Что такое болонская система?

Болонская система образования в Украине: перспективы и проблемы

(16 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка…

21 век стал эрой не только технологического прорыва, но и тысячелетием реформ во всех сферах жизнедеятельности.

Образовательную отрасль также не обошли стороной существенные изменения, к примеру, последнее 15 лет активно проходит трансформация системы высшего образования. За эти годы во многих странах Европы и бывшего СССР начался Болонский процесс.

Официально его датой зарождения считается 1999 год, когда представители 29 государств подписали Болонскую декларацию.

Болонская система образования – что это?

Основные задачи Болонского процесса нацелены на создание единой образовательной европейской системы.  Согласно установленным правилам все высшие учебные заведение должны перейти на двухуровневое образование: бакалавриат и магистратура.

Кроме этого, одна из задач реформы – ввести систему сопоставления дипломов и равное признание их во всех странах так называемой «Зоны европейского высшего образования». Также согласно договоренности между государствами необходимо утвердить единую рейтинговую систему оценивая студентов (ECTS) .

В целом, главная суть Болонского процесса заключается в устранении препятствий для студентов и  преподавателей в пределах Европы, в налаживании сотрудничества между странами и создании общего образовательного пространства.

Болонская система образования в Украине

В украинскую систему образования Болонский процесс начал внедряться в 2005 году, с момента подписания соответствующей декларации. На сегодняшний день в Украине уже заложены основы болонской системы.

Например, введено независимое тестирование для школьников, упрощено систему уровней выпускников, внедрено единую систему оценивания, а также создана Национальная группа промоутеров, которая регулирует Болонский процесс в Украине.

Безусловно, факту того, что Украина активно интегрируется в европейское образовательное пространство, остается только порадоваться. И, если заглянуть в будущее, то у болонской образовательной системы есть большие перспективы стать лучшей, но для этого необходимо уладить ряд проблем.

Система ECTS – что это?

Система ECTS  – это единый порядок перевода и накопления кредитов, который предоставляет возможность вести учет общего объема часов, посвященного дисциплине в течение всего учебного процесса, и при этом дает студентам и преподавателям свободу перевода из одного вуза в другой без потери этих кредитов. По итогу накопления 180-240 кредитов студенту присваивается степень бакалавра, а для диплома магистра требуется еще заработать 60-120 кредитов.

Но кредит – это количественная единица измерения пройденного материала. Есть еще и качественная, которая выражается в баллах. A, B, C, D, E, FX, F – первые пять отметок являются удовлетворительными для получения кредитных баллов, а две последние  – нет.

Согласно школе ECTS студенты, сдавшие экзамен или зачёт, по результатам успеваемости делятся на 5 групп (в порядке убывания): 10% лучших студентов получают отметку «А», 25%  последующих студентов по уровню академической успеваемости – «В», 30% – «С», 25% – «D» и 10% – «Е».

Исходя из вышесказанного, пока что назвать систему ECTS идеальной невозможно, но на сегодняшний день ничего лучше в европейском пространстве высшего образования не придумано.

Проблемы болонской образовательной системы в Украине

Вопрос перспектив и проблем болонской образовательной системы постоянно находится в поле обсуждения стран-участников Болонского процесса. Поскольку рейтинговая система, которая установлена как единый  стандарт, вызывает разногласия у представителей образовательной сферы и возмущение у студентов.

Согласно болонской системе образования, для того чтобы студенту получить «5-ку» по какому-либо предмету, ему необходимо изучить 90-100% материала, которым его нагружает преподаватель.

Одна дисциплина включает в себя: лекции, семинары, лабораторные и практические занятия, а таких предметов на курсе в среднем 10-12.

При этом примерно 60% учебной программы дается на самостоятельное изучение студентом и ученик вуза элементарно не успевает усваивать материал на должном уровне.

К тому же появляется жестокая конкуренция в группах за возможность ответить на паре и получить свою оценку. И чем больше студентов в академической группе, тем сложнее вырваться в ряды отличников.

Получив несколько двоек или троек, изменить общую ситуацию уже вряд ли удастся.

Семестры поделены на модули, которые длятся по 1,5 месяца, и после закрытия преподавателем модульной ведомости уже нельзя добрать баллы.

То есть получается, что даже если студент знает предмет, но из-за нехватки времени, пропуска пары или по другим причинам, он не сдал вовремя дисциплину, то он уже не может претендовать на отличную оценку и исправить ситуацию на последующих парах. Так как болонская система фиксирует оценки студента без права внесения поправок.

Еще один существенный минус болонской образовательной системы в том, что в Украине до сих пор не воспринимают дипломированных бакалавров, как специалистов с высшим образованием. Это связано с тем, что большинство работодателей привыкли к советской системе, когда бакалавриат считался незаконченным высшим образованием.

Внедрение двухуровневой системы в Украине многим непонятно, поэтому при поступлении в вуз абитуриенты задаются вопросом, чем отличается бакалавриат от магистратуры и в чем суть болонской системы образования.

Плюс ко всему, Украина по сей день не может создать своим студентам благоприятный климат для переезда на обучение за границу, в стране не проводится на должном уровне информационная работа по вопросам обучения украинцев за рубежом. В основном студенты, которые выбираются из Украины,  самостоятельно проходят все этапы поступления в заграничный вуз. Да и трудоустроиться украинцам за пределами страны на нормальную должность в большинстве случаев не выходит.

Болонская система образования в Украине на данный момент является условной и не соответствует своей сути. Пока студенты не ощущают себя частью европейской образовательной среды и не понимают, почему за свою отличную оценку им приходиться бороться с однокурсниками, а не просто подтверждать ее знаниями.

Плюсы и минусы болонской системы не сбалансированы, поэтому Болонскому процессу еще далеко до идеального функционирования, по крайне мере в Украине.

Источник: http://kudapostupat.com/bolonskaya-sistema-obrazovaniya-v-ukraine-perspektivy-i-problemy/

Болонская система образования

Когда я приехал в Москву в 1984 году из небольшого провинциального города, где я учился на 4-ки, я думал, что мой уровень образования намного ниже Московского. Каково было мое изумление, когда в Москве я стал круглым отличником 🙂 Так-же троечники из СССР, уезжая за рубеж, становились отличниками.Болонская система образования — это бизнес.

