Библиотека вуза: ходить или не ходить?

Ходить или не ходить со школьниками в походы? Разумеется, ходить!

Походы – очень важное для развития школьников мероприятие, которое помогает развиваться и объединяет коллектив. Особенно если поход с ночевкой, когда берутся продукты, палатка и все необходимое для веселого и полезного отдыха на природе.

Походы с классом

Если раньше походы были обычной практикой в каждой школе, то сегодня они встречаются довольно редко. Мало кто из учителей хочет оторваться от компьютера или ноутбука и повести детей показать красоту местных пейзажей.

Тем более – это касается школьников, которые больше интересуются социальными сетями, компьютерными играми, чем красотами родного края. Дети сейчас настолько разленились, что скоро со школы все будут выходить сутулыми и в очках: столько времени они проводят за планшетами и различными гаджетами.

Несмотря на это, пользу от походов никто не отменял. А польза большая. Это:

  • свежий воздух;
  • физическая тренировка;
  • знакомство с местной флорой и фауной;
  • командный дух;
  • преодоление различных препятствий и т. д.

Если так пойдет и дальше, то ученики даже не будут знать, как выглядит обычная лягушка или ящерица. Не смогут нормально развести костер и сварить уху или суп. Не будут даже знать насколько вкусная печенная на углях костра картошка! Поэтому польза от походов очень большая.

В походе каждый ученик класса может освоить различные полезные навыки, которые могут пригодиться на даче или в дальнейшей жизни. Увидеть настоящих животных, которые водятся в конкретном регионе.

Услышать пение птиц, посмотреть какие на лугах растут полевые цветы. Это знакомство с родным краем не пройдет даром и оставит свой след в душе каждого школьника. Многие даже поймут, что счастье заключается вовсе не в планшетах и лайках в соцсетях. Есть нечто более важное, огромное и вечное. Это природа родного края!

Поход – это большая ответственность!

Действительно, многие учителя оправдывают свое нежелание идти в поход большой ответственностью. В самом деле, в походе всякое может случиться. Кто-то может упасть, получить ушиб. Без этого, конечно, не обойтись. Но в тоже время общие беды и радости могут сплотить класс. Сделать его более дружным.

В учеников будут общие воспоминания, и они меньше будут делиться на разные группы в классе. Да и к учителю, который водил их в поход, дети будут относиться с большим уважением. Как к своему старшему товарищу, с которым можно поделиться любыми проблемами.

Поэтому польза от походов очень и очень большая. Как воспитательная, так и познавательная. Во время похода можно увидеть много разных интересных вещей.

Яркие воспоминания на всю жизнь

Взрослым нужно вспомнить свое детство и школьные годы. Тогда они сразу поймут, что походы всем классом – это самые яркие воспоминания. Неважно куда ходили: в лес или на речку. Главное, что ходили всем классом, жгли костер, готовили еду, пели песни, купались и собирали грибы.

Поход – это контакт с дикой природой, с реальным миром, с которым современный человек все меньше сталкивается. Поэтому ходить в походы можно и нужно, как можно чаще. Это сделает учеников дружными, сплоченными и физически крепкими.

Особенно, если посмотреть, сколько сейчас больных детей. Еще несколько десятков лет назад о многих современных болезнях школьников никто и не слышал.

Поэтому нужно принимать срочные меры и отправляться в походы. Но не сидеть там с планшетами, мобильными и ноутбуками, а заниматься активным отдыхом. Тогда от похода действительно будет польза!

Учителям следует серьезно задуматься над этим вопросом. У нас есть огромное количество красивых мест в каждом регионе, куда можно повести детей в поход.

Источник: https://xn--h1aa0abgczd7be.xn--p1ai/blog/lichnoe-mnenie/hodit-ili-ne-hodit-so-shkolnikami-v-pohodyi/

Вопрос недели: «Пользуетесь ли вы услугами библиотек?» — ПОЛИТ.РУ

В этом месяце «Прагматика культуры» уделяет особое внимание библиотекам. Мы рассказываем о разных типах библиотек, о том, как живет Ленинка, что происходит в библиотеках провинциальных. А нужны ли библиотеки обществу? Пользуются ли их услуги спросом? С этим вопросом мы обратились к нашим респондентам.

Итак,  пользуетесь ли вы услугами библиотек?

21 октября, пятница

Жанна Шуранова, старший научный сотрудник института Академии наукЕсли говорить о работе, то  я  научный сотрудник, и  нашей научной библиотекой, конечно, пользуюсь. Хотя гораздо реже, чем раньше. Потому что в Интернете почти все нужное можно найти.

И это при том,  что сейчас в нашей библиотеке созданы прекрасные условия для копирования необходимых статей.Если говорить о художественной литературе, то мы пользуемся библиотеками, чтобы брать литературные журналы. Хотя и их можно уже читать в электронном виде.

Но мы до сих пор ходим в обыкновенные районные библиотеки и берем журналы на дом.

20 октября, четверг

Дмитрий Бак, профессор РГГУ, литературный критик

Я библиотечный человек с тридцатилетним стажем, и, конечно, услугами библиотек пользуюсь. Библиотеки никуда не ушли из нашей культуры, их значение по-прежнему велико, но все-таки эпоха изменилась. Очень много текстов «висят» в сети, и примерно 50 процентов необходимой мне литературы я читаю в электронном виде.

Молодое поколение уже вообще не приучено ходить в читальный зал, и в этом смысле библиотечная культура, такая, какой она была еще 10-15 лет назад, постепенно уходит из нашей жизни. Это не плохо и не хорошо, это просто состяние дел на сегодняшний день.

В моей домашней библиотеке 15000 томов, но моему сыну, который недавно писал работу по Монтеню, и в голову не пришло спросить у меня, есть ли у нас Монтень: он читал все тексты в Интернете.

19 октября, среда

Георгий Лукьянов, студент 2-го курса МИЭФ Государственного Института Высшей Школы Экономики

— До сих пор мне как студенту практически не приходилось пользоваться библиотекой ВУЗа. С написанием курсовой я пока еще не сталкивался, а для самоподготовки к семинарам более чем достаточно тех материалов, которые руководство вывешивает в Интернете.

Что касается удобства пользования библиотекой, электронная база данных облегчает жизнь, так как значительно сокращается время на поиск нужной информации. В частности, при написании курсовой, я полагаю, это может послужить немалым подспорьем.

18 октября, вторник

Мария Казбек-Казиева,  преподаватель русского языка и литературы

— Работа в школе, к сожалению, совершенно не оставляет свободного времени. Поэтому о том, чтобы посидеть в читальном зале одной из крупных московских библиотек, как это было в студенческие годы, остается только мечтать. При подготовке к занятиям я в основном пользуюсь книгами из домашней библиотеки.

