Как быстро конспектировать лекции?

Как правильно и быстро конспектировать лекции

Умение быстро писать качественные конспекты, которые отображали бы самую суть всего сказанного кем-либо, всегда высоко ценилось.

Особенно такое умение может пригодиться студентам, школьникам, журналистам, секретарям и другим людям, которым приходиться вкратце записывать большие объемы информации.

В этой статье рассмотрим вопросы о том, как правильно вести конспект лекции, какую пользу это может принести и о способах увеличения качества и скорости  конспектирования.

Конспект для студента — хорошее подспорье, которое поможет быстро вспомнить учебный материал, подготовиться к контрольной работе или экзамену. Это отличный инструмент упорядочивания информации в голове.

Конечно, одного конспекта мало для хорошей подготовки: без собственного размышления и обобщения, без труда на занятиях и без работы с научными источниками тяжело достичь отличных результатов в учебе. Но конспект представляет собой своеобразный фундамент, «компас», если хотите, который поможет на пути овладения знаниями.

От умения конспектировать зависит способность воспроизвести прочитанный или прослушанный материал. Поэтому, первое, чему должен научиться студент — это конспектирование.

Нужно понимать, что слушать и записывать лекцию – это сложный вид вузовской работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента.

Внимание человека очень неустойчиво. Чтобы быть сосредоточенным, требуются волевые усилия, поэтому важно систематически контролировать себя в этом отношении, во время прислушивания лекций. 

Конспектирование развивает ум, внимательность, способствует закреплению знаний в памяти. Если же студенты во время лекции отключается и начинает записывать все под диктовку – это приводит к деградации. Механическое бездумное записывание под диктовку бессмысленно.

Конспект — сокращенная запись устного или письменного текста, которую студент создает для личного пользования, поэтому каждый конспект — неповторим, уникален и непохож на конспект соседа по парте. Это не точная запись текста лекции слово в слово, а запись смысла, сути лекции, самого главного.

Когда студент пишет конспект, он выполняет своеобразное «свёртывание» информации, оставляя только наиболее важные, ключевые моменты.

Всё остальное выкидывается: в первую очередь, это слова и фразы, которые организуют связность текста или являются комментариями автора к сказанному.

Такие элементы можно убрать из конспекта, не опасаясь за целостность информации, тем более, что их можно будет легко вспомнить, просмотрев законспектированные ключевые записи.

Кроме умения конспектировать немаловажно научиться продуктивно работать со своими записями. Ведь каждый из конспектов пригодится не только при подготовке к определённым экзаменам, но и во время всего обучения и последующей сдачи государственных экзаменов.

Конспект лекции

Основная информация для студентов подается в виде лекций. Но не все лекции конспектируются одинаково. Например:

  • Преподаватель читает материал как по учебнику.
  • Преподаватель много рассказывает, и дает под запись лишь ключевые моменты (отличный преподаватель!)
  • Преподаватель дает под запись готовый проработанный конспект. Студенты все записывают дословно (плохой преподаватель). В этом случае правильный конспект получится сам собой и вам нужно сосредоточится на “переваривании” получаемой информации, не поддаваясь соблазну перейти на механическое записывание под диктовку.

Вот какие рекомендации могут вам пригодится:

Советы по созданию конспекта лекции

  1. Записывать лекцию по смысловым блокам: каждый блок соответствует пункту плана лекции. Должна быть четкая нумерация (удобно использоваться подпункты, отступ слева и маркеры списка). Также используйте красную строку.

  2. Ключевые слова можно сократить до одной заглавной буквы, а потом использовать это обозначение в тексте. Так, в любом подзаголовке можно сразу обозначить такие слова, потому что они будут часто фигурировать в повествовании. Например:Тема: Когнитивный диссонанс в голове первокурсника.

    Записываем так: Когнитивный диссонанс (КД) в голове первокурсника (П).При этом при совпадении букв или если вы путаетесь, можно выделять использование сокращения каким-нибудь специальным образом. Например, можно обводить буквы в кружок.

    При несовпадении части речи, можно подчеркнуть сокращение нужным образом.

    Например, если П обозначает слово «промышленность», то слово «промышленный» можно записать буквой П с подчёркиванием её волнистой линией.

  3. Можно использовать специальные сокращения для стержневых понятий научной дисциплины, например: интеллектуальные системы (ИС), жанр (Ж), литература (Л), фонетика (Ф), предикат (П). Такие сокращения будут «действовать» в пределах конспектов по одной дисциплине. Для страховки можно выписывать выбранные сокращения на последнюю страницу тетради или на обложку.
  4. Удобно сокращать распространённые длинные слова, чтобы не тратить лишнего времени:
    • Древнерусский язык — др .р. яз.
    • Украинская литература — укр. лит-ра.
    • Государство – гос-во
    • Руководство – рук-во
    • Формула – ф-ла
    • Функция – ф-я (хотя тут можно просто f)
  5. Используйте значки важности (выработайте свой личный стиль), например: 
    • ! – важно;
    • !! – очень важно;
    • ? – под вопросом;
    • R – проверить;
    • Rm – запомнить;
    • U – посмотреть в учебнике;
    • ZB – пример (например).
  6. Используйте приёмы стенографии, обозначая частые сочетания букв значками, например
    • «ность» можно обозначать одним значком Ђ (общительЂ, ущербЂ, материальЂи);
    • «-ение» или «-анис» – ~
    • / — «-ический» (например соц. — социальный; соц/ — социалистический).
  7. Обозначения понятий можно записывать как отдельный абзац, отделяя его от основного массива текста и выделять подчеркиванием или цветным маркером. Выделение цветом хорошо помогает запомнить то или иное понятие. Хорошо, если какой-то цвет будет иметь определенное значение в конспекте. Например, красный – выделение основной мысли, зеленый – выводы и др.
  8. Используйте различные математические обозначения:
    • + (плюс), = (равно),
    • ≠ (не равно),
    • ≈ (приблизительно),
    • , ≤, ≥, ≪, ≫ (больше, меньше, намного больше и т.д),
    • ± (погрешность, неточность),
    • ⇒ (следовательно),
    • → (влечение, «если, то …»),
    • ⇔ (что-то верно тогда и только тогда, когда … ),
    • ∨ (или),
    • ∧ (и),
    • ∀ (для всех),
    • ∃ (существует),
    • ∅ (пустое множество),
    • ∈ (принадлежит),
    • ∉ (не принадлежит),
    • ⊂ (включает в себя),
    • ∪ (объединение),
    • ⋂ (пересечение),
    • ∞ (бесконечно),
    • || (параллельно),
    • ∑ (сумма),
    • ¬ (не),
    • стрелка вверх или вниз (возрастание, убывание);
  9. Везде, где можно, использовать аббревиатуру или значок – используйте. Примеры:
    • В физике: v — скорость, а — ускорение, L — индуктивность, БАД.
    • Программирование: ООП, СУБД, БД, ЯВУ, ТЗ, ТП, ЭП.
  10. Когда не успеваете, можно пропускать гласные буквы в словах, они не помешают понимать написанное.
  11. Знаете английский или другие языки? Возможно некоторые слова на них пишутся короче. Это можно использовать.
  12. Классификации и периодизации предпочтительнее конспектировать не в текстовом виде, а в виде схем, диаграмм, рисунков. Это очень важное правило, верх мастерства. Например:На изображении “а)” представлен хороший конспект, на изображении “б)” неудачный. Оба несут один и тот же смысл, но конспект “а)” мы можем понять и запомнить намного быстрее и эффективнее:
  13. Используйте пространственную запись:

