин (например, геологии), семинары и кружки. Такие формы научной работы, развивающие обязательные разделы теоретического курса, помогают студентам критически осмыслить содержание дисциплины, учат делать обобщения и выводы.

Широкое распространение получила такая форма привлечения студентов к самостоятельной работе, как подготовка рефератов, докладов, выступлений. Особенно полезна подготовка обзорных докладов по материалам, опубликованным в современных научно-технических изданиях по профилю специальности.

Расширяет кругозор молодых исследователей участие, совместно со старшекурсниками, в конструкторских и исследовательских работах, проводимых в студенческих бюро. Очень полезным для старшекурсников является присутствие студентов младших курсов и их помощь в проведении исследований.

Полезно введение элементов исследований в курсовое проектирование, а также в практику, когда каждый студент получает индивидуальное задание с указанием научной темы, сформулированной с учетом нужд производства.

Наиболее эффективно позволяет привлечь студентов к научной работе индивидуальная НИР.

Большинство студенческих тем представляют собой повторение ранее выполненных исследований, однако наиболее способные студенты принимают участие в плановых хоздоговорных и госбюджетных НИР кафедр.

Исследования по таким темам завершаются выполнением дипломной научно-исследовательской работы, квалификационной работой магистра или, как минимум, написанием специального раздела в типовом дипломном проекте.

Благодаря участию в научной работе, еще обучаясь в вузе, студенты становятся авторами или соавторами заявок на изобретения, почти все студенты подают во время практик рационализаторские предложения, публикуют статьи в вузовском сборнике или других научно-технических изданиях. Результаты исследований студенты докладывают на семинаре, ежегодной научно-технической конференции университета и конференциях в других вузах. Важным стимулом приобщения студентов к творческой работе служат конкурсы НИРС, проводимые на различных уровнях.

Широкое участие студентов в исследованиях благотворно сказывается на качестве учебного процесса. У студентов повышается ответственность за результаты учебы, улучшается теоретическая и практическая подготовка. Опыт показывает, что студенты, прошедшие школу НИРС, становятся не только квалифицированными специалистами, но и хорошими руководителями и организаторами производства.

Планирование и прогнозирование научных исследований

Научные исследования в нашей стране являются частью государственного плана развития и планируются Кабинетом Министров. Планирование научных исследований в общегосударственном масштабе обеспечивает согласованную работу всей науки страны, направляет ее развитие в соответствии с тенденциями мировой науки и запросами производства.

При планировании научных исследований составляются перспективные и годовые планы, при этом можно выделить следующие основные формы планирования НИР и использования достижений науки и техники:

а) государственный перспективный план по решению основных научно-технических проблем, который утверждается Кабинетом Министров и является частью плана развития страны;

б) координационные планы по решению основных научно-технических программ и проблем;

в) годовой план использования новых видов продукции, технологических процессов, образцов новой техники, имеющих общегосударственное значение. Этот план является частью годового плана развития страны и утверждается Кабинетом Министров;

г) отраслевые перспективные и годовые планы НИР, утверждаемые отраслевыми министерствами;

д) план научных исследований Национальной Академии наук Украины (НАНУ);

е) перспективные и годовые планы научно-исследовательских, проектно-конструкторских и технологических работ организаций, предприятий, фирм и пр.

Формирование планов представляет собой длительный процесс рассмотрения содержания НИР, начиная от подразделений научных учреждений до утверждающей вышестоящей организации. Работы, включенные в план на основании правительственных постановлений, составляют группу важнейших, они получают первоочередное финансирование и материально-техническое обеспечение.

В последнее время в стране нашел применение новый вид планирования – программно-целевое, позволяющее решать крупные проблемы межотраслевого и межрегионального значения.

Программно-целевое планирование состоит в разработке и реализации комплексных целевых программ, содержащих комплекс мероприятий, направленных на достижение определенной цели. По каждой из программ утверждаются головные организации, ответственные за результаты их реализации.

В качестве примера можно привести программу «Анкер» Минуглепрома Украины с привлечением специалистов ИГТМ НАНУ.