Вы платите не за знания, а за услугу, соответственно, чем хуже вас научат — тем лучше для тех, кто оказывает эти услуги — вам снова придется платить.

Один из проводников новой эпохи – это Болонская система образования в ВУЗах. О ней много спорят в России, и не только, анализируют плюсы, минусы.

Я думаю, когда мы рассуждаем о Болонской системе, мы должны задать главный вопрос: «кому она выгодна?». Кто от этого выигрывает и в чем суть Болонской системы? Теперь давайте последовательно разберемся в этих вопросах, зайдем с практической стороны. Вообще было бы не плохо что бы знания которые мы получили в ВУЗе были тесно связан с жизнью».

И реализовывали практические нужды сегодняшнего дня. К примеру, нужды вчерашнего дня такие: требовались юристы и экономисты.

Люди заплатили деньги, закончили свое обучение в ВУЗе. А завтра конъюнктура рынка изменилась. И тут заявляют, мол извините, следствие закончилось. Вы теперь аутсайдер (ЗДЕСЬ о том как их воспитать), больше не нужны экономисты, юристы и те компетенции, которые были вчера.

Болонская система образования содержит компетентстностный подход, когда оценивание происходит по кредитам или баллам. Мы тебе дали компетенции, на тот момент они были важны, а сейчас не важны, но хочешь, иди учись. Опять плати деньги и иди учись.

Но самое главное, та основная масса студентов, которая останавливается на бакалавриате, у них нет широкого образования, широкого кругозора, ими можно манипулировать, у них нет свободы выбора. Их не учат учиться, их готовят в качестве функции.

Функция, которая прилепилась к определенному месту, и вот она функционирует, а если эта структура отпала, то и структура не нужна.

Грубо говоря — это подготовка образовательных импотентов, которые существуют, пока они подключены к трубе. Труба перекрыта, и они никому не нужны. Второй аспект проблемы заключается в том, что Болонская система обучения резко делит на уровни. В идеале Болонская структура – это несколько десятков мощных университетов.

Но зачастую это несколько десятков тысяч ВУЗов, которые называются университетами, но на самом деле – это уровень ПТУ. Это очень, очень слабое образование. Теперь давайте посмотрим дальше, нам объясняют, что Болонская система обучения позволяет перемещаться по всему миру.

Социологи подсчитали, что только ничтожная доля учеников ездит обучаться по всему миру. Причем их поездки совпадают с туристическими маршрутами. И как правило, нехватка денег, проблемы адаптации в чужой среде приводят к тому что студенты не проводят весь семестр в этом месте.

Например, если студент из Праги едет в Оренбург, то в лучшем случае он проведет там месяц и после вернется. Это, по сути, дело туризма. И это один из минусов системы для современной России.

Еще одна сторона дела и еще один минус. Что собой представляет система оценивания? У учеников в ВУЗах есть основная база, за что они получают оценки, так называемые обязательные баллы, а остальные оценки они должны набрать по своему желанию. А желания сейчас у людей своеобразные — ЗДЕСЬ любопытная статистика.

Допустим, у них есть средства, они ездят по разным городам Росси, СНГ и всему миру и набирают кредиты. Поскольку нужно собрать н-ое количество баллов, учащийся пойдет по пути наименьшего сопротивления. Нынешний студент даже книгу с полки поднять не может — читать не модно.

Поэтому на какие он занятия пойдет? На курсы которые наиболее простые и уж ясно, что он не будет записываться на направления, где у профессуры высокие требования. Болонская система будет вымывать, выбивать наиболее требовательных и серьезных профессоров, оставляя легкие курсы, т.е. понижая уровень образования.

И наконец болонская система образования имеет еще один минус. Когда я набираю баллы, то я их могу набирать совершенно фрагментально. Я могу это сравнить вот с чем. Например, ты набираешь баллы по древней истории, и идешь на факультатив «монеты династии Хань». Ты кроме монет династии Хань ничего не знаешь.

Кредиты набраны и древняя история закрыта. И так по лоскутку отовсюду. У тебя нет представления о целом. Нет той мировоззренческой основы, и это означает, что тобой легко манипулировать (механизм манипуляции) и поскольку ты мало чего знаешь, твоя профессия может быстро устареть и тебе нужно будет идти переучиваться. Т.е.

рынок и власть, которая контролирует нематериальные элементы производства, они крайне заинтересованы в Болонской системе для ВУЗов.

Дальше система Болонского процесса низводит систему обучения в России и не только. Еще один минус! Она превращаетсистему образования в сферу предоставления услуг. Как в ресторане обслуживают, или как в медицине сейчас делают. Медицина превращается в услуги. Если медицина – это услуга, я не заинтересован в том чтобы больной выздоровел. Мне интересно, чтобы его подольше лечить.

Также и здесь: мне не интересно чтобы человек вышел таким, чтобы он мог сам научиться. Мне интересно, чтобы за каждой новой компетенцией, он прибегал ко мне, платил деньги, а я бы его ускоренно готовил. Болонская система обучения уничтожает университет как феномен нового времени и не только в России. Превращает преподавателя из государственного служащего в наемного работника.

К тебе не записываются на обучение! Поэтому будешь работать не на полную ставку, а на полставки, а в перспективе ты вообще пойдешь гулять. В результате позиция профессоро-преподавательского состава к чиновникам от образования резко ухудшается. При ВУЗе появляется огромное количество специалистов по Болонскому процессу.

Потому что по Болонскому процессу нужно оценить общий уровень студента, масса писанины.

От этого выигрывает самый серый студент и самый серый преподаватель. Как профессор Зиновьев сказал, самое страшное для индивида это борьба с серостью под местом под солнцем. При переходе на Болонскую систему, имеем образование, которое очень выгодно рынку и власти.

Читайте также:  Что делать, если я не понимаю преподавателя?