Другие виды конспектов

  • Конспект научной статьи. Основное в конспектировании научных работ — умение выделить главное, рациональное. Основное правило  такого вида работы: нельзя менять текст первоисточника, то есть цитаты подаются без изменений, сохраняется авторская пунктуация. Он должен быть настолько точным, чтобы в дальнейшем его можно было использовать при написании курсовых работ. Примечания к таким конспектам чаще всего имеют такие специальные знаки: NB — nota bene (заметь хорошо, возьми на заметку, обрати внимание), Sic! (было именно так и никак иначе, даже если очевидно, что тут ошибка; “я знаю, что тут ошибка, но так было в оригинале”), знаки восклицания и знаки вопросов.
  • Конспект словарной статьи. Основное задание во время работы со словарем — выписка отдельных значений слов, но студенты чаще всего переписывают текст из словарной статьи без изменений и сокращений, что само по себе неправильно. Цель работы — выборочно выписать необходимую информацию. Примеры использования слов и их грамматические характеристики переписывать не нужно.
  • Конспект художественного произведения. Чтобы избежать путаницы при чтении объемного произведения или параллельного чтения сразу нескольких произведений, удобно пользоваться схематическими конспектами, которые еще называют картами памяти. В таких схемах часто используют круги и стрелки, которые иллюстрируют развитие сюжетных линий. Такой тип конспектирования наиболее удобен для студентов с развитым образным мышлением и для студентов с очень плохой памятью (развивайте образность).

Источник: http://fevt.ru

Источник: http://fevt.ru/publ/konspectirovanie/22-1-0-217

Как научиться быстро писать конспекты на учебе?

Многим студентам известно, как трудно бывает конспектировать лекции. Успеть записать всё, что говорит преподаватель, просто невозможно. Но простые советы помогут делать конспекты быстро и грамотно.

Как конспектировать быстро?

Итак, как научиться быстро писать конспекты?

  1. Прежде всего, следует научиться быстро писать. Такой совет может показаться странным, но некоторые пишут очень медленно, аккуратно выводя каждую букву. С таким подходом записать всё точно не получится. Стоит сделать упор не на качество, а на количество записанного, то есть скорость написания. Но, конечно, в любом случае буквы должны быть понятными.
  2. Тренируйтесь. Особенно непросто приходится студентам первого курса, ведь они не знакомы с конспектированием и просто не привыкли к такой скорости речи педагога (зачастую школьные учителя говорят медленно, да и записывать много на уроках не приходится.). Чтобы быстрее освоиться, можно писать дома: записывать монологи родственников или тексты передач и фильмов, переписывать главы из книг или журнальные статьи.
  3. Научитесь выделять и записывать всё самое главное. Не стоит записывать каждое слово преподавателя, это ни к чему. Обычно около 20% лекции – это, по сути, не столь важная и ненужная информация, фиксировать и запоминать которую просто ни к чему. А вот самые важные мысли и тезисы конспектировать необходимо.
  4. Чтобы быстро писать на лекциях, внимательно слушайте преподавателя и не отвлекайтесь, так как посторонние дела помешают вам уловить суть и выделить главное. Сконцентрируйтесь на речи лектора, абстрагируйтесь от остальных звуков.
  5. Предложения и фразы можно сокращать, убирая из них все лишние слова. Но всё же при этом предложение должно остаться осмысленным, убирать важные слова не стоит, вы просто упустите суть всего текста.
  6. Если вы услышали то, что уже записывали или хорошо знаете, не включайте это в свой конспект, вы просто потратите время впустую.
  7. Если вы чувствуете, что не успеваете записать что-то, то можно оставить свободное место и воспроизвести недописанное позже. Но сделать это нужно как можно быстрее (во время паузы преподавателя или сразу после лекции), пока информация свежа в памяти.
  8. Если вам приходится много писать на работе или на учёбе, сокращайте слова. Например, можно написать первую часть слова и окончание, поставив между ними дефис. Можно сократить слово, поставив в конце точку. Также можно использовать и общепринятые сокращения, такие как «тыс.», «чел.», «млн» и так далее. Но помните о том, что все сокращения должны быть понятными, иначе вы просто не сможете воспроизвести информацию.
  9. Часто используемые и основные слова можно сократить до букв или аббревиатур. Например, словосочетание «информационные технологии» может выглядеть как «ИТ». Но чтобы не запутаться при изучении конспекта, после лекции сразу же запишите все аббревиатуры и их расшифровки, это поможет быстро сориентироваться.
  10. Можно использовать символы. Например, слово «повышение» можно обозначить стрелкой, направленной вверх, а «понижение» может выглядеть как стрелка вниз. Слово «следовательно» можно обозначать стрелкой вправо. Слово «примерно» или «приблизительно» обозначьте волнистой линией.
  11. Можно создать собственную систему символов. Например, вы можете сократить часто используемые слова или самые простые. Символ может быть неким знаком или схематическим изображением или же сочетанием нескольких букв или их элементов. Но сразу же запишите все придуманные обозначения, чтобы ничего не забыть. Такой способ подойдёт для натур творческих и мыслящих креативно.
  12. Если ваша фантазия работает не очень хорошо, и придумать символы вы не можете, то используйте готовую и уже разработанную систему. Сначала изучите и запомните все обозначения, а потом начинайте использовать их.
  13. Есть ещё один способ. Если преподаватель диктует лекции очень быстро, то попробуйте пропускать некоторые буквы. Пусть это будут гласные, так как их в словах гораздо меньше. Как показывает практика, слова без гласных воспринимаются и воспроизводятся вполне нормально. Но всё же стоит писать гласные в конце слов и в начале, так вам будет проще разобраться и учесть окончания, а они порой важны.
Читайте также:  Как написать курсовую работу по менеджменту?