В вузах также оставляются план НИР и ОКР, план внедрения законченных исследований, план публикаций, план подготовки диссертаций и т.д.

Хотя заранее предвидеть результаты творческой работы невозможно, планирование научной работы позволяет обеспечить ритмичность, целеустремленность и эффективность выполнения НИР, а также избежать дублирования исследований и неоправданных затрат времени и средств.

Планирование науки тесным образом связано с прогнозированием ее развития. Прогнозирование научных исследований имеет целью дать вероятностную оценку путей их развития и достижения результатов в будущем, а также требуемых для их реализации ресурсов и организационных мер.

Научно-технический прогресс, быстрое изменение научных концепций выдвигают задачу научного прогнозирования на передний план науки. Так, если раньше изменения в технологии разработки месторождений полезных ископаемых происходили раз в 100 лет, то в настоящее время – через каждые 10-15 лет.

Можно привести немало примеров, когда на вновь построенной шахте, еще до ее пуска в эксплуатацию, обнаруживались узкие места, а внедренные в производство новые технологические процессы не отвечали требованиям времени.

Прогнозы обычно составляют на 10-20 лет вперед. Выбор такого периода объясняется тем, что длительность прогноза совпадает с продолжительностью цикла «исследования – производство», т.е. научная идея пройдет через все этапы НИР и ОКР.

За это время удваивается количество выполненных НИР, заканчивается срок действия патентов, на передовую линию прогресса выходит новое поколение специалистов. Наряду с этим составляются отдельные прогнозы на 40-50 лет и более.

За это время происходит полная смена поколений, удваивается количество теорий. Эти прогнозы дают в основном качественные показатели.

Современные методы научно-технического прогнозирования могут быть подразделены на три группы: методы экстраполяции; экспертная оценка; моделирование.

Методы экстраполяции основаны на прямом и непосредственном продолжении действующих в настоящее время закономерностей на будущее. Обычно экстраполируют статистически складывающиеся тенденции изменения тех или иных количественных характеристик (рост научных кадров, затраты на науку и т.д.).

Методы экспертных оценок связаны со сбором и систематизацией различного рода опросов. Экспертом может быть ведущий ученый специалист в конкретной области науки, выработавший гипотетическое представление о путях ее развития. Обычно используют мнение многих экспертов (метод комиссии).

Оценки экспертов переводят в количественную форму (баллы), что позволяет обработать полученную информацию статистически. Эффективность метода зависит от компетенции эксперта, так как не все эксперты равноценны, их мнения субъективны, на оценки экспертов влияет авторитет коллег и пр.

Методы моделирования при прогнозировании только разрабатываются, однако их перспективность очевидна. Следует отметить метод «исторической аналогии», в основе которого лежит закон спирали. Согласно этому методу техника развивается, опираясь на накопленный опыт, и в своем движении возвращается к старым идеям, используя их на новой научной основе.

Методы научного прогнозирования имеют свои достоинства, ограничения и недостатки. Однако их комплекс представляет собой надежный инструмент научно обоснованного предвидения, что позволяет правильно определить политику в области развития науки и техники.

Источник: https://poisk-ru.ru/s30331t1.html

Организация научной работы студентов

Научная работа студентов осуществляется в соответствии с руководящими документами. Наиболее важными из них является положение о научной работе в образовательном учреждении, а также положение о конкурсах на лучшую научную работу и лучший научный кружок. В них излагаются цели и задачи деятельности научных кружков, условия и формы научной работы и др.

Целью научной работы студентов является добровольное и активное содействие повышению качества подготовки специалистов с помощью средств физической культуры. Основные задачи научной работы следующие: овладение навыками научных методов познания; привитие основ самостоятельного выполнения теоретических, экспериментальных и практических исследований.

Не менее важен анализ материалов различных учебных дисциплин в их тесном взаимодействии с физической культурой, спортом, туризмом и предпринимательством.

Научные знания способствуют более глубокому изучению важнейших разделов физической культуры.

Составление научных докладов, написание статей и рефератов, разработка отдельных научных тем вырабатывают у обучаемых умения и навыки исследовательской работы, а также прививают интерес к научным знаниям.