  И, конечно, ежедневно захожу в школьную библиотеку. Из библиотек, которые все-таки удалось посетить в последнее время, назову городскую библиотеку города Пярну (Эстония). Это современная, прекрасно оборудованная библиотека, с  сохранившимся еще с советских времен богатейшим  фондом книг на русском языке.

И этот фонд постоянно пополняется.

17 октября, понедельник

Василий Лядов,  руководитель издательства аудиокниг «АРДИС»

 — Я в библиотеки не хожу, но их услугами косвенно пользуюсь. У нас в штате есть сотрудник, который добывает необходимую информацию. Но нас интересует не собственно книгохранилище, а, скорее, каталоги. Я издатель, и мне необходима информация о годах выпуска книги, о переводчиках, об издательстве.

Если говорить о себе лично, то мне – может быть, в силу определенной финансовой обеспеченности – удобнее зайти в магазин или заказать книгу в любом Интернет-магазине. У меня даже дочка не берет ничего в библиотеке, а просит дисконтную карточку книжного магазина.

Источник: http://polit.ru/article/2005/10/21/voprlib/

Посещение лекций: право или обязанность

« Назад

18.04.2015 11:28

Большинство высших учебных заведений Украины внедрили в процесс обучения Болонскую систему, которая направлена преимущественно на самостоятельное усвоение материала, таким образом, что на лекции приходится около 25%, однако даже посещение лекций — это не обязанность студента, а его право, остальные 75% — самостоятельная работа в библиотеке или с помощью сети Интернет. Интерес вызывает именно возможность не посещать лекции в ВУЗах Украины. Прежде всего возник вопрос — не испортит Болонская система с такими новациями для Украины качество обучения. Ответ все же прост — для сознательного и ответственного студента, такие преференции только улучшат показатели, так как появляется возможность самостоятельно выбрать тот порядок обучения, который будет оптимальным для получения высокого уровня знаний. С другой стороны право посещать лекции для тех, кто их не посещал когда это было обязанностью, не сможет никак отразиться на его подготовке к освоению предмета.

Давайте рассмотрим на примере нескольких высших учебных заведений Украины реализацию права студентов на свободное посещение лекций.

В Национальном университете «Киево-Могилянская академия» уже давно существует так называемое «свободное посещение лекций», которое студентами понимается, как официальное разрешение о возможности не ходить на лекционные занятия, а преподаватель в свою очередь не имел права за это наказывать или вести список посетителей .

Как говорят студенты указанного вуза такая система постоянно не удовлетворяет некоторых преподавателей, поэтому они различными методами стараются уклониться от требований Болонской системы: или путем проверки конспектов при сдаче сессии, или же вследствие запоминания студентов, которые ходят на лекционные занятия и таким образом дают понять на экзамене, что студентам, которые в свою очередь не ходили на лекции сдать экзамен будет труднее.

В высших учебных заведениях западных государств болонская система ставит на одну ступень преподавателя и студента, и лекцияв свою очередь представляет собой концентрированное изложение определенных базовых знаний (других в университете не преподают), которые разбросаны по учебникам и монографиях с целью сэкономить время студента. Преподаватели ведут конспекты собственных лекций, предоставляя в них полный ответ вопросы и интересный материал, который вряд ли можно найти в книге, есть собственные соображения по определенному вопросу. После каждой лекции конспект преподавателя может быть предоставлен для ознакомления каждому заинтересованному студенту независимо от того находился он налекции или просто пришел, чтобы получить информацию в конце лекции, а дома ее обработать.

Польза лекции обычно очевидна, студент может расспросить преподавателя обо всем услышанном, получить ответ на интересующие его вопросы, а преподаватель выполняет роль тренера, то есть дает возможность разобраться в том, что написано в книгах и конспектах, помогает применять знания на практике.

Обратившись к Правилам внутреннего распорядка студентов Харьковского института финансов Украинского государственного университета финансов и международной торговли видим право свободного посещения лекций в данном высшем учебном заведении вполне позволительно, но при наличии определенного условия.

Так, свободное посещение лекционных занятий может быть предоставлено только студентам третьего курса и последующих, однако в том порядке, который устанавливается институтом.

Разрешение на свободное посещение лекционныхзанятий с каждой учебной дисциплины предоставляется деканом с согласия заведующих кафедрами. Студент, получивший такое право должен согласовать с лектором план работы над учебным курсом.

Однако в случае невыполнения такого плана, разрешение на свободное посещение лекций может быть аннулированным еще до конца семестра.

Положение об организации учебного процесса в НТУУ «КПИ» предусматривает, что студенты имеют право на свободное посещение лекционных занятий (с разрешения декана факультета (директора института) на третьем и последующих курсах в случае, когда средний балл не менее 4,0 (нормированный интегральный рейтинг студента не менее 80%.

Мы также обратились к Украинской справочника студента, выступает своеобразным комментарием к Закону Украины «О высшем образовании» для просмотра рассматриваемого нами права, каким образом оно толкуется и в каких случаях разрешено.

Так, право свободного посещения лекционных занятий разрешается начиная с 3 курса при наличии трудоустройства студента по специальности (предоставляется справка с места работы), в случае беременности и когда необходим уход за ребенком (предоставляется справка из лечебного учреждения), в связи с ухудшением состояния здоровья и необходимостью лечения (на основании соответствующей справки из лечебного учреждения).

Однако не только трудоустройство студента дает право свободного посещения лекционных занятий, но и должен быть отменный или хотя бы хороший уровень обучения таких студентов, своевременное выполнение всех требований, предусмотренных учебным планом и графиком учебного процесса. Свободное посещение студентом лекционных занятий разрешено в одном семестре, однако в дальнейшем существует возможность продлить разрешение до окончания учебного года при наличии тех же условий и соответствия установленному уровню успеваемости.

Для того, чтобы получить разрешение студент должен обратиться с мотивированным заявлением и предоставить перечень необходимых документов на имя декана, которую согласовывает со старостой группы, председателем студенческого совета, заведующим кафедрой. Заявление рассматривается в трехдневный срок деканом факультета и предоставляется для решения вопроса проректору по учебной работе. Разрешение на свободное посещение лекционных занятий утверждается приказом по университету.

Читайте также:  Что делать в 20 лет?

С уважением «ИЦ «KURSOVIKS»!

Источник: https://kursoviks.com.ua/rozdil-i-prava-studentov-ukrainy/article_post/16-poseshcheniye-lektsiy-pravo-ili-obyazannost

Говорят молодые, или Что на самом деле они думают о библиотеках

© Howard County Library System

 
Все мы читали исследования, в которых говорится, что большинство американских подростков активно пользуется современными технологиями и в первую очередь обращается именно к ним для удовлетворения своих информационных, социальных и других потребностей.