Рекомендации

А теперь полезные советы по поводу того, как не только писать быстро, но и делать конспекты понятными и максимально удобными для восприятия:

  • Не стоит писать в каждой строчке, лучше оставлять свободное место. Во-первых, сплошной текст сложен для восприятия, во-вторых, в оставленных участках после лекции вы сможете сделать важные пометки или же вписать то, что не успели, позаимствовав тетрадь у одногруппника или задав вопрос преподавателю.
  • Особенно важные слова следует выделять цветом или подчёркиванием. Да, это требует усилий, но, во-первых, они минимальны, во-вторых, лишняя чёрточка не отнимет много времени. Зато при изучении написанного вы сможете быстро найти всё самое важное.
  • Не занимайте поля, на них удобно делать пометки. Кроме того, они должны быть достаточно широкими.
  • Если после лекции вы вспомните какую-то важную мысль, которую не успели записать, непременно запишите её.
  • Если записи – не ваш конёк, но вы прекрасно набираете тексты на компьютерной клавиатуре, попробуйте попросить преподавателей брать с собой на лекции ноутбук.

Удачи вам в конспектировании! И пусть ваши записи будут понятными.

Источник: https://brjunetka.ru/kak-nauchitsya-byistro-pisat-konspektyi/

Как правильно конспектировать? Приемы сокращений в тексте

В этой части мы поговорим о некоторых «секретах» ведения записей на лекции.

Наиболее приемлемо в условиях лекционного занятия тезисное конспектирование. Тезисы — это кратко сформулированные основные мысли, положения изучаемого материала. Они лаконично выражают суть услышанного, дают возможность раскрыть содержание.

Приступая к работе на лекции, необходимо психологически подготовить себя к восприятию нового материала. Обращать внимание на места, наиболее четко формулирующие основную мысль, которую лектор выделяет интонационно либо отмечает словами, например, «это важно», «отметьте, что…», «важнейшее в данном случае…», «необходимо записать» и т. п.

Нередко необходимо «свернуть» текст, чтобы успеть записать основное, например:

Не следует писать: мы видим, таким образом, что в целом ряде случаев…; по последним подсчетам зарубежных социологов…; имеющиеся данные показывают, что…; представляет собой; для того чтобы;

сближаются между собой.

Следует писать: в ряде случаев…; по подсчетам…; по данным…; представляет; чтобы;

сближаются.

Одним из эффективных способов увеличения скорости записи учебной информации является сокращение слов. Сокращенное слово должно иметь «запас прочности», достаточный для его восстановления в конспекте.

Как показывает практика, студенты, особенно младших курсов, не успевают записывать даже основные мысли на лекции вследствие того, что не умеют грамотно сокращать.

Предлагаем несколько различных общеупотребительных сокращений из нашей студенческой практики:

1. При записи существительных можно отбрасывать середину слова (гос-во, рев-ция, уч-ся, кол-ва, пед-ка, псих-гия, образ-ние).

2. Целесообразно применять общепринятые условные сокращения и аббревиатуры:

абс. — абсолютный; авт. — автономный;

АН- Академия наук;

общепринятые знаки: # – то-то не есть то-то, > — больше, < - меньше, NB! — очень важно!, V — сравнение, сопоставление

и другие.

3. Часто встречающиеся окончания можно обозначить волнистой линией. Например, в словах «значение», «изменение», «движение», «течение» и прочих подобных можно вместо одинакового суффикса нарисовать волнистую линию.

В словах «компетентность», «общительность», «обаятельность» конечное «-ность» обозначить Ђ: компетеЂ, общительЂ и т. п.

4. Вместо обычных сокращений, гораздо более эффективно использовать такие приемы, как гипераббревиатура (вместо целого слова используется начальная буква, обведенная линией), пиктографию и иероглифику (использование рисунков), специальные способы записи окончаний. Вместо длинного слова «революционная» (борьба) можно используем букву «Р», заключенную в кружок.

5. Использовать индивидуальные сокращения, которые могут быть понятны лишь самому автору конспекта. Так, интересны сокращения, встречающиеся в дневниках Н. Г. Чернышевского: ЖЗ — жизнь и Х — если.

6. Если вы владеете стенографией, она в этом деле вам очень пригодится.

7. Считается, что легче конспектировать технический текст, так как в точных науках существует множество общепринятых символов и знаков. Но символы и знаки точных наук можно использовать для конспекта на любую тему. Например, ∑ – сумма, ½ — половина, √ – корень, ∞ – бесконечность и многие другие.

8. Можно завести свой словарик сокращений на последнем листе конспекта, чтобы после не тратить времени на разгадывание смысла значков.

Используя общепринятые сокращения и придумывая свои, в скором времени вы приблизите скорость вашего письма к скорости речи преподавателя.

Конспектирование осуществляется по этапам:

прием информации;
переформулирование и фиксация.

Прием информации — восприятие учебной информации из уст лектора, который осуществляется слуховым анализатором. На осмысление услышанного влияют:

 — уровень общей культуры конспектирующего; — уровень его профессиональных (специальных) знаний; — уровень языковой культуры.

Поэтому каждому обучающемуся необходимо развивать как общую культуру, так и уровень профессиональных знаний и языковую культуру.

Переформулирование (трансформация) — обработка информации с целью быстрой записи. Подобная переработка информации приводит к уменьшению ее объема за счет исключения ненужных слов и подробностей, всевозможных повторов, частностей, лишних деталей и т. п.