А на другом полюсе этоабсолютная серость, которую устраивает такое положение. Таким образом, создается площадка для класса генеза нового общества, КОГДА ОДНИ БУДУТ ИМЕТЬ доступ к образованию и информации, это те кто будет учиться в десятке лучших учебных заведений, а другие будут в кулинарных техникумах под названием ВУЗ.

Болонское образование – это бомба замедленного действия. Но это еще и бумеранг, дело в том что когда верхушка начинает рушить образование и занижать общий уровень – это бумерангом возвращается к их детям. И если вы посмотрите на современную западную политическую элиту, то каждое новое поколение становится все хуже и примитивней.

На место Кеннеди и Никсона приходят Буш и Абама, и я полагаю, что дно еще не достигнуто.

Я слышал сообщение по радио, о том что как только Абама оказывается без телесуфлера, он начинает произносить какие-то другие вещи, у него появляются паузы, он становится растерянным и не таким уверенным. Вот это и есть политик в современном мире, который является функцией и марионеткой у тех, у кого в руках власть знание и вообще ресурсы.

Болонская система образования мастит дорогу именно такому миру. Поэтому я хочу что бы читатель, который читает эту статью не шел такой дорогой, а шел другими тропами. Тропами, которые не превращают людей в марионеток. А развивал в себе волю, прокачал себя.

А также искал себе настоящих учителей и преподавателей, которые помогут сделать нас по-настоящему образованными и сведущими людьми. Болонская декларация о Зоне европейского высшего образования была подписана в Италии в 1999 году министрами образования 29 европейских стран. Россия присоединилась к Болонской декларации в сентябре 2003 г.

К основным целям стратегии реформирования европейской высшей школы были отнесены: принятие системы сопоставимых документов о высшем образовании, в том числе введение единой формы приложения к диплому для выпускников вузов Европы для обеспечения возможности трудоустройства европейских граждан и повышения международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования; переход к двухуровневой (бакалавр, магистр) системе высшего образования. Причем продолжительность обучения на первом цикле должно быть не меньше трех и не больше четырех лет.

А обучение в течение второго цикла может вести к получению степени магистра (через один-два года обучения после получения звания бакалавра) и/или к докторской степени (в общей сложности через семь-восемь лет); внедрение европейской системы зачетных единиц трудоемкости дисциплин (European Credit Transfer System – ECTS) в качестве средства, способствующего академической мобильности студентов, свободному доступу ко всем образовательным услугам и к расширению возможностей для преподавателей и научных работников участвовать в общеевропейских исследованиях и обучении. В рамках ECTS было введено понятие “кредит” как единицы измерения, с помощью которой оценивается сложность предмета и в приложении к диплому описывается все получаемое образование.

В системе ECTS 60 кредитов соответствуют одному году обучения (в терминах трудоемкости), 30 кредитов – половине года (семестр); содействие мобильности путем преодоления препятствий эффективному осуществлению свободного передвижения. Учащимся должен быть обеспечен доступ к возможности получения образования и практической подготовки, а также к сопутствующим услугам.

Преподавателям, исследователям и административному персоналу должны быть обеспечены признание и зачет периодов времени, затраченных на проведение и стажировку в европейском регионе; сотрудничество в обеспечении качества образования с целью разработки сопоставимых критериев и методологий. Предполагается учреждение аккредитационных агенств, независимых от национальных правительств и международных организаций. Оценка будет основываться не на длительности или содержании обучения, а на тех знаниях, умениях и навыках, которые приобрели выпускники. Одновременно будут установлены стандарты транснационального образования; повышение престижа европейского образования за счет развития учебных планов, межинституционального сотрудничества, схем мобильности, совместных программ обучения, практической подготовки и проведения научных исследований.

http://www.moiplan.ru/view/view_3052.html

Источник: http://NetReforme.org/vuzi/poroki/bolonskaya-sistema-obrazovaniya/

Основные особенности болонской системы

О болонской системе образования, в последнее время, ведется очень много споров и разговоров: кто-то поощряет новшества, связанные с ее внедрением и видит приличное число плюсов от ее влияния на студентов, а кто-то, напротив, настроен очень скептически.

Но есть и те и, надо сказать, таких немало, кто и вовсе не знает, что это такое, зачем оно надо и стоит ли вообще думать об этом странном процессе. Конечно, в первую очередь эти вопросы затрагивают будущих студентов – отправляясь в ВУЗы за новыми профессиональными знаниями, они зачастую и вовсе не знают, что и по какой схеме там работает. Давайте разбираться.

С приходом нового тысячелетия в мир образования ворвалось новое, на тот момент еще толком никому неизвестное, понятие – болонская система, которая должна была сильно модернизировать и, в некоторых местах, в корне изменить систему высшего образования в Европе, а также в некоторый странах постсоветского пространства.

Официальной датой начала всех реформаций считается 1999 год, когда 29 стран-участниц подписали Болонскую декларацию. С тех пор к процессу присоединилось еще 19 стран, включая Россию, Украину и Белоруссию, которая подписала соглашение последней – в 2015 году.

С тех пор высшее образование в странах участницах стало приводиться к единым стандартам, что позволило трансформировать его в общее европейское пространство.

Зачем это было нужно?

Сразу напрашивается вопрос, что побудило всю европейскую общественность так активно модернизировать и унифицировать уже существующую систему высшего образования? Ведь, как считалось долгое время, российская и европейская системы считались одними из самых сильных в этом плане, что изменилось? А причины таковы:

  • Весь мир подвержен прогрессу, развитию, глобализации и расширению культурных и экономических связей, было бы странно, если высшее образование оставалось неизменным. В результате, оно также было включено в процессы глобализации.
  • Со временем европейская система стала сильно уступать американской и, чтобы не утратить свои позиции и потенциальных студентов (что чревато утечкой ценных кадров), было принято решение о ее преобразовании.

Что же оно такое?

Каковы особенности болонской системы образования, что же она собой представляет и как отражается на учебном процессе? В общих чертах это выглядит примерно так: согласно ей, весь учебный процесс разделен на два основных цикла образования.