К сожалению, исследований, в которых говорилось бы, как в эту технологичную картину повседневной жизни подростков вписываются библиотеки, немного.

Чтобы понять, как сегодняшняя молодёжь относится к публичным и школьным библиотекам, мы провели трёхгодичное исследование, профинансированное Институтом музейного и библиотечного обслуживания и посвящённое тому, как молодёжь использует новые технологии, ищет информацию и посещает (или не посещает) публичные и школьные библиотеки. Мы опишем лишь часть этого проекта, расскажем, что узнали об отношении молодёжи к библиотекам, и предложим практические рекомендации, основанные на наших выводах.

История вопроса: исследования отношения молодёжи к библиотекам

Посещаемость библиотек в Соединённых Штатах исследуется давно, однако большая часть работ концентрировалась на взрослых пользователях.

Те немногие исследования, в которых затрагивались подростки, показывают, что они негативно отзываются о публичных библиотеках и их услугах и предпочитают им интернет и другие технологии.

Американские подростки также низко оценивают библиотеки и библиотекарей как ресурсы для удовлетворения повседневных информационных потребностей, поскольку не считают их полезными и актуальными.

Когда исследователи посещения библиотек фокусируются на молодёжи, они обычно предпочитают опрашивать пользователей библиотек; таким образом, хотя мы более или менее знакомы с позицией тех, кто часто ходит в библиотеку, нам практически ничего не известно о поведении тех, кто ходит в библиотеку редко или не ходит вовсе. В целом примерно 70% американских подростков хотя бы иногда пользуются библиотекой.

Методы исследования

В рамках более масштабного исследования в 2013 году мы провели опросы и беседы с 25 учениками 9—12 классов (возрастная группа — 14—18 лет) школы с техническим уклоном в большом американском городе.

В этой школе уделяется особое внимание естественно-техническим наукам, математике и предпринимательству; приём в школу ведётся на конкурсной основе. В 2013 году в школе обучалось 488 человек.

Приблизительно 30% были из небогатых семей, а 65% составляли этнические меньшинства.

Ученики сообщили, что у их родителей достаточно высокий уровень образования: почти половина имеет хотя бы одного родителя, окончившего колледж. Для сравнения: лишь 23% взрослых жителей данного города имеют степень бакалавра или выше.

Хотя в школе было отдельное помещение, где размещался библиотечный фонд, но в штате не было библиотекаря. Только ученики выпускного класса застали времена, когда в школе работал библиотекарь.

Вскоре после их поступления в старшую школу ставку школьного библиотекаря сократили из-за недостатка средств. К сожалению, это типичная ситуация для многих городских школьных библиотек.

В своём докладе о городских школах, составленном в 2011 году, Американская ассоциация школьных библиотекарей выяснила: «лишь 37% респондентов указали, что в их школьной библиотеке работает на полную ставку профессиональный библиотекарь».

Тем не менее, школьники, с которыми мы разговаривали, постоянно называли помещение с книгами школьной библиотекой, а отсутствие библиотекаря в ней — это печальная реальность для многих городских (и сельских) школ в США.

Что молодёжь думает о библиотеке

Общаясь с учениками, мы просили их вспомнить, когда они в последний раз были в библиотеке и рассказать, чем они там занимались. В целом они нечасто пользовались школьной или публичной библиотекой, хотя большая часть всё-таки заходила в библиотеку в прошлом.

Вероятной причиной неохотного пользования школьной библиотекой может быть отсутствие в ней библиотекаря в последние три года. В библиотеке хранились выдаваемые на дом материалы, но не проводилось никаких мероприятий.

Как бы то ни было, наши респонденты редко пользовались библиотекой.

Большинство опрошенных школьников имело слабое представление о библиотечных ресурсах и услугах: примерно у 75% респондентов библиотеки ассоциируются с книгами.

О других функциях и возможностях библиотек они были не осведомлены. Например, одна 18-летняя девушка сказала, что не пользуется библиотеками, потому что «не любит книги».

То, что в библиотеке могут найтись другие интересные ресурсы и услуги, не пришло ей в голову.

Кроме того, представление наших респондентов о библиотеках ограничивалось только бумажными книгами.

Поскольку многие ученики этой школы с техническим уклоном больше читают из интернета, они не видят необходимости ходить в библиотеки, чтобы удовлетворять свои читательские потребности.

К примеру, одна из 18-летних девушек объяснила: «Прийти и взять книгу в библиотеке или что-то подобное — такого я не делала класса с восьмого. То есть уже лет сто. Потому что обычно, если мне нужна книга, я могу просто залезть в интернет и найти её там».

Источник: http://gazetargub.ru/?p=3454

Кто ходит теперь в библиотеку

В век информационных технологий и повсеместного распространения Интернета многие люди постепенно забывают о том, как выглядит печатная книга. Это дает сторонникам экономии бюджетных средств козырный аргумент — книги уходят в прошлое, библиотеки простаивают без читателей, а значит можно и сокращать их количество. Но сами библиотекари так не считают.

Ведь современная библиотека — это не только хранилище пыльных книг и редкие читатели-пенсионеры, какой ее представляет большинство обывателей. Сегодня библиотека — это, прежде всего, информационный центр, где можно получить интересующие сведения практически по любому вопросу.

А, кроме того, это еще и центр социокультурных инициатив, каждая из которых заслуживает особого внимания.

Крупнейшая библиотека на Юге России

Донская государственная публичная библиотека — одна из лучших не только в Ростовской области, но и на всем Юге России. Ее история началась 7 января 1886 года — получается, что в этом году библиотека отметила свое 130-летие.

Сколько названий сменила она за долгие годы своего существования! Начав свой путь как Ростовская публичная библиотека, в советское время получила имя Карла Маркса и называлась Ростовской государственной публичной библиотекой им. К. Маркса, книгохранилищем им. К. Маркса, Донской публичной библиотекой им. К.

Маркса, Северо-Кавказской и Азово-Черноморской библиотеками, Ростовской государственной научной библиотекой им. К. Маркса, Ростовской областной научной библиотекой им. К. Маркса. С 1992 г. библиотека носит свое нынешнее название. С 25 мая 1994 г. она размещается в новом здании на улице Пушкинской.

Кстати, здание это, построенное по проекту архитектора Яна Семеновича Заниса, выглядит весьма впечатляюще, и может считаться одной из достопримечательностей Ростова-на-Дону. Сегодня библиотека позиционирует себя как современный информационный, общественный и культурный центр, обеспечивающий доступность информации для пользователей.