На лекционном занятии в условиях нехватки времени целесообразно применять линейно-последовательный способ конспектирования, при котором применяют плакатно-оформительские средства, которые включают в себя следующие:

Отмечайте степень важности информации. Вертикальный штрих по правому краю с надписью:

│NB! или ОЧ ВАЖН позволит вам не тратить время на подчеркивание всего абзаца.

│ПРОЦИТ будет значить, что надо выучить и процитировать при ответе на семинарском занятии весь абзац целиком.

│ПРОЦИТ. СВ. — указание, в каком месте ответа должна появиться эта цитата.

Помечайте все места, к которым собираетесь вернуться.

При первом перечитывании лекции некоторые места могут вам показаться неясными. Их пока оставьте в покое и напишите на полях ПЕРЕЧИТ. Разберетесь с ними, когда чтение остальных текстов поможет прояснить идеи.

Выделяйте жирным (или другим) шрифтом особо значимые слова. Например, определение какого-либо понятия целесообразно написать жирным шрифтом, чтобы сразу увидеть. Пользуйтесь разными цветами.

Возьмите тонкие фломастеры. Пусть цвет, который вы выбрали, что-либо обозначает. Например, красный — выделение основной мысли, зеленый — выводы и др.

Цветные фломастеры очень помогают при логическом освоении учебного материала.

Кроме того, можно: использовать маркеры; применять подчеркивание; заключать в рамку главную информацию; сдвигать текст конспекта по горизонтали;

сдвигать текст конспекта по вертикали.

И напоследок:

NB!│ Возьмите на вооружение шесть ключей к успешному конспектированию:

 — записывать;  — сокращать;  — структурировать; — излагать;  — отображать;

 — просматривать.

Успехов вам!

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/school/articles/27275/

Как правильно записать конспект лекции

Вам понадобится

  • Тетрадь в клетку, набор разноцветных ручек и карандашей.

Инструкция

Оставляйте поля шириной не менее 2 сантиметров (или 4 клетки). Можно прочертить их с помощью линейки либо купить тетрадь с уже оформленными полями. На полях вы можете проставить дату, обозначать значками особо важные места лекции, приводить список условных сокращений, оформлять пункты плана.

Пишите через клетку! А ещё лучше – через две. В таком случае вы всегда сможете дополнить ваш конспект новыми сведениями, либо исправить допущенные ошибки. В конце концов, лекция, записанная через клетку, читается лучше, а глаза устают меньше.

Пишите крупным почерком, не мельчите! Это, конечно, немного замедлит скорость написания лекции, но для увеличения скорости следует пользоваться другими методами. Вам же важна разборчивость почерка. Не пишите как курица лапой. Важно же не только записать лекцию, но потом и прочитать её.Оставляйте в начале лекции немного строчек, чтобы записать туда план.

Бывает, что преподаватель сам диктует в начале пары план. Обязательно его записывайте. Это гораздо важнее, чем кажется поначалу. Дело в том, что лекция может охватывать несколько вопросов, которые потом будут разбросаны по всему экзаменационному вопроснику.

Например, тема «Существительное» может включать в себя подпункты «Род», «Падеж», «Число», которые в вопроснике превратятся в вопросы: «Что такое род существительного?», «Что такое падеж?» и т.д. Подпункты плана помогут вам сориентироваться и выделить главное. Может быть, и всю лекцию целиком читать не придется.

Обязательно ставьте на полях конспекта дату лекцию и тип занятия. Можно указывать также преподавателя, если курс ведут двое или если «основной» преподаватель заболел, а его заменяет другой. Дело в том, что их точки зрения на один и тот же предмет могут не совпадать.

Тогда на экзамене вы попадёте в неприятную ситуацию, когда преподаватель скажет: «Откуда вы услышали эту ерунду? Всё не так. Идите, учите, потом пересдадите». Тогда вы сможете смело показать ему конспект лекции «чужого» преподавателя и объяснить, что готовились по ней.

Используйте разные цвета пасты и подчёркивания. Это поможет навести порядок в записи лекции и акцентировать внимание на определённых важных местах.

Используйте сокращения! Это могут быть:Общепринятые:и т.д. – и так далее,и проч. – и прочее,млн – миллион,р. – рубль,$ – доллар,sic! – важно и многие другие;Ваши личные:слово «например» я обычно сокращаю до «н-р», «языкознание» – «яз-е», «филология» – «Ф.

» и т.д.;Словарные:

вы обозначаете заглавной буквой или аббревиатурой слово, термин или понятие, вынесенные в заголовок темы. Например, если тема «Сказуемое», не стоит писать это слово постоянно, сократите его до «С.

» – и так понятно, о чём идёт речь;

Ситуативные:когда вы замечаете, что в речи лектора проскальзывают одни и те же слова или формулировки, вы можете их смело сокращать или обозначать значком, вынеся сокращённое слово на поля – чтобы потом не забыть, что вы зашифровали под этой закорючкой;Элементы скорописи:

некоторые постоянно употребляющиеся слова можно заменить значками, употребляющимися в скорописи, например, вместо слова «который» ставят знак «альфа».

Обратите внимание

Помните, вы записываете лекцию не для кого-то, а только для себя. Чем будет тетрадь с конспектами лекций во время подготовки экзамена – макулатурой или полезным инструментом – зависит исключительно от вас!

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-256073-kak-pravilno-zapisat-konspekt-lekcii

Скоростное конспектирование

Скоростное конспектирование – весьма ценное умение, которое позволяет сжато и понятно фиксировать информацию. Особенно важно быстрое конспектирование лекций для студентов, которым приходится в оперативном режиме записывать все, что говорит преподаватель.

Также этот навык будет полезен журналистам, секретарям и всем остальным, кто по роду занятия вынужден коротко фиксировать значительные объемы информации. В данной статье мы подробно изучим, как быстро конспектировать.

Вы сможете убедиться, насколько полезным может быть этот навык, а также узнаете, как можно улучшить качество и скорость ведения конспектов.

Для студента правильное конспектирование лекций – отличная возможность в будущем восстановить в памяти определенный материал и подготовиться к экзамену. Это прекрасный способ упорядочивания полученных знаний в голове. Разумеется, недостаточно для эффективного обучения наличие всего лишь хорошего конспекта.