Первый цикл – предварительный, который может длиться 3-4 года и заканчивается получением степени и диплома бакалавра. Эта ступень уже считается законченным высшим образованием и человек, получивший документы, подтверждающие наличие степени бакалавра, уже вполне имеет право устраиваться на работу как полноправный специалист.

Второй цикл – это еще год или два обучения, которые заканчиваются получением степени магистра, которая, в большей мере, предполагает продолжение обучения, а также развитие собственной научной деятельности. Как видно, сроки обучения в разных странах и даже ВУЗах одной страны могут существенно варьироваться, что объясняется не полной унификацией европейской системы образования.

Также некоторые престижные ВУЗы сохранили за собой определенного рода традиции, которые предполагают определенные различия в системах обучения.

Следующий момент болонской системы – это особая система оценивания, именуемая системой кредитов или ECTS. Здесь под кредитом поднимается особая единица измерения, которая характеризует объем академической работы, выполненной студентом в различных формах: самостоятельное обучение, практики, лекции и так далее.

За семестр студент должен получить определенное число кредитов, что характеризует количество им пройденного материала. Если кредиты – это количественная оценка, то есть и качественная, которая помогает определить уровень знаний студента. Она разделена по принципу 7-бальной шкалы.

Все эти общепризнанные системы оценивания позволяют студенту, обучающемуся в ВУЗе, участвующем в болонском процессе, начинать свое образование в одном университете, а продолжить в другом.

Плюсы и минусы

Вопросы болонской системы образования имеют множество сторон, ее преимущества и недостатки активно обсуждаются населением различным стран, в том числе, в России, мнения которых резко разнятся. Давайте попробуем разобраться.

Итак, плюсы

  • С глобальной точки зрения болонский процесс способствует укреплению экономических, культурных и политических связей европейских стран.
  • Два цикла образования позволяют студенту делать выбор: раньше пойти работать или же продолжить свою профессиональную подготовку в стенах ВУЗа. Кроме того, система кредитов – это реальный шанс начать образование в одной стране, а продолжить – за рубежом, где, например, можно существенно улучшить профессиональные навыки выбранной специальности. Кроме того, это открывает перспективы для поиска работы в разных странах.
  • Формирование конкурентоспособного рынка подготовленных специалистов.

Недостатки системы

  • Система, в большей мере, ориентирована на развитые страны Европы, а отличия в развитии экономики разных стран процесса просто не учитываются. Мобильность студентов, которые учатся по данной системе, очень привлекательна для лучших кадров: естественно, что учащиеся с высшими оценками стремятся переехать в наиболее развитые страны с высшей оплатой труда, а менее благополучные районы так и остаются без «светлых умов».
  • Считается, что дипломы, полученные в ВУЗах, работающих по болонской системе, уравниваются: можно получить диплом, к примеру, в Украине, а отправиться работать в Европу. Но на практике, почему-то, дела обстоят иначе. К примеру, дипломы полученные на территории РФ, чаще всего, не котируются в Европе, ровно, как и наоборот, что создает немалые трудности для молодых специалистов.
  • Сокращение срока обучения до 4-х лет сильно сказывается на качестве подготовки выпускников.

Источник:

Запись впервые появилась .

Источник: https://womensite.mediasole.ru/osnovnye_osobennosti_bolonskoy_sistemy

Зачем России болонская система образования?

Реформа образования в России всегда была непростым вопросом. Последствием последнего нововведения в России стал переход на Болонскую систему. Когда-то в её пользу раздавались самые разные доводы. Одни голоса были от противников наследия СССР.

Другие — от сторонников глобализации, мол «в свободной Европе есть такая Болонская система, и для того чтобы срочно интегрироваться в свободный демократический мир нам необходимо сделать такую же систему образования как у них!».

Но стало ли наше образование таким же, как в Европе, есть ли реальные плюсы от Болонской системы образования, и что в итоге получила Россия от смены образовательного процесса? На эти вопросы ответил эксперт, председатель ООД «Реформы – Новый Курс» Сергей Журавский.

— Сергей Владимирович, на фоне напряжённых событий на Украине, как-то забылись проблемы внутренние. А ведь сейчас выпускники школ будут поступать в Вузы и с сентября начнут получать высшее образование.

Удалось ли нам стать ближе по качеству образования к Европе или нет? — Прежде всего, хочу ответить на вопрос о том, удалось ли нам стать ближе по качеству образования к Европе. Ответ: нет. И главная причина в том, что в мире не было и нет такой системы образования, которая была бы близка по качеству к советской.

Это признают все — и в России, и за рубежом. Успехи советского образования можно измерить теми научными достижениями, которые были достигнуты в СССР, а это просто огромнейший багаж открытий. Ничего такого никакая другая система образования предоставить не смогла.Теперь к вопросу интеграции.

Да, изначально доводы в пользу Болонской системы образования были следующие: поступая в Вуз, который работает по болонской системе, студент при желании может перейти в другой, который так же осуществляет работу по болонской системе. То есть в теории студент из российского вуза мог перейти в любой европейский вуз. Но это только в теории.

На практике все не так просто. А зачастую просто невыполнимо. Для справки: в ЕС юридически признаются дипломы о высшем образовании только в рамках Европейского Союза. То есть если ваш российский вуз является участником Болонского процесса, то ваш диплом не будет признан на территории ЕС. И наоборот. Получая образование в ЕС, ваш диплом не будет признан в России. Это в прямом смысле можно назвать юридической и образовательной дискриминацией.

Читайте также:  Что такое стройотряд?

— Выходит, Болонская система не подходит для России?

— Важно понимать, что эта система создавалась для Европы, и её целью было создание единого европейского пространства высшего образования. То есть Болонская система – это инструмент усиления евроинтеграции. Для России, если она не собирается вступать в ЕС, эта система не имеет смысла.

— Для России в ней плюсов нет?