Читальные залы крупнейшей на юге страны библиотеки рассчитаны на 1 121 посетителя. Правда, посещает каждый день библиотеку лишь в два раза меньшее количество граждан. Поток читателей увеличивается ближе к сессии — тогда в публичную библиотеку устремляются студенты городских и областных вузов.

Библиотека — это своего рода культурный центр городского пространства. Не обязательно даже заходить внутрь Донской государственной публичной библиотеки, чтобы проникнуться духом культуры, интеллигентности.

Так, прямо возле библиотеки, на улице Пушкинской, работает «книжный развал». Это — уникальная торговая лавка, где можно найти массу самой разной литературы по бросовым ценам.

Книжки классиков мировой литературы, детскую литературу, учебники, словари иностранных языков — каждый найдет здесь что-то интересное. Многие книги продаются по совсем символическим ценам — 20,10, 5 и даже 3 рубля за книжку. Причем дешево отдают и очень неплохие книги.

С другой стороны библиотеку облюбовала для своих сборов ростовская молодежь. Здесь летними вечерами катаются на скейтбордах, играют на гитарах и даже танцуют сальсу.

Слово — библиотекарю

Кто сегодня чаще других посещает читальные залы, что может предложить библиотека кроме книг и почему библиотекари выбирают и любят свою профессию? Эти вопросы мы решили задать сотруднице Донской государственной публичной библиотеки Татьяне Парусимовой.

«СП»: — Скажите, а какая категория граждан чаще всего посещает Донскую публичную библиотеку? Можно ли нарисовать общий портрет среднего ростовского читателя?

— Донскую публичную библиотеку за один обычный рабочий день посещает около 400 человек. Сложно сказать, кто читает больше — мужчины или женщины. Наверное, поровну. Мужчины чаще приходят в Шахматный клуб, который работает в библиотеке. А женщины чаще пользуются отделом абонемента и берут книги на дом. Самая читающая публика — пенсионеры и студенты.

«СП»:— Современная библиотека — это не только читальный зал и книги, но и множество других интересных инициатив. Какие культурные программы пользуются наибольшей популярностью? Народ любит кинопоказы, выставки, или стремится успеть «везде и всюду»?

— Народу хочется прийти куда-нибудь после своих дел и отдохнуть, забыться. Либо, наоборот, послушать известных людей, подискутировать.

Поэтому среди множества культурных программ лидируют встречи с писателями и концерты.

К примеру, на протяжении нескольких лет каждую третью среду месяца у нас проходит Библиоджаз, на котором выступают известные ростовские джаз-музыканты со своими студентами. Такие мероприятия собирают полный кинозал.

«СП»: — Средний ростовский библиотекарь это кто?

— Средний ростовский библиотекарь это, конечно, женщина. Лет 40−60. С высшим образованием, чаще всего в гуманитарной сфере. Большинство из них действительно увлечены своей работой и, можно сказать, являются энтузиастами. Возможно, лишь любовь к работе и заставляет их трудиться за очень небольшие деньги.

«СП»: — Но есть среди библиотекарей и молодое поколение. Вот лично Вас чем привлекает работа в этом бюджетном учреждении?

— Я работаю в библиотеке уже восьмой год. Пришла работать сюда случайно, но, взвесив все плюсы и минусы, осталась. То ли атмосфера книжности затянула, то ли хорошее отношение коллектива, сложно сказать. А еще свою роль играет возможность совмещения спокойной библиотечной работы с посещением всевозможных мероприятий — от Библионочи до Библиотечной елки.

Библиотеки идут в Интернет и хранят историю города

Сегодня новое развитие получают и подзабытые уже районные библиотеки. Еще совсем недавно казалось, что районные библиотеки останутся лишь как место проведения досуга пенсионеров.

Однако у них появляются новые молодые и благодарные читатели. А кроме того, библиотеки усердно осваивают виртуальное информационное пространство.

Библиотека обзаводится Интернетом и это привлекает к ней новых пользователей, прежде всего — молодежь.

Так, очень интересен проект, запущенный ростовской Библиотекой им. Н.К. Крупской. Эта районная библиотека обслуживает частный сектор — микрорайон «Новое поселение» (в просторечье — Нахаловка). Район это старый, со своей интересной и непростой историей.

Видимо это и послужило толчком для создания сотрудниками библиотеки имени Крупской собственной группы в социальной сети — «История Нового поселения». Учитывая возрастающий интерес к истории города, к краеведению — проект действительно актуальный.

На страничке размещаются материалы по истории Нового поселения, выписки из архивных документов, фотографии из общедоступных источников и из семейных архивов жителей района, публикуются статьи по истории района и рассказы-воспоминания самих «новопоселенцев». Интересные материалы пожилые жители района приносят в библиотеку.

Так библиотека делает очень нужное и доброе дело — сохраняет историческую память о районе для последующих поколений. Благодаря этой деятельности многие молодые люди приобщаются к истории своего района и города, начинают по-новому смотреть на старшее поколение, научаются любить и понимать прошлое.

Библиотека поможет бедному музыканту и даже научит любить романсы

Не может не радовать, что среди современных читателей — много молодых лиц. Вопреки скептикам, в библиотеку все же ходит много молодых людей. И не только за книжками. Ведь где еще есть место, в котором можно спокойно посидеть за ноутбуком, подготовиться к занятиям, а то и просто приятно провести время в тепле, когда на улице зимняя стужа или осенняя непогода.

Маруся Малашенко по профессии — музыкант. Библиотеку девушка, по ее словам, обожает и называет не иначе, как любимым местом в городе. — В «публичке» (так в Ростове называют Донскую государственную публичную библиотеку — прим. автора) сам облик здания необычен. Туда можно ходить как на экскурсию.

Читайте также:  Будучи студентом...обязательно сделай это!

— Мне, как музыканту, «публичка» — это подарок судьбы, — говорит Маруся. — Ведь там есть музыкальная комната, которую можно арендовать за копейки, чтобы поиграть. Некоторые ходят туда познакомиться.

— Один раз в жизни я решила прогулять пары по музыкальной литературе, — вспоминает преданная читательница. — Тема была связана с цигарками романсами, но мне так они не нравились, я их ненавидела и решила не идти на пары, а заглянуть в «публичку».

Стою спрашиваю книгу о том, как строилась Венеция, но тут подбегает мужчина, весть вдохновлённый, хватает меня за руку и говорит: пойдёмте, я вам спою! Я говорю: хм, ну пойдёмте. Закрывается он в музыкальной комнате и начинает петь цыганские романсы, я замерла от удивления.

Заворожил он меня красотой исполнения! После этого я не прогуливала пары и полюбила романсы!

Так сложилось, что сфера культуры — одна из самых обделенных в российском бюджете.