Чтобы достигать в учебе достойных результатов, необходима и работа на занятиях, и собственные размышления, и анализ научных источников (в усвоении и запоминании информации при чтении текста поможет техника SQ3R). Однако конспект является своего рода базисом, который необходим для самостоятельного обучения.

Читайте также:  Что подарить однокурсникам?

Качественное и быстрое конспектирование дает возможность полноценно воспроизводить полученную информацию. Вот почему каждый студент должен овладеть этим важным навыком.

Прослушивание и фиксирование в тетради лекции – достаточно сложная часть обучения в вузе. Внимательное восприятие и записывание материала являет собой достаточно интенсивную мозговую деятельность. Проблема в том, что внимание человека отличается неустойчивостью.

Для максимальной сосредоточенности нужны некоторые волевые усилия. Вот почему не будет лишним время от времени проверять себя в этом отношении в процессе прослушивания материала.

Правильное конспектирование способно развить ваш ум, внимательность, а также закрепить знания в голове.

Одним из основных принципов, которые нужно принять для того, чтобы понять, как конспектировать лекции, является осознание того, что конспект — это результат фиксирования только основной наиболее важной информации. При этом все лишнее не записывается.

Нет смысла фиксировать в блокноте или тетради связные слова или комментарии автора. Без них целостность информации не будет утеряна, но при этом вы сэкономите время.

Более того, их вы сможете восстановить в памяти, если зафиксируете на бумаге ключевые слова.

Также очень важно научиться продуктивно работать со своими записями. Это необходимо для эффективного обучения чему бы то ни было.

Стоит понимать, что каждый человек подает информацию по-своему. Соответственно и способы конспектирования будут разными. Среди возможных вариантов подачи информации можно выделить следующие:

  • Лектор предоставляет материал так, будто читает учебник;
  • Лектор много рассказывает по теме, при этом дает записать основные моменты. Такие преподаватели сегодня на вес золота;
  • Лектор заставляет записывать готовый конспект. При этом обучающиеся фиксируют все дословно. Такой способ подачи информации – один из самых непродуктивных.

Во всех случаях не стоит опускаться до примитивного записывания текста, который вы не пропускаете через себя. Нужно понимать то, о чем идет речь, даже если преподаватель далек от идеала.

Основные рекомендации по созданию конспекта

Так как правильно конспектировать сложнее, чем может показаться, имеет смысл воспользоваться следующими советами, чтобы улучшить эффективность обучения:

  • Записывать информацию необходимо в соответствии с пунктами плана лекции, разбивая весь текст на логические блоки. Стоит использовать нумерацию, чтобы четко понимать последовательность изложения. Не будет лишним предусматривать в конспекте красную строку;
  • Сокращайте ключевые термины до заглавной буквы, предварительно выделив их еще на этапе написания заголовка. К примеру, фраза «нематериальные ресурсы в структуре активов» может быть записана как «НР в структуре А». Если какие-то обозначения совпадают, имеет смысл пометить их кружком или любым другим опознавательным знаком;
  • Стержневые понятия, которые используются при изучении какой-то дисциплины достаточно часто, можно заменять специальными сокращениями, которые будут актуальны в пределах конкретного конспекта. Если думаете, что забудете обозначения, то не стоит лениться записать их в конце тетради;
  • Сокращение длинных распространенных слов позволяет ускорить процесс конспектирования. К примеру, слово «государство» можно заменить сокращенным «гос-во» и т.п.
  • Быстрое конспектирование не обходится без использования ваших собственных значков важности. Придумайте их сами или возьмите на вооружение следующие:
    • «!» — важно;
    • «?» — под вопросом;
    • «У» — смотреть учебник;
    • «ZB» — например;
    • «R» — перепроверить.
  • Обозначения основных понятий имеет смысл записывать отдельным абзацем, при этом выделяя его любым способом. Подчеркивание цветным маркером облегчает процесс запоминания;
  • Скоростное конспектирование требует использования математических обозначений. Очевидно, что писать «+» вместо «плюс» и «∑» вместо «сумма» в разы продуктивнее;
  • Не стоит пренебрегать общепринятыми аббревиатурами. Заменять термин типа «система управления базами данных» на «СУБД» является обязательным;
  • Так как быстро конспектировать не всегда получается, можете время от времени пропускать гласные буквы. Будьте уверены, что точно поймете смысл слов при таком способе фиксирования информации;
  • Если вы владеете английским или любым другим языком, то можете заменять длинные слова на более короткие иностранные.
  • Периодизации и классификации лучше записывать в виде диаграмм и схем;

Таким образом, теперь вы знаете основные правила конспектирования. Эти навыки помогут сделать ваши записи более понятными, а время на фиксацию информации сократить в разы.

Эти умения могут использоваться не только в вузе, но и при посещении курсов дополнительного профессионального образования, семинаров, тренингов и разного рода конференций. Зная, как правильно конспектировать, вы сможете легко освоить большой объем информации, сделав ее сжатой, простой и понятной.

В качестве заключения нужно добавить, что правила конспектирования не ограничиваются вышеперечисленными. Вы можете находить все более продуктивные методы фиксирования информации сами.

 Запомните, конспект являет собой сжатую запись письменного или устного текста, которая создается с целью последующего личного использования. По этой причине одинаковых конспектов у разных людей быть не может.

Не стоит полностью перенимать чьи то методы, надо создавать свой уникальный.

P.S. Если есть возможность конспектировать лекции с помощью компьютера, возможно вам стоит научиться быстро печатать на клавиатуре.

Источник: https://constructorus.ru/samorazvitie/skorostnoe-konspektirovanie.html

Методы конспектирования: учимся конспектировать с умом

Образец

Быстро и эффективно записать конспект со слов преподавателя, чтобы потом понять свои же закорючки и подготовиться к экзамену – непосильная задача для многих студентов. Перед сессией многие ксерокопируют и переписывают чужие труды вместо того, чтобы научиться самим правильно конспектировать.

В нашей статье мы расскажем о методах и приемах скоростного конспектирования, которые пригодятся не только в университете, но и в дальнейшей жизни.