— Плюсы есть, но они рассчитаны именно на европейские страны. Самый большой плюс этой системы – попытка унификации и стандартизации системы образования. Однако это необходимо странам-участницам Евросоюза, но не России. Во-вторых, можно отметить, что с точки зрения глобализации болонская система позволяет проводить политику интернационализации, упрочнение культурных, политических и экономических связей.В-третьих, увеличивается возможность по смене места учёбы для студентов, и работы для преподавателей. Это то, о чем я говорил, отвечая на первый вопрос. Поступил в один вуз в одной стране, перешёл в другой в другой стране. Вот три явных плюса, к другим относится такие как: Создаётся конкурентноспособный рынок специалистов с высшим образованием. Гибкая система смена профиля подготовки. Двухуровневая система образования даёт возможность повышать профессиональный уровень. Сначала бакалавриат, а затем магистратура. Также есть возможность получить степень бакалавра по одной специальности, а магистра уже по другой.

— Эти плюсы не совсем подходят для Российской реальности. Минусы являются такими же «европейскими» или уже нет?

— Минусы конечно уже не европейские. Во-первых, болонское соглашение подразумевает под собой разделение образования на элитарное и неэлитарное. В России, к примеру, Московский и Санкт-петербургский государственные университеты получили особый статус и не участвуют в Болонском процессе. Также сокращается время обучения с пяти до четырех лет. Это не может не сказаться на качестве подготовки студентов. Не учитывается того, что в Европе среднее образование получают в течение 12 лет, а в РФ 11 лет. Получается, в любом случае мы теряем год образовательного процесса, по сравнению с ЕС. А в рамках образования это огромная потеря, которую трудно восполнить.В-третьих, это политика унификации высшего образования, не учитывая национальные образовательные и культурные традиции. Все сводится к одному безликому европейскому формату. В будущем это только вызовет проблемы с содержанием учебного процесса, принятием новых государственных стандартов, и повышение квалификации профессорско-преподавательского состава. Болонская система – это, прежде всего система баллов. Основная цель — набрать нужное количество баллов. В каждом вузе есть основная база, за которую студенты получают оценки или баллы. Но вот остальные оценки они должны набирать, основываясь на своих желаниях и предпочтениях. А поскольку для зачёта или экзамена нужно лишь энное количество баллов, то все, разумеется, идут по пути меньшего сопротивления.В-пятых, цели болонского процесса ориентированы на экономически развитые страны и не учитывают экономические различия. Преподаватели и студенты становятся мобильнее, перед ними открываются все просторы Европы. Вместе с этим лучшие отечественные умы совершенно спокойно будут уезжать в Европейские страны, где уровень зарплаты существенно выше. То есть утечка мозгов пойдёт в пользу богатых стран, делая экономически бедные страны ещё беднее.

— Не самая лучшая перспектива для России…

— Именно. Я думаю, лучше бы мы сохранили советский стандарт образования, который послужил бы хорошей базой для интеграции Евразийского союза, а не следовали стандартам ЕС, которые нам совершенно не подходят. Система образования действительно требует реформирования, но реформа должна быть связана с социальным обеспечением преподавателей. Повышением их зарплат и увеличением расходов на науку. Мы не должны бездумно копировать все западное, а лишь учитывать их опыт в некоторых областях, не забывая своей ментальности, которая кардинально отличается от европейской. А пока что у нас действует бомба замедленного действия в системе образования. Но с эффектом бумеранга. Ведь когда кто-то пытается сломать и занизить общеобразовательный уровень государства, в расчёте на эффект от каких-то туманных плюсов, рано или поздно это ударит по их детям или внукам, для которых уровень образования будет ещё ниже.

Как мы видим, нынешняя система образования в России вызывает много вопросов. Вместо единого европейского пространства высшего образования мы получили не совсем ясные перспективы. Копирование Западных моделей и структур в целом приводит не к модернизации, а очередным потерям и попаданию в тупиковые ситуации.

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://topwar.ru/52731-zachem-rossii-bolonskaya-sistema-obrazovaniya.html

Болонская система образования в современной России, Познавательные статьи

Предлагаем вам ознакомиться с особенностями Болонского процесса и теми результатами его внедрения в российскую систему образования, которые уже видны на сегодняшний день. А для начала, выясним, что же такое Болонский процесс и какие цели преследовали при его создании.

С 2003 года, когда в России была принята Болонская система образования, в нашем обществе не утихает дискуссия: насколько эффективным Болонский процесс может быть в условиях российской действительности и нужен ли он вообще? Тем более, что все прекрасно понимают, действующая у нас система образования не отвечает современным требованиям, а потому нуждается в реформах. Только вот мало кто понимает, как эти реформы должны выглядеть и подходит ли нам опыт европейских стран и, в частности, Болонская система.

Чтобы прояснить этот вопрос, предлагаем вам ознакомиться с особенностями Болонского процесса и теми результатами его внедрения в российскую систему образования, которые уже видны на сегодняшний день. А для начала, выясним, что же такое Болонский процесс и какие цели преследовали при его создании.

Что такое Болонский процесс?

Болонский процесс — организация единого образовательного пространства с целью создания конкурентоспособного образования по отношению к образовательным системам Австралии, Северной Америки, Юго-Восточной Азии и других регионов, куда происходит отток учащихся их европейских стран. Основные принципы этой системы:

1. Дипломы, признаваемые во всех странах, участниках Болонской системы.

2. Система высшего образования, состоящая из трех уровней:

2.1. бакалавриат,

2.2. магистратура,

2.3. докторантура.

3. Система перевода и накопления учебных часов (например, можно поступить в ВУЗ Санкт-Петербурга, прослушать определенное количество часов, затем съездить в Польшу, и там прослушать некоторое количество часов, которые будут учтены по основному месту обучения. В общем, можно не просто учиться, но при этом и путешествовать, если у вас, конечно же, есть деньги).

При этом, Болонская система ориентируется на получение молодым человеком определенного набора компетенций, востребованных в современных реалиях (то есть, ориентированных на реальный рынок труда).

Американскими психологами было выяснено, что ни опыт работы, ни диплом выпускника престижного ВУЗа не гарантируют качества выполняемой работы. Определить это могут только компетенции человека.

Подчеркнем, что не стоит путать компетенции с компетентностью.