Чаще всего под культурными мероприятиями подразумевают всевозможные официозные фестивали, концерты в дни государственных праздников, и на этом фоне как то отходит на второй план настоящая культура — музеи, картинные галереи, театры, библиотеки.

Труд библиотекаря сегодня — один из самых малооплачиваемых, и надо отдать должное энтузиазму и выдержке людей, посвятивших свою жизнь не только книгам, но и помощи другим людям — в поиске информации, в соприкосновении с культурой, искусством и наукой, а может быть — и в поиске самих себя.

Источник: http://yug.svpressa.ru/culture/article/134802/

Библиотека в школе

1. В библиотеке всегда есть интересные книги

2. С каждым разом интересных книг в библиотеке становится всё больше.

3. Библиотеке не нужны твои карманные деньги.

4. В библиотеке есть приятные библиотекари, которые всегда рады помочь советом.

5. Если тебе надо написать реферат, библиотека, в отличие от Интернета, сразу выносит тебе именно нужную литературу.

6. Библиотека проводит интересные мероприятия.

7. В библиотеке можно насладиться тишиной.

8. Именно в библиотеке можно найти новых друзей.

9. В очереди за книгой можно встретить свою любовь.

КАКИЕ ЕЩЁ ПРИЧИНЫ ТЕБЕ НУЖНЫ?

Семнадцать причин читать книги

1 причина

Книга – это развлечение и приключение. Она способна заставить нас плакать и смеяться. Книга может утешить и подсказать выход из трудной ситуации.

2 причина

Книга развивает  нашу речь, расширяет наш словарный запас.

3 причина

Книга пробуждает нашу фантазию и учит нас мыслить образами.

4 причина

Книга рождает у нас новые вопросы, над которыми стоит задуматься.

5 причина

Книга развивает наше мышление. Из неё мы узнаём  понятия, которые помогают нам мыслить, и новые идеи. Он расширяет горизонты нашего мира.

6 причина

Из книг мы узнаём о других странах, кто,  где и как живёт, о природе, технике, истории, обо всем на свете, что нас интересует.

7 причина

Книга учит нас сопереживать .Она позволяет нам почувствовать себя в положении другого человека и понять, что он чувствует.

8 причина

Книга побуждает нас задуматься о том, что ошибочно, что хорошо, а что плохо.

9 причина

Книга объясняет нам, как устроен мир, и как все в нём  взаимосвязано.

10 причина

Книга открывает нам, что на один вопрос может быть несколько ответов, и что любую проблему можно посмотреть с разных сторон

11 причина

Книга помогает нам понять нас самих. Ты больше уверен в  себе, когда  знаешь, что есть люди, которые думают и чувствуют также как и ты.

12 причина

Книга открывает нам, что все люди разные. Читая книги, написанные в разные эпохи и в разных культурах, ты становишься терпимее и учишься преодолевать предрассудки.

13 причина

Книга  —  лучшее  средство от  одиночества. Её можно читать где угодно. Книги  можно бесплатно  взять в библиотеке.

14 причина

Книга-часть культурного наследия. Она  дарит нам общность впечатлений и знаний.

15 причина

Хорошую детскую книжку хочется читать вслух. Такое чтение приносит радость и детям и взрослым. Книга — это мост между поколениями.

16 причина

Детская книга — результат труда многих людей:  писателя, художника, редактора, печатника, дизайнера, корректора, фотографа, библиотекаря, издателя, продавца книжного магазина и др. Она обогащает культурную среду. Книга является важным предметом культурного экспорта и представляет нашу страну за рубежом.

17 причин

Детская книга – это первая встреча с литературой – бесконечным миром, который  остается с нами на всю жизнь.           

Источник: http://kochishi-sch.elsk-roo.gov.by/biblioteka-v-shkole/1472-10-prichin-khodit-v-biblioteku

Не перечесть!

«ПОнедельник» выяснил, чем советские библиотеки отличались от современных, узнал, что там делать в век электронных книг и назвал ряд веских причин, почему в читальные залы не зарастет народная тропа.
Текст: Анна Усенко

Тишина

В ресторан, как известно, ходят не за вкусной едой, а за атмосферой; что касается библиотек, смею предположить, что туда ходят не только за знаниями, но и за непривычной тишиной. На помощь жителю шумного мегаполиса приходит умиротворяющая обстановка читального зала, где слышен лишь шелест перелистываемых страниц, отодвигаемых стульев и иногда чье-то деликатное покашливание.

Клуб

Информационные технологии, которые так сильно изменили образ жизни человека, с одной стороны, отбирают у библиотек посетителей, ведь есть домашний интернет, есть электронные книги…

Но, с другой стороны, благодаря появлению во многих библиотеках точек Wi-Fi в читальном зале можно устроить себе прекрасное учебное или рабочее место, а собственные сайты и странички библиотек служат дополнительным источником информирования о событиях, проходящих в стенах читальных заведений. А событий этих немало.

Под влиянием времени и технологий, а также в связи с изменением сознания самого читателя библиотеки год за годом превращаются из книгохранилищ в социокультурные центры, где проходит невероятное количество разнообразных мероприятий.

Алина Петухова,школьница — Моя бабушка, преподаватель географии, не может представить жизнь без хорошей книги. Она не знает, что такое интернет, и телевизор не захватывает ее внимание так, как книга. Поколение, которое жило в дотелевизионную эпоху, вспоминает библиотеки с теплотой, ведь в то время вариантов развлечений было мало, книги не только читали, но и пересказывали друг другу.

Конечно, привлекательность той или иной библиотеки в большой мере зависит и от настроя, отношения к делу и к читателям ее сотрудников. Библиотекари, частенько беря инициативу в свои руки, превращают унылое государственное заведение в уютный дом, куда хочется зайти в гости.

Так, например, подростки могут проводить время в библиотеке вместо поиска приключений на улице, одинокие старики получают общение и поддержку, а молодежь, которая приходит работать в библиотеки, имеет возможность реализовать свои идеи в сфере организации событий.

Единственное, чего, как обычно, не хватает скромным «храмам знаний», — финансирования и заботы о сохранении и развитии библиотечного наследия со стороны государства.

Екатерина Силинская, сотрудница библиотеки им. Ленина — Возникает когнитивный диссонанс, когда приходишь сюда и видишь, какую работу проделывают библиотекари. Сама книговыдача — лишь малая часть всего того, что здесь творится, если вы обратите внимание на наши афиши — большое количество клубов, кружков, мероприятий, творческих вечеров… Часто при организации и проведении мероприятий используются наши профессиональные навыки: я как учитель истории провожу исторические викторины. Ежемесячно нас посещают около 7000 человек.