Организационная единица научной работы студентов – научный кружок при кафедре, в который принимаются желающие. Обсуждение научных проблем проводится как в учебное, так и во внеучебное время.

Основные формы научной работы на кафедре следующие: участие в разработке и обсуждении частных вопросов на заседаниях научного кружка; выполнение исследований по инициативным темам; написание докладов для сообщений на кафедральных совещаниях, научных конференциях студентов; опубликование научных работ в различных изданиях; использование полученных результатов на практике.

Члены кружка могут быть соисполнителями в разработке научной темы, осуществляемой преподавателями. Наиболее активные из них участвуют в межвузовских научных конференциях.

Работу научного кружка возглавляют преподаватели, в обязанности которых входит: разъяснение целей и задач научного кружка и приобщение студентов к исследовательской деятельности; определение тематики научных исследований; оказание помощи в подготовке рефератов; организация заседаний членов кружка; редактирование представленных к изданию тезисов докладов.

Читайте также:  Как студенту открыть свой бизнес?

К основным задачам членов научного кружка относятся: активное участие в изысканиях и обсуждении научных работ; представление выполненных научных работ для опубликования в печати.

Для оценки качества авторских научных работ назначается конкурсная комиссия, которая учитывает: актуальность, новизну, оригинальность и наличие новых методик исследования; применение современных методов математической обработки полученных материалов; логичность, последовательность и ясность в стиле изложения; внешнее оформление.

Ежегодно конкурсная комиссия представляет руководству вуза отчет об итогах конкурса на лучшую научную работу, а также список отличившихся студентов. Награды победителям вручаются, как правило, на научных конференциях или на общих собраниях студентов факультета.

После окончания вуза выпускники, выполнившие научные задания, могут продолжить начатые исследования, поступив в аспирантуру.

Научный кружок – основная организационная единица научной деятельности студентов.
В него вовлекаются те, кто проявляет склонность к поиску и изысканиям.

Основными задачаминаучного кружка являются:

—   обучение методике и способам самостоятельного научного поиска, выработка навыков работы в научных коллективах;

—   развитие творческого мышления, углубление и закрепление полученных при обучении знаний;

—   применение научных методов познания;

—   привитие навыков выполнения теоретических, экспериментальных и практических исследований;

—   популяризация научных знаний;

—   участие в изобретательской и рационализаторской работе, в разработке технических средств обучения, действующих стендов, макетов и тренажеров;

—   выявление наиболее одаренных обучаемых, использование их творческого потенциала для решения актуальных задач науки.

Общее руководство научной работой студентов возлагается на руководство кафедры физического воспитания. Основными формами научной работы являются:

—   участие в плановых научных работах кафедры;

—   исследование по инициативным темам;

—   выполнение заданий в период практики;

—   обсуждение проблем физической культуры на заседаниях научного кружка, диспутах и др.;

—   написание научных докладов, сообщений, рефератов и выступление с ними на заседаниях кружка, семинарах, межкафедральных совещаниях, научно-практических конференциях;

—   подготовка научных материалов к изданию;

—   использование результатов исследований в физкультурном образовании;

—   участие в конкурсе на лучшую научную работу.

На кафедре ведется журнал учета работы кружка, составляется план работы на семестр.
В конце года подводятся итоги, и представляется отчет в совет научного общества вуза.

Важным документом является положение о конкурсе на лучшую научную работу и лучший научный кружок студентов кафедры физического воспитания. Основные цели конкурса, повышение качества обучения студентов, стимулирование проводимой ими научной работы, улучшение деятельности научного кружка кафедры, выявление лучших научных трудов.

На конкурс принимаются работы членов научного кружка кафедры, выполненные одним или несколькими студентами в течение учебного года. Возможно участие студентов научных кружков других кафедр. Решение о выдвижении работ на конкурс принимается кафедрой после их обсуждения.

Научный руководитель представляет в конкурсную комиссию работы под девизом, который помещается на титульном листе вместо сведений об авторе и научном руководителе.
В отдельном запечатанном конверте под тем же девизом даются сведения об авторе или коллективе авторов (фамилия, имя, отчество) и научном руководителе.