  • компетентность — это способность достигать определенных результатов работы
  • компетенция это — необходимые знания, навыки и стандарты поведения, позволяющие достигать высоких результатов в работе.

На сегодняшний день существуют разные варианты описания понятия «компетенция»:

  • американский подход – описание поведения сотрудника
  • европейский подход – описание рабочих задач или результатов работы
  • Россия (и СНГ) – индивидуальные способности, личностные качества и профессиональные навыки, необходимые для выполнения какой-либо работы.

Отметим, что такие сложные исследования компетенций были выполнены для того, чтобы добиться высочайшего качества образования и наибольшей прибыльности для различного рода коммерческих компаний: рекламных, производственных, торгующих БАДами и т.д.

Вот такая занимательная штука эти компетенции. А самое главное: компетенции и сами по себе превращаются в товар и их можно продавать.

Например, до недавнего времени были востребованы экономисты и юристы, а сегодня их востребованность упала, и у молодых людей возникла необходимость в приобретении других компетенций.

Хочешь получить новые компетенции? Не вопрос, плати и приобретай новые знания и навыки!

Важно понимать, что бакалавриат не дает широкого кругозора. Он дает лишь определенный набор компетенций, позволяющих выполнять какую-либо одну функцию. Таким образом, если полученная на бакалавриате компетенция перестает быть востребованной, то и функционер тоже уже не пригодится.

Более широкий объем знаний, благодаря которому можно охватить больше направлений в рамках одной сферы деятельности, предлагают получить на магистратуре. Докторантура призвана подготовить специалиста, ориентированного на фундаментальность и творчество, способного реализовать себя в научной деятельности. К сожалению, до докторантуры мы, похоже, еще не доросли.

Поэтому эта форма подготовки не пользуется популярностью у молодых людей.

Результаты внедрения Болонской системы в России

Что дала Болонская система России? Первые результаты, увы, не радуют. И в школах, и в высших учебных заведениях специалисты отмечают снижение качества образования.

Во многом это объясняется тем, что Болонский процесс был создан исключительно для стран Европейского союза в качестве инструмента усиления евроинтеграции.

А поскольку Россия пока еще не является членом ЕС, на территории нашей страны она малоэффективна.

В частности, болонское соглашение предполагает сокращение обучения в ВУЗах с пяти до четырех лет. А если учесть, что в школах у нас учатся 11 лет, вместо европейских 12-ти, наши студенты теряют, как минимум, 1 год образовательного процесса, что в рамках образования является практически невосполнимой потерей.

Не стоит забывать, что Болонский процесс построен на основе системы накопления баллов. Каждый ВУЗ имеет основную базу, за которую обучающиеся получают баллы (или оценки). Недостающие баллы студенты могут набрать, основываясь на своих предпочтениях и желаниях.

И чтобы получить необходимое количество баллов для допуска к зачету или экзамену, российские студенты предпочитают идти по пути наименьшего сопротивления, выбирая максимально легкие (и подчас совершенно не нужные с профессиональной точки зрения) дисциплины.

А как вообще оценивается эффективность образования?

Со школой все ясно – эффективность обучения оценивается по результатам ЕГЭ, хотя сам уровень ЕГЭ является предметом больших споров и в средней, и в высшей школе.

Что касается высшего образования, то тут не все так однозначно. На сегодняшний день существует несколько способов оценки эффективности высшего образования.

При этом под оценкой качества понимается:

  • оценка качества образовательной программы по отдельному предмету
  • оценка учебной программы в целом
  • качество работы ВУЗа, работа преподавателей, исследовательская работа
  • качество или практика какой-либо образовательной программы, например, консультации студентов.

Стоит обратить внимание на оценку профессиональными экспертами, которая наиболее активно используется в Америке. Выглядит это следующим образом: ассоциации например, юристов или медиков (общественные организации), оценивают программы профильных ВУЗов. Делают это они весьма строгo, так как кровно заинтересованы в повышении престижа своей профессии.

Для справки, в настоящее время на рынке образования лидируют учебные заведения США. Это определяется двумя достаточно важными факторами:

  • высокая доля расходов на образование (7% от ВВП, приближается к 1 трлн. долларов, в России – порядка 3,5% от ВВП, в денежном выражении – 34 млрд. рублей)
  • объединение науки и образования, высшие учебные заведения являются главным сектором проведения фундаментальных исследований. В России и Европе центры образования и научных исследований разделены.

Это то, что мы должны обязательно взять на вооружение

Ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что в СССР была создана самая лучшая система образования. Конечно, ее никто не включал ни в какие рейтинговые списки Америки или Европы, но и без этого выпускников советских ВУЗов «с руками отрывали» в зарубежных компаниях.

Даже сейчас, благодаря наследию образовательной системы СССР, российские ВУЗы и школы остаются еще на достаточно высоком уровне. И сегодня выпускники ведущих ВУЗов России востребованы за рубежом.

А все потому, что их отличает широкий кругозор, а не определенный набор компетенций, а также умение применять полученные знания на практике и нести ответственность за социальные последствия любых инженерных решений.

По хорошему счету, нашей стране нужно было бы не копировать чуждую для российского менталитета систему образования, а дополнить хорошо зарекомендовавшую себя образовательную систему СССР подходящими для российской действительности компонентами Болонского процесса. Например, российской системе образования явно не хватает:

  • ориентации на реальный рынок труда;
  • мобильности обучающихся;
  • использования инновационных методов обучения.
Читайте также:  Что делать, если студенту хочется домой?

А вот в дальнейшем можно было бы постепенно внедрять и другие положения европейской системы образования.

Материал полезен?

Источник: https://fulledu.ru/articles/1014_bolonskaya-sistema-obrazovaniya-v-sovremennoy-ross.html

6 особенностей Болонской системы образования

Идея о создании единого пространства образования в Европе витала в воздухе давно (с 70-х годов двадцатого века).<\p>

Но осуществляться она стала с 1998 года, когда министрами образования 4 стран (Германии, Франции, Италии, Великобритании) подписали Сорбонскую декларацию.