Метод конспектирования Корнелла

Профессор Корнелльского университета Вальтер Паук в середине прошлого века задался вопросом: как создать эффективную методику конспектирования лекций? И создал почти гениальный способ.

Суть его заключается в том, чтобы вести записи на определенным образом размеченной бумаге.

В итоге информация разложена по полочкам, главные идеи бросаются в глаза, и никакой путаницы в километровых записях не возникает.

Метод Корнелла прост как все гениальное

Корнелльский профессор предлагал не механическое перенесение слов лектора в тетрадь, а фиксирование главных тезисов темы с последующей самостоятельной доработкой текста.

Без собственных выводов и анализа содержания лекции корнелльский метод конспектирования не имеет смысла.

Как происходит работа над конспектом?

Работа делится на 3 этапа:

  • записываем важные моменты лекции;
  • делаем краткие пометки и замечания, возникающие по ходу лекции;
  • подводим итоги и проводим анализ – делаем собственные выводы по теме.

Образец 1

Метод Билла Гейтса

Билл Гейтс – создатель компании Microsoft, миллиардер и бывший самый богатый человек в мире (сейчас его место занимает владелец сервиса Amazon) разработал собственный метод скоростного конспектирования.

В 2003 году предприниматель Роб Ховард во время переговоров с Биллом Гейтсом обратил внимание на то, что, несмотря на свои миллиарды и возможность пользоваться новейшими гаджетами, Билл делал записи от руки.

Позже он поинтересовался, каким образом Билл организует свои записи. Оказалось, что тот делит лист блокнота на 4 блока и записывает в каждый связанные между собой данные.

Например, одна часть всегда занята вопросами, которые возникают по ходу переговоров или интервью. Вторая – основными мыслями, третья – краткими пометками и замечаниями, и, наконец, четвертая – примерами.

Напоминает метод Корнелла? Некоторые специалисты придерживаются мнения, что способ Билла Гейтса – не что иное, как переработанная методика Корнелльского профессора. Может, оно и так, но зато как удобно.

Главное – правильно распределить информацию

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

Метод ментальных карт

Метод ментальных карт или mind mapping – популярная техника записи, суть которой заключается в том, что основной текст конспекта размещается в середине листа.

Проще говоря, вы пишете основную мысль или понятие в середине страницы, заключаете его в кружок или рамку (как вам удобнее) и начинаете с помощью стрелок, которые расходятся в разные стороны, записывать ключевые идеи и слова, связанные с основным понятием.

Если вы любитель мозговых штурмов и готовы научиться виртуозно менять цвета ручек (а они вам пригодятся, чтобы делать стрелки более заметными), то этот метод для вас.

Метод “стрелочек”

Метод предложений

Метод предложений очень схож со стандартным методом стенограммы. Суть его заключается в том, что вы пытаетесь записать все, что говорит преподаватель. Главное отличие от метода стенограммы – каждое предложение записывается с новой строчки и нумеруется по порядку.

Нумерация помогает не запутаться во время чтения конспекта и отсылает от одного предложения к другому с помощью одной маленькой пометки (например, «см. №69») — больше не нужно разбираться в запутанных стрелках, которые перечеркивают пол страницы и вдобавок половину записей.

Ну а если осваивать эти методы конспектирования вам не хочется или не под силу, то студенческий сервис всегда готов прийти на помощь. Курсовые, дипломные, рефераты, контрольные и другие учебные работы – напишем все, что вы не законспектировали.

Источник: https://Zaochnik.ru/blog/metody-konspektirovaniya-uchimsya-konspektirovat-s-umom/

Как записывать лекции по методу Корнелла

Заметки, сделанные вручную, куда лучше записок в ноутбуке. Когда вы пишете на бумаге, вы более сконцентрированы и внимательны. Однако заметки в блокноте часто превращаются в беспорядочный набор закорючек, среди которых уже через пару недель невозможно найти нужную информацию. Вас выручит метод Корнелла.

Основы метода Корнелла

Для организации заметок по методу Корнелла подойдёт любой блокнот. На листе нарисуйте жирную горизонтальную линию на 5 см выше нижнего края. Затем добавьте жирную вертикальную линию на расстоянии 5–7 см от левого края. В итоге получится лист, разделённый на три секции:

  1. Правая — для заметок.
  2. Левая — для основных мыслей и вопросов.
  3. Нижняя часть — резюме.

Разлинуйте блокнот самостоятельно, скачайте лист в формате PDF в конце этой статьи или найдите в канцелярском магазине записные книжки для заметок по методу Корнелла.

Примеры использования метода Корнелла

Метод Корнелла для записи лекций

Вверху листа поставьте дату и заголовок лекции. В графе «Заметки» конспектируйте ключевые моменты. Не нужно записывать всё подряд. Главное правило метода Корнелла: меньше — лучше. Записывайте вопросы, которые возникают у вас по ходу лекции, и отмечайте моменты, в которых вы позже разберётесь подробнее.

Левую колонку вы заполняете, когда перечитываете записанную лекцию. Не откладывайте эту задачу, лучше провести анализ в тот же день или хотя бы на следующий, пока в голове свежи воспоминания. Скорее всего, некоторые фразы вы записали непонятно, сразу скорректируйте их.

Резюме в нижней части листа — главная мысль лекции, выжимка из того, что вы услышали, записанная вашими словами. Если вы сможете написать резюме, значит, материал вы усвоили.

Не утрамбовывайте лекцию на одном листе, но разделите её на логические части. Если не получилось перенести новый кусок на следующую страницу, отчеркните его жирной линией. Резюмировать можно лекцию целиком или её отдельные главы.

По заметкам, сделанным при помощи метода Корнелла, легко готовиться к экзаменам. Ведь самое важное — понимать материал. А вы усвоите его во время обработки лекций. Чтобы освежить знания в памяти, достаточно прочесть ваши короткие записи. Попробуйте устроить себе тест: закрыть правую половину листа с заметками и объяснить каждый тезис лекции из левой графы.

Читайте также:  Как добавить внешнюю звуковую дорожку к фильму?

Метод Корнелла на встречах и собраниях

Правая графа («Заметки») — записи, сделанные по ходу встречи или разговора.

Левая графа («Основные мысли») — основные идеи встречи, которые вы записываете уже после, анализируя свои записи.