Конверты вскрывает председатель комиссии после рассмотрения всех работ, поступивших на конкурс, и вынесения решения. Работы представляются на конкурс в установленные сроки.

Источник: https://3ys.ru/kharakteristika-obshchej-i-spetsialnoj-pedagogiki-fizicheskoj-kultury-i-sporta/organizatsiya-nauchnoj-raboty-studentov.html

Научная работа. организация студенческой научной работы

Работа горного инженера всегда полна романтизма и творчества. Она интересна тем, что требует постоянно проявлять находчивость и изобретательность, так как фронт работ на всех рудниках постоянно передвигается. Рабочее место всегда в движении, а условия месторождений настолько различны, что нет двух участков похожих друг на друга.

Поэтому при подготовке горных инженеров большое внимание уделяется индивидуальной работе со студентами, развитию у них творческих навыков. Будущие горные инженеры должны привлекаться к научной работе, сами участвовать в научных экспериментах и делать научные доклады. Подготовка абитуриентов обычно для этого оказывается недостаточной.

Поэтому горным кафедрам требуется создавать особо продуманную комплексную систему обучения, подчинив все виды деятельности одной главной цели — совершенствованию учебного процесса, повышению качества подготовки специалистов, с тем чтобы максимально приблизить их уровень к требованиям современной науки и техники.

Прежде всего имеет значение органическое слияние учебного процесса с научно-исследовательской работой.

Необходимо исходить из того положения, что квалифицированно и по существу может преподавать только ученый, находящийся постоянно на передовых позициях науки, на переднем краем науки. Иначе он будет повторять давно устаревшие истины.

Научно-исследовательская работа должна быть организована таким образом, чтобы наука максимально способствовала повышению качества учебной работы.

Прежде всего очень важно, чтобы научное направление кафедры совпадало с профилем специальностей выпускаемых инженеров.

Второе – это постоянное и непосредственное участие всех преподавателей в научных работах, начиная от стадий теоретических и лабораторных исследований до внедрения в производство включительно.

Только тот преподаватель может качественно обучать студентов, который сам постоянно ведет исследования (по профилю читаемого курса), часто бывает на производстве и осуществляет внедрение в практику своих предложений и рекомендаций.

Развивать творческие способности молодежи, в частности студентов, могут лишь те преподаватели, которые сами умеют творить, создавать новые теоретические положения, изобретения, рационализаторские предложения. Вряд ли может научить студентов творить и изобретать тот преподаватель, который сам ничего нового не создал и ничего не изобрел.

Чтобы укрепить связь с производством, формировать глубокие знания современного уровня развития горной технологии, развивать творческие способности преподавателей и части студенчества в ЮРГТУ(НПИ), в частности, на кафедре подземной разработки месторождений полезных ископаемых, развиваются научно-исследовательские работы, как госбюджетные, так и хоздоговорные.

В большинстве случаев эти научно-исследовательские работы ведутся совместно с производственниками.

В целом по институту за последние 10 лет ученым получено более 800 авторских свидетельств на изобретения и патентов, более 30 медалей и дипломов ВДНХ. За этот же период издано более 60 монографий и опубликовано более 2000 научных статей.

В выполнении научных исследований активное участие принимают студенты. В институте работает 14 конструкторских и технологических студенческих бюро и более 50 научных студенческих групп при кафедрах. Всего в научных исследованиях принимают активное участие около 30 % студентов дневных факультетов.

Студенческие исследования можно разделить на учебные и научные. Первые имеют цель развивать у студентов способности применять известные законы и методы, знания общенаучных дисциплин для решения конкретных задач. Эти исследования студенты выполняют в процессе учебы в часы занятий.

Вторые исследования (научные) преследуют: а) получение новых результатов, зависимостей, технических и технологических решений и т.д.

; б) составление доклада и выступления с ним на научной конференции, на заседании секции НТО цветной металлургии; в) написание и оформление статей, заявок на изобретения, работ для участия в конкурсах; г) использование результатов НИР в курсовых и дипломных проектах; д) внедрение результатов в производство с подсчетом экономии от внедрения; е) использование результатов НИРС в учебной работе кафедры (макеты, модели, новые зависимости и т.п.).