А в 1999 году уже 29 министров подписали в Болонье (Италия) совместную «Болонскую декларацию».

Болонский процесс развивался поэтапно, и на каждом рубеже увеличивалось количество стран-участниц, ставились новые цели.

Страны присоединялись к соглашению добровольно, приняв на себя обязательства:

  • с 2005 года выдавать к дипломам приложение единого образца;
  • до 2010 года провести реформу национальной системы образования (она должна соответствовать положениям декларации).

На данный момент 47 стран участвуют в Болонском процессе и среди них много государств, ранее входивших в СССР (Россия, Украина, Молдавия, Казахстан, страны Прибалтики).

Цель Болонской декларации – создать единую систему образования и активизировать европейское высшее образование в мировом масштабе.

Болонская система образования

Обеспечивается свободное передвижение студентов и преподавателей (создается единая система сертификации и вводится одинаковая форма приложения к диплому).

Вводится 2 цикла обучения: предварительный (не меньше трех лет) и выпускной (на его этапе студент получает степень магистра или доктора).

Во всех вузах действует единый кредитный зачет (накопительный), который служит доказательством квалификации студента. При смене работы или месте жительства в пределах стран, подписавших декларацию, стаж сохраняется.

За стандартами европейского образования следят независимые аккредитационные агентства.

В результате развивается европейское сотрудничество и совместные программы обучения, осуществляется система, контролирующая качество образования (для этого привлекают даже работодателей).

Престиж высшего образования поднялся на более высокий уровень.

Так как родиной Болонского соглашения является Италия, то будет интересно узнать, как осуществляется образование именно в этой стране.

Система образования в Италии

Итальянское образование имеет сложную структуру.

Сейчас проводится реформа, которая должна ее упростить в соответствии с европейскими стандартами.

Государство держит систему образования под своим жестким контролем.

Дошкольные учреждения

Именно с них начинается обучение в Италии. Их в стране не хватает.

Для детей до 3 лет работают платные ясли.

С 3 лет детки посещают детский сад. Обучающие занятия в нем необязательны, так как при поступлении в школу не требуется умения читать и считать.

Хотя, по своему усмотрению, многие воспитатели практикуют развивающие уроки.

Итальянская школа

Обучение делится на три ступени:

    1. Начальная школа дает знание по общеобразовательным предметам (учатся дети 6-11 лет) и состоит из двух ступеней.
  1. Средняя старшая школа. Этот ступень необязательна. Она аналогична нашему профессиональному образованию. Многие ученики предпочитают заменить этот этап работой (трудовая деятельность в стране разрешается с 14 лет).

Школьники сами определяют программу образования: обычная в лицеях разных профилей (готовят к вузам) или обучение, включающее профессиональную подготовку (в колледже).

Школьное образование всех ступеней бесплатно. В Италии много частных школ, но они аттестаты не выдают, и их выпускникам приходится сдавать дополнительные экзамены.

Высшее образование

Начинается с 18-19 лет.

В систему высшего образования входят университеты, университетские колледжи и академии.

Итальянские университеты имеют многовековую традицию.

Бесплатное обучение в Италии можно получить в гос. вузах (в стране более 60 госуниверситетов).

Но при этом надо будет заплатить обязательный налог на обучение (500-3000 евро за год)

Университет Болонья

Это старейший вуз Европы (основан в 1088 году) и с самого основания стал центром юриспруденции.

Сейчас в университете получают образование 100 000 студентов по разным специальностям.

Работают 24 факультета, вуз имеет свои региональные центры по всей стране и даже имеется филиал в Аргентине.

Программы обучения проходят на итальянском и английском.

Университетом предлагаются 128 разных курсов бакалавра (надо пройти трехлетнюю программу и достичь 180 кредитов), при вузе действуют специализированные школы разных направлений, научные центры, докторантуры.

Получить образование в стране можно и в негосударственных вузах, которые имеют такие же права, как государственные.

Учеба в Италии на степень магистра имеет несколько видов: двухлетнее обучение с квалификационной работой в конце, программа, ориентированная на узкоквалифицированных специалистов, годичная программа для получения дополнительной профессиональной квалификации.

Третья ступень образования – докторантура и аспирантура.

Большое внимание в Италии уделяется образованию в сфере искусства.

Знаменитая в этом направлении Болонская школа живописи.

Почти все вузы не имеют ограничений по набору студентов (квота существует только для граждан не членов ЕС) и обучение не имеет обязательного характера (студенты сами выбирают время сдачи экзаменов).

Участие России в Болонском процессе началось в 2003 году.

После этого (2004 год) были одобрены основные направления развития образования в стране и предусмотрен переход на Болонскую систему.

Законодательством закреплен переход вузов России на подготовку кадров по уровням (2007 год).

В новых стандартах предусматривается расширение свободы вузов и теперь программы можно разрабатывать с учетом региональных потребностей.

Процессы несколько тормозятся, так как часто натыкаются на непонимание должностных лиц.

Болонская система образования в Украине

Присоединение страны к этой системе датируется 2005 годом.

В связи с этим, в системе образования Украины произошло много изменений.

Было внедрено независимое тестирование в школах, упрощены системы уровней в вузах.

В реализацию положений болонской декларации вовлекли специалистов из лучших украинских университетов.

В 2006 году их силами была сформирована группа промоутеров, которая проводит регулярные учебные тренинги по европейскому образованию. Налажены контакты с европейскими рабочими группами.

Тем не менее, мнение о Болонской системе в Украине неоднозначно.

Некоторые высокопоставленные лица считают, что ее внедрение не помогло решению проблем образования в стране, а только их усугубило.

Украина и Россия ввели Болонскую систему, но дипломы этих стран за границей признавать не спешат и при трудоустройстве в других странах требуется дополнительное обучение.

И все же единое европейское образование – вещь перспективная!

Источник: https://inostudent.ru/strany/italija/bolonskaya-sistema-obrazovaniya-put-k-edinoj-sisteme.html

Болонская система образования в России

Болонским называется единое учебное пространство ведущих европейских стран, формирующееся с 1998 года по инициативе министров образования Германии, Италии, Франции и Англии.