Вдохновение

Петербург — имперский город, и былое величие по-прежнему улавливается не только в залах Эрмитажа и интерьерах Екатерининского дворца, но и в сокровищницах знаний — библиотеках.

Приезжий, попадая в любую из центральных публичных петербургских библиотек, испытывает большое воодушевление, во-первых, от роскоши залов, во-вторых, от обилия возможностей для самообразования, а в-третьих, от того, что все это — доступно и бесплатно.

Сейчас в городе действует единый электронный билет для посещения всех публичных библиотек, поэтому записаться не составляет труда. Людям, не имеющим прописки в Санкт-Петербурге, книги выдаются под денежный залог, размер которого зависит от цены книги.

По-прежнему неискоренимы библиотечные хулиганы, которые берут и не возвращают книги. Здесь библиотекари разводят руками: методов борьбы с этим нет, книги утекают из книгохранилищ. Однако в противовес им есть горожане, которые по собственной инициативе приносят книги в фонды библиотек.

Иван Давыдов,студент СПбГУКиТ — Я практически не хожу в библиотеки. В детстве я брал всего одну книгу в детской библиотеке и зачитал ее до дыр, пришлось склеивать (это была книга про Незнайку). Сейчас мир изменился, и для того чтобы достать нужную информацию, не обязательно идти в библиотеку, зачастую достаточно просто набрать слово в поисковике. К тому же я собираю свою личную домашнюю библиотеку, поскольку считаю, что тексты, к которым я обращаюсь, должны быть постоянно под рукой.

Рабочий кабинет

В наш жестокий век капитализма библиотека, пожалуй, — одно из тех немногих бесплатных мест, где можно при наличии желания трудиться, изобретать, писать, исследовать и, конечно, читать. Однако книги уже давно не являются мотиватором для похода в библиотеку.

Все ленивее становится обыватель, все больше молодежь интересует жизнь в мониторе, мобильном телефоне или планшете, нежели за их пределами. По воспоминаниям сотрудника библиотеки Петроградского района, еще в 2005 году здесь стояли очереди за книгами, а в читальном зале не было мест.

Сейчас же ситуация обратная, и спросом пользуются лишь места за компьютерами, подключенными к интернету. Посещение библиотеки перестало быть важным ритуалом для вечно куда-то спешащих горожан.

Привлечь их туда теперь можно если не при помощи хлеба, то только при помощи зрелищ, но все-таки преимущественно культурного характера.

Владимир Ильич Белов,сотрудник НИИ, пенсионер — Чаще всего хожу в Центральную городскую библиотеку им. Маяковского по трем адресам: Невский проспект, 20 (БИКЦИМ), набережная Фонтанки, 44 (основной фонд), и набережная Фонтанки, 46 (иностранный отдел). На Невском, 20, посещаю занятия по философии в Подвесном университете (это система бесплатного обмена знаниями, в которой каждый участник проекта может быть преподавателем одного курса и учеником другого. — Прим. ред.), бываю на открытии художественных выставок, на концертах и поэтических вечерах. В полуподвале дома № 44 смотрю на большом экране киноклассику. В Белом зале на Фонтанке, 46, слушаю стихи в Клубе XL. Во дворе особняка на Фонтанке, 46, бываю на мероприятиях на свежем воздухе: День Достоевского, День Маяковского, День памяти начала Первой мировой войны и т. д. Посещаю аналогичные мероприятия в библиотеке им. Лермонтова (Литейный, 19). Слушаю стихи в библиотеке на Карповке. Книги на дом беру редко, три-пять книг в год в каждом из отделов. Журналы просматриваю во всех библиотеках на выставках новых поступлений.

О дефицитной советской литературе

В советское время были очень строгие требования при записи: в Публичную библиотеку на углу Невского и Садовой записывали только с дипломом вуза. Тем, у кого не было высшего образования, приходилось ехать в филиал на Краснопутиловской улице.

В районные библиотеки записывали только по месту прописки. За наиболее популярными книгами и свежими журналами надо было записываться в очередь.

Библиотекари как хозяева дефицита отдавали предпочтение «своим», хотя и не достигали той степени «уважения», которой пользовались мясники и театральные кассиры. Трудно было получить книгу на дом, но зато в читальных залах все было доступно практически любому человеку.

В школьные годы я без проблем читал дефицитные книги в юношеском отделе Публичной библиотеки, сидя за столом в стиле «сталинский ампир» под лампой с зеленым абажуром.

О наполнении библиотек

Центральные библиотеки выписывали все отечественные периодические издания и множество зарубежных. Сейчас найти серьезный научно-технический журнал даже в Библиотеке академии наук и РНБ почти невозможно.

Раньше книга была очень авторитетным источником информации, факты проверялись компетентными людьми. Сейчас это такой же товар, как и любой ширпотреб.

В советское время в книжных магазинах от одной трети до половины площади занимала научно-техническая литература, а сейчас лишь несколько полок.

Об авторах и развлекателях

Порочная политика книгоиздания и книготорговли сказывается и на комплектовании библиотек. В результате книга не выполняет своего назначения как средства самообразования и расширения кругозора. Многие зарубежные писатели именуют себя не авторами (author — «писатель»), а развлекателями (entertainer).

На мой взгляд, авторское право — это колоссальный тормоз на пути распространения знаний и культуры.

Сами писатели крайне редко имеют возможность улучшить свое благосостояние, весь барыш идет в лапы коммерческих структур, эксплуатирующих и писателей, и покупателей непомерно дорогих для рядового человека книг.

«ПОнедельник» представляет читателям три библиотеки города, безусловно, заслуживающие внимания:

Библиотека им. В. В. Маяковского

наб. р. Фонтанки, 44 (основной фонд)

Как пройти до этой библиотеки, вам покажет любой коренной петербуржец, даже если вы разбудите его ночью.

В этой библиотеке накоплен большой фонд периодики, хранятся раритетные книжные издания и энциклопедии, есть таинственный отдел петербурговедения и тихие уютные читальные залы, которые вовсе не переполнены людьми.

Стоит отметить, что на первом этаже работает компьютерный центр, мультимедийная DVD- и CD-библиотека и стоят ультрасовременные красные кресла для просмотра кинофильмов на проекторе. При посещении не забудьте сдать одежду милой бабушке-гардеробщице. Вход со своими книгами в библиотеку запрещен.

Российская национальная библиотека

пл. Островского, 1

Всего в паре шагов от Гостиного Двора располагается шикарная библиотека с просторным читальным залом. Здесь есть все для того, чтобы заниматься учебной и научной деятельностью: атмосфера к тому располагает. Высокие потолки и арки, торжественная лестница и строгие правила. На пропускном пункте в библиотеку вас встретит сотрудник в полицейской форме.