Основная организационная работа по привлечению студентов к НИР выполняется преподавателями и инженерами профилирующих кафедр. Кроме этого на каждом факультете имеются советы НИРС и советы СНО факультетов.

В масштабе института руководство студенческой научной работой осуществляют советы НИРС и СНО института. В научных работах кафедры принимают участие в основном студенты старших курсов.

Примерно 15-25 человек ежегодно участвуют в хоздоговорных НИР, являясь соавторами научных отчетов по этим НИР.

Примерно 100-140 студентов ежегодно делают научные доклады на студенческих научно-технических конференциях.

Задача заключается в привлечении всех студентов к научной творческой работе, начиная с I курса, пробудить в каждом студенте творческую жилку.

В результате комплекса учебно-научно-воспитательной работы и трудового воспитания обеспечивается довольно высокий уровень подготовки специалистов-горняков.



Источник: https://infopedia.su/13xf545.html

Научно-исследовательская работа студентов

В настоящее время Гуманитарный институт (г. Москва) – это серьезный, сложившийся вуз с большим образовательным потенциалом и богатыми традициями.

Руководство института и весь профессорско-преподавательский состав стремятся к тому, чтобы реализуемые в нашем институте образовательные программы отвечали самым современным требованиям и стандартам.

Этому способствует не только профессионально организованный учебный процесс вуза, но и отлаженная научно-исследовательская работа студентов Гуманитарного института (г.Москва) (далее – НИРС).

В Гуманитарном институте (г.Москва) научно-исследовательская работа студентов организационно начала формироваться с самых первых дней его создания, то есть с 1993 года. Именно с этого времени НИРС Гуманитарного института (г.

Москва) приобретает статус самостоятельной органичной части учебного процесса и получает выражение в форме подготовки курсовых и дипломных работ студентами на старших курсах. Постепенно в Гуманитарном институте (г.

Москва) начинают организовываться студенческие научные кружки и научные семинары при кафедрах. В конце 90-х-годов в институте начинают проводиться конкурсы на лучшую научную работу студентов Гуманитарного института (г.Москва) , которые в настоящее время стали ежегодными.

Появились новые формы НИРС, получившие свое выражение в создании Студенческого научного общества и сектора НИРС в Студенческом совете.

Многие студенты младших курсов и абитуриенты, поступающие в институт часто задают вопрос: «А что же такое научно-исследовательская работа студентов? Что она дает? Как ею заниматься и для чего она необходима?» В этой связи, прежде всего, хотелось бы отметить, что наука как сфера человеческой деятельности расширяет кругозор человека, углубляет его познания, так как занятие научной деятельностью предполагает получение новых знаний. При этом у студентов появляется много вопросов, но поиск ответов на них со временем становится все легче. Становится интереснее учиться в вузе, возникает больше стимулов к учебе и, конечно же, появляется больше возможностей в жизни. Занятие научно-исследовательской работой не только помогает студенту выделиться среди других и реализовать свой творческий потенциал, но и в дальнейшем способствует, например, при поступлении в аспирантуру, или при приеме на работу.

Занимаясь наукой в Гуманитарном институте (г.

Москва), студенты имеют прекрасную возможность участвовать во внутривузовских, межвузовских, региональных, общероссийских и международных научных конференциях, олимпиадах, конкурсах, «круглых столах» и выставках, тем самым, приобретая новые знания, незабываемые впечатления и новых друзей. В конечном итоге это способствует «органичному» и всестороннему развитию личности человека — будущего специалиста.

Исходя из этого, можно сформулировать определение научно-исследовательской работы студентов, под которой понимается иерархически организационная система работы со студентами в вузе, через их участие в научном процессе от стадии обретения навыков и умений до стадии исследования и получения научного результата.