Ваши записи почти наверняка будут сумбурными. Это ведь не лекция. Собеседник может сбиваться, перескакивать с темы на тему, терять мысль. Возможно, встреча даже покажется вам бесполезной, пока вы не проанализируете её и не выделите основные тезисы.

Резюме — итог встречи.

Метод Корнелла для подготовки к выступлениям

Левая графа («Основные мысли») — тезисы выступления.

Правая графа («Заметки») — раскрытие тезисов (кратко). Пометьте моменты, о которых обязательно надо упомянуть.

Резюме — главная мысль доклада.

Расписывая вручную тезисы, вы ещё раз их обдумаете, запомните. А перед выступлением сможете за несколько минут повторить доклад.

Метод Корнелла для планирования недели

Левая графа («Основные мысли») — планы на неделю.

Правая графа («Заметки») — разбивка планов на мелкие дела.

Резюме — главная цель недели.

Метод Корнелла вытащит вас из хаоса беспорядочных записей. Чёткую структуру обретут не только ваши заметки, но и ваши мысли!

Скачать лист для заметок по методу Корнелла.

Источник: https://lifehacker.ru/metod-kornella/

Моя вторая память: 5 необычных техник конспектирования

Метод Корнелла

Профессор Корнелльского университета Вальтер Паук разработал свой знаменитый метод конспектирования в середине прошлого века. Чтобы воспользоваться им, вначале придется сделать соответствующую разметку на листе А4.

Нужно провести две горизонтальные линии: одну вверху, чтобы отчертить место для заголовка и даты, а другую — внизу, чтобы под ней можно было записать пять-шесть предложений, суммирующих содержание конспекта на этой странице.

В оставшейся средней части листа нужно провести еще одну длинную вертикальную линию, разделяющую его на две неравные колонки, — та, что слева, должна быть значительно уже той, что справа (рекомендуется делать ее шириной чуть больше шести сантиметров). По ходу прослушивания лекции или чтения учебника, делайте записи в своей обычной манере в широкой колонке.

Между предложениями лучше оставлять немного пустого пространства, чтобы оставалась возможность в них еще что-то дописать. После лекции заполните левую колонку — выделите самые важные идеи, имена, даты, сформулируйте вопросы и так далее. А в последующие 24 часа нужно будет заполнить еще и нижнее поле — в нескольких предложениях сформулировав суть своих записей на этой странице.

Этот метод конспектирования очень популярен в Америке, и в некоторых учебных заведениях его даже пытаются сделать обязательным. Он стимулирует студентов перечитывать свои конспекты, дополнять их и перерабатывать. Но, если студент не возвращается к своим записям, какой-то особой пользы от подобного оформления материала, в общем-то, нет.

Подробнее о методе Корнелла можно почитать в книге его создателя Вальтера Паука «How to Study in College» или посмотреть вот этот видеотьюториал.

Метод Билла Гейтса

В 2003 году молодой предприниматель Роб Ховард познакомился с Биллом Гейтсом и, явно находясь под большим впечатлением от этой встречи, написал о ней пост в свой блог.

Пожалуй, больше всего читателей Ховарда поразило то, что во время переговоров Билл Гейтс (на минуточку, один из самых обеспеченных людей в мире) делал пометки сам, от руки, а не в ноутбуке. Ховард немного описывает и метод, которым Гейтс структурировал материал.

Лист его блокнота был размечен на квадраты, в каждом из которых он записывал связанный определенной тематикой блок. Например, один из квадратов в нижней части листа был отведен на вопросы, которые появлялись у Гейтса по ходу переговоров.

Некоторые блогеры считают, что квадраты Гейтса — это переработанный традиционный метод Корнелла, и призывают читателей подогнать эту систему под собственные нужды, а не просто стремиться скопировать стиль создателя «Майкрософта».

Метод ментальных карт (mind-mapping)

Mind-mapping — это популярная техника записи, по правилам которой начинать нужно всегда в середине листа. В кружочке или в рамочке прямо по центру страницы нужно указать главное понятие, о котором пойдет речь в конспекте. И потом с помощью ответвлений в разные стороны записывать в новых кружочках ключевые слова и идеи, с ним связанные.

Если вы собираетесь использовать этот метод, лучше запастись ручками как минимум трех разных цветов, чтобы делать более заметными разные ответвления. Главным популяризатором этой техники был Тони Бьюзан — английский психолог и телеведущий, который активно использовал метод ментальных карт в середине 1970-х годов в своей телепередаче «Use Your Brain».

Сегодня к этому методу часто прибегают любители мозговых штурмов.

Метод предложений

Тем, кто пока не готов пробовать новые нелинейные методы конспектирования, можно посоветовать так называемый метод предложений. Он очень похож на стандартный метод стенограммы — когда вы просто пытаетесь зафиксировать на листе все, что говорит лектор.

Отличие заключается лишь в том, что каждое предложение здесь нужно записывать с новой строчки и нумеровать его по порядку. Нумерация поможет легко сделать отсылку от одного предложения к другому с помощью всего лишь одной маленькой пометки (например, «см.

№67») — больше не нужно разбираться в запутанных стрелочках, перечеркивающих половину записей.

Метод течения (flow method)

Если вы устали стенографировать в своих конспектах, можно попробовать этот, недавно сформулированный коучем Скоттом Янгом, метод конспектирования.

В основе его лежит такая идея: слушать лекцию — это не пассивный процесс, чтобы по-настоящему получить от лекции пользу, нужно думать и развивать собственные идеи. Поэтому в конспекте, выполненном таким способом, следует записывать только ключевые моменты лекции и дать волю своим комментариям.

Понятно, что такие записи будут довольно сильно отличаться от классических конспектов, поэтому на всякий случай возьмите на лекцию для подстраховки еще и диктофон.

Подробнее об этом методе можно прочитать в книге Скотта Янга «Learn More, Study Less».

Источник: https://theoryandpractice.ru/posts/10128-vtoraya-pamyat

Как быстро писать лекции

Не превращайте конспект в стенограмму. Ваша цель – отметить основные, наиболее важные моменты, а не записать каждое слово преподавателя.

Кроме того, некоторые предложения вы можете сокращать и пересказывать своими словами, сохраняя при этом смысл фразы.