В библиотеку нельзя приносить сумки, разрешается брать с собой предметы для работы — тетрадь, ноутбук и прочие аксессуары. Маленькое скромное библиотечное кафе накормит голодного читателя, вернув его назад в прошлое своим советским убранством. Здесь за чашечкой чая можно случайно познакомиться с настоящим ученым и завести с ним интеллектуальную беседу.

Библиотека британской книги

7-я Красноармейская ул., 30

Данная библиотека предназначена для англофилов. Она уникальна своей коллекцией книг и мультимедийных материалов, доставшихся библиотеке по наследству от центра Британского совета (British Сouncil), когда-то существовавшего в Петербурге.

Здесь рай для любителя языка: можно прочитать Сэлинджера «Над пропастью во ржи» в оригинале, найти британскую газету или журнал, посмотреть редкий английский фильм.

Помимо библиотечного фонда, в этой библиотеке часто проходят любопытные мероприятия, такие как, например, встречи с интересными людьми — носителями английского языка. Не только пенсионеры, но и люди среднего и молодого возраста любят эту библиотеку.

Читайте также:  Что делать, если студенту хочется домой?

Ходить или не ходить в библиотеку — личное дело каждого, зависящее от его интересов и целей в жизни.

Но, живя в Петербурге, нельзя быть равнодушным к тому, что происходит в библиотечном мире, нельзя забывать, что библиотеки отчаянно заинтересованы в посетителях с живым и неподдельным интересом к книгам, образованию и просвещению — вне зависимости от пола, возраста и вероисповедания.

Источник: https://ponedelnikmag.com/post/ne-perechest

PROдвижение: Зачем идти в библиотеку

Приветствуем всех, кто зашел на эту страничку: читателей, коллег, посетителей сайта! Мы продолжаем диалог в рубрике «PROдвижение». Заголовок второго выпуска «Зачем идти в библиотеку» говорит сам за себя. Размышлениями делится ученый секретарь Научной библиотеки Артем Викторович Васильев.

О ностальгии по библиотеке

Несколько месяцев назад пост в одной социальной сети с фотографией из НБ ТГУ собрал тысячи лайков. Это была картинка из шестидесятых, на ней был изображен зал для студентов (современный большой конференц-зал), переполненный людьми, сосредоточенно и увлечённо работающими в тишине с книгами.

У многих эта фотография вызвала чувство ностальгии, хотя вряд ли большинство подписчиков ВКонтакте застало те времена. Библиотека тогда действительно была лучшим местом для читателей и книг: получая обязательный книжный экземпляр, она была незаменима для всякого, кто нуждался в информации.

Для хранения быстрорастущих фондов и обеспечения доступа к ним увеличивающейся студенческой и преподавательской аудитории в 1978 г. было построено новое здание библиотеки.

С конца 90-х годов появляется электронный каталог, осуществляется стратегия открытого доступа к информации, модернизируются все еще переполненные читальные залы, устанавливаются компьютеры с электронными базами данных и выходом в Интернет.

Но вместе с новыми технологиями в библиотеке и вне ее при росте востребованности ее ресурсов (особенно электронных), посещаемость библиотеки стала падать. У человека, просматривающего дома за компьютером фотографию с людьми, пришедшими пятьдесят лет назад в библиотеку, по сравнению с ними есть безграничные возможности для поиска информации: что, когда и где читать. Еще полвека назад связь между книгой, физическим пространством и человеком была гораздо явственнее. Сейчас разрыв этой связи многими воспринимается как утрата.

Парадигмальные изменения

Посещаемость падала не только в нашей библиотеке. На рубеже веков многие университетские библиотеки мира оказались в таком же положении. Так, в США большой резонанс, в том числе и за пределами библиотечного сообщества, вызвала статья Скота Карлсона «Опустевшая библиотека» («The Deserted Library»), опубликованная в 2001 г.

в популярном академическом издании «Хроники высшего образования». Речь шла, как следует из названия, об удручающей статистике показателей посещаемости библиотек США: уменьшение количества читателей несет угрозу для библиотек в их стремлении утвердить свою роль в университетском пространстве. Чуть ранее, в 1999 г. другой исследователь Д.

Кроуфорд предсказывал: «Следующей продолжительной дискуссией в библиотечной науке будет дискуссия о пространстве». На первый взгляд, с этим прогнозом было трудно согласиться: библиотекари всегда много размышляли о пространстве — архитектуре зданий, о функциональных особенностях и дизайне помещений.

Но ранее никогда эти дискуссии не были связаны с рассуждениями о судьбе библиотек в целом.

Оказалось под вопросом само физическое пространство библиотек: если студенты, преподаватели и ученые могут получать информацию со своих компьютеров где угодно и когда угодно – зачем им идти в библиотеку? И в этом смысле исследователи оказались правы: за последние пятнадцать лет в отношении к проблеме планировки и обновления библиотечных пространств существенно поменялись вопросы, которые задают библиотекари, дизайнеры и архитекторы, прежде чем запускать эти процессы.Последовавшие дискуссии разворачивались в двух направлениях: часть была посвящена обоснованию роли электронного пространства библиотек, но одновременно выкристаллизовывалось и ключевое значение именно физического пространства. Тема «библиотека как место» заняла важное место в библиотечно-информационных исследованиях.

Большую популярность приобрели работы Скотта Беннета, длительное время работавшего в библиотеке Йельского университета. Он выделил три исторические парадигмы в проектировании библиотек по степени доступности информации в те или иные эпохи.

•    Первая из трех парадигм берет свое начало до эпохи массового книгопечатания. Поскольку книги были относительно редким и дорогим товаром, пространство библиотеки было подчинено читателю. Воплощением этой парадигмы могут служить вместительные читальные залы старых европейских библиотек, рассчитанные на длительную и серьезную работу читателя с книгой. Влияние этой парадигмы ощутимо до наших дней.•    Вторая парадигма — это библиотека, ориентированная на книгу. Ее возникновение вызвал стремительный рост книгопечатания в XIX – XX вв., когда основной целью библиотек стало пополнение, сохранение и обеспечение доступа к печатным фондам. Еще пятьдесят лет назад основной проблемой для руководителей библиотек был рост книжного фонда — основные ресурсы тратились на ее решение. История научных библиотек в XX в., по выражению Скотта Беннета, это история вытеснения книгами читателя и сизифовых попыток библиотек избежать этой угрозы.

•    Стремительная утрата книгой роли главного источника информации и современные технологии, приведшие в целом к избыточности информации, создали, по мнению Скотта Беннета, предпосылки для формирования новой парадигмы: «Learning space» — «библиотеки как места обучения». В эпоху, когда каждое место – это потенциально библиотечное (т.е. имеет доступ к почти неограниченным информационным ресурсам), перед библиотеками стоит задача не организации взаимодействия читателей и книги, а налаживание связи между пространством и учением.