НИРС в Гуманитарном институте (г.Москва) – это, прежде всего система, нацеленная на реализацию трех взаимосвязанных аспектов:

  • обучение студентов элементам творчества и привития им навыков исследовательского труда;
  • собственно научных исследований студентов, которые в настоящее время имеют конкретные результаты;
  • воспитание высокопрофессиональной и творчески активной личности будущего специалиста и ученого.
Читайте также:  Нужен ли перфекционизм в учёбе?

Студенты должны знать, что научно-исследовательская работа студентов является продолжением и углублением учебного процесса и органично включена в процесс подготовки будущего специалиста в институте.

Целью НИРС является обучение студентов методам самостоятельного ведения научных исследований, организации научно-исследовательской работы, а также выработки у обучающихся навыков публичного выступления перед аудиторией, самостоятельного оформления полученных результатов исследований в виде научного доклада, научной статьи или научно-исследовательской работы.

К научно-исследовательской работе студента относят постановку задач, выбор порядка их разрешения, накопление и анализ исходной информации, определение основных идей решения, проведение экспериментов или выработку основных положений, формулирование выводов и заключений, представление решений или разработанных предложений.

Студенты, увлекающиеся наукой, ведут научно-исследовательскую работу либо по собственной инициативе, либо по инициативе научного руководителя. Руководство научными исследованиями студентов осуществляют профессора, доценты и преподаватели нашего института. Тему научно-исследовательской работы обычно предлагает научный руководитель.

Чаще всего — это научное направление, которое уже ведется на факультете института. Иногда студент приходит со своей идеей, если она лежит в русле основных научных направлений факультета, она также может вылиться в научное исследование.

Как правило, научная работа, осуществляемая студентами перерастает в дипломную работу или кандидатскую диссертацию.

Обычно, на младших курсах обучения в институте руководитель разъясняет и прививает студенту навыки научного исследования. На старших — помогает ему в организации и осуществлении процесса непосредственного творчества, достижения определенных результатов.

В конечном итоге научная работа студентов — это вклад не только в науку, но и в свое будущее.

Кроме знаний, научная работа дает студентам и возможность «продвижения» — со своими научными работами можно участвовать в различных конкурсных мероприятиях, получать именные стипендии и гранты.

Научная работа приносит не только моральное удовлетворение, но и материальное поощрение — иногда чисто символическое, а иногда позволяющее кардинально изменить свою жизнь.

Наука отличается от учебы, так как она не является обязательной формой деятельности. Наукой занимаются не ради оценки, а чаще всего из интереса. Это другая точка зрения на любой материал, в том числе и на учебный. У человека, прежде всего, возникает желание понять что-то для себя, а не для экзамена. Всем желающим советую обязательно ЭТО попробовать!

В этой связи многие студенты считают, что научно-исследовательская работа – это только для отличников. Это заблуждение. НИРС – это только для желающих. Здесь нет ограничений по успеваемости или по зарплате родителей. Заниматься наукой – так же, как и дышать – приходится самому.

Поэтому всех заинтересовавшихся ограничивает только желание и интерес. В конечном счете — это дает свои девиденты. Одним – зачет или экзамен «автоматом». Другим – получение навыка публичного выступления перед аудиторией.

Третьим – возможность общения со студентами других вузов и приобретение новых друзей на научных конференциях и «круглых столах». Четвертым — способность легко выражать мысли на бумаге. Пятым – будущую профессию ученого и преподавателя.

Так что, каждый сам должен решить, что ему нужно получить от научно-исследовательской работы и действовать.

Главное, чтобы было интересно заниматься наукой. Так же хотелось бы пожелать всем желающим заняться НИРС терпения, усердия и настойчивости. На начальном этапе всегда сложно, иногда хочется всем бросить. Но все это, в конечном счете, обернется в вашу же пользу.

С чего же следует начать научно-исследовательскую работу?

Во-первых, выбрать на факультете института наиболее интересную для Вас тему и соответственно Купить диплом или аттестат в Москве можно на сайте Дипломы без предоплаты научного руководителя.

Во-вторых, следует обратиться в Центр научно-исследовательской работы студентов (каб. № 107), где с Вами обсудят реальную возможность заниматься научно-исследовательской работой и выбранной темой исследования и дадут ценные рекомендации.