Конечно, это не относится к цитатам и некоторым определениям, но их преподаватели зачастую повторяют несколько раз, чтобы студенты успели все записать.

Научитесь писать быстро и разборчиво. Помните, что на скорость письма влияет даже ручка: чем она удобнее, тем лучше. Конспектируя лекцию, вы не должны отвлекаться из-за неудобной позы, посторонних предметов, мешающих писать и т.п. Словом, еще до начала лекции следует убрать со стола все лишнее, взять подходящую ручку и удобно сесть.

Оставляйте достаточно места на полях для пометок. Кроме того, стоит оставлять большой междустрочный интервал, чтобы без труда вписывать пропущенные слова и вносить правки. В этом случае вы сможете быстро добавлять нужные фразы в текст, не тратя времени на поиск свободного места на странице.

Изобретите свои сокращения и символы или воспользуйтесь уже существующими. Очень важно, чтобы у каждого из них была только одна расшифровка, иначе вы можете не понять свои собственные записи.

Кстати, символы и сокращения рекомендуется выписать на последний лист тетради, чтобы вы всегда могли освежить обозначения в своей памяти.

Это особенно касается тех случаев, когда вы еще не привыкли к новому сокращению.

Проследите за тем, чтобы одни сокращения и символы нельзя было перепутать с другими. Все они должны выглядеть по-разному. Кроме того, можно создавать одноразовые сокращения: например, в лекции о Пушкине фамилию поэта можно заменить буквой П.

Придумайте несколько особых символов, которые помогут вам при расшифровке лекции. Например, вы можете не писать, что данное определение нужно запомнить, поскольку преподаватель может попросить повторить его на экзамене, а лишь поставить буквы NB, т.е. nota bene. Таким же образом можно использовать восклицательный, вопросительный знаки и т.п.

Память – это отражение прошлого опыта в трех формах: запоминании, сохранении и воспроизведении. При необходимости совершения одного шага вы совершаете все три, что задействует разные зоны головного мозга.

Проблемы памяти, как правило, связаны с последним шагом, то есть воспроизведении. Поскольку из всей воспринимаемой нами информации только малая часть оказывается нужной, основной поток сведений отсекается.

Умению быстро запоминать и воспроизводить информацию посвящены специальные техники развития памяти.

Перед запоминанием информации определите, какая ее часть вам по-настоящему нужна. Человеческий мозг работает в лучшем случае на 7% своих возможностей, но не стоит засорять свободное место лишними сведениями. Отсеките их.

Освойте мнемотехнику (от греческого мнемос – память). Запоминание по этому методу основывается на ряде закономерностей между уже имеющимися знаниями и новой информацией: логическая связь, различные виды ассоциаций (звуковые, цветовые и так далее), связь букв и слов, повторение. Эти способы запоминания хороши для тех, у кого развито логическое мышление.

Другая техника – эйдотехника (от греческого эйдос – идея) – подходит для людей с развитой фантащией. Виды мышления – образный, пространственный, пластический.

В этой технике можно выучить расположение букв на клавиатуре (моторная память), коды и телефоны (по принципу расположения символов), движения в танце.

Запоминаемым предметам можно приписать свойства одушевленных существ, вид информации из логического трансформировать в алогический (цифру – в цвет, вкус – в запах, ноту – в текстуру, и другое).

Каждый день запоминайте какую-нибудь новую информацию, а на следующий день вспоминайте в таком порядке: вчерашние знания, позавчерашние знания, знания третьего дня, и так далее. Развивайте память постоянно и непрерывно.

Источник: http://hotshapershop.ru/kak-bystro-pisat-lektsii/

Как научиться быстро писать лекции

Они тоже научиться быстро писать
лекции;)

Многие студенты считают, что для того, чтобы повысить скорость записи лекций, нужно заменить наиболее частые слова незамысловатыми рисунками, черточками и загогулинами. 

Работает ли такой способ? Конечно работает! Лекции пишутся значительно быстрее. Однако расшифровка таких записей отнимает больше времени и сил, чем обычно.

В этой статье я хочу предложить более действенный и эффективный метод, который не только повышает скорость записи лекции, но и позволяет лучше освоить материал.

Для того, чтобы быстро писать лекции нужно выполнить 3 условия

Подготовиться к лекции заранее

Это очень просто, хотя и требует некоторых телодвижений. Для начала, нужно взять у преподавателя план лекций на весь семестр. Обычно никто эту информацию не держит в секрете, но если препод жадный до безобразия или план очень изменчив, можно хотя бы узнавать тему следующей лекции.

Вечером накануне лекции надо постараться найти минут 20-30 (а лучше больше) и просмотреть материал по завтрашней лекции. Лучше по методичке или какому-нибудь простенькому учебнику. Зачем это делать? Узнаете ниже.

Писать лекцию осознанно

Если первый пункт выполнен в полном объеме, то на лекции вас ожидает большой сюрприз: вы прекрасно понимаете, о чем говорит преподаватель, легко следите за мыслью и развитием темы.

Что это дает?

Ну, во-первых, это позволяет включить «фильтр» и подробно записывать только новые и непонятные моменты. Остальную информацию можно слегка пометить в виде плана, чтобы не забыть, что преподаватель давал на лекции, а чего не давал.

Во-вторых, лекция по знакомой теме намного лучше запоминается. По сути, преподаватель разъясняет вам материал, в котором вы уже немного разбираетесь. Такая лекция – скорее углубленное повторение имеющихся знаний, чем получение новых.

В итоге, когда одногруппники только начинают вникать в основы темы, вы уже довольно неплохо в ней разбираетесь. А это, в свою очередь, первый шаг, чтобы стать лучшим студентом.

Повторить лекцию

Придя домой, просмотрите еще раз свои записи, чтобы освежить в памяти информацию, полученную на лекции. И снова просмотрите конспект при подготовке к следующей лекции. Темы лекционных занятий часто связаны между собой, поэтому для освоения новой информации нужно «поднять» уже имеющиеся знания.

Попробуйте подготовиться по этой схеме хотя бы к одной лекции, и вам уже не захочется учиться стенографии;)

Источник: http://good-stud.blogspot.com/2013/12/kak-nauchitsya-bystro-pisat-lekcii.html

Ссылка на основную публикацию