Программа обновления пространства ТГУ

Именно с этой точки зрения мы подошли к созданию перспективного плана обновления пространства НБ ТГУ. Мы хотели взглянуть на библиотечное пространство как на уникальный ресурс для обучения и исследований ТГУ и развивать его в соответствии с изменениями в высшем образовании и в предпочтениях ключевых пользователей.

Эти изменения исходят из требований новых образовательных стандартов, многообразия задач современных студентов и исследователей, разных стилей работы. Новые образовательные технологии взывают к более активному участию студентов в собственном образовании.

Значительно увеличилось время самостоятельной работы, изменились форматы представления результатов: презентации, групповые проекты, дебаты и т.п. В целом возрастает социальное измерение образования, общение становится важнейшим источником нового знания.

В библиотеку сегодня приходят, чтобы решать гораздо больше задач, чем ранее, и решать их по-новому. Поэтому одной из стратегических целей библиотеки университета является не увеличение книговыдачи или посещаемости, а новая организация пространства для максимального обогащения образовательного опыта студентов.

Новое пространство библиотеки будет включать в себя разнообразные компоненты. В целом их можно разбить три группы.•    Основой современного образования остается индивидуальное обучение.

В библиотеке должна быть предусмотрена совокупность мест для индивидуальной работы: «тихие» зоны, читальные залы, залы для отдыха, компьютерные кластеры — первая группа.•    Вторая группа – это места совместного обучения, где возможны разговоры.•    Третья группа – это специальные помещения, предназначенные для проведения занятий, дискуссий, подготовки проектов, встреч с тьюторами.

Что касается дизайна таких помещений, то можно чисто условно выделить несколько принципов. Во-первых, это практичность: помещения должны планироваться в соответствии с реальными нуждами студентов.

Основываясь на идее о том, что знания производятся в процессе общения, такие пространства должны поддерживать коммуникацию между студентом и его коллегами, преподавателями, научными руководителями, библиотекарями.

Во-вторых, хотя это и сложно претворить в жизнь, пространство должны быть максимально открытым и неразделенным, подчеркивать междисциплинарный обмен идеями. Предпочтение отдается стеклянным перегородкам и плавному перетеканию одних функциональных зон в другие.

Отдельные кабинки остаются в специальных зонах для «тихой» работы. В-третьих, это гибкость и изменяемость, ориентированность на мобильность студентов, беспроводные технологии и трансформируемую мебель.

В-четвертых, комфортабельность: в организации пространства учитываются разные стили обучения. И, в-пятых, креативность: дизайн, мебель, планировка должны подчеркивать функциональность помещений, подталкивать студентов к активной творческой работе.

С тем, как все эти принципы будут реализованы, можно ознакомиться в нашем специальном промо-блоке «Перемены в Научной библиотеке ТГУ: обновление пространства».

Сроки

К настоящему моменту завершен первый этап работы по плану обновления пространства: в разных местах библиотеки появились уголки «третьих мест», была открыта экспозиция по истории библиотеки, организован информационный центр 24/7.

Сейчас приступили к организации исследовательской зоны — ее открытие планируется ко Дню российской науки.

Одновременно для повышения комфортности библиотеки, улучшения ее внешнего облика осуществляется замена оконных конструкций в холлах нового здания, широко ведутся ремонтные работы — на абонементе, в учебных аудиториях библиотеки, помещении гардероба, вестибюле при входе в новое здание.

Завершить их планируется к новому году. Проекты следующего этапа будут включать в себя масштабную модернизацию читальных залов, внедрение новых технологий читательского самообслуживания, расширение зоны открытого хранения документов.

Баланс между общением и тишиной

Реализация плана обновления пространства сразу побудила задуматься об эффекте изменений. Ключевая роль на первом этапе была отведена созданию информационного центра 24/7. Он сразу стал одним из самых посещаемых залов библиотеки. При этом хотелось бы остановиться не столько на положительных отзывах, сколько на проблемах и сомнениях.

Естественно, что, будучи первым залом, где появились места для совместной работы и «шумные» зоны, он вызвал определенную критику со стороны тех, кто привык к традиционным читальным залам. Ведь по-прежнему большинство студентов приходит в библиотеку, чтобы заниматься в тишине с книгами, и, соответственно, ими такой зал может восприниматься как нечто не совсем органичное для библиотеки.

Эта проблема также не нова. Очень остро ее поставил, например, Джеффри Гейтон, проведя различие между «общинной» («communal») и «социальной» («social») библиотекой. Основной его тезис: превращая библиотеки в современные коворкинг-центры и поддерживая социальное измерение обучения, библиотеки теряют свою уникальность.

На территории кампуса должны быть другие места, где студенты и преподаватели могут обмениваться идеями, в то время как библиотека – единственное место, где они могут заниматься в тишине. Еще в 1970-е гг. в исследованиях Р.

Соммерса была отмечена одна поразительная способность библиотечного пространства: нахождение в читальных залах в окружении других читающих и работающих людей активизирует и стимулирует деятельность человека – эффект «социального прироста» (влияние других людей на повышение активности того или иного человека) сказывается в библиотеке, как нигде.

Более того, в традиционных тихих читальных залах происходит нечто большое: читая в тишине, наблюдая, как это делают другие, и понимая, что они могут наблюдать за тобой, читатель ощущает себя частью большого академического сообщества, у него формируется чувство сопричастности. Это и есть то, что Гейтон называет «общинной» сущностью библиотеки.

Гейтон сам же находит решение для проблемы: необходимо достичь правильного баланса между местами для индивидуальной и совместной работы. Сам он, наблюдая ситуацию в американских библиотеках, где все больше тихие залы теряют свою актуальность, не верит в такую возможность.

Мы же в Научной библиотеке ТГУ, только приступая к реформированию пространства, имеем все шансы сохранить преимущества традиционной библиотеки и одновременно пойти навстречу новым требованиям. Вполне логично, что изменения на первом этапе коснутся организации востребованных пространств для взаимодействия и коммуникаций. Но при этом мы сохраним традиционные читальные залы (в том числе и самый строгий и тихий из них – профессорский), сделав их в будущем более современными и удобными.

Артем Викторович Васильев

Ученый секретарь Научной бибилотеки

Ваши комментарии, отзывы и предложения пишите по адресу: bubenova@lib.tsu.ru

Спасибо за уже присланные отклики на выпуски рубрики, мы вам обязательно ответим.

Архив выпусков

Источник: http://www.lib.tsu.ru/ru/prodvizhenie-zachem-idti-v-biblioteku

Ссылка на основную публикацию