В-третьих, вступить в Студенческое научное общество Гуманитарного института (г.Москва) , где старшие товарищи всегда помогут и подскажут как лучше строить свою работу.

В Гуманитарном институте (г.Москва) при участии Вольного экономического общества России и Института товародвижения и конъюнктуры оптового рынка (ИТКОР) сформирована и развивается на стыке нескольких специальностей новая Научная Школа «Логистика ресурсосбережения».

С мая 2008 г. в структуре Гуманитарного института (г.Москва) действует Научно-практический центр инновационных решений и системных исследований многоуровневых социально-экономических проблем (НПЦ). Его основными задачами являются:

  • Развитие направлений и условий внутриинститутского сотрудничества в области НИР, а также внешнего взаимодействия Гуманитарного института (г.Москва) с учебными и научными организациями, бизнес — структурами, диссертационными советами и специализированными изданиями (базовыми партнерами НПЦ являются РЭА им. Г.В. Плеханова, Институт исследования товародвижения и конъюнктуры оптовых рынков — ИТКОР, АНХ при Правительстве РФ);
  • Руководство и содействие НИР студентов и аспирантов Гуманитарного института (г.Москва), включая системные консультации по вопросам подготовки статей, монографий, дипломных работ, диссертаций и авторефератов (с рекомендациями по структурно-содержательной части, оформлению и проведению работ с внедрением результатов НИР и содействием в представлении к защите диссертаций на специализированных советах);
  • Организация и проведения конференций, семинаров, круглых столов и других аналогичных мероприятий с привлечением к участию в них ППС, аспирантов и студентов Гуманитарного института (г.Москва). В рамках данного направления в декабре 2008 г. НПЦ выступил одним из основных организаторов международной конференции «Инновационные решения как фактор устойчивого развития современного общества». Была подготовлена серия докладов на пленарном заседании и секционных выступлений. К участию к конференции силами НПЦ был привлечен ряд отечественных и зарубежных научных и практических работников – докторов и кандидатов

Основной задачей НПЦ является поиск новых возможностей повышения эффективности использования ресурсного потенциала во взаимосвязи с проблемами экологии и бизнес-устойчивости.

При участии высококвалифицированных ученых – докторов и кандидатов наук, а также молодых исследователей – аспирантов и студентов, нарабатываются перспективные научно- методические заделы, уточняется состав и рациональная этапность проведения дальнейших исследований.

В этих условиях студентам Гуманитарного института (г.Москва) предоставляется возможность не только овладеть базой ранее сложившихся знаний, но и принять участие в развитии этих знаний, в формировании новых, что представляет собой реальный творческий процесс, результатом которого могут быть оригинальные и значимые курсовые и дипломные работы, а в дальнейшем и диссертации.

Аспиранты Гуманитарного института (г.Москва) успешно защищают кандидатские диссертации. Так, в 2010г. диссертацию на соискание ученой степени кандидата экономических наук по теме: «Развитие системы банковских услуг как инструмента логистической поддержки бизнеса» (Специальность 08.00.05) успешно защитил аспирант Гуманитарного института (г.Москва) Смольников Вячеслав Александрович.

Студенты и аспиранты Гуманитарного института (г.Москва) принимают активное участие в различных конференциях и научно-практических семинарах, например в 2010 г.

было принято участие в Пятом Международном Логистическом Форуме «Тенденции развития логистики в 21 веке». C докладами выступили доктор экономических наук Семенов Н.Н., аспирант Гуманитарного института (г. Москва) Быков А.В.

По результатам форума Гуманитарный институт (г.Москва) вошел коллективным членом секции логистики Вольного экономического общества России

В ноябре 2011 года было принято участие в конференции «Экономические проблемы внедрения и использования нанопродуктов и нанотехнологий» организованной РЭУ им. Г.В Плеханова. С докладом на тему «Инновационный фактор развития бизнес-сферы» выступил д.э.н. Семенов Н.Н., аспирант Гуманитарного института (г.Москва) Золкин Д.А.

На базе проводимых научно-исследовательских работ в Гуманитарном институте (г.Москва) создана новая научная школа эколого-экономической направленности «Логистика ресурсосбережения».