Начинание поддержали чиновники других государств, и в 1999 году целесообразность создания единой системы европейского высшего образования признали 29 государств, подписавшихся под Болонской декларацией.

К договору об унификации образовательного процесса постепенно присоединяются другие страны, поскольку доступ открыт для всех. Сегодня Болонский процесс объединил уже 48 стран, но инкорпорация новых участников продолжается.

Благодаря единому учебному пространству национальные программы получили возможность брать лучшее и прогрессивное из накопленного партнерами опыта, а высшее образование приобрело:

  • студенческую мобильность;
  • профессорскую, преподавательскую и чиновничье-управленческую маневренность;
  • скоординированность функционирования европейских вузов.

Все это способствует тому, что Европа становится более привлекательной на мировом рынке образования.

Содержание и причины введения

Что такое Болонская система образования и в чем ее суть, можно узнать, выяснив цели и причины изменений в работе европейских вузов.

Цель Болонского образовательного процесса:

  • Построение европейской образовательной зоны как основного направления непрерывного развития гражданской мобильности с реальной возможностью дальнейшего трудоустройства по окончании вуза.
  • Совершенствование и стабилизация интеллектуального, научного, общественно-культурного потенциала.
  • Поднятие престижа европейской вузовской системы.
  • Обеспечение конкурентоспособности университетов и институтов Европы во всемирном соревновании за влияние, деньги и студентов.
  • Достижение совместимости и универсальности национальных систем ВО.
  • Повышение качества образования.
  • Увеличение роли высших учебных заведения в развитии общих культурных ценностей, придание университетам статуса носителей континентального сознания.

Необходимость построения общего европейского учебного пространства продиктована:

  • насущной потребностью переформатировать европейское образование для организации противовеса образовательным школам США, Канады, Австралии, стран Юго-Восточной Азии, притягивающим существенный поток студентов из Восточной Европы и стран третьего мира;
  • глобализацией экономики, требующей менять принципиальные подходы к подготовке высококвалифицированных специалистов.

Болонская система образования стала необходимой по следующим причинам:

  • Усиливается влияние на эффективность профессионального труда его информационной, интеллектуальной, творческой составляющих.
  • На первый план выходят гибкие непродолжительные производственные проекты, которые временные группы и коллективы реализуют более плодотворно, чем постоянный штат.
  • Исчезает понятие постепенного карьерного роста: все меньше встречается специалистов, засиживающихся на одном предприятии.
  • Персонализация профессиональных задач вытесняет однотипность условий и взаимозаменяемость сотрудников.
  • Рабочая сила становится нестандартизированной.
  • Традиционные формы труда утрачивают идентификацию.
  • Замкнутость профессиональных каст разрушается, что приводит к формированию плавающих параметров специальностей.
  • Уходит в прошлое профобразование, направленное на приобретение одной квалификации.

Постепенная кардинальная смена подходов к оцениванию профессионализма сотрудника привела к необходимости внедрения образования по Болонской системе, призванной перенаправить акценты с форм и содержания учебного процесса на его результаты.

РФ в системе Болонского образования

Внедрение Болонской системы образования в России стало возможным благодаря присоединению страны к международному учебному движению в 2003 году. Насаммите министров образования в Берлине Россия пообещала европейским коллегам направить усилия на реформирование постсоветской учебы в вузах с целью приобщения к Болонскому процессу.

Обновление «высшей» педагогики предусматривало разработку новых планов и методик образования, совместимых с принятыми в других странах. Для осуществления этих задумок была необходима кардинальная трансформация институтских и университетских структур, документальной и нормативной баз, а также преподавательской деятельности.

Через год после подписания министром образования РФ Болонской декларации Кабмин одобрил документ о приоритетных векторах развития высшего образования в стране, который задекларировал необходимость реализации главных положений Болонского процесса. Для перехода на общеевропейские стандарты потребовалось:

  • составление перечня преподавательских программ;
  • создание национальной квалификационной рамки;
  • приведение программ и планов в соответствие нормам европейских вузов;
  • законодательное внедрение двухуровневой системы (первая ступень – бакалавр, вторая – магистр);
  • построение обучающих программ по кредитно-модульному принципу.

И работа закипела. В ходе написания и утверждения федеральных госпрограмм для стандартизованной подготовки высококлассных бакалавров и магистров были определены требования к оформлению и структуре образовательных планов, разработаны условия их реализации и предусмотрены результаты освоения.

Нововведением в российских образовательных программах, созданных на базе болонских, стали ориентиры на результаты учебы, выраженные в виде компетенций, и учет трудозатрат в зачетных баллах. В соответствии с Болонской системой образования в России к подготовке будущих кадров стали привлекать крупных работодателей.

Как проходит Болонский процесс в России

Набольшим новшеством, обусловленным применением Болонской образовательной системы в России, стало введение «рамочного» стандарта учебного процесса. ВСССР типовые программы по дисциплинам были едины для всех заведений страны, различий в вузовских образовательных планах практически не существовало.

После распада Советского Союза в российской образовательной системе некоторые изменения все же произошли, но не столь кардинальные, как в бывших союзных республиках.

В РФ был введен обязательный минимум, содержащий жесткий список дисциплин и методик отчетности, нарушать который вузам строжайше запрещалось. В стандартах контролировался объем и содержание всех предметов.

Некоторая толика самостоятельности в образовательных программах постепенно увеличивалась в основном за счет региональных высших учебных заведений.

Новый набор стандартов предусматривает планомерное расширение вузовской свободы.

Теперь ФГОС в программах подготовки бакалавров устанавливает только половину обязательных дисциплин, в планах обучения магистров — до 30% предметов, что согласуется с установками Болонской системы образования.

Наполнение вариативной части учебного плана — прерогатива вуза. Для ориентирования преподавателей издаются пособия с примерами основных образовательных программ по конкретным предметам и направлениям.

Отзывы и обсуждения

Источник: https://edunews.ru/education-abroad/sistema-obrazovaniya/bolonskaya.html

Ссылка на основную публикацию