Продолжая свою деятельность по указанным направлениям, НПЦ планирует ее диверсификацию с учетом изменяющихся социально-экономических условий.

Источник: http://xn—-7sbak0acafxlcd8athibacq3n.xn--p1ai/gi-mn-sc-nirs.html

Виды научно исследовательской работы студентов ВУЗов

Научно исследовательская работа студентов ВУЗов (НИРС) – неотъемлемая часть процесса образования.

Многочисленные научные лаборатории и факультативы, научные общества студентов, печатные издания и конференции – являются своеобразной «базой» студентов для начала полноценной научной работы, позволяют им обрести единомышленников.

В той или иной степени каждый студент связан с научно исследовательской работой в процессе обучения. Ведь даже чтобы написать реферат, курсовую или дипломную работу нужно провести определённые исследования, пусть даже незначительные.

Научно исследовательская работа студентов ВУЗов способствует развитию множества положительных качеств: большей самоорганизации (ведь эта деятельность требует затрачивания свободного времени и далеко не все могут от этого отказаться), творческого мышления, ответственности, формирования своей точки зрения и способности её отстоять.

Важная роль в организации НИРС принадлежит преподавательскому составу ВУЗов. Ведь именно преподаватели могут вовремя разглядеть способности и потенциал студентов и мотивировать их заняться научно исследовательской работой.

Существует 2 вида научно исследовательской деятельности студентов:

  • деятельность в рамках учебного плана (курсовые, рефераты, дипломная работа);
  • Добровольная деятельность, не входящая в программы обучения (кружки, конференции, олимпиады).

НИРС в рамках учебного плана выполняется студентами в учебное время и призвана привить студентам навыки самостоятельного изучения дисциплин, ознакомиться с реальными лабораториями, работой в коллективе.

К основным видам учебно-исследовательской работы относятся: написание курсовых и дипломных работ, работа студентов в учебных лабораториях, участие в научных семинарах, а также работа студентов при прохождении производственной практики.

В процессе подготовки отчёта по производственной практике студенту необходимо тщательно изучить документацию предприятия и на её основании сделать анализ деятельности, предложить меры по усовершенствованию или повышению эффективности – это тоже исследовательская работа.

Научно исследовательская работа студентов в неучебное время включает: научные кружки, научно-практические конференции и студенческие бюро.

Научные кружки — наиболее популярный вид НИРС в ВУЗах страны. Руководят кружками, как правило, преподаватели ВУЗа.

Деятельность кружка направлена на изучение проблем общественных, гуманитарных, прикладных наук.

В процессе деятельности научных кружков студенты изучают и проводят анализ реальных документов, участвуют в деловых играх, проводят эксперименты, создают что-то новое.

Ещё одним видом НИРС являются научно-практические конференции. Такие конференции предполагают не только подготовку теоретических докладов, но и активное обсуждение студентами возможных решений практических проблем. А выступление перед значительной аудиторией слушателей способствует совершенствованию ораторского мастерства.

Каждый год в ВУЗах страны проводятся студенческие конференции, на которых затрагиваются важные общественные проблемы и рассматриваются варианты их решения.

ВУЗы самостоятельно устанавливают график проведения конференций и их тематику.

Активное участие студентов в конференциях зачастую поощряются в виде автоматических зачётов, публикации лучших докладов студентов в сборниках и материальным вознаграждением.

Во многих ВУЗах экономической направленности довольно популярными стали студенческие технико-экономические бюро (СТЕБ), лаборатории (СТЕЛ), студенческие бюро экономического анализа (СБЕА).

Такой вид научной деятельности студентов находится в тесной взаимосвязи с реальными предприятиями, посредством заключения с ними договоров.

Студенты проводят анализ деятельности предприятий и выдвигают возможные решения существующих у организаций проблем.

В настоящее время научно исследовательская работа студентов ВУЗов способствует повышению уровня их подготовки и развитию творческих способностей.

Источник: https://life-students.ru/vidy-nauchno-issledovatelskoj-raboty-studentov-vuzov/

Ссылка на основную публикацию